ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Ф. Ф.Зайнуллина ИНТЕГРАЦИЯ «ШКОЛА-ВУЗ» КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Ключевые слова: интеграция, инновационное развитие, инновационная модель школы, экспериментальная площадка.
Аннотация: В статье рассматривается опыт научно-методического сотрудничества школы и вуза, позволившего реализовать инновационную программу модернизации образовательной системы школы и преобразования ее в лицей.
Десятилетнее сотрудничество нашей школы и БГПУ имени М. Акмуллы - яркий пример эффективности партнерских отношений: благодаря сложившейся интеграции типа «школа-вуз», обеспечившей необходимые условия инновационного развития, школа сумела пройти трудный, но результативный путь от создания небольшой группы учителей-экспериментаторов до сетевого взаимодействия; от реализации республиканского эксперимента до экспериментальной площадки федерального уровня; от малоизвестной школы в отдаленном районе города до статуса «МОУ Лицей №68». Расширение границ инновационной деятельности в процессе многолетней опытно-экспериментальной работы осуществлено под руководством ученых БГПУ имени М. Акмуллы и, в том числе, Научной лаборатории дидактического дизайна.
Средняя общеобразовательная школа №68 в 2007-2010 гг. являлась экспериментальной площадкой университета по теме «Модернизация подготовительной и обучающей деятельности педагогического коллектива и администрации на основе инструментальной дидактики и проектной деятельности» (предваряющая опытно-экспериментальная работа была начата в конце 90-х годов). Освоение и применение в педагогической практике инструментальной дидактики и проектной деятельности привело к существенному совершенствованию обучающей деятельности учителей школы, повышению профессионализма и педагогической квалификации, с одной стороны; к овладению учащимися универсальными учебными действиями и умениями логически обобщать учебный материал, мотивации выполнять исследовательскую и проектную деятельность, а в итоге - к конкурсной активности и результативности, с другой стороны. В эти же годы в школе осуществлялся переход на предпрофильную подготовку и профильное обучение, открывались классы физикоматематического профиля, что нацелило педагогов на поиск оптимальных путей организации образовательного процесса путем создания педагогически благоприятных условий для личностного роста обучающихся; для успешной работы в профильных классах было необходимо разработать программы для проведения курсов по выбору и элективных курсов. Благодаря консультативной помощи и рецензиям преподавателей университета, были созданы и утверждены на Программно-экспертном совете Института развития образования Республики Башкортостан тридцать программ; часть из них вошли в сборник «Творческая
самореализация педагогов в образовательном учреждении: из опыта работы СОШ №68 г. Уфы, победителя ПНП0-2007». - Уфа : Издательство БИРО, 2009.
Особое внимание уделялось научно-исследовательской работе одаренных детей. Успешным выступлением учащихся на научно-практических конференциях по физике мы обязаны кафедре нанотехнологий БГПУ имени М. Акмуллы: научный руководитель работы с обучающимися - д-р ф-м. н. А.Н. Лачинов; элективный курс по физике для учащихся Х-Х1 классов - аспирант А. Г алиев.
Презентация опыта экспериментальной деятельности прошла на высоком уровне - X и XI Всероссийские форумы «Образовательная среда» в г. Москва. На форуме «Образовательная среда - 2008» был представлен совместный проект Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы и Министерства образования Республики Башкортостан «Сетевая опытно-экспериментальная площадка "Внедрение дидактической многомерной технологии в общем профессиональном образовании"». В состав сетевой площадки вошли МОУ СОШ № 68 и 47, гимназия № 93 и гимназия №1 г.Стерлитамак - экспериментальные площадки НЭЛ ДД. Совместная работа отмечена сертификатом качества и званием победителя Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании», специальный приз был вручен НЭЛ ДД.
В октябре 2009 года в Москве состоялся Всероссийский форум «Образовательная среда» - одно из наиболее значимых событий в сфере образования, ежегодно собирающее сотни представителей инновационного движения в отечественной педагогике. Нашу республику с конкурсным инновационным проектом под эгидой Министерства образования РБ представили общеобразовательные школы № 52, 58 и 68 Калининского района г.Уфа - экспериментальные площадки университета с проектом «Дидактический дизайн образовательной и внеучебной деятельности с использованием ИКТ». Состоялась успешная презентация идей проектирования и реализации единого информационно-образовательного пространства, необходимого для качественного опережающего образования. Деятельность педагогических коллективов трех столичных школ республики получила весьма положительную оценку экспертов форума - дипломы Федерального агентства по образованию «За разработку и демонстрацию проектов, направленных на модернизацию российского образования» и золотая медаль ВВЦ.
Насыщенная программа форумов включала мастер-классы известных педагогов, семинары и круглые столы по актуальной тематике, что способствовало расширению педагогического кругозора и профессиональных контактов участников, обогащению опыта участия в конкурсах российского уровня. Среда форума способствовала обмену достижениями и рождению новых идей и проектов. Если школу и университет связывают многолетние отношения, то с Башкирским институтом социальных технологий «познакомил» нас Образовательный форум - не только демонстрационные стенды стояли рядом, но и, как оказалось, у нас много общего. В те же дни на Международном конкурсе «Красивая школа» в рамках программы Х юбилейной акции ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых - 2009» в г.Санкт-Петербург мы заняли 2-е место. И в БИСТе, и в лицее №68 с 2010 года реализуется федеральный эксперимент; лицей №68 является экспериментальной площадкой Федерального государственного учреждения «ФИРО» по теме «Разработка образовательных моделей с использованием средств ИКТ и педагогического дизайна».
В 2010/2011 учебном году перед коллективом лицея стояла конкретная задача - объединение педагогических потенциалов и налаживание социального партнерства с Научной лабораторией «Дидактический дизайн в профессиональном педагогическом образовании» Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы и Ресурсным центром ЮНЕСКО Республики Башкортостан - Башкирским институтом социальных технологий (филиал) Академии труда и социальных отношений. Этот год стал годом отработки инструментов взаимодействия, что объединило творческие усилия ученых и педаго-гов-практиков для совместного исследования актуальных проблем, а также внедрения результатов в образовательный процесс школ: сформирована конкурентная среда, определе-
ны группы лидеров для распространения практики модернизации - направлений ПНПО, инициативы «Наша новая школа», новой Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы; на базе опытно-экспериментальной площадки отрабатывается новое содержание образования, апробируются эффективные технологии, то есть, сотрудничество является выгодным для всех участвующих сторон.
В настоящее время коллектив МОУ «Лицей № 68» выстраивает новую модель собственного экспериментального и инновационного развития, тесно увязывая ее с развитием и реализацией идей социального партнерства, которое призвано обеспечить непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования, опережающую профессиональную ориентацию обучающихся и успешную социализацию, создавая тем самым благоприятные условия эффективного использования интеллектуального и творческого потенциала для решения общих педагогических и социокультурных задач в рамках сетевой модели взаимодействия.