с
<N
Ъ в в
о о О Рч
Л
н
о
Is
о
а
(D И
в в
t^
5
Si
о
(-
6
& а
(D Н о
и В В н
о о
да
История государства и права
УДК 368.91
С. Э. Павлов
ПАВЛОВ, Сергей Эдуардович, специалист направления профессиональной подготовки отдела по работе с личным составом управления Министерства внутренних дел России по Красногвардейскому району г. Санкт-Петербурга. Адрес: Россия, 195176, Санкт-Петербург, ул. Краснодонская, д. 14. Тел.: 8-911-285-83-91. E-mail: Pavlov.serg30@yandex.ru.
PAVLOV, Sergey Eduardovich, specialist in vocational training of department for work with personnel of Ministry of Internal Affairs of Russia on the Krasnogvardeiskiy district of Saint-Petersburg. Address: Russia, 195176, Saint-Petersburg, Krasnodonskaya str., 14. Phone 8-911-285-83-91. E-mail: Pavlov.serg30@yandex.ru.
Становление и развитие законодательства, регулирующего обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников полиции в постсоветский период
Formation and development of legislation regulating compulsory state insurance of life and health
of police officers in the post-Soviet period
В статье проанализированы становление и развитие законодательства, регулирующего обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел в постсоветский период. В ходе анализа выявлены важные изменения в сфере обязательного государственного страхования сотрудников полиции, а также результаты реформ в сфере правоохранительных структур.
Ключевые слова: страхование, полиция, выплата, компенсация, риск.
About analyses the formation and development of legislation, regulating obligatory state insurance of the employees of internal affairs bodies in post - Soviet period. The analysis revealed important changes in the field of compulsory state insurance for police officers, and the results of reforms in the field of law enforcement structures.
Keywords: insurance, police, payment, compensation, risk.
О важности страхования государственных служащих говорил ещё Г.Ф. Шершеневич в начале XX в. Он связывал внедрение обязательного личного страхования главным образом с особенностями жизни чиновников высшего и среднего уровня российской армии и правоохранительных структур. Он полагал, что постепенно с годами такой человек утратит возможность выполнять высокооплачиваемую работу и поэтому не сможет вложить средства в развитие и образование своих детей, а также их обеспечить. Страхование может помочь найти выход из сложившейся ситуации [1].
С данной позицией сложно не согласиться, ведь и в наше время в случае гибели сотрудника полиции его семья остается без кормильца. И именно страховые выплаты и последующие пособия могут решить многие финансовые вопросы конкретной семьи.
С переходом на рыночные отношения в начале 90-х гг. ХХ в. социальная защищённость граждан была закреплена в основном нормативном акте нашей страны - в принятой 12 декабря 1993 г. Конституции РФ [2]. Данным актом было провозглашено, что Российская Федерация - социально-правовое государство (прим. к ст. 7 Конституции РФ), тем самым подчеркивая, что любой гражданин нашей страны будет иметь все необходимые средства для достойной жизни, а также иметь гарантированную государством социальную поддержку (прим. к ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).
В Законе «О милиции» устанавливался правовой статус сотрудников милиции, определялись основные задачи и приоритеты их деятельности, права и обязанности, ответственность, финансовая обеспеченность и социальная защищённость.
Вопросам страховой защищённости в Законе «О милиции» был посвящён раздел 6, который называл-
ся «Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции». В нём устанавливались категории случаев и размеры выплат сотруднику милиции при наступлении страхового случая, а также раскрывались вопросы финансирования обязательного государственного страхования (прим. к ст. 29 Закона «О милиции»).
К страховым случаям в то время относились гибель сотрудника либо получение сотрудником телесных повреждений, а также причинение ущерба имуществу сотрудника милиции. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 29 Закона «О милиции» в случае гибели сотрудника (бывшего сотрудника, до истечения одного года после увольнения) размер страховой выплаты равнялся десятилетнему денежному содержанию данного сотрудника и выплачивалась она близким родственникам погибшего либо его иждивенцам. В случае получения сотрудником милиции телесного повреждения, вследствие которого не представлялось возможным проходить службу в дальнейшем, выплачивалось пятилетнее денежное содержание конкретного сотрудника.
С принятием Конституции РФ основная масса нормативных актов того времени стала подвергаться изменению либо и вовсе утрачивала силу. Таким было и Постановление ВС РФ «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Положение о службе), которое подверглось изменению в соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» [4]. В Положении о службе устанавливался весь круг особенностей прохождения службы сотрудником мили-
Павлов С.Э. Становление и развитие законодательства, регулирующего обязательное государственное страхование...
ции, в т.ч. и его государственная поддержка и защита. Данным вопросам была посвящена гл. 5 «Условия службы», которая подтверждала факт государственной защищённости сотрудников милиции и носила отсылочный характер к иным нормативно-правовым актам, регламентирующим обязательное государственное страхование.
В то время институт страхования усиленно развивался. Законодатель принял закон, ставший фундаментом построения нормативно-правовой базы страховых отношений в нашем государстве и развития института страхования в целом.
Речь идёт о Законе РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1, вступившем в силу 1 января 1993 г. [5]. Поясним, что с 1997 г. данный закон носит название «Об организации страхового дела в РФ». Данным нормативным актом законодатель сформировал полноценную юридическую базу, суть которой заключалась в нормальном функционировании национального страхового рынка.
В 1996 г. важным этапом в становлении и развитии страхового законодательства стало вступление в силу второй части Гражданского кодекса РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Вопросы страхования были рассмотрены в гл. 48, которая так и называлась - «Страхование». Разумеется, в данном акте нашли своё отражение и вопросы обязательного государственного страхования.
Во второй части ГК РФ вопросам регулирования обязательного страхования посвящены следующие статьи: ст. 927, 935-937, 969 [6].
ГК РФ устанавливает, что страхование (независимо от того, является ли оно добровольным или обязательным) осуществляется путём заключения договора между страховщиком и страхователем, однако подчеркивает, что если объектом страхования выступают жизнь и здоровье либо имущество, то страхование оформляется по иным правилам, которые оговорены в соответствующих законах РФ. Так же законодательно может быть закреплено обязательное страхование жизни, здоровья или имущества лиц. Однако обязанность лица страховать свою жизнь по закону на гражданина не возлагается. Осуществление страхования производится по договору, а также оплачивается страхователем.
Также в указанных нами ранее статьях ГК устанавливается, какие нарушения могут последовать при осуществлении обязательного страхования и какие последствия могут быть.
Законодатель определяет, что для обеспечения государственных интересов определённой категории граждан устанавливается обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих.
В целях укрепления нормативного регулирования социальной защищённости сотрудников милиции законодатель принял один из самых важных нормативных актов, который сыграл большую роль в становлении и развитии законодательства, регулирующего обязательное государственное страхование (ОГС) жизни и здоровья сотрудников милиции, который действует и по настоящее время. Это Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья
военнослужащих, граждан, призванных на военные Й сборы, лиц рядового и начальствующего состава ор- Т ганов внутренних дел Российской Федерации, Го- в сударственной противопожарной службы, органов ^ по контролю за оборотом наркотических средств и Н психотропных веществ, сотрудников учреждений и -органов уголовно-исполнительной системы и сотруд- Й ников федеральных органов налоговой полиции» Й (далее ФЗ № 52-ФЗ) [7]. Данный закон призван реа- у лизовывать основные положения Конституции РФ и Г Гражданского кодекса РФ, определяющие политику 3 страховой защиты государственных служащих. В нём 3 изложены все основополагающие начала построения н страховых отношений с сотрудниками милиции. В
Проанализировав содержание ФЗ № 52-ФЗ, с можно выделить следующие особенности. Т
Объектом ОГС выступают жизнь и здоровье Т застрахованного лица. Субъектами ОГС являются ^ страховщики (страховые организации), страховате- В ли (федеральные органы исполнительной власти), а также выгодоприобретатели (застрахованные лица), о т.е. сотрудники полиции. §
В ФЗ № 52-ФЗ приводится перечень страховых ® случаев по ОГС. К ним относятся гибель либо смерть ^ застрахованного лица, установление инвалидности, 7 получение увечья, ранения, травмы, контузии, а также ) увольнение со службы в случае признания его не год- 0 ным или ограниченно годным к военной службе вслед- 7 ствие получения им увечья, ранения, травмы, контузии.
На тот период данный закон устанавливал следующие размеры выплат: согласно ст. 5 ФЗ № 52-ФЗ в случае гибели (смерти) сотрудника ОВД в период прохождения им службы и до истечения одного года после увольнения со службы, либо прекращения службы по причине болезни, либо получения травмы, выгодоприобретателям выплачивали сумму в размере 25 окладов каждому. Уточним: выгодоприобретателями выступают близкие родственники застрахованного и (или) его иждивенцы. В случае установления сотруднику ОВД инвалидности в период прохождения службы, либо до истечения года после увольнения со службы в ОВД, в зависимости от группы инвалидности выплачиваются следующие суммы: 75 окладов, 50 окладов и 25 окладов соответственно. В случае получения в процессе прохождения службы увечья (травмы, ранения, контузии), сотруднику выплачивалось 10 окладов при получении тяжелого увечья и 5 окладов при легком.
Ввиду вступления в силу ФЗ № 52-ФЗ, государство посчитало необходимым издать нормативный документ, разъясняющий порядок и условия реализации института ОГС как для самих сотрудников милиции, так и для должностных лиц, ответственных за его исполнение.
Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции"» (далее Постановление Правительства
История государства и права
^ РФ № 855) [8]. В сравнении с ФЗ № 52-ФЗ, данный акт раскрывает последовательность действий, необходимых для реализации обязательного государственного ^ страхования. В данном постановлении приводится классификация травм по тяжести, что также явля-к ется важной особенностью при осуществлении ОГС,
си влияя на размер страховых выплат. с
^ Становление и развитие законодательства, ре-
гламентирующего ОГС жизни и здоровья сотрудни-Ш ков милиции, нашло отражение и на ведомственном ^ уровне. В целях реализации вышеупомянутых нор-£ мативных документов Министерство внутренних ит дел РФ издало ряд актов, которые были призваны а упорядочить осуществление ОГС и закрепить нор-ив мативное регулирование государственной защиты ^ сотрудников милиции.
ог Один из таких актов - приказ МВД РФ от § 16.12.1998 г. № 825 «Об обязательном государствен-рг ном страховании жизни и здоровья в системе МВД России» [9]. Данный приказ был призван реализо-^ вать государственную защиту сотрудников милиции, д разъясняя порядок получения страховых выплат со-^ трудником милиции.
Рассмотренный нами комплекс нормативных ^ правовых актов большей частью действовал до 2011 я г. В то время государство было озабочено повыше-ст нием значимости правоохранительных органов, Р5 укреплением их социального статуса и ростом общественного доверия к ним.
После реформирования правоохранительных органов и преобразования милиции в полицию законодатель сформировал новый комплекс актов нормативного регулирования деятельности правоохранительных органов, а вместе с ним и их государственную защиту. Закон РФ «О милиции» утратил свою силу в связи со вступлением в силу Федерального Закона РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. (далее ФЗ «О полиции») [10]. Данный закон определяет правовой статус сотрудника полиции в новейшей истории Российского государства.
Со вступлением ФЗ «О полиции» в законную силу законодатель пришёл к выводу, что необходимо переходить к следующему этапу развития комплекса нормативной базы, регулирующей как основу деятельности полиции, так и её страховую защищённость.
Анализируя положения ФЗ «О полиции», можно сказать, что они определяют основные положения, правовой статус сотрудника полиции, модель взаимоотношений сотрудника и общества, его права и обязанности, ответственность, финансовую составляющую, а также его основные гарантии. Вопросы социальных гарантий сотрудников полиции регулирует гл. 8 «Гарантии социальной защиты сотрудника полиции». Положения данной главы устанавливают, что сотрудник полиции подлежит обязательному государственному страхованию за счёт государственных средств. Вслед за ФЗ «О полиции» на смену «Положению службе в органах внутренних дел Российской Федерации и тексту Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», утверждённым Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (данный акт действует по настоящее время, но не в отношении сотрудников полиции), вступил в силу Федеральный закон «О
службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ [11]. Данный закон по своей структуре, смыслу и значимости практически не отличается от действовавшего на тот момент «Положения о службе в ОВД», однако его содержание приведено в соответствие с действующим законодательством. Так, гл. 9 «Гарантии социальной защиты сотрудника ОВД» данного ФЗ отсылает к ФЗ № 52-ФЗ. Стоит заметить, что название этого нормативного акта неоднократно изменялось, и сегодня он называется «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации». Мы провели сравнительную оценку положений, регулирующих порядок выплат застрахованным лицам денежных средств. До апреля 2011 г. они исчислялись, исходя из служебного положения конкретного сотрудника, т.е. единицей исчисления выступал оклад по должности и надбавка за звание. Законодатель изменил данный принцип и установил одинаковые суммы для всех сотрудников, которые в сравнении с прошлым периодом стали намного выше. Так, согласно ст. 5 ФЗ № 52-ФЗ, в случае гибели (смерти) сотрудника ОВД, либо прекращения службы по причине болезни, либо получения травмы, выгодоприобретателям выплачивают сумму в размере 2 млн. рублей в равных долях. В случае установления сотруднику ОВД инвалидности в период прохождения службы, либо до истечения года после увольнения со службы в ОВД, в зависимости от группы инвалидности выплачиваются следующие суммы: 1,5 млн. рублей, 1 млн. рублей и 500 тыс. рублей соответственно.
В связи с реформированием органов внутренних дел изменению подверглось и Постановление Правительства РФ № 855. По своей структуре, сути и значению данное постановление не изменилось, лишь было исправлено и дополнено в соответствии с новой моделью правовой базы ОВД.
Практическая сторона работы должностных лиц, которые осуществляют работу по ОГС, определена приказом МВД России от 9 октября 2012 г. № 924 «Об утверждении инструкции об организации работы по ОГС жизни и здоровья сотрудников ОВД РФ, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России».
Завершая анализ процесса становления и развития законодательства, регулирующего ОГС жизни и здоровья сотрудников полиции в постсоветский период, отметим, что за рассмотренный период произошло немало перемен. В течение постсоветского периода государство сформировало практически новую юридическую базу в этой сфере. За двадцать с лишним лет законодатель проделал огромную работу по формированию института ОГС, вышел на новый уровень и узаконил новую модель регулирования, которая действует по настоящее время.
Сидоренко Н.С. Политическая жизнь регионов (по материалам Урала)
Список литературы е
сс н
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25 декабря в
2. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г.) // Собрание законо- ^ дательства РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7352. н
3. О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации : федер. закон от -26 января 1996 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 411; 2001. - № 49. - Ст. 4553; 2003. - № 46. - Ст. 4441. £
4. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России : приказ министра внутренних дел России от 16 декабря 1998 г. № 825 // Бюллетень нормативных актов федеральных
т р
У
органов исполнительной власти. - 1999. - № 7. г
с §
3
On
К> О
5. Белов, В. К. Комментарий законодательства о страховании военнослужащих и приравненных к ним лиц. Законодательство, комментарии и разъяснения, судеб. практика, образцы док. - М.: За права военнослужащих, 1999. - 239 с. Н
6. Закиров, Р. Р. Страховые правоотношения с участием МВД России : гражданско-правовой аспект : авто- g реф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Закиров Руслан Ринатович; С.-Петерб. ун-т МВД РФ. - СПб., 2004. - 22 с. р
7. Ковалевский, М. А. Правовое регулирование обязательного государственного страхования жизни и здо- g ровья военнослужащих и приравненных к ним лиц. - СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2003. - 228 с. т
8. Шакиров, Т. С. Страхование и проблемы его осуществления в системе МВД России : автореф. дис. ... a канд. юрид. наук : 12.00.03, 12.00.13 / Шакиров Тимур Салимович; Академия МВД России. - М., 1997. - 17 с. В
a
© Павлов С. Э., 2017 р о
УДК 9 (С17):32 a
a
Н. С. Сидоренко
СИДОРЕНКО Надежда Семёновна, профессор кафедры отечественной истории и права Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктор исторических наук, профессор. Адрес: Россия, 454080 г. Челябинск, пр. Ленина, д. 69. E-mail: si-dorenkons@rambler.ru.
SIDORENKO Nadezhda Semyonovna, Doctor of Historical Sciences, Asso-ciate Professor, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University. Address: Russia, 454080, Chelyabinsk, Lenin ave., 69. E-mail: sidorenkons@rambler.ru.
1917 год: политическая жизнь регионов (по материалам Урала) The political life of the regions in 1917 (on the material-Ural)
В статье анализируется влияние политического фактора в развитии общественной жизни на Урале в 1917 г. На широком круге источников, в т.ч. документах федеральных и региональных архивов, материалах местной периодики представлены сдвиги в расстановке политических сил в регионе и факторы, их обусловившие.
Ключевые слова: партийная периферия, общественно-политический процесс, революции 1917 г., Урал.
The article analyzes the influence of the political factor in the development of public life in the Urals in 1917. On a wide range of sources, including federal and regional archives, local periodicals, there are shifts in the alignment of political forces in the region and their factors.
Keywords: party periphery, socio-political process, revolutions of 1917, Urals.
Революция 1917 г. в России, определившая начало нового вектора в развитии страны и оказавшая существенное воздействие на ряд стран Европы и Азии, вызывает неизменный интерес отечественных и зарубежных исследователей на протяжении целого века. К настоящему времени сложилась многообразная историография, отражающая спектр различных и порой противоположных интересов как её участников и очевидцев, так и их потомков. Каждый этап отечественной историографии революции 1917 г. имеет свою специфику, определяемую не только степенью разработанности темы, но и кругом исследуемых аспектов. Содержание современного этапа характеризуется освобождением от излишней политизации, расширением источниковой базы, вовлечением в научный оборот достижений зарубежной историографии, что определяет более разнообразный круг проблематики и переход исследований на качественно новый уровень. В их числе - глубокое и
всестороннее изучение политической жизни страны в 1917 г. Сложность данного вопроса, его дискуссионный характер связаны с политическим фактором, который неизбежно оказывает влияние на историографическую ситуацию, на историю революционных событий 1917 г., в т.ч. определяет многообразие подходов к её трактовке [1, с. 92].
Стремление к познанию глубинных механизмов революционного процесса, связанного с революционным движением 1917 г., определяет актуальность региональных исследований. Это позволяет рассматривать русскую революцию как неотъемлемую часть истории России имперского периода и как процесс, который оказал системообразующее воздействие на всю последующую историю страны.
В статье предпринята попытка анализа динамики политической жизни 1917 г. на материалах Урала - одного из крупных регионов страны. В развитии революционных событий 1917-1918 гг. он занимал особое место.