Научная статья на тему 'Трансформация внешнеторговых отношений республики Таджикистан со странами СНГ'

Трансформация внешнеторговых отношений республики Таджикистан со странами СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ECONOMIC TRANSFORMATION / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / FOREIGN ECONOMIC AND TRADE RELATIONS / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЭКСПОРТ / EXPORT / ИМПОРТ / IMPORT / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / FOREIGN TRADE TURN-ROUND / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА / EXPORT AND IMPORT GEOGRAPHIC CONCENTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дилшоди Мухамадиброхим

В статье рассматривается сущность экономической трансформации как глубинных изменений, происходящих во всех сферах экономики республики, в том числе в сферах внешнеэкономических отношений. В связи с этим исследуются новые подходы к участию республики в международных экономических отношениях и факторы усиления трансформации внешнеэкономических отношений. Обоснованы основные предпосылки развития и совершенствования внешнеэкономических отношений республики, проанализирован уровень зрелости экономических связей республики со странами СНГ. При анализе состояния трансформационных внешнеторговых отношений республики автор рассматривал динамику внешнеторгового оборота с 2005 по 2010 гг. по следующим показателям: открытость экономики; структура экспорта товаров; структура импорта товаров; географическая концентрация торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of the foreign trade relations of the Republic of Tajikistan with CIS countries

The author of the article considers the essence of economical transformation as a deep change appearing in all spheres of economy, and in the field of external economic relations also. He researches new approaches to factors of transformational external relation strengthening. There is analyzed the level of economic ties of Tajik republic with Commonwealth states, development and promotion of our external relations. While analyzing the conditions of transformational foreign trade relations the author considers the dynamic of foreign trade turn-round from 2005-2010 years according the following indicators: openness of economy, structure of export goods, the structure of import goods, geographical concentration of trade.

Текст научной работы на тему «Трансформация внешнеторговых отношений республики Таджикистан со странами СНГ»

Таджикистана. Первоочерёдность и приоритетность создания обслуживающей системы не вызывает никаких экономических и социальных сомнений, тем более в районах с низким уровнем экономического развития и нового освоения. Автором определены основные задачи, стоящие перед рынком оказания платных услуг населению в условиях формирования новых рыночных отношений, а также разработана экономико-математическая модель, позволяющая прогнозировать спрос на платные услуги населению в Республике Таджикистан. Сущность модели заключается в оценке изменения потребительских расходов на платную услугу в зависимости от достигнутого уровня денежных доходов населения.

Abdullaeva M.A.

Regional features of payable market development services

Formation and promotion of 'payable market service matters are considered in this article and also are revealed their functioning features in our condition. The author thinks that urgency and priority of serving system creation will not bring into any economic and social doubt, particularly in the low economic development regions. The main tasks standing before payable market service in the condition of market relation promotion, and also worked out economic-mathematic models, permitting to focus demand for payable service in Tajik Republic. The essence of model is in change assessment of customer's expense for payable service on the dependence of achieved population income level.

Дилшоди Мухамадиброхим-

аспирант ТГУПБП

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН СО СТРАНАМИ СНГ

В Республике Таджикистан, как и в других постсоветских странах, происходит трансформация всех экономических отношений. Трансформация представляет собой масштабные, глубинные, продолжительные во времени изменения и сопровождается переменами различного рода. Главный признак трансформации заключается не столько в количественных изменениях, сколько в появлении нового качества этих изменений. Поэтому рассмотрение вопроса следует начать с определения понятия и содержания экономической трансформации. Наиболее приемлемое, по мнению автора, определение трансформации дает профессор К. Косолапов, который трактует трансформацию как перемены - изменения - эволюцию - развитие (5,4).

Сущностью экономической трансформации являются глубинные изменения, происходящие в экономической системе. Изменению может быть подвержена любая экономическая система, поэтому экономическая трансформация есть внутренний элемент общего процесса развития(2,39). Трансформацию можно рассматривать в широком и узком смысле слова. Экономическая трансформация в широком смысле - это переход от одного этапа развития к другому, от одного типа экономических отношений к

другому. В узком смысле экономическая трансформация есть появление нового в каких-либо экономических сферах. Особый интерес, по мнению автора, представляет рассмотрение тенденций развития

внешнеэкономических отношений на примере Республики Таджикистан, где (как и в других странах постсоциалистического пространства) осуществляется межформационная экономическая трансформация. Это «переход от нерыночной (преимущественно административно управляемой экономики к рыночной организации хозяйства), где кардинальному изменению подвергаются все виды экономических отношений» (4, 25).

Переход к рыночной экономике и, соответственно, на международные принципы организации экономики, требует новых подходов к участию республики в международных экономических отношениях и усиления трансформации внешнеэкономических отношений. Современная система международных отношений требует от всех государств, в частности, и от суверенного Таджикистана, чтобы они свои важнейшие национальные цели, т. е. обеспечение суверенитета и свободы, сохранение безопасности и политической и социально-экономической стабильности, устойчивого развития страны, реализовывали на основе всеобъемлющей и апробированной стратегии. Необходимо подчеркнуть, что предпосылки развития и совершенствования внешнеэкономических отношений республики кроется, прежде всего, в рамках СНГ. Уровень или степень зрелости экономических связей республики со странами СНГ, можно сказать, определяет ход развития внешнеэкономических отношений республики с остальными странами мира. В действительности многолетняя совместная жизнь в рамках Советского Союза привела к появлению многих общих черт в социально-экономическом развитии и культуре народов, входивших в эти государства, несмотря на большие различия между ними.1

После образования регионального политико-экономического объединения СНГ, взявшего курс на формирование открытой рыночной экономики и торговли, существенно изменились политические и экономические условия межгосударственного сотрудничества, характер и динамика совокупности внешнеэкономических отношений Республики

1 В действительности существуют различные уровни развития в социально-экономических процессах этих стран. По показателям производства ВВП на душу населения (по данным Всемирного банка за 1990 год), можно сделать вывод об исходных различиях в уровне социально-экономического развития между странами СНГ. Если принять уровень России за 100, то уровень Белоруссии, Украины, Казахстана и Грузии составлял 80-90%, Армении, Азербайджана и Туркменистана - 55-70%, Молдавии, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана - 30-50%. Уровень прибалтийских республик был выше российского. В целом в странах СНГ в 90-е гг. в большей или меньшей степени происходил процесс деиндустриализации, одновременно шел процесс аграризации. Так, в Молдавии, Таджикистане и Киргизии по сравнению с 1990г., когда в сельском хозяйстве было занято около четверти населения, эта цифра составляла более половины населения.

Таджикистан и стран СНГ. В действительности внешнеэкономическую, внешнеполитическую линию СНГ определяют формирующиеся национально-государственные интересы, которые, безусловно, играют решающую роль в определении степени и форм участия стран Содружества в интеграционных процессах и совершенствовании внешнеэкономических отношений. Здесь можно перечислить факторы и условия формирования внешнеэкономических отношений республики в условиях экономической интеграции стран СНГ. Во-первых, эффективное использование созданного ранее производственного потенциала, так как он во многом остаётся технологически взаимосвязанным, взаимозависимым и взаимодополняемым вследствие сложившегося разделения труда и существовавшего ранее единого народнохозяйственного комплекса. Во-вторых, гарантированный взаимный доступ к сырьевым источникам, возможные совместные действия по их разведке и рациональному использованию. В-третьих, согласованное и экономически взаимовыгодное использование транспортной инфраструктуры (железнодорожные, морские, воздушные, энергетические пути, которые практически по всем географическим направлениям пересекаются на территории государств СНГ). В-четвертых, развитие внутреннего рынка СНГ для взаимовыгодных поставок товаров, сохранение и без того скудного сегмента рынка для собственных товаропроизводителей. В-пятых, обеспечение совместных прорывов на мировой рынок с некоторыми видами высокотехнологической продукции на основе согласованного использования научно-технического потенциала, защита от возможных дискриминационных корпораций. В-шестых, совместное решение гуманитарных проблем, локализация очагов напряженности в «горячих точках», забота каждого государства о судьбе своих граждан, проживающих в других республиках СНГ, а также создание институтов двойного гражданства.

Постепенная реализация вышеперечисленных условий и факторов, естественно, обеспечила заметный рост внешнеторговых отношений республики со странами мира. Как известно, одним из важнейших показателей развития рыночной экономики и внешнеэкономических отношений является внешнеторговый оборот страны. По его составляющим -экспорту, импорту и сальдо - можно судить о состоянии экономики страны. С 2000 по 2010 годы товарооборот возрос с 1459,3 до 3851,6 млн. долларов США. (см. табл. 1.)

Таблица 1.

Динамика внешнеторгового товарооборота Республики

Таджикистан за 2000-2010 гг. (млн. долл. США)

Оборот Экспорт Импорт Сальдо

2000 1459,3 784,3 675,0 -109,3

2001 1339,0 651,5 687,5 -36

2002 1457,4 736,9 720,5 -16,4

2003 1678,0 797,2 880,8 - 83,6

2004 2106,2 914,9 1191,3 276,4

2005 2238,8 908,7 1330,1 - 421,4

2006 3124,4 1399,0 1725,4 -326,4

2007 4015,3 1468,1 2547,2 -1079,1

2008 4681,3 1408,7 3272,6 -1863,9

2009 3579,9 1010,3 2569,6 -1559,3

2010 3851,6 1194,7 2656,9 -1462,2

Источник: Статистический сборник Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан.- Душанбе, 2011.- С.580-585.

При анализе состояния трансформационных внешнеторговых отношений Таджикистана автор считает целесообразным рассмотреть динамику внешнеторгового оборота с 2005 по 2010 годы по следующим показателям: открытость экономики; структура экспорта товаров; структура импорта товаров; географическая концентрация торговли.

Показатель открытости ВЭД экономики рассчитан как отношение внешнего товарооборота к ВВП, т.е. определен как удельный вес внешнеторгового оборота в ВВП. В 2010 году этот показатель составил 68,0 процента, т.е. по сравнению с 2005-2007 гг. снизился более чем на 36,3 процента.

Снижение данного показателя свидетельствует о снижении внешнеэкономических связей страны и уровня интеграции Таджикистана в мировую экономику. (См. таблицу 2.) Данные таблицы 2. показывают зависимость между темпами роста объема внешнеторгового оборота и темпами роста ВВП. Так, ежегодный темп роста ВВП опережает (за исключением 2006 г.) ежегодные темпы роста внешнеторгового оборота, снижение темпов роста в год мирового кризиса (2009 г.) - на 3,9 % снизились темпы роста ВВП, на 23,6 % (по сравнению с предыдущим годом). В период с 2005 по 2010 гг., хотя объем экспорта увеличился на 51,4 %, однако его удельный вес в ВВП уменьшился: в 2010 г. он составил 21,1%, что меньше на 17,8 % (против 38,95 в 2005 г.). Это говорит об отрицательном балансе внешнеторговых отношений, пассивности внешнеторгового оборота.

Таблица 2.

Динамика показателей открытости республики в 2005-2010 гг.

№ Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010

1. ВВП, млн. долл. 2335,6 2859,4 3719,7 5219,9 5019,2 5657,5

2. Рост ВВП к предыдущему году, в % 111,2 122,4 130,1 140,3 96,1 112,7

3. Внешнеторговый оборот, млн. долл. 2238,5 3124,4 4015,3 4681,3 3579,9 3851,6

4. Рост к предыдущему году,в % 106,3 139,5 128,5 116,5 76,4 107,6

5. Удельный вес в ВВП, % 95,8 109,1 107,9 84,7 71,3 68,0

6. Объем экспорта, млн. долл. 908,7 1399,0 1468,1 1408,7 1010,3 1194,7

7. Рост к предыдущему году,в % 99,3 153,9 104,9 95,9 71,7 118,2

8. Удельный вес в ВВП, в % 38,9 48,9 39,5 26,9 20,1 21,1

9. Объем импорта, млн. долл. 1330,1 1725,4 2547,2 3272,6 2569,6 2656,9

10 Рост к предыдущему году, в % 111,6 129,7 147,6 148,1 78,5 103,4

11 Удельный вес к ВВП, в % 56,9 60,3 68,4 62,7 51,2 46,9

Источник: Статистический сборник Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан.- Душанбе, 2011.- С.580-585.

За анализируемый период объем импорта увеличился почти в 2 раза, ежегодные темпы его роста опережают темпы роста ВВП, удельный вес в ВВП составлял в 2010 46,9 %. Хотя последний показатель имеет тенденцию к снижению, но высокий уровень импортозависимости республики налицо. Состояние структуры экспорта и импорта (за последние пять лет) приведено в таблице 3. По анализу динамики этих показателей по некоторым товарам можно сделать следующий вывод: экспорт товаров из республики носит сырьевой характер (недрагоценные металлы, продукты растительного происхождения). «Одновременно по этим же группам товаров наблюдается импорт готовой продукции, объем сырья для производства которой достаточен и доступен в республике» (6,12). В отношении политики экспорта должны обеспечиваться меры по содействию экспортной активности отечественных производителей, такие как оказание услуг экспортерам в виде предоставления обзоров о положении на внешних рынках, формирование торговых миссий и организация рекламы отечественных товаров за границей.

Таблица 3.

Экспорт и импорт Республики Таджикистан по некоторым товарным группам за 2002г. и 2010 г. (в %)

Экспорт Импорт

2002 2010 2002 2010

Машины, оборудование, механизмы, их части и др. 0,37 0,75 6,04 16, 2

Продукция химической промышленности 0,3 0,28 30,5 19,1

Минеральные продукты 9,8 6,1 31,3 25,4

Недрагоценные металлы 54,46 75,82 1,79 6,64

Древесина и изделия из древесины - 0,010 1,5 5.1

Пластмассы и изделия из них - 0,011 1,3 1, 9

Кожсырье, кожи, пушнина, мехсырье и изделия из них 0,1 0,35 0,014 0,012

Текстиль и текстильные изделия 22,0 7,9 1.2 1,2

Обувь, головные уборы и прочее - 0,008 0,39 0,32

Бумажная масса, бумажные картонные отходы и макулатура 0,12 0,03 2,60 1,40

Продукция пищевой промышленности, алкогольные и безалкогольные напитки, табак и его заменители 1,02 0,40 2,9 4, 1

Продукция масложировой промышленности - 0,027 0,67 1,20

Продукты животноводства - 0,016 0,14 1,09

Продукты растительного происхождения 2,1 4,0 5,4 8,1

Прочее 9,73 4,33 14,25 8, 2

Всего: 100 100 100 100

Источник: Промышленность Республики Таджикистан. - Душанбе: Госкомстат РТ, 2011.- с. 56-58.

Существенно подрывает развитие экспортного потенциала и ведение неактивной внешнеэкономической деятельности, отсутствие достаточного опыта ведения внешней торговли и работы с иностранными партнерами. Поэтому «реструктуризация производства с целью направления отраслей национальной экономики в русло приоритетного и ускоренного развития предприятий, производящих продукцию, ориентированную на экспорт и диверсификацию экспорта, организация общегосударственной системы поддержки и стимулирования экспорта, а также создание современной сети кредитования для экспорта и страхования» является центральным звеном внешнеэкономической политики Таджикистана (1,13). Эти меры конкретизированы в Программе развития экспорта Республики Таджикистан на период до 2015 года. В действительности для экспортеров необходимо организовать, со стороны государства, сеть услуг, таких как исследование экспортных рынков, маркетинг, развитие сети дистрибьюторов, анализ и оценка проектов и др. Эти меры, а также организация и проведение регулярных консультаций отечественных экспортеров и импортеров по вопросам внешнеторгового и таможенного регулирования обеспечат грамотное ведение торговой политики субъектами внешнеторговой деятельности. Лицензирование экспорта как метод осуществления экспортной политики должно сохраняться в следующих случаях: по соображениям обеспечения национальной безопасности (при экспорте

стратегического сырья); при применении торговыми партнерами количественных ограничений импорта (в настоящее время такие ограничения применяются со стороны развитых стран в отношении импорта сельскохозяйственной продукции, текстиля). Кроме того, анализ структуры экспорта и импорта республики показал, что в результате промышленного спада за период перехода к рынку дает знать о себе тенденция деиндустриализации экономики. Следовательно, растет деиндустриализация и реальная опасность закрепления за экономикой страны роли минерально-сырьевого придатка на продолжительный промежуток времени. Эту тенденцию можно проследить на основе оценки за 2000-2010 гг. В структуре экспорта товаров по разделам наблюдалось сокращение доли пищевых продуктов, напитков и табака, сырья, промышленных товаров, машин и транспорта, а также различных готовых изделий. Наиболее быстрыми темпами наращивался экспорт химических веществ. Основными экспортными позициями сельского хозяйства страны являются: плодоовощная продукция (рост за 5 лет с 3,6 до 5,8%), а также хлопок и табак, но их экспортная динамика резко отрицательная. Чрезмерная зависимость Таджикистана от широкого круга импортных поставок является серьезным препятствием в решении задачи повышения экспортного потенциала страны, который республике необходимо наращивать. Анализ товарной структуры импорта в 2010 году в функциональном разрезе показывает рост по всем статьям. Наиболее крупными статьями были потребительские товары (33,6 процента от общего объема импорта), энергопродукты (29,4 процента) и промежуточные товары (19,3 процента).

Динамика показателей географической концентрации экспорта и импорта товаров, характеризует страновую диверсификацию внешнеторговых операций. Однако в разбивке по группам стран наблюдалось сокращение внешнеторгового оборота и концентрация экспорта в страны СНГ, а по странам дальнего зарубежья наблюдался рост. (см. табл. 4.) На данном этапе можно сказать, что в ходе сложнейшей, взвешенной оценки выгод и издержек Республика Таджикистан смогла продвинуться по пути интеграции и углубления внешнеэкономических отношений дальше только лишь по общеполитическим вопросам, а по экономическим проблемам многие подписанные документы остались декларативными. Несмотря на эти факторы, Республика Таджикистан не может оторваться от стран СНГ, потому что сложившиеся глубокие взаимоотношения между ними имеют длинную историческую основу, а все мировые инновационные процессы они приняли совместно и осознают, что именно в совместном сотрудничестве путь преодоления системного кризиса.

Таблица 4.

Внешнеторговый оборот Республики Таджикистан

№ 2005 2007 2010

млн. в % к млн. в % млн. в %

дол. итого дол. в дол.

% и

1. Внешнеторговый

оборот, всего 2238 100,0 4015,3 100,0 3851,6 100,0

Страны СНГ, 1042,2 46,56 1840,0 45,82 1724,1 44,76

в том числе:

ЕврАзЭС 565,9 54,29 1656,8 90,0 1425,6 82,86

Россия 339,3 32,55 911,0 49,5 958,3 55,1

Казахстан 188,0 18,0 356,8 21,5 312,6 18,13

Страны остального 1196,6 53,46 2175,3 54,17 2127,5 55,23

мира,

в том числе: 639,0 53,4 873,7 40,16 302,2 14,2

Страны ЕС 397,9 33,2 1126.8 51,79 1581,5 74,3

Страны Азии

2. Экспорт, всего 908,7 100 1468,1 100 1194,5 100,0

Страны СНГ 177,9 19,57 228,9 15,59 161,2 13,49

Страны остального 730,8 80,42 1239,2 84,40 1033,5 86,50

мира

3. Импорт 1330,1 100 2547,2 100 2656,9 100

Страны СНГ 864,3 64,98 1611,1 63,24 1562,9 58,82

Страны остального 465,8 35,01 936,1 36,75 1094,0 41,17

мира

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Статистический сборник Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан.- Душанбе, 2011.- С.585-590.

Поэтому в структуре импорта Республики Таджикистан преобладают товары и услуги стран СНГ (табл. 4.) Как свидетельствуют данные таблицы 2.6., объем импорта со странами СНГ в 2010 г. по сравнению с 2005 г. увеличился на 1326,8 млн. долл., или почти в 2 раза. Более 58 % объема импорта приходится на страны СНГ, из них удельный вес ЕврАзЭС составляет 49,7%, а РФ - 32 %. (7.589.) В последние годы объем импорта из стран, расположенных за пределами стран СНГ, возрастает: от 35 % в 2005 г. до 41,1% в 2009 г. Это свидетельствует о том, что в результате допущения ослаблений во внешнеэкономических отношениях и процессах торгово-экономической интеграции между странами СНГ происходит «захват» сегментов рынка на пространстве СНГ.

Одним из важных факторов, оказавших серьезное влияние на углубление внешнеэкономических отношений республики со странами Содружества, являются различия в характере и темпах осуществляемых в них преобразований, что в научной литературе получило название «развитие на разных скоростях». Это случилось в связи с отставанием республики по известным причинам. Например, в республике в начале реформ, с 1992 по 1995 гг., шла гражданская война. В ходе организации новых внешнеэкономических отношений в СНГ заметно обострились

существовавшие между бывшими советскими республиками ранее и возникшие после новые противоречия1. Кроме всего этого, мотивация пребывания стран в составе СНГ различна. Опыт деятельности Содружества свидетельствует о том, что внешнеэкономические связи его членов, с одной стороны, различаются по глубине и масштабам, а с другой - в значительной мере по специализации. Некоторые страны стремятся к развитию связей, прежде всего в экономической и политической областях, а другие страны заинтересованы в расширении сотрудничества в военной, культурной или иных сферах (3,34).

Таким образом, существующая структура внешнеторгового товарооборота республики не отвечает имеющемуся производственно-экономическому потенциалу Таджикистана, слабо отражает возможности, открывающиеся в связи с участием в ряде региональных экономических союзов. Кроме необходимого сырья и энергоносителей, в республику завозится также сельхозпродукция и потребительские товары, которые успешно могли быть произведены внутри страны. Вывод очевиден: перерабатывая до конечного продукта сельскохозяйственное сырье, Таджикистан имел бы от экспорта гораздо больше выгоды и не являлся бы сырьевым придатком соседних стран. Также из проведенного структурного анализа внешнеторгового оборота видно, что 80% потребляемых населением товаров и услуг являются импортными. Структура импорта имеет продукто- и энергоориентированное направление. Следовательно, национальные потребители энергопродуктов имеют определенную зависимость от цен на мировом рынке. Это же отражается и на общей долларизации экономики. Риск заключается в том, что отрицательное сальдо внешнеторгового баланса влияет на такие показатели, как инфляция и реальный обменный курс. В свою очередь, инфляция участвует в ускорении движения уровня безработицы - социально значимого параметра, влияющего на общее социально-экономическое состояние. Причины дефицита внешнеторгового баланса Таджикистана можно сгруппировать следующим образом: узкий внутренний рынок и низкая покупательная способность населения; устаревшие стандарты и метрология; высокая себестоимость и затраты обусловливают значительное удорожание товаров и ограничивают рынок сбыта продукции; низкая производительность труда -в Таджикистане объем выработки в расчете на одного работника самый низкий в СНГ; слабый инновационный потенциал, который сдерживает рост производительности труда, экспорта, конкурентоспособности; высокий уровень коррупции государственных структур.

1 Например, такие, как статус Крыма, раздел Черноморского флота, проблемы Нагорного Карабаха, Приднестровья, и самые серьезные - Южной Осетии и Абхазии, противоречия Украины и РФ, вооруженный конфликт между Грузией и РФ, вопросы урегулирования ситуации с нефтью в зоне Каспийского моря и другие, которые заметно снизили скорость проведения реформ и имели негативные последствия для развития СНГ.

Проведенный анализ внешнеторгового оборота Таджикистана позволяет наиболее полно оценить роль и возможности государства в совершенствовании ВЭО страны с целью внесения предложений по усилению роли государства в улучшении социально-экономического положения страны. Следует отметить, что в республике, как и в большинстве стран СНГ, нижняя точка экономического кризиса была пройдена примерно в конце 90-х гг. и началось поступательное движение экономики на новой, преимущественно рыночной основе. Поэтому в будущем, на наш взгляд, необходимо использовать преимущества внешнеэкономических отношений и экономической интеграции на пространстве СНГ в направлении расширения кластерного сотрудничества и увеличения импортозамещающего производства в отраслях промышленности с наиболее обеспеченными факторами роста, таких как производство товаров из драгоценных камней и металлов, строительных материалов, продукции различных подотраслей легкой и пищевой промышленности. Ситуация может улучшиться, когда крупнейшие торговые партнеры: Россия, Казахстан и Узбекистан - примут условия о протекционистском невмешательстве.

Ключевые слова: экономическая трансформация, внешнеэкономические и внешнеторговые отношения, интеграция, экспорт, импорт, внешнеторговый оборот, географическая концентрация экспорта и импорта.

Key words: economic transformation, foreign economic and trade relations, intégration, export, import, foreign trade turn-round, export and import geographic concentration.

Список использованной литературы:

1. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 20.04.2011.- Душанбе, 2011.- с. 13.

2. Артемова О. Стабилизация и экономический рост в условиях цикличности.- Челябинск, 2002.- с.59.

3. Белова В.П., Быкова М.А. Некоторые проблемы региональной экономической реинтеграции стран СНГ //Социально-гуманитарные знания. - 1999. № 1.-с.34.

4. Горшков А. Переходные процессы и экономике //Вестник ЧГПУ. Серия 7. - 1999. №2. - с. 25-26.

5. Косолапов К. Международные отношения и мировое развитие ШЭнМО-2000. №2.- с.4.

6. Рабиева Т.М. Развитие импортозамещающего промышленного производства в условиях переходной экономики Таджикистана: автореф. дис... к. э.н. - Душанбе, 2011.

7. Статистический сборник Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан.- Душанбе, 2011.- с. 580-585.

Дилшоди Мухамадиброхим

Трансформация внешнеторговых отношений Республики Таджикистан со

странами СНГ

В статье рассматривается сущность экономической трансформации как глубинных изменений, происходящих во всех сферах экономики республики, в том числе в сферах внешнеэкономических отношений. В связи с этим исследуются новые подходы к участию республики в международных экономических отношениях и факторы усиления трансформации внешнеэкономических отношений. Обоснованы основные предпосылки развития и совершенствования внешнеэкономических отношений республики, проанализирован уровень зрелости экономических связей республики со странами СНГ. При анализе состояния трансформационных внешнеторговых отношений республики автор рассматривал динамику внешнеторгового оборота с 2005 по 2010 гг. по следующим показателям: открытость экономики; структура экспорта товаров; структура импорта товаров; географическая концентрация торговли.

Dilshodi Muhamadibrohim Transformation of the foreign trade relations of the Republic of Tajikistan with

CIS countries

The author of the article considers the essence of economical transformation as a deep change appearing in all spheres of economy, and in the field of external economic relations also. He researches new approaches to factors of transformational external relation strengthening.

There is analyzed the level of economic ties of Tajik republic with Commonwealth states, development and promotion of our external relations.

While analyzing the conditions of transformational foreign trade relations the author considers the dynamic of foreign trade turn-round from 2005-2010 years according the following indicators: openness of economy, structure of export goods, the structure of import goods, geographical concentration of trade.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.