СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (Продолжение, начало в приложении к журналу «Профессиональное образование» № 1)
В.А. МАЛЫШЕВА, ЗАВ. ЛАБОРАТОРИЕЙ ИРПО, ДОКТ. ПЕД. НАУК; Е.А. РЫКОВА, ЗАВ.
ЛАБОРАТОРИЕЙ ИРПО, ДОКТ. ПЕД. НАУК, ПРОФЕССОР
Зарубежный опыт стандартизации профессионального образования свидетельствует, что независимо от типа (вида) учреждения профессионального образования, формы его получения ключевыми элементами, необходимыми для организации обучения являются: перечень работ (профессий), учебные планы, программы, система оценки качества и сертификации результатов обучения.
Анализ требований международного стандарта ISO-9000, определяющих принятую на предприятиях и в организациях систему управления качеством, позволяет констатировать, что проблемы повышения качества продукции (товаров и услуг), инвестиций напрямую зависят от квалификации и компетенции персонала.
В России, традиционно, подготовкой рабочих кадров для промышленности и сферы услуг занимались профессиональные учебные заведения. Кроме того, активно велась подготовка кадров на производстве.
В этой связи заслуживают внимания принципы стандартизации подготовки рабочих кадров в условиях внутрифирменного обучения и в учреждениях начального профессионального образования.
Внутрипроизводственная (внутрифирменная) подготовка рабочих кадров
Внутрипроизводственное профессиональное обучение рабочих -составная часть развития персонала на производстве, направленная на ускоренное приобретение профессиональных навыков для выполнения определенной работы, постоянное повышение уровня знаний, квалификации и компетентности рабочих и не сопровождающаяся повышением
образовательного уровня обучающихся.
Внутрипроизводственное профессиональное обучение рабочих включает в себя:
Профессиональную подготовку новых рабочих (ученичество) -первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие (в организацию) и ранее не имевших профессии.
Переподготовку (переобучение) рабочих (ученичество) -освоение новых профессий высвобождаемыми на предприятии рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, принятыми на работу со стороны и имеющими профессии, не требующиеся данному предприятию.
Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям - обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью получения новой профессии с начальным либо более высоким уровнем квалификации для расширения поля их профессиональной деятельности.
Повышение квалификации рабочих - обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.
Внутрифирменная подготовка рабочих стандартизируется Перечнем профессий профессиональной подготовки (в дальнейшем -Перечень) и Моделью учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям (в дальнейшем -Модель), уровнем квалификации, квалификационными требованиями, и программно-методической документацией.
Перечень является нормативным документом для организации профессиональной подготовки рабочих, разработан на основе Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), введенного в действие 01.01.1996; Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16.01.85 № 17/2-54, дополнений и изменений к ЕТКС, утвержденных постановлениями Минтруда России в 1992-2000 гг. и других нормативных правовых актов.
В Перечне указаны коды профессий рабочих, их наименования, диапазон тарифных разрядов (групп) по ЕТКС, сроки обучения и присваиваемый квалификационный разряд.
Перечень является открытым документом, в случае необходимости может быть дополнен новыми профессиями, после соответствующего утверждения их в Минтруде России.
Перечень предназначен для подготовки рабочих в учебно-курсовых и учебно-производственных комбинатах, в центрах переподготовки незанятого населения, в профессиональных училищах уголовно-исполнительной системы при Минюсте России, непосредственно на производстве, а также в профессиональных училищах, лицеях, специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, других государственных и негосударственных образовательных учреждениях, которые осуществляют подготовку рабочих со сроком обучения до 1 -го года.
Модель учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям, утвержденная приказом Минобразования России
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ _______________ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ__________________
21.10.94 г. № 407, является основой для разработки учебно-программной документации для краткосрочной профессиональной подготовки персонала в профессиональных образовательных учреждениях, учебных заведениях, подразделениях предприятий, учреждений и фирм, имеющих право ведения указанной деятельности в рамках, установленных действующим законодательством, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Модель определяет примерную структуру учебного плана; основные курсы и входящие в них предметы; примерный объем учебного времени на теоретическое и практическое (производственное) обучение, а также на консультации и экзамены; резерв учебного времени.
В соответствии с Перечнем и Моделью разрабатываются сборники учебных планов и программ для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих (далее - сборник) по различным профессиям.
В сборник включаются: квалификационная характеристика, примерный учебный план, тематические планы и программы по специальной технологии и производственному обучению, тематические планы по различным предметам, также приводятся примерные экзаменационные билеты и рекомендуемая литература.
Следует обратить внимание, что квалификационные экзамены проводятся в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и положения о получении начального профессионального образования в форме экстерната (приказ Минобразования России от 01.11.95 г. № 563).
Аттестационная комиссия формируется из представителей общественных организаций, педагогических работников и мастеров производственного обучения аттестуемой группы выпускников, а также специалистов объединений, предприятий, организаций и учреждений-заказчиков кадров рабочих и специалистов.
Начальное профессиональное образование
Начальное профессиональное образование (НПО), как правило, осуществляется в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с государственным стандартом начального профессионального образования, который разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Государственный образовательный стандарт НПО имеет целью:
• повышение качества профессиональной подготовки рабочих за счет регламентации требований к результатам обучения и упорядочения системы контроля за эффективностью работы образовательных учреждений;
• сохранение и развитие единого образовательного и экономического пространства в Российской Федерации;
• четкое определение и разграничение компетенций федеральных, региональных и местных органов управления образованием;
• обеспечение эквивалентности профессионального образования внутри страны и за ее пределами для участия Российской Федерации в международном рынке труда.
При разработке этих стандартов учитывались международные тенденции стандартизации профессионального образования.
К документам государственного стандарта начального профессионального образования, утверждаемым на федеральном уровне, относятся:
• основные положения государственного стандарта начального профессионального образования;
• перечень профессий и специальностей начального профессионального образования;
• профессиональные характеристики;
• обязательные компоненты содержания профессионального образования по конкретным профессиям и специальностям, а также по отдельным предметам общеотраслевого и межотраслевого характера;
• модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования;
• требования к примерной (типовой) учебно-программной документации;
• перечень и описание стандартных параметров качества профессионального образования;
• общие требования по составлению контрольных заданий для проверки качества знаний и умений учащихся;
• описание и порядок проведения контрольной процедуры по проверке соответствия знаний и умений учащихся требованиям стандарта профессионального образования;
• требования к инженерно-педагогическим кадрам системы профессионального образования (определяются в рамках стандартизации высшего образования);
• образцы документов, удостоверяющих профессиональное образование;
• система кодификации (обозначений) документов государственного стандарта начального профессионального образования.
Государственный стандарт начального профессионального образования включает два компонента: федеральный и национально-региональный.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ _______________ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ__________________
Федеральный компонент стандарта отражает требования, обеспечивающие эквивалентность профессионального образования на всей территории России, и представляет собой совокупность перечисленных выше нормативных документов, разрабатываемых на федеральном уровне.
Документы федерального компонента распространяются на все формы организации профессионального обучения рабочих в рамках государственных и негосударственных структур независимо от их правового статуса и
ведомственной принадлежности и имеют юридическую силу во всех регионах Российской Федерации.
Руководители региональных органов управления образованием (профессиональным образованием), образовательных учреждений несут ответственность за невыполнение требований федерального компонента
стандарта в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Национально-региональный компонент стандарта отражает национальнорегиональные требования к качеству и содержанию профессионального образования и представляет собой совокупность нормативных документов, разрабатываемых и утверждаемых на региональном уровне: образовательные стандарты на профессии, не вошедшие в федеральный Перечень;
дополнения к обязательному минимуму содержания обучения по профессиям федерального Перечня, учитывающие специфику регионов; контрольные задания для оценки уровня и качества подготовки по определенным профессиям и т.п. Национально-региональный компонент стандарта действителен только для конкретного региона.
В соответствии с Государственной системой стандартизации России образовательные стандарты являются отраслевыми. Образовательной отрасли присвоен индекс 9 и все стандарты, утверждаемые Министерством образования Российской Федерации, имеют обозначение ОСТ 9.
Действующий стандарт НПО - это образовательный профессиональный стандарт первого поколения, который введен в действие с 1 сентября 1994 г.
Профессиональные стандарты
В последние годы, ориентируясь на международные тенденции, в России предпринимаются попытки разработать и ввести профессиональные стандарты. Такая работа осуществляется коллективом разработчиков, в состав которого входят представители работодателей, министерства труда, органов управления образованием, научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами совершенствования качества профессионального образования, преподаватели и методисты образовательных учреждений, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей сферы производства и обслуживания, а также эксперты.
В качестве примера, можно привести структуру профессионального стандарта, по профессии «Специалист сухого строительства», разработчиками
которого выступили специалисты предприятий группы КНАУФ и научноучебного центра «Агентство профессиональных стандартов».
Основными структурными элементами стандарта являются:
• введение;
• общие положения;
• практическое применение стандарта в области строительства;
• содержание стандарта.
Как пример, приводится содержательный фрагмент профессионального стандарта по профессии «Специалист сухого строительства» (фрагмент 1, 2). ______________________________________________________________Фрагмент 1
Обобщенная профессия Строитель
Профессия Специалист сухого строительства
Код по классификатору профессий
Направление деятельности работников по профессии на начальном квалификационном уровне Выполнение подготовительных работ, монтаж каркасов, обшивки, пазогребневых плит и сухих сборных оснований пола, устройство бескаркасных облицовок и полов из самонивелирующихся смесей, выполнение штукатурных работ, соблюдение условий безопасного производства работ.
Требования к практическому опыту работы Не предъявляются
Требования к необходимости сертификации Подлежит добровольной сертификации
Специфические требования к состоянию здоровья Особых требований нет
Наименование должностей Начальный квалификационный уровень
• Рабочий-универсал сухого строительства • Рабочий-монтажник сухого строительства
Требуемый уровень профессионального образования и обучения Начальный квалификационный уровень
•Начальное профессиональное образование •Среднее (полное) общее образование •Профессиональное обучение
Перечень должностных обязанностей для начального квалификационного уровня
1. Выполнение подготовительных работ.
2. Подготовка существующих конструкций и их поверхностей.
3. Монтаж каркасов.
4. Обшивка каркасов отделочными листовыми материалами.
5. Раскрой и монтаж пазогребневых плит.
6. Устройство полов из самонивелирующихся смесей.
7. Монтаж сухих сборных оснований пола.
8. Устройство бескаркасных облицовок.
9. Выполнение штукатурных работ механизированным способом.
10. Ремонт обшивок и облицовок и демонтаж конструкций.
11. Саморазвитие.
Перечень основных умений, навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей
Должностные обязанности Основные умения, навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей
1. Выполнение подготовительных работ • Читать рабочие чертежи. • Складировать, хранить и транспортировать материалы. • Подбирать и проверять исправность комплекта инструментов, приспособлений и оборудования для выполнения технологической задачи. • Производить несложный ремонт и наладку инструментов и приспособлений. • Подбирать материалы и комплектующие для выполнения производственного задания. • Производить входной визуальный контроль используемых материалов. • Рабочие чертежи. • Правила складирования, хранения и транспортировки материалов. • Номенклатура применяемых материалов и изделий. • Физико-технические свойства применяемых материалов и изделий. • Виды инструментов, приспособлений и оборудования, используемых при выполнении технологических задач. • Инструкции по эксплуатации и ремонту несложных инструментов, приспособлений и оборудования.
8. Устройство бескаркасных облицовок • Владеть приемами установки листовых материалов на клеящем составе. • Устанавливать листовые материалы в проектное положение. • Выполнять раскрой материалов. • Соблюдать нормы затрат материальных ресурсов и времени. • Готовить шпаклевочные и • Правила и особенности устройства бескаркаоых облицовок. • Способы и приемы работы с клеевыми и шпаклевочными смесями. • Нормативы расхода применяемых материалов и нормы времени выполнения работ. • Особенности выполнения работ в помещениях с
клеевые смеси. повышенной и высокой
• Шпаклевать стыки (швы), мес- влажностью.
та установки шурупов(винтов) и • Правила приготовления
места сопряжения конструкций. клеевых и шпаклевочных
• Выполнять работы в помеще- смесей.
ниях с повышенной и высокой • Требования к подготовке по-
верхностей для
влажностью.____________________шпаклевочных работ.
9. Выполнение штукатурных работ с использованием сухих строительных смесей • Владеть приемами и способами выполнения внутренних и наружных штукатурных работ ручным и механизированным способами. • Готовить штукатурные растворные смеси. • Соблюдать правила эксплуатации специализированного механического и электрического оборудования. • Соблюдать нормы затрат материальных ресурсов и времени. • Учитывать особенности обрабатываемой поверхности. • Соблюдать требования охраны труда. • Технология выполнения внутренних и наружных штукатурных работ ручным и механизированным способами. • Способы и приемы работы с сухими строительными смесями • Строительные машины и оборудование, применяемые при производстве отделочных работ и правила их эксплуатации • Особенности выполнения работ в помещениях с разными влажностными режимами эксплуатации. • Требования к подготовке поверхностей под финишную отделку.
10. Выполнение ремонтных работ • Осуществлять простой ремонт обшивок, облицовок, оснований пола и т.д. • Осуществлять демонтаж поврежденных обшивок и облицовок. • Осуществлять демонтаж отдельных участков каркасов. • Способы и приемы ремонта обшивок, облицовок, оснований пола и т.д. • Правила и особенности демонтажа отдельных участков каркасов. • Правила и особенности демонтажа обшивок и облицовок.
11. Саморазвитие • Работать в команде. • Повышать профессиональный уровень. • Качественно выполнять поставленную задачу. • Рационально организовывать свой труд на рабочем месте. • Применять нормативнотехническую документацию. • Производить самоконтроль качества выполненных работ. • Правила внутреннего трудового распорядка. • Должностная инструкция. • Профессиональная этика. • Корпоративная культура. • Правила и порядок сдачи выполненных работ. • Нормативно-техническая документация. • Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
• Соблюдать правила поведения в чрезвычайных ситуациях._______________
Фрагмент 2
Направление деятельности работников по профессии на втором квалификационном уровне Организация производства работ, разработка проектной и иной документации, контроль качества и объемов выполненных работ, внедрение новых прогрессивных материалов и технологий сухого строительства
Требования к практическому опыту работы Не менее двух лет в области строительства
Требования к необходимости сертификации Подлежит добровольной сертификации
Специфические требования к состоянию здоровья Особых требований нет
Наименование должностей Второй квалификационный уровень
• Инженер-консультант сухого строительства. • Инженер- технолог сухого строительства.
Требуемый уровень профессионального образования и обучения Второй квалификационный уровень
• Квалификация «дипломированный специалист». • Степень (квалификация) бакалавр. • Профессиональное обучение.
Перечень должностных обязанностей для второго квалификационного уровня
1. Организация производства работ.
2. Организация работы трудового коллектива.
3. Разработка проектной и иной документации.
4. Контроль качества и объемов выполненных работ.
5. Сдача выполненных работ заказчику.
6. Внедрение новых прогрессивных материалов.
7. Разработка и внедрение новых технологий сухого строительства.
8. Профессиональное обучение персонала.
9. Саморазвитие.
Перечень основных умений, навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей
Должностные обязанности Основные умения, навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей
1. Организация производства работ • Постановка целей и задач. • Применять нормативнотехническую и проектную документацию. • Вести объектную построечную документацию. • Научная организация труда. • Нормативно-техническая и проектная документация. • Технико-экономическое обоснование производства работ. • Правила приемки выполненных работ.
3. Разработка проектной и иной документации • Постановка целей и задач, принятие решений. • Участвовать в научноисследовательских и опытноэкспериментальных работах. • Привязка типовых проектов к конкретным объектам. • Основы черчения. • Нормативно-техническая документация. • Основы строительной физики (теплозащита, огнезащита, влагозащита, звукоизоляция). • Основы конструирования.
8. Профессиональное обучение персонала • Планировать проведение занятий. • Составлять учебные планы и программы. • Контролировать проведение занятий в соответствии с учебными планами и программами. • Проводить профессиональную подготовку и переподготовку при внедрении новых технологий, материалов. • Участвовать в работе квалификационные комиссий. • Методы обучения в условиях производства. • Основы педагогики. • Основы технологии и организации строительных работ. • Основы материаловедения. • Учебные планы и программы.
9. Саморазвитие •Участвовать в научных конференциях, семинарах, симпозиумах. • Повышать свой профессиональный уровень. • Планировать профессиональную карьеру. • Новаторство и творческий подход. • Передавать опыт и знания. • Принимать решения в рамках компетенции. • Деловое общение, этика и этикет . • Основы педагогики. • Основы психологии и конфликтологии. • Специальная литература по профессиональной деятельности. • Современный отечественный и зарубежный опыт.
• Осваивать новые материалы • Персональный
и технологии. компьютер, офисная
• Создавать и поддерживать оргтехника.
микроклимат в коллективе. • Русский язык и культура
• Коммуникабельность. речи.
• Поддерживать и повышать • Профессиональный
профессиональный и личный иностранный язык.
имидж.
Аналогична структура профессиональных стандартов, утвержденных Федерацией рестораторов и отельеров по профессиям ресторанной индустрии: повар, кондитер, работник предприятия быстрого обслуживания, официант, бармен, сомелье, менеджер ресторана, менеджер по производству, менеджер предприятия быстрого обслуживания, генеральный менеджер
(фрагмент 3).__________________________________________________Фрагмент 3
Обобщенная профессия Повар
Профессия Повар ресторанной индустрии
Код по классификатору профессий 001
Направление деятельности работников по профессии на начальном квалификационном уровне Подготовка производственных помещений и сырья к работе; нарезка продуктов; приготовление полуфабрикатов, отдельных компонентов блюд, простых блюд и изделий; эксплуатация и уборка технологического оборудования.
Требования к практическому опыту Не предъявляются
Требования к необходимости сертификации Подлежит добровольной сертификации
Специфические требования к состоянию здоровья Наличие личной медицинской книжки
Начальный квалификационный уровень
Наименование должностей Младший повар. Помощник повара
Требуемый уровень профессионального образования и обучения Начальное профессиональное образование. Среднее (полное) общее образование. Основное общее образование. Профессиональное обучение.
Перечень должностных обязанностей для начального квалификационного уровня
1. Подготовка производственных цехов и рабочего места к работе
2. Работа с технологическим оборудованием.
3. Первичная обработка сырья.
4. Нарезка продуктов.
5. Изготовление простых полуфабрикатов.
6. Приготовление отдельных компонентов блюд.
7. Приготовление бутербродов и салатов.
8. Приготовление супов.
9. Приготовление отдельных блюд из мяса, рыбы, птицы.
10. Приготовление простых блюд и гарниров из овощей, бобовых, круп и макаронных изделий.
11. Приготовление блюд из яиц и творога.
12. Приготовление сладких блюд и напитков.
13. Приготовление простых мучных изделий.
14. Уборка и мойка оборудования и инвентаря.
15. Хранение продуктов, посуды и инвентаря.
16. Саморазвитие.
Перечень основных умений, навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей:
Должностные обязанности Основные умения, навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей
1. Подготовка производственных цехов и рабочего места к работе Соблюдать правила подготовки производственные цехов, рабочего места и инвентаря к работе. Подготавливать весоизмерительные приборы к работе. Править кухонные ножи. Выбирать необходимые технологические карты. Выбирать и применять моющие и дезинфицирующие средства. Соблюдать санитарные требования к производственным помещениям. Соблюдать личную гигиену и внутренние стандарты! внешнего вида. Соблюдать требования пожарной безопасности. Правила подготовки производственных цехов, рабочего места и инвентаря к работе. Типы весоизмерительные приборов и инструкции по их использованию. Виды посуды и инвентаря, их применение. Способы и приемы правки кухонные ножей. Основные моющие и дезинфицирующие средства и их применение. Санитарные правила и нормы. Внутренние стандарты! внешнего вида Правила пожарной безопасности.
2. Работа с технологическим оборудованием Соблюдать правила подготовки технологического оборудования. Выбирать технологическое оборудование в зависимости от технологической операции. Эксплуатировать технологическое оборудование по назначению. Соблюдать инструкции по работе с технологическим оборудованием. Соблюдать требования охраньи труда. Т ехнологическое оборудование (тепловое, механическое, холодильное и прочее). Инструкции по работе с технологическим оборудованием. Правила подготовки к работе и эксплуатации технологического оборудования. Инструкция по охране труда.
3. Первичная обработка Определять качество и количество сырья, необходимого Типы и виды сырья, их характеристики. Местным
сырья для работы. Владеть приемами ассортимент продуктов
мойки и бланширования питания. Органолептические
продуктов. способы определения
качества сырья. Приемы
мойки и бланширования
продуктов.
5. Изготовление простых полуфабрикатов Выполнять все операции при изготовлении простых полуфабрикатов. Порционировать и сформовать полуфабрикаты. Соблюдать требования к качеству полуфабрикатов Технология изготовления простых полуфабрикатов из овощей. Технология изготовления простые рыбных полуфабрикатов. Технология изготовления рыбной котлетной массы и полуфабрикатов из нее. Технология изготовления мелкокусковык мяоых полуфабрикатов. Технология изготовления мясной рубленной массы и полуфабрикатов из нее. Технология изготовления мясной котлетной массы и полуфабрикатов из нее. Требования к качеству полуфабрикатов.
16. Саморазвитие. Рационально организовывать рабочее место. Работать в команде. Читать технологические карты! и работать с ними. Приспосабливаться к рабочей среде (изменение температуры, влажности). Быть аккуратным, добросовестным и внимательным. Повышать квалификацию. Развивать органолептические качества. Правила внутреннего трудового распорядка. Должностная инструкция. Профессиональная терминология Профессиональная этика. Правила поведения в экстренные ситуациях. Правила оказания первой медицинской помощи.
Следует подчеркнуть, что разработка профессиональных стандартов достаточно длительная и трудоемкая процедура, требующая обработки достаточно большого массива информации, предопределяющей качество подготовки новой рабочей силы.
При этом необходимо обратить внимание на решение Европейского статистического управления, принятого в 1991 году, что при разработке профессиональных стандартов рекомендуется учитывать требования
Европейского сообщества ^0. Сегодня можно зафиксировать, что новые
профессиональные образовательные стандарты должны соответствовать
европейским требованиям ^0-9000.
Список литературы
1. Малышева В.А., Кабышева С.А. О состоянии организационно-правовой базы внутрифирменного обучения рабочих и служащих -технических исполнителей. Журнал «Профессиональное образование». Приложение «Педагогическая наука - практике. Новые исследования», 2005/Академия профессионального образования. - М., 2005.
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 июня 1994 г. № 215 «О введении в действие документов государственного стандарта начального профессионального образования».
3. Приказ Минобразования России от 21.10.94 № 407 «О введении Модели учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям».
4. Приказ Минобразования России от 29.10.2001 № 3477 «Об утверждении Перечня профессий профессиональной подготовки».
5. Профессиональные стандарты по профессиям ресторанной индустрии. -М., 2004.
6. Профессиональный стандарт по профессии «Специалист сухого строительства». - М., 2003.
7. Разработка стандартов в области профессионального образования и обучения. Европейский фонд образования, 1998.
8. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области обучения и образования. / Пер. с англ. А.Л. Раскина. - М., РИА «Стандарты и качество», 2002.
9. Рыкова Е.А. Рынок труда и профессиональное образование. -Народное образование, 2004, № 2.
10. Читаева О.Б. Структура государственных образовательных стандартов НПО второго поколения. Журнал «Профессиональное образование». Приложение «Педагогическая наука - практике. Новые исследования», 2005 / Академия профессионального образования. - М., 2005.