Научная статья на тему 'Стандарты второго поколения: основная образовательная программа начального общего образования объект стандартизации образовательного пространства'

Стандарты второго поколения: основная образовательная программа начального общего образования объект стандартизации образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1455
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / ОБЪЕКТЫ НОРМИРОВАНИЯ: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ / ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА И МОДЕЛИ ОЦЕНКИ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипова Н. Е., Корнилова Л. В.

Основная образовательная программа начального общего образования определяет достижение планируемых результатов начального общего образования, содержание, организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное воспитание младших школьников. Являясь моделью образовательного пространства, призвана обеспечить единство образовательного пространства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипова Н. Е., Корнилова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандарты второго поколения: основная образовательная программа начального общего образования объект стандартизации образовательного пространства»

Гипотезы, дискуссии, размышления

УДК 37.01 ББК 74.202

СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ -

ОБЪЕКТ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Скрипова Н. Е., Корнилова Л. В.

Аннотация. Основная образовательная программа начального общего образования определяет достижение планируемых результатов начального общего образования, содержание, организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное воспитание младших школьников. Являясь моделью образовательного пространства, призвана обеспечить единство образовательного пространства России.

The basic educational program of the initial general education defines achievement of planned results of the initial general education, the maintenance, organization of educational process and is directed on formation of the general culture, spiri-tually-moral education of younger schoolboys. Being model of educational space, it urged to provide unity of educational space of Russia.

Ключевые слова: основная образовательная программа, начальное общее образование, требования к структуре основной образовательной программы, объекты нормирования: планируемые результаты, базисный учебный план, программа развития универсальных учебных действий, примерные учебные программы, программа воспитания и социализации, программы внеурочной деятельности, система и модели оценки.

The basic educational program, the initial general education, requirements to structure of the basic educational program, objects of rationing: planned results, the basic curriculum, the program of development of universal educational actions, approximate curriculums, the program of education and socialization, the program of after-hour activity, system and estimation models.

Идеология Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС, Стандарт), в котором помимо принципиально нового взгляда на духовно-нравственное воспитание, определения его как конвенциональной нормы - общественного договора, вводится новое понятие «основная образовательная программа», через совокупность требований, обязательных при их реализации.

Что побудило разработчиков ФГОС обра-титься к проектированию «основных образовательных программ»? В чем новизна решаемой задачи? Отличаются ли основные образовательные программы от действующих (вот уже более десятилетия) обязательных образовательных минимумов по каждому предмету?

Темой нашего исследования является рассмотрение содержания понятий «основная образовательная программа», «структура основной образовательной программы», «примерная основная образовательная программа начального общего образования», «требования к структуре основной образовательной программы на -чального общего образования». Значимость нашего исследования подчёркивается тем обстоятельством, что основная образовательная программа, являясь моделью школьного образовательного пространства, объектом стандартизации начального общего образования, проходит «сквозной содержательной составляющей» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рассмотрим, во-первых, законодательные изменения и нормативные основания понятий

«основная образовательная программа», «структура основной образовательной программы», «примерная основная образовательная программа начального общего образования», «образовательная программа».

В п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее Закон «Об образовании») указывается «В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [1].

Также отмечается «Федеральные государственные образовательные стандарты... должны обеспечивать преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего. образования» [1].

Далее даётся представление о структуре основной образовательной программы: «Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса» [1].

Обращаясь к истории вопроса, можно отметить, что со времени введения Закона «Об образовании» (1992 г.) в толковании термина «основная программа» произошли существенные изменения:

1. Зафиксировано понимание образовательной программы как компонента структуры системы образования Российской Федерации (ст. 8 гл. 2 Закона «Об образовании»). Также указано, что система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, стандартов и федеральных государственных требований. А также «сети реализующих их учреждений, органов, осуществляющих управление, объединений юридических лиц, общественных и государственных

ЧИППКРО

объединений, осуществляющих деятельность в области образования». Таким образом, «образовательная программа» выделена как часть системы образования. Это важный момент, который необходим для понимания всего, о чём будет сказано ниже.

2. Концептуально ФГОС теперь включа-

ет три группы требований. Значит, в ФГОС нет того содержательного нормативно-

методического блока (обязательный минимум содержания образования), который определял бы деятельность школы в любом уголке нашей страны, тем самым охраняя единство ее образовательного пространства. Ст. 7 Закона «Об образовании» лишь определяет «основную образовательную программу» в качестве структурного компонента ФГОС.

3. Ст. 9 Закона «Об образовании» подробно разъясняет, в чём состоит своеобразие и назначение образовательных программ: образовательная программа определяет содержание образования определенных уровней и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на «общеобразовательные и профессиональные», равно как на «основные и дополнительные». Позиция п. 6 ст. 9 введена законодателями в 2007 г. «Основные общеобразовательные программы начального общего . образования обеспечивают реализацию ФГОС с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовнонравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» [1]. Раньше в тексте Закона «Об образовании» этого пункта просто не было.

В данном случае авторы новой редакции Закона «Об образовании», разработчики Федерального государственного образовательного стандарта ведут речь о системе регламентирующих норм федерального значения, о части системы образования страны.

Возникает утверждение: если образовательная программа объявлена частью системы образования и установлено, что она в себя включает, посредством каких структур реализуется, каким целям служит, то должен, по ло-

гике вещей, появиться и соответствующий документ с таким названием? То есть документ, консолидирующий школьное образование, обеспечивающий единство образовательного пространства страны и, в итоге, - достижение планируемых результатов общего образования на ступени начального общего образования. Ответ очевиден, но такого документа пока нет у работников образования.

Обращаясь к словарю терминов и понятий (Глоссарий ФГОС), мы не находим пояснения понятия «основная образовательная программа», а только «структуры основных образовательных программ», которая рассматривается как «комплект указаний, программ и требований, из которых состоит структура образовательных программ: состав программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса» [1].

Важно добавить, что основная образовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в глобальном обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования и профессиональной деятельности. Далее в подтверждение нашего предположения можно отметить, что «основная образовательная программа начального общего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования» [4]. Уместно возникает вопрос «Какова структура примерной основной образовательной программы начального общего образования?».

В п. 5.2. ст. 14 Закона «Об образовании» указано «Примерные основные образовательные программы с учётом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» [1]. Следовательно, достижение результа -

тов (личностных, метапредметных и предметных), задаваемых Стандартом применительно к освоению основной образовательной программы, обеспечивают примерные программы по отдельным учебным предметам. При этом примерные программы потому и называются примерными, что преподаватель может на их базе создавать уже свою рабочую программу.

Рассматривая следующий нормативный правовой акт «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», мы находим следующие интересные для нас положения «основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовнонравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учеб -ной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся» [4].

Есть ещё образовательная программа образовательного учреждения (п. 7 ст. 32) [1]. Разработка и утверждение образовательным учреждением образовательной программы (правда, в тексте Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предлагается термин «основная образовательная программа», что противоречит положениям Закона «Об образовании») осуществляется самостоятельно.

Изучение документов позволяет нам сделать вывод, что ключевым документом, определяющим как организационно-

управленческую, так и содержательнодеятельностную составляющие миссию образования для каждого конкретного образовательного учреждения, выступает его образователь -ная программа. Она позволяет соподчинить входящие в нее учебную и внеучебную деятельности по достижению стратегической цели

- раскрытию и развитию с их помощью человеческого потенциала каждого ученика и направленного на формирование именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социаль-

но-культурной и социально-экономической перспективе.

Таким образом, образовательная программа образовательного учреждения становится свободной формой гражданского контракта между обществом (т.е. родителями в лице об -щественного совета) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся. Она демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы. Мониторинг выполнения такой программы и анализ ее результативности дают объективную и прозрачную критериальную основу для оценки вклада каждого педагога в учебные и внеучебные достижения детей и одновременно выступают как концептуальная и фактологическая база публичного доклада директора перед социумом-заказчиком. Эти обстоятельства жестко предопределяют факт наличия в школе работоспособного, компетентного и ответственного общественного совета, наделенного полномочиями участвовать в совместной с педагогическим коллективом разработке образовательной программы и оценке ее социальной (социокультурной) эффективности.

Но это не та основная образовательная программа, по итогам которой выпускникам выдают документ государственного образца, а несколько иной - локальный документ каждого образовательного учреждения. Образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной основ -ной образовательной программы начального общего образования.

Структурно основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3) базисный учебный план начального общего образования;

4) примерная программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

5) примерные программы отдельных учебных предметов;

ЧИППКРО

6) примерная программа духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7) примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

8) примерная программа коррекционной работы;

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» [4].

Особо хочется отметить, что все эти материалы носят сугубо рекомендательный характер. Иначе говоря, основная образовательная программа начального общего образования в предлагаемой редакции не является консервативным, жестким ограничителем для творчески работающего педагога. В нее могут включаться дополнительные компоненты, отражающие особенности и интересы субъектов Российской Федерации, школ разных типов и укладов — с учетом потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Тем не менее, вплоть до сегодняшнего дня в Законе «Об образовании» нет положения о том, что основная образовательная программа является нормативно-правовым актом или документом, обязательным для исполнения везде и всеми. Она остается в этом смысле методическим документом, а потому лишь рекомендательным. Именно в этом «примерном» статусе заложены, на наш взгляд, все её плюсы, так как это позволит реализовывать стратегию и тактику развития различных образовательных учреждений, отдельных предметов.

Таким образом, мы можем обобщить, что основная образовательная программа — совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, содержание и организацию образовательного процесса, достижение планируемых результатов и обеспечивающей выполнение ФГОС с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и воспитанников. То есть, основная образовательная программа призвана конкретизировать требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ, определить наиболее важные на каждом возрастном этапе харак-

теристики обучения и воспитания, важные именно с точки зрения личностного, духовнонравственного, социального, познавательного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического, физического и трудового развития школьников. Как раз данное обстоятельство предопределило отбор основных объектов нор -мирования, которые рассмотрены ниже.

В заданном аспекте рассмотрим требования к структуре основных образовательных программ, которые определяются как «система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования» [4] и требования к разделам основной образовательной программы на -чального общего образования, содержание которых определяется блоком учебнометодической документации.

Считаем уместным рассмотреть содержание разделов основной образовательной программы, выделяя главные содержательные линии, на которые необходимо уделять внимание в условиях подготовки тьюторов (специалистов органов управления образованием, учителей начальных классов) в условиях введения в действие Стандарта второго поколения в начальное общее образование.

Пояснительная записка должна раскрывать цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Второй раздел программы посвящён планируемым результатам освоения основной об -разовательной программы начального общего образования. В данном разделе рассматриваются следующие вопросы: «Какие требования к образованию предъявляет Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования?», «Каких образовательных достижений мы ожидаем от всех выпускников начальной школы?», «Какие результаты начального образования подлежат итоговой оценке и в каких формах она может проводиться?».

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны:

1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

2) являться основой для разработки образовательных программ начального общего образования образовательных учреждений;

3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требо -ваниями Стандарта [3, с. 3].

На наш взгляд, уместно в данном разделе рассмотреть планируемые результаты освоения двух междисциплинарных программ - программы формирования универсальных учебных действий и программы по работе с информацией.

Программа формирования универсальных учебных действий (личностные и метапредмет-ные результаты) предназначается при изучении всех без исключения предметов начальной школы. При этом у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. Программа формирования универсальных учебных действий в период обучения в начальной школе разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно [3, с. 14].

Чтение: работа с информацией. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Выпускники получат воз -можность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к

получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом [3, с. 19].

Следующий раздел программы рассматривает Базисный учебный план начального общего образования. Он обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав обязательных учебных предметов и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения) [4]. В некоторых материалах авторского коллектива, посвящённых Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования можно встретить формулировку «базисный образовательный план». План действительно стал образовательным, но, однако в тексте Закона «Об образовании» он определяется как базисный учебный план.

Инновационностью базисного учебного плана является то, что школа должна давать не только знания, умения, навыки, которые превалируют в содержательных предметах, но должна учить ребенка и жить в этой жизни, и уметь социально адаптироваться. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в формах, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Одним из разделов основной образовательной программы начального общего образования являются примерные программы отдельных учебных предметов, которые должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Примерные программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе:

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- программы формирования универсальных учебных действий [4].

Примерные программы отдельных учебных предметов призваны обеспечить возможности

ЧИППКРО

вариативной реализации содержания образования. Образовательные учреждения на основе примерных программ разрабатывают рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Новой для образовательных учреждений является Примерная программа духовнонравственного развития (следующий раздел), воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, которая должна быть направлена на обеспечение духовнонравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:

— создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся ос -ваивать и на практике использовать полученные знания;

— формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учи -тывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

— формирование у обучающегося активной деятельностной позиции [2].

На основе примерной программы духовнонравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательное учреждение самостоя -тельно разрабатывает соответствующую программу [ФГОС].

Одним из ключевых направлений развития общего образования, определённых национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» стало направление «Здоровье школьников». Одним из разделов основной об -разовательной программы является примерная

программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы на -чального общего образования [4].

На основе примерной программы формирования культуры здорового и безопасного об -раза жизни образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает соответствующую программу.

Примерная программа коррекционной работы является содержательным ядром следующего раздела основной образовательной программы начального общего образования. Данная программа разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования [4]. На основе примерной программы коррекционной работы образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает соответствующую программу.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должна предусматривать как оценку достижений обучающихся, так и оценку эффектив-

ности деятельности образовательного учреждения; а также позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся [4].

Таким образом, в тексте Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определяется рамочное описание базовых компонентов ос -новной образовательной программы начального общего образования, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему. Более полное содержание каждого компонента основной образовательной программы представляется в нормативном сопровождении Требований к структуре основных образовательных программ.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] / Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / отв. ред. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 23 с..

3. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. ; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с. (Стандарты второго поколения).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.standart.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.