Научная статья на тему 'Становление и развитие органа, осуществляющего правоохранительную функцию государства в сфере экономики в период с 1937 по 1991 год (на примере отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией)'

Становление и развитие органа, осуществляющего правоохранительную функцию государства в сфере экономики в период с 1937 по 1991 год (на примере отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1000
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ МИЛИЦИИ / ОТДЕЛ ПО БОРЬБЕ С ХИЩЕНИЯМИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ И СПЕКУЛЯЦИЕЙ (ОБХСС) / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР / WORKERS'ANDPEASANTS'MILITIA HEADQUARTERS / ANTI-LARCENY OF SOCIALIST PROPERTY AND SPECULATION DEPARTMENT (ALSPSD) / PEOPLE'S COMMISSARIAT OF INTERNAL AFFAIRS OF THE USSR / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Постников Сергей Валерьевич

В данной статье рассмотрены вопросы становления и развития органа, осуществляющего правоохранительную функцию государства в сфере экономики, проанализированы в историческом контексте изменения его структуры, статуса, раскрыты основные проблемы его развития, дан анализ изменению его функций, определено место в системе правоохранительных органов, исследованы варианты реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of the state body representing the law enforcement function of the state in the sphere of economy within the period 1937-1991 (based on the example of the department for anti-larceny of socialistic property and speculation)

This article considers the issues of the formation and development of the state body representing the law enforcement function of the state in the economic sphere, analysesthe structure,statusand function changes from the historical point of view, studies the main problems of its development, showsits position in the law enforcement system, investigates the variantsof the reformation and reconstruction.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие органа, осуществляющего правоохранительную функцию государства в сфере экономики в период с 1937 по 1991 год (на примере отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией)»

Постников С.В. Становление и развитие органа, осуществляющего правоохранительную функцию государства в сфере экономики в период с 1937 по 1991 год...

УДК 343.375

Постников Сергей Валерьевич Postnikov Sergey Valeryevich

адъюнкт адъюнктуры (докторантуры)

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) postgraduate student

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Становление и развитие органа, осуществляющего правоохранительную функцию государства в сфере экономики в период с 1937 по 1991 год (на примере отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией)

Formation and development of the state body representing the law enforcement function of the state in the sphere of economy within the period 1937—1991 (based on the example of the department for anti-larceny of socialistic property and speculation)

В данной статье рассмотрены вопросы становления и развития органа, осуществляющего правоохранительную функцию государства в сфере экономики, проанализированы в историческом контексте изменения его структуры, статуса, раскрыты основные проблемы его развития, дан анализ изменению его функций, определено место в системе правоохранительных органов, исследованы варианты реформирования.

Ключевые слова: главное управление рабоче-крестьянской милиции, отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС), Народный комиссариат внутренних дел СССР, Министерство внутренних дел СССР

This article considers the issues of the formation and development of the state body representing the law enforcement function of the state in the economic sphere, analysesthe structure,statusand function changes from the historical point of view, studies the main problems of its development, shows-its position in the law enforcement system, investigates the variantsof the reformation and reconstruction.

Keywords: Workers’-and-Peasants’Militia Headquarters, anti-larceny of socialist property and speculation department (ALSPSD), People’s commissariat of internal affairs of the USSR, Ministry of internal affairs of the USSR.

Изучение опыта борьбы с экономической преступностью, накопленного советской милицией, всегда представляло определенный научный интерес. Значительный вклад в разработку исследуемой темы внесли С.В. Биленко, В.В. Братковская, Б.А. Волженкин, М.И. Еропкин, А.Я. Малыгин, РС. Мулу-каев. Данными авторами рассматривались как отдельные теоретические, так и исторические аспекты проблемы осуществления правоохранительной функции государства в сфере экономики. Несмотря на существование множества мнений и различных подходов к пониманию проблемы осуществления правоохранительной функции государства в сфере экономики, эта сложная и многоплановая категория не раскрыта в полном объеме. Изучение монографий, диссертационных работ, материалов периодических изданий позволяет сделать вывод,

что осуществление правоохранительной функции государства в сфере экономики остается в наше время одной из наименее исследованных.

В 1937 году впервые в истории отечественных правоохранительных органов создается единая, многофункциональная служба, специализировавшаяся на борьбе с экономическими преступлениями, получившая название отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (далее — ОБХСС). Название службы отражает основные направления деятельности службы. Приказ о создании ОБХСС ставил перед сотрудниками службы 5 основных задач, в том числе: руководство работой периферийных органов милиции по борьбе с хищениями и спекуляцией; обеспечение специальной работы с целью предупреждения и раскрытия этих преступлений

на предприятиях системы государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, в заготовительных организациях, в сберегательных кассах и т. д.; расследование дел о хищениях социалистической собственности в указанных организациях, возникающих как на основании данных своего специального аппарата, так и на основании материалов, передаваемых отделами госбезопасности (о мелком вредительстве и пр.); борьба со спекуляцией, фальшивомонетничеством, взяточничеством; оперативное руководство комендантами заготпунктов системы «Заготзерно».

В состав отдела входило 4 отделения, ответственных за реализацию указанных направлений, в республиканских, краевых, областных центрах создавались отделы, отделения и группы по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. В тех городских и районных отделениях милиции, где самостоятельные группы не создавались, борьба с хищениями социалистической собственности по-прежнему осуществлялась сотрудниками уголовного розыска.

Большой объем стоящих перед службой задач в предвоенные и первые военные годы приводит к увеличению численного состава сотрудников ОБХСС на 30,7%. Наряду с ростом численности личного состава БХСС, наблюдалось и увеличение агентурно-осведомительской сети. Если в 1944 году число осведомителей по линии БХСС в СССР составляло 218 257 человек, то уже в 1945 году — 262 882 человек [1, л. 17].

Усложняется структура службы. В частности, во всех республиканских, краевых и областных аппаратах ОБХСС были созданы специальные отделения по борьбе со спекуляцией [2, л. 3].

Директива НКВД СССР и НКГБ СССР от 1 марта 1941 года, изданная в связи с разделением наркоматов, возложила на Народный комиссариат внутренних дел СССР большой перечень задач. В числе первых задач значилась охрана общественной (социалистической) собственности.

Слияния (больше имеющие характер поглощений) и последующие деления НКВД и НКГБ, имевшие место в феврале, июле 1941 года, а также в апреле 1943 года, никаким образом не затронули статус отдела БХСС. Весь период Великой Отечественной войны отдел БХСС по-прежнему входил в состав Главного управления рабоче-крестьянской милиции. Структурная реорганизация органов внутренних дел на местах также не коснулась региональных подразделений службы. Во исполнение директивы Берии и Меркулова территориальные управления НКВД включили в себя Управления рабоче-крестьянской милиции, имеющие в составе отделы БХСС [3, л. 17—18].

Важнейшей составляющей в деятельности органов НКВД являлась борьба с уголовными преступлениями. В этой работе ключевую роль играло такое подразделение НКВД, как Рабоче-крестьянская м илиция. Как в м ирные годы, так и в годы войны высшим органом милиции было Главное управле-

ние милиции НКВД СССР Ему подчинялись управления милиции НКВД союзных и автономных республик, управления НКВД краев и областей.

Структурное построение областных управлений милиции на протяжении войны менялось мало и было типовым для всех регионов. Согласно архивным источникам, Пензенское управление РКМ по состоянию на 14 апреля 1941 года включало в себя отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. В результате последовавшего усложнения структуры к концу Великой Отечественной войны аппарат Управления милиции Пензенской области состоял уже из отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности, включающего в себя группы по борьбе со спекуляцией, по борьбе с хищениями, следственную группу [3, л. 127—128].

Структура районных подразделений, являвшихся низовыми звеньями в системе органов внутренних дел на протяжении всей войны, оставалась в целом постоянной и не имела в своем составе подразделений службы БХСС [4, л. 18—20].

Защита экономики от преступных посягательств в период восстановления разрушенного войной народного хозяйства требовала новых подходов к выявлению и документированию экономических преступлений. Однако на этом пути имелись определенные трудности. Некомплект личного состава в органах БХСС по окончании войны составлял 21%. Помимо некомплекта была еще одна серьезная проблема, тормозившая деятельность правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями, — квалификация личного состава. Так, в «Докладе о работе органов милиции по борьбе с хищениями, разбазариванием социалистической собственности и спекуляцией за 1945 год» констатировался факт низкой квалификации многих сотрудников. Во многих городских отделах и отделениях штаты вообще были укомплектованы за счет участковых уполномоченных и рядового состава [5, л. 6].

Требовалось произвести и качественные изменения в организационной структуре службы БХСС. Логичным в данной связи выглядело повышение статуса службы. Подоплекой этому процессу стал очередной виток кампании по борьбе со спекуляцией, начавшийся с выходом постановления Совета министров СССР от 13 сентября 1946 года. В нем Совет министров СССР поставил перед органами милиции, прокуратуры и народными судами задачу повести решительную борьбу с этим явлением [6]. Совет министров СССР, взявший на себя общее руководство кампанией, обязал органы государственной власти провести мероприятия, в ходе которых Министерству внутренних дел предписывалось, во-первых, организовать оперативные мероприятия по выявлению спекуляции и раскрытию источников и каналов получения товаров, во-вторых, укрепить отделы БХСС и образовать в Главном управлении милиции — Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности (УБХСС).

Постников С.В. Становление и развитие органа, осуществляющего правоохранительную функцию государства в сфере экономики в период с 1937 по 1991 год...

Постников С.В. Становление и развитие органа, осуществляющего правоохранительную функцию государства в сфере экономики в период с 1937 по 1991 год...

В 1947 году отдел БХСС Главного управления милиции получил новый статус и был реорганизован в управление БХСС. Положение об управлении определяло его следующую структуру: секретариат и пять отделов. Первые два отдела являлись территориальными и отвечали за работу аппаратов БХСС соответственно Европейской части СССР, Среднеазиатских республик и Сибири. Третий отдел осуществлял оперативное обслуживание объектов народного хозяйства в Москве, четвертый руководил расследованием уголовных дел и вел следствие по наиболее сложным уголовным делам, пятый осуществлял всю информационную работу. Годом позже создается отдел по борьбе с фальшивомонетничеством.

Управление БХСС осуществляло функции по руководству оперативной, следственной и профилактической работой нижестоящих подразделений БХСС, занималось изучением и обобщением методов, применяемых преступниками, подготовкой и разработкой директив и методических указаний по борьбе с хищениями, спекуляцией, контрабандой, фальшивомонетничеством и взяточничеством. Кроме того, сотрудники управления осуществляли проверки работы периферийных органов милиции по линии БХСС, оказывали им, по мере необходимости, практическую помощь, вели учеты результатов оперативной и следственной работы, а также занимались непосредственно работой по выявлению преступлений на объектах министерств СССР и РСФСР

Таким образом, из перечня функций, осуществляемых службой, исчезло оперативное руководство комендантами заготпунктов системы «Загот-зерно», поскольку потеряло свою актуальность. Были впервые прописаны функция производства методических материалов (в приказе о создании службы она не была четко регламентирована), и функция ведения учетов. К числу преступлений, отнесенных к компетенции службы, была добавлена контрабанда.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР изменился статус не только центрального аппарата БХСС. Для поднятия статуса начальников отделов БХСС они назначались помощниками начальников управлений милиции. В том числе в Управлении милиции Пензенской области была введена должность помощника начальника управления, который одновременно являлся начальником отдела БХСС. Как отмечает Д.В. Зимин, «все ответственные сотрудники БХСС могли быть отстранены от работы или переведены на другую должность только с санкции отдела кадров МВД СССР» [7, с. 130]. Под ответственными сотрудниками следует понимать в данном случае руководителей отделов БХСС областного (краевого, республиканского) масштаба.

17 октября 1949 года во исполнение постановления Совета Министров из ведения МВД в МГБ передана милиция. После передачи милиции в МГБ в составе ГУМ было образовано три управления:

милицейской службы, управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией; управление уголовного сыска (УУС).

В сентябре 1951 года произошло очередное количественное увеличение аппаратов БХСС и их качественное укрепление, а также переход к линейно-отраслевому принципу деятельности. Материалы архивов позволяют сделать вывод, что структура аппаратов БХСС областных и республиканских управлений милиции не была досконально регламентирована ведомственными нормативными актами аппарата ГУМ. В результате могло наблюдаться некоторое разнообразие в структуре подразделений БХСС регионов.

В качестве наиболее типичного примера можно привести структуру ОБХСС Управления милиции МГБ Ленинграда, существовавшую в начале 1950-х годов и построенную согласно линейно-отраслевому принципу деятельности. В ее составе имелось 5 отделений, ведущих работу по группам однородных объектов народного хозяйства. Первое отделение — по борьбе с хищениями в государственной торговле и потребительской кооперации; второе — по борьбе со спекуляцией; третье — по борьбе с хищениями и взяточничеством в промкооперации, кооперативах инвалидов, местной легкой промышленности и снабженческо-сбытовых организациях других отраслей промышленности, в сельхозобъ-ектах и заготовительных органах; пятое — в финансовых органах, органах связи, здравоохранении и прочих организациях. Дополнительно была создана группа по борьбе с фальшивомонетчиками. Внутри каждого отделения имелись группы оперработников, в горрайотделах милиции — отделения БХСС, а в отделениях милиции работу по линии БХСС вели группы оперработников [8, с. 58]. Таким образом, представительство службы появилось и в низовых подразделениях горрайлинорганов.

В количественном плане число сотрудников БХСС уступало числу сотрудников других ведущих служб — уголовного розыска и участковых уполномоченных милиции. К примеру, в 1950 году в пензенской милиции служило всего 1203 человека, из них начальствующего состава — 701, рядового — 502. В уголовном розыске при этом работал 131 сотрудник, участковыми уполномоченными — 226, в ОБХСС — 87, следователей было всего 10 [9, л. 270].

Необходимо отметить, что на качественные показатели работы милиции в указанный период не могла не оказать влияние квалификация милицейского состава: 79% работников уголовного розыска, 60% личного состава работников БХСС и 45% следователей не имели даже среднего образования. Низкие даже в отношении других специальностей заработные платы не привлекали в милицейские ряды высококвалифицированных специалистов. Впрочем, следует заметить, что от невысокой профессиональной квалификации страдали в тот период не только органы внутренних дел, но и судебно-прокурорские органы [10, с. 113]. Одним лишь

изданием в 1956 году приказа МВД СССР № 00361, посвященного улучшению качественного состава оперативных работников ОБХСС, закреплению их на определенных участках в силу значительной специфики работы, организации необходимой служебной подготовки, обучению тактике и методике раскрытия хищений, проблема решиться не могла.

Необходимость кардинального реформирования ОБХСС систематически обсуждалась и в рамках службы. Неоднократно вставали вопросы создания в структуре БХСС собственных следственных органов, ревизионных аппаратов, объединения службы и смежных государственных органов. В этой связи показателен рапорт старшего оперуполномоченного 2 отдела БХСС ГУМ МГБ Овчинникова, поданный им в январе 1953 года на имя начальника УБХСС ГУМ МГБ Д.Е. Лебина. Овчинников пишет, что «практика показывает, что деятельность наших органов по борьбе с хищениями социалистической собственности не обеспечивает сохранности народного добра». Это положение Овчинников объясняет тем, что работа по борьбе за сохранность социалистической собственности не сосредоточена в одном достаточно сильном и правомочном во всех основных вопросах органе, а раздроблена между рядом органов (милицией, прокуратурой, органами государственного контроля, разными ведомственными ревизионными и инспекторскими органами и т. д.) Все эти органы ведут свою работу, как правило, обособленно друг от друга, их действия слабо координируются и не направляются в нужное время на нужные участки [11, л. 59—60].

Требовало пересмотра законодательство о милиции. Дело в том, что нормативной основой деятельности органов внутренних дел оставалось Положение о рабоче-крестьянской милиции, утвержденное Советом народных комиссаров СССР 25 мая 1931 года [12, с. 247]. В данном Положении задача охраны социалистической собственности стояла в ряду задач на последнем месте. Начальник ГУМ М.В. Барсуков в ходе подготовки нового Положения о милиции предлагал выдвинуть на первый план вопросы борьбы с преступностью, исходя из того, что основную тяжесть борьбы с уголовной и экономической преступностью несет фактически милиция, и что только в результате ликвидации преступности в стране может быть обеспечен и общественный порядок и личная безопасность граждан [13, с. 40]. Также Барсуков предлагал устранить параллелизм в работе следствия милицейского и прокурорского, результатом чего можно достичь повышения эффективности расследования экономических преступлений. Приводились в пример многочисленные факты необоснованного затягивания сроков следствия по делам о хищениях социалистической собственности до 2-3 лет [14, с. 32—37]. Вопрос правильного сочетания оперативной работы по линии БХСС со следствием находит свое продолжение в докладной записке начальника УБХСС управления милиции г. Москвы Гришина министру внутренних дел СССР С.Н. Кру-

глову. Записка датирована 31 августа 1955 года. В ней Гришин просит упразднить в органах милиции самостоятельные следственные отделы, передав их в качестве структурных частей в ОБХСС и уголовный розыск [15, л. 82—91]. В переписке, посвященной этому вопросу, начальник следственного отдела управления г. Москвы Титов в сентябре 1955 года предложил сосредоточить всю следственную работу в одном органе (милиции). Вопрос ликвидации самостоятельных следственных подразделений и передачи их функций в ОБХСС и ОУР положительно решен не был [15, л. 92—97].

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 августа 1962 года № 901 «О мерах по улучшению деятельности советской милиции» утвердило «Положение о советской милиции», согласно которому милиция является административно-исполнительным органом Советского государства, призванным охранять общественный порядок в городах, населенных пунктах и на транспортных магистралях, обеспечивать охрану социалистической собственности, личности и прав граждан от преступных посягательств, своевременно предупреждать, пресекать и раскрывать уголовные преступления. Начался период реформирования милиции — роспуска союзного министерства и формирования республиканских министерств охраны общественного порядка.

Не избежали реформирования и низовые подразделения по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. С начала 1964 года в соответствии с приказом МООП РСФСР в республиканских, краевых и областных центрах РСФСР с районным делением было создано 35 городских подразделений БХСС. В общих чертах их формирование было закончено к концу 1964 года. Результаты этого эксперимента были признаны неудачными и уже к 1969 году общая численность городских отделов БХСС сократилась до 29. В МВД СССР посчитали, что, несмотря на некоторые преимущества, которые дает сосредоточение сил БХСС в одном органе, тем не менее отсутствие сотрудников БХСС на районном уровне приводит к ослаблению связи с другими службами, в частности участковыми уполномоченными и уголовным розыском. В связи с этим УБХСС ГУМ МВД стало выходить с предложением об их ликвидации. Справедливости ради стоит отметить, что, несмотря на это, идея формирования именно городских подразделений реализована в современной структуре подразделений по борьбе с преступлениями в сфере экономики. И как показывает практика, объединение районных подразделений службы в городские значительно снижает их общую эффективность.

В феврале 1969 года происходят реорганизационные изменения в структуре воссозданного Министерства внутренних дел СССР Вместо упраздненного Главного управления милиции МВД СССР был образован ряд независимых структурных подразделений (ГУУР, УБХСС и др.), что придало им большую самостоятельность.

Постников С.В. Становление и развитие органа, осуществляющего правоохранительную функцию государства в сфере экономики в период с 1937 по 1991 год...

Постников С.В. Становление и развитие органа, осуществляющего правоохранительную функцию государства в сфере экономики в период с 1937 по 1991 год...

Постановлением Совета министров СССР от 16 июня 1972 года № 452 было утверждено «Положение о Министерстве внутренних дел СССР». В числе главных задач министерства борьба с преступлениями в сфере экономики не выделялась [16, с. 282].

12 августа 1976 года Министерством внутренних дел СССР издается приказ № 213 «Об утверждении Примерного положения об управлении (отделе) по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией МВД союзной, автономной республики, УВД исполкома краевого, областного Совета депутатов трудящихся». Таким образом, аппараты БХСС получили основной документ, определяющий порядок их функционирования. Примерное положение также содержало перечень основных задач и функций управления (отдела) БХСС. В 1979 году с выходом приказа МВД СССР № 324 Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией МВД СССР получило статус главного управления. Данный приказ повлек изменение штатной численности центрального аппарата в сторону увеличения. Вслед за этим, на основании указания МВД СССР от 25 января 1980 года «О дальнейшем совершенствовании структуры службы БХСС» [17, л. 51—54] были произведены и структурные изменения — в аппаратах БХСС начали функционировать новые подразделения — анализа, профилактики и информации, в задачу которых входило определение приоритетных направлений поиска, выработка профилактических мер, осуществление оперативно-экономического анализа, организация методической работы. Наряду с ними в структуре аппаратов управлений БХСС МВД союзных и автономных республик, УВД край облисполкомов продолжали действовать линейно-отраслевые подразделения. На них возлагалась задача обслуживания народного хозяйства по отраслевому принципу. Также создавались отдельные линейные подразделения, например, по борьбе с фальшивомонетничеством, нарушениями правил о валютных операциях и по борьбе со спекуляцией. В структуре многих управлений предусматривались подразделения по особо важным делам. На них обычно возлагались задачи выявления хищений совершенных замаскированным способом в особо крупных размерах, а также фактов взяточничества.

Министерство принимало меры и к повышению профессионального мастерства сотрудников ведущих служб. Приказ МВД СССР № 156 от 31 мая 1972 года утвердил положение «О порядке определения и присвоения классной квалификации некоторым категориям сотрудников служб ГАИ, БХСС, уголовного розыска и оперативно-технических аппаратов органов внутренних дел». Впрочем, инструкция не предусматривала какое-либо материальное стимулирование для сотрудников, сдавших экзамены на присвоение классного чина, а лишь указывала на необходимость учета квалификации сотрудника при продвижении по службе.

4 января 1982 года приказом МВД СССР № 1 было введено в действие новое «Положение об Управлении по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией МВД СССР». Этот документ укрепил правовое положение службы, более четко определил ее место и роль в системе органов внутренних дел, однако принципиальной новизны по сравнению с положением, утвержденным приказом МВД СССР № 213 от 12 августа 1976 года, данный документ не привнес. Данное положение действовало вплоть до переименования службы в январе 1991 года.

Подводя итоги статьи, сделаем следующие выводы: во-первых, в 1937 году в Главном управлении милиции был впервые создан централизованный орган по борьбе с экономическими преступлениями, получивший название отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией; во-вторых, с целью успешного осуществления своих функций данный орган был наделен множеством полномочий и осуществлял борьбу с большим перечнем преступлений в сфере экономики; в-третьих, в течение всей истории органа происходило усложнение его структуры; в-четвертых, наблюдался рост штатной численности сотрудников; в-пятых, имело место повышение статуса органа, а также статуса его руководителей.

Все указанные факты свидетельствуют о том, что руководство страны оказывало исключительное внимание вопросу организации борьбы с экономическими преступлениями. Реализация государством своих полномочий в данной сфере всегда была одним из центральных вопросов государственной политики в целом и правоохранительной деятельности в частности.

Примечания

1. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 9415. Оп. 5. Д. 214.

2. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 5. Д. 88.

3. ГАПО. Ф. 1152. Оп. 1. Д. 29.

4. ГАПО. Ф. 1152. Оп. 1. Д. 34.

5. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 5. Д. 93.

6. Щелоков Н.А. Советская милиция. М., 1971.

7. ЗиминД.В. Борьба с преступностью и охрана общественного порядка как основные направления деятельности милиции Пензенской области в послевоенные годы (1945—1953 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2004.

8. Жаркой М.Э. Милиция Ленинграда в послевоенный период (1945—1956 гг.). Исторические уроки организации и деятельности: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 1995.

9. ГАПО. Ф. 5527. Оп. 1. Д. 20.

10. Орлов В.С. К вопросу об ответственности за обворовывание потребителей и обман советского государства // Советское государство и право. 1957. № 6.

11. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 5. Д. 124.

12. Собрание законов СССР. 1931. № 33.

13. Барсуков М.В. За дальнейшее совершенствование организации и деятельности советской милиции // Советское государство и право. 1957. № 2.

14. Гришин Б.С., Гуковская Н.И. О некоторых вопросах расследования уголовных дел органами милиции // Советское государство и право. 1957. № 4.

15. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 840.

16. Собрание законов СССР 1985. Т. 10.

17. Архив МВД России. Ф. 48. Оп. 1. Д. 853.

Notes

1. GARF (State archive of the Russian Federation). F. 9415. Op. 5. D. 214.

2. GARF F. 9415. Op. 5. D. 88.

3. GAPO. F 1152. Op. 1. D. 29.

4. GAPO. F 1152. Op. 1. D. 34.

5. GARF F. 9415. Op. 5. D. 93.

6. SchelokovN.A. Soviet police. Moscow, 1971

7. Zimin D.V. Fight against crime and protection of public order as the main directions of activities of the police of the Penza region in the post-war years (1945—1953 biennium): dissertation... candidate history sciences. Penza, 2004.

8. ZharkoyM.E. Militia of Leningrad in the postwar period (1945—1956 biennium). Historical lessons of the organization and activities: dissertation... candidate of history sciences. St. Petersburg, 1995.

9. GAPO. F. 5527. Op. 1. D. 20.

10. Orlov V.S. On the question of responsibility for обворовывание consumers and deception of the Soviet state // Soviet state and law. 1957. № 6.

11. GARF. F. 9415. Op. 5. D. 124.

12. Collection of laws of the USSR. 1931. № 33.

13. BarsukovM.V. For further improvement of the organization and activity of the Soviet militia // Soviet state and law. 1957. № 2.

14. Grishin B.S., Gukovskaya N.I. On some issues of investigation of criminal cases by the police // Soviet state and law. 1957. № 4.

15. GARF. F. 9415. Op. 3. D. 840.

16. Collection of laws of the USSR. 1985. Vol. 10.

17. Archive of the Ministry of internal affairs of Russia. F 48. Op. 1. D. 853.

Постников С.В. Становление и развитие органа, осуществляющего правоохранительную функцию государства в сфере экономики в период с 1937 по 1991 год...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.