Научная статья на тему 'Информационная поддержка применения стандартов в области электронного обучения'

Информационная поддержка применения стандартов в области электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / QUALITY / АВТОМАТИЗАЦИЯ / AUTOMATION / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / INFORMATION SUPPORT / XML / МЕТА ДАННЫЕ / METADATA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванцев Олег Игоревич, Сутягин Максим Валерьевич

В статье представлены средства для информационной поддержки применения стандартов в области электронного обучения и автоматизации процесса оценки качества электронных образовательных ресурсов, а именно базы данных эталонных критериев качества (ЭКК).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиванцев Олег Игоревич, Сутягин Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL SUPPORT OF THE USE OF STANDARDS IN E-LEARNING

The article presents tools for information support of the application of standards in the field of e-learning and automate the process of assessing the quality of electronic educational resources. Specifically database of reference quality criteria.

Текст научной работы на тему «Информационная поддержка применения стандартов в области электронного обучения»

УДК 378 147 О.И. Селиванцев, М.В. Сутягин

ВАК 13.00.02 ^ ' J

РИНЦ 14.35.09

Информационная поддержка применения стандартов в области электронного обучения

В статье представлены средства для информационной поддержки применения стандартов в области электронного обучения и автоматизации процесса оценки качества электронных образовательных ресурсов, а именно базы данных эталонных критериев качества (ЭКК) .

Ключевые слова: качество, автоматизация, электронное обучение, информационная поддержка, xml, мета данные.

INFORMATIONAL SUPPORT OF THE USE OF STANDARDS IN E-LEARNING

The article presents tools for information support of the application of standards in the field of e-learning and automate the process of assessing the quality of electronic educational resources. Specifically database of reference quality criteria.

Keywords: quality, automation, e-learning, information support, xml, metadata.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, а также создание конкурентоспособных систем электронного обучения является одним из главных направлений модернизации российской системы образования позволяющих развивать индустриальные формы организации образовательных структур на уровне кластеров университетов и систем трансграничного образования [4. 5].

Современные тенденции в области глобализации образования, создания мирового образовательного пространства и развития трансграничного и транснационального образования обуславливают необходимость ускоренного освоения российскими образовательными учреждениями новых образовательных технологий, отвечающих современным, перспективным требованиям международных стандартов в области информационно-коммуникационных технологий и электронного обучения. [1]

Обеспечение качества систем электронного обучения является одной из наиболее сложных задач и должно осуществляется на ос-

нове соблюдения требований основополагающих международных стандартов, разработанных с учетом обобщения лучших мировых практик. При этом необходимо учитывать специфику российской системы образования и требований национальных стандартов, гармонизированных с основополагающими международными стандартами. Одним из ключевых элементов систем электронного обучения нового класса является информационная образовательная среда, которая, с одной стороны должна соответствовать потребностям и возможностям все участников образовательного процесса, а с другой стороны гарантировать качество его реализации на всех этапах жизненного цикла [6].

1. Оценка качества электронного обучения на основе стандартов

В связи с интенсивным развитием систем электронного обучения, возрастает количество требований и критериев для оценки качества, в связи с этим следует обратить внимание на международный стандарт

ИСО/МЭК 19796 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке - Менеджмент качества, обеспечения качества и метрики», и его последующую модификацию - серия стандартов ИСО/МЭК 36000. Стандарт определяет порядок разработки модели процесса электронного обучения, представляющей собой процессно-ориентированную структуру для описания, сравнения и анализа подходов к качеству в организациях, осуществляющих образовательную деятельность с применением дистанционных образовательных технологий и различных форм электронного обучения.

В указанном стандарте определены требования к общему подходу, дескриптивной модели процесса и эталонной структуре для описания подходов к качеству электронного обучения. Практические реализации этих требований при создании систем электронного обучения, должны основываться на детальной разработке функциональной модели процессов, являющейся основой для последующей разработки информационной образовательной среды и управления её

Олег Игоревич Селиванцев,

аспирант кафедры информационных

систем Тел.: (499) 973-11-51 Эл. почта: oselivancev.stankin@gmail.

com

ФГБОУ ВПО МГТУ «Станкин» ■www.stankin.ru

Oleg I. Selivantsev,

Post-graduate student of the Information System Department Tel.: (499) 973-11-51 E-mail: [email protected] Moscow State University of Technology "STANKIN" www.stankin.ru

Максим Валерьевич Сутягин, к.т.н., начальник отдела технического и информационного обеспечения НОУ «Корпоративный институт ОАО «Газпром» Тел.: (495) 719-4027 E-mail: [email protected]

Maxim V. Sutyagin,

PhD in Engineering Science, Head of IT department, Corporate Management Institute of Professional Training, Gazprom Tel.: (495) 719-40-27 E-mail: [email protected]

конфигурацией [7]. Стандарт 19796 основан на принципах Всеобщего менеджмента качества (TQM), положениях стандартов серии ИСО 9000, при этом в концептуальном плане данный стандарт опирается на базовые принципы международных стандартов в области системной и программной инженерии (ИСО/МЭК 15288, ИСО/МЭК 12207, ИСО/МЭК 90003 и др.), данный стандарт включает в себя 7 процессов, и 38 подпроцесов, а также 486 критериев (118 дескриптивных, 368 оценочных), с целью применения стандарта совместно с другими стандартами в области электронного обучения (рис. 1) необходимо применение современных программных средств информационной поддержки применения стандартов и автоматизации процесса оценки качества систем электронного обучения. [1]

По первоначальным планам стандарт должен включать в себя семь частей:

1. Общий подход;

2. Модель качества;

3. Методы и метрики;

4. Лучшие практики по реализации руководств;

5. Руководство по применению ИСО/МЭК 19796-1;

6. Модель оценки соответствия;

7. Продукты и услуги - требования.

В настоящее время Международной организацией приняты 1 и 3 части стандарта, остальные части находятся в стадии разработки.

На 27-м Пленарном заседании и заседания рабочих групп Подкомитета 36 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке» Первого совместного Технического комитета Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии (ИСО/МЭК СТК1/ПК36) в Королевстве Норвегия (г. Осло) было принято решение продолжить работы над проектом стандарта ИСО/МЭК 36000 «Качество в обучении, образовании и подготовке. Основные положения и словарь», который является модифицированной версией ИСО/ МЭК 19796-1. Продолжается ра-

бота над проектом стандарта ИСО/ МЭК 19796-7 «Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества. Часть 7: Продукты и услуги - требования», новое название стандарта ИСО/МЭК 36002 «Качество в обучении, образовании и подготовке. Продукты и услуги -требования». В рамках процессов жизненного цикла международного стандарта начаты работы по пересмотру ИСО/МЭК 19796-3 «Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества. Часть 3: Методы и метрики» (пересмотр через 5 лет) принято решение о преобразовании в стандарт ИСО/МЭК 36003 «Качество в обучении, образовании и подготовке. Методы и метрики», так же было принято решение о прекращении работы над тремя частями ИСО/МЭК 19796 «Информационные технологии, обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества»:

1. Лучшие практики по реализации руководств.

2. Руководство по применению ИСО/МЭК 19796-1.

3. Модель оценки соответствия

Взаимосвязь стандартов ИСО/

МЭК 19796 и ИСО/МЭК 36000 отображена на рис. 1.

В настоящее время в различных технических комитетах ИСО разрабатывается несколько стандартов, регулирующих требования к системам управления образовательными организациями. Требования в этих стандартах слабо гармонизированы. С целью упрощения для пользователей применения требований стандартов создан программный комитет 288 «Системы менеджмента качества в образовательных организациях. Требования и руководство по применению», который занимается разработкой единого стандарта ISO 21001 «Системы менеджмента качества. Требования по применению ИСО 9001:2008 образовательными организациями». Этот стандарт должен объединить требования стандартов ИСО/МЭК 36001 «Качество для обучения, образования и подготовки - Системы управ-

Рис. 1. Взаимосвязь стандартов ИСО/МЭК 19796 и ИСО/МЭК 36000

ления - Требования» (ИСО/МЭК СТК1/ПК36, проект), ИСО 18420 «Системы управления качеством -Требования по применению ИСО 9001-2008 для образовательных организаций» (ИСО ТК176/РГ 5, проект), ИСО 29990 «Образовательные сервисы для образования и подготовки для неформального обучения и подготовки - Базовые требования для поставщиков услуг» (ИСО ТК232) и ИСО 29991-1 «Образовательные сервисы вне учебных организаций - Требования - Часть 1: Язык» (ИСО ТК232, проект).

Стандарт ИСО/МЭК 19796 имеет важное методологическое значение и содержит базовые положения, описания методов и метрик, необходимых для обеспечения качества в области электронного обучения. При этом в концептуальном плане данный стандарт опирается на базовые принципы международных стандартов в области менеджмента качества (ИСО 9000, ИСО 9001. ИСО 9004) и системной и программной инженерии (ИСО/ МЭК 15288, ИСО/МЭК 12207, ИСО/ МЭК 90003 и др.). Соответственно, в качестве доказательной базы для оценки качества электронного обучения должны использоваться стандарты, разрабатываемые во всех других рабочих группах ИСО/МЭК СТК1/ ПК 36.

В первой части стандарта определен общий подход к менеджменту качества и обеспечению качества применительно к области обучения, образования и подготовки с применением информационно-коммуникационных технологий. Указанная область в обобщенном виде может быть определена как электронное обучение в образова-

тельных учреждениях всех уровней и в организациях, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров. Основные положения стандарта применимы к различным формам организации электронного обучения (мобильное, сетевое, автономное, смешанное, совместное и др.) и видам дистанционных образовательных технологий.

Разработка общего подхода к качеству для организации, осуществляющей образовательную деятельность с применением электронного обучения, должна выполняться в соответствии со следующими этапами:

• объединение подходов к качеству, содержащихся в стандартах, профилях и лучших практиках;

• анализ и сравнение подходов к качеству на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) и эталонных критериев качества (ЭКК);

• разработка гармонизированной модели;

• локализация и адаптация гармонизированной модели в соответствии с национальными, отраслевыми и корпоративными требованиями.

Разработка общего подхода к качеству должна выполняться на

Рис. 2. Веб-интерфейс базы данных

Рис. 3. SQL-моделъ

Комплекс национальных стандартов (ИКТО)

Выбор группы процессов

Выбор

категорий критериев

Выбор категории метрик

Выбор Выбор Эталонных критериев

процесса ■

Выбор метрик

База данных эталонны критериев качества

Microsoft SQL Server Express

Microsoft SQL Server Management Studio

Microsoft Visual Studio Express

Рис. 4. Функциональная модель базы данных ЭКК

%jXML_F52E2B61-18Al-lldl-B105-00805F49916B3.Hml - Microsoft SQL Server Management Studio (Administrator)

File Edt View Project Debug XML lools WWow help

ist'íi-aaé л»**** ûaasu-йли- • -í»-4ie »

; сз % fe « nsi* sí I s |a<pcj e a <a a g л , Vf»«... * 11

I L» ï

■ Grouping,,, Б Aggregation... | □ C^ ^ | dà | 'Л

Connect * $ ■ / Ü]

L0CALH05T\5QLEXPRE55 (SQL Server И.О. 0 Ca Databases

S Cj System Databases В (J Quality

0 La Database Diagrams S Ci Tables И Ea Views 0 i_J Synonyms В Li Programmability В La Stored Procedures

S La System Stored Procedure В [3 dbo.GetCriterion S O dbo.GetProcesses S E] dbo.GetStandarts В El dbo.JustGetProcess В El dbo.JustGetStandart В El dbo.queryl В Ci Functions В ¡_3 Database Triggers В Q Assemblies В □ Types В Pules В La Defaults В La Sequences 0 Li Service Broker В La Storage 0 La Security 0 La Security В La Server Objects В La Replication 0 La Management

SQLQuery7.sql - LOCA...Administrator (55))*

XML_F52E2B61 -18A1...-00805F4991683. xml X |

B<row>

<Наименование_Процесса>Анализ потребностей</Наименование_Процесса> ■ <ripouecc_ID>l</npouecc_ID> <Стандарт_Ю>1</Стандарт_Ю> </row> B<row>

В <Наименование_Процесса>Идентификация заинтересованных сторон</Наименование_Процесса> <Процесс_Ю>3</Процесс_Ю> <Стандарт_Ю>1</Стандарт_Ю> </row> B<row>

<Наименование_ПроцессаОпределение целей</Наименование_Процесса> <Процесс_10>4</Процесс_Ю> <Стандарт_Ю>1</Стандарт_Ю> </row>

Ln 17 Col 7 Ch 7

Рис. 5. Демонстрационная XML-модель

основе применения основополагающих принципов и требований:

• всеобщего менеджмента качества;

• стандартов серии ИСО 9000;

• региональных и национальных документов по стандартизации;

• региональных и национальных объединений и организаций в области образования и электронного обучения;

• нормативных документов образовательных учреждений (организаций) и корпоративных структур.

Использование международного стандарта ИСО/МЭК 19796 позволит обеспечить гарантии качества электронного обучения при создании и внедрении индустриальных технологий электронного обучения для подготовки и переподготовки инженерных кадров для автоматизированного машиностроения.

В качестве основы в стандарте использована эталонная структура для описания подходов к обеспечению качества, являющаяся универсальной моделью процесса. Для сравнения различных подходов к обеспечению и оценке качества рекомендовано использовать эталонные критерии качества.

2. База данных ЭКК

С целью обеспечения информационной поддержки применения стандартов, а также автоматизации процесса оценки качества системы электронного обучения была разработана База данных ЭКК.

База данных ЭКК представляет собой Веб-приложение ASP. NET (см. рис. 2) разработанное в среде Microsoft Visual Studio 2013 Express и Microsoft SQL Server Management Studio, и использует Сервер баз данных Microsoft SQL Server Express 2012 (см. рис. 3) и Веб-сервер IIS 7.5. Для работа с приложением достаточно любого интернет-браузера Google Chrome, MSIE, Firefox, Opera, Safari и.т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработанная База данных ЭКК позволяет сформировать модель оценки качества, необхо-

димый набор критериев, метрик качества и процессов основополагающих стандартов качества электронных ресурсов (см. рис. 4), для последующей автоматизации процесса оценки качества, применения стандартов, оценке, разработке и внедрении электронных образовательных ресурсов.

3. Метаданные и XML

База данных ЭКК включает в себя модуль ввода/вывода данных формате XML, на рис. 5 представлена демонстрационная XML-мо-дель сформированная с помощью среды разработки Microsoft SQL Server Management Studio и демонстрационных данных БД ЭКК, данное решение также включает в себя возможность изменять набор и свойство метаданных при форматировании XML-модели, что

позволит обеспечить взаимосвязь с другими средствами моделирования.

Заключение

База данных ЭКК позволит обеспечить информационную поддержку применения стандартов, при создании и внедрении индустриальных технологий электронного обучения для подготовки и переподготовки инженерных кадров для автоматизированного машиностроения.

Очевидно, что дальнейшее развитие этого важного направления модернизации российского образования должно осуществляться при управляющем воздействии со стороны федеральных органов исполнительной власти (Минобрнауки России и других заинтересованных органов) и активном создании об-

разовательных кластеров с учетом корпоративных интересов образовательных организаций и работодателей.

Применение национального стандарта ГОСТ Р 53625 способствует обеспечению необходимого уровня качества компонентов информационно-коммуникационной среды для е-1еагт^ в инженерном образовании, на этапе создание интегрированной информационно-коммуникационной среды для распределенной и трансграничной системы инженерного образования основе технологий е-1еагт^, учебных тренажеров, учебно-лабораторных практикумов с удаленным доступом и межвузовских центров коллективного пользования, а также обеспечение качества и защиту интеллектуальной собственности в системе распределенного и трансграничного образования.

Литература

1. Котов А.В., Киселев А.Д. Стандартизация, как катализатор совершенствования информационных систем // Международная конференция «ИТ-Стандарт 2014»: Сб. тр. - Москва, 2014. - C. 414-418.

2. Куприйчук А.Д., Бушуева А.Н., Дудченко А.М., Северина Ю.А., Шаляпина О.А. Создание системы стимулирования дополнительного профессионального образования и формирование кадрового резерва предприятия. // Новые информационные технологии в образовании. Тр. 13-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» 29-30 января 2013 г. Часть 1. ООО «1С-Пабли-шинг»: Сб. науч. тр. - Москва, 2013. - С. 147-152.

3. Овчинников П.Е., КуприйчукА.Д., Шаляпина О.А. Экономические аспекты целевой подготовки кадров для обеспечения потребностей предприятий ОПК. // Сборник докладов третьей конференции «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса России», 15-18 апреля 2014 г., г. Саров / - М., 2014.

4. Позднеев Б.М., Сутягин М.В., Селиванцев О.И. Моделирование структуры и оценка качества процессов электронного обучения // Вестник МГТУ «Станкин». Научный рецензируемый журнал. М.: МГТУ «Стан-кин», - 2012. - № 1, том 2 (19). - С. 60-65.

5. Позднеев Б.М., Сутягин М.В., Поляков С.Д., Косульникоа Ю.А. О развитии систем электронного обучения на основе стандартизации и сертификации // Вестник МГТУ «Станкин». Научный рецензируемый журнал. М.: МГТУ «Станкин». - 2010. - № 1 (9). - С. 110-119.

6. Позднеев Б.М., Сутягин М.В., Селиванцев О.И. Обеспечение гарантий качества электронного обучения на основе стандартов // Вестник МГТУ «Станкин». Научный рецензируемый журнал. М.: МГТУ «Станкин». -2010. - № 4 (12). - С. 126-134.

7. Позднеев Б.М., Косульников Ю.А., Сутягин М.В., Семкина Т.А. Новый этап разработки международных стандартов в области e-Learning. // «Высшее образование в России». - 2009. - № 12.

8. Позднеев Б.М., Косульников Ю.А., Семкина Т.А., СутягинМ.В. Новые международные стандарты в области электронного обучения // «Открытое образование». - 2009. - № 6.

9. Позднеев Б.М., Косульников Ю.А., Сутягин М.В. Перспективы подготовки и переподготовки инженерных кадров на основе технологий e-Learning // «Высшее образование в России». - 2009. - № 7. - C. 9-12.

10. Позднеев Б.М., Сутягин М.В. «Разработка международных стандартов по информационным технологиям в обучении, образовании и подготовке» // Вестник МГТУ «Станкин». Научный рецензируемый журнал. М.: МГТУ «Станкин». - 2009. - №2 (6). - С. 18-21.

11. Сутягин М.В. Об обеспечении безопасности и надежности корпоративных систем дистанционного обучения / Вестник МГТУ «Станкин». Научный рецензируемый журнал. М.: МГТУ «Станкин», №3 (3), - 2008. С. 112-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.