Ирина Комиссина,
политолог
СТАНЕТ ЛИ ИНДИЯ ПОЛНОПРАВНЫМ УЧАСТНИКОМ «БОЛЬШОЙ ИГРЫ» В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ?
Для большинства аналитиков все более очевидно, что Центральная Азия превратилась в арену «большой игры», в которой задействованы ведущие мировые и региональные державы, в том числе Индия. К тому же в последнее время она явно переросла роль общепризнанного лидера южноазиатского субконтинента и ныне претендует на большее. Центральная Азия расположена относительно недалеко от Индии, имеет с ней общие глубокие исторические корни. Поэтому она оказалась в зоне индийских стратегических интересов, чему способствует (в том числе) значительный потенциал взаимодействия и добрососедских отношений, накопленный за долгие годы традиционного индийско-советского сотрудничества. Вместе с тем Индия стремится не допустить одностороннего расширения влияния Пакистана - ее постоянного соперника в Южной Азии - на республики ЦА, где после ухода России возник вакуум силы, быстро заполняемый многочисленными претендентами. В этой связи индийское руководство поставило перед своими внешнеполитическими и внешнеэкономическими ведомствами задачу целенаправленно развивать отношения и укреплять сотрудничество со странами данного региона. Главным шагом на этом направлении стала инициатива так называемого «Нового шелкового пути индийской внешней политики».
Важное проявление внешнеполитических приоритетов Дели в отношении республик Центральной Азии - обмен визитами глав государств и многочисленных делегаций разного уровня и направленности. В этом контексте большое значение придается развитию так называемой «народной дипломатии». В ходе реализации заявленного курса Индия сумела достичь взаимопонимания с руководителями стран ЦА в вопросах согласования позиций и дипломатических акций по широкому кругу международных проблем: поддержанию мира, урегулированию региональных конфликтов, противостоянию терроризму и сепаратизму, борьбе с незаконным оборотом наркотиков и т.д. Одна из главных внешнеполитических целей Индии (само существование которой как единого государства возможно лишь при условии строгого соблюдения принципа се-
88
куляризма) в Центральной Азии состоит в том, чтобы не допустить распространения и утверждения в этом регионе воинствующего исламского фундаментализма. Индия старается не уступать Пакистану, который широко использует в этих целях мусульманский фактор, в интенсивности и масштабности сотрудничества с республиками ЦА. К этому ее побуждает прежде всего стремление не допустить чрезмерного сближения данных государств с Пакистаном на основе исламской общности, которое в дальнейшем могло бы привести к тому, что республики региона начнут разделять пропа-кистанскую позицию по кашмирскому вопросу.
Индийское руководство изначально осознавало, что, несмотря на однозначные заявления глав всех стран ЦА относительно приверженности секуляристской политике в своих государствах, проиндийские взгляды этих стран отнюдь не гарантированы. Необходима активная дипломатическая работа, которую и демонстрирует ныне внешнеполитическое ведомство Индии. Один из ее результатов - вступление республик региона в ряды Движения неприсоединения, в котором Дели играет лидирующую роль. Туркменистан и Узбекистан уже стали его полноправными членами, а Киргизстан и Казахстан выступают в качестве наблюдателей. В то же время Индия активно участвует в Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), инициированном президентом Казахстана Н. Назарбаевым. Со своей стороны, страны ЦА поддерживают кандидатуру Индии в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН и наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества. Выступают они и за необходимость принятия ООН «Всеобъемлющей конвенции по борьбе с международным терроризмом», предложенной Индией.
Развитию отношений способствует взаимная заинтересованность сторон в решении вопросов региональной безопасности, афганского урегулирования, борьбы против религиозного экстремизма, терроризма и наркобизнеса. Особая опасность - как для Центральной Азии, так и для Индии - таится в просачивании террористов из Афганистана (преимущественно в район Кашмира) и в их прямых акциях. В этой связи в 2003-2005 гг. Индия заключила двусторонние соглашения с Таджикистаном, Казахстаном, Узбекистаном и Киргизстаном о сотрудничестве в противодействии терроризму, предусматривающие создание объединенных антитеррористических групп, обмен опытом, проведение совместных учений и стажировку в Индии военнослужащих из этих госу-
89
дарств. Особенно тесное военно-политическое взаимодействие развивается между Индией и Таджикистаном: национальные кадры вооруженных сил РТ проходят подготовку в индийских военных учебных заведениях, в частности в Академии национальной обороны (г. Пуна), Военной академии (г. Дехрадун) и др. Кроме того, Индия оказывает помощь в укреплении материально-технической базы армии Таджикистана. Наряду с этим в 2003 г. прошли совместные учения подразделений спецназа по борьбе с терроризмом. Индия инвестировала 25 млн. долл. в реконструкцию аэродрома «Айни» под Душанбе, который она использовала для доставки гуманитарных грузов в Афганистан, причем по мере проведения работ в индийских СМИ появлялись сообщения о якобы имеющемся у Дели намерении разместить на аэродроме эскадрилью вертолетов Ми-17 (по другим данным, 12 истребителей МиГ-29) и учебно-тренировочные самолеты «Киран», а со временем даже превратить его в собственную военную авиабазу. СМИ Пакистана расценили эти действия как шаг, направленный на укрепление индийского военного присутствия в Таджикистане и в Центральной Азии в целом. Однако официальные лица Душанбе и Дели опровергают эти предположения.
Обеспечение стабильности в государствах ЦА отвечает интересам Индии в укреплении собственной национальной безопасности. Ведь если в странах региона установятся режимы правления исламского фундаменталистского толка (в результате активности действующих здесь таких экстремистских группировок, как, например, Исламское движение Туркестана /бывшее Исламское движение Узбекистана/ИДУ и «Хизб ут-Тахрир»), то эти страны могут подпасть под влияние Пакистана. Тогда Исламабад получит возможность использовать их в качестве союзников в очередном витке военно-политической конфронтации с Дели. Вот почему Индия рассматривает республики ЦА как «буферную зону» для сдерживания международного исламского фундаментализма.
А ситуация в регионе складывается достаточно сложная. Так, отмечается обострение проблемы религиозного экстремизма, что наиболее характерно для Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана. С обретением суверенитета все государства ЦА однозначно выбрали светскую модель развития, однако в дальнейшем стала отчетливо прослеживаться тенденция к радикализации ислама, о чем красноречиво свидетельствует пример религиозного формирования «Хизб ут-Тахрир», наиболее глубоко пустившего свои корни в ре-
90
гионе. Начав свою деятельность с Киргизстана, Таджикистана и Узбекистана, в конце 90-х годов организация распространила ее и на Казахстан. «Хизб ут-Тахрир» была признана экстремистской, ее функционирование запрещено на территориях указанных стран, а последователи подвергаются судебному преследованию. Тем не менее она не прекратила подпольную работу, продолжает активно заниматься пропагандой, подчас переходя непосредственно к подрывной деятельности. По признанию экспертов, под влиянием внешних внутренних факторов «Хизб ут-Тахрир» настолько радикализировалась в регионе, что методы и формы ее функционирования перестали отличаться от тактики других террористических организаций и идут вразрез с принципами ее деятельности в Европе, на Ближнем Востоке и в других государствах СНГ.
В этой связи понятны озабоченность Индии по поводу ситуации в регионе и серьезное внимание, которое она уделяв развитию отношений в сфере безопасности. Бывший индийский высокопоставленный военный В.П. Малик считает, что в геостратегическом плане республики ЦА являются частью окружения Индии, в связи с чем ей необходимо обеспечивать в данном регионе законные национальные интересы, а для этого Дели вынужден принимать участие в «большой игре» в Центральной Азии. При этом неоспоримое преимущество Индии - отсутствие негативного исторического наследия в отношениях с этими республиками, в настоящее время она не представляет для них ни идеологической, ни демографической, ни территориальной, ни какой-либо иной угрозы.
Страны ЦА представляют для Индии большой потенциальный рынок сбыта промышленной продукции, а также перспективный источник топливно-энергетических и иных ресурсов. Причем, судя по результатам встреч на разных уровнях, такое взаимодействие отвечает интересам всех сторон. К тому же Индия намерена использовать регион в качестве коридора для поставки своих товаров в Россию и государства Европы, хотя в ряде современных публикаций индийских экспертов и аналитиков (И. Банерджи, Г. Сахдевы, Р. Сикри и др.) утверждается, что Центральная Азия важна для Дели исключительно с точки зрения интересов безопасности, а не торговой или экономической привлекательности. По всей видимости, здесь присутствует определенный элемент лукавства, поскольку вряд ли быстрорастущая экономика, какой, несомненно, является индийская, добровольно откажется от торговой экспансии на зарубежные рынки. Скорее другое, как утверждает
91
тот же И. Банерджи (исполнительный директор Индийского фонда изучения вопросов безопасности и политических рисков, Нью-Дели), Индия достаточно поздно и слишком медленно включилась в «битву» за энергетические ресурсы Центральной Азии. Кроме того, ее экономическое проникновение в этот регион сдерживает отсутствие прямого доступа к нему. Особенно привлекают Дели перспективы импорта сырья из республик Центральной Азии, в первую очередь нефти и газа, а также цветных и драгоценных металлов, преимущественно - золота. Тем не менее, по утверждению индийских экономистов, торгово-экономическое сотрудничество между сторонами находится на крайне неудовлетворительном уровне, с чем нельзя не согласиться, хотя потенциал взаимовыгодных отношений значителен. Хотя за годы сотрудничества стороны и создали необходимую нормативно-правовую базу (Индия подписала практически со всеми республиками ЦА соглашения о торгово-экономическом партнерстве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, об избежании двойного налогообложения, о режиме наибольшего благоприятствования в торговле), однако для нынешней ситуации характерен весьма низкий уровень двусторонней торговли. Несмотря на тенденцию к росту, объемы ее крайне малы: в последние годы доля стран региона во внешней торговле Индии не превышает 0,1%, а доля Индии для Центральной Азии равна 0,3%. При этом более половины товарооборота приходится на долю Казахстана.
Торговля между государствами свелась в основном к обмену традиционными товарами. Индия экспортирует в республики ЦА фармацевтические товары, медицинское оборудование, информационные технологии, текстиль, чай, косметику, пластмассу, химикаты и пр. Импорт состоит большей частью из хлопка-сырца, стали, чугуна, цинка, продукции химической промышленности и т.д. Не помогла даже принятая в 2003 г. правительством Индии специальная программа «Фокус на страны СНГ», направленная на увеличение экспорта в эти государства и на расширение двустороннего торгового сотрудничества с ними, в том числе со всеми пятью республиками ЦА. В реализации программы принимают участие ведущие торговые фирмы («India Trade Promotion Organization» - ITPO, «Export Promotion Councils» EPCs, «Apex Chambers of Commerce & Industry» и др.) и финансовые структуры (Exim Bank, «Export Credit Guarantee Corporation» - ECGC и т.д.) Индии. В рамках программы проводится большое количество мероприятий,
92
включая обмен делегациями, организацию выставок, ярмарок и семинаров, маркетинговое исследование рынка, публикацию каталогов товаров и брошюр, посвященных особенностям местных рынков, и пр. Однако Индия не делает крупных инвестиций в экономику республик региона - за исключением металлургического проекта в Казахстане. Ограничено и количество совместных предприятий. В этом плане лидирует Узбекистан, где, по данным Госкомстата ре публики, ныне функционирует 31 предприятие при участии инвесторов из Индии. Основные направления деятельности предприятий с индийским капиталом - выпуск товаров народного потребления, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, изготовление лекарственных препаратов, строительство, туризм, оптовая и розничная торговля и т.д. Индийская компания «Spentex» инвестировала в текстильную промышленность Узбекистана 81 млн. долл.
В Киргизстане индийская нефтяная компания «Jagson Oil Ltd» вложила свыше 1 млн. долл. в постройку шести АЗС в Ошской области. По мнению сторон, к наиболее перспективным сферам сотрудничества относятся горнодобывающая, нефтегазовая, энергетическая и текстильная отрасли, шелководство, сельское хозяйство и область высоких технологий. Все еще невысокий уровень экономического взаимодействия объясняется тем, индийские бизнесмены опасаются вкладывать средства в страны ЦА. Тормозят рост индийских инвестиций и развитие двусторонней торговли, недостаточные банковские связи. Лишь недавно в Казахстане открылось отделение индийского банка «Punjab Nation; Bank».
Вместе с тем следует признать, что благодаря деятельности таких компаний, как «Ajanta», «Ranbaxy» и т.д. Индия более чем на 30% удовлетворяет потребность республик региона в лекарственных препаратах. Создан и действует ряд СП, специализирующихся на производстве медикаментов, например «Gufic Avicenna Limited», «Shreya Life Scientist pharmaceutical», «Turkmenderman-Ajanta Pharma Ltd», «Reddy-Pharmed Limited». Главная причина незначительного присутствия индийских компаний на централь-ноазиатском рынке заключается, по их мнению, в транспортных и коммуникационных трудностях, поскольку Индия не имеет обшей границы ни с одной из республик, а последние, в свою очередь, не имеют выхода к океану.
Индия отделена от республик ЦА Пакистаном и Афганистаном. Если учитывать нестабильную ситуацию в Афганистане, то
93
традиционный маршрут в Центральную Азию через его территорию будет, по всей вероятности, еще долго заблокирован. Кратчайший путь в регион лежит через Пакистан, однако последний упорно отвергает все права Индии на транзит товаров через его территорию. В результате большой проблемой становится даже налаживание Индией прямой торговли с Афганистаном. Ситуация особенно осложняется в периоды обострения отношений с Пакистаном, который закрывает свое воздушное пространство для пролета индийских самолетов, чем окончательно изолирует Индию от региона. В результате, чтобы получить доступ в Центральную Азию, Индия вынуждена использовать транспортные маршруты, проходящие через территорию Ирана. Определенные перспективы по развитию региональной торговли возникли после подписания (февраль 1997 г.) соглашения между Туркменистаном, Индией и Ираном о международном автомобильном и железнодорожном транспорте и транзите. Этот документ предоставил Индии возможность использовать мультимодальный коридор для доставки своих товаров через Иран и Туркменистан в государства СНГ и Европы, а конкретно - морем в иранский порт Бендер-Аббас в Персидском заливе, оттуда по территории Ирана наземным (автомобильным или железнодорожным) транспортом - до туркменского приграничного города Серахса и далее - в страны СНГ и Европы, а также в обратном направлении. Впоследствии к указанному маршруту присоединились Узбекистан и Киргизстан. В настоящее время этот транспортный коридор уже активно функционирует.
Международный мультимодальный транспортный коридор Север-Юг, решение о создании которого в 2000 г. приняли в Санкт-Петербурге представители России, Индии и Ирана, также позволил несколько расширить возможности Индии для развития торговых отношений со странами Центральной Азии, тем более что к нему присоединились Казахстан, Таджикистан и Киргизстан.
Однако, по мнению индийских специалистов, все возможные маршруты в Центральную Азию, проходящие через иранскую территорию, нельзя считать надежными и оптимальными, даже без учета нынешней напряженной международной ситуации вокруг Ирана. Исходя из этого, единственный приемлемый для Дели вариант налаживания сухопутных связей с регионом - возможность создания транспортного коридора через территорию Китая, отношения с которым в последние годы кардинально улучшились. (В частности, речь идет о торговых маршрутах.) Этот вариант особен-
94
но привлекателен с учетом недавно объявленных планов Пекина построить 12 автодорог (пять из них будут проложены в ближайшие годы), связывающих Западный Синьцзян с городами республик ЦА. В настоящее время открывается возможность еще одного маршрута между Центральной Азией и Индией: недавно была возобновлена работа над проектом евроазийской железной дороги Узбекистан - Афганистан-Пакистан-Индия. Речь идет 600-километровой магистрали Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Джелалабад-Пешавар-Исламабад-Нью-Дели. Договоренность о ее сооружении была достигнута еще в середине 50-х годов правительствами СССР, Индии и Афганистана, однако политические факторы помешали реализации данного плана. В конце же 90-х страны -участницы Организации регионального сотрудничества Южной Азии (8АЛИК); заявляли о необходимости наладить сквозное железнодорожное сообщение в рамках указанного блока, т.е. фактически вспомнили об этом проекте. Тем не менее реальная возможность перевести упомянутый план в практическую фазу появилась лишь с недавним обретением Афганистаном статуса ассоциированного члена 8ААКК. Проект будет финансироваться из фондов этой организации и, возможно, Исламского банка развития. Таким образом, Дели, вероятно, все же сумеет преодолеть транспортные проблем, все еще тормозящие развитие ее торговых связей с республиками ЦА.
В инвестиционной сфере ситуация также далека от благополучной. За годы сотрудничества для республик ЦА были открыты кредитные линии на общую сумму около 100 млн. долл., но ее незначительность характеризует данный факт лишь как политический жест проявления доброй воли. К тому же в Узбекистане, Казахстане и Киргизстане даже не смогли полностью освоить указанные средства. В последние годы предприняты определенные шаги, побуждающие индийские компании инвестировать в экономику стран региона. Так, рассматривалась возможность учредить фонд, который оказывал бы финансовую помощь индийским бизнесменам, желающим создать СП в государствах региона. Таковой - Фонд «Индия - Центральная Азия» - стал реальностью в 2005 г. В плане инвестиционных возможностей наиболее перспективно для всех сторон сотрудничество в сфере энергетики, поскольку Казахстан, Туркменистан и Узбекистан располагают богатыми запасами нефти и газа, а Киргизстан и Таджикистан - гидроэнергоресурсами. Индия, в последние годы демонстрирующая достаточно высокие тем-
95
пы экономического роста - до 7% в год, все больше нуждается в энергоносителях. Страна занимает шестое место в мире по объему рынка энергетики, причем 40% ее внутренних потребностей обеспечивается за счет нефти и газа, которые приходится ввозить из-за рубежа, что приводит к тому, что Индия становится все более зависимой от импорта. В результате она вынуждена в интересах собственной безопасности диверсифицировать источ-ники получения углеводородного сырья; в частности, ее поставки из государств Ближнего Востока ныне достигают 70%.
Правда, Индия лишь начинает обозначать собственное присутствие в энергетической сфере республик ЦА, хотя намерение взаимодействовать с ними она выказывала уже довольно давно, например еще в 1997 г. предприняла первые попытки получить концессии на разведку нефтяных месторождений в Казахстане и Туркменистане, причем проводить соответствующие работы собиралась лишь в сотрудничестве с иностранными структурами. Индийская государственная нефтегазовая компания «Oil and Natural Gas Corporation of India» (ONGC) объявила, что при освоении нефтегазового потенциала стран Центральной Азии она будет ориентироваться или на создание консорциумов для получения концессий, или на образование совместных предприятий. О желании присоединиться к таким концессиям говорили также компании «Hindustan Petroleum Corp., Ltd» и «Gas Authority of India, Ltd». Тем не менее до сих пор присутствие Индии на энергетическом рынке Казахстана остается номинальным, хотя ее компании хотели бы заключить контракты на разведку и эксплуатацию месторождений нефти РК на Каспии. Пока индийская нефтегазовая компания «ONGC-Videsh, Ltd» (дочернее предприятие ONGC, действующее исключительно за рубежом) владеет в Казахстане пакетами акций нефтяных месторождений «Курмангазы» и «Алибекмола» (10% и 15% соответственно). Дели закупает нефть у Астаны по схеме замещения: казахстанское сырье поступает по морю в иранский порт Бендер-Аббас, а ИРИ поставляет свою нефть в Индию. Вместе с тем Дели не теряет надежды заключить крупный контракт, поскольку двустороннее сотрудничество с компанией «КазМунайГаз» и «ONGC-Videsh, Ltd» по разведке и разработке на шельфе Каспийского моря закреплено протоколом Пятого заседания казах-станско-индийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, промышленному и культурному сотрудничеству от 18 февраля 2005 г.; в ходе мероприятия
96
стороны подписали также Меморандум о взаимопонимании. Согласно этому документу, Индии предложили на выбор два участка: «Махамбет» и «Сатпаев». По результатам же их технико-экономической оценки она предпочла второй (как более перспективный для дальнейшей совместной деятельности). В настоящее время ведутся коммерческие переговоры по основным условиям реализации проекта, однако консенсус относительно доли индийской компании в нефтяном блоке «Сатпаев» еще не достигнут. Дели настаивает на 50%-ной доле, Астана же считает, что изначально доля Индии не должна превышать 35%, но по мере разработки месторождения она может увеличиться до 50% . По результатам переговоров ожидается заключение Соглашения о принципах сотрудничества, после чего в правительство РК будет передано предложение о подписании контракта на недропользование на данном участке. До того Индия уже дважды проигрывала тендеры в Казахстане. В целях разработки участка «Сатпаев» принято решение создать совместное предприятие, в которое войдут индийские компании «ONGC-Videsh, Ltd» и «Mittal Group», а с казахстанской стороны - «КазМунайГаз». По некоторым данным, на сей раз правительство РК дает возможность индийской компании «ONGC-Videsh, Ltd» приобрести долю в нефтяном блоке «Сатпаев», ожидая взамен поддержки Индией вступления республики в ВТО.
В апреле 2007 г. инвестиционный фонд «Mittal Investments» приобрел 50% активов «Caspian Investments Resourses» (CIR), принадлежащих дочерней компании «ЛУКойл» - «Lukoil Overseas»; стоимость сделки составила 980 млн. долл. Кроме того, Фонд взял на себя обязательство выплатить наполовину непогашенный долг компании (160 млн. долл.). CIR принадлежат нефтедобывающие активы на пяти перспективных месторождениях Казахстана: «Али-бекмола», «Кожасай», «Северные Бузачи», «Карадук» и «Арман». Их запасы оцениваются в 270 млн. баррелей, а в 2005 г. добыча ее составила 11,6 млн. баррелей. Большие надежды Индия связывает с присоединением к проектам, которые осуществляет Россия. Так, уже ведутся переговоры на высшем уровне о подключении к казах-станско-российскому проекту по разработке каспийского нефтяного месторождения «Курмангазы» индийской компании «ONGC-Videsh, Ltd». Дели планирует инвестировать в реализацию этого проекта, рассчитанного на 30 лет, около 1,5 млрд. долл.
Во время визита президента Узбекистана Ислама Каримова в Индию, состоявшегося в апреле 2005 г., среди прочих обсуждались
97
вопросы сотрудничества в сфере энергетики. При этом отмечалось, что Дели готов инвестировать в нефтегазовую отрасль Ташкента, привлекательную для индийских компаний по двум причинам. Во-первых, это возможность активно участвовать в разведке и добыче нефтегазовых ресурсов страны и проектах, а также в проектах по транспортировке узбекского газа по транснациональным трубопроводам на рынки государств Южной и Северо-Восточной Азии. Во-вторых, Индия заинтересована в том, чтобы Узбекистан присоединился к проекту строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия. В апреле 2006 г. стороны подписали ряд документов о сотрудничестве в нефтегазовой сфере. Среди них особого внимания заслуживают Меморандум о взаимопонимании в сотрудничестве между Национальной холдинговой компанией «Узбекнефтегаз» и Министерством нефти и газа Индии, а также Меморандум о взаимопонимании в партнерстве по разведке газовых месторождений между Национальной холдинговой компанией «Узбекнефтегаз» и индийской фирмой «Gas Authority of India, Ltd». В апреле 2007 г. последняя получила возможность разрабатывать два газовых месторождения Узбекистана.
Серьезный прорыв в энергетическом сотрудничестве Индии с Туркменистаном произошел в октябре 2006 г. - в ходе визита в Ашхабад представительной индийской делегации во главе с министром иностранных дел страны Е. Ахамедом. Компания «Gas Authority of India, Ltd» провела успешные переговоры с госпредприятием «Туркменгаз» об участии в проектах по разведке и добыче газа, прокладке газопроводов и городских газораспределительных систем. А фирма «Engineering India, Ltd» выразила надежду на участие в модернизации Чарджоуского нефтеперерабатывающего завода и строительстве нового НПЗ.
Если индийские компании получат доступ к разработке нефтегазовых месторождений стран Центральной Азии, то возможность обеспечения регулярных поставок углеводородного сырья в Индию будет затруднена из-за отсутствия необходимой трубопроводной системы.
С точки зрения Дели удачным решением этой проблемы была бы реализация так называемого «проекта века» - строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан, активно поддерживаемого США. Соответствующие переговоры начались еще в 1997 г., когда заинтересованные стороны заключили соглашение о прокладке газо- и нефтепровода, а Пакистан приступил к расшире-
98
нию мощностей порта Гвадар (пров. Белуджистан). Стоимость магистрали оценивается в 3,3 млрд. долл. Газопровод диаметром 56 дюймов (1420 мм) и с рабочим давлением 100 атмосфер рассчитан на пропускную способность в 33 млрд. м3 в год. По соглашению с Ашхабадом предполагалось, что в течение 30 лет будет осуществляться транспортировка до 20 млрд. м3 природного газа на рынки Пакистана. Однако в дальнейшем стало ясно, что потребности последнего не превышают 12 млрд. м3, так что рентабельность проекта призвано обеспечить продолжение газопроводной нитки до Индии. При этом значительно снижается себестоимость газа. Исламабад приложил немало усилий для продвижения данной идеи, приглашая Дели участвовать в этом проекте, однако в то время в Индии существовали различные подходы к участию в нем. По мнению ряда экспертов, поставки туркменского газа через Пакистан в Индию могли бы стать той основой, на которой начнется их будущее сотрудничество. Сторонники такого подхода считали, что на фоне огромных дивидендов, которые сулит индо-пакистанское взаимодействие в сфере энергетики, даже нерешенные проблемы (в первую очередь кашмирская) будут восприниматься как «незначительные раздражительные моменты» в отношениях двух государств. Другие специалисты, напротив, относились к проекту с недоверием, справедливо полагая, что даже при незначительном ухудшении двусторонних отношений Пакистан перекроет поставки туркменского газа.
В связи с нестабильной ситуацией в Афганистане продолжавшиеся много лет переговоры о создании консорциума не увенчались успехом. Правда, победа в Афганистане сил международной антитеррористической коалиции способствовала реанимации планов строительства упомянутого газопровода. Ашхабад, Исламабад и Кабул почти в унисон заговорили о возобновлении переговоров по проекту; естественно, основной проблемой для заинтересованных сторон был его финансовый аспект. Недаром вопрос о прокладке этой магистрали обсуждался и на встрече президента Туркменистана С. Ниязова с помощником госсекретаря США Элизабет Джонс, которая посетила Ашхабад в начале 2002 г. «Ситуация настолько изменилась, что, возможно, интерес американских компаний к этому проекту возродится», - отметила она по завершении переговоров. Бесспорно, Соединенные Штаты предпочитают, чтобы в Пакистан поступал туркменский, а не иранский газ.
99
В 2002 г. Индийская государственная нефтегазовая компания предложила проект, призванный составить конкуренцию Трансафганскому газопроводу. Он предусматривал участие России, Китая, а также Индии и получил громкое название «Энергетическая магистраль». Согласно этому варианту трубопровод должен протянуться из РФ через Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и СУАР КНР в северную часть Индии (минуя Афганистан и Пакистан). Магистраль пройдет через г. Каши в СУАР, затем по так называемой Линии контроля - международно-признанной границе между Индией и Пакистаном, - через ледник Сиачен - в индийский Кашмир, далее - в штат Химачал-Прадеш в Нью-Дели. Оценочные затраты на реализацию проекта - 15 млрд. долл. Однако экономические и технические расходы на строительство трубопровода со стороны ONG остались непроработанными. К тому же, как выяснилось, например, в ходе обсуждения проекта на Третьем китайско-российско-казахстанском нефтегазовом форуме в Шанхае (2006), Москва и Пекин выражают сомнение в возможности его осуществления. Россия считает проект невыгодным, так как полагает, что проще доставлять нефть в Индию морем.
С финансовой точки зрения реализация данного проекта еще менее вероятна, чем предыдущего. Крупные иностранные инвесторы не будут вкладывать средства в проект, конкурирующий с уже существующими и детально проработанными планами. Для индийских инвесторов трубопровод, проходящий через несколько стран, а главное, Линию контроля, слишком рискованный и дорогой. Для России и Китая - в отличие от республик Центральной Азии, заинтересованных в экспорте нефти и газа, - на первом месте стоят геополитические аспекты и вопросы безопасности. Правительство КНР вряд ли гарантирует коридор для трубопровода через Линию контроля китайско-индийской границы по соображениям безопасности. По тем же причинам с 1992 г. Пекин отклонял настоятельные просьбы Дели, касавшиеся прокладки железной дороги из Индии в Центральную Азию через Западный Китай. В результате, несмотря на наличие ряда проектов, реальные перспективы обеспечения трубопроводных поставок в Индию пока отсутствуют. Возможно, именно поэтому министр нефтяной и газовой промышленности страны М.Ш. Айяр, выступая в ноябре 2005 г. на конференции азиатских производителей и потребителей нефтегазовой продукции, состоявшейся в Нью-Дели, предложил создать Азиатскую нефтегазовую сеть, связывающую Бангладеш, Индию,
100
Иран, Китай, Корею, Мьянму, Пакистан, Россию, Таиланд, Японию и республики Центральной Азии. Протяженность этой сети превышает 20 тыс. км, а ее строительство оценивается в 22,5 млрд. долл.
К успешно развивающейся сфере взаимодействия Индии с государствами Центральной Азии относится образование. С начала 1990-х годов во всех странах региона внедряется Программа технико-экономического сотрудничества «Айтек», инициированная еще в 1964 г. для оказания экономического и технического содействия развивающимся государствам Азии, Африки и Латинской Америки. С ее помощью Индия передает накопленный ею опыт посредством обучения зарубежных специалистов в своих учебных заведениях или направляя в развивающиеся страны экспертов для реализации отдельных проектов. При этом акцент делается на бесплатной учебе иностранцев в лучших институтах Индии по таким специальностям, как СМИ, банковское дело, финансы, дипломатия, менеджмент, малый бизнес, сельское хозяйство. За прошедшие годы в рамках данной программы подготовлено свыше 600 специалистов из Узбекистана, 561 - из Казахстана, 200 - из Туркменистана, 343 - из Таджикистана. Дл содействия в подготовке кадров национальных специалистов Дели создал в Ташкенте, Алма-Ате и Душанбе центры информационных технологий. В 2006 г. были подписаны Меморандумы о намерениях открыть такие же структуры в Ашхабаде и Бишкеке. Кроме того, планируется создать в Ташкенте узбекско-индийский центр развития предпринимательства.
В начале 1990-х годов во внешнеполитической стратегии Дели появилось новое правление - Центральная Азия. Его важность для Индии определяется прежде всего политическим значением и экономическим потенциалом стран региона, а также их имеющей глубокие исторические корни культурной общностью с Индией. Следует отметить, что на политику Дели по отношению к республикам ЦА существенно влияет сохраняющаяся между Индией и Пакистаном конфронтация, связанная с Кашмиром. В этом контексте основные задачи Дели, по мнению индийских ученых, состоят в том, чтобы не допустить вступления стран региона во враждебный для Индии альянс, а также тщательно отслеживать любые стратегические успехи Пакистана в Центральной Азии. Этим объясняется то, почему дипломатическая активность в регионе как Дели, так и Исламабада весьма высока, в общем выше их экономического присутствия. В последние годы Индия демонстрирует достаточно высокие темпы экономически роста (6-8% в год), однако она не мо-
101
жет предложить странам ЦА крупные инвестиции в развитие инфраструктуры и коммуникаций, в охрану экологии, т.е. в сферы, насущные проблемы которых особенно остро стоят на повестке дня государств региона. В результате Дели не входит ни в состав главных инвесторов стран ЦА, ни в число их основных торговых партнеров. И все же отношения между ними исконно носят дружественный характер, хотя Индии не удается обеспечить соответствующего уровня экономического присутствия в регионе.
Дели связывает определенные перспективы с развитием сотрудничества по разработке запасов углеводородов республик ЦА, что, однако, тормозится в силу отсутствия соответствующей трубопроводной системы. При этом следует особо отметить, что практически все государства региона весьма заинтересованы в транспортировке в выгодном им направлении своих энергоресурсов. Несомненно, подобная стратегия преследует конкретные геополитические цели, поскольку в современном мире все большую роль обретает контроль над топливно-энергетическими ресурсами и средствами их доставки. Более того, в перспективе именно энергетические маршруты будут определять региональные союзы и геополитическую обстановку не только в Центральной Азии, но и на евразийском пространстве в целом. В этой связи крайне важен маршрут будущего трубопровода из регионов Индию.
Большинство экспертов считают, что Дели целесообразно реализовывать свои амбиции в странах ЦА не в одиночку, а совместно со своим устоявшимся партнером - Москвой. Да и для РФ роль Индии - как традиционно дружественной страны - все более возрастает в условиях изменения геополитической ситуации.
Вместе с тем, исходя из результатов анализа темпов развития политического и экономического сотрудничества Индии с государствами ЦА, можно сделать вывод, сводящийся к тому, что в краткосрочной или среднесрочной перспективе Дели вряд ли сможет занять в республиках региона достаточно весомое положение.
Однако, учитывая вполне реальную возможность усиления транспортного и трубопроводного взаимодействия Дели с этими странами, в долгосрочной перспективе влияние индийского фактора на ситуацию в ЦА должно возрасти. Не исключено, что Индия еще сыграет свою роль в поддержании баланса интересов в регионе между такими государствами, как Россия, Китай и США.
«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), 2008, № 1, с. 68-80.
102