Научная статья на тему 'Станет ли Индия полноправным участником "большой игры" в Центральной Азии?'

Станет ли Индия полноправным участником "большой игры" в Центральной Азии? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
770
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ИНДИЯ / СВМДА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ / ПАКИСТАН / АФГАНИСТАН / ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТРУБОПРОВОДНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комиссина Ирина

Для большинства аналитиков все более очевидно, что Центральная Азия превратилась в арену "большой игры", в которой задействованы ведущие мировые и региональные державы, в том числе Индия. К тому же в последнее время она явно переросла роль общепризнанного лидера южноазиатского субконтинента и ныне претендует на большее. Центральная Азия расположена относительно недалеко от Индии, имеет с ней общие глубокие исторические корни. Поэтому она оказалась в зоне индийских стратегических интересов, чему способствует (в том числе) значительный потенциал взаимодействия и добрососедских отношений, накопленный за долгие годы традиционного индийско-советского сотрудничества. Вместе с тем Индия стремится не допустить одностороннего расширения влияния Пакистана — ее постоянного соперника в Южной Азии — на республики ЦА, где после ухода России возник вакуум силы, быстро заполняемый многочисленными претендентами. В этой связи индийское руководство поставило перед своими внешнеполитическими и внешнеэкономическими ведомствами задачу целенаправленно развивать отношения и укреплять сотрудничество со странами данного региона. Главным шагом на этом направлении стала инициатива так называемого "Нового шелкового пути индийской внешней политики". Важное проявление внешнеполитических приоритетов Дели в отношении республик Центральной Азии — обмен визитами глав государств и многочисленных делегаций разного уровня и направленности. В этом контексте большое значение придается развитию так называемой "народной дипломатии". В ходе реализации заявленного курса Индия сумела достичь взаимопонимания с руководителями стран ЦА в вопросах согласования позиций и дипломатических акций по широкому кругу международных проблем: поддержанию мира, урегулированию региональных конфликтов, противостоянию терроризму и сепаратизму, борьбе с незаконным оборотом наркотиков и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Станет ли Индия полноправным участником "большой игры" в Центральной Азии?»

СТАНЕТ ЛИ ИНДИЯ ПОЛНОПРАВНЫМ УЧАСТНИКОМ «БОЛЬШОЙ ИГРЫ1» В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ?

Ирина КОМИССИНА

старший научный сотрудник отдела проблем Азии и АТР Российского института стратегических исследований (Москва, Россия)

Для большинства аналитиков все более очевидно, что Центральная Азия превратилась в арену «большой игры», в которой задействованы ведущие мировые и региональные державы, в том числе Индия. К тому же в последнее время она явно переросла роль общепризнанного лидера южноазиатского субконтинента и ныне претендует на большее.

Центральная Азия расположена относительно недалеко от Индии, имеет с ней общие глубокие исторические корни. Поэтому она оказалась в зоне индийских стратегических интересов, чему способствует (в том числе) значительный потенциал взаимодействия и добрососедских отношений, накопленный за долгие годы традиционного индийско-советского сотрудничества. Вместе с тем Индия стремится не допустить одностороннего расширения влияния Пакистана — ее постоянного соперника в Южной Азии — на республики ЦА, где после ухода России возник вакуум силы, быстро заполняемый многочисленными претендентами. В этой связи индийское руководство поставило перед своими внешнеполитическими и внешнеэкономическими ведомствами задачу целенаправленно развивать отношения и укреплять сотрудничество со странами данного региона. Главным шагом на этом направлении стала инициатива так называемого «Нового шелкового пути индийской внешней политики»1.

1 Cm.: Opening Remarks of Prime Minister Vaj-

payee at a Press Conference, 5 June 2002 [http://www.

Важное проявление внешнеполитических приоритетов Дели в отношении республик Центральной Азии — обмен визитами глав государств и многочисленных делегаций разного уровня и направленности. В этом контексте большое значение придается развитию так называемой «народной дипломатии».

В ходе реализации заявленного курса Индия сумела достичь взаимопонимания с руководителями стран ЦА в вопросах согласования позиций и дипломатических акций по широкому кругу международных проблем: поддержанию мира, урегулированию региональных конфликтов, противостоянию терроризму и сепаратизму, борьбе с незаконным оборотом наркотиков и т.д.

Одна из главных внешнеполитических целей Индии (само существование которой как единого государства возможно лишь при условии строгого соблюдения принципа секуляризма) в Центральной Азии состоит в том, чтобы не допустить распространения и утверждения в этом регионе воинствующего исламского фундаментализма. Индия старается не уступать Пакистану, который широко использует в этих целях мусульманский фактор, в интенсивности и масштабности сотрудничества с республиками ЦА. К этому ее побуждает прежде всего стремление не допус-

indianembassy.org/special/cabinet/Primeminister/2002/

pm_june_05_2002.htm].

тить чрезмерного сближения данных государств с Пакистаном на основе исламской общности, которое в дальнейшем могло бы привести к тому, что республики региона начнут разделять пропакистанскую позицию по кашмирскому вопросу.

Индийское руководство изначально осознавало, что, несмотря на однозначные заявления глав всех стран ЦА относительно приверженности секуляристской политики в своих государствах, проин-дийские взгляды этих стран отнюдь не гарантированы. Необходима активная дипломатическая работа, которую и демонстрирует ныне внешнеполитическое ведомство Индии. Один из ее результатов — вступление республик региона в ряды Движения неприсоединения, в котором Дели играет лидирующую роль. Туркменистан и Узбекистан уже стали его полноправными членами, а Кыргызстан и Казахстан выступают в качестве наблюдателей. В то же время Индия активно участвует в Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), инициированном президентом Казахстана Н. Назарбаевым. Со своей стороны, страны ЦА поддерживают кандидатуру Индии в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН и наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества. Выступают они и за необходимость принятия ООН «Всеобъемлющей конвенции по борьбе с международным терроризмом», предложенной Индией2.

Развитию отношений способствует взаимная заинтересованность сторон в решении вопросов региональной безопасности, афганского урегулирования, борьбы против религиозного экстремизма, терроризма и наркобизнеса. Особая опасность — как для Центральной Азии, так и для Индии — таится в просачивании террористов из Афганистана (преимущественно в район Кашмира) и в их прямых акциях. В этой связи в 2003—2005 годах Индия заключила

2 См.: Комиссина И. Индия: сотрудничество со странами Центральной Азии в сфере региональной безопасности // Центральная Азия и Кавказ, 2003, № 6 (30). С. 19.

двусторонние соглашения с Таджикистаном, Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном о сотрудничестве в противодействии терроризму, предусматривающие создание объединенных антитеррористи-ческих групп, обмен опытом, проведение совместных учений и стажировку в Индии военнослужащих из этих государств.

Особенно тесное военно-политическое взаимодействие развивается между Индией и Таджикистаном: национальные кадры вооруженных сил РТ проходят подготовку в индийских военных учебных заведениях, в частности в Академии национальной обороны (г. Пуна), военной академии (г. Дехрадун) и др. Кроме того, Индия оказывает помощь в укреплении материально-технической базы армии Таджикистана. Наряду с этим в 2003 году прошли совместные учения подразделений спецназа по борьбе с терроризмом. Индия инвестировала 25 млн долл. в реконструкцию аэродрома «Айни» под Душанбе, который она использовала для доставки гуманитарных грузов в Афганистан, причем по мере проведения работ в индийских СМИ появлялись сообщения о якобы имеющемся у Дели намерении разместить на аэродроме эскадрилью вертолетов Ми-17 (по другим данным, 12 истребителей МиГ-29) и учебно-тренировочные самолеты «Киран», а со временем даже превратить его в собственную военную авиабазу3. СМИ Пакистана расценили эти действия как шаг, направленный на укрепление индийского военного присутствия в Таджикистане и в Центральной Азии в целом. Однако официальные лица Душанбе и Дели опровергают эти предположения.

Обеспечение стабильности в государствах ЦА отвечает интересам Индии в укреплении собственной национальной безопасности. Ведь если в странах региона ус-

3 См., например: Pandit R. Indian Forces Get Foothold in Central Asia // Times of India, 17 July 2007 [http://timesofindia.indiatimes.com/Indian_forces_ get_foothold_in_central_Asia/articleshow/2208676. cms]; India Looking for Energy Supplies in Central Asia // Times of India, 13 September 2006 [http://www. asianews.it/view.php?l=en&art=7200].

тановятся режимы правления исламского фундаменталистского толка (в результате активности действующих здесь таких экстремистских группировок, как, например, Исламское движение Туркестана/бывшее Исламское движение Узбекистана/ИДУ и «Хизб ут-Тахрир»), то эти страны могут подпасть под влияние Пакистана. Тогда Исламабад получит возможность использовать их в качестве союзников в очередном витке военно-политической конфронтации с Дели. Вот почему Индия рассматривает республики ЦА как «буферную зону» для сдерживания международного исламского фундаментализма.

А ситуация в регионе складывается достаточно сложная. Так, отмечается обострение проблемы религиозного экстремизма, что наиболее характерно для Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. С обретением суверенитета все государства ЦА однозначно выбрали светскую модель развития, однако в дальнейшем стала отчетливо прослеживаться тенденция к радикализации ислама, о чем красноречиво свидетельствует пример религиозного формирования «Хизб ут-Тахрир», наиболее глубоко пустившего свои корни в регионе. Начав свою деятельность с Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, в конце 1990-х годов организация распространила ее и на Казахстан. «Хизб ут-Тахрир» была признана экстремистской, ее функционирование запрещено на территориях указанных стран, а последователи подвергаются судебному преследованию. Тем не менее она не прекратила подпольную работу, продолжает активно заниматься пропагандой, подчас переходя непосредствен-

но к подрывной деятельности. По признанию экспертов, под влиянием внешних и внутренних факторов «Хизб ут-Тахрир» настолько радикализировалась в регионе, что методы и формы ее функционирования перестали отличаться от тактики других террористических организаций и идут вразрез с принципами ее деятельности в Европе, на Ближнем Востоке и в других государствах СНГ4.

В этой связи понятны озабоченность Индии по поводу ситуации в регионе и то серьезное внимание, которое она уделяет развитию отношений в сфере безопасности. Бывший индийский высокопоставленный военный В.П. Малик считает, что в геостратегическом плане республики ЦА являются частью окружения Индии, в связи с чем ей необходимо обеспечивать в данном регионе законные национальные интересы5, а для этого Дели вынужден принимать участие в «большой игре» в Центральной Азии6. При этом неоспоримое преимущество Индии — отсутствие негативного исторического наследия в отношениях с этими республиками, в настоящее время она не представляет для них ни идеологической, ни демографической, ни территориальной, ни какой-либо иной угрозы.

4 См.: Узген — Кадамжай — Жалалабат: тенденция или совпадения? // Независимый исследовательский центр «Мирная Азия» [http://tsps.infonet. rus/tbd_doc/1080812063031/1156313203140_Site/.htm].

5 См.: Malik V.P. Of Pragmatic and Sustained Policies. India, Afghanistan and Central Asian Republics [http://www.tribuneindia.com/2002/20020826/edit.

htm#3].

6 См.: Sikri R. India’s Foreign Policy Priorities in

the Coming Decade // ISAS Working Paper, Singapore, 2007, No. 25.

Экономическое присутствие Дели в регионе

Страны ЦА представляют для Индии большой потенциальный рынок сбыта промышленной продукции, а также перспективный источник топливно-энергетических и иных ресурсов. Причем, судя по результатам встреч на разных уровнях, такое взаимодействие отвечает интересам всех сторон7. К тому же Индия намерена использовать регион в

7 См.: FBIS. Daily Report // Central Eurasia. 20 September 1995. P. 81.

качестве коридора для поставки своих товаров в Россию и государства Европы, хотя в ряде современных публикаций индийских экспертов и аналитиков (Индранила Банерд-жи, Гульшан Сахдевы, Раджива Сикри и др.) утверждается, что Центральная Азия важна для Дели исключительно с точки зрения интересов безопасности, а не торговой или экономической привлекательности. По всей видимости, здесь присутствует определенный элемент лукавства, поскольку вряд ли быстрорастущая экономика, какой, несомненно, является индийская, добровольно откажется от торговой экспансии на зарубежные рынки. Скорее другое, как утверждает тот же И. Банерджи (исполнительный директор Индийского фонда изучения вопросов безопасности и политических рисков, Нью-Дели), Индия достаточно поздно и слишком медленно включилась в «битву» за энергетические ресурсы Центральной Азии. Кроме того, ее экономическое проникновение в этот регион сдерживает отсутствие прямого доступа к нему8.

Особенно привлекают Дели перспективы импорта сырья из республик Центральной Азии, в первую очередь нефти и газа, а также цветных и драгоценных металлов, преимущественно — золота. Тем не менее, по утверждению индийских экономистов, торговоэкономическое сотрудничество между сторонами находится на крайне неудовлетворительном уровне, с чем нельзя не согласиться, хотя потенциал взаимовыгодных отношений значителен.

Хотя за годы сотрудничества стороны и создали необходимую нормативно-правовую базу (Индия подписала практически со всеми республиками ЦА соглашения о торгово-экономическом партнерстве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, об избежании двойного налогообложения, о режиме наибольшего благоприятствования в торговле), однако для нынешней ситуации характерен весьма низкий уровень двусторонней торговли (см. табл.). Несмотря на тенденцию к росту, объемы ее крайне малы: в последние годы доля стран региона во внешней торговле Индии не превышает 0,1%, а доля Индии для Центральной Азии равна 0,3%. При этом более половины товарооборота приходится на долю Казахстана.

Торговля между государствами свелась в основном к обмену традиционными товарами. Индия экспортирует в республики ЦА фармацевтические товары, медицинское

Таблица

Товарооборот Индии с государствами Центральной Азии (в млн долл.)

ґ~ Страна/Годы I 2002—2003 2003—2004 2004—2005 2005—2006 2006—2007

Казахстан 59,6 84,7 96,81 117,16 171,54

Узбекистан 25,62 42,84 52,81 50,57 63,56

Туркменистан 15,70 28,55 26,12 31,18 45,89

Кыргызстан 15,13 38,74 50,19 29,57 38,01

Таджикистан 8,73 8,42 10,68 12,13 15,51

| Итого: 124,78 203,25 236,61 240,61 334,51

' с т о ч н и к: Министерство торговли Индии [http://commerce.nic.in].

Cm.: Banerjie I. India and the New Central Asian Game // SAPRA India Bulletin, May 2007. P. 4.

оборудование, информационные технологии, текстиль, чай, косметику, пластмассу, химикаты и пр. Импорт состоит большей частью из хлопка-сырца, стали, чугуна, цинка, продукции химической промышленности и т.д.

Не помогла даже принятая в 2003 году правительством Индии специальная программа «Фокус на страны СНГ», направленная на увеличение экспорта в эти государства и на расширение двустороннего торгового сотрудничества с ними, в том числе со всеми пятью республиками ЦА. В реализации программы принимают участие ведущие торговые фирмы («India Trade Promotion Organization» — ITPO, «Export Promotion Councils» — EPCs, «Apex Chambers of Commerce & Industry» и др.) и финансовые структуры (EXIM Bank, «Export Credit Guarantee Corporation» — ECGC и т.д.) Индии. В рамках программы проводится большое количество мероприятий, включая обмен делегациями, организацию выставок, ярмарок и семинаров, маркетинговое исследование рынка, публикацию каталогов товаров и брошюр, посвященных особенностям местных рынков, и пр.

Однако Индия не делает крупных инвестиций в экономику республик региона — за исключением металлургического проекта в Казахстане. Ограничено и количество совместных предприятий. В этом плане лидирует Узбекистан, где, по данным Госкомстата республики, ныне функционирует 31 предприятие при участии инвесторов из Индии, в том числе — 13 СП, 5 — со 100%-м иностранным капиталом, 13 — без статуса ПИИ и с уставным фондом менее 150 тыс. долл. Для сравнения: 10 лет назад в стране действовало точно такое же количество СП9. Основные направления деятельности предприятий с индийским капиталом — выпуск товаров народного потребления, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, изготовление лекарственных препаратов, строительство, туризм, оптовая и розничная торговля и т.д. Индийская компания «Spentex» инвестировала в текстильную промышленность Узбекистана 81 млн долл. (куплены два комбината под Ташкентом и компания в Фергане).

В октябре 2006 года в Казахстане вступило в строй первое казахстано-индийское совместное предприятие «G.V.Display Solutions Pvt. Ltd» по производству рекламного оборудования. Индийская компания «Mittal Steel», которой владеет миллиардер Лакшми Миттал, приобрела металлургический комбинат в Караганде производительностью 6 млн т стали в год. По данным МИД Индии, суммарные инвестиции в этот проект достигли 2 млрд долл.10 Индийские компании действуют и на казахстанском строительном рынке. Так, фирма «Punj Lloyd Kazakhstan Ltd» реализует проект по прокладке трубопровода и сооружению ЛЭП в Атырауском районе, оцениваемый в 80 млн долл.; компания «KEC International Ltd» выиграла тендер (на 62 млн долл.) по строительству линии электропередачи, включая оптико-волоконную линию связи от подстанции ЮКГРЭС (Балхаш) до станции Чу.

В Кыргызстане индийская нефтяная компания «Jagson Oil Ltd» вложила свыше 1 млн долл. в постройку шести АЗС в Ошской области.

По мнению сторон, к наиболее перспективными сферам сотрудничества относятся горнодобывающая, нефтегазовая, энергетическая и текстильная отрасли, шелководство, сельское хозяйство и область высоких технологий.

Все еще невысокий уровень экономического взаимодействия объясняется тем, что индийские бизнесмены опасаются вкладывать средства в страны ЦА. Тормозят рост индийских инвестиций и развитие двусторонней торговли, недостаточные банковские связи. Лишь недавно в Казахстане открылось отделение индийского банка «Punjab National Bank».

9 См.: Комиссина И. Политика Индии в отношении центральноазиатских государств СНГ. В кн.: Новая Евразия: Россия и страны ближнего зарубежья. Сб. статей. М.: РИСИ, 1998, № 8. С. 80.

10 См.: India — Kazakhstan Relations. Интернет-сайт МИД Индии [http://mea.gov.in].

Вместе с тем следует признать, что благодаря деятельности таких компаний, как «Ajanta», «Ranbaxy» и т.д. Индия более чем на 30% удовлетворяет потребность республик региона в лекарственных препаратах. Создан и действует ряд СП, специализирующихся на производстве медикаментов, например «Gufic Avicenna Limited», «Shreya Life Scientist Pharmaceutical», «Turkmenderman-Ajanta Pharma Ltd», «Reddy-Pharmed Limited»11.

Главная причина незначительного присутствия индийских компаний на центральноазиатском рынке заключается, по их мнению, в транспортных и коммуникационных трудностях, поскольку Индия не имеет общей границы ни с одной из республик, а последние, в свою очередь, не имеют выхода к океану.

Проблема транспорта

Индия отделена от республик ЦА Пакистаном и Афганистаном. Если учитывать нестабильную ситуацию в Афганистане, то традиционный маршрут в Центральную Азию через его территорию будет, по всей вероятности, еще долго заблокирован.

Кратчайший путь в регион лежит через Пакистан, однако последний упорно отвергает все права Индии на транзит товаров через его территорию. В результате большой проблемой становится даже налаживание Индией прямой торговли с Афганистаном. Ситуация особенно осложняется в периоды обострения отношений с Пакистаном, который закрывает свое воздушное пространство для пролета индийских самолетов, чем окончательно изолирует Индию от региона. В результате, чтобы получить доступ в Центральную Азию, Индия вынуждена использовать транспортные маршруты, проходящие через территорию Ирана.

Определенные перспективы по развитию региональной торговли возникли после подписания (февраль 1997 г.) соглашения между Туркменистаном, Индией и Ираном о международном автомобильном и железнодорожном транспорте и транзите. Этот документ предоставил Индии возможность использовать мультимодальный коридор для доставки своих товаров через Иран и Туркменистан в государства СНГ и Европы, а конкретно — морем в иранский порт Бендер-Аббас в Персидском заливе, оттуда по территории Ирана наземным (автомобильным или железнодорожным) транспортом — до туркменского приграничного города Серахса и далее — в страны СНГ и Европы, а также в обратном направлении. Впоследствии к указанному маршруту присоединились Узбекистан и Кыргызстан. В настоящее время этот транспортный коридор уже активно функционирует.

Международный мультимодальный транспортный коридор Север — Юг, решение о создании которого в 2000 году приняли в Санкт-Петербурге представители России, Индии и Ирана, также позволил несколько расширить возможности Индии для развития торговых отношений со странами Центральной Азии, тем более что к нему присоединились Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан.

Однако, по мнению индийских специалистов, все возможные маршруты в Центральную Азию, проходящие через иранскую территорию, нельзя считать надежными и оптимальными, даже без учета нынешней напряженной международной ситуации вокруг Ирана. Исходя из этого, единственный приемлемый для Дели вариант налаживания сухопутных связей с регионом — возможность создания транспортного коридора через территорию Китая, отношения с которым в последние годы кардинально улучшились12. (В част-

11 См.: Комиссина И. Экономические интересы Индии в Центральной Азии [http://www.novopol.ru/ article721.html].

12 См.: Sikri R. Behind Oil and Gas: India’s Interests in Central Asia, 29 June 2007 [http://www.opinionasia. org/article/print/271].

ности, речь идет о торговых маршрутах.) Этот вариант особенно привлекателен с учетом недавно объявленных планов Пекина построить 12 автодорог (пять из них будут проложены в ближайшие годы), связывающих Западный Синьцзян с городами республик ЦА13.

В настоящее время открывается возможность еще одного маршрута между Центральной Азией и Индией: недавно была возобновлена работа над проектом евроазиатской железной дороги Узбекистан — Афганистан — Пакистан — Индия. Речь идет о 600-километровой магистрали Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Джелалабад — Пешавар — Исламабад — Нью-Дели. Договоренность о ее сооружении была достигнута еще в середине 1950-х годов правительствами СССР, Индии и Афганистана, однако политические факторы помешали реализации данного плана. В конце же 1990-х страны-участницы Организации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) заявляли о необходимости наладить сквозное железнодорожное сообщение в рамках указанного блока, то есть фактически вспомнили об этом проекте. Тем не менее реальная возможность перевести упомянутый план в практическую фазу появилась лишь с недавним обретением Афганистаном статуса ассоциированного члена СААРК. Проект будет финансироваться из фондов этой организации и, возможно, Исламского банка раз-вития14.

Таким образом, Дели, вероятно, все же сумеет преодолеть транспортные проблемы, все еще тормозящие развитие ее торговых связей с республиками ЦА.

Инвестиционное сотрудничество

В инвестиционной сфере ситуация также далека от благополучной. За годы сотрудничества для республик ЦА были открыты кредитные линии на общую сумму около 100 млн долл., но ее незначительность характеризует данный факт лишь как политический жест проявления доброй воли. К тому же в Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане даже не смогли полностью освоить указанные средства.

В последние годы предприняты определенные шаги, побуждающие индийские компании инвестировать в экономику стран региона. Так, рассматривалась возможность учредить фонд, который оказывал бы финансовую помощь индийским бизнесменам, желающим создать СП в государствах региона. Таковой — Фонд «Индия — Центральная Азия» — стал реальностью в 2005 году.

В плане инвестиционных возможностей наиболее перспективно для всех сторон сотрудничество в сфере энергетики, поскольку Казахстан, Туркменистан и Узбекистан располагают богатыми запасами нефти и газа, а Кыргызстан и Таджикистан — гидроэнергоресурсами. Индия, в последние годы демонстрирующая достаточно высокие темпы экономического роста — до 7% в год, все больше нуждается в энергоносителях. Страна занимает шестое место в мире по объему рынка энергетики, причем 40% ее внутренних потребностей обеспечивается за счет нефти и газа, которые приходится ввозить из-за рубежа, что приводит к тому, что Индия становится все более зависимой от импорта. В результате она вынуждена в интересах собственной безопасности диверсифицировать источники получения углеводородного сырья; в частности, ее поставки из государств Ближнего Востока ныне достигают 70%.

13 См.: Xinhua, 7 April 2007.

14 См.: Чичкин А. Возобновлена работа над проектом евроазиатской железной дороги Узбекистан — Афганистан — Пакистан — Индия // Российская Бизнес-газета, 15 мая 2007, № 603.

Правда, Индия лишь начинает обозначать собственное присутствие в энергетической сфере республик ЦА, хотя намерение взаимодействовать с ними она выказывала уже довольно давно, например еще в 1997 году предприняла первые попытки получить концессии на разведку нефтяных месторождений в Казахстане и Туркменистане, причем проводить соответствующие работы собиралась лишь в сотрудничестве с иностранными структурами. Индийская государственная нефтегазовая компания «Oil and Natural Gas Corporation of India» (ONGC) объявила, что при освоении нефтегазового потенциала стран Центральной Азии она будет ориентироваться или на создание консорциумов для получения концессий, или на образование совместных предприятий. О желании присоединиться к таким концессиям говорили также компании «Hindustan Petroleum Corp., Ltd» и «Gas Authority of India, Ltd».

Тем не менее до сих пор присутствие Индии на энергетическом рынке Казахстана остается номинальным, хотя ее компании хотели бы заключить контракты на разведку и эксплуатацию месторождений нефти РК на Каспии. Пока индийская нефтегазовая компания «ONGC-Videsh, Ltd» (дочернее предприятие ONGC, действующее исключительно за рубежом) владеет в Казахстане пакетами акций нефтяных месторождений «Курманга-зы» и «Алибекмола» (10% и 15% соответственно). Дели закупает нефть у Астаны по схеме замещения: казахстанское сырье поступает по морю в иранский порт Бендер-Аббас, а ИРИ поставляет свою нефть в Индию15.

Вместе с тем Дели не теряет надежды заключить крупный контракт, поскольку двустороннее сотрудничество с компанией «КазМунайГаз» и «ONGC-Videsh, Ltd» по разведке и разработке на шельфе Каспийского моря закреплено протоколом Пятого заседания казахстанско-индийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, промышленному и культурному сотрудничеству от 18 февраля 2005 года; в ходе мероприятия стороны подписали также Меморандум о взаимопонимании. Согласно этому документу, Индии предложили на выбор два участка: «Махам-бет» и «Сатпаев». По результатам же их технико-экономической оценки она предпочла второй (как более перспективный для дальнейшей совместной деятельности)16. В настоящее время ведутся коммерческие переговоры по основным условиям реализации проекта, однако консенсус относительно доли индийской компании в нефтяном блоке «Сатпаев» еще не достигнут. Дели настаивает на 50%-й доле, Астана же считает, что изначально доля Индии не должна превышать 35%, но по мере разработки месторождения она может увеличиться до 50%17. По результатам переговоров ожидается заключение Соглашения о принципах сотрудничества, после чего в правительство РК будет передано предложение о подписании Контракта на недропользование на данном участке. До того Индия уже дважды проигрывала тендеры в Казахстане. В целях разработки участка «Сатпаев» принято решение создать совместное предприятие, в которое войдут индийские компании «ONGC-Videsh, Ltd» и «Mittal Group», а с казахстанской стороны — «КазМунайГаз». По некоторым данным, на сей раз правительство РК дает возможность индийской компании «ONGC-Videsh, Ltd» приобрести долю в нефтяном блоке «Сатпаев», ожидая взамен поддержки Индией вступления республики в ВТО.

В апреле 2007 года инвестиционный фонд «МШа! Investments» приобрел 50% активов «Caspian Investments Resourses» (CIR), принадлежащих дочерней компании «ЛУКойл — Lukoil Overseas»; стоимость сделки составила 980 млн долл. Кроме того, Фонд взял на себя обязательство выплатить наполовину непогашенный долг компа-

15 См.: Ломаное А. Индия не хочет участвовать в большой игре. Интервью газете «Время новостей» директора фонда «Индия — Центральная Азия» Нирмалы Джоши, 2 июня 2006 [http://www.vremya.ru].

16 См.: Эксклюзивное интервью корреспонденту «Тренда» в Казахстане президента АО НК «КазМунайГаз» Узакбая Карабалина, 23 января 2007 [http://www.trend.az].

17 См.: SAPRA India Bulletin, November 2006. P. 21.

нии (160 млн долл.). CIR принадлежат нефтедобывающие активы на пяти перспективных месторождениях Казахстана: «Алибекмола», «Кожасай», «Северные Бузачи», «Караку-дук» и «Арман». Их запасы оцениваются в 270 млн баррелей, а в 2005 году добыча составила 11,6 млн баррелей18.

Большие надежды Индия связывает с присоединением к проектам, которые осуществляет Россия. Так, уже ведутся переговоры на высшем уровне о подключении к казахстанско-российскому проекту по разработке каспийского нефтяного месторождения «Курмангазы» индийской компании «ONGC-Videsh, Ltd». Дели планирует инвестировать в реализацию этого проекта, рассчитанного на 30 лет, около 1,5 млрд долл.

Во время визита президента Узбекистана Ислама Каримова в Индию, состоявшегося в апреле 2005 года, среди прочих обсуждались вопросы сотрудничества в сфере энергетики. При этом отмечалось, что Дели готов инвестировать в нефтегазовую отрасль Ташкента, привлекательную для индийских компаний по двум причинам. Во-первых, это возможность активно участвовать в разведке и добыче нефтегазовых ресурсов страны и субпроектах, а также в проектах по транспортировке узбекского газа по транснациональным трубопроводам на рынки государств Южной и Северо-Восточной Азии. Во-вторых, Индия заинтересована в том, чтобы Узбекистан присоединился к проекту строительства газопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия19.

В апреле 2006 года стороны подписали ряд документов о сотрудничестве в нефтегазовой сфере. Среди них особого внимания заслуживают Меморандум о взаимопонимании в сотрудничестве между Национальной холдинговой компанией «Узбекнефтегаз» с Министерством нефти и газа Индии, а также Меморандум о взаимопонимании в партнерстве по разведке газовых месторождений между Национальной холдинговой компанией «Узбекнефтегаз» и индийской фирмой «Gas Authority of India, Ltd». В апреле 2007 года последняя получила возможность разрабатывать два газовых месторождения Узбекистана20.

Серьезный прорыв в энергетическом сотрудничестве Индии с Туркменистаном произошел в октябре 2006 года — в ходе визита в Ашхабад представительной индийской делегации во главе с министром иностранных дел страны Е. Ахамедом. Компания «Gas Authority of India, Ltd» провела успешные переговоры с госпредприятием «Туркменгаз» об участии в проектах по разведке и добыче газа, прокладке газопроводов и городских газораспределительных систем. А фирма «Engineering India, Ltd» выразила надежду на участие в модернизации Чарджоуского нефтеперерабатывающего завода и строительстве нового НПЗ21.

Трубопроводные проекты

Если индийские компании получат доступ к разработке нефтегазовых месторождений стран Центральной Азии, то возможность обеспечения регулярных поставок углеводородного сырья в Индию будет затруднена из-за отсутствия необходимой трубопроводной системы.

18 См.: LUKoil Overseas and Mittal Investments Sign Agreement Regarding Upstream Assets in Kazakhstan, 12 December 2006 [http://www.lukoil-overseas.com/press.asp?div_id=3&id=381&year=2005].

19 См.: Перевозкина H. Синергия взаимодействия [http://www.review.uz/page/article/analyst/worldeconomy/

2009].

20 См.: Jawahar K.R. Central Asia: Urgent Need for Raising India’s Investment Profile // SAPRA India Bulletin, May 2007. P. 8.

21 См.: India Bids for Share in Turkmen Energy // SAPRA India Bulletin, October 2006. P. 19.

С точки зрения Дели удачным решением этой проблемы была бы реализация так называемого «проекта века» — строительства газопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан, активно поддерживаемого США. Соответствующие переговоры начались еще в 1997 году, когда заинтересованные стороны заключили соглашение о прокладке газо- и нефтепровода, а Пакистан приступил к расширению мощностей порта Гвадар (пров. Белуджистан). Стоимость магистрали оценивается в 3,3 млрд долл. Газопровод диаметром 56 дюймов (1 420 мм) и рабочим давлением 100 атмосфер рассчитан на пропускную способность в 33 млрд куб. м в год. По соглашению с Ашхабадом предполагалось, что в течение 30 лет будет осуществляться транспортировка до 20 млрд куб. м природного газа на рынки Пакистана. Однако в дальнейшем стало ясно, что потребности последнего не превышают 12 млрд куб. м., так что рентабельность проекта призвано обеспечить продолжение газопроводной нитки до Индии. При этом значительно снижается себестоимость газа.

Исламабад приложил немало усилий для продвижения данной идеи, приглашая Дели участвовать в этом проекте, однако в то время в Индии существовали различные подходы к участию в нем. По мнению ряда экспертов, поставки туркменского газа через Пакистан в Индию могли бы стать той основой, на которой начнется их будущее сотрудничество. Сторонники такого подхода считали, что на фоне огромных дивидендов, которые сулит индо-пакистанское взаимодействие в сфере энергетики, даже нерешенные проблемы (в первую очередь кашмирская) будут восприниматься как «незначительные раздражительные моменты» в отношениях двух государств. Другие специалисты, напротив, относились к проекту с недоверием, справедливо полагая, что даже при незначительном ухудшении двусторонних отношений Пакистан перекроет поставки туркменского газа.

В связи с нестабильной ситуацией в Афганистане продолжавшиеся много лет переговоры о создании консорциума не увенчались успехом. Правда, победа в Афганистане сил международной антитеррористической коалиции способствовала реанимации планов строительства упомянутого газопровода. Ашхабад, Исламабад и Кабул почти в унисон заговорили о возобновлении переговоров по проекту; естественно, основной проблемой для заинтересованных сторон был его финансовый аспект. Недаром вопрос о прокладке этой магистрали обсуждался и на встрече президента Туркменистана С. Ниязова с помощником госсекретаря США Элизабет Джонс, которая посетила Ашхабад в начале 2002 года: «Ситуация настолько изменилась, что, возможно, интерес американских компаний к этому проекту возродится», — отметила она по завершении переговоров22. Бесспорно, Соединенные Штаты предпочитают, чтобы в Пакистан поступал туркменский, а не иранский газ.

Азиатский банк развития (АБР), присоединившийся к проекту в качестве четвертого члена в 2002 году и выделивший 1,5 млн долл. для подготовки его технико-экономического обоснования, в середине 2005 года представил министрам нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов стран, участвующих в проекте, окончательный вариант ТЭО Трансафганского газопровода. Индия, в связи со сложной внутриполитической ситуацией в регионе долгое время воздерживавшаяся от участия в проекте, стала демонстрировать готовность войти в него, а в феврале 2006 года приняла участие — хотя и на правах наблюдателя — в Девятом заседании оргкомитета проекта, на котором правительства Туркменистана, Афганистана и Пакистана подписали меморандум о намерениях относительно начала строительства. В мае того же года руководство Индии одобрило участие государства в проекте и дало распоряжение Министер-

22 От трубы Баку — Джейхан к трубе через Афганистан // Русская мысль (Париж), 14 февраля 2002, № 4396 [http://www.rusmysl.ru/2002I/4396/439617-Fev14.html].

ству нефти и газа направить официальную просьбу правительствам трех стран о присоединении к нему.

Однако некоторые опасения по поводу своего участия в этом проекте у Индии все же оставались. Они были связаны с сохраняющейся нестабильностью в Афганистане, возрождением движения «Талибан» и периодическим охлаждением в отношениях между Дели и Исламабадом. Беспокоил также вопрос наличия достаточных запасов газа у Ашхабада. Частично эти проблемы были сняты, когда американская компания <Юе Golyer & MacNaughton», проводившая независимый аудит Давлетабадского месторождения, оценила его запасы в 4,5 трлн куб. м, а АБР, предварительно просчитав ситуацию, заявил, что в настоящее время не видит технических, экономических или экологических препятствий для реализации проекта23. Дели должен был формально присоединиться к нему на встрече представителей четырех государств 28 ноября 2007 года в Исламабаде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя перспективы реализации данного проекта, необходимо подчеркнуть, что политическое единодушие Ашхабада, Кабула и Исламабада еще не служит гарантией полного успеха, поскольку сегодня есть ряд причин, которые могут сделать реализацию указанных планов невозможным. Среди наиболее серьезных проблем, которые стоят на пути их выполнения, отмечается неопределенность с урегулированием многолетнего афганского кризиса, поскольку наличие в Афганистане большого числа сторонников движений «Талибан» и «Аль-Каида» таит в себе опасность диверсий на газопроводе. Беспокойство вызывает и ситуация в самом Пакистане, где угрозу стабильности несет наличие значительного количества националистических и радикальных исламистских группировок. О серьезности внутриполитической обстановки в Пакистане свидетельствует, в частности, то, что осенью 2007 года президент П. Мушарраф ввел в стране чрезвычайное положение.

Таким образом, политический риск проекта строительства газопровода из Туркменистана в Пакистан и Индию остается для потенциальных иностранных инвесторов очень высоким. Наряду с политическими трудностями, на темпы реализации проекта могут оказать значительное влияние такие экономические проблемы, как целесообразность импорта Пакистаном24 туркменского газа при наличии конкуренции со стороны Ирана и Катара и т.д.

В 2002 году Индийская государственная нефтегазовая компания предложила проект, призванный составить конкуренцию Трансафганскому газопроводу. Он предусматривал участие России, Китая, а также Индии и получил громкое название «Энергетическая магистраль». Согласно этому варианту трубопровод должен протянуться из РФ через Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и СУАР КНР в северную часть Индии (минуя Афганистан и Пакистан). Магистраль пройдет через г. Каши в СУАР, затем по так называемой Линии контроля, — международно-признанной границе между Индией и Пакистаном, — через ледник Сиачен — в индийский Кашмир, далее — в штат Химачал-Прадеш и в Нью-Дели25. Оценочные затраты на реализацию проекта — 15 млрд долл. Однако экономические и технические расходы на строительство трубопровода со стороны ONGC остались непроработанными26.

К тому же, как выяснилось, например, в ходе обсуждения проекта на Третьем китайско-российско-казахстанском нефтегазовом форуме в Шанхае (2006 г.), Москва и Пекин

23 См.: India Bids for Share in Turkmen Energy. P. 20.

24 Сегодня есть две диаметрально противоположные точки зрения на проблему целесообразности импорта Исламабадом газа из стран Центральной Азии, причем обе они опираются на различные оценки темпов роста его потребления и добычи в Пакистане.

25 См.: India-Kazakhstan Oil Pipeline to Bypass Afghanistan and Pakistan // Financial Times, 29 May 2002.

26 См.: Kazi A. Is the Proposed Russia — China — India Pipeline Feasible? // Central Asia — Caucasus Analyst, Wednesday/3 July 2002 [ http://www.cacianalyst.org/Archives.htm].

выражают сомнение в возможности его осуществления. Россия считает проект невыгодным, так как полагает, что проще доставлять нефть в Индию морем27.

С финансовой точки зрения реализация данного проекта еще менее вероятна, чем предыдущего. Крупные иностранные инвесторы не будут вкладывать средства в проект, конкурирующий с уже существующими и детально проработанными планами. Для индийских инвесторов трубопровод, проходящий через несколько стран — а главное, Линию контроля — слишком рискованный и дорогой. Для России и Китая — в отличие от республик Центральной Азии, заинтересованных в экспорте нефти и газа, — на первом месте стоят геополитические аспекты и вопросы безопасности. Правительство КНР вряд ли гарантирует коридор для трубопровода через Линию контроля китайско-индийской границы по соображениям безопасности. По тем же причинам с 1992 года Пекин отклонял настоятельные просьбы Дели, касавшиеся прокладки железной дороги из Индии в Центральную Азию через западный Китай.

В результате, несмотря на наличие ряда проектов, реальные перспективы обеспечения трубопроводных поставок в Индию пока отсутствуют. Возможно, именно поэтому министр нефтяной и газовой промышленности страны М.Ш. Айяр, выступая в ноябре 2005 года на конференции азиатских производителей и потребителей нефтегазовой продукции, состоявшейся в Нью-Дели, предложил создать Азиатскую нефтегазовую сеть, связывающую Бангладеш, Индию, Иран, Китай, Корею, Мьянму, Пакистан, Россию, Таиланд, Японию и республики Центральной Азии. Протяженность этой сети превышает 20 тыс. км, а ее строительство оценивается в 22,5 млрд долл.28

Сотрудничество в сфере подготовки кадров

К успешно развивающейся сфере взаимодействия Индии с государствами Центральной Азии относится образование. С начала 1990-х годов во всех странах региона внедряется Программа технико-экономического сотрудничества «Айтек», инициированная еще в 1964 году для оказания экономического и технического содействия развивающимся государствам Азии, Африки и Латинской Америки. С ее помощью Индия передает накопленный ею опыт посредством обучения зарубежных специалистов в своих учебных заведениях или направляя в развивающиеся страны экспертов для реализации отдельных проектов. При этом акцент делается на бесплатной учебе иностранцев в лучших институтах Индии по таким специальностям, как СМИ, банковское дело, финансы, дипломатия, менеджмент, малый бизнес, сельское хозяйство. За прошедшие годы в рамках данной программы подготовлено свыше 600 специалистов из Узбекистана, 561 — из Казахстана, 200 — из Туркменистана, 343 — из Таджикистана.

Для содействия в подготовке кадров национальных специалистов Дели создал в Ташкенте, Алматы и Душанбе Центры информационных технологий. В 2006 году были подписаны Меморандумы о намерениях открыть такие же структуры в Ашхабаде и Бишкеке. Кроме того, планируется создать в Ташкенте узбекско-индийский центр развития предпринимательства.

27 См.: Yin Ping. Russia — China — India Pipeline Being Discussed // China Daily, 7 December 2006.

28 См.: Чеботарев А. Прагматические интересы сказочной страны, 26 мая 2006 [http://www.sim.kz/?act= readarticle&id=945].

•к -к -к

В начале 1990-х годов во внешнеполитической стратегии Дели появилось новое направление — Центральная Азия. Его важность для Индии определяется прежде всего геополитическим значением и экономическим потенциалом стран региона, а также их имеющей глубокие исторические корни культурной общностью с Индией.

Следует отметить, что на политику Дели по отношению к республикам ЦА существенно влияет сохраняющаяся между Индией и Пакистаном конфронтация, связанная с Кашмиром. В этом контексте основные задачи Дели, по мнению индийских ученых, состоят в том, чтобы не допустить вступления стран региона во враждебный для Индии альянс, а также тщательно отслеживать любые стратегические успехи Пакистана в Центральной Азии. Этим объясняется то, почему дипломатическая активность в регионе как Дели, так и Исламабада весьма высока, в общем выше их экономического присутствия.

В последние годы Индия демонстрирует достаточно высокие темпы экономического роста (6—8% в год), однако она не может предложить странам ЦА крупные инвестиции в развитие инфраструктуры и коммуникаций, в охрану экологии, то есть в сферы, насущные проблемы которых особенно остро стоят на повестке дня государств региона. В результате Дели не входит ни в состав главных инвесторов стран ЦА, ни в число их основных торговых партнеров. И все же отношения между ними исконно носят дружественный характер, хотя Индии не удается обеспечить соответствующего уровня экономического присутствия в регионе.

Дели связывает определенные перспективы с развитием сотрудничества по разработке запасов углеводородов республик ЦА, что, однако, тормозится в силу отсутствия соответствующей трубопроводной системы. При этом следует особо отметить, что практически все государства региона весьма заинтересованы в транспортировке в выгодном им направлении своих энергоресурсов. Несомненно, подобная стратегия преследует конкретные геополитические цели, поскольку в современном мире все большую роль обретает контроль над топливно-энергетическими ресурсами и средствами их доставки. Более того, в перспективе именно энергетические маршруты будут определять региональные союзы и геополитическую обстановку не только в Центральной Азии, но и на Евразийском пространстве в целом. В этой связи крайне важен маршрут будущего трубопровода из региона в Индию.

Большинство экспертов считают, что Дели целесообразно реализовывать свои амбиции в странах ЦА не в одиночку, а совместно со своим устоявшимся партнером — Москвой. Да и для РФ роль Индии — как традиционно дружественной страны — все более возрастает в условиях изменения геополитической ситуации.

Вместе с тем, исходя из результатов анализа темпов развития политического и экономического сотрудничества Индии с государствами ЦА, можно сделать вывод, сводящийся к тому, что в краткосрочной или среднесрочной перспективе Дели вряд ли сможет занять в республиках региона достаточно весомое положение.

Однако, учитывая вполне реальную возможность усиления транспортного и трубопроводного взаимодействия Дели с этими странами, в долгосрочной перспективе влияние индийского фактора на ситуацию в ЦА должно возрасти. Не исключено, что Индия еще сыграет свою роль в поддержании баланса интересов в регионе между такими государствами, как Россия, Китай и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.