7. Новиков Д.А., Новочадов В.В. Статистические методы в медико-биологическом эксперименте (типовые случаи). - Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного медицинского университета, 2005. - 84 с.
8. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). - М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.
9. Орлов А.И. Статистические методы и модели в социально-экономических исследованиях (тридцать лет спустя): материалы II Всероссийского социологического конгресса. Электронная библиотека социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова http://lib.socio.msu.ru (дата обращения:
20.06.2008).
10. Орлов А.И. Теория принятия решений: учебное посо-
бие. - М.: Издательство «Март», 2004. - 656 с. http://www.aup. ru/books/m157 (дата обращения: 17.09.2008).
11. Новиков А.М., Новиков Д.А. О предмете и структуре методологии // Мир образования - образование в мире. -2008. №1. http://methodolog.ru/method.htm (дата обращения:
17.09.2008).
12. Общая психология: словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. 251 с. http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex2 (дата обращения: 25.09.2008).
13. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления 510200 - Прикладная математика и информатика http://www.edu.ru/db/portal/ spe/index.htm (дата обращения: 02.10.2008).
G.U. Mynbaeva, G.G. Frolov
competence system in research planning with the use of stochastic modeling
Particularities of methodology of stochastic modeling are considered in the article. Competence system permitting to leam methodology and modern technologies of stochastic modeling of real physical and social systems in terms of competence approach to classic university students’ education of stochastic modeling is determined.
Key words: methodology, mathematic modeling, stochastic modeling, statistic modeling, stochastic line, key competences system, competence, competence approach, professional education, research.
УДК 377.5 (571.56) А.Н. Неустроева
становление и развитие профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе среднего педагогического образования в якутии
Систематизированы основные этапы становления и развития среднего профессионального педагогического образования учителей начальных классов, раскрываются ключевые организационные и содержательные аспекты каждого этапа. История развития среднего педагогического образования учителей начальных классов в Якутии рассматривается и соотносится с общей политикой развития профессионального образования в России с дореволюционного периода по настоящее время.
Ключевые слова: история развития системы образования, среднее профессиональное педагогическое образование, учитель начальных классов, периодизация.
Проблема развития профессионального педагогического образования в России раскрыта в исследованиях, изучающих историю российского образования в целом (В.Г. Кинелев [1], З.И. Равкин [2], Е.А. Князев [3], Ф.Г. Паначин [4], М.А. Завацкая [5]), а также в работах, анализирующих современное состояние системы среднего педагогического образования (А.М. Новиков [6],
Н.Л. Гунявина [7], В.В. Родионова [8]).
НЕУСТРОЕВА Анна Николаевна - к.п.н., доцент ГОУ ВПО «Саха государственная педагогическая академия» РС (Я). E-mail: [email protected]
На разных этапах своего существования система среднего профессионального образования (СПО) была подвержена определенным политическим, идеологическим, философским влияниям, на фоне которых происходило развитие и всей российской истории образования. С конца XVIII века по 1917 гг. она оставалась системой, выполняющей государственный заказ на формирование гражданина и профессионала, поддерживающего не только порядок вообще, но и проводящего монархическую политику в народные массы. В это время учреждения СПО готовили учителя для работы в сельской местности, где он должен был стать центром куль-
турной и просветительской работы среди крестьянства. Основой системы СПО служили принципы послушания властям, соблюдение религиозных норм, выполнение социального заказа на подготовку специалиста. В 20-е гг. ХХ в. внимание школьной практики и педагогической науки сосредоточилось на определении содержания работы техникумов, на разработке необходимых учебных планов, программ, обновлении учебно-воспитательных форм и методов работы школы, то есть предпринимались конкретные шаги для создания системы нового среднего педагогического образования.
Проблема периодизации развития среднего педагогического образования (СПО) широко обсуждалась учеными, деятелями народного образования (А.П. Пинкевич [9], П.Н. Шимбирев [10]), современными исследователями (В.А. Беловолов [11], А.П. Смятских [12], М.Н. Исаева [13], Т.В. Алешкина [14], О.Б. Земцова [15].
Основываясь на исследованиях указанных авторов, мы можем в целом выделить следующие хронологические этапы становления СПО в России:
1 этап:
- конец XVIII в.-1861 г. - зарождение системы СПО.
2 этап:
- 1861 г.-1917 г. - укрепление основных позиций системы СПО.
3 этап:
- 1917 г.-1921 г. - становление новой советской системы СПО, поиск нового типа учебного заведения, проблемы идеологизации учебных заведений;
- 1921-1925 гг. - совершенствование содержания, форм и методов работы педагогических техникумов, определение миссии последних как кузницы культуриза-ции и просвещения народных масс;
- 1925-1930 гг. - «реконструктивный» период обновления и перестройки в структуре, сроках обучения, содержании работы техникумов; разработки учебных планов, программ, методов учебной работы, политехническая направленность работы педтехникумов;
- 1930-1936 гг. - развитие системы СПО в условиях школьного всеобуча.
4 этап:
- 1937-1941 гг. - открытие сети педагогических училищ нового типа и их развитие в довоенный период;
- 1941-1945 гг. - этап развития педагогических училищ в военный период;
- 1955-1968 гг. - развитие системы СПО в период «оттепели», поиск новых форм и структуры системы образования;
- 1970-е-нач. 80-х гг. - функционирование системы СПО в период «застоя», который характеризуется стабильной, закрытой деятельностью средних педагогических учреждений.
5 этап:
- апрель 1985-август 1991 г. - период перестройки и обновления, поиск интенсивных путей развития образо-
вания в стране, новых форм профессионального образования.
- 1991-по настоящее время - инновационный период развития системы СПО.
Мы считаем, что рассмотрение вопроса становления системы среднего педагогического образования в республике непосредственно связано с общероссийскими тенденциями развития данной ступени системы профессионального образования. Известно, что в Якутии становление системы профессионального педагогического образования начиналось именно с сети средних специальных учебных заведений, поскольку первое высшее учебное заведение - учительский институт - был открыт только в 1934 году.
Каждый этап развития системы СПО обусловлен социально-экономической, политической ситуацией в государстве и связан с изменением структуры и содержания образования, технологии подготовки учителя, наполнения учебного плана, характера и методики преподавания, взаимодействия участников системы СПО.
На первом этапе становления СПО с XVIII века по 1861 гг. образование в России было абсолютно государственным делом, регулировалось правительственноканцелярскими указами. Создается система образовательных учреждений различных уровней: от школ для простого народа до учительских семинарий, академий и университетов. Первым учреждением для подготовки к учительской деятельности была, по мнению А.Л. Смят-ских, учительская семинария при Московском университете (1779 г.). В университете (1760 г.) было положено начало подготовке научно-педагогических кадров.
В 1782 г. Ф.И. Янкович составил «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи». В этом же году в Петербурге было создано Главное народное училище, которое готовило учителей для народных училищ. В 1786 г. главное народное училище было преобразовано в Учительскую семинарию, которая существовала до 1801 г. и выпустила 425 учителей. В январе 1802 г. при Петербургском университете был открыт учительский институт для подготовки учителей начальных школ, который действовал до 1822 г. Известную роль сыграл и Главный педагогический институт, созданный в 1816 г. Его окончили 682 педагога за 11 выпусков, из них 262 стали учителями начальных школ [12, с. 7].
Но помимо этого в 1802 году создано Министерство народного просвещения, под руководством которого был составлен грандиозный план организации школьного образования в стране и, прежде всего, создание системы непрерывного образования. Исследователи отмечают выраженный светский и сословный характер системы образования на данном этапе, прагматическую направленность образования, цель которого - подготовка учителя как узкого специалиста, ограниченного набором определенных навыков.
В этот же период в Якутии было открыто одно из наиболее известных учебных заведений - Якутское уездное училище (1808 год), где учащиеся могли получить бесплатно начальное образование в течение 2 лет.
К середине XIX века сложилась система государственности в образовании и зародилась система среднего педагогического образования.
На втором этапе становления СПО возрастает недовольство общества существующей политической, экономической системой в стране, социальными отношениями. В обществе прогрессивных людей в 60-х гг. XIX века формируется общественно-педагогическое движение за гуманистическую направленность в обучении и воспитании. В июле 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах». В связи с этим в Якутии 26 июня 1867 года Государственный совет постановил преобразовать Якутское уездное училище в классическую четырехклассную гимназию. Далее, согласно Уставу гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения, 1 июля 1869 года была открыта Якутская мужская прогимназия.
В 1860 г. при Мариинском училище был открыт педагогический класс для целенаправленной подготовки учительниц и воспитательниц. В 1863 году этот класс преобразован в Педагогические курсы Санкт-Петербургской женской гимназии. В 1870 г. было издано Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. В 1858 г. были всего 4 женские гимназии, через 22 года (1880 г.) их стало 262. Среди них в 1882 году была основана Якутская женская четырехклассная гимназия с 3 классами обучения, четвертый класс появился в 1884 году. Педагогический восьмой класс открылся в 1901 году. Данное учебное заведение было одним из первых в Якутии, которое официально готовило учительские кадры для начальных школ. Выпускницы Якутской женской гимназии продолжали свое образование на Петербургских высших женских курсах, а затем обязаны были прослужить учителями средних учебных заведений около 5 лет [16].
Интересен тот факт, что именно в данный период сложилась успешная форма соуправления общественности в работе народных школ, учительских семинарий. Так, к 80-90-м гг. XIX века Земства стали участвовать не только в материальном обеспечении школ, издании учебных пособий и учебников, а также совместно с государством осуществлять руководство и контроль за деятельностью учительских семинарий. Учительская семинария стала основным типом среднего педагогического учреждения, которая руководствовалась положением 1870 г «Учительские семинарии имеют целью доставить педагогическое образование молодым людям всех сословий православного исповедания, желающим посвятить себя учительской деятельности в начальных классах» [14]. По данным ГА РФ, если в 1872 году на территории России действовали 49 учительских семинарий, то в 1904 году
их количество насчитывало 171 (145 мужских, 26 женских). Причем имели место правительственные для лиц православного вероисповедания, а также для инородцев, земские и частные учительские семинарии. Учителя могли получить право обучать в рамках педагогических классов женских гимназий, епархиальных училищ, в церковно-учительских школах и учительских институтах с 3-летним сроком обучения при университетах (согласно указу 1804 г.).
К.Д. Ушинским была подготовлена и опубликована статья в 1861 г. «Проект учительской семинарии». Выдающийся ученый твердо стоял на той точке зрения, что ни педагогические курсы при общеобразовательных учреждениях, ни педагогическая выучка на педагогических местах у более опытных учителей не может заменить специального педагогического учебного заведения, единственная цель которого - всесторонне готовить молодого человека к работе учителя начальной школы» [12, с. 13].
Так, в 1862 году на 127000 жителей Восточной Сибири приходилось всего 1644 учителя. В Забайкалье это соотношение было еще ниже. Процент грамотности по переписи 1867 г. по Восточной Сибири составил 12,4%, а в сельскохозяйственных местностях - 9,9%. Во второй половине XIX в. количество начальных школ в Восточной Сибири возросло к 1888 году до 315, в то же время на протяжении всего XIX века в Забайкалье не было ни одного специального педагогического учебного заведения. Учителя назначались из лиц, окончивших уездные училища, духовные семинарии, гимназии, а также продолжали учительствовать ссыльные поселенцы. В Забайкалье первое среднее педагогическое учебное заведение - учительская семинария в Чите - открылось 1 июня 1900 года [14].
Усиление реакционной политики власти в стране вызвало все более резкие нападки на учительские семинарии со стороны различных представителей реакции. Выступления семинаристов против казарменного режима в учебных заведениях, протест против методов религиозного воспитания, требования улучшения быта в учительских семинариях были обычными явлениями. Но все это влияло на негативное отношение властей к дальнейшему их открытию, усиленно стали открываться церковно-приходские школы. Что касается содержания подготовки учителей в системе СПО в указанный период, то до 1877 года единых учебных программ не было. Учебным заведениям была предоставлена свобода выбора и разработки дисциплин. Технология обучения в учительских семинариях характеризовалась репродуктивностью, приоритетным оставался знаниевый подход в обучении. Вместе с тем роль учительских семинарий в подготовке интеллигентной прослойки общества из числа крестьянского населения неоценима, поскольку четко обозначилась культуротворческая миссия средних педагогических учреждений.
Революция 1905-1907 гг. также оказала влияние на деятельность учреждений системы СПО: произошло увеличение числа учительских семинарий (с 1900 по 1910 гг. были открыты 23 новые учительские семинарии). Последние стали открытыми учебными заведениями, куда могли быть приняты молодые люди - разночинцы.
В Якутской области мужская учительская семинария была открыта по ходатайству инспектора училищ 16 сентября 1914 года. По итогам приемных испытаний (русский язык и арифметика) был принят 31 семинарист, в основном, инородческого происхождения, что обусловлено необходимостью подготовки кадров для обучения на родном языке [17].
В начале ХХ в. потребность в учителях возросла. На 1 января 1914 г. в России насчитывалось 128 учительских семинарий и школ. Из них 122 были казенными,
6 частными и общественными. Всего училось во всех учительских семинариях 12 190 чел. Большинство воспитанников учительских семинарий принадлежало к сословию крестьян.
К этому периоду менялось содержание СПО в сторону усиления психолого-педагогического компонента дисциплин, перехода от знаниевой парадигмы к деятельностной. Таким образом, можно констатировать, что система СПО закрепила свои позиции на данном этапе посредством увеличения количества учреждений, активизации женского населения в сторону профессиональной подготовки на женских курсах, закрепления практикоориентированной направленности системы СПО, что, в целом, предвосхитило развитие СПО на следующем историческом этапе.
Третий этап становления советской системы СПО (с 1917 года) характеризуется изменением социальноэкономических, политических, идеологических условий в стране, что не могло не отразиться на содержании и структуре педагогических учебных заведений. В марте 1917 г. в России насчитывалось 183 учительские семинарии. Молодая Советская власть поставила перед собой задачу преодолеть массовую безграмотность в кратчайшие сроки путем увеличения сети школ и учащихся в школах, что потребовало усиления подготовки учительских кадров. Вопрос о перестройке системы педагогического образования был поставлен на совещании по вопросам подготовки учителей 18 августа 1918 г. и на Первом Всероссийском съезде по народному образованию 26 августа 1918 г. Уже в 1919 году на II Всероссийском совещании деятелей по подготовке преподавателей было принято постановление о реорганизации учительских и педагогических институтов и части учительских семинарий в институты народного образования (ИНО) и утвержден их устав.
Первые три года обучения, как пишет Алешкина Т.В., отводились на изучение теории и практики общенаучных и педагогических дисциплин, а последний год посвящался исключительно педагогической практике [14].
По данным Земцовой О.Б., в подготовке учителя начальных классов в первые два года преобладали общеобразовательные дисциплины, а вторая пара лет обучения -специальные дисциплины. На 4 курсе будущие учителя изучали педпрактикум с методическими конференциями; методы работы в школе по программе ГУС; теорию и практику трудового воспитания детей [15].
В 20-е годы быстро росла сеть начальных школ и очень остро встал вопрос о нехватке учителей этого звена. Из учительских семинарий, преобразованных в трехгодичные курсы, в 1921 году были созданы педагогические техникумы, которые должны были готовить учителя для работы в начальной школе. В 1921 г. Главпрофобром было разработано Положение о педагогическом техникуме. В первый год численность их достигала 248. В результате преобразований основными типами педагогических учебных заведений определены следующие: педагогические техникумы, педагогический институт и педагогический факультет университета. Таким образом, педагогический техникум с 1924 года становится ведущим учебным заведением для подготовки учителя начальной школы. Так, к примеру, в Забайкалье появились Читинский и Сретенский педагогические техникумы. Педагогические техникумы готовили учителя с широким общим кругозором, владеющего марксистско-ленинской теорией, учителя-общественника. Студенты техникумов проводили большую самообразовательную и культурнопросветительную работу [5].
Такая же ситуация наблюдалась и в Якутии. В 1921 году в г. Якутске на базе 3-годичных педагогических курсов был открыт педагогический техникум. Особо подчеркивая роль педагогического техникума как центра подготовки советского учительства, 1 съезд уездных и волостных Ревкомов Якутской губернии в постановлении определил: «Боевой задачей органов народного образования должна быть подготовка стойкого в своих убеждениях, преданного делу пролетариата кадра педагогических работников из недр самого народа и, главным образом, его пролетарской массы, что при учете наших сил и средств возможно только при сохранении и особенно внимательном отношении к нуждам единственного ... рассадника - педагогического техникума, который нужно организовать на таких началах, чтобы в самый короткий срок подготовить из рабочих и крестьян работников просвещения и социалистической культуры, воспитывая в них трудовика, социалиста и психолога» [18, с. 12]. В 1927-1928 уч.г. в педагогический техникум была преобразована школа 2 ступени в Вилюйске.
Положение о техникумах, утвержденное уже Советом народных комиссаров от 04.01.1926 г., провозглашало, что сеть техникумов должна быть соотнесена с состоянием и развитием народного хозяйства. Распоряжением Главпрофобра от 18.01.1930 года, опиравшимся на постановление ноябрьского пленума ЦК «О подготовке кадров», был определен приоритет педагогических
техникумов с сельскохозяйственной направленностью для школ 1 ступени. «В 1927 году был разработан типовой Устав техникумов, единый учебный план, который характеризовался предметностью, усиленной трудовой подготовкой. Распространенные ранее методы - проектный метод, бригадный метод, Дальтон-план - были отменены на государственном уровне как неэффективные.
В период становления и укрепления техникумов некоторая их часть переживала материальные затруднения в связи с общим экономическим положением в стране. Была угроза их свертывания. Для сохранения сети техникумов Наркомпрос давал указания о содержании их за свой счет, т.е. о переводе на местный бюджет» [5, с. 13]. Всероссийская конференция по педагогическому образованию (1924 г.) провозгласила превращение педтехникумов в культурные центры района. Также в учебных планах усиливается практический компонент. В 1927 г. Всероссийская конференция утвердила новый предметный план. В методике преподавания критиковался распространенный лабораторный метод. Так, из отчета Вилюйского педагогического техникума за 1932-1933 уч.г. можно сделать вывод, что преподаватели активно применяли бригадно-лабораторный метод, частично исследовательский, лекции и беседы, причем представлена критика директором лабораторного метода как неэффективного в контроле и учете успеваемости студентов.
В годы Советской власти система образования реформировалась неоднократно. Обязательное всеобщее начальное, а затем семилетнее образование также обусловили острую нехватку учительского корпуса. Существующие педагогические училища и вузы не могли удовлетворить потребности школ в учителях. Стали создаваться учительские краткосрочные курсы, только за 1931 г. они дали школе 148 тысяч учителей [19].
Большие достижения были в подготовке национальных кадров. Сеть национальных педагогических техникумов в период с 1930-1934 гг. выросла с 92 до 199. Дальнейшему укреплению средней педагогической школы способствовало постановление ЦИК СССР от 19.09.1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». В 1932 г. Наркомпросом был разработан новый учебный план для педагогических техникумов, где больше часов отводилось методической и общеобразовательной подготовке. Данный период характеризуется переходом педагогических техникумов на классно-урочную форму занятий, введением твердого расписания, отказом от лабораторного плана и привлечением разнообразных форм и методов работы.
Четвертый этап в развитии советской системы СПО начинается с периода, когда в 1937 году педагогические техникумы были переименованы в педагогические училища, количество которых должно было расти. Согласно этим реформам, в 1937 году Якутский и Вилюй-ский педагогические техникумы были соответственно
переименованы в училища. В связи с нехваткой учителей действовали Чурапчинское, Алданское и Намское педагогические училища, которые также готовили учителей для начальных школ.
Интерес вызывает тот факт, что в 1934 году был разработан план деятельности нового типа учебного заведения - педагогического института, который давал незаконченное высшее образование в течение 4 лет. Педагогический институт в Якутской АССР был открыт в 1934 году. Он стал первым высшим учебным заведением с контингентом в 100 студентов на 4 отделениях.
В соответствии с этим на данном этапе коренным образом меняется система подготовки будущих учителей. Сыграло свою роль Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля
1936 г. «О педологических извращениях в системе Нар-компросов», которое определило ориентир на коммунистическое воспитание. Появляются базовые школы при училищах.
В 40-е военные годы педагогические училища и вузы продолжали свою работу в интенсивном режиме. В это время педагогический процесс осуществляется в суровых условиях, ключевой линией становится воспитание патриотизма и идейности. Именно в данный период большую роль в обеспечении сферы образования квалифицированными специалистами играли педагогические училища, поскольку за годы Великой Отечественной войны вузы выпустили 131,4 тыс. молодых специалистов, что составляет 1/3 всех выпускников педагогических учебных заведений, а педагогические училища окончили 174,4 тысячи выпускников. Количество педагогических училищ выросло на 150, в основном, за счет открытия новых учебных заведений в Сибири и на Дальнем Востоке, а также на других территориях [14]. Так, в 1945 году в Забайкалье была создана система СПО, включающая 5 действующих педагогических училищ. Такая же система СПО (5 педагогических училищ) имела место в Якутской АССР в годы войны. Несмотря на материальные и кадровые сложности в организации учебно-воспитательного процесса педагогические училища продолжали готовить учителей, сохраняя критерии требовательности к студентам.
Особо укрепилась система среднего педагогического образования в 1950-е гг. Нехватка учителей начальной школы обусловила необходимость в дальнейшем расширении сети педагогических училищ. Они стали основными учебными заведениями, готовящими учителей начальных классов с 4-летним сроком обучения, согласно постановлению Совета Министров РСФСР (1946 г.) «О переводе педагогических училищ на 4-годич-ный срок обучения». Данная образовательная система приобретала «прикладную» направленность на обслуживание партийно-государственного заказа в сфере образования. Больше внимания стало уделяться методикам преподавания дисциплин, проблеме анализа урока. Именно в этот период сложился практико-ориентированный под-
ход к учебному процессу в педагогических училищах, что выгодно отличало их от вузов, но идеи гуманистических технологий не находили достойного места в рамках системы СПО.
По решению Минпроса РСФСР в 1953 году педагогические училища были переведены на двухгодичный курс на базе школы-десятилетки. После 10 классов учащиеся зачислялись в училища без приемных экзаменов (по указанию Минпроса РСФСР от 22 мая 1954 г. № 64-М). Тем не менее имело место сокращение сети педагогических училищ из-за снижения числа учащихся в послевоенный период. Так, в 1950-е гг. в ЯАССР действовали всего 2 педагогических училища, готовящие учителей начальных классов.
Уже в конце 50-х гг. назрела проблема подготовки высококвалифицированных специалистов. Был принят Закон о школе, утвержденный Верховным Советом СССР от 24.12.1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью». В документе говорилось, что необходимо повышать качество образования в педагогических институтах и университетах, расширять подготовку учителей начальных классов с высшим образованием [20]. Это способствовало приостановлению сокращения учебных заведений, вновь актуализировало подготовку высококвалифицированных учителей начальных классов.
Постановление «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами» (1961 г.) и «О состоянии и мерах улучшения подготовки педагогических кадров для общеобразовательной школы РСФСР» (1965 г.) подчеркнули значимую роль педагогических училищ в системе подготовки специалистов образовательной сферы. Так, в середине 70-х гг. ХХ в. педагогические училища выпускали около 90% учителей начальных классов в России.
В 1966 году Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» от 10 ноября была намечена новая структура начальной школы - трехгодичное обучение, что, несомненно, отразилось на содержании деятельности учреждений СПО.
Пятый этап развития системы СПО - с 1985 по 2001 гг. -можно охарактеризовать как перестроечный и реформа-ционный период. Российское общество в начале указанного этапа переживало острый кризис, охватывающий все сферы жизнедеятельности населения, в том числе и сферу образования. Намеченная ХХУП съездом КПСС перестройка высшего и среднего профессионального образования определила первоочередные задачи ступеней образования в стране: поднять качество подготовки специалистов - главная задача высшей школы; осуществить решительный поворот от массового, валового обучения к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей будущих специалистов, опираясь на их самостоятельную работу, активные формы и методы обучения. Одним из основных спосо-
бов развития аналитического и творческого мышления должно стать непременное участие студентов в научных исследованиях.
Наметившиеся изменения в политическом и социальном укладе страны, демократизация системы народного образования, перестройка среднего и высшего профессионального образования, изменения в государственной и молодежной политике, законотворчество в федеральной и региональной политике, несомненно, способствовали системным изменениям в структуре и содержании всей сферы российского образования. В 1994 году был принят основной ФЗ «Об образовании», были созданы новые типы учебных заведений, менялось единое образовательное пространство в России. В период с 2000 по 2010 гг. разработан план Модернизации системы образования, принятый Министерством образования РФ, предусматривающий переход российской образовательной системы подготовки специалистов на многоуровневую структуру, предполагающую бакалавриат, специали-тет и магистратуру. Многоуровневая подготовка создает основу для интеграции российской системы образования с общемировыми стандартами подготовки учительских кадров.
Профессиональная педагогическая сфера все эти годы находится в ситуации преодоления существующих противоречий. С одной стороны, наша страна имеет достаточно мощные и хорошо отлаженные подсистемы и традиции среднего профессионального образования. Несмотря на это, новые социально-экономические условия диктуют свои условия к подготовке специалистов данного звена, требующие коренной перестройки процесса образования. По словам П.Г. Щедровицкого, «люди создали себе такие условия жизни, к которым традиционная система обучения и воспитания уже не может подготовить» [21, с. 18]. Действительно, сложившаяся ситуация на рынке труда требует наличия у квалифицированного специалиста не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и сформированности так называемых компетенций, предполагающих наличие опыта деятельности и определенных личностных качеств, способствующих высокой результативности и эффективности профессиональной работы.
В 1989 году приказом Минпроса (№ 945 от 25.12) «Об организации высших педагогических училищ» были открыты высшие педагогические училища (колледжи) [22]. В 1991 году педагогические колледжи уже существовали как тип среднего специального учебного заведения. В 1994 году из 362 учебных заведений среднего педагогического образования были образованы 75 педагогических колледжей (21%). В 1998 году это соотношение значительно изменилось: 52% педучилищ стали колледжами, а 48% остались в прежнем статусе. Очевидно, процесс этот длительный, как отмечает А.М. Новиков, в будущем в России будут иметь место 2 типа учебных заведений -колледж и университет [6, 7].
Алешкина Т.В. пишет, что в начале нового века колледжи играют ведущую роль в системе СПО и действуют как самостоятельные образовательные учреждения повышенного типа, реализующие углубленные профессиональные образовательные программы среднего звена [14]. Решением коллегии Минобразования России «О состоянии и мерах по улучшению подготовки педагогических кадров в высших и средних профессиональных учебных заведениях России» № 23/1 от 14 декабря 1999 года была предусмотрена разработка в течение 2000 года программы развития педагогического образования в России. В частности, принята программа «Развитие среднего педагогического образования России».
На данном этапе деятельность педагогических коллективов колледжей руководствуется принципом обеспечения непрерывности образования, поэтому сложились разные модели учреждений, такие как «колледж-вуз», «лицей-колледж», «школа-колледж» и др. Педагогические колледжи в регионах действуют, согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), принятому Правительством РФ (03.03.2001 № 160). По сравнению с ранним Типовым положением (от 14.10.1994 г. № 1168) нововведения произошли в сторону гуманизации ценностей системы СПО, приоритета Человека и Личности.
Выводы:
1. В процессе исторического развития система среднего педагогического образования подвергалась в содержательном и организационном планах определенным политическим и идеологическим влияниям, что отражено в периодизации определенных хронологических этапов ее становления и развития в России. История развития педагогического профессионального образования в Якутии непосредственно связана с общей политикой российской системы подготовки учителей, что можно проследить в содержании этапов развития образования в регионе.
2. Первым учреждением для подготовки к учительской деятельности была учительская семинария при Московском университете (1779 г.). В этот период в Якутии основано государственное учреждение - Якутское уездное училище для начального образования (позже мужская прогимназия), - сыгравшее значительную роль в становлении образования в нашем регионе. Министерство народного просвещения поставило перед собой план расширения сети образовательных учреждений в стране, разработки содержания учебных планов системы организации государственных образовательных учреждений, определив политику светского образования с уклоном на практическую подготовку учителя. Это составило первый этап становления системы СПО.
3. Второй этап развития связан с расширением типов образовательных учреждений в стране, что укрепило позиции системы СПО, упрочением позиций учительских семинарий. В 60-х гг. XIX века формируется общественно-
педагогическое движение за гуманистическую направленность в обучении и воспитании. Были утверждены «Положение о народных начальных училищах» (1864 г.), Устав гимназий и прогимназий Министерства просвещения (1864 г.), «Положение о женских гимназиях и прогимназиях» (1870 г.). Учительская семинария становится ведущим средним педагогическим учебным заведением в России (1870 г.). В Якутии в 1882 году открыта женская прогимназия (с 1900 года - гимназия с восьмым педагогическим классом), а в 1914 году была основана мужская учительская семинария. Оба учреждения стали первыми специальными педагогическими учебными заведениями, тогда как ранее учительство составляли выпускники народных училищ, прогимназий, имеющие не специальное педагогическое, а общее начальное образование. На данном этапе сложился опыт организации педагогической практики будущих учителей в начальных школах, был усовершенствован учебный план с расширением психолого-педагогического блока дисциплин, а также демократические тенденции в стране повлияли на привлечение к преподавательской деятельности женского населения и разночинцев.
До 1877 года в системе СПО единых учебных программ не было. Учебным заведениям была предоставлена свобода выбора и разработки дисциплин в содержании учебного плана. Обучение в учительских семинариях характеризовалось репродуктивностью и знаниевым подходом. Но роль учительских семинарий в формировании интеллигенции из числа крестьянского населения неоценима.
4. Становление советской системы среднего педагогического образования характеризуется изменением социально-экономических, политических, идеологических условий в стране. Вопрос о перестройке системы педагогического образования был поставлен на I Всероссийском съезде по народному образованию. Было принято постановление о реорганизации учительских и педагогических институтов, части учительских семинарий в институты народного образования (ИНО) и утвержден их Устав. Из учительских семинарий, преобразованных в трехгодичные курсы, в 1921 году были созданы педагогические техникумы, которые должны были готовить учителя для работы в начальной школе. В первый год их численность достигала 248. С 1924 года педагогический техникум становится ведущим учебным заведением для подготовки учителя начальной школы.
Обязательное всеобщее начальное, а затем семилетнее образование актуализировали подготовку учительских кадров. Считалось целесообразным создавать краткосрочные учительские курсы, которые только за 1931 год в России подготовили школе 148 тысяч учителей. Большие достижения были в подготовке национальных кадров. Сеть национальных педагогических техникумов в период с 1930 по 1934 годы возросла с 92 до 199. В Якутии в данный период были основаны ведущие пе-
дагогические техникумы в Якутске и Вилюйске, открыт педагогический институт.
Таким образом, в нашей республике, как и в других регионах страны, данный этап связан с развитием сети государственных профессиональных образовательных учреждений, отменой религиозного образования, усложнением образовательной программы и повышением требований к качеству методической и общеобразовательной подготовки учителя - общественника, специалиста с широким кругозором, владеющего марксистско-ленинской теорией, осознающего свою миссию культурного просвещения населения.
5. Следующий этап в развитии системы СПО связан с деятельностью педагогических училищ, открытых в
1937 году на базе существующих техникумов. Училища стали основным учреждением в деле профессионального образования учителей начальных классов в стране. В содержании подготовки педагогов усиливается воспитание патриотизма и коммунистической идейности, что особенно укрепилось в годы Великой Отечественной войны в сложных условиях отсутствия материальной и кадровой обеспеченности.
В конце 50-х годов ХХ в. возникла необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе учителей начальных классов с высшим образованием с целью реализации задач нового Закона о школе «Об укреплении связи школы с жизнью», утвержденного Верховным Советом СССР от 24.12.1958 г. Тем не менее до 80-х гг. педагогические училища выпускали около 90% учителей начальных классов в СССР.
Данный этап характеризуется поиском новых форм и структуры системы СПО, предполагающим 4-летнее обучение в педучилищах, открытием базовых школ и усилением требований к подготовке учителя начальных классов в условиях перехода на 3-летнее обучение в начальной школе. Это период стабильного развития педагогических училищ в направлении совершенствования методической подготовки педагогов как в республике, так и по всей территории бывшего СССР.
6. Новый этап в развитии системы среднего педагогического образования характеризуется как перестроечный, инновационный период. С социально-экономическими и политическими изменениями в стране связаны и преобразования в системе образования. Реформирование педагогического образования связано с развитием системы подготовки учителей начальных классов в вузах и переходом педагогических училищ на повышенный уровень подготовки. С 1989 года открываются высшие педагогические училища (колледжи). В 1998 году 52% педагогических училищ стали колледжами. В 2000 году принята программа «Развитие среднего педагогического образования в России». С 2001 года в Якутии начинается преобразование педагогических училищ в педагогические колледжи. Это, несомненно, обусловило внесение
изменений в содержание стандартов, учебных планов и программ подготовки учителей начальных классов, способствовало расширению специализаций по квалификации «Учитель начальных классов». Перед профессиональными учебными заведениями была определена задача перехода от узкоспециализированной подготовки специалиста к широкой и вариативной программе обучения учителя, готового к профессиональной работе в условиях рыночной экономики. В республике сложился опыт непрерывной подготовки педагогов в системе «колледж-вуз» по сокращенной программе обучения, что способствовало повышению качества образованности квалифицированного специалиста.
В настоящее время осуществляется переход на многоуровневую систему подготовки специалистов: бакалавриат, специалитет и магистратура. Данная реформа определена необходимостью приведения системы российского образования в соответствие с международными стандартами и подготовки конкурентоспособного педагога, обладающего необходимыми компетентностями, четко понимающего свои задачи и область применения своих знаний и компетенций. Следует подчеркнуть, что в данных условиях необходим комплексный подход, учитывающий положительный исторический опыт деятельности системы непрерывного педагогического образования, сложившийся в республике и в стране в целом, в то же время отвечающий требованиям нового времени. Сложность мы видим в том, что история подготовки учителя в системе СПО изначально направлена на практикоориентированную подготовку специалиста, обладающего конкретными знаниями и умениями по определенной квалификации, тогда как бакалавриат предполагает обучение специалиста с общепедагогической подготовкой и только затем углубленное изучение предметных дисциплин в рамках специалитета в вузе. Это потребует коренного изменения в деятельности учреждений среднего педагогического образования, в процессе которого можно снизить эффективность деятельности сложившейся системы методической практико-ориентированной подготовки учителя и общепедагогической гуманитарной подготовки в вузе. Несомненно, предстоящие реформы требуют серьезного осмысления педагогической общественностью в целях извлечения и использования исторически сложившегося положительного опыта традиционной системы педагогической подготовки и грамотной реализации поставленных задач по подготовке компетентного учителя нового типа в условиях многоуровневого образования.
Литература
1. Кинелев В.Г. Высшее образование в России: очерк истории до 1917 г. - М.: НИИ ВО, 1995. - 352 с.
2. Равкин З.И. Проблемы истории педагогики. - М., 1984.
- С. 43.
3. Князев Е.А. Генезис высшего педагогического образования в России: вт. пол. XV[II-н. XX вв.: смена парадигм. - М.: Сентябрь, 2001. - 239 с.
4. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. -М.: Просвещение, 1979. - 216 с.
5. Завацкая М.А. Средняя педагогическая школа в РСФСР за 30 лет Советской власти: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1949. - 25 с.
6. Новиков А.М. Колледж - модель для России? // Специалист. - 1997. - № 5-6. - С. 2-9.
7. Гунявина Н.Л. Новые направления подготовки педагогических кадров в условиях реформирования российской школы // Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. - М.: МГУП, 1999. - С. 121-125.
8. Родионова В.В. Подготовка учителя начальных классов в условиях многоуровневого педагогического образования : дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 168 с.
9. Пинкевич А.П. Краткий очерк истории педагогики. -Харьков, 1930.
10. Шимбирев П.Н. Педагогическая подготовка учителя средней школы в дореволюционной России // Советская педагогика. - 1946. - № 12. - С. 50-53.
11. Беловолов В.А. Подготовка учителя начальных классов школы в системе среднего педагогического образования в Западной Сибири, 1960-1990-е гг. : дис. ... докт. пед. наук. - Новосибирск, 2000. - 461 с.
12. Смятских А.Л. История развития среднего специального педагогического образования в России: тр.иссл.центра. - М.:
Исслед. центр Гособразования СССР по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1991. - Ч. 1. - 56 с.
13. Исаева М.Н. Развитие среднего педагогического образования в Республике Татарстан во вт. половине ХХ в. : дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2003. - 224 с.
14. Алешкина Т.В. Становление региональной системы среднего педагогического образования в Восточном Забайкалье : дис. канд. пед. наук. - Чита, 2004 . - 215 с.
15. Земцова О.Б. Становление и развитие СПО в Марийском крае в 20-30- е гг. ХХ в. : дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2004. - 174 с.
16. ГА РС(Я) Ф. 286-и. оп.1. Д.165.
17. Афанасьев В.Ф. Якутская учительская семинария. -Якутск: Якутское книжное издательство, 1964. - 25 с.
18. Якутскому педагогическому колледжу № 1 имени С.Ф. Гоголева 90 лет / МО РС(Я), ЯПК № 1 имени С.Ф. Гоголева / Под ред. К.И. Копыловой. - Якутск: Дизайн-бюро «БУЛЛ», 2004. - С. 12-13.
19. Родин А.М. Подготовка педагогических кадров в РСФСР в 30-е гг.: проблемы и трудности // Педагогика. - 1996. - № 6.
- С. 93-97.
20. Паначин Ф.Г. Актуальные проблемы педагогического образования в девятой пятилетке // Советская педагогика. -1972. - № 6. - С. 3-5.
21. Щедровицкий П.Г. Педагогика и логика / П.Г. Щедро-вицкий, В. Розин, В. Алексеев. - М.: Косталь, 1993. - С. 18.
22. Бюллетень Госкомитета СССР по народному образованию // Среднее профессиональное образование. - 1990. - № 5. - С. 13-14.
A.N. Neustroeva
Formation and development of professional education of elementary school teachers in higher pedagogical education in Yakutia
Main stages of formation and development of higher pedagogical education of elementary school teachers’ education are systemized. Key organizational and substantial aspects of each stage are revealed. History of development of higher pedagogical education of elementary school teachers in Yakutia is considered and compared to general higher education development in Russia from the prerevolutionary period to nowadays.
Key words: history of development of education system, higher pedagogical education, elementary school teacher, periodization.