УЧИТЕЛЬ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ: ЗОНЫ ВЗАИМНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
THE GENERAL SCHOOL TEACHER AND THE SCHOOL SUBJECT PROGRAM: AREAS OF MUTUAL RESPONSIBILITY
Стрелова О.Ю.
Профессор кафедры всеобщей истории ДВГГУ (г. Хабаровск), доктор педагогических наук E-mail: [email protected]
Strelova O.Yu.
Professor of the general history department of the Far Eastern State Humanities University of Khabarovsk, Doctor of sciences (Education). E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассмотрены ключевые вопросы, связанные с подготовкой школьных учителей к работе по новым образовательным стандартам (ФГОС ОО).
Как формируется и предъявляется содержание общего образования в единстве педагогической теории и практики: от фундаментального ядра содержания общего образования к программам, учебникам и поурочным разработкам школьных учителей? Как учителя истории (а по аналогии с ними и другие учителя-предметники) могут участвовать в подготовке рабочих программ, чтобы максимально полно реализовать образовательный потенциал стандартов второго поколения?
Annotation. This article analyzes the key questions related to school teacher training according to new educational standards (FSES BSE). How is the base secondary education content formed and presented through the unity of pedagogical theory and practice: from the core fundamental contents of base secondary education to programs, textbooks and individual class plans of school teachers? How can history teachers (along with teachers of other subjects) take part in preparation of school programs in order to fully realize the educational potential of the second generation standards?
Ключевые слова: ФГОС ООО (стандарты второго поколения); основная образовательная программа основного общего образования; примерные программы по учебным предметам; рабочая программа по истории; расширенное тематическое планирование.
Keywords: FSES BSE (second generation standards); general educational program of base secondary education; school subject program examples; history work program; extended subject planning.
Хотя переход основной школы на ФГОС ОО (стандарты второго поколения) в массовом порядке начнется только в 2018-2020 гг., их ключевые идеи уже внедряются в образовательный процесс. Прежде всего, речь идет об идее преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования, которая на практике в разных регионах России обернулась требованием к учителям-предметникам к началу нового учебного года создавать собственные «программы».
Попробуем разобраться в этой коллизии и предложить школьным педагогам научно обоснованные рекомендации для подготовки к новому учебному году.
ФГОС ООО в разделе «Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования» [6, раздел III] исходит из определения образовательной программы и примерной образовательной программы в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2, п. 9, 10). В соответствии с ними в стандарте (п. 13) говорится, что «основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование...» [курсив наш - примеч. авт.].
Отметим, что это положение существенно меняет как традиционные представления о программе как «программе содержания учебного предмета», так и процедуру ее разработки и использования в школьной практике.
Требования ФГОС ООО к структуре основной образовательной программы основного общего образования (далее - ООП ООО) содержат описание функций и компонентов всех трех ее разделов: целевого, содержательного и организационного.
В содержательном разделе ООП ООО, наряду с другими программами, ориентированными на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, значатся «программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных» [6]. О них, собственно, и пойдет речь далее.
Следует обратить внимание на положения требований, относящиеся к содержательному разделу (п. 18.2), а также на положения, характеризующие структуру программ по отдельным учебным предметам и курсам и их место в разработке и реализации образовательного процесса (п. 18.2.2):
9 «Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы»;
9 «Программы отдельных учебных предметов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования» [6].
Таким образом, программы отдельных учебных предметов и курсов являются важным компонентом ООП ООО, разработкой, утверждением и реализацией которой долж-
но заниматься каждое образовательное учреждение (п. 16 ФГОС ООО). Но значит ли это, что такие программы относятся исключительно к сфере профессиональной самодеятельности учителей-предметников?
Согласно пункту 15 все тех же «Требований.», ООП ООО содержит - в соотношении 70% и 30% - «обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса» [6]. Последняя ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и возможности образовательных учреждений, она реализуется посредством учебных курсов, обеспечивающих индивидуальные потребности обучающихся, в том числе этнокультурные, и посредством внеурочной деятельности. Необходимость авторского подхода школьных педагогов к разработке вариативного компонента не вызывает сомнения.
Обе части ООП ООО «разрабатываются на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования» (п. 14). Что это за документ? Для знакомства с ним обратимся к современной системе разработки и предъявления содержания общего и предметного образования (таблица 11).
«Фундаментальное ядро содержания общего образования» - базовый документ, необходимый для создания, среди прочих материалов, учебных программ и учебно-методических пособий. В нем фиксируются базовые национальные ценности, основополагающие элементы научного знания, а также универсальные учебные действия. «Фундаментальное ядро» представляет собой первый опыт создания «зоны консенсуса для формирования ныне отсутствующего целостного взгляда на содержание школьного образования» [7, с. 7] [курсив наш - примеч. авт.]. Важно подчеркнуть, что этот документ на допредметном (точнее, надпредметном) этапе проектирования содержания общего образования определяет не только содержание учебных программ, но и организацию образовательной деятельности по отдельным учебным предметам [2, с. 28].
Примерные программы по учебным предметам - это проекты предметного этапа формирования содержания общего образования; в них определяется состав учебных предметов, их наполнение и распределение по ступеням общего образования. В соответствии с требованиями ФГОС ООО (п. 18.2.2) примерные программы содержат следующие разделы и пункты [6]:
1. Пояснительная записка, в которой:
- конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
- дается общая характеристика учебного предмета, курса, его описание в учебном
плане;
- раскрываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- описывается учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1 Таблица подготовлена О.Ю. Стреловой на основе источников [2, с. 27-30; 7, с. 6-7; 4; 5].
Таблица 1
Этапы и формы разработки содержания общего образования (на примере учебного предмета «История»)
Этапы Цель Форма разработки и предъявления Особенности предъявления содержания
Допредмет- ный Формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования «Фундаментальное ядро содержания общего образования» 1) Краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования; 2) Отказ от деталей (распределение по предметам и ступеням обучения); 3) Лаконичная форма описания областей знаний, а не конкретных предметов
Предмет- ный Определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения Примерные программы по учебным предметам: История и др. 5-9 классы; 10-11 классы 1) Инвариантная часть учебного предмета/курса; 2) Отсутствие последовательности в изучении материала и распределении по классам; 3) Ориентирующий и некатегоричный характер положений
Внутри- предмет- ный Создание программных и учебно-методических материалов, обеспечивающих изучение отдельных курсов, разделов или учебного предмета в целом Рабочие программы по всемирной истории, по истории России и др. Учебники и другие компоненты УМК: дидактические материалы, методические рекомендации и т.д. 1) представление содержания курса / раздела истории в соответствии с концепцией издательства или автора УМК; 2) включение, кроме инвариантной, еще и вариативной части содержания; 3) логика и последовательность в изучении курса, разделов, модулей и т.д.; 4) ориентированность на конкретный УМК
Практико- ориентиро- ванный Разработка способов реализации предметной программы по отдельным учебным предметам в контексте ООП ООО данного образовательного учреждения Вариативная часть ООП ООО, расширенное тематическое планирование Учет индивидуальных потребностей учащихся; в том числе связанных с особенностями социокультурной среды их «малой родины» Реализация возможностей конкретного образовательного учреждения в организации урочной и внеурочной деятельности
Этапы Цель Форма разработки и предъявления Особенности предъявления содержания
Поурочный Присвоение учениками нового содержания (превращение «чужого» знания в свое «живое»), овладение опытом познавательной деятельности и эмоциональноценностного отношения к окружающему миру Устные и письменные работы учащихся по отдельным темам курса/предмета; «портфолио учебных достижений» Комплексное отражение предметных, метапредметных и личностных результатов каждого ученика в изучении истории
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Все эти разделы есть в примерных программах по конкретным учебным предметам, подготовленных Российской академией образования в рамках проекта по разработке, апробации и внедрению ФГОС ООО. В частности, в Примерной программе по истории [4] все требования к структуре ООП ООО реализованы и представлены в трех разделах: «Пояснительная записка», «Основное содержание» и «Примерное тематическое планирование». Такие же разделы есть в Примерных программах по истории для основной и старшей школы, подготовленных в других издательствах, выпускающих учебную литературу Федерального комплекта и обновляющих свои учебно-методические комплексы в соответствии со стандартами второго поколения. Разница между вариативными Примерными программами по истории может быть связана с особенностями характеристики учебного предмета и составляющих его курсов в Пояснительной записке (основные и дополнительные содержательные линии, результаты исторического образования, структура содержания отдельных курсов, ключевые вопросы и т.д.), а также с формулировками предметных единиц и видами деятельности ученика - в двух других разделах этого документа.
О статусе Примерной учебной программы говорится, что она «определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. и является ориентиром для составления рабочих программ для всех общеобразовательных учреждений, обеспечивающих получение основного общего образования» [4] [курсив наш - примеч. автора]. Так осуществляется «влияние государства на содержание учебного предмета, на учебный процесс, на обеспечение единого образовательного пространства» [3].
Рабочие программы разрабатываются на внутрипредметном этапе формирования содержания образования по тем же правилам, что и Примерные программы.
Согласно концепции ФГОС ООО, «авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения» [4, с. 3]. Обратим внимание на логичное единство авторов рабочих программ и учебников. Кто лучше авторов понимает логику конструирования учебного курса в рамках своего учебника? Разве не они лучше других могут в рабочей программе раскрыть особенности авторского УМК, объяснить принципы разработки учебного содержания? А конкретизировать цели и прогнозируемые результаты исторического образования на основе данного учебника и УМК, согласовать новации с требованиями стандартов и примерной программы по учебному предмету, разработать подходы к методическому сопровождению рабочей программы могут квалифицированные методисты, работающие в тех же издательствах, региональных Институтах развития образования и т.д.
Словом, подготовка рабочей программы - это большая и ответственная работа, относящаяся к профессиональной педагогической компетенции авторов - ученых и дидактов в определенной образовательной области. Школьный учитель может творчески и продуктивно отнестись, главным образом, к разработке третьей части рабочей программы - к тематическому планированию.
К сожалению, в пояснительной записке большинства примерных и рабочих программ повторяются общие положения (цели и задачи учебного предмета, его место в учебном плане, требования к результатам обучения и т.д.) и «конспектируется» конкретный учебник. В таком случае учитель будет вынужден самостоятельно адаптировать всю рабочую программу к конкретному УМК вместо того, чтобы основное внимание уделить подготовке ее вариативной части и согласованию с другими программами, входящими в ООП ООО данного образовательного учреждения (Программа воспитания и социализации, Программа развития универсальных учебных действий (УУД) и др.).
Рабочую программу можно назвать сделанной профессионально и отвечающей требованиям ФГОС ООО, если:
1) в Пояснительной записке применительно к конкретному учебному курсу и УМК раскрыты задачи, содержательные линии, прогнозируемые результаты, принципы отбора и конструирования содержания, особенности учебника, возможности других элементов УМК, принципы реализации на их основе деятельностного/компетентностного подхода и т.д.;
2) в разделе «Основное содержание» предметные единицы сформулированы в проблемно-деятельностном ключе;
3) в Тематическом планировании перечень учебных действий скрупулезно соотнесен с основным содержанием курса, расширен и конкретизирован на основе Программы развития УУД, метапредметных и предметных результатов общего исторического образования, а также возможностей конкретного УМК;
4) В тематическом планировании предложены рекомендации по структуризации учебного содержания в разделы и темы, соответствующие структуре авторского учебника и другим элементам УМК (рабочая тетрадь, книга для учителя, практикум и т.п.).
Тогда на практико-ориентированном этапе разработки содержания образования, накануне нового учебного года, учитель может в пояснительной записке к рабочей программе, например по истории:
1) конкретизировать место учебного предмета (курса) в учебном плане общеобразовательного учреждения, имеющего свою специализацию (предметный профиль) или другие особенности;
2) обосновать роль предмета «История» в контексте программы воспитания и социализации учащихся, составленной с учетом особенностей социокультурной среды, в которой работает данное образовательное учреждение;
3) дополнить основные содержательные линии школьных курсов истории направлениями, актуализирующими личностные и социальные смыслы познания прошлого, которые учитель может реализовать с помощью дополнительных ресурсов УМК;
4) уточнить перечень учебных и методических материалов, исходя из реальных возможностей педагога, школьного кабинета истории и образовательного учреждения;
5) составить перечень объектов для проведения экскурсий, сообразный историкокультурному пространству региона, где находится данное образовательное учреждение, и тематике школьного курса истории.
Вариант тематического планирования в Примерной программе носит «рамочный, рекомендательный характер» [4, с. 12].
На уровне индивидуального тематического планирования учитель осуществляет «выбор форм занятий, распределение учебных часов по темам и блокам2 уроков», «формулирует и распределяет конкретные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей школьников,.. наличия учебных пособий и дополнительных источников исторической информации» [4, с. 12].
Эти и другие возможности тематического плана можно представить в дополнительных графах:
1) Вопросы и задания учебника и других элементов УМК, обеспечивающие указанные во второй графе виды деятельности ученика;
2) Система опережающих/проективных/контрольных заданий, диагностирующих предметные, метапредметные и личностные результаты изучения истории в рамках каждого тематического блока / курса истории в целом;
3) Способы реализации национального (национально-регионального) компонента содержания исторического образования школьников;
4) Межкурсовые и межпредметные связи;
5) Дополнительные и вспомогательные ресурсы УМК;
6) Формы внеурочной деятельности, сопряженные с темами уроков, программой воспитания и социализации учащихся в данном образовательном учреждении;
2 Тематический блок - система учебных занятий, объединенных общей темой и целевой установкой, внутри которой происходит не механическое прибавление одного занятия к другому, а логическое наращивание знаний и умений. Тематический блок включает в себя три этапа изучения нового содержания: вводный - основной и обобщающий с элементами контроля и оценки промежуточных результатов [1, с. 382].
7) Этапы подготовки к ГИА/ЕГЭ по истории; содержание и виды деятельности, которые на них отрабатываются.
Таким образом, накануне нового учебного года целесообразно вести речь об индивидуальной подготовке каждым учителем-предметником третьей части рабочей программы по своему учебному предмету в целом или по входящим в него курсам. В этом случае будет соблюден и требуемый ФГОС ООО баланс обязательной и вариативной частей ООП ООО, и образовательное учреждение получит программы, адаптированные к своим условиям. А профессиональные компетенции учителей прирастут умениями конструктивно использовать нормативные документы, методически грамотно планировать образовательный процесс, применять методы и технологии, ориентированные на достижение школьниками актуальных результатов образования.
Список литературы:
1. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М., 2003.
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проект / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М., 2008.
3. Леонтьева, М. Р. Единое образовательное пространство // Просвещение. Общественные науки : интернет-издание для учителя. - 2012. - 24 мая. - Режим доступа: http://socialnauki.ru, свободный.
4. Примерные программы по учебным предметам. История (5-9 классы). - М., 2010.
5. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание (5-9 классы) -М., 2010.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : [утв. приказом М-ва образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897] // Федеральные государственные образовательные стандарты : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588, свободный.
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М., 2009.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 2