Научная статья на тему 'Некоторые особенности развития органов БХСС в 1940-1960-е годы'

Некоторые особенности развития органов БХСС в 1940-1960-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
537
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / БОРЬБА С ХИЩЕНИЯМИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ФАЛЬ-ШИВОМАНЕТНИЧЕСВТО / СПЕКУЛЯНТЫ / ВЗЯТОЧНИКИ / АГЕНТУРНЫЙ АППАРАТ МИЛИЦИИ / CRIMINALITY / STRUGGLE AGAINST PLUNDERS OF THE SOCIALIST PROPERTY / FAKE OF MONEY / SPECULATORS / BRIBE TAKERS / THE SECRET-SERVICE DEVICE OF MILITIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беркутов А. С.

Рассматривается деятельность органов милиции по борьбе с расхитителями социалистической собственности в послевоенный период; отмечается, что органы БХСС усилили свою работу в связи с задачами по восстановлению народного хозяйства после войны через расширение агентурного аппарата; со второй половины 50-х годов стали больше применятся гласные меры работы ОБХСС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Беркутов А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF DEVELOPMENT OF DEPARTMENTS BHSS IN 1940-1960TH YEARS

In article activity of departments of militia on struggle with making plunders of the socialist property during the post-war period is considered; it is noticed, that bodies BHSS have strengthened the work in connection with problems on restoration of a national economy after war through expansion of the secret-service device; since second half 50th years public methods of work OBHSS began to be applied more.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности развития органов БХСС в 1940-1960-е годы»

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ БХСС В 1940-1960-е ГОДЫ

А.С. БЕРКУТОВ, кандидат исторических наук докторант кафедры истории ВУ МО

Аннотация. Рассматривается деятельность органов милиции по борьбе с расхитителями социалистической собственности в послевоенный период; отмечается, что органы БХСС усилили свою работу в связи с задачами по восстановлению народного хозяйства после войны через расширение агентурного аппарата; со второй половины 50-х годов стали больше применятся гласные меры работы ОБХСС.

Ключевые слова: уголовная преступность, борьба с хищениями социалистической собственности, фаль-шивоманетничесвто, спекулянты, взяточники, агентурный аппарат милиции.

SOME FEATURES OF DEVELOPMENT OF DEPARTMENTS BHSS IN

1940-1960TH YEARS

ANDREY S. BERKUTOV

Annotation. In article activity of departments of militia on struggle with making plunders of the socialist property during the post-war period is considered; it is noticed, that bodies BHSS have strengthened the work in connection with problems on restoration of a national economy after war through expansion of the secret-service device; since second half 50th years public methods of work OBHSS began to be applied more.

Key words: Criminality, struggle against plunders of the socialist property, fake of money, speculators, bribe takers, the secret-service device of militia.

Великая Отечественная война принесла кроме всего прочего огромные потери материальных ценностей. Восстановление экономики требовало мобилизации производительных сил, экономии и оптимального расходования тех небольших ресурсов, которые были в распоряжении Советского государства. Руководство страны, отказавшись от предложенного Америкой «Плана Маршала», вновь, как и в 1930-е годы, использовало для инвестирования финансов внутренние ресурсы населения. Социальная сфера опять была принесена, по выражению И.В. Сталина, в «последнюю жертву» войны. Он разъяснял такой порядок приоритетов: «Как будто труд рабочих в наших условиях, отданный обществу на расширение производства, развитие образования, здравоохранения, на организацию обороны и т.д., не является столь же необходимым для рабочего класса, как и труд, затраченный на покрытие личных потребностей рабочего и его семьи»1. Все это вызвало резкий рост уголовной преступности, прежде всего экономической.

В результате после войны перед аппаратами милиции по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС) встали новые задачи. Вызванные войной разрушения в промышленности и сельском хозяйстве, сокращение выпуска товаров широкого потребления, нарушение нормального снабжения способствовали распространению спекуляции. И в сентябре 1946 г. Совет Министров СССР принял постановление № 2062 «Об усилении борьбы со спекуляцией», в котором было сказано, что «органы милиции, прокуратуры и суда явно недостаточно используют

предоставленные им законом права для борьбы со столь опасным видом преступления»2.

В развитие принятого постановления министр внутренних дел СССР издал приказ от 23 сентября 1946 г. № 00856, в котором, в частности, указывалось: «В декадный срок проверить работоспособность наличной агентуры по спекуляции и принять срочные меры к пополнению ее квалифицированными агентами из среды, связанной со спекулянтами, расхитителями, взяточниками и должностными лицами, способствующими спекулянтам.

Дорожным и водным отделам милиции увеличить и улучшить состав маршрутной агентуры, а также приобрести агентуру из числа проводников вагонов, вводить агентуру в среду мешочников и установить агентурное наблюдение за лицами, сдающими и получающими багаж».

В соответствии с приказом была расширена сеть агентов и резидентов. Аппаратам БХСС разрешалось приобретать не связанных с другой работой резидентов и платить им до 700 руб. в месяц из средств ст. 9 (ОБХСС Управлений милиции (УМ) — не более пяти резидентов и ОБХСС дорожных и водных отделов — не более трех резидентов).

Приказ решил некоторые структурные и штатные вопросы. Так, в ОБХСС УМ МВД, Управлениях МВД (УМВД) были организованы специальные отделения по борьбе со спекуляцией. Этим же приказом были также предусмотрены меры по закреплению за аппаратами БХСС опытных работников. С этой целью министрам внутренних дел республик и начальникам

УМВД краев и областей запрещалось производить назначение и перемещение начальников отделов и отделений БХСС без санкции отдела кадров МВД СССР и согласования с Главным управлением милиции; вводилась должность помощника начальника управления милиции УМВД, который одновременно являлся начальником ОБХСС.

В условиях мирного времени необходимо было изменить структуру аппаратов БХСС, по-новому организовать их деятельность. 21 января 1947 г. МВД СССР реорганизовало отдел БХСС Главного управления милиции (ГУМ) в Управление БХСС (УБХСС), на которые возлагалась организация борьбы с хищениями социалистической собственности в государственной торговле, потребительской кооперации, орсах и про-дснабах предприятий государственной промышленности и промкооперации, в снабженческих и сбытовых организациях промышленности, на выходных базах легкой, текстильной, пищевой, мясо-молочной, рыбной, вкусовой и местной промышленности, в промысловой кооперации и кооперации инвалидов; в заготовительных и сбытовых организациях сельского хозяйства; в органах связи, социального обеспечения, здравоохранения и финансовых органах, а также борьба со спекуляцией промышленными, продовольственными товарами и валютой, взяточничеством, фальшивомонетничеством и контрабандой3. Для этого 24 июня 1948 г. приказом МВД СССР № 00726 «О мероприятиях по усилению борьбы с фальшивомонетничеством» в УБХСС был организован соответствующий отдел, а в периферийных аппаратах БХСС соответствующие отделения и группы.

Результаты структурных изменений отразились в практической работе. Лишь в результате разоблачения в Москве группы спекулянтов валютными ценностями, возглавлявшейся Могилевским, были изъяты облигации государственных займов на сумму два с лишним миллиона рублей4.

В 50-60-х годах деятельность аппаратов БХСС совершенствовалась в направлении определения оптимального соотношения гласных и негласных источников информации, в частности агентурного аппарата и института осведомителей, с одной стороны, института доверенных лиц — с другой; отыскания наиболее эффективных форм оперативного учета и способов агентурной разработки замаскированно действующих расхитителей, спекулянтов и взяточников; определения пределов допустимости участия агентов в действиях разрабатываемых преступных групп и, наконец, возможности вербовки агентов из числа лиц, причастных к совершению преступлений.

Однако некоторые из предпринятых шагов, на наш взгляд, были следствием политически ангажированного подхода в оценке отдельных положений. Так, в соответствии с приказами МВД СССР № 00207 от 23 мая 1955 г. и № 0055 от 13 августа 1959 г. необоснованно был сокращен агентурный аппарат. Сокраще-

ние аргументировалось тем, что общественность якобы может быть не менее эффективным источником информации.

Приказ № 00207 запрещал, в частности, вербовать так называемых объектовых агентов, предписывая вербовать агентов только для разработки расхитителей и спекулянтов, взятых на оперативный учет, или лиц, на которых имелись сигналы о том, что они занимаются замаскированными преступлениями или ведут сомнительный образ жизни, что также позволяло подозревать их в совершении преступлений.

Правда, приказ МВД СССР № 00361 от 13 декабря 1956 г. о мерах усиления борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией допускал в определенных случаях вербовку агентуры на тех объектах, где без помощи ее вскрывать хищения было крайне затруднительно (золото-платиновая промышленность, геологические партии и т. п.).

Указанным приказом осуждалась как неправильная и порочная практика выжидания и накапливания материалов на активно действующих расхитителей, спекулянтов и взяточников с целью искусственного создания так называемых крупных дел. Устанавливался порядок, исключающий возможность затяжки агентурных разработок и необоснованного их заведения, а также случаи несвоевременного реагирования на первичные агентурные и другие материалы о преступной деятельности расхитителей и спекулянтов.

Приказ обязывал работников ОБХСС, выделенных для руководства низовыми подразделениями, иметь, как правило, на связи маршрутную агентуру, вести агентурную работу преимущественно по делам межобластного и межрайонного характера и одновременно оказывать помощь сотрудникам местных аппаратов, ведущим агентурные разработки.

Тем не менее выполнение требований приказа положительно сказалось на результатах деятельности подразделений БХСС. Агентурный аппарат вырос количественно и улучшился качественно, агенты стали активнее участвовать в выявлении, предупреждении и раскрытии преступлений. Так, во втором полугодии 1957 г. и первой половине 1958 г. милицией было разоблачено значительно больше расхитителей и спекулянтов, чем за тот же период 1956—1957 гг.5

Важным рубежом в деятельности советской милиции стал выход постановления ЦК КПСС от 2 марта 1959 г. «Об участии трудящихся в охране общественного порядка», постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 августа 1962 г. «О мерах по улучшению деятельности советской милиции», а также закрытого письма ЦК КПСС от 29 марта 1962 г. «Об усилении борьбы со взяточничеством и разворовыванием народного добра».

В 1961—1962 гг. был принят ряд законодательных актов, предусматривавших дальнейшее повышение уголовной ответственности за хищения и взяточничество. На основе обобщения этой деятельности МВД СССР

вошло в Совет Министров СССР с предложениями о мерах по усилению борьбы с мелкими хищениями, нарушениями правил о валютных операциях, улучшению сохранности золота в районах его добычи, а также о конкретных мерах по устранению причин и условий, способствующих совершению хищений в ряде отраслей народного хозяйства. В связи с этим практика борьбы с экономическими преступлениями рождала многочисленные формы взаимодействия органов БХСС и общественности: народные дружины, специализирующиеся на каком-либо хозяйственном объекте6, оперативные отряды дружинников по линии БХСС7, группы и комиссии содействия народному контролю8 и др.

Смещение акцента в выявлении и раскрытии экономических преступлений от агентурных к гласным формам работы, на наш взгляд, было неоправданным. Общественники в массе своей были неквалифицированными добровольцами. И если в борьбе с уличной преступностью эффект от их участия был заметным, то раскрыть сложные махинации «теневиков» было под силу только специалистам с экономическим об-разованием9. Оперативно-розыскную деятельность оперативных аппаратов МВД нивелировали до простейших форм и методов работы, что привело к возрождению организованных форм уголовной деятельности, и «воровской» культуры10.

В этот период аппарат БХСС был укреплен и количественно и качественно за счет призыва кадров из партийных и комсомольских рядов. Был завершен переход к линейно-отраслевому принципу во всех низовых подразделениях службы. Во многих республиканских, краевых и областных центрах были созданы городские отделы БХСС, оснащенные современными техническими средствами. Однако недостаток квалификации необходимо было компенсировать ужесточением правовых санкций. После вмешательства Н. Хрущева в дело валютчиков Рокотова-Файби-шенко, которым срок 15 лет был заменен расстрелом, по стране прокатилась волна громких процессов по линии БХСС: цеховиков Шакермана-Ройфмана и др. Всего за 1961—1962 гг. в стране было рассмотрено более 90 уголовных дел в отношении расхитителей и взяточников, по которым к высшей мере наказания были приговорены 183 человека11.

В 1966 г. министр внутренних дел Н. Щелоков назначил на должность начальника Управления БХСС МВД СССР молодого полковника П.Ф. Перевозни-ка, который затем в течение четырнадцати лет проводил жесткую политику борьбы с теневой экономикой, используя уже все методы и агентуру и возможности общественности.

1 Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. - М.: Политиздат, 1952. - С. 45.

2 Выписка из постановления СМ СССР от 13 сентября 1946 г. цитируется по приказу МВД СССР № 00856 от 23 сентября 1946 г. (Здесь и далее приказы министра внутренних дел даются из Коллекции приказов Фонда 127 Центрального архива МВД РФ.)

3 В 50-х годах произошло расширение круга объектов, переданных в оперативное обслуживание аппаратов БХСС. Распоряжением МГБ СССР № 30 от 11 мая 1951 г. аппаратам БХСС предложено организовать оперативное обслуживание объектов системы Военторг, кроме производственных и торговых предприятий, расположенных на территории воинских частей. Приказом МВД СССР № 0248 от 17 июня 1956 г. в оперативное обслуживание ОБХСС переданы объекты системы Гознак.

4 См.: Данилов В.В., Нелюбин Я.В. Из истории развития функций аппаратов БХСС // Труды Высшей школы МВД СССР. - Вып. 7с. - М., 1968. - С. 35.

5 См.: БарсуковМ. Борьба с хищениями социалистической собственности - большое государственное дело // Бюллетень по обмену опытом оперативной работы милиции». -М., 1958. - № 7. - С. 3.

6 См.: Еремеев А. Помощники ОБХСС // Бюллетень МООП Казахской ССР. - Алма-Ата, 1967. - № 18. - С. 69-70.

7 См.: Обзор опыта работы оперативного отряда добровольной народной дружины Первомайского района г. Москвы. - М.: Изд-во МВД СССР, 1969.

8 См.: Организация работы аппаратов БХСС. - М., 1971. -С. 211.

9 См.: СергеевЕ.А «Теневики». - М.: ООО «Фирма «Хель-га», 2000.

10 См.: Глонти Г., Лобжанидзе Г. Профессиональная преступность в Грузии (воры в законе): Монография. - Тбилиси, 2004. - С. 30.

11 См.: Сергеев Е.А. Указ. соч. - С. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.