Инновационные проекты и программы в образовании 2008/2
Журнал для педагогов и руководителей инновационных образовательных учреждений
Зарегистрирован Комитетом Российской Федерации по печати.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ №ФС77 - 28489 от 01 июня 2007 года
Редакционная коллегия:
Кузнецов А. А.,
Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Gordana Zindovic Vukadinovic главный редактор журнала “Journal of education “(Nastava I vaspitanje)", вице-президент Комитета по образованию Национальной комиссии ЮНЕСКО, кандидат педагогических наук Голоднова Л.В.,
директор Центра образования №641 имени Сергея Есенина г. Москвы, кандидат педагогических наук Янов О.В.,
кандидат химических наук, заслуженный деятель техники и высоких технологий
Яшина Г.А., директор школы № 64 г. Москвы, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ
Редакция:
Главный редактор Алла Сиденко Зам. главного редактора Ольга Кольцова
Редакторы: Людмила Гольштайн, Оксана Тимофеева,
Александр Янов Ответственный секретарь Елена Сиденко
Верстка Евгений Конобеев Корректор Владимир Фомин
Адрес редакции: 117303, г. Москва, абонентский ящик 9.
Электронный адрес редакции: [email protected] сайт http://in-exp.ru Учредители журнала: ООО «Инновации и эксперимент в образовании»
Редакция не рецензирует и не возвращает рукописи.
Точка зрения редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Подписано в печать 12.08.08. Формат бумаги 60x84/8. Печать офсетная. Бумага офсетная. Тираж 180 экз. Заказ № 88. Отпечатано в типографии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
107014, Москва, ул. Короленко, д. 2/23
© Сиденко А.С., Денисова Л.С.
Кузбеков Ф.Т.,
доктор филологических наук, профессор,
ректор Башкирского института развития образования
СГ)
'х> БАШКИРСКОМУ ИНСТИТУТУ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - 75 ЛЕТ
Башкирский институт развития образования - ведущее государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Башкортостан, научно-образовательный центр развития общего, дошкольного, дополнительного, специального, начального профессионального и среднего специального образования.
Основной целью деятельности института является обеспечение реализации федеральной, республиканской программ развития образования, организация повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, координация методической, опытноэкспериментальной, научно-исследовательской работы в республике, подготовка и проведение аттестации педагогических работников.
В Башкортостане с 1920 г. на базе учительских семинаров стали организовывать педагогические курсы. В 1925 г. появились кабинеты повышения квалификации для учителей. На их базе Коллегия Башнаркомпроса от 4 января 1933 г. принимает постановление следующего содержания: «Башкирский институт повышения квалификации кадров народного образования организовывать с 4 января 1933 г., положение и штаты утвердить».
Данный институт непосредственно занимался вопросами повышения квалификации кадров народного просвещения. Вопросами теоретического плана, организацией и проведением научно-практических конференций занимался Башкирский научно-исследовательский институт педагогики. Он был организован на базе бывшего Областного кабинета педологии при Баш пединституте и социально-культурной секции Башкирского научно-исследовательского института по решению Президиума БашЦИКа от 4 ноября 1931 г.
1 января 1933 г. постановлением Коллегии Башнарком проса институт был выделен как самостоятельная единица. Перед институтом были выдвинуты широкие задачи: проверка выполнения и переработка на краеведческом материале программ начальной и средней школы, разработка вопросов системы народного образования и повышения квалификации и подготовки педагогических кадров, обобщение опыта школ в Башкортостане по всем разделам учебно-воспитательной работы (См. ЦГИА РБ, Ф, Р-1157. Оп.1. Д.21. Л.5).
Не располагая соответствующими кадрами для выполнения выдвинутой задачи, не имея опыта научно-исследовательской работы и достаточных материальных средств (весь коллектив помещался в одной комнате!), институт не справился с ней.
После решений ЦК ВКП (б) об учебных программах и режиме начальной и средней школы 25 августа1932 г, институт изменил свою структуру. Ведущим в институте стал программно-методический сектор с секциями школьной и дошкольной педагогики.
В 1938г. происходит слияние БНИИП с БИПККНО. Коллегия Башнарком проса решением от 15 ноября 1938 г, постановляет о формировании Башкирского института усовершенствования учителей (БИУУ). Следующее переименование учреждения происходит 23 марта 1992 г., в результате появляется Башкирский институт повышения квалификации работников образования (БИПКРО). Под современным названием (Башкирский институт развития образования) учреждение функционирует на основе постановления Кабинета Министров РБ от 24 июля 1996 г.
На сегодняшний день в институте работают 14 кафедр, 3 кабинета, 2 отдела, 3 центра.
Деятельность института как головного института развития образования Республики Башкортостан осуществляется последующим основным направлениям:
1) образовательное (обучение всех категорий работников образования, повышение квалификации и профессиональная переподготовка);
2) методическое (разработка и обеспечение образовательных учреждений республики необходимым научно-методическим инструментарием);
3) научно-исследовательское (научное обеспечение развития региональной системы образования);
4) аттестационное (проведение аттестации работников образования организаций и учреждений Республики Башкортостан).
Институт реализует дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым относятся повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
Повышение квалификации - это обновление теоретических и практических знаний специалистов не реже одного раза в 5 лет в течение профессиональной деятельности.
Ежегодно в институте повышение квалификации проходят более 14 тысяч работников образования республики. Повышение квалификации педагогов осуществляется на основе проводимой сверки педагогических кадров Республики Башкортостан.
Содержание образовательных программ определяется основными направлениями приоритетного национального проекта «Образование», «Концепцией модернизации российского образования», Федеральной целевой программы развития образования на 2006-
2007 годы; учитывает региональные особенности, потребности и запросы слушателей. Большое внимание в программах уделяется таким вопросам, как управление образовательным учреждением в условиях нормативно-бюджетного финансирования, подготовка и проведение ЕГЭ, организация пред профильной подготовки системы объективной оценки качества образования, реализация л ичностно ориентированных технологий и другим. Все учебно-методические программы повышения квалификации работников образования рассматриваются и утверждаются на программноэкспертном совете института.
При проведении занятий используются деловые игры, мастер-классы, разборы конкретных ситуаций, семинары, выездные занятия в образовательных учреждениях, психологических центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях, специальных образовательных учреждениях и др.
Профессиональная переподготовка - это получе-ние новой специальности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования. Курсы переподготовки проводятся по следующим специальностям: башкирский язык и литература, культурология, психология, логопедия, олигофренопедагогика, дошкольная педагогика, сурдопедагогика, педагогика и методика дошкольного образования, история, география, экономика.
Повышение уровня фундаментальной теоретической подготовки педагогов с одновременным усилением ее практической направленности, в переносе акцентов с дисциплинарного, предметного подхода на л ичностно- ориентированную модель - вот задача сегодняшнего дня.
Целенаправленно ведется подготовка педагогов и руководителей к работе в условиях профильного обучения. С этой целью в ходе курсов и проблемных семинаров изучаются особенности учебного плана средней школы, требования Государственного стандарта общего образования на базовом и профильном уровнях, программнометодическое обеспечение преподавания предметов, требования к программам элективных курсов и другие.
Опорными точками обновления общего образования в прошлом учебном году стали образовательные учреждения, учителя, ведущие инновационную деятельность. В том числе 109 лучших школ, 363 учителя, ставших обладателями грантов в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Структурными подразделениями института были запланированы мероприятия по привлечению к реализации комплексного регионального проекта модернизации образования этих победителей, в том числе к проведению «мастер-классов», открытых уроков для слушателей курсов, семинаров-совещаний.
В 2008-2009 учебном году перед институтом стоят следующие задачи:
1. Пропаганда и распространение инновационного опыта педагогических коллективов школ-п ризе ров и лучших учителей.
2. Разработка механизма активного привлечения победителей конкурсов к научно-методической деятельности среди педагогов республики.
3. Проведение мониторинговых исследований по изучению эффективности реализации ПНПО,
4. Консультации в рамках ПНПО.
Таким образом, являясь учреждением дополнительного профессионального образования, БИРО одновременно играет роль центра развития образования республики. Коллектив института находится в постоянном поиске, наращивает свой творческий и научный потенциал. Это является непременным условием и залогом успешной реализации основных направлений модернизации образования в республике.
Сотрудниками Башкирского института развития образования ведется системная целенаправленная работа по внедрению метода исследовательского обучения в образовательный процесс экспериментальных и инновационных школ республики.
В содержание учебно-методического комплекса «Психолого-педагогические основы выявления и развития одаренности детей» для проведения курсов повышения квалификации работников образования, проводимых Центром выявления и развития одаренности детей Башкирского института развития образования для подготовки педагога к работе с одаренными детьми, введены такие темы: «Исследовательский метод обучения», «Учебное исследование в школе», «Организация исследовательской деятельности учителя и ученика», «Методы индивидуальной и групповой работы», «Моделирование, проектирование» и др., которые необходимы для формирования личности учителя - исследователя и ученика - исследователя в современной школе.
Применение поисково-исследовательского подхода в процессе обучения развивает творческое мышление учащихся, приводит к генерированию различных идей в качественном и количественном соотношении. Все педагоги обучаются методике исследовательского обучения на научно-практических обучающих семинарах. Педагогами разрабатываются новые программы, формы уроков, например, такие как уроки-исследования, уроки-проекты. Все учащиеся, начиная с 1 класса, ведут исследовательскую работу. Таким образом, каждый ученик становится членом научного общества. Сеть творческих объединений (НОУ, межшкольные научные общества, МАН школьников) позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Одаренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций поданному предмету Межклассные объединения - секции могут возглавлять преподаватели. Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, снимает основную сложность положения одаренных детей, которые теперь могут двигаться вперед с резким опережением, оставаясь, тем не менее, среди сверстников. Кроме того, совместная исследовательская работа с учителем ставит ученика на уровень сотрудничества. Достижение одаренного ученика оказывает положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но имеет и прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него чувство ответственности за своих товарищей. Вместе с тем такая форма работы позволяет избегать ранней специализации и обеспечивает более универсальное образование детей. В процессе обучения, по мере необходимости, на уроках, на занятиях НОУ рассматриваются выступления учащихся по темам
исследовательских работ, обсуждаются те или иные общие темы между классами или параллельными классами. Большое внимание уделяется организации и проведению практических экспериментов учащимися. В классах проводятся классные конференции, на которых школьники защищают свои исследования и проекты. На школьной конференции выступают лучшие учащиеся-исследователи из каждого класса. В начальных классах исследования ведутся группами в 2-4 человека. Метод исследовательского обучения в образовательном процессе эффективно используется в развитии творческой личности на базе МСОШ №3 с.Кармаскалы Кармаскалинского района, лицее №12 г.Учалы, гимназии - интернат с.Красноусольский Гафурийского района, МОУ СОШ с.Новотаймасово Куюргазинского района, гимназии гАгидель, лицей-интернат г.Белорецка и другие. Например, в школе №3 с.Кармаскалы Кармаскалинского района все учащиеся, начиная с 1 класса, являются членами НОУ -исследователями. В начале года каждый ученик или группа учащихся выбирает тему, определяет пути решения проблемы, изучает литературу, выбирает формы практического эксперимента: опыт, доказательства, факты, статистические расчеты и др. Проводится конференция на уровне класса, весной - школьная конференция, на которых определяются лучшие исследования. Сотрудники БИРО ежегодно участвуют в качестве экспертов на школьной конференции, и каждый раз поражаются тому, насколько оригинально, убедительно решают учащиеся исследуемые проблемы, Например, в прошлом учебном году учащиеся 1 класса данной школы поставили проблему: «Сколько весит школьный портфель?». Проблему решили таким образом: выяснили нормы веса портфеля для каждого класса с первого по четвертый, в течение недели взвешивали портфели учащихся 1-4 классов. Определили, что перевес приходится на вторник и четверг. Выяснили причины перевеса портфелей и разработали рекомендации: администрации - пересмотреть расписание уроков, родителям - сопровождать детей в школу в эти дни, издателям - выпускать учебники в мягкой обложке, в малом объеме. Также они продемонстрировали, к чему приводит перевес портфелей: искривлению позвоночника, переломам, появлению различных хронических болезней и др. Разработки были представлены в виде таблиц, диаграмм, яркой демонстрации негативных факторов и прозвучали очень убедительно. Работа была признана лучшей среди всех исследовательских работ школы и района, несмотря на то, что были очень хорошие, серьезные работы и у старшеклассников.
Громадные потенциальные возможности заложены в развитии исследовательской деятельности учащихся, участвующих в работе научных обществ школ (НОУ). В поле исследовательской деятельности формируется исследователь, происходит деловое, творческое и научное общение между руководителем и исследователями - учащимися, воспитываются и в полной мере раскрываются возможности школьника, его способности в научном поиске. Поэтому личность руководителя, научный авторитет, его собственный опыт играют исключительно важную роль в формировании познавательных интересов у будущих исследователей - ученых в системе внеклассной работы как научное общество учащихся или
малая академия наук школьников. Можно констатировать, что во многих районах успешно работает система НОУ. Кроме обучающих выездных семинаров, курсов для педагогов-руководителей исследовательских работ, а также руководителей НОУ, МАН школьников, руководителей - кураторов отделов образований республики по итогам конкурсов научно - исследовательских работ школьников на базе Башкирского института развития образования сотрудниками ЦВИРОД ежегодно проводится республиканский семинар по теме «Организация исследовательской деятельности учителя и ученика в современной школе», где на занятиях мастер-классов участники знакомятся с передовым опытом экспериментальных школ, на секционных занятиях обучаются основам организации исследовательской деятельности. Специально для таких семинаров публикуются методические рекомендации, позднее все получают сборник материалов семинара.
На базе нашего Центра выявления и развития одаренности детей совместно с отделом общего образования Министерства образования Республики Башкортостан ежегодно проводится республиканский конкурс Малой академии школьников. Сотрудниками центра разработаны положение о постоянно действующей Республиканской МАН школьников, критерии оценки научных работ учащихся на заочном и очном этапе конкурса, которые утверждены Коллегией МО. К оценке работ привлекаются не только ученые Башкирского института развития образования, но и других вузов, таких как Башкирский государственный университет, Башкирский государственный педагогический университет, Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет и другие. Ежегодно активное участие принимают преподаватели математического, физического, исторического факультетов, факультетов экономики, башкирской филологии БГУ, БГПУ, а также кафедры ботаники БГАХ РДЭБЦ и другие.
Результаты республиканского конкурса Малой академии наук показывают, что благодаря системной работе школ, отделов образований вышеуказанных районов и городов, ежегодно достигаются высокие результаты учащимися-исследователями во всех направлениях республиканских, всероссийских конкурсов. Руководители секций отмечают высокий уровень подготовки учащихся, широкий диапазон их исследований на итоговой научно-практической конференции, динамику роста качества и количества разработанных исследовательских работ, также подтверждающих теоретическую и практическую значимость системной работы по выявлению и развитию одаренности детей в республике.
Башкирский институт развития образования Республики Башкортостан успешно разрабатывает свою систему, способствующую развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей на соответствующем уровне. Организация НОУ, проводимые семинары и конференции, отбор и направление лучших юных исследователей республики на всероссийские конкурсы «Старт в науку», «Интеллект. Образование. Наука» и др. способствуют созданию системы интеллектуального и творческого развития личности одаренного ребенка в тех или иных условиях, позволяющих реализовать возможности республиканской программы «Одаренные дети».