деятельности образовательных учреждений;
5) организовать систему профессиональной подготовки и переподготовки руководителей вузов, сотрудников и преподавателей, а также чиновников для работы в сфере управления и обучения с использованием новейших достижений и опыта внедрения ИКТ в ведущих зарубежных и отечественных вузах;
Б. ПОЗДНЕЕВ, профессор, проректор по информатизации Московский государственный технологический университет «Станкин»
Стремительное развитие глобальной информационной сети и насыщение образовательных учреждений всех уровней средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обусловили появление новых подходов в практике обучения. В этой связи приведем ряд основополагающих терминов из нового национального стандарта ГОСТ Р 52653-2006 - Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения (введен в действие с 01.07.08).
Дистанционные образовательные технологии (distant learning technology) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационныхи телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Открытое образование (open education) -
6) ввести необходимые правовые нормы, регулирующие деятельность сетевых инновационных вузов, условия и порядок их лицензирования и государственной аккредитации;
7) обеспечить условия для развития равноправной конкуренции вузов, привлечения средств населения и бизнеса, повышения эффективности работы образовательных учреждений.
Стандартизация и сертификация - основа гарантий качества в сфере е-Ьеагтпд
система организационных, педагогических и информационных технологий, архитектурные и структурные решения в которой обеспечиваются применением действующих открытых (патентно свободных) стандартов на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности, удобства использования.
Moscow Education Online — 2008
41
Электронное обучение (e-Learning) -обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Мобильное обучение (mobile learning)
- электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося.
Сетевое обучение (on-line learning) -обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети.
Автономное обучение (off-line learning)
- обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети.
Смешанное обучение (blended learning)
- сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением.
Совместное обучение (collaborative learning) - образовательный процесс, в котором многочисленные участники взаимодействуют для достижения общей цели.
В законодательстве (Закон РФ «Об образовании », приказ Министерства образования и науки России от 06 мая 2005 г. №37) определен порядок использования «дистанционных образовательных технологий - ДОТ » образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ для всех уровней образования. В указанном выше национальном стандарте термины и определения соответствуют российскому законодательству и гармонизированы с базовыми международными стандартами в области качества, менеджмента информационных технологий, информационной безопасности и электронного обучения. Интенсивно разрабатываемые в настоящее время международные и национальные стандарты и должны стать основой для формирования критериев оценки качества и процедур подтверждения соответствия (сертификации) в области электронного обучения.
В Международной организации по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссии (IEC) междуна-
родные стандарты в области информационных технологий разрабатывает Первый объединенный технический комитет (|ТС1 КО/1ЕС), объединяющий 37 подкомитетов. В 1999 г. в составе |ТС1 был образован 36-й Подкомитет ^С36) «Информационные технологии в обучении, образовании и тренинге» (ИСО/МЭК СТК1/ПК36) (www.jtc1sc36.org). В настоящее время его действительными членами и наблюдателями являются следующие 30 стран: Австралия, Великобритания, Германия, Дания, Индия, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кения, Китай, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Российская Федерация, США, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Южная Корея, Япония, которые являются действительными членами; Венгрия, Гонконг, Сингапур, Турция, Швейцария -наблюдатели.
ПК 36 разрабатывает стандарты по семи направлениям электронного обучения в соответствующих рабочих группах. Следует отметить, что одновременная разработка большого числа новых международных стандартов в новой развивающейся области представляет большую сложность, что обусловлено не только национальной и региональной спецификой, но и различными субъективными причинами. В настоящее время в ПК 36 утверждены шесть международных стандартов, в стадии подготовки находятся еще более 20 документов. После их утверждения будет сформирована системная нормативная база для развития электронного обучения на транснациональном уровне.
В аспекте обеспечения гарантий качества электронного обучения основополагающее значение имеет международной стандарт ИСО/МЭК 19796 - Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке - Управление качеством, гарантии и метрики. Он включает пять частей:
Часть 1. Общий подход.
Часть 2. Гармонизация моделей качества.
Часть 3. Референтные методы и метрики.
Часть 4. Примеры лучших практик.
Часть 5. Рекомендации по применению части 1.
От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа ИСО/МЭК СТК1/ПК36 исполняет ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании ». Начиная с 2006 г. делегации ТК 461 приняли участие в шести пленарных заседаниях (Финляндия, март 2006 г.; Китай, сентябрь 2006 г.; Великобритания, март 2007 г.; Канада, сентябрь 2007 г.; Южная Корея, март 2008 г.; ФРГ, сентябрь 2008 г.).
Подготовленная ТК 461 Программа разработки комплекса национальных стандартов по информационно-коммуникационным технологиям в образовании на 2005-2008 гг. утверждена в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии РФ, и в настоящее время реализована ее первая часть. Опубликованы первые шесть национальных стандартов комплекса стандартов по ИКТО, которые вводятся в действие с 01.07.2008 г.:
■ ГОСТ Р 52652-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Общие положения»;
■ ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»;
■ ГОСТ Р 52655-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего профессионального образования. Общие требования»;
■ ГОСТ Р 52657-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов»;
■ ГОСТ Р 52656-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Общие требования»;
■ ГОСТ Р ИСО/МЭК 8825-4-2006
«Информационная технология. Правила кодирования АСН.1. Часть 4. Правила XML кодирования (XER)».
В 2009 г. будут подготовлены версии национальных стандартов на основе перевода 1-й и 5-й частей ИСО/МЭК 19796.
В целях подтверждения соответствия и сертификации информационно-телекоммуникационных технологий в образовании (ИКТО) в настоящее время создана развитая инфраструктура, которая включает: Систему добровольной сертификации ИКТ в образовании («ИНКОМТEХСEPТ »), Подсистему в рамках Системы добровольной сертификации средств и систем информатизации («PОСИНФОСEPТ »), Систему сертификации ГОСТ Р. В рамках созданной инфраструктуры действует ряд органов по сертификации и региональных испытатель-ныхлабораторий в Москве, Тамбове, Петрозаводске, Воронеже, Уфе, Томске, Самаре, Перми, Кемерово, Саратове, Красноярске (рис.).
Основу этой инфраструктуры составляет Система ИНКОМТEХСEPТ, зарегистрированная МГТУ «Станкин» в Федеральном агентстве по техническому урегулированию и метрологии РФ в ноябре 2004 г. Центральным органом данной системы определен Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования (ОСРЦ-ИР/МГТУ «Станкин»). Система создана для подтверждения соответствия продукции, работ, услуг и систем менеджмента качества требованиям национальных стандартов, стандартов организаций, международных стандартов, технических условий, государственных образовательных стандартов и других документов. В таблице представлена область аккредитации Системы «ИНКОМТEХСEPТ».
Взаимодействие «ИНКОМТEХСEPТ » с другими системами сертификации (ГОСТР, «PОСИНФОСEPТ » и др.) осуществляется на основе соглашений.
Moscow Education Online — 2008
Орган no сертификации AHO «Центр испытаний и
Орган по сертификации систем качества
Федеральное агентство по образованию
Система
«ИНКОМТЕХСЕРТ»
Центральный орган Системы «ИНКОМТЕХСЕРТ» (ОСРЦ-ИР/МГТУ «Станкин»
Отраслевой Орган по
сертфиикации средств информатизации в сфере образования (в составе Системы «РОСИНФОСЕРТ»)
Федеральное агентство по информационным технологиям
Система «РОСИНФОСЕРТ »
Подсистема сертификации средств информатизации учебного назначения (на базе МГТУ «Станкин»)
. Л .О ;Л о С V «/ <ov хс ю/ «
I СЦ НИТ МГТУ «Станкин» г. Москва Щ ргу Нефти и газа г. Москва Российская . академия І образования | г. Москва Ч Отраслевой 1 фонд АП ГКЦ ИТ г. Москва Ч Петрозаводский 1 РЦ нит 1 г. Петрозаводск Тамбовский І ОЦ МИТ Г. Тамбов щ Воронежский ■J- оцнит '1 г. Воронеж
Башкирский Самарский 1 РЦИ Пермского 9 ГТУ г. Пермь Щ рц нит Ч РЦ Саратовского Щ Областной центр Ч Сибирский РУМЦ
РЦ НИТ РРЦИ СГУ 1 Кемеровского ГУ ГСЭУ АИР Томской j Красноярского
г. Уфа 1 г. Самара 1 г. Кемерово Ї г. Саратов 1 области 1 ГТУ г. Красноярск
Рис. Инфраструктура сертификации информационно-коммуникационных технологий в образовании
Таблица
Область аккредитации системы добровольной сертификации ИНКОМТЕХСЕРТ
Область деятельности по видам продукции и услуг* Продукция и услуги
Информационные образовательные среды и ресурсы ■ Информационные порталы; ■ Системы дистанционного обучения; ■ Электронные библиотечные системы; ■ Электронные образовательные издания; ■ Мультимедийные средства обучения; ■ Электронные игры; ■ Другие информационные образовательные среды и ресурсы
Автоматизированные информационные системы и средства их обеспечения ■ Автоматизированные информационные системы управления образовательными учреждениями и обеспечения образовательной деятельности; ■ Средства поддержки и сопровождения автоматизированных информационных систем; ■ Аппаратно-программные комплексы; ■ Средства вычислительной техники; ■ Программные средства и базы данных; ■ Телекоммуникационные средства; ■ Другие АИС и средства их обеспечения
Средства обеспечения функциональной безопасности ИКТО ■ Средства испытаний, тестирования и оценки надежности автоматизированных информационных систем и ресурсов; ■ Средства обеспечения санкционированного доступа; ■ Средства информационного обеспечения безопасности жизнедеятельности образовательных учреждений; ■ Средства обеспечения технической, эргономической и психолого-педагогической безопасности; ■ Другие средства обеспечения информационной безопасности
Информационное обеспечение менеджмента качества, системы менеджмента качества и оценка интеллектуальной собственности ■ Информационное обеспечение менеджмента качества; ■ Системы качества образовательных учреждений, организаций-разработчиков и поставщиков продукции и услуг для информатизации системы образования; ■ Информационное обеспечение процессов жизненного цикла образовательной деятельности; ■ Методы и средства оценки интеллектуальной собственности и услуг в области образовательной деятельности; ■ Другие услуги, связанные с информатизацией образовательной деятельности
* Примечание: с учетом специфики продукции и услуг для различных уровней образования и видов обучения (дистанционное, непрерывное и др.).
Центральным органом, Научно-методическим центром и Отраслевым органом по сертификации разработан комплекс требований к перспективным средствам ИКТв образовании (электронные библиотеки, системы дистанционного обучения и др.), а также целостное методическое и информационное обеспечение сертификационных испытаний. Указанные требования и методики послужи-
ли основой для полного цикла сертификации для десятков тиражируемых программных продуктов в системе образования.
В настоящее время основным направлением деятельности Системы является сертификация компонентов электронного обучения на соответствие требованиям указанных выше международных и национальных стандартов.