П СТО РП 9 О Б Р ЛЬ О Ш П9
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Л.Т. Файзрахманова, кандидат педагогических наук, доцент ТГГПУ
Исторические аспекты организации, становления и развития музыкального образования в России являются предметом постоянного интереса современных исследователей. Различным проблемам музыкальной культуры и образования в Казанской губернии и Татарстане Х1Х-ХХ веков посвящены работы Е.К. Карповой, Г.М. Кантора, Э.Б. Литвиновой, А.Л. Маклыгина, Е.В. Порфирьевой, Ф.Ш. Салитовой, В.М. Спиридоновой, З.Ш. Хайруллиной, З.М. Яв-гильдиной и других авторов. Однако названный период в истории Казани, как представляется, изучен не в полной мере, что подтверждают «вновь открытые» архивные материалы.
Изучение истории высшего музыкального образования невозможно без познания тех процессов, которые имели место в общем школьном образовании как в России в целом, так и в отдельных ее регионах.
Становление и развитие общего музыкального образования в нашей республике имеет многолетнюю историю. Являясь частью российской системы народного просвещения, школьное музыкальное образование на раз-
ных этапах своего развития решало определенные задачи, регламентированные правительственными указами или циркулярными письмами. Во второй половине XIX века были опубликованы государственные документы, в которых закреплялись важнейшие основы музыкального воспитания в системе общего начального образования России. К главным «музыкальным завоеваниям» Устава от 14 июля 1864 г. и Указа от 31 мая 1872 г. можно отнести: 1) повышение статуса урока пения с уровня «по возможности» на уровень обязательного занятия в школьном расписании; 2) организацию на государственном уровне профессиональной подготовки учителей, в музыкальном отношении просвещенных и способных решать обозначенные в учебных программах задачи.
Согласно Уставу от 14 июля 1864 г. («Положение о начальных народных училищах») [1] во всех типах начальных училищ России, в том числе и Казанской губернии, в перечень обязательных учебных предметов было включено церковное пение, которое решало задачи нравственно-религиоз-
119
Казанский педагогический журнал
5'2006
ного (христианского) воспитания и одновременно общего музыкального образования. Профессиональной подготовкой учителей пения для сельских, уездных и городских начальных училищ многонациональной Казанской губернии занимались открытые в Казани в 1872 г. Учительская семинария [2], а также Учительский институт (1876 г.) и Высшие женские курсы (открыты также в 1876 г.). Обучение в Учительской семинарии было доступно представителям всех сословий и национальностей. Все учащиеся независимо от национальной принадлежности изучали церковное пение и сдавали экзамен по окончании семинарии. Преподавание в хоровых и инструментальных классах Казанской учительской семинарии заслуживало высоких оценок и соответствовало поставленным задачам, прежде всего, профессиональной подготовки учителя церковного пения. В программе для сельских учителей (за подписью директора учительской семинарии Н.И. Ильминского) дается подробное описание требований к преподаванию церковного пения. В объяснительной записке указывается, что «церковное пение по своему влиянию на воспитание религиозного чувства и одушевления в учениках и даже местном населении должно быть непременною принадлежностью сельской школы. Где нет учителей с музыкальным образованием, там пусть поют с голосу, унисоном...» и далее: «...если найдется лицо, знающее церковное пение ...необходимо пройти главные правила для ведения и обучения хора. Такими представляются: 1) умение находить наизусть без камертона ос-
новной звук «до» с применением к тону, в котором предполагается петь какую-либо пьесу; 2) краткие понятия об аккордах и обращениях... , о метре... и о темпе...; 3) твердое знание наизусть всех употребляемых в богослужении напевов...; 4).. .желательно, чтобы преподаватель объяснил главнейшие правила, которыми обусловливается осмысленное пение» [3].
При всех усилиях руководства Казанской семинарии ее выпускники не могли удовлетворить существующую в Казанском округе потребность в учительских кадрах. Несмотря на то что в начальных училищах преподавали учителя, окончившие другие российские семинарии, педагогические классы городских и уездных училищ и гимназий, а также регулярно организуемые краткосрочные педагогические курсы, на местах в губернии ощущался огромный дефицит учителей с педагогическим образованием.
Особое место среди начальных учебных заведений Казанской губернии занимали татарские (магометанские) школы, которые разделялись на старометодные (кадимистские) и но-вометодные (джадидистские). Общими для этих школ были религиозные основы, изучение Корана и литературы ислама. В новометодных школах кроме религиозных книг изучали историю, арифметику, геометрию, географию, а также применяли новые методики преподавания. Музыкальное развитие учащихся в стенах мусульманских мектебе и медресе было связано в основном с религиозной традицией выразительного распевного чтения Корана и других книг нравственно-религиозного содержания.
120
^[ГШ , Е^^ЕШ
История образования
Несмотря на то что светское искусство в мектебе и медресе не поощрялось, его элементы постепенно проникают в жизнь конфессиональных учебных заведений. На рубеже Х1Х-ХХ веков влияние светской музыкальной культуры способствовало появлению в публичных концертах татарских певцов и музыкантов-инструменталистов из среды талантливой молодежи.
Период в развитии общего музыкального образования в республике с 1918 по 1959 г. включает несколько важных этапов, обусловленных принятием правительственных документов и постановлений об эстетическом воспитании в школьной системе, а также во внеклассной музыкально-эстетической работе с учащимися. Уроки пения были введены в учебные планы всех школ как обязательные дисциплины, из программ была изъята религиозная составляющая, поскольку церковь (любой конфессии) была отделена от государства. Принятая единая государственная программа по эстетическому воспитанию, однако, не могла быть полностью реализована, в силу того что школы не были оснащены музыкальным инструментарием и квалифицированным педагогическим составом в необходимом числе и качестве.
Следующий этап в развитии общего музыкального образования напрямую связан с организацией и деятельностью музыкально-педагогических факультетов в высших учебных заведениях в стране.
Создание музыкально-педагогических факультетов было обусловлено реформой общеобразовательной школы, проводившейся на основе «Закона
об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.) и подкрепленной привлекательными педагогическими идеями «всестороннего гармонического развития учащихся, их культуры; укрепления здоровья, эстетического и физического воспитания учащихся». Огромная потребность в специалистах-музыкантах в общеобразовательных школах республики являлась главным стимулом к созданию факультета.
В соответствии с вышеназванным «Законом» был издан приказ министра просвещения РСФСР № 138 (19 мая 1959 г.), которым был установлен порядок перехода школ нашей республики на новые учебные планы и программы, начиная с 1959/60 учебного года. В письме Главного управления школ министерства просвещения РСФСР даны инструкции по организации учебной работы в начальной и восьмилетней школе в связи с предстоящей реформой. Среди других дисциплин Проект учебного плана по предмету «Пение» сохранял «в основном» тот же объем учебного материала и то же количество часов в неделю, которые содержались в действующих программах. В проекте новой программы были «снижены требования по музыкальной грамоте и обновлен песенный репертуар», там же указывается, что основное внимание должно быть обращено на обучение учащихся пению в хоре. Единственное изменение плана, осуществляемое «в целях повышения уровня эстетического воспитания», коснулось сроков изучения музыки - заня-
Казанский педагогический журнал
5'2006
тия пением в школе были продлены на 2 года, теперь они должны были включаться в учебные планы с 1 по 8 класс. Как видно из инструктивного письма, заниматься школьники должны были по имеющимся учебникам, и «это обязывает учителей и руководителей школ ...ясно представлять себе, ...как следует пользоваться старыми учебниками по новым программам» [4]. Осуществление школьной реформы на фоне отсутствия новой учебной литературы, увеличение сроков обучения «Пению» (с 1 по 8 класс), а также повсеместная необеспеченность школ республики учителями-специалистами с высшим и средним музыкальным образованием - все это послужило тому, что в республике назрела необходимость открытия музыкального учебного подразделения системы высшего образования, выпускники которого могли решать задачи по эстетическому воспитанию и заполнить образовавшийся кадровый дефицит. Именно таким подразделением стал музыкальный факультет Казанского педагогического института.
Вопрос об открытии музыкального факультета обсуждался на разных уровнях. Работа по организации нового факультета объединила усилия министерства высшего и среднего специального образования СССР, министерства просвещения ТАССР, руководства вуза и педагогического коллектива. Окончательное решение по вопросу открытия факультета было подтверждено двумя телеграммами, датированными октябрем 1959 г. Основания для организации музыкального факультета в Казанском пединституте были очевидны. В вузе был
накоплен определенный опыт в сфере эстетического воспитания, поскольку в институте существовала система кружков художественной самодеятельности, среди них: драматический -русский и татарский, хореографический, струнного ансамбля, духовой музыки, русского хорового и сольного пения, татарской песни. Для студентов проводились факультативные занятия музыкой. Сохранилось письмо от 26.8.59 г., в котором зав. учебной частью института Орлова Г.В. обращается с просьбой в министерство просвещения РСФСР: «Третий год в институте проводятся занятия по хоровому пению и индивидуальному обучению игре на музыкальных инструментах. До сих пор не имеем программы... Очень просим прислать программы» [6]. Упоминаемые занятия - факультативные практикумы были введены «для подготовки будущих учителей к руководству и проведению внеклассной работы в школах» [7]. Другим важным фактором, повлиявшим на решение правительства открыть музыкальный факультет в педагогическом институте г. Казани, была деятельность двух учебных заведений ведомства культуры - музыкального училища, имевшего многолетние профессиональные традиции, а также консерватории, открытой в 1945 г. и выпустившей к тому времени (1960 г.) большое число первоклассных музыкантов. Естественно, что педагоги и выпускники этих учебных заведений готовы были к созиданию прочных профессиональных основ музыкального факультета.
На заседании Совета Казанского педагогического института, состояв-
122
История образования
шегося 6 мая 1960 г., обсуждался вопрос об организации в вузе музыкально-педагогического факультета. На заседании присутствовали 27 членов Совета, а также приглашенные преподаватели консерватории и музыкального училища: С.А. Казачков -зав. кафедрой хорового дирижирования Казанской консерватории, Л.Ф. Панькина - зав. отделом хорового дирижирования Казанского музыкального училища, Г.К. Хамзина -хормейстер Татарского оперного театра и преподаватель музыкального училища, Г.М. Кантор - преподаватель музыкального училища по истории музыки, Н.А. Гутарович - руководитель хора педагогического института и выпускница КГК [9] (обращает на себя внимание отсутствие в комиссии музыкантов-инструменталистов). Трое из присутствующих в Совете музыкантов в сентябре 1960 г. придут работать на факультет. Лариса Филипповна Панькина будет назначена деканом музыкального факультета. Георгий Михайлович Кантор, приглашенный преподавателем исторических курсов, со временем возглавит одну из кафедр музфака. Надежда Леонардовна Гутарович будет вести занятия по хоровому дирижированию. В обсуждении насущных проблем организации факультета приняли участие члены Совета и приглашенные педагоги-музыканты. «Телеграфный» стиль протокола обрезает фразы, однако, передает эмоциональный настрой и содержание дискуссии. Ректор педагогического института Ю.А. Туишев говорит об историческом значении самого факта открытия факультета и знакомит всех
с поставленными целями и задачами, с учебными планами и условиями приема. И далее разъясняет: «Программ нет, в Москве их тоже нет. Придется самим создавать программы. Мы начинаем большое дело, новое дело. Будут трудности. Важна помощь, которую нам окажет консерватория. Нужно обменяться мнениями... Следует подумать об инструментарии. Мы пианино и роялями не располагаем. Нам пойдут навстречу. Общественность считает создание факультета необходимым». Далее высказались профессора института. Проф. А.П. Петров подчеркнул мысль о том, что факультет должен выбрать верное направление - выпускать учителя: «работник народного просвещения должен любить школу, детей... Учебный план, по-видимому, копирует консерваторию. Нужно усилить педагогическую подготовку и учебный план приспособить к нашим педагогическим задачам». Он же напомнил о необходимости создания музыкальной библиотеки. Проф. И.Г. Пехтелев высказался за учебный план широкого профиля и предложил «более основательно поставить общее и гуманитарное педагогическое образование. 50 часов для курса эстетики недостаточно. В консерватории 72 часа и у нас должно быть не меньше. Литература отмечена как факультативный курс. Нужно сделать этот курс обязательным. Речь идет о подготовке образованного педагога. Следует подумать о факультативном курсе истории театра». Далее слово взяли музыканты. С.А. Казачков поставил акцент на содержании музыкальной профессии: «Музыка - трудо-
Казанский педагогический журнал
5'2006
емкая специальность, ученики школ любят мастеров своего дела, а поэтому нужно долго и упорно учить студентов музыкального факультета... Каковы возможности поступающего? Если нет способностей, то за 5 лет специалиста все равно не получится... В первую очередь нужно обеспечить знание своего дела по специальности. Перегрузка учебного плана не даст возможности заниматься индивидуально...» Г.М. Кантор отметил, «что студенты страдают недостаточностью знаний по гуманитарным дисциплинам. Плохо знают историю искусств» [10]. И тут же предложил этот курс ввести в учебный план. Профессор С.А. Казачков настаивал на серьезном обсуждении учебного плана в специальной комиссии. На совете был поднят вопрос о финансировании факультета. Для нас представляет интерес подробная смета оборудования музыкально-педагогического факультета на первый 1960/61 учебный год. Строчки этой ведомости очень красноречивы. Здесь учтено все или почти все, что было необходимо для начала учебной работы музыкального факультета. Руководство вуза и декан, заботясь о материальном обеспечении учебного процесса, уделяли пристальное внимание его организации, выполнению учебных поручений и программных требований. Проект учебного плана, как следует из протокола заседания Совета, требовал корректировки. Поскольку программы по всем учебным дисциплинам отсутствовали, то были разработаны в течение первого учебного года для всех курсов штатными преподавателями музыкального факультета.
Учебный план, датированный 24 сентября 1963 г., в котором из-за ветхого состояния сложно разобрать некоторые цифры, содержит перечень предметов, курсов по выбору и факультативных занятий, графы зачетов и экзаменов по семестрам, объем часов по каждому предмету, список государственных экзаменов. В этом «наименовании дисциплин» можно выделить несколько блоков: политико-философского образования, психолого-педагогической профессиональной и общеразвивающей направленности и музыкальной специализации. Время (количество часов), выделяемое на каждый блок, является своеобразным критерием, характеризующим общее направление музыкально-образовательной политики, позволяет понять существующие в учебном процессе приоритеты, определить не декларируемые, а реальные цели, поставленные перед вновь созданными в 60-е годы прошлого века музыкальными факультетами педагогических вузов страны. Анализ этого документа показывает, что из всего объема часов, предназначенных для 4-летного обучения будущего учителя музыки, самым весомым является блок музыкальных дисциплин (что не вызывает никаких возражений), в этом блоке самое большое количество часов выделяется дирижер-ско-хоровым дисциплинам - 998 часов (для сравнения - инструментальная подготовка /специальный и дополнительный инструмент/ - 387 часов). К тому же в перечень государственных экзаменов по профессиональной подготовке будущего учителя музыки была включена только
124
История образования
одна музыкальная исполнительская дисциплина «Дирижирование хором». Такое акцентирование хоровой подготовки, по-видимому, было не случайным, поскольку пение являлось в школьном уроке музыки основным видом деятельности (нельзя забывать, что в песне вместе с музыкой огромное воздействие на слушателя оказывает стихотворный текст). Практика показывает, что хоровому пению в России в общем музыкальном образовании всегда придавалось огромное значение. Подтверждением тому являются самые разные документы. Один из таких циркуляров определяет значение и роль российских хоровых обществ в эстетическом воспитании «широких масс». В июне 1959 г. в Москве должен был состояться Первый Учредительный съезд Всероссийского хорового общества. Всем директорам учебных заведений, клубов и предприятий, руководителям хоровых коллективов городов и районов были разосланы инструктивные письма с подробным описанием всех этапов подготовки к съезду. Вновь созданное хоровое общество должно было решать задачи «культурного строительства и коммунистического воспитания трудящихся» средствами хорового искусства. В решении этих задач «Всероссийское хоровое общество должно сыграть немаловажную роль как массовая организация, объединяющая на добровольных началах многомиллионную армию участников художественной самодеятельности, работников профессиональной хоровой культуры и широкий круг любителей пения» [12].
Таким образом, массовая культура, ее организационные формы и школь-
ные уроки «музыки и пения», в которых акцент делался на раздел хорового пения, вписывались в общую государственную систему эстетического воспитания, формируя у учащихся определенные эстетические потребности, нравственные ориентиры и идеологические установки. Начальный этап становления высшего музыкально-педагогического образования в Татарстане совпал со временем образования музыкального факультета в Казанском педагогическом институте. Учебные планы, программы, вся учебная и музыкально-просветительская деятельность факультета на этом этапе развивалась в русле существующей государственной системы просвещения и «эстетического воспитания трудящихся».
Литература:
1. Сайфуллина Г. Музыка священного слова. Чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре.- Казань, 1999.- 230 с.
2. Файзрахманова Л.Т. Музыкальный факультет Казанского педагогического института (60-е годы прошлого века) / Музыка и педагогика: сб. материалов 4 международной научно-практической конференции.- Казань: ТГГПУ, 2007.-Вып. 4.- 349 с.
3. Явгильдина З.М. Развитие общего музыкального образования в Татарстане (20 век).- Казань, 2007.- 452 с.
4. Национальный архив РТ:
1) НА РТ Ф.645, оп. 1, д. 140
2) НА РТ Ф.160, оп. 1, д. 219
3) НА РТ Ф.160, оп. 1, д. 295
4) НА РТ Ф.Р1487, оп. 2, д. 587
5) НА РТ Ф.Р1487, оп. 2, д. 665
6) НА РТ Ф.Р1487, оп. 2, д. 632
7) НА РТ Ф.Р1487, оп. 2, д. 646
8) НА РТ Ф.Р1487, оп. 2, д. 588
9) НА РТ Ф.Р1487, оп. 2, д. 628
10) НА РТ Ф.1487, оп. 2, д. 628
11) НА РТ Ф.Р1487, оп. 2, д. 708
12) НА РТ Ф.Р1487, оп. 2, д. 632