УДК 342.92 № 3 (10) / 2016, с. 28-33
СТАДИИ РАССЛЕДОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Владимир Иванович Майоров
доктор юридических наук, профессор,
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России, г. Тюмень, Российская Федерация E-mail: 1955715@rambler.ru
Ришат Джагварович Каримов
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России, г. Тюмень, Российская Федерация E-mail: R1579@rambler.ru
В статье рассмотрены стадии расследования административных правонарушений в сфере дорожного движения, тесно взаимосвязанные между собой. На каждом этапе необходимо строгое соблюдение законодательства для принятия мер реагирования в отношении нарушителя. Дана характеристика административным правонарушениям в сфере дорожного движения.
Ключевые слова: административное правонарушение, сфера дорожного движения, протокол об административном правонарушении.
STAGE OF THE INVESTIGATION OF ADMINISTRATIVE VIOLATIONS IN THE FIELD OF ROAD
Vladimir Mayorov
Doctor of Law, Professor, Tyumen Institute of Law Enforcement Officers' Advanced Training of the Ministry of Interior of Russia, Tyumen, Russian Federation
E-mail: 1955715@rambler.ru
Rishat Karimov
Tyumen Institute of Law Enforcement Officers' Advanced Training of the Ministry of Interior of Russia, Tyumen, Russian Federation
E-mail: R1579@rambler.ru
The article deals with the investigation stage of the administrative offenses in the sphere of road traffic, which are closely interrelated. At each stage it is necessary strict compliance with the law for the adoption of response measures against the offender. Characteristics of administrative offenses in the sphere
of road traffic.
Keywords: administrative offense, the scope of the traffic, the protocol on administrative offense..
В правоведении правонарушение рассматривается в качестве фактического основания юридической ответственности. Следовательно, основание административной ответственности составляет административное правонарушение. В этом проявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность административного правонарушения и административной
ответственности: с одной стороны, без правонарушения нет административной ответственности, а с другой - основанием административной ответственности выступает правонарушение. В силу этого понятия «административное правонарушение» и «административная ответственность» существуют как неразрывные правовые категории [1, с. 62].
За каждое противоправное деяние наступают последствия в виде наказаний. И как же правильно обозначить негатив и запрещен-ность действий граждан, и в каком процессуальном порядке налагается ответственность за совершенные действия (бездействия), об этом и пойдет речь в данной главе.
По смыслу закона каждое лицо несет административную ответственность только за персонально совершенное им правонарушение. Перенос ответственности непосредственных нарушителей правил дорожного движения на лиц, находящихся у них в служебном подчинении, недопустим.
Административные правонарушения в сфере дорожного движения имеют общий признак - это общественная опасность, то есть противоправное действие или бездействие (нарушение правил дорожного движения, нормативных актов о безопасности дорожного движения), совершенное физическим или юридическим лицом, за которое на основании закона возложена на лицо, если в его действиях (бездействии) нет вины.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях1 (далее - КоАП РФ) содержит главу, которая полностью раскрывает рассмотрение дела об административном правонарушении, особенности и порядок. Рассмотрение дела можно разделить на несколько стадий.
1 стадия - составление протокола об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4 и ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ.
Протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
Кроме указанных лиц, протоколы о нарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов управления дорожным хозяйством - об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.33 КоАП РФ.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.35 и 12.36 КоАП РФ, возбуждаются только прокурором. Рассматривать дела об административных
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (Ч. I). - Ст. 1.
правонарушениях в области дорожного движения вправе:
судьи - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.35, 12.36 КоАП РФ, а если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, то и ч. 1 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ч. 2 ст. 12.17, ч. 2 ст. 12.21, ст. 12.24, 12.26, ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ;
органы внутренних дел (полиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.1, 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. 12.4-12.34 КоАП РФ;
органы российскойтранспортнойинспек-ции - об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ (об управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки).
Протокол об административном правонарушении является тем основанием, при наличии которого мы считаем, что дело об административном правонарушении возбуждено, наряду с постановлением прокурора, определением о проведении административного расследования, протоколом о проведении процессуального действия в рамках главы 27 КоАП РФ (ст. 28.1). Наличие составленного протокола об административном правонарушении само по себе не гарантирует тот факт, что в дальнейшем будет иметь место применение административного наказания.
«Практика применения средств автоматической фиксации правонарушений в сфере дорожного движения расширилась и в настоящее время приобрела особую актуальность» [5, с. 163]. «Основная цель комплексов автоматической фото- и видеофиксации -снижение аварийности. Согласно п. 1 ст. 26.8. КоАП РФ одним из доказательств по делам об административных правонарушениях являются показания специальных технических средств» [4].
В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об админи-
стративном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.
Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото-и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Таким образом, процессуальный порядок привлечения лица к административной ответственности будет изменен, не понадобится составление протокола и участие лица при вынесении постановления.
Процессуальной особенностью является также обязательное участие понятых при совершении определенных процессуальных действий по данным делам и соответственно возможность привлечь данных понятых к участию в деле об административном правонарушении в качестве свидетелей.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении рекомендуется избегать формулировок общего характера (например, «нарушил правила дорожного движения», «превысил скорость» и другие). Фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, указываемые в протоколе об административном правонарушении, целесообразно вписывать печатными буквами согласно разметке (по одной букве в каждую графо-клетку).
Протокол об административном правонарушении и другие документы рекомендуется заполнять шариковой ручкой (с наполните-
лем черного, синего или фиолетового цвета) разборчиво, без помарок и исправлений. В соответствии со ст. 26.8 КоАП РФ показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении. При этом рекомендуется указывать наименование измерительного прибора, его номер, дату проведения метрологической поверки.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по его просьбе.
При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного принятия решения по делу, сотруднику полиции, оформляющему материалы по факту выявленного правонарушения, рекомендуется составить рапорт и приобщить его к протоколу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ с момента составления протокола об административном правонарушении в производстве по делу об административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном пра-
вонарушении, может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
2 стадия - административное расследование. При оформлении материалов по факту нарушения Правил, повлекшего причинение вреда здоровью потерпевшего, рекомендуется составлять протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия, схему места дорожно-транспортного происшествия, протокол осмотра транспортного средства, справку по дорожно-транспортному происшествию.
В схеме места дорожно-транспортного происшествия (Приложение В) рекомендуется указывать:
место дорожно-транспортного происшествия (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технических средств регулирования дорожного движения;
ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
направление движения участников ДТП до момента его наступления.
Рекомендовать водителям-участникам ДТП описывать в объяснениях обстоятельства происшедшего согласно примерному перечню.
По факту ДТП на месте его совершения должностным лицом в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении либо принимается решение о проведении административного расследования.
При оформлении материалов о ДТП по факту нарушения Правил в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении, в котором рекомендуется отражать наступившие последствия.
В случае, когда при оформлении материалов по факту ДТП на месте его совершения установить состав административного пра-
вонарушения не представляется возможным, должностному лицу рекомендуется принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в соответствии со ст. 28.7 Кодекса.
При выявлении правонарушения, предусмотренного статьей 12.4 КоАП РФ, в случаях, когда водитель или иное лицо отрицает свою причастность к установке на транспортном средстве указанных в статье приборов или устройств, рекомендуется получить объяснения с указанных лиц, составить рапорт и вынести решение о проведении административного расследования.
По окончании административного расследования по факту совершенного нарушения Правил в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ (Приложение Г).
В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ решение о проведении административного расследования выносится должностным лицом, уполномоченным согласно ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Сведения о причиненных телесных повреждениях рекомендуется получать в медицинском учреждении, куда доставлялся (обращался) или где проходил амбулаторное (стационарное) лечение пострадавший.
Для установления степени тяжести телесных повреждений должностное лицо Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее проверку обстоятельств ДТП, выносит определение о назначении судебно-медицинской экспертизы.
В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования при наличии сведений о причинении пострадавшему легкого вреда здоровью потерпевшего, в отношении лица, совершившего нарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.24 КоАП РФ, составляется протокол об административном правонарушении.
При получении заключения о том, что здоровью пострадавшего причинен тяжкий вред, сотруднику ГИБДД, производившему административное расследование, рекомен-
дуется незамедлительно доложить материалы начальнику (командиру) подразделения Государственной инспекции для вынесения постановления о прекращении производства по делу и передаче материалов прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания.
При оформлении материалов по факту ДТП, когда водитель в нарушение Правил оставил место ДТП, в дополнение к материалам рекомендуется составить рапорт и принять меры по розыску скрывшегося водителя.
При установлении личности водителя на него составляется протокол об административном правонарушении по факту оставления в нарушение Правил места ДТП, в котором целесообразно отразить сведения, подтверждающие противоправный характер его действий. К протоколу об административном правонарушении рекомендуется приобщать рапорты сотрудников полиции с изложением действий по выявлению водителя, скрывшегося с места ДТП, его объяснения, объяснения свидетелей и другие дополнительные данные.
По факту нарушения Правил, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, рекомендуется проводить административное расследование. При оформлении материалов по факту ДТП, повлекшего причинение материального ущерба, рекомендуется составлять схему места дорожно-транспортного происшествия и приобщать к ней сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в ДТП, объяснения участников и свидетелей дорожно-транспортного происшествия. При этом должностному лицу, оформляющему материалы, целесообразно составлять рапорт, в котором рекомендуется излагать дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия объективного решения по делу.
Сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, рекомендуется выдавать заинтересованным организациям по их письменных запросам. Должностному лицу Государственной инспекции, оформляющему материалы по факту нарушения Правил, повлекшего ДТП, либо инспектору (старшему инспектору) по административной практике, инспектору (старшему инспектору) по дознанию рекомендуется выдавать водителям, участвовавшим в ДТП, справки об участии в дорожно-транспортном происшествии.
В ходе проведения расследования по фактам дорожно-транспортных происшествий, должностными лицами правоохранительных органов назначаются автотехнические экспертизы, порядок и необходимые условия назначения которых важно знать участникам происшествия и их представителям.
Целями автотехнической экспертизы являются установление технического состояния транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков и разметок, механизма дорожно-транспортного происшествия.
В компетенцию судебной автотехнической экспертизы входит решение только специальных технических вопросов, связанных с дорожно-транспортным происшествием. Правовые вопросы, например, о степени виновности участника дорожного движения, не ставятся перед экспертами.
Объектами автотехнической экспертизы могут быть как само место ДТП, так и транспортные средства.
Результативность автотехнической экспертизы определяется качеством и полнотой представляемых эксперту материалов. К ним относятся: протоколы осмотров места происшествия, фототаблицы к осмотру, схемы расположения знаков и разметок, геодезическая карта местности, сведения: о состоянии проезжей части, ширине и типе дорожного покрытия, наличии тротуаров, обочин, кюветов, наличии и величине дефектов дорожного покрытия и пр.; о типе и техническом состоянии транспортного средства, его загруженности, координатах места ДТП, длине следов колес и их характере; о положении транспортных средств относительно друг друга, о контактировавших частях транспортных средств; о погодных условиях, видимости и обзорности дороги с места водителя; о применении водителем экстренного торможения, о расстоянии и времени, пройденном транспортным средством после появления помехи, в том числе в заторможенном состоянии; о наличии или отсутствии обозначенного пешеходного перехода в зоне видимости водителем участка ДТП, о расстоянии и времени, пройденном пешеходом по проезжей части до места наезда, и о том, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству; о действиях пешехода перед ДТП.
Указанные данные предоставляются лицом, назначившим экспертизу.
Участникам и очевидцам ДТП, в присутствии которых проводятся следственные действия (осмотр места происшествия, следственный эксперимент и пр.), необхо-
димо тщательно следить за ходом и фиксацией данных, которые в дальнейшем будут являться исходными при назначении экспертизы. При любых несоответствиях - собственноручно заносить замечания в протокол следственного действия, а также схему к нему, подробно указывая обстоятельства развития ДТП, место наезда на пешехода или столкновения с автомобилем.
В случаях, когда протокол осмотра места происшествия и схема к нему составлены только со слов одного водителя транспортного средства (например, когда иных участников ДТП госпитализировали с места происшествия), а иные участники или очевидцы ДТП с составленным протоколом не согласны -необходимо при ознакомлении с указанными документами подать на них замечания, в целях устранения которых проводится дополнительный осмотр места происшествия с участниками и установленными очевидцами происшествия.
Для подтверждения версии о развитии ДТП, участникам, по возможности, необходимо записать и передать сотрудникам правоохранительных органов контактные данные очевидцев происшествия, в целях установления очевидцев, покинувших место ДТП, осуществить расклейку объявлений рядом с местом происшествия, а при наличии видеозаписи происшествия (с цифрового видеорегистратора, видеокамеры, расположенной рядом с местом ДТП) - передать ее сотрудникам правоохранительных органов.
В соответствии со ст. 195 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, при проведении процессуальной проверки в порядке ст. 144, 145 Кодекса, либо расследования уголовного дела о преступлении за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление в котором указываются: основания назначения судебной экспертизы; фамилия, имя и отчество эксперта или наименование
экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.
Следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя и разъясняет им права, предусмотренные статьей 198 УПК РФ.
Затем следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства.
Аналогичный порядок назначения экспертизы, при проведении административного расследования за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 КоАП РФ (нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), определен и в ст. 24.6 КоАП РФ.
Таким образом, расследование административного правонарушения в области дорожного движения состоит из нескольких стадий, которые тесно взаимосвязаны между собой. На каждом этапе необходимо строгое соблюдение законодательства для принятия мер реагирования в отношении нарушителя. Для наиболее эффективного функционирования системы предупреждения административных правонарушений одним из важных моментов является отлаженная работа всех государственных органов [2; 3] на стадии расследования уже произошедших, поскольку только неизбежность наказания может заставить водителей строго следовать Правилам дорожного движения и избежать административных правонарушений в области дорожного движения в будущем.
Примечания
1. Головко В. В., Майоров В. И. Правонарушение как фактическое основание административной ответственности // Алтайский юридический вестник. - 2016. - № 14. - С. 62-66.
2. Майоров В. И. Безопасность дорожного движения: концептуальный взгляд : сборник избранных научных трудов. - Челябинск : СитиПринт, 2015. - 104 с.
3. Майоров В. И. Проблемы и пути формирования государственной и муниципальной системы обеспечения безопасности дорожного движения // Проблемы и перспективы современного права : сб. статей Международ. науч.-практ. конференции / отв. ред. А. А. Сукиасян. - Уфа, 2015. - С. 68-73.
4. Полякова С.В. Специальные технические средства фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Наука, образование и инновации : сб. статей Международ. науч.-практ. конференции. - Уфа, 2016. - С. 227-231.
5. Полякова С. В. Проблемы применения средств автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения в России // Символ науки. - 2016. - № 5. - Ч. 3. - С. 163-166.