ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. II
Л.А, Клокова
СТАНДАРТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
В Великобритании начиная с 1972 г. были приняты различные законы и постановления о перестройке систем подготовки педагогических кадров: «Доклад Комиссии Джеймса» (1972 г.), «Консультативный документ о подготовке учителей» (1979 г.), «Качество преподавания» («Белая книга», 1983 г.) и др.1 В современной педагогике Великобритании прослеживается отчетливая ориентация педагогического образования на компетентность учителя. В связи с этим происходит модернизация содержания, методов и форм подготовки английских учителей. Возрастающие требования к повышению качества обучения в школах и постановка перед учителем новых задач, сформулированных в «Белой книге», побудили Департамент образования и трудоустройства (The Department for Education and Employment, в дальнейшем - DfEE) издать ряд циркуляров, посвященных подготовке учителя, и разработать требования к образовательным программам2. Требования, предъявляемые к учителю в циркуляре, подразделялись на разделы, включающие в себя Стандарты.
Стандарты отражают знания, умения, навыки и качества, необходимые английскому учителю XXI в. Особенно отмечается важность внимания к ребенку, учет его интересов, создание благоприятных условий для проявления познавательной активности, для раскрытия потенциальных сил ученика и формирования его определенных ценностных представлений3. Взаимоотношения педагога с воспитанниками рекомендуется строить на основе юридических законов, закрепленных в соответствующих правовых документах Великобритании. Здесь также содержатся ориентиры и для вузовских преподавателей, осуществляющих подготовку учителей,
В данной статье часть материала приводится со ссылкой на сайт «Образование на Информ Киоске»4, где предоставлена информация об основных законах, стандартах и нормативных документах, регулирующих подготовку учителей в Великобритании.
В Великобритании руководство образованием является децентрализованным: каждое графство (Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия) имеет свою систему образования и управление. Новые Стандарты и требования для присуждения «Статуса квалифицированного учителя» (Qualified Teacher Status, в дальнейшем - QTS) в Англии изложены в документе-руководстве «Право преподавать» (DfES и ТТА, 2002), вступившем в силу в сентябре 2002 г. Это руководство сменило собой Циркуляр DfEE 4/98. Эквивалентный документ в Уэльсе, Циркуляр WO 13/98 «Требования к курсам начальной подготовки учителей», все еще действителен для курсов подготовки учителей в уэльских институтах.
Документ «Право преподавать» содержит:
1. Стандарты, которым должны соответствовать проходящие подготовку учителя до момента присвоения Статуса Квалифицированного Учителя;
2. Требования к поставщикам услуг по подготовке и тем, кто дает рекомендации в отношении присуждения кому-либо Статуса Квалифицированного Учителя.
© Л.А. Клокова, 2006
«Устав преподавателей» Северной Ирландии от 1997 г., содержащий в себе критерии профпригодности учителей, по Указу об образовании и библиотеках Северной Ирландии от 1986 дал Департаменту образования (The Department for Education - DE) право утверждать квалификации, которыми должны обладать североирландские преподаватели. Сейчас этот Департамент утверждает все курсы начальной (базовой) подготовки учителей, которые впоследствии дают право преподавать.
В системе педагогического образования Великобритании основная цель профессионально-педагогической подготовки учителя звучит следующим образом: «сформировать мыслящего практика, педагога-исследователя, обладающего профессионализмом и компетентностью».
Высшие учебные заведения Англии и Уэльса, в которых курсы базовой подготовки учителей удовлетворяют критериям качества и эффективности, аккредитуются Агентством но иодштовке учителей (Teacher Training Agency, в дальнейшем - ТТА (í-ro сентября 2005 г. ТТА стало TD А, т. е. Агентством обучения и развития школ (the Training and Development Agency for schools)) и Советом по высшему образованию (National Council for Education and Training for Wales, в дальнейшем - ELWa) соответственно, что дает им право предлагать программы, которые ведут к получению «Статуса квалифицированного учителя» (QTS). Высшие учебные заведения, с привлечением партнерских школ, отвечают за составления плана курса и управление им, а также за набор, отбор, обучение и оценивание студентов.
Партнерские отношения вузов со школами вовлекают последних в планирование курсов подготовки учителей (initial teacher training, в дальнейшем - ITT) и набор кандидатов, а также в обучение и оценивание практикантов.
Подготовка учителей (Англия и Уэльс), сосредоточенная в Школах (School-Centred Initial Teacher Training, в дальнейшем - SCITT), - это аспирантская программа. SCITT была введена согласно разделу 12 «Закона об образовании» от 1994 г, и эта программа дает право школам и объединениям школ, аккредитованных ТТА, предоставлять курсы начальной (базовой) подготовки учителей. Школы берут на себя руководство разработкой программы подготовки и, по своему желанию, могут работать с рядом партнеров, включая вузы, местные органы народного образования (Local Educational Authority, в дальнейшем - LEA) и др. Право проходить эти курсы имеют студенты с утвержденной университетской степенью или ее эквивалентом; по их окончании они получают «Сертификат аспиранта в области образования» (Postgraduate Certificate in Education, в дальнейшем - PGCE) и «Статус квалифицированного учителя» (QTS).
Инспекторы Министерства просвещения (Ministry of Education), обладающие большими полномочиями и авторитетом, проводят соответствующие проверки. Их называют «инспекторами Ее Величества». «Закон об образовании» 1994 г (с поправками, внесенными «Законом о преподавании и высшем образовании» 1998 г.) дает главному инспектору Ее Величества над школами Англии (Her Majesty's Chief Inspector, в дальнейшем - HMCI) полномочия проводить инспекции и делать отчеты о ITT-подготовке учителей. Все проверки ГГГ-курсов ведутся на основе «Плана оценивания качества» и Стандартов ПТ-курсов, который был разработан Ofsted совместно с ТТА.
В Уэльсе «Закон об образовании» (с поправками, внесенными «Законом о преподавании и высшем образовании» 1998 г.) уполномочивает Estyn, Инспекторат Ее Величества над Образованием и Обучением в Уэльсе, проводить инспекции и делать отчеты о курсах начальной (базовой) подготовки школьных учителей.
В Северной Ирландии подготовка учителей (ITT) по базовым университетским курсам и курсам аспирантуры осуществляется в пяти высших учебных заведениях,
включая Открытый университет Северной Ирландии. Студентам, прошедшим эти программы, присваивается статус «имеющего право преподавать». Университетские курсы разрабатываются и выполняются с участием школ. Тесные партнерские отношения между соответствующими учреждениями (школы, советы по образованию и библиотекам и, иногда, советы по католическим школам) считаются важными на всех стадиях развития преподавателей, начиная от начальной (базовой) подготовки и практики и заканчивая начальным профессиональным развитием. Партнерские отношения между школами и поставщиками услуг ITT-подготовки включают разработку мер по поддержке студентов в школах, но ответственность за оценивание успехов студентов - будущих преподавателей во время их практики в школах лежит на вузах. Департамент образования (DE) отвечает за аккредитацию курсов начальной (базовой) подготовки учителей (ITT) на основании отчетов от инспектората.
Дальнейшую информацию о роли и ответственности различных партнеров в сфере преподавательского образования в Северной Ирландии можно найти в «Руководстве по партнерству в сфере преподавательского образования» (The Teacher Education Partnership Handbook (NITEC и CEPD, 1998)).
Содержание курсов подготовки и минимальный период практического и преподавательского опыта в школах в общих чертах определяется Правительством. В Англии и Уэльсе институты получают аккредитацию от Агентства подготовки учителей (ТТА) или Совета по высшему образованию (ELWa) соответственно. Институты сами принимают решения по детальной организации учебных курсов.
В Англии нет учебного плана подготовки учителей как такового. Издание «Право преподавать» (DfES и ТТА, 2002) определяет и предлагает примеры Стандартов, которым преподаватели-практиканты должны соответствовать, чтобы получить «Статус квалифицированного учителя» (QTS), а также излагает требования к поставщикам образовательных услуг в отношении начальной подготовки учителей (ITT).
Поставщики ITT-услуг, которые соответствуют критериям, установленным министром, получают аккредитацию у ТТА на предложение программ, ведущих к получению «Статуса квалифицированного учителя» (QTS). Поставщики ITT-услуг включают высшие учебные заведения и специальных поставщиков услуг подготовки учителей, сосредоточенных в школах (Skits). Они отвечают за планирование курса и управление им, а также за набор, отбор, подготовку и оценивание студентов. Школы, имеющие партнерские отношения с вузами, тоже вовлечены в планирование ГГТ-курсов и набор кандидатов, а также в обучение и оценивание практикантов.
В сентябре 2002 г. Стандарты ITT-курсов и набор на эти курсы были пересмотрены; новые правила теперь изложены в документе «Право преподавать». Они изложены в трех взаимосвязанных разделах, которые описывают критерии получателя статуса:
1. «Профессиональные достоинства и практика»: эти Стандарты являются производными из «Профессионального кодекса Общего преподавательского совета Англии» (General Teaching Council for England, в дальнейшем - GTCE);
2. «Знания и понимание»: эти Стандарты требуют от квалифицируемых учителей «уверенности и авторитетности» в предметах, а также четкого понимания того, как дети должны продвигаться в обучении, и что учителю следует ожидать от достижений детей;
3. «Преподавание»: эти Стандарты относятся к навыкам планирования, проверки и оценивания, и также управлению классом и преподаванию. Они опираются на знания, которые охватываются вышеизложенными двумя разделами.
Эти Стандарты применимы ко всем учителям-практикантам, включают четкие предписания относительно профессиональных качеств и практики. Они не указывают, каким именно образом необходимо вести или организовывать подготовку, дают поставщикам услуг начальной подготовки учителей независимость при разработке и преподавании курсов. Требования излагаются в четырех разделах: 1) правила приема практиканта; 2) подготовка и оценивание; 3) ПТ-партнерство; 4) обеспечение качества.
ITT-программы часто предлагаются в виде академических программ. Они могут включать элементы, которые относятся, например, к управлению классом учеников, планированию уроков, постановлению целей обучения, обучение детей с разными способностями и/или использование информационных технологий (Information Communication Technology - ICT) в эффективном преподавании и управлении поведением. Сначала практиканты могут просто наблюдать и перенимать опыт других учителей. Затем постепенно их могут ввести в управление большими группами детей. Потом они могут попробовать преподавать в полных классах под наблюдением своего школьного руководителя. Если учитель-практикант обучается по программам, основанным на преподавании в школах, как, например, «Начальная подготовка учителей, сосредоточенная в школе» (SCITT), «Дипломная учительская программа» (Graduate Teacher Programme, в дальнейшем - GTP) или «Программа зарегистрированных учителей» (Registered Teacher Programme, в дальнейшем - RTP), то он учится преподавать «на работе» при поддержке более опытных учителей. Кроме того, он может получать теоретическую подготовку, охватывающую те же аспекты, что и вузовские курсы подготовки учителей.
После получения QTS («Статуса квалифицированного учителя»), все молодые учителя - NQT проходят период обязательной практики. Это дает им право на профессиональное развитие во время их работы по достижению Стандартов обязательной практики, соответствие которым они должны продемонстрировать в конце периода обязательной практики. Они также должны постоянно подтверждать свое соответствие Стандартам QTS-статуса.
В 1996 г. в Северной Ирландии были введены новые правила в отношении курсов начальной (базовой) подготовки учителей (ITT), которые ведут к получению статуса «имеющего право преподавать» (DENI, 1996). Эти правила основаны на обретении ключевой компетентности в рамках координированной, интегрированной схемы образования, связанной с начальной (базовой) подготовкой учителей, обязательной практикой и начальным профессиональным развитием. Эти области компетентности: 1) понимание учебного плана и профессиональные знания; 2) предметные знания и их применение; 3) методика и стратегия преподавания и управление классом; 4) оценка и учет успехов учеников; 5) основы для дальнейшего профессионального развития.
В Северной Ирландии обязательная практика и начальное профессиональное развитие являются существенными фазами единого, компетентностного подхода к подготовке учителей, которая состоит из трех стадий:
1. Начальная (базовая) подготовка учителей в высшем учебном заведении;
2. Период обязательной практики на первом месте работы;
3. Период начального профессионального развития.
Требования в отношении периода обязательной практики, которые были введены в 1997/98 гг., изложены в «Руководстве по партнерству в педагогическом образовании» (NITEC и CEPD, 1998). Полную информацию о периоде обязательной практики можно найти на Интернет-сайте Агентства подготовки учителей5.
В 1996 г. существующий в то время Департамент образования Северной Ирландии (DENI) пересмотрел Стандарты и предоставление начальной (базовой) подготовки учителей. Основные рекомендации Комитета Северной Ирландии по педагогическому образованию (The Northern Ireland Teacher Education Committee - NITEC), которые были приняты министром образования и вступили в силу с сентября 1996 г., заключались в следующем:
• период практики в школах был увеличен, с тем чтобы придать вес этому важному элементу обучения;
• все курсы по подготовке учителей в Северной Ирландии сейчас основываются на развитии «особых навыков и компетентности»;
• в конце курса учителя, только что получившие «квалификацию» («начинающие учителя»), предоставляют очерк о своей профессиональной компетентности в качестве помощи для дальнейшего развития;
• ответственность за оценивание студентов во время практики в школах остается за высшими учебными заведениями без формального контрактного участия школ, но с возможностью более полного добровольного сотрудничества, если школы того желают (DENI, 1996).
Компетентностный подход используется как основа педагогического образования с начала 1996/97 учебного года. Период обязательной практики после получения квалификации был введен в 1997/98 гг.
Особое внимание в подготовке учителей Великобритании обращается на вопросы школьной адаптации ребенка, интеграции детей разных этнических групп в школьную среду, обучения детей иммигрантов. Соответствующие разделы включены в курсы педагогики по рекомендации Европейского совета по образованию. Эти курсы готовят учителей к работе с детьми, плохо владеющими языком страны пребывания и испытывающими в связи с этим психологический дискомфорт6. В Великобритании при подготовке учителей принимается во внимание проблема толерантности и преподавания в многонациональном обществе.
Резюмируя, можно сказать, что в системе педагогического образования Великобритании в конце XX в. произошел ряд преобразований, которые выразились в модернизации содержания, методов и форм подготовки учителей.
1 Barrow R. Teacher Education: Theory and Practice // British Journal of Educational Studies. 1990. Vol. 38. № 4. P. 94.
2 Андреева Г.А. Модернизация системы высшего педагогического образования в Англии (70 - 90-е годы XX в.). М., 2002. С. 104.
3 Андреева Г.А. Указ. соч. С. 124.
4 Образование на Информ Киоске / http://www.infomikiosk.com.
5 Агентство подготовки учителей / http://www.tta.gov.uk/induction.
6 Лысова Е.Б. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе // Педагогика. 1994. № 3. С. 96.
[Рецензент: канд. педаг. наук, доц. В.К. Елманова]
Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.