Научная статья на тему 'Становление и развитие высшей школы Алтайского края в 1941-1991 годы. Историографический обзор'

Становление и развитие высшей школы Алтайского края в 1941-1991 годы. Историографический обзор Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION / ALTAY TERRITORY / HISTORIOGRAPHY / THE HISTORY OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиновский В. В.

Современные проблемы высшего образования, вхождение отечественной системы в Болонский процесс актуализируют вопрос изучения развития высшей школы СССР Данная статья посвящена обзорному рассмотрению историографии проблемы становления и развития высшей школы Алтайского края в 1941-1991 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN ALTAI TERRITORY IN 1941-1991. HISTORIOGRAPHICAL REVIEW

Contemporary problems of higher education, entering the domestic system of higher education to the Bologna process actualize the question of studying the development of higher education of the USSR. This article is devoted to the consideration of the overview study of historiography of the problem of formation and development of higher education in the Altai Territory in 1941-1991.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие высшей школы Алтайского края в 1941-1991 годы. Историографический обзор»

7. Малинин. Г.В. Теория и практика межэтнического и межкультурного взаимодействия в современном Казахстане: учеб. пособ. для вузов I Г.В. Малинин, В.Ю. Дунаев, В.Д. Курганская, А.Н. Нысанбаев. - Алма-Ата, 2002.

Bibliography

1. Laryuehlj, M. Russkiyj vopros v nezavisimom Kazakhstane: istoriya, politika, identichnostj I M. Laryuehlj, S. Peyjruz. - M., 2007.

2. Nacionaljnihyj sostav naseleniya Respubliki Kazakhstan. Itogi perepisi 1999 g. v Respublike Kazakhstan. - Almatih, 2000. - T.1.

3. Kurganskaya V.D. Kazakhstanskaya modelj mezhehtnicheskoyj integracii I V.D. Kurganskaya, V.Yu. Dunaev. - Alma-Ata, 2002.

4. Naselenie Respubliki Kazakhstan po nacionaljnostyam, polu i vozrastu. - Almatih, 2000. - T. 4. - Ch. 1.

5. [EhIr]. - RId: http: II www. Transparency. Org

6. Nazarbaev, N.A. V potoke istorii. - Almatih, 1999.

7. Malinin. G.V. Teoriya i praktika mezhehtnicheskogo i mezhkuljturnogo vzaimodeyjstviya v sovremennom Kazakhstane: ucheb. posob. dlya vuzov I G.V. Malinin, V.Yu. Dunaev, V.D. Kurganskaya, A.N. Nihsanbaev. - Alma-Ata, 2002.

Статья поступила в редакцию 05.05.13

УДК 378.12

Malinovskiy V.V. FORMATION AND DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN ALTAI TERRITORY IN 19411991. HISTORIOGRAPHICAL REVIEW. Contemporary problems of higher education, entering the domestic system of higher education to the Bologna process actualize the question of studying the development of higher education of the USSR. This article is devoted to the consideration of the overview study of historiography of the problem of formation and development of higher education in the Altai Territory in 1941-1991.

Key words: higher education, Altay territory, historiography, the history of higher education.

В.В. Малиновский, аспирант, Алтайский гос. технический университет им. И.И. Ползунова, каф. «Регионология», г. Барнаул, E-mail: [email protected]

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 1941-1991 ГОДЫ. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Современные проблемы высшего образования, вхождение отечественной системы в Болонский процесс актуализируют вопрос изучения развития высшей школы СССР Данная статья посвящена обзорному рассмотрению историографии проблемы становления и развития высшей школы Алтайского края в 1941-1991 гг. Ключевые слова: высшая школа, Алтайский край, историография, история высшего образования.

Проблема становления и развития высшей школы Алтайского края в 1941 -1991 гг. давно привлекала внимание исследователей. Отдельные ее аспекты были освещены в научных статьях и отдельных монографиях советского периода [1-18]. Среди таких работ можно выделить монографию «Высшая школа СССР за 50 лет: 1917-1967», выпущенную под грифом Министерством высшего и среднего специального образования СССР, редактором которой являлся профессор В.П. Елютин, возглавлявший в середине XX в. это министерство. Не была обойдена вниманием учёных и проблема развития технических наук в СССР Примером может служить работа А.И. Трусь «Техническая школа в условиях упрочнения социализма (1938-1958 гг.)» [19].

Среди общего количества работ, написанных по вопросу развития высшей школы Сибири, можно выделить работу Бычкова А.П. «О проблемах развития высшей школы Сибири» [4], в которой автор комплексно рассматривает весь процесс развития высшей школы Сибири в XX в., выявляя особенности процесса и основные проблемы. Аналогичен подход и «Очерков истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917-1980)» [16]. Помимо обзорных работ, вниманию исследователя представлены и узкоспециализированные исследования, затрагивающие отдельные стороны изучения данного вопроса. К примеру, работа Галкина К.Т. «Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР» [9], сосредоточена на рассмотрении вопроса подготовки профессорско-преподавательских кадров для университетов страны. И.С. Бык в своей работе «Проблемы организации и эффективности научной деятельности в вузах» [3] рассматривает высшую школу страны через призму научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов отечественных университетов.

Кроме монографий, вопросы развития высшей школы страны освещались в специализированных научных изданиях, пожалуй, главным из которых являлся Вестник высшей школы, издававшийся каждый месяц и представлявший собой специализированной периодическое издание для работников высшей школы. На его страницах постоянно происходило заочное общение представителей высшей школы страны, обсуждались

актуальные проблемы университетского образования [6]. Помимо «Вестника», в СССР издавались сборники статей, посвящённых вопросам развития высшей школы [14]. Отдельно можно рассматривать и очень большое количество специальных сборников приказов по высшей школе [8]. Нельзя обойти вниманием и разнообразные публикации в периодической печати [1].

После распада Советского Союза, высшая школа столкнулась с новыми проблемами, требующими не только своего решения, но и понимания причин возникновения. С этого момента можно говорить о начале разнообразных исследований университетского образования в стране. Появляются монографии и диссертационные исследования.

Говоря о монографических исследованиях, посвящённых комплексному рассмотрению развития высшего образования в стране, необходимо сказать об относительно новой работе А.П. Катровского «Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России» [11]. Автор взял на себя задачу рассмотрения становления и развития высшей школы СССР за всё время существования государства, стараясь показать особенности появления и развития вузов по всей территории страны. Вопросу становления и развития высшего образования в Сибири посвятили свои монографии и статьи отдельные учёные, например В.И. Бураков, Н.И. Дятчин: «Становление и развитие инженерного образования на Алтае»[2], Е.Г. Во-дичева, Н.П. Коробкова «Высшее образование в Сибири во второй половине XX в.: основные тенденции развития» [5] и другие авторы [15].

Как отмечалось выше, после распада Советского Союза, российские учёные стали обращаться к опыту высшей школы СССР Помимо монографий и статей в периодических изданиях, университетская общественность стала посвящать проблемам высшего образования свои диссертационные исследования. По своей классификации они идентичны монографиям и условно их можно разделить на диссертации, посвящённые общему обзору развития высшей школы [10], научно-исследовательской работе вузов [12] и ряду специализированных вопросов [17].

Несмотря на такой интерес исследователей, проблема становления и развития высшей школы СССР до сих пор не была

отображена комплексно ни в одной монографии или диссертационном исследовании. Главной причиной этого является очень большой объём монографии или диссертации, которые могут быть написаны по этой теме. Возможному исследователю этой проблемы предстоит обобщить опыт всех предшественников, проработать весь изданный к настоящему моменту материал по истории развития высшей школы СССР. В него должны будут войти все монографические и диссертационные исследования, внутривузовские и периодические издания.

В силу трудоёмкости и физической невозможности написания подобного научного труда в рамках кандидатского диссертационного исследования, предлагается изучить историю становления и развития высшей школы какого-либо субъекта Российской Федерации, например Алтайского края.

В этом случае, хронологическими рамками работы будет период с 1941 по 1991гг., который включает в себя весь период становления и развития вузов Алтайского края. Именно в эти годы были основаны Алтайский государственный технический университет (1941 г.), Алтайский государственный университет (1973 г.), Алтайский государственный медицинский университет (1954 г.), Алтайский государственный педагогический университет (1933 г. (1993 г.)), Алтайский государственный аграрный университет (1943 г.), Алтайский государственный институт культуры (1975 г.). Территориальные рамки исследования охватывают Алтайский край.

Предлагаемая тема изучена недостаточно полно. Для изучения доступны работы общего плана, освещающие историю развития отдельных вузов Алтайского края: «Путь длиной в 60 лет. Очерки истории Барнаульского Ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института» (1993г.), «БГПУ. Путь длиной в 60 лет» (1999г.), «Бийскому государственному педагогическому институту 60 лет» (1999 г.), «Комсомол Горного Алтая. Исторический очерк» (1980 г.), «Алтайский сельскохозяйственный институт» (1970 г.), «Алтайский государственный медицинский институт. 1954-1974» (1974 г.), «Горно-Алтайский государственный педагогический институт (1953-1978)» (1979 г.), «Алтайские политехники. Очерки истории Алтайского политехнического института им. И.И. Ползунова» (1986 г.), «Алтайский государственный университет им. И.И. Ползунова: хроника, 1942-2002 гг.» (2002 г.), «Алтайский политехнический: очерк

истории Алтайского политехнического института им. И.И. Пол-зунова» (1992).

Вторым видом исследований являются отдельные монографические работы, написанные исследователями, изучавшими эту проблему. В пример можно привести работы Колтакова К.Г «Собирание друзей» (1999 г.), Дятчина Н.И., Буракова В.И. Становление и развитие инженерного образования на Алтае (2005 г.), Мягкова Г.А. Проблемы развития высшего образования в Алтайском крае (2000 г.).

Проблемы высшей школы Алтайского края становились предметом обсуждения на страницах периодических изданий [18] и сборников статей, посвящённых этой теме [13].

В завершение историографического обзора стоит отметить публикации сборников официальных документов: «О дальнейшем развитии научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 февраля 1964 г. № 163 // Собрание постановлений правительства СССР» (1964 г.), «О состоянии и дальнейшем развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений. Инструктивное письмо Министерства высшего и среднеспециального образования СССР от 23.02.1966 г. / Бюллетень Министерства высшего и среднеспециального образования СССР» (1966 г.), «Образование Алтайского края в документах» (1999 г.), «История Алтайского края. XVШ-XX вв.: научные и документальные материалы» (2005 г.).

Таким образом, можно говорить об актуальности возможного исследования на указанную тему. Как советская, так и современная российская специальная литература недостаточно полно освещают проблему становления и развития высшей школы страны и Алтайского края в частности. Отдельный интерес представляют работам общего характера, в которых можно познакомиться со структурированным материалом, представляющим базу любого исследования. Помимо этого для изучения доступны диссертационные работы исследователей. Источни-ковую базу исследования могут составить документы высших партийных и государственных органов, статистические публикации, периодическая печать, а также неопубликованные документы фондов местных партийных, государственных и текущих архивов. Основные положения такого исследования могут быть использованы при чтении курса истории высшей школы России.

Библиографический список

1. Высшая школа СССР за 50 лет: 1917-1967 / под ред. проф. В.П. Елютина. - М., 1967.

2. Трусь, А.И. Техническая школа в условиях упрочнения социализма (1938-1958гг). - М., 1989.

3. Бычков, А.П. О проблемах развития высшей школы Сибири. - Новосибирск, 1982.

4. Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917-1980). - Новосибирск, 1986.

5. Галкин, К.Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР - М., 1958.

6. Бык, И.С. Проблемы организации и эффективности научной деятельности в вузах. - Киев, 1982.

7. Высокая ответственность обществоведов. Всесоюзное совещание заведующих кафедрами общественных наук высших учебных заведений // Вестник высшей школы, 1968. - № 8.

8. Момот, А.И. Становление и развитие научно-исследовательской работы студентов в 20-60-х гг. / А.И. Момот, В.Ф. Хотеенков // Систе-

ма организации научно-исследовательской работы студентов в вузах страны: сб. статей. - М., 1984.

9. Высшая школа: сб. основных постановлений, приказов и инструкций: в 2 ч. - М., 1978.

10. Багров, Г. Воспитание специалиста // Алтайская правда. - 1980. - 3 июля.

11. Катровский, А.П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. - М., 2003.

12. Бураков, В.И. Становление и развитие инженерного образования на Алтае / В.И. Бураков, Н.И. Дятчин. - Барнаул, 2005.

13. Водичев, Е.Г. Высшее образование в Сибири во второй половине XX в.: основные тенденции развития // Культурный потенциал

Сибири в XX в. Управление, структура, кадры: сб. научных трудов / Е.Г. Водичев, Н.П. Коробкова. - Новосибирск, 2005.

14. Научно-образовательный потенциал Сибири в первой половине XX в.: динамика и механизмы развития. - Новосибирск, 2009.

15. Зыкин, В.А. Развитие университетского образования в Сибири и на Дальнем Востоке (1966-1975 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук.

- М., 1992.

16. Кириченко, А.П. Научно-исследовательская работа в вузах Западной Сибири в первой половине 80-х гг. (по материалам партийных организаций): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Томск, 1992.

17. Петрик, В.В. Университетское образование в Сибири в 1980-е гг. (общественно-политический аспект): автореф. дис. ... канд. ист. наук.

- Томск, 1995.

18. Радченко, В.Г. Взгляд сквозь годы // Алтайская правда. - 1985. - 18 авг.

19. Кузнецов, В.В. Рубцовский индустриальный институт в 60-70 гг. XX в. // Человек и мир человека. - Рубцовск, 2004.

Bibliography

1. Vihsshaya shkola SSSR za 50 let: 1917-1967 / pod red. prof. V.P Elyutina. - M., 1967.

2. Trusj, A.I. Tekhnicheskaya shkola v usloviyakh uprochneniya socializma (1938-1958gg.). - M., 1989.

3. Bihchkov, A.P O problemakh razvitiya vihssheyj shkolih Sibiri. - Novosibirsk, 1982.

4. Ocherki istorii vihsshego i srednego specialjnogo obrazovaniya v Sibiri (1917-1980). - Novosibirsk, 1986.

5. Galkin, K.T. Vihsshee obrazovanie i podgotovka nauchnihkh kadrov v SSSR. - M., 1958.

6. Bihk, I.S. Problemih organizacii i ehffektivnosti nauchnoyj deyateljnosti v vuzakh. - Kiev, 1982.

7. Vihsokaya otvetstvennostj obthestvovedov. Vsesoyuznoe sovethanie zaveduyuthikh kafedrami obthestvennihkh nauk vihsshikh uchebnihkh

zavedeniyj // Vestnik vihssheyj shkolih, 1968. - № 8.

8. Momot, A.I. Stanovlenie i razvitie nauchno-issledovateljskoyj rabotih studentov v 20-60-kh gg. / A.I. Momot, V.F. Khoteenkov // Sistema organizacii nauchno-issledovateljskoyj rabotih studentov v vuzakh stranih: sb. stateyj. - M., 1984.

9. Vihsshaya shkola: sb. osnovnihkh postanovleniyj, prikazov i instrukciyj: v 2 ch. - M., 1978.

10. Bagrov, G. Vospitanie specialista // Altayjskaya pravda. - 1980. - 3 iyulya.

11. Katrovskiyj, A.P. Formirovanie i razvitie territorialjnoyj strukturih vihsshego obrazovaniya Rossii. - M., 2003.

12. Burakov, V.I. Stanovlenie i razvitie inzhenernogo obrazovaniya na Altae / V.I. Burakov, N.I. Dyatchin. - Barnaul, 2005.

13. Vodichev, E.G. Vihsshee obrazovanie v Sibiri vo vtoroyj polovine XX v.: osnovnihe tendencii razvitiya // Kuljturnihyj potencial Sibiri v XX v. Upravlenie, struktura, kadrih: sb. nauchnihkh trudov / E.G. Vodichev, N.P. Korobkova. - Novosibirsk, 2005.

14. Nauchno-obrazovateljnihyj potencial Sibiri v pervoyj polovine XX v.: dinamika i mekhanizmih razvitiya. - Novosibirsk, 2009.

15. Zihkin, V.A. Razvitie universitetskogo obrazovaniya v Sibiri i na Daljnem Vostoke (1966-1975 gg.): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - M., 1992.

16. Kirichenko, A.P. Nauchno-issledovateljskaya rabota v vuzakh Zapadnoyj Sibiri v pervoyj polovine 80-kh gg. (po materialam partiyjnihkh organizaciyj): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - Tomsk, 1992.

17. Petrik, V.V. Universitetskoe obrazovanie v Sibiri v 1980-e gg. (obthestvenno-politicheskiyj aspekt): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - Tomsk, 1995.

18. Radchenko, V.G. Vzglyad skvozj godih // Altayjskaya pravda. - 1985. - 18 avg.

19. Kuznecov, V.V. Rubcovskiyj industrialjnihyj institut v 60-70 gg. XX v. // Chelovek i mir cheloveka. - Rubcovsk, 2004.

Статья поступила в редакцию 15.05.13

УДК 392.37

Yavnova L.A. EDUCATION OF CHILDREN IN FAMILIES OLD-TIMERS AND MIGRANTS ALTAI IN LATE XIX -EARLY XX B. (BASED ON ORAL SOURCES). In work on the basis of oral ethnographic sources described the basic techniques of traditional education in the old-timers and families migrants Altai at the end of XIX - early XX century. Along with respect for parents and elders of the Altai Russian peasants formed in children hard work, self-discipline, obedience, thus ensuring order in the family.

Key words: family, labor education of children, the old-timers, immigrants, the distribution of responsibilities in the family, the punishment of children, family and living tradition, obedience, respect for elders.

Л.А. Явнова, канд. ист. наук, доцент ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ СТАРОЖИЛОВ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ АЛТАЯ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ УСТНЫХ ИСТОЧНИКОВ)

В работе на основе устных этнографических источников описаны основные приемы традиционного воспитания в семьях старожилов и переселенцев Алтая в конце XIX -первой трети XX в. Наряду с уважением к родителям и старикам, русские крестьяне Алтая формировали в детях трудолюбие, самодисциплину послушание, что обеспечивало порядок в семье.

Ключевые слова: семья, трудовое воспитание детей, старожилы, переселенцы, распределение обязанностей в семье, наказание детей, семейно-бытовые традиции, послушание, почитание старших.

Целостное восприятие, самопознание народа невозможны без понимания свойств и особенностей своей культуры, физиологической, социальной, этнокультурной и иной природы детства. Проблемы воспитания детей и молодежи не теряют своей актуальности. Изменения в экономической и политической сферах отношений, начавшиеся в России в конце 80 - начале 90-х годов ХХ века, повлияли на социальную организацию общества, на его соционормативную культуру. Ребенок - это часть семьи, проблемам семьи русских крестьян было посвящено большое количество работ правоведов, историков, этнографов XIX-XX в., где особое внимание уделялось миру детства, системе традиционного воспитания: Г.Н. Потанин [1], Н.М. Ядринцев [2], Н.А. Костров [3], М.В. Швецова [4], М.В. Красноженова [5], Г.С. Виноградов [6], М.М. Громыко [7], Н.А. Миненко [8; 9], Ф.Ф. Болонев [10], А.В. Сафьянова [11], В.А. Зверев [12], Ю.М. Гончаров [13] и другие. Г.С. Виноградов одним из первых ввел в научный оборот понятие народной педагогики, осмыслил способы целенаправленных усилий взрослых крестьян и роль самовоспитания, самообучения в деле «унаследования культуры» [6, с. 1-28]. С 1970-1980-х гг. ученые этнологи и представители смежных наук консолидируется вокруг программы «этнографии детства», основателем и руководителем которой являлся И.С. Кон. Стоит отметить работу И.С. Кона [14], в которой автору удалось проанализировать возрастные категории детства на историко-этнографическом материале. Большой вклад в изучение истории семьи и семейных отношений русского старожильческого населения Западной Сибири пореформенного периода внёс В.А. Зверев. Автор уделяет внимание вопросам воспитания детей в крестьянской семье и передаче традиций от старшего поколения к младшему [12].

Происходит смена исторических поколений, и уходят в прошлое непосредственные носители традиций и исполнители обрядовых действий. Историко-этнографическое исследование опыта традиционных форм и приемов социализации детей ак-

туально для решения проблем современного общества. Целостное описание образа жизни народа невозможно без его семейно-бытовых традиций и способов воспитания подрастающего поколения [14, с. 12]. Семья служит для ребенка первой непосредственно воспринимаемой моделью общества, а взаимоотношения в семье - основным образцом межличностных отношений. Материалы устных источников позволяют проанализировать основные формы и способы традиционного воспитания в среде русских старожилов и переселенцев Алтая вплоть до 30-х г. XX в.

Семья являлась основной ячейкой, призванной физически охранять родившихся, давать детям необходимое в будущей жизни умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие [12, с. 72]. Любовь к ребенку проявлялась с самого рождения. Пока он лежал в колыбельке, мама, покачивая колыбель одной ногой, пела ему песенки, ласково называя его то крошечкой, то пташечкой, то радостью. Ясно, что ребенок, подрастая, понимал, что он желанный, его любят, берегут, жалеют. Е.П. Чопорова рассказывала: «Если в доме работа, ребенку давали поплакать, покричать, говоря: «Ничего, золотая слезинка не выпадет» [15]. Считалось, что это полезно для его развития. Как показывают этнографические материалы у старожилов и переселенцев во время хозяйственных работ детей до двухлетнего возраста брали с собой на пашню, вешали колыбельки на ветвях деревьев в тени, привязывали ребенка «пеленишни-ком», чтоб не выпал и работали. Рассказывали много страшных случаев, когда дети погибали [15]: то задыхались на собственном платочке, повязанном вокруг шеи, то на «пеленишнике». А.С. Петрова рассказала о своей бабушке Агафье, как та подошла к колыбели, а на одеяльце лежит змея. Она не помнит, куда и как уползла змея, но, к счастью, сынок, остался жив, а бывали случаи, дети умирали от укуса змей [16]. В.Н. Плюта вспоминала, что у них во дворе долгое время стоял короб из тальника, который раньше ставили на телегу и туда укладывали дитя. Ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.