Позднеев Б.М.
ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», г. Москва, д.т.н., профессор, зав. кафедрой информационных систем, председатель ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», bmp@ stankin . ru
О СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ E-LEARNING
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Электронное обучение, e-learning, электронная информационно-образовательная среда, электронный образовательный ресурс, стандарт.
АННОТАЦИЯ
В статье проанализированы современные тенденции, лучшие практики и стандарты для создания современной информационно-образовательной среды. Акцентировано внимание на необходимости активной разработки и гармонизации национальных стандартов с основополагающими международными стандартами.
Обеспечение качества и доступности образования в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в перспективе все в большей степени будет определяться развитием ИТ-инфраструктуры, применением электронного обучения (e-learning) и дистанционных образовательных технологий, что особенно важно для непрерывной многоуровневой университетской подготовки бакалавров, магистров и аспирантов по направлению «Информатика и вычислительная техника».
В соответствии с законом и требованиями нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) определены такие важные понятия, как «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии», «электронная информационно-образовательная среда», «электронно-библиотечная система (электронная библиотека)», «электронный образовательный ресурс» и др. [1-5]. Благодаря этому российские университеты получили правовую основу для перехода от традиционного обучения в ИКТ-насыщенной среде к электронному обучению, предусматривающему не только преобразование технологий и процесса обучения, но и разработку новых подходов к управлению университетом, процессами закупки, разработки и применения электронных ресурсов, управлением интеллектуальной собственностью.
В статье рассмотрены различные аспекты создания информационно-образовательных сред и перспективы развития электронного обучения на основе международных и национальных стандартов.
Современные тенденции в области формирования информационного общества и развития трансграничного образования обуславливают необходимость ускоренной адаптации российской системы образования к общепризнанным на мировом уровне правилам и нормам в области обеспечения качества и стандартизации. С точки зрения обеспечения конкурентоспособности и гарантий качества важное значение имеет разработка национальных стандартов, гармонизированных с международными стандартами и условиями международных соглашений и договоров. Это возможно при условии активной работы представителей Российской Федерации в Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК) и различных международных объединениях.
Международная организация по стандартизации и Международная электротехническая комиссия совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках деятельности Первого совместного технического комитета (СТК1/]ТС1), в составе которого в 1999 г. был создан 36-й Подкомитет (ПК36^С36) «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке». В настоящее время в деятельности ПК36 участвуют представители 45 стран, которые в рамках семи рабочих групп обеспечивают разработку международных стандартов в области терминологии, технологий обучения, управления контентом, обеспечения качества электронного обучения и др. От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа ИСО/МЭК
СТК1/ПК36 исполняет ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (ИКТО), созданный в 2004 г. и объединяющий в четырех подкомитетах более 100 высококвалифицированных экспертов из образовательных и научно-исследовательских учреждений, ведущих отечественных ИТ-компаний и других заинтересованных организаций. С 2006 г. российские национальные делегации (ТК 461) активно участвуют в работе ИСО/МЭК СТК1/ПК36, вносят вклад в разработку международных стандартов по терминологии, структуре метаданных, менеджменту качества и гармонизации требований стандартов в области e-learшng. В 2013 г. впервые в России было проведено 26-е Пленарное заседание ИСО/МЭК СТК1/ПК36, что оказало позитивное влияние на развитие национальной стандартизации в этой важной отрасли и повышение престижа российского образования в международном научно-образовательном сообществе.
нолес «тм I 1КО.ТЕС1«™ з
саолЕсгнг-к Т5&1ЕС ЗШ-ЖЗ* =111
ЕОТЕС |97Я8 1 180.1ЕС 197Я8 » IS.Ci.1Ei 19738 4
колес аш а
ЗЧОЛЕС 197ВВ К 1БС1.1КГ 19735 ? ВОЛЕС 19738-10
Нинпсши
ХНП1101111 ресурсов
150ТЕС 1МУ1Г;Г
МОТЕС
1М>[Ы' 150ТЕС
вслвс
1№1ЕС 1М>[Ы'
1501ЕС [ИНЕС
»163*1 29ДО-1 ВШЗ 19]63-1 11785-1
197ВБ-1 19785-2 19788-^
Стаадяртн ииии информационные
11'\ НО 114 1111 н Г>\ ЧСIIIIII, иГфН 1С1ИНМ1Ш II
подготовке (ГГ ЬЕТ) НГОЛ ПК СТК1/ПК36 (КОЛЕС ЛТОЛЗСЗб)
1М)'1КС 1977» I ЦОЛЕС 197711 I |я>.и:с 1977В 1 ИНК 197В0 I
■КОЛЕС шп
[нфОрМИ 1111Щ N¡1
модель
1ЛЛМ1С1 синим
КОЛЕС МЯ1 1 1«МЕ( М7И ! ■ КОЛЕС 147?! 3 ЗК0.1ЕС Ы7М-4 1ММЕСМ1М-10 150.1ЕС МО 16.1 !ыМЕС мен«
КОЛЕС мои 1801ЕС ШЫ |ЯЭ1ЕС 21Н1Ш г ШОЛЕС 2*0*6-3 КО 1ЕС ¡9187 I ISO.l1 ЕС Я1И 2 |4)1|:с 291К7.3
КОЛЕС ЗЗЖЕ КОЛЕС ятоз
15МЕС 11763
]ы>'[ы: 29М-1 1ЯСЛЁС
Рис. 1. Структура комплекса международных стандартов по информационным технологиям в обучении,
образовании и подготовке (ШЕТ)
I ОС! Р !МД ГОСТ Р 5!«« ¡«М ГОСТ Р ВСОЛ1 эк хша И »11
ПКТМШ 2«» ШСОШ Ж 1?7!*1|М>М1 I <НЧ Р МШ1НН |(ЦТРЯВ1!11||
гоствотьс^зив-иш
¡«т?5М№
ГОСТ РШН-Ш ГОСТ РИС« ики.ци ГОСТГЮ» ИЙ1 !(*ТР 515751 ШЗ
ГОСТ 33147-341? (ВМВС и:м.1:20! I) ГОСТ 1&0 ТЕС |Щ|Ш)|] ГОСТ ЗЗЫ'Лйи
(1«ИЕС ТЯ;»1АЫ-злм) гостяныы; (НМВС шшящ
Опции- \ нщсжслим л
НрННРДОФГНЛ
|.рп.'.|;+;^||,'1Р I I ка/чествэ }
Эашрнш!
и[|[|а шВа 11". 11.НЗЛ1 РЩЩ1
Комплекс ицмаальвых стандартов но КII фирм и III! (ШИП-
пнмуа^иошии
технологиям
К обр*(ОНВ 1111 II
(ТК 461 ИКТО)
Адаптируемость II доЛушшъ г-Е*агп1ий
,ь, г
Ъ Л—» 1 Ч
(М]мисссы н \ К-М1Н1.11Н11РИ ', шкТролп агс
а^у'и'и мн /
111мФор11*|1К44ши< |д впош
п.йл; н 1П1Ш
ГОСТРЙЯ» 11)1} (НСО МИх ЛЧ! |:1«И1
ГОСТ 33318.501*
госг^м-ми
1Т1С1 ЛИЯ
1(Н | I «™ Км ГОСТ РМ1Н ¡VII
гост р ;шн1
ГОСТ Р.ЧЯ1Н 2ЩЁ ГОСТ к ^ми.±|11Е
ГОСТ?557« НПЗ
ГОСТРИСЧМ11К Ц7ТЯ I ¡он
ГОСТ
1ШиЛ11
гастгкомэк тнш
ГОСТРМВОМЖ
НТО! 1011 ГСКТР?377Й 1ША (ИСОЛГИС |«Н |:)И1Я|
ГОСТ ЗЗМ-1-Я1]5
Рис. 2. Структура комплекса национальных стандартов по информационно-коммуникационным технологиям
в образовании (ИКТО)
На рис. 1 и 2 представлена структура международных (ITLET) и национальных (ИКТО) стандартов. Следует отметить, что по ряду направлений деятельности национальные стандарты более широко отражают область информатизации образования, в свою очередь в международных
стандартах более подробно отражены технологические аспекты электронного обучения. В настоящее время в ПК36 проводится активная работа по разработке новых стандартов, определяющих требования к менеджменту в образовательных организациях, системам совместного обучения, моделям описания компетенций, электронному тестированию знаний, электронному портфолио обучающегося, управлению знаниями и др.
В рамках деятельности ТК 461 разработано более 40 национальных и международных стандартов, имеющих высокую гармонизацию с международными стандартами 1^ЕТ. В 2015 г. завершена разработка восьми новых межгосударственных стандартов, которые должны быть утверждены в Росстандарте до конца текущего года:
1. ГОСТ 33248-2015 (^0/1ЕС 24751-2:2008) Информационные технологии. Индивидуализированные адаптируемость и доступность в обучении, образовании и подготовке. Часть 2. Индивидуальные потребности и предпочтения при цифровой доставке по системе «доступ для всех»;
2. ГОСТ 33249-2015 (^0/1ЕС 24751-3:2008) Информационные технологии. Индивидуализированные адаптируемость и доступность в обучении, образовании и подготовке. Часть 3. Описание электронных ресурсов по системе «доступ для всех»;
3. ГОСТ ^0/1ЕС 23988-2015 Информационные технологии. Кодекс практического использования информационной технологии (1Т) для доставки ассесмента;
4. ГОСТ 33244-2015 (^0/1ЕС TR 24763:2011) Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Концептуальная эталонная модель компетенции и связанных объектов;
5. ГОСТ 33247-2015 (^0/1ЕС 19788-1:2011) Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 1. Структура;
6. ГОСТ ^0/1ЕС 19788-2-2015 Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 2. Элементы дублинского ядра;
7. ГОСТ 33246-2015 (^0/1ЕС 12785-1:2009) Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Упаковка контента. Часть 1. Информационная модель;
8. ГОСТ 33245-2015 (^0/1ЕС TR 29163-1:2009) Информационные технологии. Эталонная модель распределенного объекта контента (SCORM®). 2004. 3-я редакция. Часть 1. Обзор. Версия 1.1.
Развитие электронного обучения связано с необходимостью значительных финансовых и интеллектуальных затрат на создание электронных информационно-образовательных сред, многочисленных электронных образовательных ресурсов и информационных образовательных ресурсов для реализации основных образовательных программ (ООП) по различным направлениям подготовки (УГСН) высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Необходимо также отметить, что в дополнение к ФГОС по заказу Минтруда разработаны профессиональные стандарты, которые должны отражать требования рынка труда и работодателей. В интересах обеспечения качества высшего образования было бы целесообразно не только гармонизировать требования ФГОС и профессиональных стандартов, но и детализировать содержание основных образовательных программ по ключевым направлениям подготовки.
Сложность обусловлена, во-первых, параллельным и автономным характером разработки ФГОСов и профессиональных стандартов, а во-вторых, отсутствием обоснованных отраслевых требований со стороны работодателей. Особую сложность представляет гармонизация требований к компетенциям, поскольку во ФГОСах и профессиональных стандартах использованы разные подходы и модели построения компетенций. Эта ситуация усугубляется тем, что новый классификатор направлений подготовки для высшего образования не соответствует квалификациям, приятым в профессиональных стандартах. Исходя из этого, при создании практико-ориентированных ИТ-программ необходим обоснованный подход к формированию требований на основе указанных выше стандартов (см. рис. 3).
Рис. 3. Гармонизация требований стандартов для создания практико-ориентированных образовательных
программ электронного обучения
Еще один аспект гарантий качества связан с профессионально-общественной аккредитацией образовательных программ и общественной аккредитацией образовательных организаций, которые в соответствии с новым законом об образовании должны заменить государственную аккредитацию. В этой связи следует обратить внимание на создание в рамках АККОРК (Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры) нового Аккредитационного совета по электронному обучению, который ориентирован на следующие аспекты деятельности:
• общественная аккредитация образовательных организаций всех уровней, ориентированных на применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ);
• профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, реализуемых с применением электронного обучения и ДОТ;
• сертификация квалификации персонала (преподаватели, менеджеры, методисты, ИТ-специалисты и др.);
• обеспечивающие процессы образовательной деятельности с применением электронного обучения и ДОТ;
• сертификация квалификации обучающихся по ИТ-программам основного и дополнительного образования с использованием электронного обучения и ДОТ
С учетом особой актуальности обеспечения импортозамещения в отечественной промышленности и необходимости подготовки и переподготовки высококвалифицированных ИТ-кадров для развития конкурентоспособных цифровых производств в рамках деятельности Общественного совета Фонда перспективных исследований создана рабочая группа для организации взаимодействия образовательных организаций по направлению коллективной разработки интегрированной инженерной программной платформы (ИИПП). В рамках этой деятельности определены следующие первоочередные задачи:
1. Согласование перечня перспективного программного обеспечения ИИПП для разработки модулей практико-ориентированных образовательных программ высшего и дополнительного образования;
2. Определение перечня базовых предприятий ОПК, заинтересованных в подготовке и переподготовке кадров для внедрения перспективного программного обеспечения ИИПП;
3. Разработка принципов информационно-технологического и организационно-методического взаимодействия участников проекта ИИПП и создание кластера университетов для эффективной разработки модулей практико-ориентированных образовательных программ с учетом ФГОСов, профессиональных стандартов и технологий е-1еагп^;
4. Инициирование разработки новых профессиональных стандартов, ориентированных на обобщение трудовых функций в области системной разработки и применения ИИПП как базового компонента импортозамещения.
Литература
1. Соболев А.Б. Новые технологии в будущем изменят процесс обучения // Качество образования. 2012. № 9. — С. 46.
2. Кристиан М. Штраке. Знания и навыки для решения проблем цифрового века: Сочетание обучения как результат ориентации на развитие компетентности и моделирование развития людских ресурсов // Информатизация образования и науки. 2012. № 1(13). — С. 146-159.
3. Peoples B.E. Proceedings of the Emerging Technologies and Standardization for Learning, Education and Training — Industry-Education-Research Collaborations Create the Future of e-Learning? // Innovative e-Learning: Information Technology and Standards, a Current and Future Perspective. Shanghai (China). 2011. — P. 56-62.
4. Международная и национальная стандартизация информационно-коммуникационных технологий в образовании / Под ред. Б.М. Позднеева. — М.: ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», 2012. — 186 с.
5. Позднеев Б.М. Обеспечение качества и конкурентоспособности корпоративного ИТ-образования в сфере подготовки кадров для предприятий ОПК // Сборник докладов Третьей конференции «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса России». 2014. — С. 210-211.