Постников С. В. Специализированная служба по борьбе с экономическими преступлениями в системе НКВД СССР: создание, нормативная основа, особенности...
Постников Сергей Валерьевич Postnikov Sergey Valeryevich
адъюнкт адъюнктуры (докторантуры)
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) postgraduate student
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Специализированная служба по борьбе с экономическими преступлениями в системе НКВД СССР: создание, нормативная основа, особенности организации
Special-purpose division for economic crimes in the People’s commissariat of internal affairs of the USSR: build-up, regulations, organization features and set-up
В данной статье рассмотрены вопросы создания специализированного государственного органа по борьбе с экономическими преступлениями в структуре Народного комиссариата внутренних дел СССР. Проанализированы основные объективные и субъективные предпосылки к созданию службы по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, рассмотрены особенности ее функционирования на первоначальном этапе деятельности.
Ключевые слова: правоохранительная система, правоохранительная функция государства в экономической сфере, экономическая преступность, охрана социалистической собственности, главное управление милиции, отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.
This article describes how to organize a specialized State Agency for Economic Crimes under the People’s Commissariat of Internal Affairs of the USSR. It also represents the main objective and subjective premises of the establishment of a department for Anti-larceny of Socialistic property and speculation, the peculiarities of its operation at the initial stage.
Keywords: law enforcement system, law enforcement function of the state in the economic sphere, economic crime, socialist property protection, police headquarters, anti-larceny of socialist property and speculation department.
Современный этап существования российской правоохранительной системы характеризуется проведением глубоких по своей сути реформ. Оказались подвергнутыми изменению содержание правоохранительной функции государства и его механизм, особенно в части, касающейся экономической сферы. Существует множество вариантов дальнейшего реформирования службы по борьбе с экономическими преступлениями. Рассматривались (и рассматриваются поныне) такие варианты, как вывод службы из структуры МВД России, либо распределение функции защиты экономики от преступных посягательств между несколькими службами. В этой связи представляется важным изучение опыта создания единого органа по борьбе с экономической преступностью. Целью данной статьи является установление объективных и субъективных предпосылок создания службы по борьбе с экономическими преступлениями в системе НКВД СССР Ранее в научной литературе освещению данного вопроса было уделено недостаточно внимания.
Начало рассматриваемого периода следует отнести к 30-м годам XX века, когда перед правоохранительными органами в качестве одной из первостепенных была поставлена задача усиления охраны социалистической собственности. При этом поставленная задача начинала носить все более политический характер. Лица, покушавшиеся на общественную социалистическую собственность, были возведены в статус «врагов народа».
На объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) 7 января 1933 года в докладе «Об итогах первой пятилетки» И.В. Сталин отметил, что «допускать воровство и хищение общественной собственности — все равно, идет ли дело о собственности государственной или о собственности кооперативной и колхозной, — и проходить мимо подобных контрреволюционных безобразий — значит содействовать подрыву советского строя, опирающегося на общественную собственность, как на свою базу» [1]. Сталин особо подчеркнул, что «борьба за охрану общественной собственности, борьба всеми
мерами и всеми средствами, предоставляемыми в наше распоряжение законами советской власти, — является одной из основных задач партии» [2].
Пленум поставил задачу «решительного усиления охраны социалистической собственности от расхищения путем усиления политической работы в деревне, повышения политической бдительности, решительного разоблачения происков капиталистических элементов». От вновь созданных политотделов машинно-тракторных станций (МТС) и совхозов потребовали «обеспечить настойчивое, правильное и своевременное применение законов Советского правительства об административных и карательных мерах в отношении организаторов расхищения общественной собственности. Обо всех этих карательных мерах, в том числе о судебных решениях по вышеуказанным преступлениям, политические отделы должны доводить до широких колхозных масс, развертывая на основе подобных фактов широкую массово-разъяснительную и воспитательную работу среди колхозников и рабочих совхозов» [3, с. 191].
Идеи об охране социалистической собственности, вынесенные И.В. Сталиным на пленум, повторяли в той или иной степени положения Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 года «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» [4, с. 360], а в дальнейшем нашли свое отражение в статье 131 Конституции СССР 1936 года. Сталин фактически сформулировал одну из главных задач для органов милиции.
Немного позже, в 1939 году, И.В. Сталин несколько иначе интерпретировал функцию охраны социалистической собственности. Он констатировал, что с полной победой социализма вместо функции подавления свергнутых эксплуататорских классов внутри страны у Советского государства появилась функция охраны собственности от воров и расхитителей народного добра. Фактически инспирированная И.В. Сталиным борьба с расхитителями социалистической собственности стала одним из витков его репрессивной политики.
Характерным событием 1930-х годов является слияние органов государственной безопасности и милиции. Завершением реформы государственной системы было принятие 10 июля 1934 года постановления «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел», в подчинение которому передавались органы государственной безопасности и милиции.
Перечень задач, возложенных на НКВД, можно характеризовать как всеобъемлющий: охрана общественного порядка и обеспечение государственной безопасности, борьба с преступностью, охрана собственности, исправление и перевоспитание осужденных и другие. В результате объединения связь милиции с советскими (местными) органами ослабла, руководство милицией было строго централизовано.
Укрепление организации НКВД, ротация ее кадрового состава сопровождались насаждением соответствующей идеологии (сталинской теории обострения классовой борьбы по мере построения социализма), а также принятием законодательных актов, ужесточающих ответственность за преступления в сфере экономики [5, с. 17].
Запущенность социальной сферы, отсутствие эффективных форм организации и стимулирования труда снижали его производительность, способствовали ухудшению производственной дисциплины, следовательно, в конечном счете, приводили к ухудшению криминогенной ситуации в экономике. Именно по этой причине с начала 1930-х годов указания НКВД СССР предписывали всем своим органам возложить на милицию и уголовный розыск оперативное обслуживание розничной торговли, рынков, базаров и складов. Со сменой новой экономической политики в России в конце 1920-х годов на политику внеэкономического принуждения, как отмечает А.М. Яковлев, радикально поменялось определение преступности в сфере экономической деятельности [6]. Гражданско-правовое регулирование такой деятельности было заменено уголовно-правовой репрессией, свобода торгового оборота ликвидирована [7, с. 38—43].
Основу экономической системы СССР составила социалистическая собственность на средства производства. Частная собственность повсеместно была заменена социалистической (государственной и колхозно-кооперативной), а частная торговля была объявлена преступлением (спекуляцией). Наступление на частную собственность шло в 20—30-е годы XX века по всем направлениям и включало не только различные реквизиционные меры, но и ограничения в сфере наследования и дарения [8, с. 13—69]. В результате к середине 30-х годов социалистическая собственность в двух ее формах стала безраздельно господствующей в экономике страны. По данным большинства источников, к 1937 году доля социалистического хозяйства в структуре экономики СССР достигла 99,1% [9]. Требовалось принятие исчерпывающих мер по ее защите. Социалистическая система хозяйства, социалистическая собственность на средства производства определяла основной характер, направление правопорядка Советского государства. Осуществление экономической безопасности в СССР являлось не только охраной социалистической собственности, но и охраной социалистических экономических, политических отношений. Поэтому абсолютно была права В. Братковская, говоря, что «охрана социалистической собственности и борьба с преступными посягательствами на нее всегда находились в центре внимания Советского государства» [10, с. 33—36]. Охрана личной собственности граждан отошла на второй план. Уголовное законодательство всего советского периода обеспечивало повышенную защиту социалистической собственности по сравнению с личной собственностью граждан.
Постников С.В. Специализированная служба по борьбе с экономическими преступлениями в системе НКВД СССР: создание, нормативная основа, особенности...
Постников С.В. Специализированная служба по борьбе с экономическими преступлениями в системе НКВД СССР: создание, нормативная основа, особенности...
Таким образом, к середине 30-х годов ХХ века были созданы объективные предпосылки к появлению органа, имеющего главной задачей обеспечение экономической безопасности страны, а также, как было указано выше, выполняющего немаловажную политическую задачу.
Субъективные же предпосылки отличались своей многоплановостью, к ним можно отнести следующее.
Во- первых, изменения способов и характера совершаемых преступлений. К середине 1930-х годов преступления в сфере экономики стали чаще совершаться замаскированными способами. Сотрудникам уголовного розыска в таких условиях вести борьбу одновременно с общеуголовными преступлениями и преступлениями экономической направленности становилось все сложнее, так как для выявления преступлений собственно экономических требовались специальные познания и навыки. Более того, немаловажен аспект, что новая служба должна была сконцентрировать свою деятельность на выявлении преступлений, носящих латентный характер, к чему сотрудники уголовного розыска были не подготовлены. Личный состав уголовного розыска для выполнения этой задачи не имел достаточной квалификации и постоянно отвлекался для раскрытия преступлений общеуголовной направленности.
Во-вторых, сложившаяся в экономике криминогенная ситуация требовала применения масштабных мер, к чему не готовы были существовавшие (во многом с аналогичными целями) в структуре ГУ ГБ НКВД СССР экономические управления. К 1937 году экономические управления претерпели неоднократные реорганизации, но разветвленную периферийную структуру в результате реформ так и не приобрели. Создание разветвленной периферийной структуры для успешного выполнения поставленных задач являлось обязательным условием, как и приближенность к объектам экономики, взаимодействие с другими милицейскими подразделениями, работа с трудовыми коллективами. Статус спецслужбы с ее преимущественно негласными методами деятельности для организации подобной работы подходил мало. Кроме того, в этот период ГУГБ НКВД СССР было занято выполнением другой не менее важной задачи — участие в механизме политических репрессий.
В-третьих, политическому руководству страны требовался карательный орган, препятствующий незаконному обогащению советских граждан. Именно деятельность отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (далее — ОБХСС) призвана была поддержать определенный порядок в установленных общественных отношениях. Не давая возможность обогащаться, карая и преследуя спекулянтов и расхитителей, служба БХСС осуществляла важные профилактические функции для стабилизации этих отношений.
В-четвертых, активная деятельность БХСС по борьбе с расхитителями и спекулянтами не до-
пускала функционирование черного рынка шире определенных пределов, удерживала его в рамках. Черный рынок был неизбежным естественным врагом существующей тоталитарной системы, и в большей степени даже не экономическим, а политическим.
В условиях жесткой борьбы со спекуляцией и необходимости осуществления охраны государственного имущества от преступных посягательств государству требовался мощный и профессиональный репрессивный аппарат. Таким аппаратом стала служба по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (БХСС).
28 ноября 1936 года экономические управления ГУГБ НКВД СССР были ликвидированы. Необходимо отметить, что накануне Великой Отечественной войны, 20 июня 1941 года, в указании № 32/б/5300 главное управление милиции НКВД СССР разъясняло своим подразделениям, что в связи с ликвидацией бывших экономических отделов (далее — ЭКО) их функции аппаратам БХСС переходят частично. В частности, ОБХСС никакими экономическими и другими вопросами компетенции бывшего аппарата ЭКО (анализ и освещение вопросов планирования, оперативное обеспечение проводимых хозяйственно-политических компаний и т. д.) заниматься не должны, кроме вопросов борьбы с контрабандой и нарушениями правил о валютных операциях [11, л. 154]. ЭКО обеспечивали руководителей страны сводками о политическом и экономическом положении страны. Подобная функция в деятельность ОБХСС не была заложена.
После ликвидации ЭКО основная функция борьбы с экономическими преступлениями была возложена на главное управление милиции. Короткий период до марта 1937 года эту функцию в системе главного управления милиции продолжали выполнять подразделения уголовного розыска. Осуществление эффективной охраны народного хозяйства от преступных посягательств, как уже было отмечено, представлялось задачей государственной важности, в связи с чем организация борьбы с экономическими преступлениями в СССР пошла по пути выделения данной линии деятельности милиции и создания специализированных подразделений.
Рост промышленности, значительный объем торговли вызвали необходимость в защите социалистической собственности со стороны государства. По нашему мнению, с точки зрения роста экономических показателей и развития торгового оборота необходимость в создании службы возникла раньше. Объективно служба могла быть создана и при объединении двух наркоматов 10 июля 1934 года с принятием постановления «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел», в подчинение которому передавались органы государственной безопасности и милиции. Задача охраны социалистической собственности являлась одной из основных во вновь образованной структуре. Однако и в 1934 году этого не про-
изошло. Возможной причиной этого являлся недостаток финансов — объединение двух наркоматов заняло значительные силы и средства. Другой причиной могло оставаться существующее мнение о том, что с этой задачей справятся экономические управления в составе ГУГБ НКВД СССР.
Единый орган, обеспечивавший экономическую безопасность государства, был создан в структуре главного управления милиции. По всей видимости, проекта создания новой структуры вне рамок ГУГБ и ГУМ не рассматривалось. Во всяком случае, какие-либо архивные материалы, подтверждающие противоположное, отсутствуют. Вместе с тем, существовало два основных варианта создания службы. Первый вариант — служба могла быть создана как самостоятельный орган. Для этого требовалось провести кардинальные реформы, поменять структуру правительства, как это было сделано десятилетиями позже при создании налоговой полиции (18 марта 1992 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 262 было создано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации (ГУНР). 20 мая 1993 года принят Закон «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым как правопреемник ГУНР учрежден Департамент налоговой полиции Российской Федерации (на правах Госкомитета России)). В 1937 году создавать новый комиссариат для реализации задач по защите экономики руководство страны было не готово. Кроме того, в случае создания органа вне рамок НКВД вставал вопрос взаимодействия со службами милиции. Использование преимущественно гласных методов работы, большой объем поставленных задач являлись очевидными минусами второго варианта — создания службы в структуре спецслужб. Опыт создания экономических отделов (управлений) в структуре ГУГБ был неудачным.
Наиболее целесообразным решением представлялось создание службы в структуре главного управления милиции НКВД СССР. Благодаря этому решению, начиная с 1937 года, милиция заняла ведущее место в выявлении, раскрытии, пресечении и предупреждении преступлений экономической направленности. Месту и роли выявления экономических преступлений, особенно хищений и спекуляции, уделялось большое внимание со стороны государственных и партийных органов, о чем свидетельствуют как принятые нормативные правовые акты, делающие акцент на охране социалистической собственности, так и публичные заявления первых лиц государства.
Кроме того, о направленности деятельности органа говорило и его название — отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. Общая концепция осуществления правоохранительной деятельности в сфере экономики в советском государстве выразилась в создании единого органа, а не ряда органов, как это было принято во многих зарубежных государствах.
К примеру, выявлением и расследованием преступлений в той или иной сфере экономики США занимаются: Федеральное бюро расследований (ФБР) (Federal Bureau of Investigation), Служба внутренних доходов, действующая в составе Министерства финансов США (Internal Revenue Service), Секретная служба США (United States Secret Service), Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (ATF).
Создание специализированного подразделения по борьбе с экономическими преступлениями привело к повышению эффективности деятельности органов внутренних дел в данном направлении. Основной результат этой деятельности — тенденция к росту числа выявленных преступлений, а также количества изъятых из незаконного оборота материальных ценностей за весь период деятельности службы. Исключение составляют непродолжительные периоды снижения показателей по линии БХСС, связанные, как правило, с изменением действующего законодательства и отнесением ранее выявляемых правонарушений к категориям, не относящимся к компетенции БХСС. Количественные показатели выявленных преступлений, возмещение причиненного преступлениями ущерба стали основными показателями деятельности службы БХСС.
Существовал ряд проблем, препятствовавших реализации правоохранительной функции советского государства в экономической сфере на первоначальном этапе, к числу которых можно отнести:
Во-первых, кадровый вопрос, изначально аппараты БХСС формировались в основном из сотрудников уголовного розыска, не имеющих, как было отмечено выше, необходимой квалификации. Отсутствуют архивные данные, позволяющие сделать вывод о притоке в службу в момент ее создания высококвалифицированных специалистов из народного хозяйства либо бывших ревизоров.
Во-вторых, низкое материально-техническое обеспечение, которое, с одной стороны, не позволяло привлечь к работе в органах тех же высококвалифицированных специалистов, с другой — не стимулировало деятельность действующих сотрудников. Исходя из архивных материалов, можно сделать вывод, что сотрудники БХСС при материальном стимулировании не пользовались никаким преимуществом в сравнении с работниками других служб.
В-третьих, отвлечение сотрудников для выполнения других, не свойственных им функций.
В экономической системе, основанной на плановости, не могла не появиться и такая проблема, как плановость и в достижении определенного минимума показателей органами милиции — корни так называемой «палочной системы» в оценке деятельности органов внутренних дел. Наихудшие последствия эта система оценки имела именно для органов БХСС, вынужденной сосредотачивать внимание своих сотрудников на выявлении малозначи-
Постников С.В. Специализированная служба по борьбе с экономическими преступлениями в системе НКВД СССР: создание, нормативная основа, особенности...
Постников С.В. Специализированная служба по борьбе с экономическими преступлениями в системе НКВД СССР: создание, нормативная основа, особенности...
мых преступлений. С середины 1980-х годов стали сказываться и другие проблемы — правовой вакуум и явное несовершенство законодательной базы, но на момент создания службы подобной проблемы не существовало.
Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС) был организован приказом НКВД СССР от 16 марта 1937 года № 0018 в аппарате Главного управления рабоче-крестьянской милиции. На него возлагались следующие задачи:
1) руководство работой периферийных органов милиции по борьбе с хищениями и спекуляцией;
2) обеспечение специальной работы с целью предупреждения и раскрытия этих преступлений на предприятиях системы государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, в заготовительных организациях, в сберегательных кассах и т. д.;
3) расследование дел о хищениях социалистической собственности в указанных организациях, возникающих как на основании данных своего специального аппарата, так и на основании материалов, передаваемых отделами госбезопасности (о мелком вредительстве и пр.);
4) борьба со спекуляцией, фальшивомонетничеством, взяточничеством;
5) оперативное руководство комендантами заготпунктов системы «Заготзерно».
В состав отдела входило 4 отделения, ответственных за реализацию указанных направлений, создавалась территориальная структура БХСС — в республиканских, краевых, областных центрах создавались отделы, отделения и группы по борьбе с хищениями социалистической собственности, спекуляцией. В тех городских и районных отделениях милиции, где самостоятельные группы не создавались, борьба с хищениями социалистической собственности по-прежнему осуществлялась подразделениями уголовного розыска.
Таким образом, отдел БХСС Главного управления милиции НКВД был создан как орган, консолидировавший ряд направлений правоохранительной деятельности: во- первых, выявление всего перечня экономических преступлений (таких как хищения, спекуляция, фальшивомонетничество, взяточничество), во-вторых, расследование преступлений экономической направленности, в-третьих, оперативное руководство комендантами заготпунктов системы «Заготзерно».
В предвоенные годы происходит расширение структуры БХСС за счет роста периферийных подразделений, увеличения штата сотрудников, происходит формулирование задач, поставленных перед службой, налаживается взаимодействие с органами прокуратуры, оперативными подразделениями Народного комиссариата внутренних дел. В частности, в 1940 году происходит увеличение штатов почти всех периферийных аппаратов ОБХСС на 30,7%. Кроме того, происходят и качественные изменения в структуре службы. Во всех
республиканских, краевых и областных аппаратах ОБХСС введены специальные отделения по борьбе со спекуляцией [13, л. 3].
Итогом предвоенного 1940 года стало раскрытие и ликвидация сотрудниками БХСС 2 065 организованных преступных групп. Привлечено к ответственности 11 096 человек, арестовано 7 993 человека. Выявлено хищений денежных средств на сумму более 48 млн рублей. За 1939 год ОБХСС не смогло достигнуть и половины этих показателей [12, л. 4].
На фоне сложившихся экономических и социально-политических условий в СССР в период, непосредственно предшествовавший Великой Отечественной войне, продолжалась активная правотворческая деятельность органов Советского государства по созданию и совершенствованию уголовно-правовых норм, направленных на охрану экономики, а также на улучшение взаимодействия заинтересованных в этом вопросе ведомств. Так, в 1938 году с целью улучшения взаимодействия между органами БХСС и прокуратуры издается совместный приказ НКВД СССР и Прокуратуры СССР «О мероприятиях по усилению борьбы со спекуляцией». Он предусматривал, в частности, более тесное сотрудничество органов внутренних дел и прокуратуры в борьбе со спекуляцией, особенно ее организованными формами. В августе 1939 года в республиканских, краевых и областных подразделениях службы начинают создаваться следственные группы, которые принимали к своему производству расследования уголовных дел, возбуждаемых по признакам совершения хозяйственных преступлений. Этим преследовалась цель укрепить взаимодействие оперативного состава и следователей в выявлении и раскрытии экономических преступлений.
Признавая, что наибольший экономический ущерб стране продолжают наносить именно хищения, НКВД СССР предлагал усилить работу партийных и советских органов по устранению причин и условий, способствующих совершению хищений [11, л. 59—64]. Усиление борьбы с хищениями в предвоенные годы привело к снижению этих видов преступлений. Во многом это объяснялось изменением тактики расхитителей, которые от растрат и присвоений материальных ценностей перешли к обману покупателей — обмериванию, обвешиванию, обсчету. За счет этого преступники создавали большие излишки, а уже затем их присваивали. Совершение данного преступления считалось обворовыванием потребителя и обманом Советского государства и каралось лишением свободы на срок до 10 лет. Приказ НКВД СССР от 26 мая 1940 года утвердил инструкцию по надзору за применением в торговле правильных и имеющих установленные клейма весов, гирь и другого подобного инвентаря. Это дало возможность службе БХСС совместно с государственной торговой инспекцией при Наркоме внутренней торговли СССР активно проводить мероприятия по выявлению фактов обмана потре-
трибуни молодого ученого
бителей. Проблемные вопросы организации борьбы со спекуляцией, оставаясь одними из основных для Народного комиссариата внутренних дел СССР только в течение 1940 года четырежды становились поводом для издания указаний № 38/168808 от 10 марта 1940 года [11, л. 18], 38/168886 от 13 марта 1940 года [11, л. 19—24], 38/169795 от 11 апреля 1940 года [11, л. 29], 38/171202 от 1 июня 1940 года [11, л. 30].
Таким образом, к середине 30-х годов XX века сформировались объективные и субъективные предпосылки для создания государственного органа, главной задачей которого являлось выявление преступлений в сфере экономики. Данный орган был создан в системе Главного управления милиции НКВД СССР Нормативной основой его работы явилось Положение о рабоче-крестьянской милиции от 25 мая 1931 года (к тому моменту в известной степени устаревшее), а также приказ НКВД СССР от 16 марта 1937 года № 0018.
Советская концепция построения модели консолидированного органа по борьбе с экономическими преступлениями соответствовала предъявляемым временем требованиям, успешно функционировала в условиях авторитарного режима и главенства социалистической собственности и доказала свою высокую эффективность.
Примечания
1. СталинИ.В. Вопросы ленинизма. 10-е изд. М., 1935.
2. Сталин И.В. Сочинения. М., 1951. Т. 13.
3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1954. Ч. 3.
4. Собрание Законов СССР. 1932. № 62.
5. Маслов В.П., Чистяков Н.Ф. Вопреки закону и справедливости. М., 1990.
6. Рассказов Л.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административнокомандной системы в советском государстве (1917— 1941 гг.). Уфа, 1994.
7. Яковлев А.М. Законодательное определение преступлений в сфере экономической деятельности // Государство и право. 1999. № 11.
8. Демичев А.А., Духан А.Б. Институт наследования в российском праве в XX — начале XXI в. в контексте соотношения интересов государства и личности. М., 2G13.
9. Котов Ф.И. СССР. Общая характеристика экономики. Большая советская энциклопедия. М., 1969 —1978.
1G. Братковская В.В. Усилить борьбу с хищениями государственного и общественного имущества // Социалистическая законность. 1967. № 8.
11. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 9415. Оп. 5. Д. 28G.
12. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 5. Д. 88.
Notes
1. Stalin I.V. Problems of Leninism. Izd. 1Gth. Moscow, 1935.
2. Stalin I.V. Works. Moscow, 1951. Vol. 13.
3. CPSU in Resolutions and decisions of congresses, conferences and Central committee plenums. Moscow, 1954. P. 3.
4. Collection of laws of the USSR. 1932. № 62.
5. Maslov V.P., Chistyakov N.F. Contrary to the law and justice. Moscow, 199G.
6. Yakovlev A.M. Legislative definition of crimes in the sphere of economic activity // State and law. 1999. № 11.
7. Rasskazov L.P. Punitive organs in the formation and functioning of the administrative-command system in the Soviet Union (1917—1941). Ufa, 1994.
8. Demichev A.A., Doohan A.B. Institute of inheritance in Russian law in the twentieth and early XXI century. relations in the context of the state’s interests and personality. Moscow, 2G13.
9. Kotov F.I. USSR. General characteristics. Great Soviet encyclopedia. Moscow, 1969—1978.
1G. Bratkovskaya V.V. Strengthen anti-theft state and public property // Socialist legality. 1967. № 8.
11. SARF (State Archive of the Russian Federation). F. 9415. Op. 5. D. 28G.
12. SARF. F. 9415. Op. 5. D. 88.
Постников С.В. Специализированная служба по борьбе с экономическими преступлениями в системе НКВД СССР: создание, нормативная основа, особенности...