Научная статья на тему 'Русское население Казахстана: социально-демографические трансформации (90-е годы ХХ века)'

Русское население Казахстана: социально-демографические трансформации (90-е годы ХХ века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
722
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КАЗАХИЗАЦИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭМИГРАЦИЯ / РЕПАТРИАЦИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК / ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / NATIONAL POLITICS / KAZAKHIZATION / INTER-ETHNIC RELATIONS / EMIGRATION / REPATRIATION / ETHNIC DISCRIMINATION / SOCIAL STATUS / DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алейников М. В., Боровиков И. Е.

В статье, на основе опубликованных казахстанских и российских источников, рассматриваются изменения в демографической и социальной структуре русского населения суверенного Казахстана в 1990-е годы. Выявляются причины миграционного оттока русских из Казахстана в Россию. Подвергая критической оценке национальную политику казахстанского руководства, авторы ставят вопрос о перспективах сохранения и развития в Казахстане русской диаспоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Алейников М. В., Боровиков И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN POPULATION OF KAZAKHSTAN: SOCIAL AND DEMOGRAPHIC TRANSFORMATIONS (THE 1990-S)

The article observes the changes in demographic and social structures of the Russian population of sovereign Kazakhstan in the 1990-s on the ground of published Russian and Kazakh sources. It finds out the reasons for migration outflow of the Russians from Kazakhstan to Russia. The authors give a critical estimate of the national politics of the Kazakh authority and pose a question concerning the prospects of preservation and development of the Russian Diaspora in Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Русское население Казахстана: социально-демографические трансформации (90-е годы ХХ века)»

3. Krihlov, I.F. Rozihsk, doznanie, sledstvie / I.F. Krihlov, A.I. Bastrihkin. - L., 1984.

4. Savickiyj, V.N. Prokurorskiyj nadzor za doznaniem i predvariteljnihm sledstviem. - M., 1959.

5. Cirkulyarih sovetskogo praviteljstva. - M., 1968.

6. Karneeva, L. Problemih perestroyjki sledstvennogo apparata organov vnutrennikh del // Socialisticheskaya zakonnostj. - 1989. - № 2.

7. Petrukhin, I.L. Pravosudie. Vremya reform. - M., 1991.

8. Sbornik deyjstvuyuthikh prikazov i instrukciyj Generaljnogo Prokurora SSSR. - M., 1966.

9. Turchin, D.A. Kak bihtj so sledstviem? // Novoe rossiyjskoe zakonodateljstvo i praktika ego primeneniya. - Barnaul, 1997.

Статья поступила в редакцию 05.05.13

УДК 94 1991

Aleynikov M.V., Borovikov I.E. RUSSIAN POPULATION OF KAZAKHSTAN: SOCIAL AND DEMOGRAPHIC TRANSFORMATIONS (THE 1990-S). The article observes the changes in demographic and social structures of the Russian population of sovereign Kazakhstan in the 1990-s on the ground of published Russian and Kazakh sources.

It finds out the reasons for migration outflow of the Russians from Kazakhstan to Russia. The authors give a critical estimate of the national politics of the Kazakh authority and pose a question concerning the prospects of preservation and development of the Russian Diaspora in Kazakhstan.

Key words: national politics, kazakhization, inter-ethnic relations, emigration, repatriation, ethnic discrimination, social status, demographic characteristics.

М.В. Алейников, канд. ист. наук, доц., зав. каф. отечественной истории, Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск; И.Е. Боровиков, студент, Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: alex-vorob88-88@mail.ru

РУССКОЕ НАСЕЛЕНИЕ КАЗАХСТАНА: СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ [90-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА)

В статье, на основе опубликованных казахстанских и российских источников, рассматриваются изменения в демографической и социальной структуре русского населения суверенного Казахстана в 1990-е годы. Выявляются причины миграционного оттока русских из Казахстана в Россию. Подвергая критической оценке национальную политику казахстанского руководства, авторы ставят вопрос о перспективах сохранения и развития в Казахстане русской диаспоры.

Ключевые слова: национальная политика, казахизация, межэтнические отношения, эмиграция, репатриация, Центральная Азия, казахский язык, титульная нация, этническая дискриминация, социальный статус, демографическая характеристика.

Значимость «русского вопроса» в Казахстане в 1990-е гг. объясняется не только численностью русских (к моменту распада СССР из 16,4 млн. человек 7 млн. являлись казахами и 6 млн. - русскими). Подавляющее большинство русских (66%) там родились, многие были жителями Казахстана уже не в первом поколении, 33% к моменту распада СССР проживали в Казахской ССР более 20 лет [1].

Судьба соотечественников в 1990-е гг. не волновала Москву. Новые российские элиты боролись за власть, делили собственность. Руководство России, прежде всего, было озабочено сохранением добрых отношений с Н.А. Назарбаевым, который стремился получить как можно больше выгоды от сотрудничества со своим северным соседом. Власти Казахстана подавляли любую оппозицию, обеспечивая монополию на власть президенту Н.А. Назарбаеву. Не допускались любые формы политического выражения национальных требований со стороны русских движений и объединений. Их лидеры испытывали сильное давление, а нередко подвергались арестам. Поощрялся и провоцировался раскол между славянскими организациями (например, русскими и украинскими). В первые годы после распада СССР российский МИД под руководством А. Козырева всячески уклонялся от открытой защиты русских ближнего зарубежья. Вспоминается визит в Казахстан в 1996 г. Е.М. Примакова, во время которого он отказался встретиться с представителями русских объединений, заявив, что в стране не существует «русского вопроса» [1].

Власти Казахстана проводят двойственную политику: с одной стороны, они хотят избежать русско-казахского противостояния, которое бы дестабилизировало страну, но с другой - разыгрывают карту энергичной и долговременной казахизации. Инструментом государственной политики в сфере межэтнических отношений стала Ассамблея народов Казахстана (АНК), созданная по инициативе Н.А. Назарбаева 1 марта 1995 г. (Н.А. Назарбаев является её пожизненным председателем). Контролируемая властями деятельность АНК призвана «утопить» национальные проблемы в фольклорном и аполитичном их ви-

дении. Создание особых украинских и белорусских объединений является уловкой властей, заинтересованных в расколе единого славянского движения. Таким образом, русское население Казахстана является жертвой прагматизма двух соседних государств. Сепаратистский сценарий (отделение ряда территорий от Казахстана и присоединение их к России) не состоялся не только по причине слабости и разобщённости радикальных русских движений, но в решающей мере из-за осознания того, что на помощь Москвы рассчитывать нельзя. Впрочем, в случае его реализации последствия могли бы быть самыми ужасными. Многие славяне Казахстана хотели бы изменить неустраивающие их границы, но они не были готовы проливать свою кровь ради этого. Позиция же правящих кругов России по отношению к соотечественникам в Казахстане и других постсоветских государствах вызывает разочарование. Это касается и миграционной политики РФ.

Положение славянского населения Казахстана характеризуют данные переписи 1999 г. Она зафиксировала проживание 4 млн. 480 тыс. русских, 547 тыс. украинцев, 112 тыс. белорусов и 47 тыс. поляков [2]. Таким образом, за 1989-1999 гг. численность русских уменьшилась на 26% (По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. в Казахстане проживало 6 млн. русских), украинцев - на 38%, белорусов - на 37%, поляков - на 20%. И напротив, численность и удельный вес казахов выросли из-за значительно большего коэффициента рождаемости и меньшего смертности, чем у славянских этносов. Сыграла свою роль и инициированная властями репатриация этнических казахов из-за рубежа (Монголии, Афганистана и др. стран). Во всех областях республики были созданы государственные иммиграционные фонды, чтобы организовать переезд и содействовать интеграции переселенцев. Кроме того, проводилась политика привлечения «южных» казахов в города севера (в которых славяне составляли в конце 1980-х гг. 70-80% населения). Делалось многое для того, чтобы максимально увеличить долю казахов в общей численности населения. У казахов показатель естественного прироста за 1989 - 1999 гг. был положительным и состав-

лял +10,7 промиле, у русских же отрицательным - -5,1; у украинцев даже - -11,6 [2].

Казахстан лишился за межпереписной период (с 1989 по 1999 гг.) более 1,5 млн. своих жителей, что составило 10 % населения. Численность населения сократилась с 16,4 до 14,9 млн. человек. Казахстан стал главной страной-экспортёром русских. Количество их за десять лет сократилось с 6 до 4,5 млн. человек, а доля в населении уменьшилась с 40 до 30% [1]. Потеря большого количества трудоспособного населения, квалифицированной рабочей силы, интеллигенции вызвало экономические трудности в независимом Казахстане. Именно образованные, инициативные и трудолюбивые люди составили в 1990-е гг. львиную долю переселенцев из Казахстана. Опустевшие ниши заполнялись собственными кадрами, не всегда компетентными, но зато представляющих титульную нацию.

Факты этнической дискриминации официально не признаются. Наоборот, русские, по высказываниям властей, сами виноваты в том, что уезжают, поскольку не могут примириться со снижением своего социального статуса; только «имперское мышление» заставляет их отвергать происходящие перемены и толкает на изгнание. Эмиграцию часто оценивают как «естественный процесс», обусловленный либерализацией во всех сферах жизни общества и гарантированным законодательством РК правом выбирать место проживания. Казахстанские аналитики часто делают акцент на экономических мотивах миграционных движений. В то же время многие российские и некоторые казахстанские исследователи утверждают, что причины массовых переселений - не экономические (большинство выехавших при желании могли получить работу в Казахстане, и, наоборот, в России они часто сталкивались с серьёзными трудностями выживания). Высказывалось мнение, что основным побуждением к миграции являлось ощущение «угрозы этнической идентичности». По опросам, проведённым в первой половине 1990-х гг., экономические мотивы выезда занимали по значимости лишь третье место, после «бытового национализма» и обтекаемой, но подтверждающей наш тезис формулировки «опасность для себя и своей семьи» [1].

Хотя большинство русских считали своё положение в 1990-х и трудным, они были готовы с этим мириться, но одним из главных мотивов эмиграции оставалось беспокойство за будущее новых поколений. По данным социологического исследования 2001 г., более трети респондентов полагали, что отсутствие перспектив интеграции их детей является основной причиной «возвращения» в Россию [3].

Изменение статуса в условиях независимого Казахстана, отсутствие перспектив у молодёжи, бытовой национализм, тревоги относительно дискриминации на работе, ухудшение доступа к русской и славянской культуре, сужение возможностей получить качественное образование на русском языке, тяжёлый экономический кризис после распада СССР - весь комплекс экономических, социально-психологических и политических причин обусловил массовый отъезд славянского населения. Миграция продолжается и сегодня, но она значительно сократилась. Большинство тех, кто хотел и мог покинуть страну, уже уехали. Остающиеся же, чаще всего были людьми пожилыми, малоквалифицированными или деградированными. Миграции русских в Россию стали одним из долгосрочных факторов демографических и экономических сдвигов как в Казахстане, так и в России. Одновременно происходит старение славянского населения. В 1999 г. удельный вес детей до 9 лет среди славян составлял 8-12%, тогда как у казахов - 22%. Лица старше 60 лет соответственно у славян составляли 17-25%, а у казахов - 6%. У славян старики чаще жили в городе, а у казахов - на селе [4].

Многочисленные факты свидетельствуют о том, что в суверенном Казахстане имеет место рост авторитаризма, клановости, национализма и коррупции. Согласно исследованию «Transparency International», в начале XXI в. Казахстан занимал 88-место в списке из 102 стран по уровню коррупции [5]. Политическую систему современного Казахстана можно назвать «фа-

Библиографический список

садной демократией», по сути же это одна из форм авторитаризма. Следует отметить, что курс на всеобщую казахизацию, обеспечивающий обогащение правящих элит надо рассматривать в историческом плане. Он является продолжением, хотя и в более массовидных формах, начатой в брежневскую эпоху политики «коренизации». Хотя Казахстан презентируется как многонациональное и многоконфессиональное государство, он является прежде всего государством казахов. Юридическое, конституционное и международное основание этому было дано тем фактом, что весь Казахстан является «историко-генетической территорией казахской нации» [6]. Многочисленные официальные конференции, посвящённые национальному вопросу, подтверждают эту тенденцию к подчёркиванию приоритетного положения казахов.

Если в начале 1990-х север страны ещё не был затронут процессом казахизации власти и управления, то сейчас он находится в том же положении, что и традиционно казахские регионы. Немногие оставшиеся русские и украинцы занимают второстепенные посты и работают под руководством казахов. Например, в 1994 г. В Караганде, с 20% казахов среди жителей города, из 8 руководителей города 6 были представителями титульной нации; соответствующие цифры для Алма-Аты, где большинство населения русские - 9 и 2. В Акмолинской области, где в середине 1990-х годов проживало 46% русских, среди руководителей местной администрации их насчитывалось от 29 до 34%. В областном законодательном собрании Кокчетава в 2002 г. Из 33 депутатов только 9 были славянами, в то время как доля русского населения области составляла не менее 60% [1]. Подобных примеров множество. Опрос 2001 г. показал, что 72% казахов были удовлетворены тем, как титульная группа представлена в республиканских органах власти, в то время как среди русских доля недовольных достигала 65% [7].

Дискриминация по отношению к русским обеспечивает не только социальное продвижение для части казахского населения, но и помогает правящему режиму подчинить себе власти на местах и обязать их быть преданными новому государству. Это было особенно важно во время экономического кризиса, когда население испытывало резкое падение уровня жизни.

Итак, на протяжении 1990-х гг. руководство Казахстана осуществляло последовательную и целенаправленную политику казахизации. Именно скрепить территорию страны, обеспечить изменение национальной структуры населения в её северной части в пользу титульной нации, доказать историческую принадлежность Северного Казахстана «казахскому миру» было призвано решение о переносе столицы из Алма-Аты в Астану, принятое в 1995 г. и реализованное в конце 1990-х гг. Астана символизирует процесс этнической казахизации региона, ранее считавшегося «русским». Поэтому многим казахам из южных областей было предложено переселиться на север страны, в частности, в новую столицу

Итак, можно сделать вывод, что славяне - казахстанцы сегодня представляют собой практически стабильную часть жителей, переживающую болезненную стадию адаптации к новым условиям. За 1990-е гг. значительно уменьшилась их доля в общей численности населения, произошло снижение социального статуса. В перспективе просматриваются два сценария развития: 1) адаптация славян от статуса де-факто большинства к готовности принять статус этнического меньшинства (диаспоры); 2) массовый исход из Казахстана славянского населения. Какой из сценариев станет реальностью покажет время.

Казахстану удалось сохранить территориальную целостность, избежать межнациональных войн и утвердиться как независимое государство. Ценой такого успеха, однако, стал авторитаризм (режим Н.А. Назарбаева иногда с иронией называют «феодализм с человеческим лицом»), трайбализм, исключение национальных меньшинств из общественной жизни и культурное объединение, последствия и масштабы которого ещё не оценены в полной мере.

1. Ларюэль, М. Русский вопрос в независимом Казахстане: история, политика, идентичность I М. Ларюэль, С. Пейруз. - М., 2007.

2. Национальный состав населения Республики Казахстан. Итоги переписи 1999 г. в Республике Казахстан. - Алматы, 2000. - Т.1.

3. Курганская В.Д. Казахстанская модель межэтнической интеграции I В.Д. Курганская, В.Ю. Дунаев. - Алма-Ата, 2002.

4. Население Республики Казахстан по национальностям, полу и возрасту. - Алматы, 2000. - Т. 4. - Ч. 1.

5. [Э!р]. - Р!д: http: II www. Transparency. Org

6. Назарбаев, Н.А. В потоке истории. - Алматы, 1999.

7. Малинин. Г.В. Теория и практика межэтнического и межкультурного взаимодействия в современном Казахстане: учеб. пособ. для вузов I Г.В. Малинин, В.Ю. Дунаев, В.Д. Курганская, А.Н. Нысанбаев. - Алма-Ата, 2002.

Bibliography

1. Laryuehlj, M. Russkiyj vopros v nezavisimom Kazakhstane: istoriya, politika, identichnostj I M. Laryuehlj, S. Peyjruz. - M., 2007.

2. Nacionaljnihyj sostav naseleniya Respubliki Kazakhstan. Itogi perepisi 1999 g. v Respublike Kazakhstan. - Almatih, 2000. - T.1.

3. Kurganskaya V.D. Kazakhstanskaya modelj mezhehtnicheskoyj integracii I V.D. Kurganskaya, V.Yu. Dunaev. - Alma-Ata, 2002.

4. Naselenie Respubliki Kazakhstan po nacionaljnostyam, polu i vozrastu. - Almatih, 2000. - T. 4. - Ch. 1.

5. [EhIr]. - RId: http: II www. Transparency. Org

6. Nazarbaev, N.A. V potoke istorii. - Almatih, 1999.

7. Malinin. G.V. Teoriya i praktika mezhehtnicheskogo i mezhkuljturnogo vzaimodeyjstviya v sovremennom Kazakhstane: ucheb. posob. dlya vuzov I G.V. Malinin, V.Yu. Dunaev, V.D. Kurganskaya, A.N. Nihsanbaev. - Alma-Ata, 2002.

Статья поступила в редакцию 05.05.13

УДК 378.12

Malinovskiy V.V FORMATION AND DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN ALTAI TERRITORY IN 19411991. HISTORIOGRAPHICAL REVIEW. Contemporary problems of higher education, entering the domestic system of higher education to the Bologna process actualize the question of studying the development of higher education of the USSR. This article is devoted to the consideration of the overview study of historiography of the problem of formation and development of higher education in the Altai Territory in 1941-1991.

Key words: higher education, Altay territory, historiography, the history of higher education.

В.В. Малиновский, аспирант, Алтайский гос. технический университет им. И.И. Ползунова, каф. «Регионология», г. Барнаул, E-mail: Kielanovski@gmail.com

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 1941-1991 ГОДЫ. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Современные проблемы высшего образования, вхождение отечественной системы в Болонский процесс актуализируют вопрос изучения развития высшей школы СССР Данная статья посвящена обзорному рассмотрению историографии проблемы становления и развития высшей школы Алтайского края в 1941-1991 гг. Ключевые слова: высшая школа, Алтайский край, историография, история высшего образования.

Проблема становления и развития высшей школы Алтайского края в 1941-1991гг. давно привлекала внимание исследователей. Отдельные ее аспекты были освещены в научных статьях и отдельных монографиях советского периода [1-18]. Среди таких работ можно выделить монографию «Высшая школа СССР за 50 лет: 1917-1967», выпущенную под грифом Министерством высшего и среднего специального образования СССР, редактором которой являлся профессор В.П. Елютин, возглавлявший в середине XX в. это министерство. Не была обойдена вниманием учёных и проблема развития технических наук в СССР Примером может служить работа А.И. Трусь «Техническая школа в условиях упрочнения социализма (1938-1958 гг.)» [19].

Среди общего количества работ, написанных по вопросу развития высшей школы Сибири, можно выделить работу Бычкова А.П. «О проблемах развития высшей школы Сибири» [4], в которой автор комплексно рассматривает весь процесс развития высшей школы Сибири в XX в., выявляя особенности процесса и основные проблемы. Аналогичен подход и «Очерков истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917-1980)» [16]. Помимо обзорных работ, вниманию исследователя представлены и узкоспециализированные исследования, затрагивающие отдельные стороны изучения данного вопроса. К примеру, работа Галкина К.Т. «Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР» [9], сосредоточена на рассмотрении вопроса подготовки профессорско-преподавательских кадров для университетов страны. И.С. Бык в своей работе «Проблемы организации и эффективности научной деятельности в вузах» [3] рассматривает высшую школу страны через призму научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов отечественных университетов.

Кроме монографий, вопросы развития высшей школы страны освещались в специализированных научных изданиях, пожалуй, главным из которых являлся Вестник высшей школы, издававшийся каждый месяц и представлявший собой специализированной периодическое издание для работников высшей школы. На его страницах постоянно происходило заочное общение представителей высшей школы страны, обсуждались

актуальные проблемы университетского образования [6]. Помимо «Вестника», в СССР издавались сборники статей, посвящённых вопросам развития высшей школы [14]. Отдельно можно рассматривать и очень большое количество специальных сборников приказов по высшей школе [8]. Нельзя обойти вниманием и разнообразные публикации в периодической печати [1].

После распада Советского Союза, высшая школа столкнулась с новыми проблемами, требующими не только своего решения, но и понимания причин возникновения. С этого момента можно говорить о начале разнообразных исследований университетского образования в стране. Появляются монографии и диссертационные исследования.

Говоря о монографических исследованиях, посвящённых комплексному рассмотрению развития высшего образования в стране, необходимо сказать об относительно новой работе А.П. Катровского «Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России» [11]. Автор взял на себя задачу рассмотрения становления и развития высшей школы СССР за всё время существования государства, стараясь показать особенности появления и развития вузов по всей территории страны. Вопросу становления и развития высшего образования в Сибири посвятили свои монографии и статьи отдельные учёные, например В.И. Бураков, Н.И. Дятчин: «Становление и развитие инженерного образования на Алтае»[2], Е.Г. Во-дичева, Н.П. Коробкова «Высшее образование в Сибири во второй половине XX в.: основные тенденции развития» [5] и другие авторы [15].

Как отмечалось выше, после распада Советского Союза, российские учёные стали обращаться к опыту высшей школы СССР Помимо монографий и статей в периодических изданиях, университетская общественность стала посвящать проблемам высшего образования свои диссертационные исследования. По своей классификации они идентичны монографиям и условно их можно разделить на диссертации, посвящённые общему обзору развития высшей школы [10], научно-исследовательской работе вузов [12] и ряду специализированных вопросов [17].

Несмотря на такой интерес исследователей, проблема становления и развития высшей школы СССР до сих пор не была

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.