УДК 368.91:34.08(045)
ИОРДАНОВА Светлана Александровна, соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, старший юрисконсульт Архангельского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. Автор 4 научных публикаций
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРАХОВАНИИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В работе анализируются нормы законодательства, регулирующие обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел МВД России, а также обращается внимание на то, что охрана жизни и здоровья сотрудников милиции и членов их семей находится под особой защитой государства. Однако автор не только констатирует законодательные нормы, а также вносит предложения по совершенствованию законодательства.
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья, сотрудники органов внутренних дел, застрахованное лицо, страховой риск, страховой случай, страховая сумма, выгодоприобретатель
Закрепленное вст.41 Конституции РФ право на охрану здоровья и медицинскую помощь стоит на особом месте в системе социальных прав сотрудников органов внутренних дел. Обусловлено это тем, что к состоянию здоровья сотрудника милиции предъявляются особые, повышенные требования.
На указанные обстоятельства обращено внимание в постановлении Конституционного суда РФ № 6-П от 18 марта 2004 года1, где отмечено, что «обязанности службы в правоохранительных органах связаны с выполнением специфических задач охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода факторов». Кроме
того, суд указал, что «особый характер такой службы обуславливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод (в т.ч. предельного возраста пребывания на службе), но и предопределяет обязанность государства гарантировать им повышенную социальную защиту».
Необходимо отметить, что жизнь и состояние здоровья сотрудников милиции напрямую зависит от их служебной деятельности. Так, среди причин смертности сотрудников органов внутренних дел ведущее место занимают травмы и отравления, связанные с профессиональной деятельностью. Темпы роста количества инвалидов среди сотрудников милиции выше
по сравнению с темпами роста общего числа пенсионеров2, а средняя продолжительность жизни лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, значительно ниже средней продолжительности жизни в России3.
Государственной защитой жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел является обязательное страхование их жизни и здоровья, закрепленное в ст. 29 закона РФ «О милиции»4, в соответствии с которой все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию.
Данные правоотношения регулируются следующими законами: от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»5, от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»6, постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 года № 855 «О мерах по реализации Федерального закона “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции”»7 и приказом МВД РФ от 16 декабря 1998 года № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД РФ»8.
Следует отметить, что законодатель из общего числа сотрудников органов внутренних дел выделил категорию лиц, чья служба напрямую может быть сопряжена с посягательствами на их безопасность, которые в своей служебной деятельности постоянно и напрямую
контактируют с лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, поэтому справедливо, что государство взяло их под особую защиту и предусмотрело для них повышенный размер страховых выплат. Так, законом № 45-ФЗ к лицам, подлежащим государственной защите отнесены: следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативнорозыскную деятельность; сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Данные сотрудники приравнены к таким должностным лицам, как судьи, прокуроры, сотрудники уголовно-исполнительной системы.
При реализации вышеназванных норм существенное значение имеет размер страховой суммы, которая определяется исходя из размера среднемесячной заработной платы (среднемесячного денежного содержания) судьи, арбитражного заседателя, присяжного заседателя, судебного исполнителя, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, сотрудника федерального органа государственной охраны, сотрудника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Таким образом, законодатель ставит знак равенства между понятиями «среднемесячная заработная плата» и «среднемесячное денежное содержание».
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса (ТК) РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в т.ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Иными словами заработная плата состоит из трех составных частей: фиксированной суммы, компенсационных и стимулирующих выплат.
Иорданова С.А. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья.
Из таких же составных частей состоит и «денежное довольствие». Согласно закону № 78-ФЗ от 30 июня 2002 года «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)»9 денежное довольствие состоит из денежного содержания (оклада по должности и оклада по званию), из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: служба сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, компенсация за службу в особых климатических условиях, премии и др.
Таким образом, понятие «заработная плата» соразмерно понятию «денежное довольствие», а не понятию «денежное содержание».
В целях приведения данных норм в соответствие с нормами ТК РФ, предлагаем:
1. В ст. 20 закона № 45-ФЗ слова «среднемесячное денежное содержание» заменить словами «среднемесячное денежное довольствие».
2. В ст. 5 закона № 52-ФЗ внести следующие изменения:
а) Абзац 1 п. 1 ст. 5 закона № 52-ФЗ изложить в следующей редакции: «Размер страховой суммы определяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица исходя из среднемесячного денежного довольствия, включающего кроме оклада по званию и оклада по должности, надбавки за выслугу лет, за особый характер службы, за сложность, напряженность, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в т.ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) военнослужащих и приравненных
к ним в обязательном государственном страховании лиц».
б) Дополнить ст. 5 закона № 52-ФЗ пунктом 3: «Среднемесячное денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица определяется исходя из годового денежного довольствия, которое данному лицу начислено за 12 календарных месяцев, предшествующих наступлению страхового случая. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно)».
Требуют законодательного урегулирования нормы закона № 52-ФЗ, определяющие круг лиц - выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию в случае гибели (смерти) застрахованного лица. Так, в соответствии с п. 4 ст. 2 закона № 52-ФЗ выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ней (с ним); родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и бабушка застрахованного лица - при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет; отчим и мачеха застрахованного лица - при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет; дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях до окончания обучения или до достижения ими 23 лет; подопечные застрахованного лица.
Однако, согласно положению ч. 2 ст. 934 Гражданского кодекса (ГК) РФ, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица. При этом из анализа положения ст. 934 ГК РФ следует, что застрахованное лицо вправе самостоятельно определить того, кто будет являться выгодоприобретателем. В том случае, когда застрахованное
лицо не указывает в договоре личного страхования выгодоприобретателя, то всю страховую сумму по наследству получат его родственники (изначально по первой линии, степени родства).
Таким образом, положения ч. 2 ст. 934 ГК РФ ич. 4 ст. 2 закона № 52-ФЗ значительно расходятся в своем содержании, в связи с чем считаем необходимым привести п. 4 ст. 2 зако-
на № 52-ФЗ в соответствие нормам ГК РФ, изложив данный пункт в следующей редакции: «Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) помимо застрахованных лиц в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются выгодоприобретатели, указанные в договоре страхования, а в случае их отсутствия -наследники застрахованного лица».
Примечания
1 Собрание законодательства Рос. Федерации. 2004.29 марта. № 13. Ст. 1251.
2Жильская Л.В. Социальная функция государства по охране и укреплению здоровья населения и ее реализация в Российской Федерации: дис.... д-ра юрид. наук. СПб., 2006. С. 265.
3 Дороговцева А.А. Региональная политика России и проблемы регионов Европейского Севера II Вестн. Помор, ун-та. 2005. №1(7). С. 99.
А Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16, ст. 503.
5 Собрание законодательства Рос. Федерации. 1998. № 13, ст. 1474.
6 Там же. 1995. № 17, ст. 1455.
1 Там же. 1998. №32, ст. 3900.
8Бюл. норматив, актов федерал, органов исполн. власти. 1999. № 7.
9 Собрание законодательства РФ. 2002. № 27, ст. 2620.
Iordanova Svetlana
ON THE COMPULSORY STATE LIFE AND HEALTH INSURANCE OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR STAFF
The legislative norms regulating compulsory state life and health insurance of the officials of the Russia’s Ministry of the Interior are analyzed in this article. Life and health protection of the Ministry of the Interior staff is under the special protection of our state. This fact is also given attention. Nevertheless the author does not only state the legislative norms but also puts forward suggestions concerning the legislation improvement.
Контактная информация: e-mail\ svetaiordanova@mail.ru
Рецензент - Чертова НА., доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, декан юридического факультета Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова