Е. Мухидинова ИНДИЙСКИЙ ФАКТОР В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
После распада Советского Союза в силу объективных причин Центральная Азия попала под пристальное внимание ведущих международных игроков, оказавшись одновременно потенциальным очагом нестабильности и чрезвычайно богатым источником природных ресурсов. Также регион, расположенный в центре Евразии, представлял собой удобный маршрут для транзита товаров. Кроме того, в совокупности Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргизстан обладали значительным экономическим и демографическим потенциалом. Привлекательность региона оказалась такой впечатляющей, что эксперты заговорили о новой «Большой игре» и возобновлении соперничества ведущих мировых держав за влияние в Центральной Азии. Небезосновательно ведущие ученые и политологи истории и современности отводили региону стратегическую, исключительную роль в вопросе глобального лидерства1.
Начиная с 1990-х годов в регионе, кроме традиционного российского влияния, свое место заняли США, Европейский союз, Китай, Индия и другие акторы международной политики. Интерес к сотрудничеству оказался двусторонним. Молодые суверенные республики энергично вживались в новую роль самостоятельных акторов международных отношений и учились основам ведения внешней политики.
Разрушение общей союзной экономики и последовавшие за ним экономические проблемы заставили центральноазиатских руководителей искать помощи у более сильных коллег. Роль доминирующего партнера центральноазиатских независимых государств не удалось закрепить за собой ни одному из конкурентов. Соперничество России, США, Китая и Европейского союза было с выгодой использовано руководством стан ЦАР. Сначала Казахстан, а затем и другие центральноазиатские государства выбрали путь балансирования между основными державами, или так называемую многовекторную политику. Республики в стремлении решить многочисленные внутренние проблемы и выйти из системного кризиса старались диверсифицировать отношения с партнерами, которые часто выступали спонсорами строительства демократии и экономических реформ.
«Многовекторность» центральноазиатской политики в отношении основных мировых центров влияния активно поддерживалась Соединенными Штатами. Часть экспертов склонны видеть в этом желание американцев уменьшить влияние в регионе России и Китая. Это мнение подтверждает мысль, высказанная помощником госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Ричардом Баучером: «По большей части то, что мы там (в Центральной Азии. - Е.М.) делаем, сводится к предоставлению странам региона возможностей для выбора... и недопущению того, чтобы они оказались зажатыми между двумя великими державами - Россией и Китаем»2. В попытке диверсифицировать внешнюю политику стран ЦА США выступили за развитие отношений постсоветских республик со странами Южной Азии. Активно поддерживается США так называемый «Новый шелковый путь», проект призванный соединить экономики стран Центральной, Южной Азии и Афганистана.
И если Соединенные Штаты подталкивают центрально-азиатские республики к более тесному взаимодействию с Южной Азией, в частности с Индией, то какова позиция Нью-Дели в отношении центральноазиатского вопроса?
В связи со значительностью усилий и высокой эффективностью центральноазиатская политика США, России, Китая и Европейского союза занимает достойное место в исследованиях по заданной теме. Присутствие же Индии, стремящейся в ряды современных мировых лидеров, в регионе оказалось не таким заметным, как можно было бы ожидать, исходя из тесных культурных и исторических связей со странами Центральной Азии, относительного соседства и потенциала сотрудничества. В связи с этим считаем целесообразным обратиться к рассмотрению политики так называемого «опоздавшего» участника.
История взаимоотношений Индии и Центральной Азии уходит своими корнями ко временам античности. Достаточно посмотреть на некоторые индийские достопримечательности3, чтобы понять, насколько прочные и тесные отношения связывали народы Южной и Центральной Азии. Известно, что империя Великих Моголов взяла свое начало на территории нынешнего Узбекистана. Межрегиональные отношения в новейший период также развивались в положительном контексте. В советские годы индийское присутствие в регионе реализовывалось не напрямую, а через Москву. Казахстан и республики Средней Азии естественным образом вливались в общесоюзный тренд развития двусторонних
отношений с Индией. Одним из результатов «непрямого» сотрудничества стал положительный образ Индии среди населения Центрально-Азиатского региона, сложившийся прежде всего благодаря произведениям индийской киноиндустрии. Индийские художественные фильмы, музыка, танцы заняли особое место среди предпочтений узбеков, таджиков, казахов и других народов советской Азии. В качестве экономического партнера, Индия прежде всего воспринималась как производитель и поставщик качественных медикаментов4.
1990-е годы, последовавшие за распадом Советского Союза и изменением политической карты Евразии, стали переходным периодом и периодом становления государственности для бывших азиатских республик Советского Союза. Индии в тот же период пришлось столкнуться с серьезными внутренними проблемами и пережить ряд экономических реформ. Именно это обстоятельство, по мнению некоторых экспертов, надолго отложило «приход» Индии в регион в качестве ключевого игрока.
Однако несмотря на внутренние проблемы, Индия широко декларировала свой интерес к новообразованным государствам. Были предприняты соответствующие обстоятельствам шаги по установлению политических, экономических и культурных контактов на двусторонней основе. В 1992 г. Индия, одной из первых, признала независимость новых государств. После признания последовала череда двусторонних визитов высокопоставленных чиновников, совместные заявления, определенная активность в различных секторах экономики. В начале 1990-х годов Индию посетили президенты Узбекистана, Казахстана, Киргизстана и Туркмении, ответный визит в Центральную Азию нанес государственный министр Р. Л. Бхатиа. В результате были подписаны двусторонние соглашения и созданы совместные комиссии по техническому, торгово-экономическому и культурному сотрудничеству.
Рассматривалось участие Индии в многосторонних проектах как в Центральной Азии, так и в Афганистане. В частности, Индия выразила интерес к стратегии «Нового шёлкового пути», предложенной американцами и призванной «создать механизмы для передвижения товаров, людей и идей через границы стран региона»5.
Однако эти события не привели к реальному вовлечению Центральной Азии в активный круг индийских интересов. Премьерство Манмохана Сингха некоторые эксперты вообще называют «белым пятном» центральноазиатской политики вплоть до
2012 г., когда Индия неожиданно выдвинула «Central Asia Connect Policy» и начала пересмотр своей центральноазиатской политики.
В ходе первой встречи в рамках диалога Индии и Центральной Азии 12-13 июня 2012 г. министр иностранных дел Индии Шри Е. Ахмед подчеркнул, что политическое взаимодействие со странами Центральной Азии является одним из ключевых элементов внешней политики Нью-Дели. Вместе с тем он признал, что экономическое сотрудничество партнеров находится на низком уровне. На указанной встрече был представлен новый подход Индии в отношении Центральной Азии - Connect Central Asia. Новая индийская политика «установления контакта» с Центральной Азией носит всеобъемлющий характер и включает политическое сотрудничество, сотрудничество в сфере безопасности, двустороннее взаимодействие и сотрудничество в рамках общих организаций, партнерство в области энергетики и природных ресурсов, медицины и образования, банковском секторе и сфере туризма, возобновление транспортного проекта «Север-Юг»6.
Новые планы Индии впечатляют и своими масштабами, и разнообразием сфер сотрудничества. Однако эксперты скептически смотрят на перспективы расширения индийского влияния в регионе. Индии то и дело навешивают ярлык «окончательно опоздавшего игрока». Так, например, сотрудники программы по Центральной Азии при Университете Джорджа Вашингтона Марлен Ларюэль и Себастьен Пейруз в своей книге7 приходят в выводу, что Индия проиграла борьбу за влияние в регионе. И действительно Индия отстает от своих внешнеполитических конкурентов и по величине своего влияния в регионе, и по размеру усилий, предпринятых с целью его увеличения. В то время как Индия занималась решением внутренних проблем и только прощупывала свои возможности в новых независимых республиках, США, Европейский союз, Китай активно инициировали совместные проекты, наращивали инвестиции в регион, реализовывали масштабные программы помощи бывшим советским республикам.
Итак, какова картина индийского присутствия в Центральной Азии на рубеже 2013-2014 гг.? Попытаемся рассмотреть основную линию развития центральноазиатской политики на современном этапе и определить, какие удачи и неудачи сопровождают ее реализацию.
Интересы, которые преследует в Центральной Азии Индия, можно было бы сгруппировать по следующим пунктам: энергетика, экономика, безопасность.
Энергетика
На сегодняшний день Индия демонстрирует высокие темпы экономического роста. В последние пять лет ВВП страны колебался от 5 до 9,3%8. По этим показателям Индия оставила далеко позади не только коллег по БРИКС, кроме Китая9, но и многие другие развитые и развивающиеся страны. Столь впечатляющие цифры и рост экономики заставили заговорить об индийском экономическом «чуде». Однако для того, чтобы добиться чудесных превращений, нужны ресурсы, прежде всего энергетические ресурсы.
Как одна из наиболее динамично развивающихся экономик мира, Индия все больше и больше нуждается в источниках энергии. «Потребление энергии в Индии к 2030 г. возрастет в 3,6 раза. Этот показатель превышает рост энергопотребления в любой другой стране мира - даже в Китае он должен увеличиться в 3,2 раза»10. В связи с тем, что Индия не располагает достаточными источниками энергии, вопрос доступа к энергоресурсам является вопросом безопасности. Дефицит энергии испытывает не только индийская промышленность, по разным оценкам, от 25 до 40% населения Индии не имеют доступа к электричеству. Для решения проблемы энергопотребления индийское правительство за последние годы предприняло ряд мер по модернизации энергетического сектора11. Однако для удовлетворения растущих потребностей необходимо привлечение внешних ресурсов.
В настоящее время основными поставщиками нефтересурсов в Индию являются Саудовская Аравия, Иран, Нигерия и Кувейт12. По прогнозам экспертов Международного энергетического агентства , к 2035 г. Индия будет импортировать до 92% нефти. Учитывая некоторую нестабильность с традиционными поставщиками энергоресурсов, Индия приступила к диверсификации энергетического сотрудничества за счет включения центральноазиатских стран.
Центральная Азия обладает огромными запасами углеводородов. По оценкам экспертов, только благодаря ресурсам Каспийского моря регион располагает 4% от мировых запасов природного газа14 и 3% запасов нефти15. В основном, эти цифры имеют отношение к трем странам региона - Казахстану, Туркменистану и Узбекистану. Таджикистан и Киргизстан привлекательны с точки зрения гидроресурсов. Кроме перечисленных видов энергии, Центральная Азия обладает месторождениями урана, что чрезвычайно
интересно для Нью-Дели в связи с индийской мирной атомной программой.
Кроме того, широкие возможности для сотрудничества лежат в области проектов ТАПИ и CASA-100017. Такие проекты, как строительство газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия имеют принципиальное значение, так как отсутствие системы транспортировки ресурсов является острой региональной проблемой.
Первоначально Индия, газовый рынок которой и стал обоснованием рентабельности проекта, настороженно отнеслась к идее строительства вышеназванного трубопровода. Прежде всего опасения Нью-Дели были связаны с вопросами безопасности в регионе. Страна стала участвовать в переговорах по проекту с 2005 г. В 2010 г. в Ашхабаде было подписано соглашение между участниками о начале практической реализации проекта. О серьезности намерений свидетельствует «подписание госконцерном "Туркмен-газ" первых контрактов с индийской GAIL и пакистанской Inter State Gas Systems, в соответствии с которыми уже в 2018 г. потребителям будет поставляться 90 млн м3 газа в сутки - 38 млн в Индию, столько же - в Пакистан, 14 млн3 - в Афганистан»18. Однако несмотря на свою многолетнюю историю проект ТАПИ пока не получил предполагаемого развития, несколько раз пересматривались условия реализации19.
Несмотря на отсутствие системы трубопроводов, что составляет серьезную преграду для реализации энергетических интересов Индии в регионе, Нью-Дели демонстрирует большой интерес к нефтегазовому сектору Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Первые попытки получить доступ к нефтяным месторождениям Казахстана и Туркменистана индийское правительство предприняло еще в 1997 г. Способом вовлечения Нью-Дели избрал создание консорциумов для получения концессий или образование совместных предприятий.
Наиболее заметное развитие в нефтегазовом секторе получило сотрудничество Индии и Казахстана. В 2002 г. стороны подписали меморандум взаимопонимания о сотрудничестве в области энергетики. В том же году индийская государственная нефтегазовая компания «Oil and Natural Gas Corp Videsh Limited» стала собственницей 15%-го пакета акций в проекте Алибекмола и 10%-ного пакета акций в проекте Курмангазы. Однако месторождения оказались невыгодными для дальнейшего освоения. В 2004 г. по предложению казахстанского партнера Индия изучает
два участка на Каспии - Махамбет и Сатпаев. В Меморандуме о взаимопонимании между ONGC Videsh Limited и KazMunayGas, подписанном в 2005 г., месторождение Сатпаев было признано наиболее перспективным20. После долгих переговоров и колебаний в связи с разными оценками стоимости разведывательных работ в 2011 г. индийская ONGC Videsh Limited получила 25% в нефтяном месторождении Сатпаев, запасы которого оцениваются в 1,85 млрд барр. Оставшаяся доля принадлежит казахстанской госкомпании Казмунайгаз. По условиям контракта, программа разведки месторождения должна финансироваться индийской стороной, разработка - на паритетной основе в соответствии с долей участия21. В настоящее время Индия активно изучает способы доставки нефти из Казахстана. Хорошие перспективы имеет казахстанско-индийское сотрудничество в области нефтепереработки и нефтеочистки. Индия готова поделиться своими технологиями в обмен на нефть.
Узбекистан, занимающий второе место в Центральной Азии по запасам нефти, также активно работает над привлечением иностранных инвестиций в отрасль и развитием международного сотрудничества. Во время официального визита президента Узбекистана И. Каримова в Индию в 2011 г. стороны подписали 34 соглашения22, часть из которых относится к развитию отношений в нефтегазовом секторе. Ташкент декларировал, что готов предоставить Индии в нефтегазовом секторе равные права с другими международными игроками: Россией, Китаем, Европейским союзом и Южной Кореей . Индия, по некоторым данным, хотела бы получить под контроль 20%-ую долю акций нефтегазовых месторождений республики24. Часть этих объемов Нью-Дели готов разрабатывать совместно с другими странами. Вьетнамская Petro-Vietnam предложила индийской компании ONGC Videsh Ltd рассмотреть участие в разработке углеводородных месторождений в Коссорском блоке Устюртского региона Узбекистана. Компании подписали меморандум о взаимопонимании для совместного сотрудничества в нефтегазовом секторе во Вьетнаме, Индии и других странах. Перспективным направлением для сотрудничества Узбекистана и Индии в газовом секторе является обмен опытом. Так, Ташкент готов поделиться своими технологиями для разработки сланцевого газа для нужд Индии в провинциях Ассам, Гуджарат и Раджастан25.
ONGC Videsh Ltd также изучает свои инвестиционные возможности и в экономику газового гиганта Центральной Азии
Туркменистана и проявляет интерес к разработке крупнейшего газового месторождения этой страны. Определенную сложность в индийско-туркменских взаимоотношениях составляет то, что туркменская сторона предпочитает так называемые сервисные контракты, в то время как Индия заинтересована в подписании соглашения о разделе продукции (СРП).
Несмотря на огромную мотивацию, попытки Индии обеспечить своей стране надежные поставки углеводородов из Центральной Азии нельзя назвать очень успешными. Виной тому сложности, создаваемые действиями конкурентов. В частности, тяжелая борьба идет у ОЫвС с китайской национальной нефтегазовой компанией СЫРС. Одним из самых больших разочарований индийской стороны стало то, что Казахстан предпочел Индии Китай в сделке по Кашагану. Такой поворот событий заставил многих экспертов говорить о мощном лобби китайского правительства, под действием которого находится Астана. На руку китайским конкурентам играет соседство Китая и Казахстана и соответственно развитая инфраструктура доставки. Кроме того, за китайскими компаниями стоит вся мощь китайского государства, что позволяет им делать более интересные предложения центральноазиатским и не только обладателям природных ресурсов.
В связи с недостатком энергоресурсов Индия активно развивает атомную мирную программу. Нью-Дели по праву гордится статусом ядерной державы. Индийская атомная энергетика может самостоятельно обеспечивать полный ядерный цикл26. Однако до сих пор атомная энергетика составляет несущественный процент от общего объема производимой в Индии энергии. В 2012 г. доля атомной энергии в производстве электричества Индии составила 2%27. Реакторы испытывают недостаток ядерного топлива, что стимулирует Нью-Дели к международному взаимодействию в области атомной энергетики.
Такое сотрудничество Индия успешно развивает с Казахстаном и Узбекистаном. Суммарная доля двух стран в мировой добыче урана составляет около 40% . Казахстан - единственная центральноазиатская страна, которая не только не потеряла объемы добычи урана, но превзошла советский период по развитию атомной отрасли в целом. Республика обладает 19% мировых запасов урана, а Индия входит в четверку крупнейших заказчиков Астаны (кроме Индии - Россия, Китай и Япония)29. Форсировать казахстанское направление Нью-Дели пришлось после того, как в 2008 г. Австралия отказалась от экспорта урана в Индию30.
В 2009 г. во время официального визита президента РК Н. Назарбаева в Индию был подписан Меморандум о взаимопонимании между АО «НАК «Казатомпром» и Nuclear Power Corporation of India (NPCIL). Меморандум отразил широкий круг двусторонних интересов, «включая добычу и поставки природного урана, поставки казахстанской урановой продукции в форме топливных таблеток и сборок для индийской атомной энергетики, и обучение персонала»31. Весной 2013 г. состоялись переговоры о поставках урана из Казахстана в Индию.
С 2014 г. Индия планирует импортировать малообогащен-ный уран из Узбекистана. Возможность такого сотрудничества обсуждалась во время двусторонних визитов официальных лиц. По некоторым данным, объем поставок может составить от 200 до 500 т урана в год в течение пяти лет с возможностью продления соглашения32. Оба государства заинтересованы в развитии сотрудничества в этом направлении. Ташкент полностью экспортирует добываемый в стране уран и ищет пути диверсификации экспорта радиоактивного вещества. На современном этапе планируется увеличить объем добычи. В частности, крупнейший в Узбекистане «Навоийский горно-металлургический комбинат» ведет строительство трех урановых рудников в Центральных Кызылкумах .
Несмотря на то, что, по оптимистическим прогнозам, в Таджикистане и Киргизстане сосредоточен значительный процент мировых запасов урана, атомная отрасль в этих республиках находится в кризисе. Максимум, на что могут рассчитывать Душанбе и Бишкек, - это переработка казахстанского сырья. В связи с этим перспективы для развития взаимодействия в данной отрасли между ними и Индией не очевидны. В Туркменистане добыча урана не ведется, о запасах урана достоверно неизвестно.
Экономика
Центральноазиатский рынок обладает достаточной привлекательностью для индийских бизнесменов. С одной стороны, уровень благосостояния населения не позволяет ему приобретать дорогие товары, производимые на Западе, с другой стороны, в регионе все больше проявляется определенная усталость от засилья дешевых и низкокачественных товаров из Китая.
До распада Советского Союза торгово-экономическое сотрудничество Индии с Казахстаном и среднеазиатскими республиками велось через Москву и определялось характером советско-
индийских отношений. В 1990-е годы в связи с разрушением хозяйственных связей и образованием новых границ торговля между Индией и новообразованными республиками практически сошла на нет, резко сократился и индийско-российский товарооборот. Основная активность в эти годы пришлась на так называемую челночную торговлю. Эксперты и сегодняшний уровень экономического сотрудничества между Индией и Центральной Азией, исключая Казахстан, называют минимальным34. На долю Казахстана приходится до половины всего товарооборота Индии и Центральной Азии.
В настоящее время Индия традиционно поставляет в республики фармацевтическую продукцию, чай, одежду, кожаные изделия, косметику, хлопковую нить, текстиль, машинное оборудование, рис, электронику, удобрение и др. Индия, как было сказано выше, закупает в Центральной Азии различные сырьевые товары. Нью-Дели входит в десятку основных торговых партнеров региона. Официальный товарооборот между Индией и Центральной Азией составляет около 700 млн долл. США35.
Кроме прямой торговли необходимо отметить инвестиционный потенциал Индии для Центральной Азии. Республики стараются быть максимально привлекательными для Нью-Дели. Призывы инвестировать в экономику своей страны звучат, в том числе, на уровне президентов. Н. Назарбаев на одной из открытых двусторонних встреч обратился к индийским бизнесменам с призывом «идти в Казахстан и не бояться инвестировать»36. Привлекательными отраслями он назвал IT-технологии, фармацевтику, металлургию, химическую промышленность и сельское хозяйство.
Несмотря на незначительные объемы торговли между Индией и странами Центральной Азии, двустороннее сотрудничество в этой области имеет большой потенциал. Однако на пути реализации этой задачи стоят некоторые серьезные проблемы. Прежде всего речь идет о торговых путях. В настоящее время товаропоток проходит по морским путям. Торговля через Китай стала практически невозможной после индийско-китайского пограничного конфликта 1962 г. Лимитированное исключение было сделано для горного перевала Нату Ла (the Nathula Pass). Небольшие торговые потоки проходят через Мьянму, Бангладеш и Пакистан37. Индийскими экспертами был разработан многоступенчатый маршрут через Иран.
Проблема - это всегда потенциал для развития. И Индия пытается воспользоваться этой возможностью. Транзитный потен-
циал Центральной Азии также привлекает Нью-Дели к региону. Расположение ЦАР делает его связующим звеном между Индией, с одной стороны, и Россией, другими странами СНГ и Европейским союзом, с другой стороны. Территория становится удобным транспортным коридором для индийских товаров. Участие Индии в международных проектах по транспортному объединению Европы и Азии обещает увеличение влияния Нью-Дели в Центрально-Азиатском регионе.
В 2012 г. в столице Индии состоялась встреча 14 заинтересованных стран для обсуждения деталей создания международного коридора «Север-Юг». Проект представляет собой многомодальную транспортную сеть, объединяющую порты на западном побережье Индии с портом Бандар Аббас в Иране, а затем с наземным портом Бандар Анзали на Каспийском море; отсюда через Рашт и Астару на азербайджанской границе далее в Казахстан, и потом в Россию. Данная транспортная сеть обещает соединить Европу и Азию. Общий маршрут, как ожидается, можно будет преодолеть за 25-30 дней, в то время как путь через Суэцкий канал занимает 45-60 дней38.
Характерно, что проект пробыл в забвении около 12 лет. Еще в 2000 г. было подписано соглашение между Индией, Россией и Ираном. Иран не смог завершить строительство необходимых ветвей железной дороги, Россия и Индия также не проявили практических шагов для реализации проекта. Событием, подтолкнувшим Нью-Дели к более активным действиям, стало строительство конкурентной магистрали, инициатором которой выступил Китай. В результате Индия предложила финансировать строительство недостающей части железной дороги в Иране в обмен на нефть. Такое решение оказалось взаимовыгодным. Иран получает возможность для выхода из изоляции. Для Индии значительно упрощается способ оплаты нефтяных ресурсов, импортируемых из Ирана.
Также через Иран проходят еще два альтернативных транспортных маршрута, ведущих в Центральную Азию. Во-первых, коридор «Казахстан-Туркменистан» протяженностью 677 км, соединяющий эти центральноазиатские страны с Ираном и Персидским заливом. Во-вторых, так называемая Северная сеть поставок из Узбекистана через север Афганистана, которой сегодня пользуются США и НАТО39.
Безопасность
Интерес к Центральной Азии носит стратегический характер для индийской внешней политики не только с точки зрения энергетической, но и национальной безопасности. Речь идет прежде всего о соседстве бывших советских республик с Афганистаном, близости Пакистана и очагах религиозного экстремизма на собственной территории. К этим опасностям необходимо добавить терроризм, наркотрафик, торговлю оружием и людьми, этнические и социальные конфликты, политическую нестабильность и т.д.
После распада Советского Союза в силу таких объективных причин, как ослабление границ, политическая нестабильность и экономические затруднения новых государств, влияние террористических групп на республики радикально выросло. Нью-Дели озабочен укреплением связей «Талибана» и других экстремистских групп с соседними государствами, так как это напрямую угрожает национальной безопасности Индии, особенно в контексте кашмирской проблемы. Кроме того, индийское руководство отчетливо демонстрирует желание повысить геополитический статус государства и его роль на международной арене. Последнее невозможно без участия в разрешении актуальной современной проблемы терроризма и религиозной нетерпимости. После террористического акта 11 сентября 2001 г. Индия расширила партнерство с США в сфере противодействия международному терроризму и экстремизму. Активное взаимодействие в данной области Нью-Дели развивает и со странами Центральной Азии.
Так, обеспечение безопасности и борьба с современными угрозами в регионе является одной из совместных задач Индии и Казахстана. Между странами неоднократно, особенно активно, начиная с ноября 2001 г., проводились обмены визитами военных и политиков, в результате которых подписано несколько соглашений между Комитетом оборонной промышленности Министерства индустрии и торговли РК и Минобороны Индии40. Основные направления двустороннего военно-технического сотрудничества и вопросы борьбы с международным терроризмом обозначены в Меморандуме о военно-техническом сотрудничестве между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Индия. Туда вошли реализация совместных проектов по военной технике и технологиям, сотрудничество предприятий оборонной промышленности, техническая помощь и обмен технологиями, обучение и совместное производство, обмен информацией и т.д.
На встрече министров обороны двух республик в 2003 г. индийский министр обороны Джордж Фернандес заявил: «Особый упор в нашем сотрудничестве мы будем делать на борьбе с терроризмом, так как этому вопросу до настоящего времени не уделялось должного внимания»41.
Индия и Казахстан учредили Совместную рабочую группу по борьбе с терроризмом. Активное сотрудничество также ведется в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), инициатором которого стал Казахстан. В данную организацию, кроме Казахстана и Индии, входят Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Афганистан, Пакистан и другие заинтересованные в обеспечении безопасности в регионе государства. Взаимодействие по борьбе с экстремизмом является одним из важнейших элементов работы Шанхайской организации безопасности. Приобретение статуса наблюдателя в организации и высокий уровень интереса к ШОС свидетельствует о желании Индии использовать все возможности для обеспечения стабильности в Азии.
Наиболее заметные шаги по военно-техническому сотрудничеству Индия предприняла в Таджикистане. В сотрудничестве с Россией Индия использует таджикистанскую авиабазу «Айни», где базируются ее вертолеты и истребители42. В 2004 г. начался ремонт авиабазы при финансировании Нью-Дели. Несмотря на отсутствие четких официальных заявлений о намерениях в отношении базы, в индийской и зарубежной прессе регулярно поднимался вопрос о создании первой зарубежной военной базы Индии. «Стратегические устремления Индии, которые некогда называли ненужной и бесполезной вещью в Азии, теперь, наконец, созрели, -писал Шив Арур (8Ыу Лгоог), индийский журналист, который получил секретную информацию о планах Индии в 2007 г. - Первая военная база страны в зарубежном государстве будет объявлена готовой к использованию в следующем месяце... В паре минут от границы Таджикистана с охваченным войной Афганистаном, эта база обеспечивает Индии присутствие - впервые в проблемной истории региона»43. В ходе ремонтных работ была полностью модернизирована и расширена взлетно-посадочная полоса, организована авиадиспетчерская служба, огорожен периметр, оборудованы три укрепленных убежища, что стоило Индии около 70 млн
44
долл. .
По некоторым данным, Нью-Дели планировал разместить в Таджикистане эскадрилью истребителей МИГ-2945. Интерес к базе
связан, по-видимому, с опасениями Индии в отношении Афганистана, особенно после предполагаемого ухода американских военных, и противоречиями с близлежащими Пакистаном и Китаем. Несмотря на большую заинтересованность и достаточно крупные финансовые вложения, Индии пришлось столкнуться с определенными сложностями. По мнению некоторых экспертов, Нью-Дели оказался заложником таджикско-российских отношений. Душанбе якобы шел навстречу Индии с целью сделать российскую сторону более сговорчивой. В итоге Индия по-прежнему не имеет военной базы за пределами своей территории.
Однако индийская стратегия по наращиванию своего военно-технического и военно-политического влияния в регионе остается прежней. Индия заявила о намерении построить и оборудовать госпиталь для военных офицеров Таджикистана. В соседней Киргизии планируется открытие совместного высотного военного исследовательского центра и организация обучения киргизских солдат для несения службы в миротворческих миссиях ООН46. Большим потенциалом располагает возможность аренды индийцами торпедного полигона на Иссык-Куле. Нью-Дели не только выразил заинтересованность в объекте, но и предложил Бишкеку финансовую помощь в модернизации одного из лучших в мире полигонов для подобных испытаний. Одним из решающих компонентов такого интереса является, вероятно, тот факт, что на полигоне испытыва-ются торпеды «Шквал», поставляемые, в том числе, в Индию.
Такие шаги были бы невозможны без общего понимания угроз в регионе всеми участниками процесса. Индия находит общий язык и с таким непростым партнером, как Ташкент. Так, она полностью разделила негативную оценку Узбекистана в отношении экстремистских религиозных организаций в Пакистане, распространяющих свою деятельность на территорию Ферганской долины и организующих подготовку узбекской молодежи для проведения подрывных и террористических акций47. Проникновение элементов террористических группировок из Афганистана и Пакистана в равной степени опасно и для Индии.
Несмотря на вышеупомянутые шаги Индии по усилению своего военно-политического влияния в регионе, а также высокую степень озабоченности в связи с нестабильностью в Афганистане и Пакистане, центральноазиатская политика Индии в сфере безопасности по-прежнему отличается мягкостью в сравнении с ее внешнеполитическими соперниками, своими корнями она уходит к традиционной индийской позиции невмешательства. Индийское
присутствие пока не может сравниться не только с российским, китайским или американским влиянием, Нью-Дели пока не удается встать в один ряд даже с Европейским союзом, Ираном и Турцией.
Перспективы
Несомненно, Индия занимает особое место в регионе и региональных политических и экономических процессах. Во многом это обусловлено геостратегическим положением страны. Рост интереса Индии к Центрально-Азиатскому региону связан еще и с обновленным представлением о роли самой Индии не только в азиатском регионе, но и в мировом масштабе. Индии удалось справиться с внутренними проблемами, которые остро стояли перед страной в 1990-е годы. Теперь Индия позиционирует себя в качестве одной из ведущих мировых держав, что автоматически предполагает распространение ее интересов на все континенты. Тем более из поля зрения Нью-Дели не может выйти соседний стратегически важный регион, такой как Центральная Азия. 13-й премьер-министр Индер Кумар Гуджрал, подчеркивая важность региона, назвал страны Центральной Азии «ближайшим зарубежьем» Индии48.
Другая причина, толкающая Индию к форсированию укрепления позиций в ЦА - успехи традиционных внешнеполитических конкурентов: Китая и Пакистана. Вечный соперник Индии Китай оказался далеко впереди, что само по себе является стимулом для активизации центральноазиатского направления. И если соперничество с Китаем носит в регионе скорее экономический и имиджевый характер, то напряжение в отношениях с Пакистаном заставляет внимательнее рассмотреть Центральную Азию в свете вопросов безопасности. Здесь воедино сходятся две задачи Индии: сдерживание влияния Пакистана и борьба с терроризмом и экстремизмом.
На что может опереться Индия в стремлении повысить свой международный статус и увеличить свою роль в мире, в Азии, в том числе - Центрально-Азиатском регионе? Мировой державой Индию делает, прежде всего, более чем миллиардное население (по прогнозам ООН, к 2028 г. первенство по численности населения перейдет от Китая к Индии49), военные возможности, в том числе обладание ядерным оружием, а также растущий экономический потенциал.
Почему, в таком случае, Индия до сих пор не преуспела в Центрально-Азиатском регионе, почему эксперты, говоря об индийской политике в ЦАР, часто пользуются словосочетанием «участь опоздавшего»? Два французских исследователя, работающие в Вашингтоне, в своей книге «Центральная Азия на карте мира: Идеи и стратегии Индии (Mapping Central Asia: Indian Perceptions and Strategies)»50 рассматривают несколько возможных причин сложившейся ситуации. По мнению авторов, Индия, будучи демократическим государством не может стать «своим» в отношениях с центральноазиатскими режимами, критикуемыми за нарушение прав человека и отсутствие политических свобод. Находясь на той же стороне, США и Европейский союз выигрывают за счет приобретения сторонников из оппозиционной среды, в то время как Индии чужда идея экспорта своих политических ценностей. Кроме того, Индия с ее более чем миллиардным населением, большой процент которого не удовлетворен в самых необходимых потребностях (питьевая вода, жилье, образование, медицинское обслуживание), не может служить примером экономического и политического развития, не может предложить действенный рецепт решения проблем, стоящих в данный момент перед центральноазиатскими республиками.
Экспертами называется и не менее значительный фактор, ослабляющий позиции Индии, - географический. Соседство действительно можно назвать близким, но те относительно немногие километры, разделяющие акторов, отягощены проблемным соседством с нестабильными Афганистаном и Пакистаном. Для решения многолетних проблем и противоречий, а также нивелирования региональной нестабильности необходимо время, одних лишь громких официальных заявлений и намерений явно недостаточно.
Все это делает Индию «небольшим игроком со своими специализированными нишами»51. Тем не менее даже скептики отмечают наличие потенциала для развития индийско-центрально-азиатских отношений. С момента распада СССР взаимный интерес не только не стал слабее, но сферы и возможности для взаимовыгодного сотрудничества расширились, были отработаны схемы взаимодействия, появились успешные совместные проекты. Имеет место взаимопонимание по ключевым международным и региональным проблемам. Сбалансированная позиция Индии на международной арене не только стала неотъемлемой частью международной политической архитектуры, но привлекает независимые республики стабильностью и отсутствием острых углов. Кроме
прочего, между Индией и Центральной Азией, а точнее, между народами этих стран в результате вековых культурных, политических, экономических взаимодействий возникла тесная человеческая связь. Инициативы Индии на генетическом уровне воспринимаются в регионе как дружеские, несущие радость, как, например, продукция Болливуда, или исцеление, как фармакологическая продукция, импортируемая с индийского субконтинента.
Примечания
Макиндер Х.Дж. Географическая ось истории // Полис. 1995. № 4. - С. 162169; Mackinder H.J. Democratic Ideas and Reality. - N.Y.: Pelican Books, 1944. -P. 113; Бжезинский З. Великая шахматная доска. Американское превосходство и его геостратегические императивы. - М.: Международные отношения, 2010. - С. 54.
Цит. по: Вашингтон стремится сориентировать центральноазиатские страны на своих союзников в Южной Азии // Eurasianet. 2006. Апрель. Знаменитый мавзолей-мечеть Тадж-Махал (Агра) сочетает в себе элементы персидской, индийской и исламской архитектуры.
До сих пор до 30% фармацевтических продуктов завозятся в Центральную Азию из Индии.
Юлдашева Г., Шукурзода М. Стратегия нового Шелкового пути: Проблемы и перспективы // Информационный портал 12UZ. 21.11.2011 [www.12uz. com/ news/ show/comments/7410].
Keynote Address by MOF Shri E. Ahamed at First India-Central Asia Dialogue. June12, 2012 Ministry of Foreign Affairs of India // www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/19791/Keynote+address+by+MOS+Shri+E+Ahamed+at+First + Indi aCentral+Asia+Dialogue (accessed April 6, 2012).
China and India in Central Asia. A new «Great Game»? Edited by Marlène Laru-elle, Sébastien Peyrouse , Jean-François Huchet, Bayram Balci. New York, 2010. 268 p.
State of the Economy and Prospects. Chapter 1. P. 2 // indiabudget.nic.in/es2012-13/echap-01.pdf
Китай пока опережает Индию по показателям роста.
Энергетика Индии - прошлое, настоящее и будущее // Oil&Gas Eurasia. 03.09.2009 [www.oilandgaseurasia.com/ru/tech_trend/].
В 2008 г. был принят общегосударственный документ, охватывающий все сектора энергетического комплекса Индии «The Integrated Energy Policy». См.: comtrade.un.org/db/dqQuickQuery.aspx. См.: www.worldenergyoutlook.org.
International Crisis Group (2007), Central Asia's Energy Risk, Asia Report N 133. P. 12 // www.essex.ac.uk/armedcon/story_id/000480.pdf.
Kiesow I., Norling N. (2007). The Rise of India: Problems and Opportunities. (Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road Studies Program) // www. silk roadstud-ies.org/ new/docs/Silkroadpapers/2007/0701India.pdf.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
13
14
15
Магистральный газопровод Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия протяженностью 1640 км, который соединит месторождение Давлетабад, расположенное на юго-востоке Туркменистана с индийским г. Фазилка. Для обеспечения мощности газопровода было предложено самое крупное в Туркменистане месторождение «Галкыныш». Стоимость проекта составляет 7,6 млрд долл. США.
Проект предполагает использование летних излишков электроэнергии, произведенной в Киргизстане и Таджикистане для потребностей Афганистана и Пакистана (в перспективе для Индии тоже).
«Пациент скорее мертв, чем жив»: Индия, Иран и Пакистан рушат туркменскую конструкцию ТАПИ // ИА REGNUM [www.regnum.ru/news/polit/ 1635820.html].
Так весной 2013 г. Индия предложила включить в проект территории Казахстана и Узбекистана.
Асанбаев M., Байменов Б.Т. Энергетическое сотрудничество Индии и стран Центральной Азии // Вестник КазНУ. Алматы. 2013. № 1 [articlekz. com/node/2759].
ONGC купила 25% в нефтяном месторождении Сатпаев в Казахстане // Reuters. 16.04.2011 [ru.reuters.com/article/idRUMSE73F00220110416]. India to prospect for oil, gas in Uzbekistan // The Hindu. 19.05.2011 [www. the-hindu.com/news/national/india-to-prospect-for-oil-gas-in-uzbekistan/ article 2029861. ece]. Uzbekistan offers oil exploration to India //The Tribune. 26.04.2006 [www. Tribune india.com/2006/20060427/world.htm#1].
Комиссина И. Интересы Индии в Центральной Азии // Интернет-журнал «Новая политика». 22.10.2004 [www.novopol.ru/-interesyi-indii-v-tsentralnoy-azii-text721. html].
Robert M. Cutler. India raises energy profile in Central Asia // Asia Times. 27.05.2011 [www.atimes.com/atimes/Central_Asia/ME27Ag01.html]. Полный ядерный цикл - это комплекс мероприятий по производству, использованию, переработке и утилизации отработанного ядерного топлива. International Energy Agency. Statistics // www.iea.org/stats/index.asp. Шибутов М. Казахстан и Средняя Азия - ведущий регион добычи урана // Средняя Азия: Новые координаты. - М.: ИД «Регнум», 2013. - С. 13. Казахстан является ведущим мировым поставщиком урана // Asia News. 07.05.2011 [www.warandpeace.ru/ru/news/view/58002].
В связи с неприсоединением Индии к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Пресс-релиз о сотрудничестве Индии и Казахстана в ядерной энергетике // www.kazatomprom.kz/ru. 24.01.2009.
Индия планирует покупать уран в Узбекистане // Forbes Kazakhstan. 16.09.2013 [forbes.kz/news/2013/09/16/newsid_40361].
Узбекистан завершает строительство трех урановых рудников // ИА Росбалт. 10.2013 [www.rosbalt.ru/exussr/2013/10/24/1191949.html].
Gulshan Shavdeva. Regional Economic Linkages // Reconnecting India and Central Asia Emerging Security. P. 133. [www.jnu.ac.in/SIS/MakingSISVisible/ Publica-tions/Reconnecting%20India%20C%20Asia%20_Regional%20Eco%20Linkages% 20_G%20Sachdeva%202010.pdf].
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
29
30
31
32
36 Gulshan Shavdeva. Regional Economic Linkages // Reconnecting India and Central Asia Emerging Security. P. 133 // www.jnu.ac.in/SIS/MakingSISVisible/ Publications/Reconnecting%20India%20C%20Asia%20_Regional%20Eco%20 Linkages%20G% 20Sachdeva%202010.pdf
37 Нурсултан Назарбаев призвал индийский бизнес инвестировать в экономику Казахстана // ИА REGNUM. 26.01.2009 [www.regnum.ru/news/1115590.html].
38 Gulshan Shavdeva. Regional Economic Linkages // Reconnecting India and Central Asia Emerging Security. P. 135. [www.jnu.ac.in/SIS/MakingSISVisible/ Publica-tions/Reconnecting%20India%20C%20Asia%20_Regional%20Eco%20Linkages% 20_G%20Sachdeva%202010.pdf]
39 Индия готова соединить Европу и Азию // Economic Times. 13.05.2012 [inoz-press.kg/news/view/id/35615].
40 Там же.
41 Нуржанова С. Сотрудничество Казахстана и Индии в области безопасности в рамках СВМДА и ШОС: к вопросу борьбы с международным терроризмом // Борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом: опыт США и НАТО для Центральной Азии. Алматы, 2006. - С. 211.
42 Казахстан и Индия продолжают сотрудничество в оборонной сфере // Казин-форм. 07.11.2003 [www.nomad.su/?a=3-200311100019].
43 Центральная Азия в интересах Индии // «Аревелк» стратегический аналитический центр. 05.03.2013 [arevelkcenter.com/archives/3325].
44 Joshua Kucera. India's Central Asia Soft Power // The Diplomat. 03.09.2011 [the-diplomat.com/2011/09/indias-central-asia-soft-power].
45 Центральная Азия в интересах Индии // «Аревелк» стратегический аналитический центр. 05.03.2013 [arevelkcenter.com/archives/3325].
46 Центральная Азия в интересах Индии // «Аревелк» стратегический аналитический центр. 05.03.2013 [arevelkcenter.com/archives/3325].
47 Joshua Kucera. India's Central Asia Soft Power // The Diplomat. 03.09.2011 [the-diplomat.com/2011/09/indias-central-asia-soft-power]
48 Лебедева Н.Б. Центральная Азия и зона Индийского океана в новой геополитике // Центральная Азия в системе международных отношений: Сборник научных статей / Под ред. В.А. Заир-Бек. - М., 2004. - С. 147.
49 Колдунова Е.В. Роль Шанхайской организации сотрудничества в регионе Центральной Азии: Сравнительный анализ исследовательских дискурсов // Сравнительная политика. МГИМО. 2013. 2 (12). - С. 65.
50 Мишина Е. ООН: Индия обгонит Китай по численности населения к 2028 году // Российская газета. 17.06.2013 [www.rg.ru/2013/06/17/india-site-anons. html].
51 Marlène Laruelle, Sébastien Peyrouse. Mapping Central Asian-Indian Perceptions and Strategies // Ashgate. August 2011. - P. 262.
52 Marlène Laruelle, Sébastien Peyrouse. Mapping Central Asian-Indian Perceptions and Strategies // Ashgate. August 2011. - P. 84.
«Изменения в геостратегической карте Азии и Северной Африки в начале ХХ1 века», ИВ РАН,
М., 2014 г., с. 288-307.