Е.Е. Кургалеева E.E. Kurgaleeva
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД К ВОЕННО-УЧЕБНЫМ УСЛОВИЯМ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
MODERN APPROACHES OF CADETS’ OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS ADAPTING TO MILITARY-EDUCATIONAL CONDITIONS IN THE CONTEXT OF MAKING THE SUBJECTIVE
POSITION
The article deals with the essential problem of the relation of cadets’ adapting to the conditions of studies in a military institution and making their subjective position in the three aspects: military service, educational process and relationships in a group of people. In the article the author makes the conclusion about what contributes quick and successful adaptation.
В статье анализируется актуальная проблема связи адаптации курсантов к условиям обучения в военизированном вузе и становления их субъектной позиции в трёх аспектах: воинская обязанность, учебновоспитательный процесс и взаимоотношения в коллективе. В статье автор делает вывод о том, что способствует быстрой и успешной адаптации.
Формирование у курсанта военизированного вуза субъектной позиции как ценности и необходимой предпосылки для полноценной жизни и самореализации в профессиональной деятельности определяется спецификой современного общества. Важнейшей особенностью субъектной позиции курсанта является то, что она существует, развивается и проявляется только во взаимодействии с другими людьми - преподавателями, командирами,
другими курсантами. Но не всегда это взаимодействие людей направлено на становление субъектной позиции. Если учёба или общение происходят в заранее регламентированной структуре, определяются жёсткими
инструкциями, не предусматривающими возможности творческой инициативы каждого конкретного курсанта, то такая ситуация создаёт определённые сложности в формировании субъектной позиции будущего специалиста.
Адаптация в узком, социально-психологическом, значении
рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой, чаще всего - производственной или студенческой. То есть, с точки зрения социальной психологии, процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определённого места в структуре отношений между её членами1. Значение социальной адаптации трудно переоценить. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, её обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения.
Адаптация курсантов к новым условиям их жизнедеятельности определяется объективными обстоятельствами и практической потребностью включения курсантов в условия военизированного учебного заведения, имеющего ряд особенностей. Т.С. Каримовой выделено семь структурных признаков военизированного вуза:
- наличие дисциплины и иерархии;
- постоянный контроль;
- обязательное выполнение в повседневной жизни строевых элементов;
- соблюдение воинских ритуалов;
- регламентированность;
- гомогенность и отсутствие гендерных различий;
- коллективность2.
Таким образом, среда и условия обучения в военизированном вузе предъявляют достаточно жёсткие требования к личности курсанта.
Для вчерашнего школьника поступление в вуз МВД является важным моментом жизни, одним из её «поворотных этапов». Именно «поворотные этапы» играют большую роль в становлении личности человека, в становлении его субъектной позиции. Первый курс обучения является нелёгким для курсантов годом, в течение которого они проходят через сложные и многообразные процессы адаптации к условиям обучения и жизни в вузе МВД, взросления и роста самосознания. Курсанты ещё не вполне осознали сущность требований, не овладели приёмами их выполнения. Происходит изменение прежних моделей поведения, формирование новых привычек.
Рассмотрим связь адаптации к условиям военизированного вуза и становления субъектной позиции курсантов в трёх аспектах:
1) воинская обязанность (служебные отношения);
2) учебно-воспитательный процесс;
3) взаимоотношения в коллективе.
Служебные отношения, регламентированные Уставом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Уставом Восточно-Сибирского института МВД России, для курсанта военизированного вуза - это новая форма человеческих взаимоотношений. Адаптация к воинским обязанностям в институте МВД происходит в течение первых трёх недель при поступлении через начальную профессиональную подготовку (курс молодого бойца), занятия с курсовыми офицерами. Курсантов обучают соблюдению Устава, распорядка дня и воинской дисциплины, взаимоотношениям с командирами, готовности к подчинению, исполнению служебных обязанностей. Становление субъектной позиции в период адаптации с точки зрения служебных отношений связано с необходимостью сочетания проявления инициативы с соблюдением воинской дисциплины и иерархии в отношениях, выполнении приказов, в умении в разнообразных условиях (зачастую
нестандартных) находить возможности для проявления своей организованности, уверенности, активности. Это сделать непросто. С одной стороны, ввиду относительной закрытости института социальная сфера, в которой курсант может себя реализовать, довольно узкая. С другой стороны, выработка у первокурсников привычки подчиняться не даёт возможности для личностного саморазвития, самосовершенствования.
Для динамичной адаптации курсанта к специфическим особенностям учебно-воспитательного процесса военизированного вуза, успешного обучения в нём, а также будущей профессиональной деятельности решающее значение приобретает знание курсантом собственных индивидуальных особенностей и внутренних ресурсов, а также психологическая готовность к личностно-профессиональному саморазвитию и мотивация к достижению высоких результатов в учёбе и службе.
Согласимся с мнением Н.М. Борытко, что в последнее время всё более распространённым в отечественном образовании становится экзистенциальный подход, подразумевающий становление индивидуальноличностных свойств человека .
Эффективно влиять на развитие этих индивидуально-личностных свойств у курсантов, способствовать активизации их учебнопрофессиональной деятельности, а также решать задачи по формированию компонентов адаптации курсантов должны профессорско-преподавательский состав института и курсовые офицеры.
Приоритетная роль преподавателя и воспитателя с точки зрения экзистенционального подхода заключается в консультировании, понимании курсанта и его жизненного мира, организации общения с курсантами на доверительном уровне, поддержании в его саморазвитии, самоутверждении, становлении его как личности. Выбор форм и методов обучения и воспитания осуществляется на основе глубокого и всестороннего изучения индивидуально-психологических особенностей и качеств личности курсантов и направлен на активизацию самостоятельной познавательной
деятельности курсантов. В то же время, соблюдая иерархию и учитывая особенности военизированного учебного заведения, необходимо дать курсанту проявить себя, самоутвердиться, сформировать позитивные учебные мотивы.
Поступив в вуз МВД, юноши и девушки оказываются в совершенно иной обстановке, отличающейся от школьной и режимом занятий, и формами организации учебного процесса, и характером взаимоотношений с преподавателями. Необходимо совмещать учебный процесс с исполнением воинских обязанностей, жить по Уставу и соблюдать распорядок дня, готовиться к занятиям в составе учебной группы. Всё это ограничивает свободное время, необходимое для самосовершенствования. Непривычные условия учебы, имеющие многопрофильный, многоплановый и многоуровневый характер, предполагают адаптацию к восприятию новых знаний, а их восприятие возможно только на основе прошлого опыта и наличия необходимого уровня знаний по фундаментальным дисциплинам.
На первом курсе курсанты Восточно-Сибирского института МВД России изучают общеобразовательные предметы, в том числе информатику и математику, которые являются основой для изучения многих специальных дисциплин. Следовательно, низкий уровень учебной адаптации на первом курсе влияет в конечном итоге на качество подготовки специалиста, на уровень профессиональной адаптации.
Курсанту первого курса приходится осваивать большое количество новых понятий и представлений, знакомиться с множеством совершенно новых для него жизненных явлений и ситуаций. Многие при этом оказываются перед необходимостью полностью перестраивать своё отношение к учёбе, сложившееся за годы обучения в школе. У некоторых отсутствуют умения и навыки самостоятельной работы. Для того чтобы хорошо учиться, первокурсникам необходимо научиться слушать и записывать лекции, самостоятельно изучать и конспектировать литературу, качественно готовиться к семинарским и практическим занятиям.
Повышается роль таких качеств как самостоятельность, ответственность, инициативность, собранность и цельность личности, умение планировать свои действия и поведение и неукоснительно этот план выполнять, тем самым происходит первоначальное становление субъектной позиции курсанта.
По сравнению со школой становление субъектной позиции личности в условиях вуза определяется более высоким уровнем интеллектуальной зрелости молодых людей, общедидактическими, профессионально значимыми целями и мотивами, естественным стремлением их к самоактуализации в среде своих сверстников. А также социально-сензитивным периодом, который является благоприятным в развитии интеллектуальных возможностей личности и совпадает для большинства курсантов по годам с периодом их обучения в вузе.
Молодые люди, поступая в вуз МВД, входят в новый коллектив, в котором им важно достаточно быстро определить своё место в совместной деятельности, своей роли в коллективе. Поэтому внутри группы начинают складываться неформальные отношения. Среди курсантов возникает чувство привязанности или дружбы. Коммуникабельность курсанта, т.е. его способность к общению, к быстрому установлению контактов и связей, а также умение быть правильно понятым и самокритичное отношение к себе позволит легко найти общий язык с новым коллективом. Но возможны и негативные моменты. Как и в любом коллективе в группах первого курса встречаются курсанты, которые, претендуя на роль неформального лидера, подталкивают других на нарушение порядка и дисциплины. Отсюда часто возникает противоречие между первичными формами поведения и требованиями Устава. По нашему мнению, на этом этапе курсантам необходимо умение сдерживать эмоции и контролировать свои действия. Коллектив оказывает большое влияние на развитие волевых качеств личности будущего офицера. В совместной организованной деятельности у курсантов развиваются близкие по содержанию стремления, интересы,
мотивы поведения, укрепляется профессиональная направленность. Если курсант не проявляет настойчивости в достижении поставленной цели, не добивается высоких результатов в своей деятельности, то коллектив, как правило, силой общественного мнения побуждает его ставить высокие цели и добиваться их осуществления. От сплоченности коллектива может зависеть уровень достижений его представителей.
Таким образом, можно сделать вывод, что быстрой и успешной адаптации к условиям военизированного вуза как начальному этапу становления субъектной позиции курсанта, способствуют:
- понимание места и роли соблюдения воинской дисциплины;
- развитие способности курсанта чувствовать образ меняющего мира и себя как части этого мира;
- полноценное взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса;
- создание условий для повышения всестороннего развития личности курсанта.
Для того чтобы выпускник военизированного вуза имел собственную субъектную позицию, процесс её становления необходимо начать с первого дня зачисления в вуз. От того как курсант адаптируется в вузе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, преподавателям и другим курсантам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию, преобразованию своего внутреннего мира, готовности к встрече с неожиданностями и умение ответить на эти встречи позитивной инновационной деятельностью.
Литература:
:Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов / Науч. ред. Л. Свенцицкий. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 352 с.
2 Каримова Т.С. Гуманизация образования в военизированном вузе средствами гуманитарных дисциплин: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Иркутск: ИГПУ, 2007. - 21 с.
3 Борытко Н.М. Пространства современного воспитания // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. тр. Вып. 1 / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. - Волгоград, 2001. - С. 9-14.