УДК 352 В.Н. Папело
Сибирский институт управления ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, филиал, Новосибирск Б.А. Ковтун
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА
СЕЛЬСКИХ СТАРОСТ
Сельский староста является одним из старейших общественных институтов в России, которому насчитывается несколько столетий. За этот период институт сельских старост прошел много жизненных циклов от зарождения до полного упадка. В настоящее время институт сельских старост в России возрождается, в регионах отмечается положительная практика организации работы сельских старост, однако на федеральном уровне законодательно их статус не закреплен. Важность решения вопроса о правовом статусе сельского старосты определяется его функциями, прежде всего это поддержание и развитие инфраструктуры сел, обеспечение общественной безопасности и организация работы с населением в сельской местности. Законодательное регулирование деятельности сельских старост в России позволит вовлечь население в решение вопросов местного значения и повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления в сельской местности. В декабре 2016 г. в Новосибирской области принят закон «О старостах сельских населенных пунктов в Новосибирской области» от 28.12.2016 г. № 132-О3. Данное обстоятельство - первый шаг на пути к развитию полноценного института сельских старост. Следующим этапом должны стать разработка и утверждение положений о старостах сельских населенных пунктов в муниципальных образованиях, а также положение о совете старост. Принятие соответствующих Положений в муниципальных образованиях потребует внесения необходимых изменений в Уставы муниципальных образований в части определения возможности осуществления иных форм непосредственного осуществления населения местного самоуправления и участия в его осуществлении.
Ключевые слова: сельский староста, сельское население, вопросы местного значения, мобилизация ресурсов, гражданское общество, муниципальные образования, консолидация граждан, благоустройство населенных пунктов.
Введение
Старосты - один из древнейших институтов самоуправления в России. Впервые упоминание о сельском старосте появилось в Х1-Х11 вв. в «Русской правде» в связи с возникновением частного землевладения на Руси. В то время сельский староста являлся холопом, хотя его жизнь защищалась законодательством несколько лучше, чем рядового работника.
Источники и литература об организации местной власти в России в период формирования централизованного российского государства дают основание для вывода о том, что сельский староста представлял самостоятельный общественный институт, независимый от центральной власти и в некотором смысле «уравновешивавший» влияние последней, когда речь шла о местных интересах.
Сенатский указ императрицы Елизаветы от 12 октября 1760 г., среди прочих вопросов, связанных с подушным обложением казенных крестьян, фиксирует примечательную гарантию автономии крестьянских обществ в делах избрания собственных лидеров: «когда от них бывают выборы помянутым старостам, выборным, сотским и десятским, тогда в города их для рассмотрения о тех выборах не забирать, понеже состоит оный выбор в их воле». Более того, прямо запрещалось вызывать старост и иных
© Папело В.Н., Ковтун Б.А., 2017
должностных лиц в города для подачи отчетов и получения указаний. Допускались только заочные - по пересылке - получение рапортов от старост и передача им инструкций [8, с. 37].
Далее развитие местного самоуправления привело к появлению так называемых губных старост, на чьей обязанности лежало правосудие, изъятое из ведения наместников. Сельский же староста продолжал оставаться представителем вотчинной (поместной) администрации. В обязанности ему вменялись как сбор государственных налогов и частновладельческого оброка, так и регулирование поземельных отношений между крестьянами селения.
Позже законодательными актами, отменявшими крепостное право, сельское самоуправление вводилось уже повсеместно. Функции старосты были определены следующим образом:
• созывать и распускать сельский сход;
• предлагать на рассмотрение схода дела, касающиеся жизни сельских поселений;
• приводить в исполнение решение схода;
• наблюдать за состоянием дорог, мостов, а также за сбором налогов, соблюдением крестьянских договоров, за порядком в селе;
• оказывать помощь нуждающимся;
• вести предварительное следствие;
• подвергать административному наказанию и т.д.
Сельский староста в императорский период российской истории - это должностное лицо сословного крестьянского самоуправления, выбиравшееся непосредственно, обладавшее общей компетенцией, в состав которой входили и местные дела, и государственные (полицейские) обязанности. Деятельность старосты регламентировалась законодательством и нормами обычного права. Староста, с одной стороны, был напрямую подотчетен своим избирателям, которые могли и часто пользовались своим правом не переизбрать его на следующее трехлетие, а с другой стороны, подчинялся в повседневной деятельности руководящим указаниям вышестоящего начальства.
В годы Великой Отечественной войны термин «староста» был использован германской администрацией на оккупированных территориях с намерением «создания видимости реставрации дореволюционных институтов управления» [5, с. 79].
В советский период институт сельских старост не получил дальнейшего развития, только после распада СССР понятие старосты было возвращено в российское законодательство указом Президента Российской Федерации от 26.10.1993 г. № 1760, который утвердил Положение «Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы» [12].
В соответствии с этим указом Малый совет Новосибирского областного Совета народных депутатов в январе 1994 г. принял решение «Об основных принципах организации местного самоуправления в Новосибирской области на период поэтапной конституционной реформы». Согласно этому решению в населенных пунктах с числом жителей менее пяти тысяч человек, не являющихся центрами сельсоветов, поссоветов и состоящих из одного населенного пункта, сроком на два года избирался глава местного самоуправления (староста), работающий на общественных началах. Таким образом, в 1994 г. в области был возрожден институт старост.
В феврале - апреле 1994 г. в селах, деревнях и поселках Новосибирской области на сходах граждан, конференциях избирателей, всенародных выборах 27 марта 1994 г. было избрано 998 старост, в том числе 869 мужчин (87,9%), 119 женщин (12,1%), из них 50% - работники сельскохозяйственных предприятий, 7,5% - работники народного
образования, культуры, здравоохранения, 7,1% - пенсионеры, 1,6% - фермеры и руководители крестьянских хозяйств.
Жители сельской местности, как правило, избирали старостами тех людей, которые имели в своем распоряжении финансовые, людские, технические ресурсы, обладали административными навыками. Из 998 человек, избранных старостами, 353 (35,3%) -управляющие отделениями, бригадиры полеводческих и животноводческих бригад сельхозпредприятий [6-7].
После проведения выборов встал вопрос о полномочиях старосты. Временное положение «Об основах организации местного самоуправления в Новосибирской области», утвержденное 15 сентября 1994 г. решением пятой сессии первого созыва областного Совета депутатов, закрепило за старостами значительный круг полномочий в наиболее важных сферах местной жизни:
- созыв и ведение схода граждан;
- внесение на обсуждение схода граждан вопросов благоустройства, сохранности и использования жилищного фонда, эксплуатации дорог, улиц, мостов, обеспечения соблюдения правил торговли, санитарии, пожарной безопасности, рационального использования земли, охраны окружающей среды, вопросов культуры, образования и социальной защиты, общественного порядка, дисциплины и сохранности всех видов собственности;
- организация выполнения решений схода граждан;
- заключение по поручению сельской, поселковой администрации договоров на выполнение работ, касающихся жизнеобеспечения населения;
- привлечение жителей для выполнения общественных работ;
- применение с согласия схода мер общественного воздействия (предупреждение, порицание) по отношению к лицам, не выполняющим решения схода, нарушающим общественный порядок;
- осуществление контроля за эффективным использованием земли, выделенной в личное пользование граждан.
Согласно Положению староста нес двойную нагрузку: во-первых, как глава представительной власти, входящий в состав районного и сельского собрания представителей; во-вторых, как должностное лицо, организующее выполнение решений сходов (конференций) граждан, районных и сельских органов власти.
За исполнение обязанностей только в 19 административных районах Новосибирской области из 30 старосты получали вознаграждение в виде квартальных и годовых премиальных или 1-2 минимальных окладов заработной платы ежемесячно.
Основные гарантии деятельности старосты были определены Временным положением «Об основах организации местного самоуправления в Новосибирской области» и законом Новосибирской области «Об обеспечении деятельности депутатов Новосибирского областного Совета депутатов».
Глава местного самоуправления получил право безотлагательного приема руководителями и должностными лицами, непосредственного участия в рассмотрении вопросов на заседаниях соответствующих органов, выступления в средствах массовой информации.
В течение срока деятельности он обладал неприкосновенностью, на территории района имел право бесплатного проезда на пассажирском транспорте.
Большинство старост серьезно отнеслись к общественной работе, стали активно содействовать сельской администрации в решении вопросов местного значения, прово-
дили сходы граждан, оказывали помощь в организации массовых мероприятий (выборов, культурно-спортивных праздников и т.д.).
Особое внимание старосты уделяли организации работ по благоустройству и озеленению поселков, ремонту дорог, поддержанию в порядке кладбищ, памятников истории и архитектуры. При активном содействии старост в селах возродилась деятельность советов женщин, ветеранов войны и труда, добровольных народных дружин.
Главы местного самоуправления оказывали помощь учреждениям образования, культуры в проведении воспитательной, культурно-массовой работы среди населения, следили за соблюдением порядка дня и правил торговли в магазинах. Главной обязанностью многие старосты считали оказание помощи пенсионерам, многодетным и малообеспеченным семьям в заготовке топлива на зиму и кормов для личного подворья.
Однако из-за отсутствия должного законодательного регулирования деятельности сельских старост и недостаточности финансирования программ по развитию сельских территорий из 998, избранных в 1994 г., к 1997 г. сохранилось только 284 старосты в 13 районах области [7].
Цель исследования - анализ сущности и особенностей развития института сельских старост в России, определение их места и роли в системе местного самоуправления, выработка предложений по формированию института сельских старост в Новосибирской области.
Объекты и методы
Объектом исследования выступают организационно-правовые отношения, складывающиеся в процессе становления и развития института сельских старост.
При проведении исследования применялись общенаучные методы: монографический, абстрактно-логический, системный подход и др.
Результаты исследований
Следует понимать, что основная роль старост сельских населенных пунктов заключается в представлении ими интересов жителей малых сел и поселков, где нет других представителей власти. Жители маленьких населенных пунктов, входящих в сельские муниципальные образования, также должны решать свои проблемы, знать, к кому с ними обратиться.
Сельский староста - это представитель населения в сельском населенном пункте (деревне, селе, поселке), наделенный полномочиями по обеспечению решения органами местного самоуправления вопросов местного значения.
В настоящее время институт сельских старост в России возрождается. В 18 субъектах РФ приняты и действуют законы о старостах сельских населенных пунктов, более половины которых входят в состав Сибирского федерального округа. В качестве инициаторов указанных законопроектов выступили региональные власти.
Основные цели, на которые направлена реализация законов о старостах сельских населенных пунктов:
- активизация участия сельского населения в решении вопросов местного значения;
- мобилизация собственных материальных и трудовых ресурсов отдельных граждан, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов для местного развития;
- формирование и развитие в сельской местности институтов гражданского общества;
- консолидация граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов благоустройства населенных пунктов [9; 12].
В конечном счете староста осуществляет взаимодействие между населением и сельским поселением, главой сельского поселения, защищает интересы населения, до-
водит его проблемы до соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, принимает меры для их решения.
В 2015 г. в Новосибирской области в 121 из 429 сельских поселений области населением избраны 288 старост сельских населенных пунктов. Только в 2 из 30 муниципальных районов, где в малых населенных пунктах населением избраны старосты, приняты положения, регулирующие их деятельность.
В декабре 2016 г. в Новосибирской области принят закон «О старостах сельских населенных пунктов в Новосибирской области» от 28.12.2016 г. № 132-ОЗ, его основное содержание изложено в четырех статьях.
В соответствии с указанным законом староста представляет интересы населения сельского населенного пункта, входящего в состав поселения и не являющегося его административным центром, при взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, гражданами. Староста может представлять интересы нескольких населенных пунктов.
Староста не является лицом, замещающим муниципальную должность, должность муниципальной службы, государственную должность Новосибирской области, должность государственной гражданской службы Новосибирской области.
Староста в соответствии с уставом и (или) нормативным правовым актом представительного органа поселения может исполнять свои полномочия на оплачиваемой либо неоплачиваемой основе.
Введение института старост, особенности правового статуса старосты, порядок избрания (назначения) старосты и учета мнения населения о кандидатуре на должность старосты, вопросы материально-технического и организационного обеспечения деятельности старосты, порядок взаимодействия старосты с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, гражданами устанавливаются уставом и (или) нормативным правовым актом представительного органа поселения [3].
Отметим, что в связи с принятием указанного Закона в муниципальных районах Новосибирской области активизировалась деятельность органов местного самоуправления по работе со старостами.
На 1.01.2017 г. в десяти муниципальных районах Новосибирской области на сходах граждан населением избрано 322 старосты.
По результатам проведенного мониторинга в муниципальных районах Новосибирской области по состоянию на 15.03.2017 г. в Баганском и Новосибирском районах актуализирована информация о наличии старост, в Татарском районе специалистами администрации подготовлен проект положения о старостах сельских населенных пунктов (поселений) (таблица).
Как показывает опыт Ленинградской области, принятие закона о старостах сельских населенных пунктов в субъекте РФ является первым шагом на пути к развитию полноценного института сельских старост. Следующим этапом должны стать разработка и утверждение положений о старостах сельских населенных пунктов в муниципальных образованиях, а также положение об их совете [10].
Следует иметь в виду, что принятие соответствующих Положений в муниципальных образованиях требует внесения необходимых изменений в Устав муниципального образования в части определения возможности осуществления иных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении (статья 33 Федерального закона № 131).
Наличие старост сельских населенных пунктов в муниципальных районах Новосибирской области
Наличие старост, человек
Район До принятия Закона Новосибирской области № 132-О3 от 26.12.2016 г. После принятия Закона Новосибирской области № 132-О3 от 26.12.2016 г. Примечание
Положение о главе ме-
Баганский 22 39 стного самоуправления (староста) от 31.01.97 г.
Здвинский 20 20
Искитимский 36 36
Колыванский 30 30
Мошковский 42 42
Новосибирский 15 35
Ордынский 40 40
Сузунский 11 11
Проект положения о
Татарский 35 35 старостах сельских населенных пунктов (поселений)
Положение о старосте
Черепановский 37 37 населенного пункта от 05.03.2008 г.
Итого 288 322
В целях определения единого подхода в муниципальных образованиях к установлению правового статуса старосты в Новосибирской области необходимо разработать типовое Положение о старосте сельского населенного пункта. Поскольку закон Новосибирской области от 26.12.2016 г. № 132-О3 «О старостах сельских населенных пунктов в Новосибирской области» не наделяет старост сельского населенного пункта административными, контрольными и властными полномочиями, типовое положение не должно наделять их вышеперечисленными полномочиями, возлагая на них обязанности контролирующих органов.
Учитывая, что старосты осуществляют деятельность на общественных началах, представляя интересы населения соответствующего населенного пункта при взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями и гражданами, недопустимо использование в Положении норм императивного характера, регулирующих деятельность старост сельских населенных пунктов. Староста не должен быть представителем власти, он должен быть представителем народа во власти.
Наиболее важными, на наш взгляд, аспектами, которые должны быть учтены при разработке типового положения, являются:
в части установления полномочий:
- участие старосты в разработке, осуществлении планов и программ социально-экономического развития сельского поселения;
- возможность вносить предложения по формированию бюджета сельского поселения, по управлению муниципальной собственностью, по установлению местных сборов;
- участие старост в заседаниях представительного органа сельского поселения и комиссиях по вопросам, касающимся жизни села, деревни;
- организовать на добровольных началах трудовое участие населения в работах по строительству, ремонту, благоустройству и озеленению общественных мест;
- организовать население на систематическое проведение работ по благоустройству территорий домовладений, по нумерации, своевременному ремонту и покраске жилых домов, заборов и других ограждений, благоустройству сельских кладбищ, своевременно информировать администрацию поселения о состоянии уличного освещения, поселковых дорог;
- оказывать содействие администрации поселения и коммунальным службам в организации сбора мусора, надлежащем содержании водопроводных сетей и сетей во-доотведения в сельских населенных пунктах;
- следить за состоянием прудов, водоемов, колодцев и подъездов к ним и своевременно сообщать в администрацию сельского поселения об их состоянии;
- оказывать содействие правоохранительным органам в создании добровольных дружин и укреплении общественного порядка, соблюдении паспортного режима;
- оказывать содействие учреждениям культуры, образования и социального обслуживания населения в проведении воспитательной, культурно-массовой работы среди населения, развития народного творчества;
- оказывать содействие органам противопожарной службы в профилактике пожаров и др.;
в части установления ответственности:
- установление подотчетности деятельности старосты населению, которым он был избран, конкретизировать права, предусмотренные для старосты, и определить способы его взаимодействия с учреждениями, организациями, контролирующими органами;
- возможность освобождения старосты от исполнения обязанностей в случае систематического неисполнения им своих обязанностей, право такой инициативы должно быть как у жителей населенного пункта, так и у органов местного самоуправления;
в части материально-технического и организационного обеспечения:
- в целях стимулирования работы старост предусмотреть поощрительные выплаты по результатам работы за год, по представлению глав местного самоуправления, с учетом конкретных результатов работы;
- для морального поощрения старост использовать грамоты, благодарности, благодарственные письма глав района и сельского поселения.
Кроме того, в типовом положении следует предусмотреть норму, касающуюся деятельности старост по участию в создании добровольных пожарных дружин по профилактике и тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ в сельских населенных пунктах.
Следующим этапом после утверждения положений о старостах и советах старост сельских населенных пунктов должно стать повсеместное их избрание на собраниях граждан населенных пунктов из числа постоянно проживающих жителей.
Выводы
1. Важность решения вопроса о правовом статусе сельского старосты определяется его функциями, это прежде всего поддержание и развитие инфраструктуры сел, обеспечение общественной безопасности и организация работы с населением в сельской местности.
2. Законодательное регулирование деятельности сельских старост в России позволит вовлечь население в решение вопросов местного значения и повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления в сельской местности.
3. В Новосибирской области с учетом особенностей ее административно-территориального деления и сложившейся системы расселения населения на территории региона главной задачей института сельских старост является формирование действенного механизма по решению проблем сельского населения области.
4. Для формирования действенного механизма по решению проблем сельского населения в Новосибирской области на данном этапе необходимо разработать и утвердить во всех поселениях региона положения о старостах сельских населенных пунктов и положения о советах старост сельских населенных пунктов.
5. Исходя из особенностей административно-территориального деления Новосибирской области на собраниях граждан населенных пунктов из числа постоянно проживающих жителей необходимо избрать 1029 старост сельских населенных пунктов.
V.N. Papelo
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Siberian Institute of Management - a branch, Novosibirsk B.A. Kovtun
Novosibirsk State Agrarian University, Novosibirsk
Organizational and legal aspects of development of institute of village chiefs
The village chief is one of the oldest public institutions in Russia, which has for several centuries. During this period, the Institute of village chiefs has gone through many life cycles from inception to full decline. Currently, the Institute of village chiefs in Russia is reborn, in the regions there is a positive practice of the organization of the work of village headmen, but at the Federal level, legislatively the status of a village headman is not fixed. The importance of resolving the question of the legal status of the village elder is defined by its functions, it is primarily maintenance and development of infrastructure of villages, ensuring public safety and organization of work with the population in rural areas. Legislative regulation of the activities of village chiefs in Russia will allow to involve the public in the decision of questions of local value and increase the efficiency of activity of bodies of local self-government in rural areas. In December 2016 in Novosibirsk region adopted the Law "On the elders of rural settlements in the Novosibirsk region" from 28.12.2016, No. 132-OZ. This circumstance is only the first step on the path to full-fledged development of Institute of village chiefs. The next step should be the development and approval of regulations on the elders of rural settlements in the municipalities, as well as the regulations on the Board of elders. The adoption of the relevant Provisions in the municipalities will require the necessary changes in the Charters of municipal entities in terms of determining the feasibility of other forms of direct implementation of the population local self-government and participation in its implementation.
Keywords: the village chief, rural population, local issues, resource mobilization, civil society, municipalities, consolidation of citizens, the improvement of human settlements.
Список литературы
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmvo. gov.ru. -Загл. с экрана (дата обращения: 04.07.2016).
2. Закон Новосибирской области от 11.06.1997 № 65-ОЗ «О местном самоуправлении в Новосибирской области» // СПС «КонсультантПлюс» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo. gov.ru -Загл. с экрана (дата обращения: 04.07.2016).
3. Закон Новосибирской области от 28.12.2016 № 132-ОЗ «О старостах сельских населенных пунктов в Новосибирской области» // СПС «КонсультантП-люс» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 04.07.2016).
4. Решение Новосибирского областного Совета
References
1. Federalnyiy zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ (red. ot 03.07.2016) "Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federacii" // SPS "Konsul'tantPlus" / [Elektronnyiy resurs]. - URL: http://www.pravo.gov.ru. - Zagl. s ekrana (data obrash-henija: 04.07.2016).
2. Zakon Novosibirskoy oblasti ot 11.06.1997 № 65-OZ "O starostah sel'skih naselennyh punktov v Novo-sibirskoj oblast"// SPS "Konsul'tantPlus" / [Elektronnyiy resurs]. - URL: http://www.pravo. gov.ru. - Zagl. s ekrana (data obrashhenija: 04.02.2017).
3. Zakon Novosibirskoj oblasti ot 28.12.2016 № 132-OZ "O starostah selskih naselennyih punktov v Novosibirskoy oblasti» // SPS "Konsul'tantPlus" / [Elektronnyiy resurs]. - URL: http://www.pravo. gov.ru. - Zagl. s ekrana (data obrashheniya: 04.07.2016).
4. Reshenie Novosibirskogo oblastnogo Soveta deputatov ot 15.09.1994 № 6-OSD "O neotlozhnyh me-
депутатов от 15.09.1994 № 6-ОСД «О неотложных мерах по совершенствованию местного самоуправления в Новосибирской области» (вместе с «Временным положением об основах организации местного самоуправления в Новосибирской области») // СПС «Кон-сультантПлюс» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo. gov.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 04.07.2016).
5. Ермолов И.Г. Сельские старосты как низшее звено в системе административного управления на оккупированных территориях РСФСР / И.Г. Ермолов // Вестн. Мос. гос. обл. ун-та. Сер. История и политические науки. - 2010. - № 4-5. - С. 78-82.
6. Ефремов Г.Г. Формы и направления организационной деятельности представительных органов местного самоуправления / Г.Г. Ефремов. - Новосибирск : Наука, 2005. - 216 с.
7. Ефремов Г.Г. Старосты Новосибирской области в 1994-1996 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zsnso.ru/1457. - Загл. с экрана (дата обращения: 04.02.2017).
8. Макаров И.И. Сельские старосты: российский институт местного самоуправления в прошлом и настоящем / И.И. Макаров // Самоуправление, 2014. -№ 6. - С. 37-39.
9. Муниципальное управление социально-экономическим развитием Маслянинского района Новосибирской области: пилотный проект / под ред. В.Н. Папело. - Новосибирск : СибАГС, 2006. - 407 с.
10. Правовые основы государственной поддержки сельских старост в Ленинградской области : сб. документов / сост. И.И. Макаров ; под общ. ред. К.Н. Патраева, М.Е. Лебединского, А.А. Романцова. - СПб. : ГП ЛО «ИПК «Вести», 2013. - 76 с.
11. Типовое положение о старосте сельского населенного пункта / Материалы Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://msu.lenobl.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 04.02.2017).
12. Papelo V.N. The development of the institution of village chiefs in Russia: problems and solutions / V.N. Papelo, B.A. Kovtun // East European science journal. - № 14. - 2016. - P. 52-56.
Папело Валерий Николаевич, д-р экон. наук, проф., Сибирский институт управления ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, [email protected]; Ковтун Богдан Анатольевич, канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ, [email protected].
rah po sovershenstvovaniju mestnogo samoupravlenija v Novosibirskoj oblasti" (vmeste s "Vremennym polozhe-niem ob osnovah organizacii mestnogo samoupravlenija v Novosibirskoj oblasti"). // SPS "Konsul'tantPlus" / [Elektronnyiy resurs]. - URL: http://www.pravo.gov.ru. -Zagl. s ekrana (data obrashheniya: 04.07.2016).
5. Ermolov I.G. Sel'skie starosty kak nizshee zveno v sisteme administrativnogo upravlenija na okkupi-rovannyh territorijah RSFSR / I.G. Ermolov // Vestn. Mos. gos. obl. un-ta. Ser. Istoriya i politicheskie nauki. -2010. - № 4-5. - S. 78-82.
6. Efremov G.G. Formy i napravlenija organiza-cionnoj dejatel'nosti predstavitel'nyh organov mestnogo samoupravlenija / G.G. Efremov. - Novosibirsk : Nauka, 2005. - 216 s.
7. Efremov G.G. Starostyi Novosibirskoy oblasti v 1994-1996 gg. [Elektronnyiy resurs]. - URL: http://zsnso.ru/1457. - Zagl. s ekrana (data obrashheniya: 04.02.2017).
8. Makarov I.I. Selskie starostyi: rossiyskiy institut mestnogo samoupravleniya v proshlom i nastoyas-chem / I.I. Makarov // Samoupravlenie, 2014. - № 6. - S. 37-39.
9. Munitsipalnoe upravlenie sotsialno-ekonomicheskim razvitiem Maslyaninskogo rayona No-vosibirskoy oblasti: pilotnyiy proekt / pod red. V.N. Papelo. - Novosibirsk : SibAGS, 2006. - 407 s.
10. Pravovyie osnovyi gosudarstvennoy pod-derzhki selskih starost v Leningradskoy oblasti: Sb. do-kumentov / sost. I.I. Makarov ; pod obshh. red. K.N. Patraeva, M.E. Lebedinskogo, A.A. Romancova. -SPb. : GP LO "IPK "Vesti", 2013. - 76 s.
11. Tipovoe polozhenie o staroste selskogo nase-lennogo punkta / Materialy Komiteta po mestnomu sa-moupravleniju, mezhnacional'nym i mezhkonfession-al'nym otnoshenijam Leningradskoj oblasti [Elektronnyiy resurs]. - URL: http://msu.lenobl.ru. - Zagl. s jekrana (data obrashhenija: 04.02.2017).
12. Papelo V.N. The development of the institution of village chiefs in Russia: problems and solutions / V.N. Papelo, B.A. Kovtun // East European science journal. - № 14. - 2016. - P. 52-56.
Papelo Valery Nikolaevich, Dr. Econ. Sci., Prof., The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Siberian Institute of Management - a branch, [email protected]; Kovtun Bogdan Anatolievich, Cand. Econ. Sci., Ass. Prof., Novosibirsk SAU, [email protected].