Научная статья на тему 'Становление и реформирование инфраструктуры рынка рабочей силы в региональном АПК'

Становление и реформирование инфраструктуры рынка рабочей силы в региональном АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсонова Ю. В.

Статья исследует такие важные для агропромышленного комплекса в целом, и для рынка аграрного труда в частности, вопросы, как институциональные и функциональные изменения, необходимые для повышения эффективности работы институтов рынка труда АПК Омской области. Приведены результаты проведенного анализа инфраструктуры рынка аграрного труда как с точки зрения набора институтов, осуществляющих управление рынком аграрного труда, так и функций, выполняемых институтами данной инфраструктуры. Выявлены сильные и слабые стороны в деятельности инфраструктуры рынка аграрного труда региона, сделаны выводы и даны предложения по совершенствованию исследуемой инфраструктуры, обоснованные необходимостью совершенствования региональной инфраструктуры рынка труда агропромышленного комплекса для решения проблем безработицы в сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and reforming of labor market infrastructure in regional agriculture

In the present article several aspects those are important for agricultural branch of economy in the whole.and for agrarian labour-market in particular are studied, namely institutional and functional change necessary for proficiency increase of the Omsk oblast agrarian labour-market institutions. Also the author gives the results of agrarian labour-market infrastructure analysis concerning the system of institutions that administrate agrarian labour-market and their functionality. The merits and demerits of agrarian labour-market infrastructure activity are revealed, conclusions are drawn and proposals for the studied infrastructure perfection based on the need of perfection of regional agrarian labour-market infrastructure to decrease unemployment are made.

Текст научной работы на тему «Становление и реформирование инфраструктуры рынка рабочей силы в региональном АПК»

4. Сборник задач по микроэкономике / Под ред. Р. М. Ну-реева. - М.: Норма, 2005 - 432 с.

5. Фатхутдинов P.A. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов. - М.:Изд-во Эксмо, 2004. - 544 с.

6. Федосеев В. В. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие для вузов / В. В. Федосеев,

А. Н. Гармаш и др.; под ред. В. В. Федосеева. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 391 с. ^___

КОНДРАТЮКОВ Сергей Владимирович, кандидат экономических наук, старший преподаватель.

Дата поступления статьи в редакцию: 20.03.06 г. © Кондратюков С.В.

УДК 331.1 ю. В. САМСОНОВА

Омский государственный аграрный университет

Омский гуманитарный институт

СТАНОВЛЕНИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК

Статья исследует такие важные для агропромышленного комплекса в целом, и для рынка аграрного труда в частности, вопросы, как институционалыые и функциональные изменения, необходимые для повышения эффективности работы институтов рынка труда АПК Омской области. Приведены результаты проведенного анализа инфраструктуры рынка аграрного труда как с точки зрения набора институтов, осуществляющих управление рынком аграрного труда, так и функций, выполняемых институтами данной инфраструктуры. Выявлены сильные и слабые стороны в деятельности инфраструктуры рынка аграрного труда региона, сделаны выводы и даны предложения по совершенствованию исследуемой инфраструктуры, обоснованные необходимостью совершенствования региональной инфраструктуры рынка труда агропромышленного комплекса для решения проблем безработицы в сельской местности.

Состав региональной инфраструктуры рынка труда Омской области аналогичен составу инфраструктуры национального рынка труда. В ней наиболее развитыми являются сферы трудового посредничества, профориентации и подготовки.

Условно все организации (институты) инфраструктуры рынка аграрного труда можно разделить на три группы: первая — государственные, вторая — негосударственные, третья — неформальные институты.

Базовыми элементами инфраструктуры рынка труда являются:

— государственная и негосударственная служ-бы занятости, а также отделы кадров предприятий;

— организации, занимающиеся профессиональным обучением, переподготовкой и повышением квалификации работников;

— система социального партнерства как взаимодействие органов власти, представителей трудящихся и предпринимателей. [ 1 ]

Предприятия и организации инфраструктуры рынка труда АПК Омской области по выполняемым функциям и решаемым задачам сгруппированы нами в пять классификационных групп:

1) сфера управления инфраструктурой рынка труда;

2) сфера профессионального и дополнительного образования;

3) сфера трудоустройства и трудового посредничества;

4) сфера внутрифирменного (внутриотраслевого) регулирования трудовых отношений:

5) сфера социально-психологической поддержки незанятого населения и информационного содействия трудоустройству населения и подбору персонала.

В первую группу вошли предприятия и организации, задачей которых является создание юридических и организационных норм для функционирования инфраструктурных составляющих рынка труда, проведение маркетинговых исследований на рынке труда и т.д.: Государственная инспекция труда в Омской области, департамент по труду Омской области, министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области, министерство труда и социального развития Омской области, департамент службы занятости населения Омской области,управление кадровой политики и муниципальной службы при мэрии г. Омска, Управление Федеральной государственной службы занятости населения по Омской области при мэрии г. Омска.

Ко второй группе учреждений инфраструктуры отнесены органы профориентации, переподготовки и повышения квалификации работников, которые формируют объем и структуру предложения на рынке труда: ФГОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет», Омский сельскохозяйственный техникум, техникум мясной и молочной промышленности, строительный техникум, аграрный техникум, институт агробизнеса ОмГАУ, НОУ «Академия АйТи», Центр обучения «Асот», группа компаний «Баланс», институт заочного обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов АПК, учебный центр «Конкорди», Омский

учебный центр Госкомстата России, НОУ «Омское зерно», учебный центр «Ориентир», некоммерческое партнерство «СибВКС», Управление образования при мэрии г. Омска, филиал Омского государственного аграрного университета, г. Тара, Тарский сельскохозяйственный техникум, Тюкалинский сельскохозяйственный техникум.

В третью группу вошли организации, занимающиеся обеспечением системы социальной защиты от безработицы наименее конкурентоспособных на рынке труда групп населения, разработкой и реализацией мероприятий по стабилизации положения на рынке труда, работой по предупреждению массовых увольнений работников: департамент службы занятости Омской облает .1, центры занятости населения в административных округах г. Омска, молодежные центры занятости населения в административных округах г. Омска, центр занятости Омского района, центр содействия занятости учащейся молодежи, кадровые агентства, центры занятости в районах области.

В составе четвертой группы — государственные и общественные структуры, занимающиеся выработкой согласованных решений по определению и реализации государственной политики занятости населения Омской области: Омская областная общественная организация «Лига профессиональных управленцев», общественное объединение Федерации омских профсоюзов, Омская областная организация профсоюза работников АПК, Омская городская организация Профсоюз работников АПК, Омский областной координационный комитет содействия занятости населения.

Пятую группу представляют учреждения, основное направление деятельности которых — финансовое и информационное обеспечение реализации механизма согласования спроса и предложения на рынке труда: ГОУ «Омский областной центр профориентации молодежи и психологической поддержки населения», Городская психологическая служба, Управление социальной поддержки населения при мэрии г. Омска, отделения Пенсионного фонда России по Омской области в административных округах г. Омска, отделы по назначению и выплате пособий, компенсаций, оказанию социальной поддержки населению в административных округах г. Омска, консультационный пункт при управлении сельского хозяйства Тевризского района, консультационный пункт при администрации Муромцевского района. [5]

Для комплексной оценки развития инфраструктуры аграрного рынка труда Омской области мы

использовали две концепции: институциональную и функциональную.

Институциональный нидход предусматривает оценку уровня развития организаци"1 и учреждений, в совокупности образующих инфраструктуру рынка труда [4]. Для определения уровня развитости инфраструктуры ргшка аграрного труда Омской области нами было проведено изучение существующих в Омск< Ф области о-.-новных звеньев инфра • структуры рыпг.п аграрно.о труда, учтен как позитивный, так и иегатп -нмй олыттрансформации, накопленный за годы реформ. На этой основе мы с привлечением экспертов выполнили оценку состояния развитости основных звеньев инфраструктуры рынка труда (табл. 1).

Полученные в результате анализа данные позволяют судить о состоянии инфраструктуры рынка труда Омской области. Он еще не сформировался и нередко действует как неорганизованный.

Изучение практики реформирования АПК в целом и рынка аграрного труда в частности, анализ результатов экспертной оценки развитости инфраструктуры рынка труда АПК раскрывают проблемы информационного содействия трудоустройству населения, социально-психологической поддержки незанятого населения и управления инфраструктурой рынка труда.

Наименее развитыми здесь являются учреждения, оказывающие консультационные услуги сельским работникам и работодателям. Слабо развита сеть управленческих организаций и профсоюзов, которые призваны оказывать маркетинговые услуги, принимать стратегию по формированию кадров, проводить мониторинг рынка труда, обеспечивать социальное партнерство на рынке труда.

Не сформирована сеть служб, оказывающих услуги по психологической поддержке незанятых граждан.

Не удовлетворяют существующих потребностей органы профориентации, переподготовки и повышения квалификации работников сельского хозяйства, формирующие объем и структуру предложения на рынке труда. Не получили развития консультационные пункты. По ряду причин экономического и правового характера рынок такого рода услуг развит недостаточно.

Особое значение имеет развитость таких институтов, играющих роль посредника на рынке труда, как департамент государственной службы занятости Омской области и частных посреднических организаций.

Таблица 1

Оценка состояния развитости основных звеньев инфраструктуры рынка труда '

Сфера деятельности институтов рынка труда

Управление инфраструктурой рынка труда

Профессиональное и дополнительное образование

Трудоустройство и трудовое посредничество

Внутрифирменное (внутриотраслевое) трудовых отношений

регулирование

Спцидльно-психологическая поддержка незанятого населения и информационное содействие трудоустройству населения и подбору персонала

Число организаций, ед.

18

70

15

Сеть учреждений

Правовое обеспечение деятельности

Удовлетворение спроса на услуги

----------+ _ д0 20%- «++» - до 60%; «+++» - более 60% от

•Аля количественного измерения применена шкала с укругшеннь^оце—^ ^^ ^ ^ ^ ^^ крк1ерню

Удовлетворения потребностей участников в услугах того или иного учреждения иифрасгру ун

Анализ функционирования этих институтов показывает, что с их помощью не разрешаются проблемы рынка труда. Недостаток организации, разобщенность отдельных элементов инфраструктуры затрудняют выполнение необходимых задач. [2] Инфраструктура регионального аграрного рынка труда начала формироваться лишь в последние годы и еще далеко не развита. И это при том, что основные показатели регионального аграрного рынка труда, социальная, отраслевая и демографическая структура находятся в удручающем состоянии: естественное движение сельского населения свидетельствует о депопуляции; происходит существенное старение сельского населения; неуклонно уменьшается число учащихся в сельских общеобразовательных школах; наблюдалось падение производства, снижение жизненного уровня на селе, негативная социально-демографическая ситуация побуждает выпускников сельских школ осваивать городские профессии, происходит отток молодежи из села; сокращается количество людей, занятых в сельскохозяйственном производстве; в большинстве районов перестала действовать система массового обучения рабочих

по повышению квалификации, не проводится их аттестация; остается высокой текучесть рабочих кадров.

Функциональный подход предусматривает оценку полноты выполнения всех маркетинговых функций институтами инфраструктуры рынка труда АПК в процессе разработки и осуществления государственной политики содействия занятости населения, поиска контрагента (работы или работника), сбора информации, отбора, заключения контрактов, ведения переговоров (табл. 2).

Анализируя полученные в ходе исследования данные, можно отметить, что наиболее острой является проблема финансового и информационного обеспечения рынка аграрного труда, не в полной мере удовлетворена потребность населения в психологической и социальной поддержке, что объясняется недостаточной развитостью соответствующих институтов инфраструктуры.

Также недостаточно полно реализуется выработка согласованных решений по определению и реализации государственной политики занятости населения Омской области, определение при-

Таблица 2

Реализация инфраструктурных функций институтами регионального рынка аграрного труда"

Функции Сфера деятельности

Управление инфраструктурой рынка труда Профессиональное и дополнительное образование Трудоустройство и трудовое посредничество Внутрифирменное (внутриотраслевое) регулирование трудовых отношений Социально-психологическая поддержка и информационное содействие

Создание юридических и организационных норм для функционирования инфраструктурных составляющих рынка труда + +

Разработка территориально-отраслевых балансов трудовых ресурсов + +

Проведение маркетинговых исследований, мониторинга на рынке труда + + + +

Формирование объема и структуры предложения на рынке труд а + + + +

Обеспечение системы социальной защиты от безработицы наименее конкурентоспособных на рынке труда групп населения + + + + +

Разработка и реализация мероприятий по стабилизации положения на рынке труда + + + +

Сохранение существующих и создание новых рабочих мест, организация временных и общественных работ + + +

Определение и изменение порядка и условий назначения и выплаты пособия по безработице и стипендий + + +

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан + + + + +

Обслуживание социального партнерства + +

Выработка согласованных решений по определению и реализации государственной политики + 4- + +

Содействие разработке и реализации областных целевых программ по проблемам занятости населения Омской области + + + + +

Формирование предложений по финансированию мероприятий содействия занятости населения Омской области + + +

Финансовое и информационное обеспечение на рынке труда +

Оказание психологической и социальной поддержки населению +

Поиск контрагента (работы или работника) + + +

• Для количественного измерения применена шкала с укрупненными оценками: «+» - до 20%; «++» - до 60%; «+++» - более 60% полноты выполнения функций тем или иным учреждением инфраструктуры.

оритетов государственной политики занятости населения с учетом социально-экономической ситуации в Омской области.

Существуют сложности с разработкой и реализацией мероприятий по стабилизации положения на рынке аграрного труда Омской области.

Недостаточно реализуется разработка территориально-отраслевых балансов трудовых ресурсов, это следствие структурной перестройки экономики, особенно затронувшей сельское хозяйство Омской области.

В современных условиях удовлетворение потребностей реформируемого рыночного хозяйства -основной элемент процесса преобразований. Роль государства в этих условиях должна состоять в анализе действий хозяйствующих субъектов, сборе и распространении рыночной информации, поддержке образовательной н научной деятельности, ужесточении стандартов образования и переподготовки, содействии процессам кооперирования участников рыночных отношений.

В настоящее время на формирование регионального аграрного рынка труда существенное влияние оказывают следующие факторы:

— общий спад сельскохозяйственного производства;

— диспаритет цен (на продукцию промышленности и сельского хозяйства), затрудняющий создание дополнительных рабочих мест и ввод нового оборудования;

— территориальная удаленность сельских поселений и неудовлетворительное состояние транспортного сообщения, сводящие к минимуму возможности поиска работы; отсутствие в некоторых населенных пунктах работодателей;

— отсутствие развитого рынка жилья в сельской местности, что снижает мобильность работников;

— сложности в получении новой профессии плюс низкая информативность работников;

— ограниченность сфер приложения труда.

Наряду с этим за последние годы произошли

значительные изменения в содержании и характере сельскохозяйственного труда, которые заключаются, во-первых, в моральном старении и отмирании одних профессий и специальностей и возникновении новых; во-вторых, в повышении сложности сельскохозяйственного труда и возрастании профессиональных требований к работникам; в-третьих, в увеличении удельного веса работников механизированного труда. [4]

В связи с этим переход к рыночным отношениям требует перестройки системы мышления специалистов, пересмотра концепций управления производством, выработки нового типа экономического поведения хозяйствующих субъектов. Реформирование аграрного сектора экономики со всей остротой обнажило несоответствие образова-

тельного и профессионального уровня многих руководителей и специалистов АПК сложности решаемых задач.

Оценка уровня развитости инфраструктуры рынка труда АПК Омской области и состава функций, реализуемых ее институтами, позволяет сделать ряд выводов:

1) наименее развитыми являются учреждения, оказывающие кон- } м/гац] .энные услуги сельским работникам и раостодателям. не сформирована сеть служб, оказывающих у--л /ги по психологической поддор>1 ке незанятых граждан. Наиболее острой являемся проблема финансового и информационного обеспечения рынка аграрного труда, не в полной мере удовлетворена потребность населения в психо-логичьскойи социальной поддержке;

2) слабо развита сеть управленческих организаций и профсоюзов, недостаточно полно реализуется выработка согласованных решений по определению и реализации государственной политики занятости населения Омской области, определение приоритетов государственной политики занятости населения с учетом социально-экономической ситуации в Омской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не удовлетворяют существующих потребностей органы профориентации, переподготовки и повышения квалификации работников сельского хозяйства.

Библиографический список

1. Чапек В Н. Экономика труда : учебн. пособие / В.Н. Чапек, Д.В.Максимов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 348 с.

2. Самсонова Ю.В. Актуальные проблемы изменения кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства Омской области / Ю.В. Самсонова // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Сибирскаядоревня-2006», 30-31 марта2006 г. -Ч. 3. - Омск. 2006

3. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию : Ежегод. доклад по результатам мониторинга. — М. : Минсельхозпрод России, ВНИИЭСХ. 2000. - 160 с.

4. Стукач В.Ф. Инфраструктура рыночного хозяйсч на АПК / В.Ф. Стукач. - Акмола : Акмол. аграр. ун-т, 1997. - 17 с.

5. Храмцов И.Ф. Формирование инфраструктуры рынка аграрного труда в условиях совершенствования и развития рыночных отношений (на материалах Омской области): рекомендации / И.Ф. Храмцов. В.Ф. Стукач, Ю.В. Самсонова. -Омск. - ИПЦ «Сфера», 2006. - 136 с.

САМСОНОВА Юлия Владимировна, аспирант Омского государственного аграрного университета, старший преподаватель Омского гуманитарного института.

Дата поступления статьи в редакцию: 13.05.06 г. © Самсонова Ю.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.