УДК 338.23:332.1
Е.А. Дмитренко Омская гуманитарная академия А.В. Зинич
Омский государственный аграрный университет
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В статье рассматриваются особенности формирования и функционирования пригородного агропромышленного комплекса, его значение для продовольственной безопасности региона, продовольственного рынка мегаполиса. Предложена стратегия развития пригородного АПК в инфраструктуре как элемента кластера «Пригородный агропромышленный комплекс». Ключевые слова: пригородный АПК, кластер, инфраструктура.
Современный этап формирования региональной среды производства и жизнедеятельности характеризуется нарастанием числа и тесноты связей между городами и окружающими их регионами. В результате складывается высшая форма региональной среды - социально-экономические комплексы, которые в первую очередь образуются вокруг крупных городов в границах региональных систем «крупный город - область». Они концентрируют сейчас не только подавляющую часть городского населения, но и значительную долю сельского населения, стянувшегося в зоны влияния крупных городов. В итоге осуществляется качественное преобразование городов, перерастание их в новый, более высокий тип региональной среды.
Механизмом такого перерастания является интеграция, в процессе которой усиление взаимодействия города и его непосредственной внешней среды приводит к структурному сращиванию города и его окружения, становящихся новой интегральной целостностью. В структуре региональных АПК локализация пригородных агропродовольственных зон и концентрация в них ориентированного на производство малотранспортабельной и скоропортящейся продукции высокоинтенсивного сельского хозяйства являются важными факторами формирования товарных ресурсов продовольственных рынков урбанизированных территорий и устойчивого функционирования сферы продуктообеспечения городов и примыкающих к ним пригородов. В связи с этим среди многочисленных факторов, способствующих решению проблем дальнейшего развития сельского хозяйства в целом и пригородного в том числе, в рамках решения продовольственной безопасности региона особую актуальность приобретает проблема развития инфраструктуры реформируемого АПК и системы городской рыночной инфраструктуры, преобразование существующих и создание новых ее элементов [2].
В настоящее время в решении продовольственного обеспечения город занимает особое положение. Он из потребителя произведенной на селе продукции превращается в активного ее производителя. Его роль в вопросе решения продовольственных проблем определяется двумя основными функциями: непосредственное участие в создании продовольственного потенциала страны; формирование собственной продовольственной базы города с целью удовлетворения населения необходимыми продуктами питания. Обе функции реализуются расположенными в городе отраслями и производствами, которые в совокупности составляют городской продовольственный комплекс, характеризующийся определенными принципами взаимодействия его структурных элементов.
Предложение продовольствия в городе Омске формируется за счет местных производителей, ресурсов области, завоза из других регионов России и импорта. Инфраструктуру пригородного АПК, обслуживающую локальный продовольственный рынок города Омска, можно представить, используя приведенную группировку институтов инфраструктуры продовольственного рынка (таблица).
Формирование пригородного сельского хозяйства - объективная закономерность, ставшая основой размещения сельскохозяйственного производства вблизи городов, целенаправленного влияния на его специализацию. Роль сельскохозяйственного производства в продовольственном обеспечении городов, ослабленная в настоящее время, должна быть восстановлена и усилена в связи с обострением проблемы продовольственной безопасности. Тем более что пригородный АПК призван полностью или в основной части обеспечивать потребности города в малотранспортабельных продуктах [2].
Институты инфраструктуры пригородного АПК г. Омска
Объекты инфраструктуры Критерии уровня развитости
Сеть учреждений Наличие нормативных актов, регулирующих деятельность
Производственное и научно-техническое обслуживание АПК
1. Сельскохозяйственные консультационные центры 1 ++
2. Ассоциации и кооперативы по реализации продукции 2 +
3. Энергетические предприятия 12 ++
4. Машинно-технологические станции по оказанию услуг и лизингу техники 10 +
5. Хранилища, складское хозяйство, холодильники 30 ++
6. Предприятия, производящие торговое оборудование, машины и оборудование для производства пищевых продуктов 17 +
7. Автотранспортные предприятия 68 ++
8. Железнодорожные предприятия 28 ++
9. Водный транспорт 10 ++
10. Розничная торговая сеть (продовольственные магазины) 878 ++
11. Опытные хозяйства 1 ++
12. Вузы и НИИ сельскохозяйственного профиля 6 ++
13. Организации по землеустройству 3 ++
14. Тароупаковочное хозяйство 12 ++
Посреднические, торговые и сбытовые организации
1. Товарные биржи - ++
2. Фондовые биржи - ++
3. Брокерские компании 8 ++
4. Компании по продаже техники, ГСМ, удобрений 4, 43,7 ++
5. Предприятия оптовой торговли 450+56 ++
6. Система электронных торгов в Интернете - +
7. Городские рынки (в т.ч. мини-рынки и ярмарки) 52 ++
8. Региональные государственные предприятия продовольственного комплекса 1 +
9. Центры по продаже и обмену техники 3 +
10. Организации по оказанию маркетинговых услуг (государственные, коммерческие, кооперативные) 9 ++
Финансово-кредитные организации
1. Коммерческие банки 3 ++
2. Государственные программы поддержки сельского хозяйства 2 ++
3. Сберегательные банки 7 +++
4. Страховые компании 37 +
5. Ипотечные банки 7 +
6. Аудиторские фирмы 46 ++
Объекты инфраструктуры Критерии уровня развитости
Сеть учреждений Наличие нормативных актов, регулирующих деятельность
Переподготовка кадров, трудоустройство, социальная защита населения
1. Биржи труда 1 ++
2. Центры занятости 11 +
3. Центры социальной защиты 1 ++
4. Центры переподготовки кадров 4 ++
5. Высшие, средние учебные заведения 2 ++
6. Профессионально-технические училища 1 ++
7. Кадровые агентства 27 +
Информационное сопровождение процесса функционирования рыночного хозяйства ПАПК
1. Государственные службы рыночной информации, ценового мониторинга - +
2. Центры по изучению спроса и емкости рынка 2 +
3. Органы статистики, обследующие рынки 1 ++
4. Рекламные агентства 37 ++
5. Постоянно действующие ярмарки, аукционы, выставочные павильоны оптовой торговли 3 +
6. Информационно-рыночные системы в Интернете 22 +
7. Средства связи и коммуникаций 298 ++
Местное самоуправление и правовое обслуживание рынка
1. Управления сельского хозяйства в системе местного самоуправления 6 ++
2. Отраслевые союзы и ассоциации - +
3. Структуры АККОР - +
4. Структуры Федерального агентства по регулированию рынка продовольствия 1 +
5. Нотариальные конторы 61 ++
6. Арбитражные суды 1 +
Примечания: «+» - правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты деятельности организаций; «++» - законодательные акты, где определены основные аспекты функционирования предприятия; «+++» -правовые акты, регулирующие все аспекты деятельности конкретной организации.
В рамках федеральных и региональных программ поддержки производителей продуктов питания осуществляются некоторые направления финансирования. Однако, по нашему мнению, прямое финансирование не способно решить проблем данных субъектов, связанных с излишним звеном посредников, затрудненным доступом на рынок, диспаритетом цен и т.д. Отметим важность обеспечения комплексного развития территории, где координируются усилия производственного сектора, науки, институтов инфраструктуры, органов государственной власти и местного самоуправления для создания в регионе благоприятной среды [1].
Следует вспомнить о четырех «И», названных Президентом России Дмитрием Медведевым, который делает упор на становлении Институтов, Инфраструктуры, Инноваций и Инвестиций. Обеспечить развитие региональной экономики в данном русле способна кластерная политика. По мнению основоположника данного направления Майкла Портера, кластером является группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (производителей, поставщиков ресурсов и др.) и связанных с ними организаций (институтов инфраструктуры), органов власти, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [3].
Применительно к пригородному агропромышленному хозяйству кластер определяется как целостная система пространственно сконцентрированных
специализированных рыночных субъектов, включающая в себя не только производителей продовольствия различных форм собственности, но и связанных с ними органов государственной власти, местного самоуправления, организаций производственной, финансовой, маркетинговой инфраструктуры, образования, консалтинга и пр.
В рамках существующего в России законодательства организационной формой данной структуры предлагается некоммерческое партнерство. Для Омской области региональное некоммерческое партнерство может иметь структуру, включающую в себя органы государственной власти и местного самоуправления, научные, опытно-производственные и сервисные организации с привлечением инвесторов, ассоциаций товаропроизводителей и т.д. Состав участников формируется в соответствии с потребностями рынка в реализации обменных, производственных и обслуживающих функций (рисунок).
Совет по координации кластера
Исполнительная дирекция г *
г 1
Учебные заведения
ОмГАУ
ИПК и агробизнеса
Омский аграрный техникум
НИИ
СибНИИСХ
ОКБ СО РАСХН
I Омский филиал ЦНТИ |
Промышленные и
общественные -объединения-
Клуб 100
Аграрная партия России
Органы государственной
МСХвилПаОстмиской _области_
Администрация Омской области
Региональное Министерство экономического развития
Региональное Министерство
Органы местного самоуправления
Ресурсы
Владельцы земли Консалтинг роизводители техники Строительство Производители Складские услуги
и поставщики семян Рабочая сила и удобрений |
Программы Нормы Политика Законы
Совместная деятельность -------±__
Производители
продовольствия перерабатыв
ПАПК ! гащие
предприятия
А
Личные Крестьянс
подсобны кие
е (фермерск
хозяйства ие)
садоводческие товарищества
Экспертиза Информация Страхование Обслуживание Лоббирование Координация ресурсы
Произв одители технологий Поставщики ГСМ Поставщики электроэнергии
Страхование рисков Материально техническое снабжение Кредитование
Рынок
Губернская ярмарка
Инфраструктура
Автомобильные и железные дороги
Элеваторы
Складские помещения
ИКС АПК Омской области
Предприятия МТО
Информация
База данных по инновациям в ИКС ОмГАУ
Областной статистический комитет
ЦНТИ
Научная библиотека ОмГАУ
Посреднические, торговые, сбытовые организации
Выставка «Агро-Омск»
Принципиальная схема некоммерческого партнерства «Пригородный агропромышленный кластер»
Полагаем, что в структуре данного кластера особое место должно принадлежать производителям продовольствия. В целом же координирует деятельность кластера совет. Роль региональных органов власти состоит в разработке необходимого методико-аналитического инструментария, ведении соответствующей базы данных, составлении на основе собственных оценок информационных справок и заключений. Ключевое значение
должны играть непосредственно субъекты малых форм хозяйствования. Особая роль принадлежит торговым и посредническим организациям, институтам рынка ресурсов. Важно обеспечить эффективное функционирование системы страхования. Инновационная составляющая в системе кластера включает организации и учреждения сферы услуг, в частности информационное обеспечение, инновационные разработки, консультирование. В совокупности они образуют инфраструктуру инновационного процесса [4].
Проследим основные направления повышения эффективности процесса обеспечения города продовольствием в рамках предлагаемого кластера.
Проведенный анализ показал, что в процессе функционирования пригородные производители сталкиваются с целым рядом проблем:
• нехватка техники, поставка бракованных комплектующих, несоблюдение сроков поставки;
• дефицит информации о ценах на различных рынках по каналам продаж;
• недостаточная информированность товаропроизводителей о новейших достижениях науки;
• слабое развитие кредитования и страхования данного сектора.
Однако основной проблемой все же является отсутствие возможности реализации произведенной продукции по выгодным ценам и в оптимальные сроки, большое количество посредников.
Реализуемые в рамках кластера новые возможности стратегического сотрудничества различных субъектов ПАПК позволят устранить данные проблемы. Создание пригородного агропромышленного кластера будет способствовать использованию новых, адекватных рыночной экономике методов и инструментов координации и регулирования рынка, росту стабильности в этой сфере экономики и, что немаловажно, станет гарантом обеспечения продовольственной безопасности региона.
Библиографический список
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 14.07.07 № 446. - М., [2007]. - Режим доступа: :http ; //www. Consultant.ru.
2. Жихаревич, Б.С. АПК крупного города: особенности территориальной организации и управления / Б.С. Жихаревич. - СПб. : Наука, 1998. - 198 с.
3. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М. : Вильямс, 2006. - 608 с.
4. Стукач, В.Ф. Управление трансакционными издержками / В.Ф. Стукач // АПК: экономика, управление. - 2006. - № 3. - С. 18-20.
© Дмитренко Е.А., Зинич А.В., 2011
Авторы статьи:
Елена Александровна Дмитренко, кандидат экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия; Алла Владимировна Зинич, кандидат экономических наук, доцент, Омский государственный аграрный университет.
Рецензент - Ю.С. Юсова, кандидат экономических наук, доцент, Омский государственный аграрный университет.