УДК [94:32](470+571)»20»
ББК 63.3(2)6
Ч-91
Т.Н. Чунихина,
кандидат политических наук, доцент кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, тел.: +79184882998, e-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СТАРОСТЫ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ (1993-2018 ГГ.)
(Рецензирована)
Аннотация. В статье на основе федеральных, региональных и муниципальных нормативных актов дается историко-правовой анализ трансформации статуса старосты сельского населенного пункта. Охарактеризован процесс изменения целей и задач деятельности старост, объема их полномочий, сферы ответственности, порядка взаимодействия органов местного самоуправления со старостами сельских населенных пунктов.
Ключевые слова: староста, сельский населенный пункт, местное самоуправление, полномочия старосты, взаимодействие органов местного самоуправления и населения, жители сельского населенного пункта, вопросы местного значения.
T.N. Chunikhina,
Candidate of Political Sciences, Associate Professor of Department of Sociology, Jurisprudence and Work with Personnel, Kuban State University of Technology, Krasnodar,ph.: +79184882998, e-mail: [email protected]
FORMATION OF INSTITUTE OF THE HEAD OF THE RURAL SETTLEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION: HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS (1993-2018)
Abstract. In the paper, based on federal, regional and municipal legislative instruments, the historical and legal analysis of transformation of the status of the head of the rural settlement is given. Process of change of the purposes and objectives of activity of heads, volume of their powers, spheres of responsibility, order of interaction of local governments with heads of rural settlements is characterized.
Keywords: head, rural settlement, local government, powers of the head, interaction of local governments and population, residents of the rural settlement, questions of local value.
Современный опыт государственного нормативного регулирования статуса старосты сельского населенного пункта берет начало в 1993 г., когда термин «староста» был введен Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г.
№ 1760. Им обозначалась должность главы местного самоуправления в городских, сельских поселениях, других населенных пунктах наравне с такими понятиями, как «глава администрации», «мэр» и т.п. Конкретное наименование главы
местного самоуправления определялось законодательством субъектов Российской Федерации с учетом местных условий, исторических и национальных особенностей.
Большинство представительных органов регионального уровня установили наименование руководителя местного самоуправления единообразно - «глава» (Красноярский край [1], Московская область [2], Алтайский край [3] и др.). В некоторых муниципальных образованиях, как правило, городских поселениях, высшее лицо местного самоуправления именуется мэром, например, в городе Хабаровске [4]. В повседневном обращении используются наименования и «глава», и «мэр». Но слово «глава» применяется в официальном контексте при издании официальных документов, влекущих правовые последствия их реализации [5], а в других случаях, например, при подписании обращений, поздравительных адресов и актов, не имеющих юридического значения, при осуществлении представительских функций, возможно использование термина «мэр». Таким образом, официальное юридическое наименование должности все-таки «глава».
Широкого юридического закрепления обозначение главы муниципального образования как «старосты» в актах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не получило. Это наименование использовалось для определения лица территориального общественного самоуправления и преимущественно в сельских населенных пунктах. Например, в Ленинградской [6], Владимирской областях [7], Приморском крае [8]. Причем в правовых актах этих субъектов староста определялся как «глава территориального общественного самоуправления сельского населенного пункта» [7], как «представитель исполнительной власти в населенном пункте, наделенный соответствующими
полномочиями и доверием жителей и обеспечивающий самостоятельное решение вопросов местного значения» [9], «выборное должностное лицо общественного самоуправления населения» [8], «представитель населения» [10].
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [11] установил единые, общие для всех субъектов Российской Федерации правовые, территориальные, организационные и экономические принципы функционирования органов муниципальной власти в стране. В данном акте указывалось более десятка форм прямого участия граждан в осуществлении местного самоуправления (местный референдум, выборы, голосование по отзыву должностных лиц, сход граждан, правотворческая инициатива и другие). Также законодатель устанавливал возможность использовать «иные формы», не противоречащие федеральным и региональным правовым актам. По мнению И.И. Макарова, такая позиция законодателя привела к тому, что руководители регионального уровня в силу различного рода объективных причин «не имели возможности решать проблему сохранения этой малой формы участия граждан в решении вопросов местного значения», а главы муниципальных образований «не уделяли необходимого внимания поддержке и развитию института сельских старост» [12; 46].
Существование и развитие института старост стало делом муниципальных образований, что отразилось в многообразии подходов муниципального законодателя к определению и функциональному потенциалу таких лиц.
В большинстве муниципальных правовых актов определялась роль старосты как уполномоченного представителя населения сельского поселения (собрания граждан) во взаимоотношениях с органами
местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления [13; 14; 15; 16; 17]. В некоторых актах конкретизировались цели деятельности старосты. Например, информирование органов местного самоуправления сельского поселения о мнении жителей по решению местных вопросов для учета этого мнения при принятии решений муниципалитетами [14; 13]; содействие главе субъекта Федерации в реализации его полномочий в сфере организации местного самоуправления [18].
Перечень направлений деятельности сельских старост можно разбить на две группы. Первая группа сводилась к оказанию содействия администрации муниципального образования по решению ряда вопросов местного значения, к которым относились: защита интересов населения, доведение проблем до соответствующих региональных и муниципальных органов власти, принятие мер для их решения, участие в разрешении споров и конфликтов граждан [19]; информирование населения о принятых муниципальных правовых актах и содействие их исполнению [20; 18; 21]; содействие в реализации прав и законных интересов граждан [21]; проведение встреч граждан с целью формирования различного рода обращений в органы власти [21; 22]; участие в разработке и осуществлении планов и программ социально-экономического развития территории [19]. Второе направление деятельности связано с организацией массово-политических и хозяйственных мероприятий: проведение сходов (собраний) жителей населенного пункта [13]; обеспечение на добровольных началах трудового участия населения в работах по благоустройству [13; 19; 23] и другие. Также старосты должны были участвовать в реализации ряда задач в области социальной защиты населения, например, заботиться об инвалидах войны и труда, одиноких и престарелых
гражданах, многодетных семьях, сиротах [19].
Таким образом, правовыми актами закреплялся достаточно широкий круг деятельности старост. Причем в документах одних субъектов Российской Федерации направлений работы указывалось от четырех до шести [23; 21; 15], в других - больше десятка (например, одиннадцать [22], четырнадцать [14], шестнадцать [19]), что указывало на широкое разнообразие задач и функций деятельности сельского старосты. К обязанностям старост относили: работу в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления, органами правопорядка, государственными, общественными и другими организациями; доведение до сведения населения информации об изменениях в законодательстве, касающегося прав и обязанностей граждан; оказание содействия в решении местных вопросов; проведение личных приемов жителей; привлечение населения к работам по благоустройству территории; рассмотрение различного рода обращений; содействие органам полиции и добровольным народным дружинам в укреплении общественного порядка и соблюдении паспортного режима; участие в разрешении конфликтов и споров между местными жителями. Правовыми актами муниципальных органов власти на старост могли возлагаться и специфические обязанности, например, информирование муниципальной администрации о случаях самовольного строительства и проведении несанкционированных земляных работ на подведомственной территории; оказание содействия коммунальным службам в организации сбора мусора; контроль состояния водных объектов [24]; содействие учреждениям культуры в проведении воспитательной, культурно-массовой работы среди населения; организация совместно с жителями посильной помощи социально незащищенным слоям населения [13];
подписание договоров на вывоз мусора; участие в подготовке и проведении выборов, референдумов, опросов [14].
Анализ ряда правовых актов показывает, что на старост возлагались и такие обязанности, выполнение которых является сферой деятельности других властных структур, имеющих соответствующие полномочия и финансирование. Примерами могут служить полномочия по информированию жителей о необходимости уплаты налоговых, страховых и иных платежей; работе в тесном контакте с органами госпожарнадзора, энергонадзора [13]; участию в организации муниципальной системы оповещения и связи на случай чрезвычайных ситуаций [9]; контролю укомплектованности добровольной пожарной дружины средствами пожаротушения [14]; содействию органам внутренних дел в применении мер общественного воздействия к лицам, склонным к совершению правонарушений [25]; участию в подготовке и проведении выборов, референдумов, опросов [17]. Качественное выполнение такого широко перечня обязанностей требует значительного времени, профессиональной подготовки и соответствующего вознаграждения. Учитывая еще и то, что старосты осуществляют свою деятельность на общественных началах, представляется недопустимым использование положений императивного характера, регулирующих их деятельность.
К правам старост муниципальное законодательство относило: обращение в муниципальные органы по вопросам его компетенции; созыв сельского схода и подписание его решений; принятие участия в заседаниях представительных органов власти и внесение в них предложений. В ряде муниципальных образований на старост возлагались особые права: делать устные замечания, предупреждения, а также требовать объяснения лиц, допустивших нарушение чистоты и порядка;
информировать администрацию поселения о нарушениях гражданами правил благоустройства; принимать участие в определении границ земельных участков [24]; вносить предложения по формированию бюджета [13]; создавать актив из граждан с активной жизненной позицией, помогающих в осуществлении общественной деятельности [13; 17]; взаимодействовать с едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований [26].
В проанализированных правовых актах не конкретизированы обязанности органов местного самоуправления по содействию старостам. В большинстве документов указано лишь на «способствование» старосте при осуществлении им своих полномочий. В Свердловской области органы местного самоуправления опираются на помощь старосты, изучают и по возможности учитывают его мнение по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующего сельского населенного пункта; содействуют старосте в осуществлении его полномочий, оказывают методическую и организационную помощь в осуществлении его полномочий, предоставляют в необходимых случаях помещения для проведения мероприятий [25; 19]. Администрация Сосенского сельского поселения координирует деятельность старост, знакомит их с законодательством, проводит совещания; способствует их взаимодействию с общественными структурами; создает необходимые условия для работы [14].
Правовые акты содержат норму о подотчетности старосты населению и (или) органам муниципального образования (главе местной администрации либо муниципальному представительному органу [13] или органам государственной власти субъекта Российской Федерации) [18]. Староста обязан отчитываться о проделанной работе не реже одного раза в полгода или год. Такая отчетность является одним из
способов контроля за деятельностью старосты.
По законодательству большинства субъектов Российской Федерации старосты действовали на общественных началах. Однако юридически устанавливалась возможность различного рода вознаграждений за их работу. Так, за активную деятельность и достигнутые результаты в работе на основании решения представительного органа местного самоуправления могли быть предусмотрены меры морального и материального поощрения из средств местного бюджета [14], а также компенсация расходов, связанных с непосредственными функциями, например, лимит расходования денежных средств на сотовую связь [17].
Законодательством ряда субъектов Российской Федерации [20; 16] предусматривалась альтернативная возможность исполнения полномочий старосты на оплачиваемой либо неоплачиваемой основе, что устанавливалось нормативами формирования расходов на местное самоуправление. Например, органы местного самоуправления в Томской области вправе самостоятельно решать вопросы материального стимулирования старост и компенсации расходов, связанных с осуществлением их деятельности [26].
Хочется отметить, что согласно ранее действовавшим нормам федерального законодательства (ФЗ № 131-ФЗ) регулирование правового статуса, порядка деятельности, полномочий сельских старост осуществлялось только актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и принятыми на их основе муниципальными нормативными правовыми актами, которые, к сожалению, не выражали унифицированного подхода к закреплению института сельского старосты.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.04.2018 г. № 83-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования местного самоуправления» (ст. 27.1) [27], юридическое положение этих лиц определено однозначно. По мнению А.Г. Быковой, «унификация института сельского старосты позволит решить многие проблемы правового статуса старост, в частности, приведет к четкому пониманию, для чего он нужен, и к пониманию о невозможности встраивания сельского старосты в вертикаль власти» [28; 26].
Законодательно определена главная задача деятельности старост: взаимодействие местной власти и жителей сельских поселений в решении вопросов местного значения. Старосты призваны работать с населением, реализуя это взаимодействие через сходы, собрания, конференции жителей, направляя по результатам подобных мероприятий обращения и предложения в органы власти, в том числе в виде проектов муниципальных правовых актов, которые подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления. Старосты информируют жителей по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, доводят до сведения жителей важную информацию, полученную от местных органов власти; содействуют в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений. Уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами муниципальных представительных органов власти, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться и иные полномочия старост сельских населенных пунктов.
Современное развитие института сельских старост является логической формой реализации Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации
на период до 2030 г. [29], в которой одной из важнейших форм осуществления местного самоуправления является организация и поддержка деятельности старост. Как лицо, являющееся посредником в информационном обмене между органами муниципальной и государственной власти, с одной стороны, и жителями сельских населенных пунктов, с другой, староста обеспечивает полноценное функционирование органов власти и своевременное и качественное удовлетворение нужд граждан. Важность решения вопроса о юридическом статусе сельского старосты определяется его возможностью организовать работу с населением. Четкое законодательное регулирование деятельности этих субъектов муниципальных правоотношений позволит вовлечь население в активное решение вопросов местного значения и повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления в сельской местности.
Таким образом, анализ российского законодательства, регламентирующего институт сельского старосты, позволяет выделить следующие периоды его развития:
- первый этап - 1994-2003 гг., связан с формированием законодательства в этой области, введением в региональное и муниципальное законодательство института старосты сельского поселения;
- второй этап - 2003-2018 гг., характеризуется развитием правовой базы, многообразием и вариативностью подходов к юридическому статусу и полномочиям сельских старост;
- третий этап - современный, с апреля 2018 г., закрепляющий общегосударственные единообразные принципы регулирования целей деятельности старост сельских населенных пунктов.
Следующим шагом совершенствования этого института будет принятие региональных правовых актов, а затем - разработка и утверждение положений о сельских старостах в муниципальных образованиях. Главной задачей всех этих актов должно быть определение старосты как представителя населения во власти, обеспечивающего активную заинтересованность самих жителей в решении проблем конкретных территорий, их солидарность в решении насущных вопросов местного значения.
Примечания:
1. О наименованиях представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований и местных администраций в Красноярском крае: закон Красноярского края от 20.06.2006 г. №19-4805. URL: http://base. garant.ru/30099569/ (дата обращения: 30.08.2018).
2. О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области: закон Московской области от 31.03.2005 г. № 98/2005-0З // Вестник Московской областной Думы. 2005. № 10.
3. О наименованиях представительных органов муниципальных образований, должностей глав муниципальных образований, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) в Алтайском крае: закон Алтайского края от 09.12.2005 г. №112-ЗС // Звезда Алтая. 2005. 13 декабря.
4. О наименованиях органов местного самоуправления городского округа «Город Хабаровск»: закон Хабаровского края от 28.04.2004 г. № 178 // Приамурские ведомости. 2004. 6 мая.
5. Об использовании наименований должности «Глава города Красноярска», «Мэр города Красноярска»: постановление администрации г. Красноярска от 25.10.2004 г. № 466. URL: http://base.garant.ru/18565768/ (дата обращения: 27.08.2018).
6. Типовое положение о старосте сельского или иного населенного пункта (деревни, села, поселка) Ленинградской области: утверждено постановлением Главы
администрации Ленинградской области от 18.01.1994 г. № 9 «О проведении выборов в законодательное собрание Ленинградской области и органы местного самоуправления в марте 1994 года». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&bpas=cd0 0000%2Fr024700&v3=&v3type=1&v3value=&v6=&v6type=1&v6value=&a7type=1& a7from=&a7to=&a7date=18.01.1994&a8=&a8type=1&a1=&a0=&v4=&v4type=1&v4v alue=&textpres=&sort=7&virtual=1&x=56&y=17 (дата обращения: 07.09.2018).
7. Об основах организации деятельности старост сельских населенных пунктов Владимирской области: закон Владимирской области от 23.10.1995 г. № 11-ОЗ. URL: http:// base.garant.ru//19305305// (дата обращения: 01.09.2018).
8. Об утверждении временного положения о старосте сельского или иного населенного пункта: постановление Администрации Приморского края от 26.12.1994 г. № 637. URL: http://base.garant.ru/30107056/ (дата обращения: 29.08.2018).
9. Положение о старосте на части территории Волошовского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, избираемого из членов Общественного совета: утверждено решением Совета депутатов Волошовского сельского поселения от 26.02.2015 г. № 49. URL: http://base.garant. ru/22925697/#block_2000 (дата обращения: 02.09.2018).
10. Положение о старосте (управляющем) сельского населенного пункта в муниципальном образовании «г. Калуга»: утверждено постановлением городской думы г. Калуга от 23.06.1998 г. № 134. URL: http://docs.cntd.ru/document/972400203 (дата обращения: 27.08.2018).
11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
12. Макаров И.И. К вопросу о правовом статусе старост сельских населенных пунктов // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 7. С. 43-49.
13. Положение о старостах сельских населенных пунктов сельского поселения Молоковское: утверждено решением совета депутатов сельского поселения Моло-ковское Московской области от 27.02.2014 г. № 12. URL: http://www.adm-molokovo. ru/documents/?PAGEN_2=16 (дата обращения: 01.09.2018).
14. Положение о старосте сельского населенного пункта сельского поселения Сосенское: утверждено решением Совета депутатов сельского поселения Сосен-ское Ленинского муниципального района Московской области от 19.08.2010 г. № 82/13. URL: http://base.garant.ru/36706797/ (дата обращения: 01.09.2018).
15. О старостах сельских населенных пунктов в Республике Тыва: Закон Республики Тыва от 27.10.2016 г. № 220-ЗРТ. URL: http://docs.cntd.ru/ document/444743089 (дата обращения: 30.08.2018).
16. О старостах сельских населенных пунктов в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 28.12.2016 г. № 132-ОЗ // Советская Сибирь. 2017. 12 января.
17. Положение о старостах сельских населенных пунктов городского округа Луховицы Московской области: утверждено постановлением главы городского округа Луховицы Московской области от 25.03.2017 г. № 25 // Луховицкий межмуниципальный вестник. 2017. № 16.
18. О сельских старостах: закон Ульяновской области от 29.09.2011 г. (в ред. от 23.12.2016 г. № 194-ЗО). URL: http://base.garant.ru/15355116/ (дата обращения: 30.08.2018).
19. Положение о Старосте сельского населенного пункта в городском округе Верхняя Пышма: утверждено решением Думы городского округа Верхняя Пыш-ма Свердловской области от 29.05.2008 г. № 56/11. URL: http://sverdlovsk.regnews. org/doc/cr/e7.htm (дата обращения: 02.09.2018).
20. О старосте сельского населенного пункта Алтайского края: закон Алтайского края от 07.06.2012 г. № 45-ЗС. URL: http://base.garant.ru/7342167/ (дата обращения: 30.08.2018).
21. О старостах населенных пунктов Вологодской области: закон Вологодской области от 10.07.2013 г. № 3121-03 // Красный Север. 2013. 16 июля. № 126.
22. Положение о старостах сельских населенных пунктов, местечек муниципального образования городского округа «Сыктывкар»: утверждено решением совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 15.01.2013 г. № 1/52. URL: http://xn--80adxb5abi4ec.xn--p1ai/attachments/article/14588/52. pdf (дата обращения: 01.09.2018).
23. Положение о старостах в сельских населенных пунктах городского округа «город Южно-Сахалинск»: решение городской думы г. Южно-Сахалинска от 26.07.2017 г. № 840/44-17-5. URL: http://duma-ys.ru/decisions/decision/2376/ (дата обращения: 05.09.2018).
24. Положение о старостах населенных пунктов на территории сельского поселения Пешковское: утверждено решением совета депутатов сельского поселения Пешковское Солнечногорского района Московской области от 06.02.2013 г. № 268/27. URL: http://docs.cntd.ru/document/432490407 (дата обращения: 05.09.2018).
25. Положение о старосте сельского населенного пункта, входящего в состав городского округа Заречный: утверждено решением думы городского округа Заречный Свердловской области от 23.09.2015 г. № 116-Р. URL: http://base.garant. ru/20970526/ (дата обращения: 01.09.2018).
26. О регулировании некоторых вопросов, связанных с деятельностью старосты сельского населенного пункта на территориях муниципальных образований в Томской области: закон Томской области от 10.04.2017 г. № 29-03. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?base=RLAW091;n=109032;req=d oc#04449695330886655 (дата обращения: 30.08.2018).
27. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования местного самоуправления: федер. закон от 18.04.2018 г. № 83-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 17. Ст. 2432.
28. Быкова А.Г. К вопросу о правовом статусе сельских старост // Вестник Омской юридической академии. 2015. № 4 (29). С. 26. С. 16-27.
29. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства РФ «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» от 02.02.2015 г. 3 151-р. URL: http://pravo. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102432051 (дата обращения: 01.09.2018).
References:
1. On the names of representative bodies of municipalities, heads of municipalities and local administrations on Krasnoyarsk Territory: the law of Krasnoyarsk Territory of June 20, 2006 No. 19-4805. URL: http://base.garant.ru/30099569/ (access date 30.08.2018).
2. On the names of local governments of municipalities of Moscow Region: Law of Moscow Region of March 31, 2005 No. 98/2005-0Z // Bulletin of Moscow Regional Duma. 2005. No. 10.
3. On the names of representative bodies of municipalities, positions of heads of municipalities, local administrations (executive and administrative bodies of municipal formations) on the Altai Territory: the law of the Altai Territory dated by December 9, 2005 No. 112-ZS // Zvezda Altaya. 2005. December 13.
4. On the names of local governments of the city district "City of Khabarovsk": the law of the Khabarovsk Territory of April 28, 2004 No. 178 // Priamurskie Vedomosti. 2004. May 6.
5. On the use of the titles of the post "Head of the City of Krasnoyarsk", "Mayor of the City of Krasnoyarsk": Resolution of the Administration of the City of Krasnoyarsk
of October 25, 2004 No. 466. URL: http://base.garant.ru/18565768/ (access date: 27.08.2018).
6. Model regulation on the head of the rural or other settlement (village, hamlet, settlement) of the Leningrad Region: approved by the Decree of the Head of the Administration of the Leningrad Region of January 18, 1994 No. 9 "On the elections to the legislative assembly of the Leningrad Region and local governments in March 1994 ". URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&bpas=cd00000%>2Fr024700&v3=&v-3type=1&v3value=&v6=&v6type=1&v6value=&a7type=1&a7from=&a7to=&a-7date=18.01.1994&a8=&a8type=1&a1 = & a0 = & v4 = & v4type = 1 & v4value = & textpres = & sort = 7 & virtual = 1 & x = 56 & y = 17 (access date: 07.09.2018).
7. On the basis of the organization of activities of chiefs of rural settlements of the Vladimir region: the law of the Vladimir region of October 23, 1995 No. 11-OZ. URL: http://base.garant.ru/A9305305// (access date: 01.09.2018).
8. On approval of the temporary provision on the head of a rural or other settlement: Resolution of the Administration of Primorsky Krai dated by December 26, 1994 No. 637. URL: http://base.garant.ru/30107056/ (access date: 29.08.2018).
9. Regulation on the chief on the part of the territory of the Voloshovsky rural settlement of the Luga municipal district of the Leningrad region elected from the members of the Public Council: approved by the decision of the Council of Deputies of the Voloshovsky rural settlement of 26.02.2015 No. 49. URL: http://base.garant.ru / 22925697 / # block_2000 (access date: 02.09.2018).
10. Regulations on the chief (manager) of a rural settlement in the municipality of "Kaluga": approved by the Resolution of the City Council of Kaluga dated by 23.06.1998 No. 134. URL: http://docs.cntd.ru/document/972400203 (access date: 27.08.2018).
11. On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: Federal Law of October 6, 2003 No. 131-FZ // Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. 2003. No. 40. Art. 3822.
12. Makarov I.I. On the problem of the legal status of chiefs of rural settlements // Constitutional and municipal law. 2015. No. 7. P. 43-49.
13. Regulation on the chiefs of rural settlements of Molokovskoe: approved by the decision of the Council of Deputies of the rural settlement of Molokovskoe of the Moscow Region dated by February 27, 2014 No. 12. URL: http://www.adm-molokovo.ru/ documents/?PAGEN_2=16 (access date: 01.09.2018).
14. Regulation on the chief of the rural settlement of Sosenskoye: approved by the decision of the Council of Deputies of the rural settlement of Sosenskoye, Leninsky Municipal District of the Moscow Region of August 19, 2010, No. 82/13. URL: http:// base.garant.ru/36706797/ (access date: 01.09.2018).
15. On the chiefs of the rural settlements in the Republic of Tyva: Law of the Republic of Tyva dated by 10.27.2016 No. 220-3PT. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/444743089 (access date: 30.08.2018).
16. On the chiefs of rural settlements in the Novosibirsk region: Law of the Novosibirsk region dated by 12.28.2016 No. 132-OZ // Soviet Siberia. 2017. January 12th.
17. Regulation on the chiefs of rural settlements of the urban district of Lukho-vitsy, Moscow Region: approved by a resolution of the head of the urban district of Lukhovitsy of Moscow Region dated by March 25, 2017 No. 25 // Lukhovitsky Intermunicipal Bulletin. 2017. No. 16.
18. On rural chiefs: the law of the Ulyanovsk region of September 29, 2011 (as amended on December 23, 2016 No. 194-30). URL: http://base.garant.ru/15355116/ (access date: 30.08.2018).
19. Regulation on the chief of the rural settlement in the urban district of Verkhnyaya Pyshma: approved by the decision of the Duma of the urban district of Verkhnyaya Pyshma of the Sverdlovsk Region of 29.05.2008 No. 56/11. URL: http:// sverdlovsk.regnews.org/doc/cr/e7.htm (access date: 02.09.2018).
20. On the chief of the rural settlement of the Altai Territory: the law of the Altai Territory of 07.06.2012, No. 45-3C. URL: http://base.garant.ru/7342167/ (access date: 30.08.2018).
21. On the chiefs of the settlements of the Vologda region: the law of the Vologda region of 10.07.2013, No. 3121-OZ // Krasny Sever. 2013. July 16th. No. 126
22. Regulation on the chiefs of rural settlements, townships of the municipal formation of the urban district of "Syktyvkar": approved by the decision of the council of the municipal formation of the urban district of "Syktyvkar" dated by January 15, 2013 No. 1/52. URL: http: //xn--80adxb5abi4ec.xn--p1ai/attachments/article/14588/52. pdf (access date: 01.09.2018).
23. Regulations on the chiefs in rural areas of the urban district of "City of Yuzhno-Sakhalinsk": decision of the city council of Yuzhno-Sakhalinsk of 26.07.2017, No. 840 / 44-17-5. URL: http://duma-ys.ru/decisions/decision/2376/ (access date: 05.09.2018).
24. Regulations on the chiefs of settlements on the territory of the rural settlement of Peshkovskoe: approved by the decision of the council of deputies of the rural settlement of Peshkovskoye, Solnechnogorsk district of the Moscow region of 06.02.2013, No. 268/27. URL: http://docs.cntd.ru/document/432490407 (access date: 05.09.2018).
25. Regulation on the chiefs of the rural settlement included in the Zarechny urban district: approved by the decision of the municipal district Zarechny of the Sverdlovsk region of September 23.09.2015 No. 116-P. URL: http://base.garant.ru/20970526/ (access date: 01.09.2018).
26. On the regulation of certain issues related to the activities of the chief of the rural settlement on the territories of municipalities in the Tomsk region: the law of the Tomsk region of 10.04.2017 No. 29-OZ. URL: http://www.consultant.ru/region/ cgi/online.cgi?base=RLAW091;n=109032;req=doc#04449695330886655 (access date: 30.08.2018).
27. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Improvement of Local Self-Government: Federal Law of 18.04.2018 No. 83-FZ // Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. 2018. No. 17. Art. 2432
28. Bykova A.G. On the problem of the legal status of the rural chiefs // Bulletin of the Omsk Law Academy. 2015. No. 4 (29). P. 26. P. 16-27.
29. Strategy of sustainable development of the rural territories of the Russian Federation for the period until 2030: approved by the order of the Government of the Russian Federation "On approval of the Strategy of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period until 2020" dated by 02.02.2015. 3 151-r. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1& nd=102432051 (access date: 01.09.2018).