УДК 355:37 355:159.9 ББК 68.49(2)3 + 88.4
Евсеева Людмила Валерьевна
доктор философских наук, профессор кафедра культурологии Морская Государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
г. Новороссийск Evseeva Lyudmila Valerievna Doctor of Philosophy
Professor Chair of Culturology Maritime State Academy named after Admiral F.F. Ushakov
Novorossisk
Стадиальность становления субъектности курсантов в военном вузе Modeling the Cadets' Active Position During Educational Process at a Higher Military Establishment
В статье рассматривается актуальная для современного российского общества проблема: воспитание творчески мыслящих и инициативных военных профессионалов. Речь идет о том, что для этого воспитательный процесс должен создавать благоприятные условия для формирования субъектной позиции курсанта, успешной самореализации личности и системы его ценностных ори-ентаций. Делается вывод о том, что организацию образовательного процесса в соответствии с принципами персонификации (субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей) и персонализации (межличностные взаимодействия между преподавателем и обучающимися, на основе субъект-субъектного взаимодействия), что позволит рассмотреть данный процесс с позиции личностной обусловленности.
The article highlights the problem topical for the modern Russian society: upbringing the creatively thinking and active military professionals. Therefore, the educational process is to provide favourable conditions for the development of active position, successful self-actualization of cadets, for forming the system of values and commitments. The conclusion is drawn, that the curriculum should be organized on the basis of personification principles (it means that the individual gets imaginary representation in other people's life activities) and personalization (personal subject-subject interaction between a lecturer and a learner) that makes personal self-determination possible.
Ключевые слова: активная профессиональная позиция, самореализация личности, субъектная позиция курсанта, субъектность, субъектное развитие, принцип персонификации, персонализация,
Key words: active professional position, self-actualization, personal self-determination, activity, development of individual learning capabilities, personification principle, personalization.
Реалии современного образования ставят перед российским обществом жизненно важную задачу в рамках военного образования - воспитание творчески мыслящих и инициативных специалистов, профессионалов. Свидетельство этому законы «Об утверждении Федеральной программы развития образования на 2000-2005годы», «О национальной доктрине Российского государства», принятые постановления нашего правительства «О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», «О национальной доктрине образования РФ», «О государственных образовательных стандартах», а так же национальные проекты «Образование» и «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы».
В связи с модернизацией нашего общества и развитием военного дела в России на передний план выдвигается задача по подготовке военных специалистов в высшей школе, ибо ведущую роль в обеспечении обороны страны выполняют профессионалы - военные специалисты самой высшей квалификации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. № 352 «О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010г.» предусматривается необходимость разработать «методологические основы в рамках научно-методических рекомендаций по совершенствованию и развитию военного образования на территории Российской» [1, с.2]. Ссылаясь на авторитетное мнение доктора психологических наук профессора, вице-президента РАО Д.И. Фельдштейна, «одной из главных проблем выступает определение возможностей, условий, путей развития человеческого потенциала именно у этих двадцатилетних людей, которые и будут формировать, структурировать будущее» [2, с.15]. Будущий специалист-выпускник должен осознавать, что от уровня интеллекта и культуры, компетентности и конкурентоспособности будет напрямую зависеть его профессиональная карьера, а значит, и возможность самореализации. Базовые ценностные ориентиры личности, современная педагогическая наука рассматривает как матрицу личностного развития, которая может быть расширена, уточнена, конкретизирована в реальных процессах воспитания, обучения и самообразования.
«Главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться» [3, с. 16].
Таким образом, перед педагогами гражданских и военных дисциплин ставится задача о создании таких условий, которые способствовали бы развитию субъектности курсантов.
В самом общем понятии «субъектность» - это готовность человека к непред-заданным, спонтанным действиям в конкретных жизненных ситуациях. В психологии субъектность иногда называют внутренней активностью, которая позволяет человеку самостоятельно планировать и реализовывать свои жизненные замыслы. «Субъектность "пронизывает" все жизненные проекции человека, проявляясь и в индивидном, и в личностном, и в индивидуальном, в универсальном способе бытия». [4, с. 41] Субъектность - это отношение человека к себе как к деятелю, интеграция личностных качеств и качеств личности учителя как субъекта педагогической деятельности. Таким образом, формирование субъектности курсантов претерпевает четыре стадии: адаптацию к военизированным условиям военного вуза; идентификацию с требованиями учебной и профессиональной деятельности; самореализацию в процессе образования; самопроектирование.
1. В процессе первой стадии: адаптации к военизированным условиям вуза с двойной профессиональной ориентацией, на первый план выдвигается необходимость приспособления курсантам к реалиям новых условий, усвоение устава и требований военного вуза, освоение своих функций, прав и обязанностей. На этой стадии происходит осмысленное вхождение курсанта в незнакомую социальную среду, ее принятие окрашено позитивными эмоциями. На данном этапе будущий профессионал находится в состоянии внутреннего психологического противоречия ментальности вчерашнего абитуриента и сегодняшнего курсанта, его нового социального статуса, готовностью к решению разнообразных задач, заданных спецификой военного вуза, осознание своих функциональных обязанностей. Адаптационный процесс курсанта, как правило, заканчивается к концу второго семестра.
2. В процессе второй стадии: идентификации с требованиями учебной и профессиональной деятельности, характеризуется познавательной направленностью курсанта и активным освоением квалификационных особенностей своего социального статуса и общественной роли. Данная стадия обуславливается глубиной понимания заданных приоритетов и ценностных установок курсанта, предполагает умелое управление своей деятельностью и поведением, на основе четко сформулированной мотивации и целеполагании. Эта стадия разрешает существующие противоречия между общими требованиями, которые предъявляются курсантам и возможной реализацией индивидуальных особенностей формирования субъектности будущих молодых офицеров. Длительность данной стадии - третий, четвертый семестры.
3.В процессе третьей стадии: самореализации в процессе образования, происходит целенаправленное формирование таких качеств курсанта, которые в будущем могут способствовать эффективному выполнению требований в рамках его военной и профессиональной деятельности. В соответствии с этим, становится возможным обеспечить взаимосвязь интимного восприятия, основанного на индивидуальных особенностях индивида с внешним влиянием педагога. Таким образом, неоднократно возрастает возможность самодетерминации и осознанной саморегуляции курсанта, а так же увеличивается качество целенаправленной активности в сторону осознания степени индивидуальной личной самодостаточности. Все это поможет проявить активность и инициативу в нестандартных ситуациях на поприще военной и профессиональной деятельности. Продолжительность данной стадии - пятый и седьмой семестры.
4. В процессе четвертой стадии: самопроектирование, курсант способен достигнуть такой степени субъектности, которая позволит самостоятельно, целенаправленно, инициативно реализовать возможность высокого уровня военной и профессиональной квалификации в рамках военного вуза. В процессе данной стадии решаются возможные противоречия, возникающие между теоретическими знаниями образовательного процесса и готовностью к практическому выполнению военных и профессиональных функций офицера. Эта стадия
характеризуется умением креативно применять на практике в условиях военного полигона навыков, приобретенных в условиях учебного процесса. Восьмой, десятый семестры - продолжительность данной стадии.
Стадии формирования субъектности молодых офицеров в военном вузе синергетически дополняют этапы педагогически профессиональной деятельностью преподавателей, которые так же представляют собой четырех ступенчатую последовательность, включающую:
1.Мотивационно-установочный этап, который направлен на формирование у курсантов такой позитивной установки, которая будет способствовать достижению высоких результатов в процессе обучения. Здесь формируются такие человеческие установки, которые ведут к личной ответственности курсанта за полученный результат, а так же мотивированное овладение умениями и знаниями, сюда включаются и стадии адаптационного периода курсантов к военизированным условиям вуза;
2.Ориентационный этап, который направлен на формирование у курсантов, как первичных навыков, так и умений в рамках военной и профессиональной видах деятельности. Этот этап способствует формированию у молодых офицеров первичных инженерных, командных общеучебных, умений и навыков.
3.Профессионально-компетенстный этап, который направлен на формирование профессиональной компетентности военного специалиста, на гармоничное включение курсантов в разнообразные профессиональные и военные виды деятельности. Тактико-специальные, практические и военно-специальные занятия максимально требуют от курсантов проявления самостоятельности и инициативности.
4.Преобразовательно-практический этап направлен на подготовку к умению самостоятельно выполнять военно-профессиональные функции офицера непосредственно на практике в военных подразделениях.
Для синхронизации стадий формирования субъектности курсантов с этапами педагогической деятельности осуществляется переход к развернутому анализу характеристики как личностного, так и профессионального развития
курсанта. Логика организации образовательного процесса должна заключается в том, чтобы деятельность педагогов поэтапно, преемственно и эффективно воздействовала на процесс становления активной профессионально - деятель-ностной позиции курсанта.
В рамках личностно-профессионального процесса, развитие курсанта представлено в четырех фазах, которые циклически повторяются на всех стадиях:
- Фаза ориентировки. Курсант предстает в качестве субъекта целеполага-ния, способный адекватно осмыслить происходящее, осмысливающий возможность реализации поливариативности задач. Все это становится возможным в случае умения четко формулировать и ставить цель, а так же направлять усилия воли на реализацию желаемого. Курсант выступает в роли субъекта предстоящего действия, способности принятия на себя всей полноты ответственности за результат своих действий, соотнесения задач с методами ее реализации.
- Исполнительная фаза. Курсант является субъектом совершаемой деятельности, непосредственно несущий ответственность за принятое решение о начале своих действий. Важнейшей особенностью курсанта как субъекта, является умение своевременно мобилизовывать собственные силы, мастерски реа-лизовывать открывающиеся внутренние возможности в ходе совершенных по собственной инициативе действий. Степень влияния действий на объективные факторы жизнедеятельности курсанта, проявляется в умении согласовывать индивидуальные действия с действиями других субъектов. Все это способствует выявлению потенциала внутренних возможностей личности и регулирование активности с учетом складывающихся обстоятельств.
- Фаза контроля и коррекции. Курсант является субъектом уже осуществленной деятельности, то есть выносит оценку полученному результату, применяемым способам деятельности. Умеет соотнести результаты с планируемыми замыслами, воспринимать себя как первопричину, как автора личностно значимых преобразований, которые детерминированы собственной активной деятельностью. Данная фаза выявляет осмысление и умение анализировать механизмы достижения желаемого результата, своевременную корректировку своей деятельности с привлечением возможностей информации обратной связи.
- Фаза преобразования. Возможность восприятия курсантом себя в качестве полноправного субъекта в процессе педагогического взаимодействия. Данная фаза включает понимание собственного «Я» в качестве актора деятельности, при осмыслении пути становления собственной субъектности (как это «Я» сделал): определение тактики, стратегии и методологического инструментария в реализации смыслового и ценностного личностного единства. В рамках данной фазы происходит переход на более высокий уровень следующего цикла как личностного, так и профессионального развития становления субъектности.
Переход в фазу преобразования характеризуется высоким уровнем индивидуализированных особенностей личностного и профессионального развития курсанта. Важными отличительными характеристиками будущих офицеров является самосовершенствование, дисциплинированность, решительность, организованность, выдержка, целеустремленность, самообладание. Умение регулировать и сдерживать свои эмоции, держать под контролем волю других в рискованных и опасных ситуациях, направляя их действия на беспрекословное выполнение приказаний, как в боевой обстановке, так и в мирное время, быть упорным и настойчивым перед лицом трудностей и преград - главные составляющие целостной личности.
Библиографический список
1. Постановление правительства. Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010г, Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002г. № 352. [Текст] / Постановление правительства. М., 2002. 2 с.
2. Фельштейн Д.И. Человек в современной ситуации; тенденции потенциальные возможности развития [Текст] / Д.И. Фельштейн. М.: Мир психологии, 2005. 15с.
3. Там же.
4. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: Дисс. д-ра пед. наук [Текст] / Г.И. Аксенова. М., 1998. 41с.
Bibliography
1. Aksenova, G.I. A Teacher's Subject Position Forming in the Course of Professional Training: Diss. ... Doctor of Ped. [Text] / G.I. Aksenova. - М., 1998. - 41 p.
2. Felshtein, D.I. A person in a Modern Situation: Tendencies, Potential Possibilities of Development [Text] / D.I. Felshtein. - M.: Psychological World, 2005. - 15 p.
3. In the Same Place.
4. Government Regulation. Reforming the System of Military Education in the Russian Federation till 2010г, Government Regulation of the Russian Federation Government, May, 27, 2002. № 352 [Text] / Governmental Regulation. - M., 2002. - 2 p.