Г.М. Адуллина, Е.Н. Криницына
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ГИМНАЗИИ №93 ИМЕНИ В.В. КОВАЛЕНКА (г. УФА)
Ключевые слова: история школы, инновационная деятельность, гимназическая среда, педагогический эксперимент.
Аннотация: Приводятся: основные этапы развития средней школы №93 - гимназии №93 имени летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации В.В. Коваленка (г.Уфа), особенности организации инновационной работы, существенные результаты успешной деятельности педагогического коллектива.
Школа № 93 торжественно открыла свои двери для первых учеников первого сентября тысяча девятьсот шестьдесят второго года. Тогда она именовалась «Средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением №93 Калининского района г. Уфы Министерства просвещения РСФСР». И с тысяча девятьсот шестьдесят второго года в школе велось производственное обучение по специальностям «механики и операторы счетно-вычислительных машин»; в старших классах преподавалась математика по углубленной программе; многие ученики посещали юношескую физикоматематическую школу при Уфимском авиационном институте. В мае 1964 года состоялся первый выпуск - тридцать три человека, среди них были участники городских, республиканских математических олимпиад и участник всероссийской математической олимпиады в г. Москве.
С первых лет существования школы ее учащиеся активно включились в туристическую жизнь школы (района, города, республики): уже зимой 1962 года были чемпионы города по спортивному зимнему ориентированию; школа не уступала первого места на протяжении нескольких лет (1963-1966 гг.); ежегодно школа награждалась Кубками за участие и победы в туристических слетах. В школе работали многочисленные кружки. В 1963 году было образовано Краеведческое общество и началась работа по созданию краеведческого музея, который затем в течение двух лет совершенствовался, пополнялся и уже в 1968 году стал одним из лучших в республике. Наряду с этим, в 1967 году был основан Музей Боевой Славы.
Так началась история развития школы (будущей гимназии) №93, то были годы интенсивной и творческой работы, когда закладывались основы для дальнейшего роста.
13 апреля 1993 года на основании решения Республиканской комиссии по лицензированию и аккредитации государственных образовательных учреждений приказом Министерства образования Республики Башкортостан был установлен статус средней школы №93 г. Уфы - «Экспериментальная средняя общеобразовательная школа»; деятельность ее педа-
гогического коллектива направлялась на развитие индивидуальных способностей учащихся и творческого потенциала учителя.
Сущность начавшегося эксперимента заключалась в том, чтобы реализовать новую педагогическую технологию на уроках и во внеурочной деятельности, существенно усовершенствовать все компоненты образовательной системы. Первые эскизы новой модели школы создавались в процессе освоения Дидактической многомерной технологии. Научным экспериментом руководил автор технологии - заслуженный изобретатель РБ, академик Академии профессионального образования РФ, д-р пед.н., профессор В.Э.Штейнберг (ныне
- заведующий Научной лабораторией дидактического дизайна Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы). Проектные разработки по содержанию и процессу обучения обсуждались на педагогических советах, в Лаборатории педагогического проектирования школы, апробировались на экспериментальных занятиях; исследовались и проектировались учебно-воспитательные планы и учебные программы, создавались условные внутришкольные стандарты по управлению, содержанию и методикам образовательного процесса.
Результативность данного эксперимента была предопределена тем, что, начавшись в лаборатории, он скоро стал общепедагогическим: возникающие проблемы выносились на обсуждение всего педагогического коллектива; заработал научно-методический совет под руководством заместителя директора по научной работе А.П. Яковлевой; в поиск включились кафедры и методические лаборатории, которые возглавили учителя-экспериментаторы Е.Н. Криницына, А.В. Игнатенко, И.Ф. Браславская, В.В. Васильева, А.Ф. Мирасова, А.А. Вайн, А.А. Железин, Г.И. Янчурина, Р.Г. Букарева (проекты оформлялись в виде логико-смысловых моделей - ЛСМ). Заместители директора курировали экспериментальную работу в цикловых лабораториях: естественно-математическая лаборатория
- Г.П. Колесникова, лингвистическая - Л.Л. Мухортова, гуманитарная - И.Н. Каюмова, лаборатория образовательного пространства начальной школы - Ю.Ф. Вяткина, а затем Е.Р. Хаффазова, лаборатория воспитательной и внеурочной деятельности - И.М. Юртов, лаборатория дополнительного образования - О.И. Криницын. Развернулось массовое конструирование экспериментальных уроков с программированием основных элементов активной развивающей учебной деятельности с помощью ЛСМ; возглавила творческий поиск педагогов директор школы О.И. Нуштакина
Спустя десятилетие интенсивной творческой деятельности в ходе авторского эксперимента по совершенствованию образовательного процесса на основе технологизации и усиления практической направленности, средняя общеобразовательная школа №93 пережила свое «второе рождение»: в рамках экспериментального статуса школа одной из первых в республике стала практически внедрять новейшие разработки в области педагогики на уроках и во внеклассной работе, тем самым существенно совершенствуя все компоненты школьной системы образования: содержание образовательного процесса, профессиональный рост учителей и личностное развитие учащихся.
Проектирование инновационной деятельности охватывало уровни директора школы и его заместителей, руководителей МО и учителей-экспериментаторов: совместными усилиями были разработаны временные внутришкольные стандарты по узловым направлениям инновационной работы - стандарты контроля за знаниями, умениями и навыками; развернулось массовое конструирование экспериментальных уроков на основе технологии проектирования образовательных систем и процессов с программированием основных элементов активной развивающей учебной деятельности. Также были разработаны учебные программы для различных уровней обучения и школьный учебный план, созданы авторские методические комплексы по отдельным и интегрированным предметам.
Текущая инновационная работа проводилась под руководством кафедры технологии проектирования образовательных систем Башкирского института развития образования
(БИРО). Благодаря этому, школа № 93 стала базовой научно-методической лабораторией БИРО по направлению «Технология проектирования образовательных систем и процессов в типовой городской школе»; в 1995 году она - лауреат всероссийского конкурса «Школа года».
В результате успешной педагогической деятельности, в 1997 году школа получила статус «Гимназия». Дальнейшая научно-методическая работа педагогического коллектива нашла отражение в печати: уникальная серия сборников научно-экспериментальных разработок учителей «Библиотечка инноватики и технологизации образования», «Издательство БИРО», 1999-2001 годы - «Конструкторско-технологическая деятельность в преподавании иностранного языка», «Сборник научно-экспериментальных разработок учителей»; «Издательство БГПУ» - сборник «Дидактическая многомерная технология в преподавании русского языка и литературы», 2002 год; журнал МО РФ «Образование в современной школе» №9, 2004 год, рубрика «Представляем школу» - материалы педагогов и администрации гимназии №93 по работе с дидактическими многомерными инструментами.
На эти годы приходится расцвет дополнительного образования, представленного многими кружками и студиями: театральной студией «Music children», фольклорной студией «Лукошечко», клубом веселых и находчивых «ШОК», танцевальным коллективом «Улыбка». Самым популярным был ансамбль народного танца «Улыбка», получивший в дальнейшем звания «народный» и «образцовый»; создатель ансамбля - О.И. Нуштакина, директор гимназии, художественные руководители - А.Г. Насырова, заслуженная артистка РБ, и Р.А. Ярмухаметов. Миссия ансамбля - нести вечные идеи гуманизма и красоты, развивать эстетический вкус учащихся, пропагандировать культурное наследие народов, живущих в республике.
Так сформировалась нестандартная модель образовательного учреждения, сочетающая повышение качества обучения при сохранении условий работы и действующего педагогического корпуса, в опоре на инновационные процессы и личностно ориентированный подход к ученику и учителю. Продуктивный опыт экспериментальной деятельности способствовал дальнейшему успешному развитию гимназии № 93 и ее активному участию в экспериментах федерального значения. Последовательная системная работа в образовательном пространстве гимназии позволила адаптировать ДМТ к ее условиям и сформировать перспективную технологическую компетентность учителей, благодаря чему удалось реализовать личностный подход к каждому ребенку, инициировать совершенствование профессиональной деятельности, когда интерес каждого учителя включается в общий интерес педагогического коллектива.
Постепенно общепедагогический эксперимент перерос в социально-педагогический, необратимо изменивший профессионально-личностный портрет коллектива, его результативность; сформировался эстафетный механизм передачи проектно-технологического подхода приходящим в гимназию молодым учителям. Результаты деятельности первой экспериментальной площадки на базе гимназии №93 показали, что проектно-технологический подход является эффективной формой саморазвития и самореализации педагогического коллектива и перспективной формой накопления потенциала инновационной деятельности, обеспечившей сочетание индивидуальности учителя и массовости педагогического творчества, реализует идею корпоративного обучения.
Идея и возможности так называемого корпоративного обучения, которое рассматривается как способ повышения квалификации и педагогического коллектива, и отдельного педагога, получают свое развитие в деятельности лаборатории инновационных проектов.
Основными задачами лаборатории являются:
- изучение потребностей детей и их родителей в разных видах и формах образования, его направленности и содержания;
- изучение инновационных процессов, происходящих в образовании и научнометодическое обеспечение перевода их в режим экспериментальной работы по развитию гимназии;
- проведение диагностических исследований состояния образовательно-развивающих процессов и их влияния на формирование личности учащегося и педагога;
- разработка условий успешной адаптации новых образовательных программ, учебных пособий и технологий;
- анализ педагогического опыта учителей и разработка методик по его использованию;
- разработка экспериментальных образовательных программ (в том числе авторских), научных гипотез и концепций развития содержания учебных предметов, рациональных режимов обучения, новых педагогических теорий и практик, методов и приемов образовательных техник и технологии;
- разработка концепций (концептуальных моделей) и программ научноисследовательского эксперимента и оказание практической помощи педагогическим работникам в разработке и проведении индивидуальных экспериментально-исследовательских работ, моделировании уроков.
- подготовка педагогов к участию в профессиональных конкурсах.
Лаборатория оперативно и своевременно информирует коллектив об инновациях в педагогических методиках и технологиях, организует обучение учителей, помогает в обобщении и распространении передового положительного опыта, внедряет инновации в образовательный процесс. Исходя из результатов анкетирования, проведенного в гимназии на момент создания лаборатории, около двух процентов учителей являлись новаторами, тринадцать процентов были готовы первыми принять и использовать новые идеи на практике, что было достаточным условием для инициации инновационной деятельности.
Год от года лаборатория инновационных проектов расширяет свое влияние в гимназии. Сегодня лаборатория является структурным подразделением научно-методической службы гимназии, ее деятельность направлена на изучение актуальных вопросов учебновоспитательного процесса, разработку и отслеживание результатов реализации программ и проектов, развитие инновационного потенциала гимназии. Лаборатория осуществляет экспериментальную работу с учетом методического профиля гимназии на основе соединения учебно-воспитательного процесса с научными исследованиями, планируемыми, управляемыми и контролируемыми. Лаборатория способствует формированию и утверждению лич-ностно ориентированной развивающей педагогики, формирует с помощью новых образовательных технологий новый тип массовой практики и одновременно является экспериментальной площадкой для подготовки педагогов-исследователей, мастеров и учителей-экспериментаторов.
Лаборатория принимает активное участие в развитии системы образования района и города, занимается отработкой на практике инновационных моделей организации образовательного процесса, обобщением и распространением опыта, полученного в результате инновационной деятельности.
Благодаря комплексной целенаправленной работе, повышается профессиональный уровень педагогов гимназии, поддерживается в ней благоприятный творческий климат. Учителя гимназии - активные участники профессиональных конкурсов: «Учитель-мастер», «Педагог-исследователь», «Учитель года». Гимназия №93 - лидер Октябрьского района города Уфа по участию в профессиональных конкурсах различных уровней: около 80 % учителей - участники, призеры и победители районных, городских, республиканских и Всероссийских конкурсов.
Главная миссия лаборатории - помочь каждому участнику образовательного процесса понять, в чем заключается его индивидуальность, его предназначение; признать самоценность данного отрезка жизни и подготовить к новой деятельности, благодаря формирова-
нию адаптивной модели гимназии путем развития индивидуальности учащихся и раскрытия творческого потенциала учителя.
С 2007 по 2010 год гимназия - опытно-экспериментальная площадка в области техно-логизации образования на базе научно-экспериментальной лаборатории Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы по теме «Дидактический дизайн» (руководитель - д-р пед. наук, профессор В.Э. Штейнберг). Учителя гимназии обобщают положительный опыт работы по использованию дидактического дизайна в образовательном процессе, участвуя в конкурсах педагогического мастерства: «Педагог-
исследователь», 2007 год (А.А. Вайн, учитель биологии); «Учитель-мастер», 2012 год (А.Ф. Мирасова, учитель ИЗО). Педагогическим коллективом реализуется проектнотехнологический подход к преподаванию всех предметов, проектирование образовательного процесса на основе ДМТ, внедрение инновационных проектов: «Дидактический дизайн», «Создание электронных учебных пособий по предметам на основе ДМТ», «Формирование пакетов тестовых заданий». Результат данных проектов - победа гимназии на Всероссийском образовательном Форуме «Инноватика в образовании» в 2008 году.
Сегодня гимназия № 93 г. Уфы - ассоциированная школа ЮНЕСКО - стабильно развивающееся общеобразовательное учреждение, решающее образовательные задачи в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, целевыми программами национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».! Важное направление международного сотрудничества - культурология: ежегодно гимназия принимает делегации из Германии, осуществляет проекты обмена школьниками с дружественными странами. Так, в октябре 2011 года гимназия принимала гостей из города Ве-ферлинген (Германия); в течение недели пятнадцать немецких школьников и два руководителя жили в семьях обучающихся и учителей гимназии. Визит немецких школьников носил образовательный характер: наши гимназисты совместно с немецкими друзьями работали над проектами, связанными с городом Уфа: для ознакомления с природным наследием республики были организованы экскурсионные поездки в музеи и природные заповедники Башкортостана. В марте 2012 года пятнадцать учащихся 1Х-Х классов гимназии №93 и три руководителя с ответным визитом провели неделю в немецких семьях в городе Веферлин-ген. Среди ярких событий ЮНЕСКО, оставивших самые лучшие воспоминания - «Первый республиканский Фестиваль родных языков имени Д.Г. Киекбаева», который состоялся в феврале в гимназии №39 в Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО, Всероссийский конкурс «Гимн ассоциированной школы ЮНЕСКО» (в этом конкурсе гимназия №93 получила диплом третьей степени); Фестиваль школьной науки Ассоциированных школ ЮНЕСКО Республики Башкортостан. Участвуя в различных мероприятиях, организованных ЮНЕСКО, наши дети включаются в деятельность, способствующую сохранению мира и спокойствия, укреплению международного сотрудничества, культурного и природного наследия, воспитанию патриотизма, формированию и развитию духовно-нравственных качеств. Еще одним направлением инновационной деятельности гимназии стали проекты Общества дружбы «Башкортостан - Германия».
Гимназия № 93, благодаря стабильным показателям качества обучения и статусу лучшей среди столичных гимназий, приняла участие в создании республиканской общественной организации «Содружество Инновационных Образовательных Учреждений с физико-математической специализацией и углубленным изучением английского и немецкого языков - «ИНТЕРКИНД», объединившей под своими знаменами также лучшие образовательные учреждения города - гимназии №39, №47, №64, №86, №3, №103. В рамках сетевого взаимодействия реализуется единая программа развития «Школа - вуз» по принципу непрерывного образования, усиление и углубление предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, укрепление позиций немецкого языка в учебных заведениях, являющихся членами Содружества. Традиционно в дни весенних каникул проводятся олимпиады Со-
дружества по математике, физике, информатике, обществознанию, английскому и немецкому языкам на Кубок Ректора УГАТУ. На протяжении трех лет переходящий Кубок завоевывают учащиеся гимназии № 93. В апреле 2011 года состоялся конкурс инновационных проектов среди гимназий Содружества «ИНТЕРКИНД». Гимназии №93 представила проект
- «Роль лаборатории инновационных проектов в развитии творческого потенциала гимназии №93». В результате конкурса гимназия № 93 стала победителем в номинации «Совершенствование потенциала учительского корпуса». В октябре 2012 года все школы Содружества стали участниками гала-концерта первого Уфимского молодежного фестиваля песни и танца народов мира «Интеркиндфест», посвященного республиканскому общественному форуму «Международное сотрудничество и народная дипломатия как фактор развития гражданского общества и территорий». В финале праздника сопредседатель Общества дружбы «Башкортостан - Германия», ректор БАГСУ С.Н. Лаврентьев вручил всем участникам дипломы в различных номинациях.
2011/2012 год стал судьбоносным для гимназии №93: в сентябре 2011 года в гимназии состоялась торжественная церемония открытия Фестиваля детских творческих и научнообразовательных проектов, посвященных первому космонавту планеты Земля -Ю.А. Гагарину. В рамках мероприятия состоялась встреча с легендарными космонавтами. Так, гимназию посетили: Владимир Васильевич Коваленок - дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, Президент Федерации космонавтики России, доктор военных наук, профессор, генерал-полковник авиации, совершивший три космических полета; Анатолий Павлович Арцебарский - Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, совершивший космический полет, шесть выходов в открытый космос; Александр Николаевич Баландин - Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, совершивший космический полет и два выхода в открытый космос; Михаил Борисович Корниенко - Герой Российской Федерации, летчик-космонавт России, совершивший космический полет и выход в открытый космос; Урал Назибович Султанов- космонавт-испытатель, проходивший подготовку по программе «Буран», участник подготовки иностранных космонавтов. Делегацию встречали все учителя, учащиеся и родители гимназии; встреча завершилась конференцией, на которой летчики-космонавты отвечали на вопросы учащихся.
В мае 2012 года гимназию вновь посетили космонавты: Владимир Васильевич Ковале-нок, дважды герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, генерал-полковник авиации; Виктор Васильевич Горбатко, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации; Александр Сергеевич Иванченков, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР; Олег Иванович Скрипочка, Герой Российской Федерации, летчик-космонавт РФ, действующий летчик отряда космонавтов РФ, представитель Федерального космического агентства «Роскосмос»; Урал Назибович Султанов, заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, космонавт-испытатель СССР; Махмуд Мухаметзянович Рафиков, советский кинорежиссер, кинооператор, единственный оператор, снимавший легендарных космонавтов после приземления. На встрече присутствовали А.С. Гаязов, министр образования и науки Республики Башкортостан и другие почетные гости. Космонавты встретились с обучающимися и учителями гимназии; состоялись праздничный концерт и презентация наиболее интересных исследовательских работ, выполненных гимназистами.
По инициативе гимназии №93, Ассоциации директоров школ Республики Башкортостан, республиканской общественной организации «Содружество инновационных образовательных учреждений "Интеркинд"», одобренной Правительством Республики Башкортостан, Администрацией города УфА, Федерацией Космонавтики России, в 2012 году присвоено имя летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации Владимира Васильевича Коваленка. Данное решение обусловлено стремлением объединить усилия представителей гражданского общества и власти по сохранению памяти
о легендарных советских космонавтах - Героях Советского Союза и России, популяризации российской науки, стимулирования интересов учащихся к познанию окружающего мира.
Вехи деятельности педагогического коллектива
2004 год - I место в международном конкурсе «Красивая школа».
2007 год - Победитель в номинации «Дополнительное образование в Красивой Школе» (мультимедийный проект);
2007 год - победитель конкурса лучших образовательных учреждений в рамках реали-
зации ПНПО;
2008 год - Победитель Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в
образовании»;
2008 год - активное участие в деятельности Общества Дружбы «Башкортостан-
Германия»;
2009 год - получение профессионально-общественного статуса «Гимназия №93 с фи-
зико-математической специализацией и углубленным изучением английского и немецкого языков»;
2010 год - создание республиканской общественной организации «Содружество инно-
вационных образовательных учреждений с физико-математической специализацией и углубленным изучением английского и немецкого языков ИН-ТЕРКИНД» и участие в проектах Содружества;
2011 год - получение международного сертификата «Ассоциированная школа ЮНЕ-
СКО»;
2011 год - получение золотой медали «Элита Российского образования»;
2012 год - присвоение гимназии №93 имени Коваленка Владимира Васильевича -
Дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР, Президента Федерации космонавтики России, профессора, доктора военных наук, генерал - полковника авиации.
Эффективная творческая работа учителей обусловила соответствующие результаты обучения: на протяжении многих лет качество обучения в гимназии в среднем составляет 62 %, и этот показатель имеет тенденцию к повышению; средний балл по результатам ЕГЭ составляет от 61,5 % до 82 %; ежегодно 100 % выпускников гимназии становятся студентами ведущих вузов Республики Башкортостан (90 %) и России (10 %). Иными словами, гимназия и ее педагоги решают сегодня главную задачу образовательной политики - обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности.