УДК 378: 005.963.1 (410)
В. В. Белова
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К МЕНЕДЖЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Современный период развития образования заставляет нас искать пути оптимизации системы в целом, учитывая актуальные потребности общества. Дается анализ подготовки педагогических кадров к менеджерской деятельности в системе образования Великобритании. Рассматриваются основные задачи педагогических отделений университетов на разных этапах развития на протяжении периода, который охватывает XX столетие, особенности разработки программ обучения, а также взаимодействия университетов со средними школами и педагогическими колледжами. Изучение опыта Великобритании в этом вопросе будет полезно для подготовки педагогических кадров к менеджерской деятельности как Украины, так и других стран.
Ключевые слова: педагогические кадры, менеджерская деятельность, обучение, программы, повышение квалификации.
Современный период развития образования на Украине обуславливает поиск путей оптимизации системы в целом, учитывая актуальные общественные вызовы. Речь идет прежде всего о евроин-теграции как ключевом факторе развития образования. В этом контексте актуальность приобретает проблематика управления образовательными процессами как важное направление оптимизации образования и повышения ее эффективности в условиях глобализации. Именно поэтому изучение зарубежного опыта является той ключевой предпосылкой совершенствования украинского образования. Исследование зарубежной практики позволяет осмыслить опыт развитых стран, в частности Великобритании, и адаптировать к национальной образовательной системе те принципы, методы и механизмы подготовки управляющего сегмента специалистов, которые играют ключевую роль в эффективном функционировании образования.
В последнее время отечественные исследователи обращают большое внимание на проблему подготовки педагогического менеджмента за рубежом. В трудах таких отечественных ученых, как Л. В. Ай-зикова, Н. М. Бидюк, Т. Е. Бойченко, А. И. Бондарчук, В. И. Маслов, Л. П. Пуховская, а также российских ученых, таких как О. И. Беспалова [1, с. 114-117], И. И. Бурлакова [2, с. 32-35], Т. А. Кинева [3, с. 85-87] и многих других, рассматриваются проблемы подготовки руководящих кадров в сфере образования за рубежом, и в частности в Великобритании. Однако в условиях интенсификации современных процессов государственного строительства на Украине необходимо осмысление особенностей зарубежных наработок в этой области, учитывая опыт отечественных ученых и взгляды ученых Великобритании.
Целью данной статьи является анализ особенностей подготовки педагогических менеджеров в системе образования Великобритании.
В начале второй половины ХХ в. подготовка педагогических кадров к менеджерской деятельности
в Великобритании осуществлялась главным образом на педагогических отделениях университетов. Будущие управленцы в сфере образования были выпускниками университетов и проходили одногодичный курс педагогической подготовки (Initial Teaching Training) на получение сертификата по педагогике (Postgraduate Certificate in Education -PGCE), и одновременно по завершении курса им присваивался статус квалифицированного учителя (Qualified Teacher Status - QTS ).
В документах Департамента образования указано, что «кандидат на присвоение статуса квалифицированного учителя должен сдать соответствующие экзамены для получения степени бакалавра образования или сертификата аспиранта (PGCE), а также тесты по литературе, математике и информационным технологиям, наработанные Английским генеральным советом образования специально для предоставления статуса квалифицированного учителя. Количество экзаменационных тестов может быть не ограничено» [4].
Педагогические отделения в университетах Великобритании начали создаваться еще в начале ХХ в. Во второй половине века внимание к ним существенно усилилось из-за ускорения темпов развития всей системы подготовки педагогических кадров и усиления роли университетов в этой системе. Изменения в деятельности педагогических отделений университетов проходили в контексте уточнения задач, которые ставились перед ними на разных отрезках времени.
В первой половине ХХ в. главной задачей педагогических отделений университетов была теоретическая подготовка будущих учителей. Доказательством этого были выводы комиссии Мак-Нейра по увеличению сроков обучения в педагогических колледжах именно за счет усиления теоретической профессиональной подготовки учителей и предоставления педагогическим отделениям университетов ведущей роли в государственной системе педагогического образования, которое создавалось.
На педагогических отделениях университетов разрабатывались новые программы обучения в педагогических колледжах, которые позже трансформировались в программы получения академической степени бакалавра образования, что, в свою очередь, привело к созданию аналогичных программ на самих педагогических отделениях.
Вместе с этим педагогические отделения университетов стали регионально-территориальными центрами подготовки учителей к менеджерской деятельности, что способствовало более тесному взаимодействию со средними школами и педагогическими колледжами. Это, в свою очередь, требовало усиления внимания к методической и практической подготовке будущих учителей, которой раньше не уделялось достаточного внимания.
В 60-х гг. ХХ в. деятельность педагогических отделений университетов стала подвергаться критике со стороны школьных администраций и Министерства образования по поводу недостаточной ориентированности подготовки педагогических кадров на школьную практику. Однако опыт взаимодействия университетской профессуры со школьными учителями и администрациями в процессе работы по подготовке учителей показал, что их сотрудничество является плодотворным и взаимовыгодным: первые получают более полное представление о реальной школьной практике, другие могут систематически получать квалифицированную помощь в разработке учебных планов, программ и совершенствовании методов обучения.
С целью установления более тесных контактов университетов со средними школами на педагогических отделениях начали создаваться специальные научные группы по разработке проблем менеджерской деятельности и обучения в средней школе, которые в дальнейшем превращались в лаборатории и исследовательские центры. В качестве примера можно привести Центр по исследованию содержания обучения в старших классах средней школы Лондонского института педагогики, Центр по использованию активных методов обучения в средней школе Лестерского университета, возникшие из временных творческих групп [5, с. 79].
Снижение потребности в школьных учителях в 70-х гг. привело к сокращению приема студентов на педагогические отделения университетов, перед которыми возникла проблема сохранения собственного научного и кадрового потенциала.
В большинстве университетов эта проблема решалась путем усиления деятельности педагогических отделений по переподготовке и повышению квалификации работающих учителей. На педагогических отделениях разрабатывались программы различных курсов повышения квалификации, например относительно сложностей, возникающих у
ребенка при обучении в общеобразовательной школе и способов решения этих проблем учителем; современные методы работы в классах с избыточной численностью детей; разработка тестовых заданий и экзаменационных билетов и т. д. Преподаватели и научные сотрудники активно участвовали в государственных программах по созданию системы повышения квалификации работников образования. Они разрабатывали теоретические основы этих проблем, общие государственные стратегии по переподготовке педагогических кадров в средней школе и преподавателей педагогических колледжей.
Сегодня педагогические отделения существуют во всех университетах Великобритании, где происходит подготовка учителей к управленческой деятельности в средних школах, переподготовка и повышение квалификации школьных учителей и преподавателей педагогических колледжей, подготовка научных кадров, научно-исследовательская и методическая работа.
Формально можно выделить два типа структур педагогических отделений: в составе одних функционируют кафедры (academic departments) из одной или нескольких смежных дисциплин, которые организовывают как научную, так и учебную деятельность отделения (Лондонский институт педагогики, педагогический факультет Кембриджского университета); другие имеют отделы согласно тому или иному виду деятельности, например отдел переподготовки учителей, отдел педагогического образования, отдел магистратуры и докторантуры и т. п. [5, с. 83].
В педагогической литературе, посвященной проблемам менеджерской деятельности учителей в Великобритании, особое внимание уделяется вопросам общения учителя и учащихся как в процессе обучения, так и вне него. Ключевой проблемой взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе выступает дисциплина и связанные с ней вопросы поощрений и наказаний. Такая общепринятая точка зрения по этому вопросу изложена Дж. Садлером и А. Джиллеттом в книге «Подготовка учителей»: «Дисциплина в классе зависит не столько от отношений учителя и учащихся, сколько от педагогического мастерства учителя, от его умения излагать» [6, с. 55]. Поощрение и наказание не являются, по мнению авторов, важными факторами, которые влияют на дисциплину в широком смысле, т. е. речь идет не только о поведении учащихся в классе, но и их усердии. В целом относительно применения поощрений и наказаний британские педагоги сходятся в том, что оно должно быть не карающим, а «поддерживающим», учитывающим индивидуальные особенности каждого ребенка.
Из изложенного выше можно сделать вывод, что в большинстве рассмотренных работ, посвященных проблемам обучения, вопрос именно дидактики освещен недостаточно. Внимания заслуживает труд по дидактике того времени авторства В. Риберна и К. Форджа «Принципы обучения», где в качестве основных принципов построения обучения выделяются следующие: от известного к неизвестному; от конкретного к абстрактному; от частного к общему; от простого к сложному; от части к целому. Кроме того, в этой работе рассмотрены принципы организации учебного процесса: развитие активности учащихся; связь учебного материала с предыдущим опытом учащихся; пробуждение интереса у детей; четкое осознание целей и задач обучения; отбор материала на основе перечисленных принципов; разбивка материала на логические и обоснованные части; закрепление материала [7].
Оценивая в целом литературу по подготовке педагогических кадров к менеджерской деятельности, теории обучения в начале второй половины ХХ в., можно сказать, что она не опиралась на серьезную научную базу и поэтому считалась достаточно низкого уровня.
Итогом научно-исследовательской деятельности педагогов в 1970-1980-е гг. по совершенствованию содержания подготовки педагогических кадров к менеджерской деятельности стали учебные программы, принципиально отличные от программ подготовки будущих учителей средней школы в 1960-1970-х гг. В качестве примера можно привести программу упомянутого выше Лондонского института педагогики на 1984/85 учебный год, которая предусматривала изучение студентами следующих разделов:
- общая теория обучения;
- методика преподавания предмета или групп предметов;
- профессионально-педагогический спецкурс;
- спецкурс по дополнительному предмету преподавания;
- факультативные курсы;
- практика в школе [8, с. 67-73].
Исторически в Великобритании после принятия
решения о введении курсов на получение сертификата по педагогике учебные заведения начали самостоятельно определять продолжительность, задачи, содержание и структуру каждого курса. Но к началу 80-х гг. ХХ в. начали формироваться объективные условия по согласованию учебных программ в области педагогического образования. В 1983 г. в Белой книге под названием «Качество преподавания» (White Paper «Teaching Quality», DES, 1983) было выдвинуто предложение, что критерии, по которым следует строить действующие
курсы подготовки педагогических кадров, должны устанавливаться централизованно соответствующими государственными органами. В следующем году эти критерии были определены в циркуляре Министерства образования и науки 3/84 (DES Circular 3/84) наряду с принятием решения о создании совета по аккредитации учителей (The Council for the Accreditation of Teachers - CATE), который должен контролировать соблюдение и выполнение этих критериев. После этого циркуляра появился ряд документов: Белая книга «Лучшие школы» (DES, 1985), закон о реформировании образования 1988 г., а за ним два циркуляра 24/89 (DES, 1989) и 9/92 (DES, 1992), которые отражают главные направления политики правительства в области образования и подготовки педагогических работников [9, с. 54].
Известный исследователь Л. С. Шульман определил следующие типы знаний, которые необходимы студентам для овладения профессией учителя, а также и для осуществления менеджерской деятельности в школе: 1) знание содержания (content knowledge), относящееся к предмету преподавания, его структуры и презентации; 2) общие педагогические знания (general pedagogic knowledge); 3) знание учебной программы (curriculum knowledge), которое включает специфические требования учебной программы; 4) знание педагогического содержания (pedagogical content knowledge), включающее взаимодействие первых трех компонентов и касающееся наилучших путей передачи всех видов знаний учащимся; 5) знания учащихся и их личностных характеристик (knowledge of learners and their characteristics); 6) знание образовательного контекста (knowledge of educational context), в котором происходит процесс обучения; 7) осознание результатов обучения (knowledge of educational ends) [9, с. 55]. Подобное структурирование может быть признано как на самом деле важное в системе подготовки педагогических кадров к менеджерской деятельности.
Таким образом, в 1990-х гг. система подготовки педагогических кадров к менеджерской деятельности в Великобритании в смысле организации и содержания стала более централизованной.
Сегодня в абсолютном большинстве высших учебных заведений весь блок психолого-педагогических дисциплин занимает 1/10 часть всего учебного времени, 3/10 части времени занимает методика преподавания предметов, остальное время отводится на педагогическую практику.
Важным документом, который регулирует процесс подготовки педагогических кадров к менеджерской деятельности в Великобритании, является Национальная программа для педагогического образования. Это, собственно, не столько программа,
сколько специально структурированный перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть студенты в процессе обучения.
Национальная программа подготовки педагогических кадров построена по предметному принципу, т. е. существуют программы подготовки учителей английского языка, математики, естественных наук, использования информационных технологий в преподавании различных предметов и т. п. По всем предметам школьного курса выделяются основные - английский язык, математика, естествознание, иностранный язык, компьютерная грамотность, для которых программы составлены значительно подробнее, чем к другим.
Структура всех программ достаточно простая и включает два раздела - предметные знания и методику преподавания предмета. Методика преподавания предмета делится на две части: общепедагогические, т. е. дидактические, основы преподавания предмета в школе и методика преподавания данного предмета, оценки знаний учащихся.
В качестве примера конкретной программы подготовки педагогических кадров к менеджерской деятельности можно привести программу педагогического отделения Эксетерского университета. На изучение всего курса отводится лишь девять лекций: содержание образования (национальная программа среднего образования); качество работы учителя; навыки, которые необходимы учителю для работы; развитие детей; первое знакомство и управление классом; школа как сообщество; дети с отклонениями в развитии; разнообразие, равенство и возможности в образовании; оценка деятельности учащихся [10, с. 53].
Высокоэффективная работа педагогических кадров в менеджменте средней школы базируется на сочетании целей, ожиданий и результатов их деятельности как на организационном уровне, так и на уровне каждой личности. Результаты деятельности являются важным элементом усовершенствования работы педагогической команды, члены которой собирают и анализируют информацию о собственной деятельности, а затем используют ее для улучшения работы, определения эффективных образовательных стратегий [11, с. 105].
Исследователь в области школьного менеджмента академик РАО В. С. Лазарев квалификацию педагогических команд оценил по следующим критериям:
- доминирующие ценности педагогического коллектива: личность ребенка как ценность, объединяющая коллектив; ценности сотрудничества профессионально-педагогической этики;
- профессиональные компетенции и компетентность учителей: владение учебным предметом и современными методами обучения; умение реф-
лексировать основы своей деятельности, причины успехов и неудач; стабильность в достижении результатов независимо от состава учащихся и других обстоятельств; привлечение учащихся к обучению, организация самостоятельного исследовательского поиска в процессе приобретения знаний; связь обучения с личным опытом детей; влияние на эмоционально-нравственную сферу учащихся, содействие их самовоспитанию;
- сотрудничество учителей школы, ориентация на общие достижения: отношение учителей к сотрудничеству, к успехам и неудачам коллег; традиции обсуждения уроков, школьных дел и обмен опытом; ориентация на командную форму работы, распределение обязанностей в зависимости от индивидуальных предпочтений и интересов учителей [12, с. 102].
Итак, подытоживая вышесказанное, следует отметить, что система подготовки педагогических кадров к менеджерской деятельности в Великобритании складывалась на протяжении ХХ в. Их подготовка осуществлялась главным образом на педагогических отделениях университетов, прежде всего таких, как Лондонский институт педагогики, педагогический факультет Кембриджского университета, педагогические отделения Бирмингемского и Экстерского университетов. Задачей этих отделений была теоретическая подготовка будущих управленцев образования, разработка различных программ по менеджерской деятельности педагогических кадров, методика преподавания и т. п.
Выяснено, что в 60-х гг. ХХ в. деятельность педагогических отделений начала подвергаться критике со стороны школьных администраций и Министерства образования из-за недостатка школьной практики, после чего было увеличено количество часов на педагогическую практику для будущих управленцев образования. Таким образом, в 1990-е гг. система подготовки педагогических кадров к менеджерской деятельности в Великобритании в смысле организации и содержания стала более централизованной.
Документом, который регулирует процесс подготовки педагогических кадров к менеджерской деятельности на современном этапе, является Национальная программа для педагогического образования.
Также следует отметить, что в 1985 г. был создан Национальный центр подготовки школьных менеджеров, целью которого было повышение эффективности менеджерской подготовки директоров и старшего управленческого звена школ Англии и Уэльса. А система подготовки педагогических кадров к менеджерской деятельности заключается в том, что к управленческому процессу привлекаются опытные компетентные лидеры. Во
многих школах Великобритании создаются педаго- се учебно-познавательной деятельности. Исследо-
гические команды, работа которых направлена на вание перспектив заимствования механизмов под-
совершенствование условий работы педагогов, до- готовки педагогических менеджеров в украинскую
стижение высоких показателей деятельности сред- практику составляет важное направление научных
ней школы и развитие личности ребенка в процес- разработок современной педагогической науки.
Список литературы
1. Беспалова О. И. Взаимосвязь педагогических традиций и инноваций в условиях модернизации системы управления школьным образованием в Англии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. № 7. С. 114-117.
2. Бурлакова И. И. Цель как основной фактор, влияющий на качество образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. № 5. С. 32-35.
3. Кинева Т. А. Обновление содержания школьного образования в Великобритании в контексте профилизации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. № 2. С. 85-87.
4. Department for Education The National Literacy strategy: framework for Teaching / The Stationery Office. London, 2001. 42 p.
5. Зискин К. Е. Профессионально-педагогическая подготовка учителей средней школы на педагогических отделениях университетов Великобритании во второй половине ХХ века: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 157 с.
6. Sadler J., Gillett A. Training for teaching. Lnd.: George Allen & Unwin. 1962. 155 p.
7. Ryburn W. M., Forge K. B. Principles of teaching. Lnd.: Open University Press, 1959. 216 p.
8. Institute of Education University of London Prospectus 1984-1985. Lnd.: University of London Press, 1983. 160 p.
9. Айзкова Л. В. Компетентюний пщхщ до професмно-педагопчноТ пщготовки вчителiв у Велиш Британм // Проблеми гумашзацп навчання та виховання у вищому закладi освп^и: матерiали шостих 1рпшських мiжнародних педагопчних читань. 1ртнь, 2008. С. 53-55.
10. University of Exeter. School of Education. PGCE Handbook. Exeter: UEP, 2000. 61 p.
11. Brent Davies, Linda Ellison, Christopher Bowring-Carr. School Leadership in the 21st Century: Developing a Strategic Approach: Routledge Falmer. London, 2005. P. 19-105.
12. Лазарев В. С. Управление инновациями в школе: учеб. пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. С. 47-102.
Белова В. В., старший преподаватель.
Киевский национальный торгово-экономический университет.
Ул. Киото, 19, Киев, Украина, 02156. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 27.06.2014.
V V Belova
FORMING AND DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF TRAINING OF PEDAGOGICAL PERSONNEL IN MANAGERIAL ACTIVITY IN GREAT BRITAIN
Modern period of development of education makes us search the ways of optimizing the whole system, taking into consideration actual needs of society. This article provides the analysis of teacher training in managerial activities in the education system of Great Britain.The author considers the main tasks of pedagogical departments of Universities at different stages of development during the XXth century, the peculiarities of development of educational programs and cooperation between Universities, secondary schools and pedagogical colleges. To author's mind the research of experience of Great Britain will be useful for training of pedagogical personnel in managerial activity both in Ukraine and other countries.
Key words: pedagogical personnel, managerial activity, training, programs, advanced training.
References
1. Bespalova O. I. Vzaimosvyaz' pedagogicheskih traditsiy i innovatsiy v usloviyah modernizatsii sistemy upravleniya shkol'nym obrazovaniem v Anglii [The interconnection of pedagogic traditions and innovations in the process of school management modernization in England]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, vol. 7, pp. 114-117 (in Russian).
2. Burlakova I. I. Rsel' kak osnovnpy faktor vliyayushchiy na kachestvo obrazovaniya [The goal as the main factor influencing the quality of education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 5, pp. 32-35 (in Russian).
3. Kineva T. A. Obnovlenie soderzhaniya shkol'nogo obrazovaniya v Velikobritanii v kontekste profilizatsii [Modernization of school education content of Great Britain in profilization context]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, vol. 2, pp. 85-87 (in Russian).
4. Department for Education The National Literacy strategy: framework for Teaching. The Stationery Office. London, 2001. 42 p.
5. Ziskin K. E. Professional'no-pedagogicheskaya podgotovka uchiteley sredney shkoly na pedagogicheskih otdeleniyah universitetov Velikobritanii vo IIpolovineXX veka: dis. ... kand. ped. nauk [Professional-pedagogical training of secondary school teachers at pedagogical departments of British Universities in the second part of the XX th century. Dis. cand. ped. sci.]. Moscow, 2002. 157 p. (in Russian).
6. Sadler J., Gillett A. Training for teaching. Lnd.: George Allen & Unwin. 1962. 155 p.
7. Ryburn W. M., Forge K. B. Principles of teaching. Lnd.: Open University Press, 1959. 216 p.
8. Institute of Education University of London Prospectus 1984-1985. Lnd.: University of London Press. 1983. 160 p.
9. Ayzikova L. V. Kompetentisnij pidhid do profesijno-pedagogichnoi pidgotovki vchiteliv u Velikij Britanii [Competence approach to professional -pedagogical training of teachers in Great Britain]. Problemi gumanizacii navchannja ta vihovannja u vishhomu zakladi osviti: Materiali shostih Irpins'kih mizhnarodnih pedagogichnih chitan' [Problems of humanization of training and education in higher educational Institution: materials of the 6th Irpin international pedagogical readings]. Irpin', 2008. Pp. 53-55 (in Ukrainian).
10. University of Exeter. School of Education. PGCE Handbook. Exeter: UEP. 2000. 61 p.
11. Brent Davies, Linda Ellison, Christopher Bowring-Carr. School Leadership in the 21st Century: Developing a Strategic Approach: Routledge Falmer. London. 2005. Pp. 19-105.
12. Lazarev V. S. Upravlenie innovatsiyami v shkole [Innovation management at school]. Moscow, Tsentr pedagogicheskogo obrazovaniya Publ., 2008. Pp. 47-102 (in Russian).
Kiev National University of Trade and Economics.
Ul. Kioto, 19, Kyiv, Ukraine, 02156.
E-mail : [email protected]