30. Новичков, В. Б. Онтодидактика и образовательные стандарты [Текст] / В. Б. Новичков // СПО. - 2010. - N8. - С. 2-6. - Библиогр. в конце ст.
31. Олейникова, О. Н. Профессиональные стандарты как фактор повышения качества профессионального образования [Текст] / О. Н. Олейникова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2009. - N8. - С. 55-62. - Библиогр. в конце ст.
32. Павлова, Е. В. Модульное пространство содержания образования? подготовка колледжа к реализации стандартов нового поколения [Текст] / Е. В. Павлова // Приложение к «СПО». - 2010. - N6. - С. 23-28. - Библиогр. в конце ст.
33. Переверзев, В. Ю. Нерешенные вопросы в разработке профессиональных и образовательных стандартов [Текст] / В. Ю. Переверзев, В. Е. Ковлякова // Профессиональное образование. Столица. - 2009. - N2. - С. 8-10
34. Петрова, С. А. Образовательные и профессиональные стандарты в системе обеспечения качества рабочей силы [Текст] / С. А. Петрова, М. А. Шестаков // Профессиональное образование. Столица. - 2009. - N4. - С. 8-10
35. Попов, С. В. О достижении профессиональных стандартов в среднем профессиональном образовании [Текст] / С. В. Попов // Приложение к «СПО». - 2010. - N2. - С. 3-9
36. Прашкевич, Ю. А. Новые образовательные стандарты как условие формирования конкурентоспособности будущих рабочих [Текст] / Ю. А. Прашкевич // Научные исследования в образовании. - 2011. - N2. - С. 49-52. - Библиогр. в конце ст.
37. Прянишникова, О. Д. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта [Текст] / О. Д. Прянишникова // Департамент профессионального образования. - 2009. - N4. - С. 42-48
38. Реморенко, И. Новые стандарты - серьезный шаг к решению проблемы дефицита кадров [Текст] / И. Реморенко // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - N3. - С. 19-20
39. Рыжаков, М. В. Пакет новых документов к образовательному стандарту [Текст] / М. В. Рыжаков // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - N4. - С. 41-42
40. Садекова, А. У. Использование зачетных единиц при переходе на образовательные стандарты нового поколения [Текст] / А. У. Садекова // Образовательная политика. - 2009.
- N9. - С. 11-19. - Библиогр. в конце ст.
41. Скамницкий, А. А. Профессиональные и образовательные стандарты: поиск механизмов взаимодействия [Текст] / А. А. Скамницкий // СПО. - 2009. - N2. - С. 2-5. - Би-блиогр. в конце ст.
42. Ткачева, Г. В. Практикоориентированные учебные пособия как средство реализации новых образовательных стандартов в профессиональной школе [Текст] / Г. В. Ткачева // Научные исследования в образовании. - 2010. - N6. - С. 5761. - Библиогр. в конце ст.
43. Ушакова, Л. С. Новые тенденции в оценке результатов профессионального образования [Текст] / Л. С. Ушакова, М. Н. Коломиец // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - N2. - С. 14-16
44. Янушевская, Т. Ф. Образовательный стандарт нового поколения. Расширение свобод и повышение ответственности образовательного учреждения при формировании и реализации основных профессиональных образовательных программ [Текст] / Т. Ф. Янушевская // Приложение к «СПО».
- 2010. - N12. - С. 3-7
ИЗ ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ И ДИСЦИПЛИН НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Л. И. Ильченко, методист лаборатории мониторинга внедрения ГОС ПО ГОУ «КРИРПО»
Ключевые слова: стандарты, основная профессиональная образовательная программа (ОПОП), профессиональный модуль (ПМ), раздел профессионального модуля, междисциплинарный курс (МДК), теория, практика, компетентность, профессиональное образование, показатели результатов освоения ОПОП.
Сентябрь 2011 года открывает новый этап в развитии профессионального образования - все учреждения начального и среднего профессионального образования должны осуществить переход на обучение в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
В Кемеровской области в настоящее время действует 50 учреждений начального профессионального образования и 50 среднего профессионального образования.
В целях подготовки образовательных учреждений к переходу на ФГОС нового поколения ГОУ «КРИРПО» проведены курсы повышения квалификации, обучающие семинары и тематические консультации по вопросам организации процесса перехода на ФГОС нового поколения и разработки учебно-программной документации в русле идеологии ФГОС нового поколения. На четырех потоках курсов и пяти семинарах обучение прошли 445 человек (94 % из учреждений начального и 96 % - среднего профессионального образования). Руководители образовательных учреждений, заместители директора, старшие мастера, преподаватели специальных дисциплин получили информацию об изменениях в профессиональном образовании, в т. ч. в области ФГОС, освоили практические навыки по основам проектирования профессиональных образовательных программ ново-
го поколения. На курсах рассматривались вопросы взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности в процессе подготовки к переходу на ФГОС нового поколения. В ходе курсов были проведены презентации программ профессиональных модулей и учебных дисциплин по профессиям и специальностям, наиболее распространенным в Кемеровской области. Руководствуясь теоретическими знаниями и практическими умениями, сформированными в процессе обучения по данному направлению, образовательные учреждения с ноября 2010 г. приступили к разработке проектов основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО. В режиме дистанционного общения с сертифицированными экспертами из числа сотрудников ГОУ «КРИРПО», имеющих сертификаты Минобрнауки России ГФУ «ФИ-РО», шло обсуждение проектов программ профессиональных модулей и дисциплин,анализировались ошибки, выявлялись проблемы, осложняющие разработку проектов, проводилась корректировка программ.
В целях обеспечения своевременного перехода учреждений профессионального образования в режим Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения был издан приказ Департамента образования и науки Кемеровской области № 35 от 14. 01.2011 «Об утверждении состава рабочих групп по разработке примерных основных профессиональных образовательных программ». Координация деятельности рабочих групп была возложена на ГОУ «КРИРПО». Сертифицированные эксперты из числа сотрудников ГОУ «КРИРПО» курировали разработку примерных программ профессиональных модулей и дисциплин профессионального цикла по четырнадцати профессиям НПО и одиннадцати специальностям СПО. С января 2011 г. начался процесс предварительной экспертизы примерных программ дисциплин и профессиональных модулей.
В ходе проведения дистанционных и очных курсов, консультаций, практических занятий и взаимодействия с руководителями рабочих групп, сертифицированными сотрудниками ГОУ «КРИРПО», согласно логике технической и содержательной экспертизы, разработанной ФИ-РО, проводилась работа по корректировке программ, предоставляемых рабочими группами, и зачетных работ слушателей курсов повышения квалификации.
Обобщая наиболее типичные ошибки, допускаемые в ходе разработки программ профессиональных модулей, можно констатировать, что наибольшую трудность среди инновационных
компонентов ФГОС нового поколения при разработке программ в учреждениях НПО и СПО вызывают понятия:
- «междисциплинарный курс»;
- «профессиональный модуль»;
- «основные показатели результатов освоения ОПОП».
Наиболее типичные недочеты и ошибки, отмечаемые в анализированных программах модулей и дисциплин, обусловлены отсутствием у разработчиков четкого, основанного на сравнительном анализе понимания отличия ГОС и ФГОС нового поколения.
Смена образовательной парадигмы профессиональных образовательных стандартов - переход от содержательной к практикоориентиро-ванной - требует иного подхода к проектированию программ профессиональных модулей и дисциплин. В большинстве же программ наблюдается стремление перенести в новую форму содержание программ, обеспечивающих реализацию предыдущих ГОСов. Т.е. модули проектируются не исходя из требований стандарта (иметь практический опыт, уметь, знать) и соответствующих профессиональных компетенций, а из стремления включить в перечень дидактических единиц учебное содержание спецдисциплин, реализуемых в рамках ГОС предыдущего поколения. Предлагаемые в Разделе 5 (макет программы) показатели результатов освоения программы и методы контроля далеки от перечня формируемых компетенций. Показатели неоднозначны, относительны, зачастую некорректны. Поскольку формулировки показателей результатов освоения в проанализированных программах профессиональных модулей чаще всего носят обобщенный характер, это не позволяет однозначно оценить сформированность профессиональных и общих компетенций. В результате не выполняются требования ФГОС, которые не находят отражение в дидактических единицах программ профессиональных модулей, их перечень зачастую слишком обширен, детализирован и дробен.
Содержательные недочеты просмотренных программ объясняются тем, что нарушается логика разработки программы профессионального модуля (рис. 1), не выдерживаются рекомендации ФИРО и вольно трактуются утвержденные Министерством образования и науки РФ Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов на-
чального профессионального и среднего профессионального образования.
Практически все разработчики заполняют разделы макета в прямой последовательности, в то время как логика разработки программы модуля диктует: прежде чем заполнять Раздел 3 макета программы модуля, необходимо заполнить Раздел 5. Важно соотнесение с Разделом 2 (иметь практический опыт, уметь, знать) при разработке показателей результатов освоения компетенций Раздела 5. Только четко сформулировав показатели результатов освоения для каждой компетенции, можно переходить к заполнению Раздела 3 и отбирать, соблюдая принцип итерации, из ранее реализуемых программ дидактические единицы, обеспечивающие освоение заданных целей обучения, при необходимости корректируя их и дополняя необходимым новым содержанием.
Принцип практикоориентированности, заложенный в основу реализации программ профессионального обучения, четко должен быть отражен в части раздела модуля - самостоятельная работа и примерная тематика домашних заданий.
Смена образовательной парадигмы отражена в понятийном аппарате ФГОС нового поколения. В частности, для нас привычен был термин «УСВОЕНИЕ». В русле содержательной образовательной парадигмы он был правомерен. В русле новой практикоориентированной парадигмы следует развести термины «УСВОЕНИЕ» и «ОСВОЕНИЕ», поскольку первый употребляется в значении «усвоить теоретический материал - курс лекций, раздел учебника, теоретическое содержание учебной дисциплины и т.п.», а второй - «приобрести практические навыки - освоить вождение автомобиля, приемы работы на станке и т. п.».
Это должно найти отражение в тематике и формулировках практических работ, самостоятельной и домашней работы.
В подавляющем же большинстве представленных программ это лингвистическое различие не соблюдается. Тематика самостоятельных работ однообразна, не используется разнообразие видов и форм (в основном это систематическая проработка конспектов), не учтено применение различных современных средств обучения в процессе организации самостоятельной работы, не ясна роль преподавателя в ОРГАНИЗАЦИИ процесса самостоятельной работы. Названия практических работ содержат термины: «изучение», «ознакомлениие», «повторение» и т. п., что не свойственно новой практикоориентированной образовательной парадигме ФГОС. Тематика домашних заданий не является логическим звеном в общей практикоориетиро-ванно направленной подготовке по профессии/ специальности. Зачастую эти два вида - самостоятельная работа и тематика домашних заданий - по сути не разведены и не соответствуют своему дидактическому назначению;
- не разводятся дидактические цели лабораторной работы и практического занятия, очевидны трудности при формулировке названий, а значит, и определения содержания лабораторной работы или практического занятия;
- перечень работ для учебной практики зачастую не отличается от перечня для производственной практики.
Для устранения этого затруднения, необходимо обновить теоретические и методологические подходы к организации самостоятельной работы обучающихся, проведя теоретические и практические семинары в образовательных учреждениях.
Раздел 4.3 программы профессионального модуля заполняется чаще всего по шаблону, без четкого промысливания. Разработчики зачастую не представляют себе как конкретно будет реализована разработанная ими программа, какова взаимосвязь и последовательность модулей между собой, есть ли возможность различных вариантов прохождения данного набора модулей. При общем анализе комплекта программ дисциплин и профессиональных модулей очевиден факт несогласования или отсутствия продуманного учета объемов часов, выделяемых в целом на образовательную программу;
Разработчики допускают неточности в оформлении программ: наиболее проблемен оказался раздел 4.2 Информационное обеспечение обучения.
Перечень информационных источников оформляется без соблюдения требований ГОСТ 7.1 - 2003, литература не соответствует требованиям по срокам издания, часто указываются
журналы, законы, которые можно использовать в методических целях, но не как источник учебного материала (и тем более основной источник), определенного стандартом. Приводимые Интернет-ресурсы (если они указываются) часто оформлены не полностью, включают в себя сайты организаций и учреждений, имеющих отношение к данной профессии, однако не указывающие адрес конкретного образовательного ресурса. Часто используются ссылки на непроверенные и недостоверные ресурсы (например, Wiki-энциклопедию).
Сотрудниками библиотеки ГОУ «КРИПО» разработан сквозной спецкурс «Информационная культура педагога», реализуемый на курсах повышения квалификации и обучающих семинарах, в рамках которого были рассмотрены все требования к оформлению различных информационных источников, обеспечивающих реализацию основных профессиональных образовательных программ сообразно идеологии ФГОС нового поколения. При необходимости все желающие могли обращаться к сотрудникам библиотеки ГОУ «КРИРПО» по любому вопросу данного направления.
Рекомендации по оформлению информационных источников выданы библиотекарям, слушателям курсов и семинаров в электронном виде и размещены на сайте ГОУ «КРИРПО» (www. krirpo.ru), в разделе «Библиотека».
Библиотекари профессиональных образовательных учреждений должны более активно и действенно культивировать в своих образовательных учреждениях умения оформлять информационные источники сообразно требованиям ГОСТа.
Исходя из анализа результатов предварительной экспертизы программ модулей и дисциплин, считаю необходимым напомнить порядок и содержание работы при их разработке, речь о которых шла на учебных и практических занятиях курсов повышения квалификации и обучающих семинарах, проводимых в ГОУ «КРИРПО», и которые достаточно детально прописаны в рекомендациях ФИРО и комментариях к утвержденным Министерством образования и науки РФ Разъяснениях по формированию примерных программ профессиональных модулей начального и среднего профессионального образования на основе ФГОС начального и среднего профессионального образования.
«При построении образовательного процесса на основе ФГОС нового поколения необходимо учитывать общие принципы формирования образовательных стандартов и образовательных
программ на основе модульно-компетентност-ного подхода:
- принцип ориентации на результат (достижения обучающихся, компетенции и умения);
- принцип раздельного функционирования образовательного стандарта и образовательной программы (стандарт - деятельностные результаты образования, а программа описывает содержание образования, относительно независима от стандарта и разрабатывается тем образовательным учреждением, в котором будет реализована);
- принцип целостности системы «профессиональный стандарт - образовательный стандарт»;
- принцип социального партнерства;
- принцип единства задач формирования общих и профессиональных компетенций специалистов;
- принцип функциональности (построение на основе набора видов профессиональной деятельности, которые выделены на основе функционального анализа профессиональной деятельности);
- принцип модульного построения;
- принцип интеграции (теоретического и практического обучения в рамках профессионального модуля; содержания различных специальных, профессиональных и других дисциплин в рамках междисциплинарных курсов)» [2].
Учебно-программная документация - составная часть основной профессиональной образовательной программы; система нормативных документов, определяющих цели и содержание образования и обучения по конкретной специальности.
Программы профессиональных модулей и программы учебных дисциплин занимают важное место в комплекте учебно-программной документации.
Как показывает практика, разработчики могут столкнуться с определенными трудностями в отсутствии компетентных консультантов. Поэтому специалистам ПОУ - разработчикам программ, предлагается обратить внимание на следующие моменты:
1. Необходимо знание сущности категорийно-го аппарата.
2. Необходимо знание возможных информационных источников.
3. Важность грамотного применения установленного алгоритма разработки программ, зафиксированного в макетах примерных программ.
4. Необходимо строго следовать разъяснениям по формированию примерных программ, утвержденным Департаментом государственной
политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
5. Учет рекомендаций, полученных в ходе обучения в ГОУ «КРИРПО»
В помощь разработчикам профессиональных и образовательных стандартов, разработчикам программ сотрудниками НАРК РСПП и ФИРО Минобрнауки России был составлен словарь профессионального образования (сайт www. firo.ru). Словарь-справочник в целом задуман как серийное издание из нескольких частей, охватывающее в своих первых выпусках тематику, актуальную для российского профессионального образования в настоящее время. В центре внимания - термины, вызывающие наибольшую трудность при попытке найти для них общие определения в системе профессионального образования и в сфере труда, при этом составляющие основу профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения. Это, прежде всего, вид трудовой деятельности, профессия, специальность, трудовая функция, компетенция, компетентность, профессиональный модуль, раздел модуля, междисциплинарный курс и др.
Приступая к разработке программ, необходимо начинать с сопоставительного анализа ГОС и ФГОС нового поколения и анализа требований ФГОС нового поколения:
• к результатам освоения, которые отражают цель и задачи ОПОП (виды деятельности и компетенции) - ФГОС Раздел 5;
• к структуре ОПОП (план содержания примерной программы - обязательные составляющие, которые нельзя менять или игнорировать) - ФГОС Раздел 6;
• к условиям реализации ОПОП (материал, который будет положен в основу соответствующих разделов программ учебных дисциплин и профессиональных модулей) - ФГОС Раздел 7.
Основные подходы к разработке программ сформулированы и представлены в макетах и разъяснениях, разработанных Федеральным институтом развития образования и Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
Макеты программ учебных дисциплин и программ профессиональных модулей подчинены единой логике, единство требований отражено и в структуре.
Макеты программ и разъяснения по формированию примерных (и основных) программ
объединены в единый пакет, который должен стать для разработчика «настольной книгой».
При разработке программ важно соблюдать единство требований. Для этого необходимо внимательно изучить подстрочные комментарии, прописанные письменным шрифтом к каждому пункту программ, как профессиональных модулей, так и учебных дисциплин. Прописанные комментарии не следует включать в разрабатываемую программу. А также не следует в разрабатываемую программу включать пункты макетов программ, если они не предполагаются в ходе реализации.
Практикоориентированная парадигма означает, что основная цель профессионального обучения - формирование профессиональных компетенций, а не знаний самих по себе.
Начинать разработку содержания ОПОП необходимо с разработки программ ПМ, поскольку профессиональные компетенции формируются в первую очередь в профессиональных образовательных модулях.
Рассмотрим подробнее принципиальное новшество ФГОС НПО и СПО. Центральное место в содержании профессионального образования теперь занимает новая структурная единица -модуль, органично интегрирующий прохождение практики с усвоением теоретического материала. Поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций, выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Этим модульно-компетентност-ный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блоч-но-модульного подхода, ориентированного, прежде всего, на усвоение знаний и лишь потом на выработку умений.
«Сложность в реализации нового поколения ФГОС НПО и СПО может вызвать, с одной стороны, узкое понимание модуля исключительно как учебного, а с другой - объективное требование значительных ресурсов на подготовку кадров, способных работать в рамках данного подхода.
При недостаточно глубоком понимании мо-дульно-компетентностного подхода может соз-
даться ложное впечатление, что теории не уделяется достаточного внимания, но это абсолютно неверно. В рамках каждого модуля осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности, оптимально сочетая теоретическую и практическую составляющие обучения. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся. При этом обеспечивается переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе подготовки квалифицированного работника. Поскольку не все теоретические знания можно напрямую сопоставить с конкретными видами профессиональной деятельности, стандарты предполагают достаточное количество традиционных дисциплин, что позволяет обеспечить должный уровень образования и широту кругозора выпускников, не ограничиваясь узкопрофессиональными требованиями» [5].
Разработка программы ПМ
Название каждого профессионального модуля прописано во ФГОС (Таблица 3: «Структура ОПОП НПО/СПО») и вытекает из названия вида профессиональной деятельности выпускника.
Внимательно изучить структуру, содержание макета программы ПМ и содержание разъяснений и комментариев, сделанных к макету.
При разработке программ профессиональных модулей строго придерживаться рамок установленной структуры.
Следует обратить внимание на то, что важным источником для разработчика является нормативно-правовая документация: ФГОС нового поколения, ОПОП (при наличии), базисный учебный план, примерные программы ГОС II поколения.
Определяющим фактором является понимание сущности содержания категорийного аппарата (см. Словарь-справочник современного российского профессионального образования):
- профессиональная деятельность;
- профессиональные виды деятельности;
- профессиональный модуль;
- раздел профессионального модуля;
- междисциплинарный курс;
- практика и формы ее проведения (концентрированная или рассредоточенная).
Рекомендуется соблюдать следующий алгоритм, соответствующий логике разработки программы ПМ ( рис.1):
• заполнить паспорт программы, продумывая возможность использования ПМ (из ФГОС) и вне ОПОП, (например, для повышения квалификации и переподготовки работников), и ориентировочно прописать количество часов на освоение программы (на конечном этапе проектирования оно может быть скорректировано);
• заполнить Раздел 2 «Результаты освоения ПМ» (четко в соответствии с текстом из ФГОС);
• заполнить Раздел 5 макета «Контроль и оценка результатов освоения ПМ (вида проф.де-ятельности)» соотнеся с Разделом 2 и, желательно, функциональной картой1, в которой фиксируются реальные и перспективные требования работодателей (отрасли) к различным категориям работников (под требованиями работодателей понимаются их ожидания относительно компетенций работников конкретной профессии и конкретного должностного уровня - т. е. что реально будет уметь человек после окончания обучения). (ВАЖНО формулировать результаты в компетентностном ключе с учетом целей обучения - зачем обучающийся должен это делать и на каком уровне? И т. д.);
• заполнить раздел 3 «Структура и примерное содержание ПМ».
Здесь необходимо продумать, как выстроить материал, чтобы достигнуть целей, прописанных в п. 5, и подготовить обучающихся к процедуре оценки
Необходимо определить в модуле сколько и какие будут составные части - разделы (см. Словарь-справочник).
• Создавая Разделы ПМ, следует обратить внимание на следующие моменты: название разделов должно начинаться отглагольным существительным и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений, знаний.
• Название раздела ПМ не должно повторять название ПМ или МДК, которому должно быть созвучно по смыслу.
Например:
ПМ - «Выполнение штукатурных работ»
МДК - «Технология штукатурных работ»
Раздел ПМ - «Выполнение штукатурных работ различной степени сложности».
НЕ ПУТАТЬ: МДК НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО РАВЕН РАЗДЕЛАМ МОДУЛЯ!!!
Раздел ПМ может состоять из:
- междисциплинарного курса или его части ;
1 ФК - схема, отображающая потребности сферы труда: описание основной цели профессии - описание основных функций, составляющих данную профессию, функциональные модули, в которых содержится целостное описание конкретной компетенции.
- соответствующих частей учебной и производственной практик;
• Деление ПМ на разделы может происходить на основе следующих факторов:
- формирование конкретной ПК или группы ПК;
- различные места прохождения практики;
- соотнесение с предметом деятельности;
- наличие нескольких междисциплинарных курсов.
• В зависимости от особенностей содержания конкретного профессионального модуля разделы ПМ могут быть составлены с одним или несколькими МДК.
Если за основу деления ПМ на разделы берем фактор формирования ПК, то структура разделов ПМ может быть следующей:
- Раздел 1 ПМ = часть МДК1 + часть МДК2 (берется та часть содержания МДК, которая формирует ПК1, т.е. ПК1(МДК1)+ПК1(МДК2) =Раздел 1.
- Раздел 2 ПМ = часть мДк1 + часть МДК2 (берется другая часть содержания МДК, которая формирует ПК2, т.е. ПК2 (МДК1) + ПК2(МДК2) = Раздел 2.
Разделы ПМ на основе этого же фактора могут быть созданы по другой схеме:
Раздел 1 = МДК1 + часть МДК2 или наоборот.
При построении содержания ПМ обсудить вопросы:
• с какими существующими спецдисциплинами соотносятся разделы ПМ;
• как распределить материал между разделами профмодулей и учебными дисциплинами, чтобы содержание не повторялось, а дополняло одно другое (что оставить в содержании дисциплины, что перенести в ПМ);
• какие дисциплины должны целиком предшествовать модулю, какие изучаться параллельно с модулем;
• какие виды работ учебной/производственной практики должны закреплять полученные по ПМ знания;
• как проводится практика - рассредоточенно или концентрированно.
Расчет часов
Следует обратить внимание:
• в программах конкретных ПМ и УД учитываем часы только обязательной части циклов ОПОП;
• бюджет времени на программы ПМ включает часы обязательной части + часы учебной и производственной практики;
• объем времени, отведенный во ФГОС на вариативную часть ОПОП, реализуется на уровне рабочих программ образовательного учреждения.
Для СПО необходимо конкретизировать, по каким именно дисциплинам/модулям обучающиеся будут выполнять курсовые и задать объем часов.
После определения содержания модулей, дисциплин и примерного объема часов на их освоение нужно обратиться к цифрам БУПа.
При этом не исключена корректировка цифр БУПа и цифр по отдельным программам учебных дисциплин и профессиональных модулей, составляющих программу, либо корректировка программ ПМ и УД. Разделы профессионального модуля не обязательно соответствуют МДК или отдельным компетенциям; при выделении разделов следует руководствоваться соображениями дидактической целесообразности.
В одном разделе можно совместить несколько МДК или их элементов, а также отрабатывать несколько ПК.
• Наполнение содержанием МДК профессиональных модулей осуществляется на основе использования содержания реализуемых программ ГОСов II поколения.
При этом учитывается перечень тех профессиональных и общих компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся в ходе реализации МДК, т. е. необходимо выдержать требования к результатам освоения ОПОП (коды ОК и ПК прописаны в таблице 3 «Структура ОПОП» ФГОС нового поколения, рядом с названием каждого МДК).
Междисциплинарный курс по своему назначению и содержанию предполагает совокупность различных спецдисциплин (или их частей) и даже, возможно, частей дисциплин общепрофессионального цикла, которые способствуют комплексному формированию умений, знаний и компетенций соответствующего вида профессиональной деятельности. Важно, что МДК ориентирован не на штатных преподавателей, а на создание комплексного междисциплинарного курса, направленного на эффективное формирование качества профессиональной подготовки. А это не предполагает предметоцентриро-ванность, как было раньше в соответствии с прежними стандартами. Это должна быть комплексная программа, которая будет способствовать системному формированию умений, знаний - компетенций. Проблемы тарификации здесь не возникает, т. к. по данному МДК будут протари-фицированы все преподаватели, которые соответственно реализуют свои профессиональные «области» пропорционально количеству часов, отводимых на конкретные темы профессиональных «областей».
ТРУДНЫЕ ШАГИ К ФГОС
Таблица 1
Заполнение Пункта 3.1
Направление поиска Место поиска
Учебная нагрузка • Всего часов • Объем времени, отведенный на освоение МДК: - всего часов, - лабораторные работы, - практические занятия, - самостоятельная работа. • Практика: - учебная, - производственная. ФГОС нового поколения - Базисный учебный план (БУП) профессии/специальности - Основная профессиональная образовательная программа профессии/ специальности (ОПОП). ФГОС дает только общие цифры на весь профессиональный цикл. Раздел 2 «Профессиональные модули». Общие цифры включают следующие показатели: - всего максимальной учебной нагрузки обучающегося; - в том числе обязательных учебных занятий. Конкретные цифровые показатели можно взять из БУП, ОПОП профессии/ специальности. Если разработка данных нормативных документов не завершена, то разработчики программ профессиональных модулей в ОУ должны произвести распределение часов между профессиональными модулями внутри ПМ между МДК. При этом следует обратить внимание на следующее: - хорошей ориентировкой могут выступить • учебные планы профессии/специальности ГОСов II поколения; • примерные программы ГОСов предыдущего поколения -с учетом допустимого значения практикоориентированности : 50-65 % ОПОП СПО базовой подготовки 50-60 % ОПОП СПО углубленной подготовки.
Расчет практикоориентированности для СПО: ПрО = лпз + (уп + пп + пдп) + кр • 100 % УНобщ + (УП + ПП + ПДП) ' где ПрО - практикоориентированность; ЛПЗ - суммарный объем лабораторных и практических занятий (в часах); УП - объем учебной практики (в часах); ПП - объем производственной практики (в часах); ПДП - объем преддипломной практики (в часах); КР - объем часов на курсовую работу (проект); УНобщ - суммарный объем общей учебной нагрузки (в часах) Расчет практикоориентированности для НПО: ПрО = ЛПЗ + (УП + ПП) • 100 % н УНобЯз + (УП + ПП) 1 где ПрО - практикоориентированность; ЛПЗ - суммарный объем лабораторных и практических занятий (в часах); УП - объем учебной практики (в часах); ПП - объем производственной практики (в часах); УНобяз - суммарный объем обязательной учебной нагрузки (в часах); Диапазон допустимых значений практикоориентированности для ОПОП НПО: 70-85%. Пример расчета практикоориентированности при сроке обучения 2 год и 10 мес. (базовой подготовки СПО) (1472+30+1008+144)/(2916+1008+144)=65 %; Пример расчета практикоориентированности при сроке обучения 1 год и 10 мес. НПО 752+1368/1440+1368=75 %
Заполнение пункта 4.2 Информационное обеспечение должно быть в строгом соответствии с ГОСТ 7.1 - 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Год выпуска основных источников должен быть не позднее пяти лет соответственно составлению программ.
В соответствии с п.7.1. ФГОС образовательное учреждение ежегодно обновляет ОПОП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» закрепил как необходимое условие учет требований работодателей при разработке ФГОС ПО нового поколения.
Таким образом, предполагается, что основные профессиональные образовательные программы, разработанные на основе ФГОС ПО нового поколения, должны учитывать и требования работодателей к профессиональной квалификации выпускников/работников. Но при создании основных профессиональных образовательных программ эти требования необходимо соответственно обобщить, конкретизировать и уточнить в зависимости от направленности программы и состояния регионального рынка труда.
При разработке программ профессиональной подготовки и дополнительных профессиональных образовательных программ возможно учитывать требования работодателей напрямую через анализ требований профессиональных стандартов (если таковой имеется), квалификационных характеристик, содержащихся в ЕТКС и ЕКСД, а также в ОКПДТР, анкетирование и интервьюирование работодателей и др.
На первом этапе проектирования ОПОП ОУ совместно с работодателями определяет необходимость введения новых видов профессиональной деятельности, то есть новых профессиональных модулей. При этом следует иметь в виду, что содержание нового профессионального модуля не должно затрагивать предметные области других профессий НПО и специальностей СПО. Наименование нового профессионального модуля не должно совпадать с наименованиями других профессий НПО и специальностей СПО. Вместе с тем ОУ может руководствоваться примерными программами профессиональных модулей, рекомендованных УМО.
В случае если работодатель не видит необходимости введения новых видов профессиональ-
ной деятельности в ОПОП, объем времени, отведенный на вариативную часть образовательной программы ФГОС СПО, может быть использован:
на введение в ОПОП новых дисциплин;
на увеличение объема времени дисциплин и профессиональных модулей, рекомендованного ОПОП.
Рекомендуется учесть, что предлагаемые работодателем профессиональные компетенции могут носить несколько иной характер за счет требуемого практического опыта, которого пока еще нет у выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
В этом случае следует использовать правила выделения основных видов профессиональной деятельности и составляющих их профессиональных компетенций.
При разработке рабочих программ профессиональных модулей, дополнительных к ФГОС, ОУ формирует требования к знаниям, умениям и практическому опыту в соответствии с примерной программой модуля, разработанной УМО или установленными ОУ собственными профессиональными компетенциями. Эти требования на 50 % должны отличаться от требований других профессиональных модулей.
Работа по проектированию, рецензированию и корректировке основных профессиональных образовательных программ в Кемеровской области продолжается.
Изменения в системе профессионального образования зафиксированы в Законе «Об образовании». Федеральные государственные образовательные стандарты (гл.1 п.4 ст.7) включают в себя требования к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения основных образовательных программ.
Образовательные учреждения получили свободу в выборе средств и методов достижения результатов, но возросла их ответственность за этот выбор, поскольку в соответствии с п.5 ст.14 Закона «Об образовании» «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соот-
ветствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона».
ГОУ «КРИРПО» продолжает работу по обеспечению научно-методического сопровождения процесса перехода учреждений начального и среднего профессионального образования Кемеровской области на ФГОС нового поколения. Запланированы семинары и курсы повышения квалификации на 2011- 2012 гг. Проводятся индивидуальные консультации по вопросам разработки основных профессиональных образовательных программ. В помощь разработчикам организован форум, где можно задать вопрос и получить ответ по проблемам, возникающим в ходе проектирования программ. Совместными усилиями ГОУ «КРИРПО» и ФГУ «ФИРО» 14 - 15 июня проведен обучающий семинар для сертифицированных разработчиков основных профессиональных образовательных программ по проектированию контрольно-оценочных средств, ориентированных на проверку сформированно-сти компетенций. Для организации мониторинга хода и результатов подготовки к переходу и внедрению ФГОС в образовательных учреждениях НПО/СПО Кемеровской области определены критерии и показатели эффективности и подготовлена карта самооценки готовности ОУ к введению ФГОС НПО/СПО. Результаты мониторинга нашли отражение в материалах коллегии департамента образования и науки.
В августе 2011 года традиционные августовские консультации будут посвящены вопросам перехода ОУ НПО и СПО на ФГОС нового поколения. Педагогической общественности Кемеровской области предлагается поделиться своим опытом по разработке необходимой программной
документации и созданию требуемых ФГОС условий, представить и обсудить свои разработки, обозначить проблемы и пути их решения.
Таким образом, объединенные усилия специалистов Департамента образования и науки Кемеровской области, Кузбасского регионального института развития профессионального образования, Федерального института развития образования, профессиональных образовательных учреждений создали ситуацию определенной готовности коллективов профессиональной школы к реализации принципов модульно - компе-тентностного подхода, проектированию необходимой программной документации и организации процесса перехода на ФГОС.
Литература:
1. Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (Утверждены Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 2 августа 2009 г.).
2. Блинов В. И. Стандарт результата (о новых Федеральных государственных стандартах профессионального образования) // ОКО. 2010 № 2 С.18-24.
3. Материалы семинара ФГУ ФИРО и ГОУ «КРИРПО», сентябрь - октябрь 2010.
4. Проекты программ профессиональных модулей и дисциплин ПОУ Кемеровской области.
5. Зачесова Е. В. Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования // Вопросы информатизации образования. 2010 №18.
Перечень основных документов, используемых при составлении основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО размещен на сайте ГОУ «КРИРПО» - www krirpo.ru
РАЗРАБАТЫВАЕМ ПРИМЕРНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ: ПОКА НЕ ПОПАДЕШЬ В ВОДУ -ПЛАВАТЬ НЕ НАУЧИШЬСЯ
И. А. Былкова, методист лаборатории мониторинга внедрения ГОС ПО ГОУ «КРИРПО»
«Великая цель образования -это не знания, а действия».
Гербер Спенсер
В целях своевременного перехода учреждений профессионального образования Кемеровской области на реализацию новых образовательных стандартов приказом Департамента об-
разования и науки Кемеровской области за № 35 от 14.01.2011 г. были созданы рабочие группы по разработке примерных основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по наиболее массовым профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования, подготавливаемым в области. Руководителями рабочих групп были назначены