Научная статья на тему 'Формирование субъектной позиции курсантов в образовательном процессе военного вуза'

Формирование субъектной позиции курсантов в образовательном процессе военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ КУРСАНТА / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИНЦИП ПЕРСОНИФИКАЦИИ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ACTIVE PROFESSIONAL POSITION / SELF-ACTUALIZATION / PERSONAL SELF-DETERMINATION / ACTIVITY / DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL LEARNING CAPABILITIES / PERSONIFICATION PRINCIPLE / PERSONALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеева Людмила Валерьевна

В статье рассматривается актуальная для современного российского общества проблема: воспитание творчески мыслящих и инициативных военных профессионалов. Речь идет о том, что для этого воспитательный процесс должен создавать благоприятные условия для формирования субъектной позиции курсанта, успешной самореализации личности и системы его ценностных ориентаций. Делается вывод о том, что организацию образовательного процесса необходимо привести в соответствие с принципами персонификации (субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей) и персонализации (межличностные взаимодействия между преподавателем и обучающимися на основе субъект-субъектного взаимодействия), что позволит рассмотреть данный процесс с позиции личностной обусловленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming Cadets' Active Position in the Educational Process of a Higher Military Establishment

The article highlights the problem actual for the modern Russian society: upbringing creatively thinking and active military professionals. Therefore the educational process is to provide for the development of active position, successful self-actualization of cadets, for forming the system of values and commitments. The conclusion is drawn that the curriculum should be organized on the basis of principles of personification (it means that the individual gets imaginary representation in other people life activities) and personalization (personal subject-subject interaction between a lecturer and a learner) thus making personal selfdetermination possible.

Текст научной работы на тему «Формирование субъектной позиции курсантов в образовательном процессе военного вуза»

ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 378.018

Л. В. Евсеева

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье рассматривается актуальная для современного российского общества проблема: воспитание творчески мыслящих и инициативных военных профессионалов. Речь идет о том, что для этого воспитательный процесс должен создавать благоприятные условия для формирования субъектной позиции курсанта, успешной самореализации личности и системы его ценностных ориентаций. Делается вывод о том, что организацию образовательного процесса необходимо привести в соответствие с принципами персонификации (субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей) и персонализации (межличностные взаимодействия между преподавателем и обучающимися на основе субъект-субъектного взаимодействия), что позволит рассмотреть данный процесс с позиции личностной обусловленности.

The article highlights the problem actual for the modern Russian society: upbringing creatively thinking and active military professionals. Therefore the educational process is to provide for the development of active position, successful self-actualization of cadets, for forming the system of values and commitments. The conclusion is drawn that the curriculum should be organized on the basis of principles of personification (it means that the individual gets imaginary representation in other people life activities) and personalization (personal subject-subject interaction between a lecturer and a learner) thus making personal self-determination possible.

Ключевые слова: активная профессиональная позиция, самореализация личности, субъектная позиция курсанта, субъектность, субъектное развитие, принцип персонификации, персонализация.

Keywords: active professional position, self-actualization, personal self-determination, activity, development of individual learning capabilities, personification principle, personalization.

Реалии современного образования ставят перед российским обществом жизненно важную задачу в рамках военного образования - воспитание творчески мыслящих и инициативных специалистов, профессионалов. В России сегодня активно разрабатывается новая социальная политика в рамках государственного проекта в области военного строительства. Свидетельство этому - законы «Об утверждении Федеральной

© Евсеева Л. В., 2010

программы развития образования на 20002005 годы», «О национальной доктрине Российского государства», принятые постановления нашего правительства «О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», «О национальной доктрине образования РФ», «О государственных образовательных стандартах», а также национальные проекты «Образование» и «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 20092013 годы».

В связи с изменением и модернизацией нашего общества и развитием военного дела на передний план выдвигается задача по подготовке военных специалистов в высшей школе. Данный вопрос ставится совершенно справедливо, ибо ведущую роль в обеспечении обороны страны выполняют «профессионалы» - военные специалисты самой высшей квалификации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. № 352 «О федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г."» предусматривается необходимость разработать методологические основы в рамках научно-методических рекомендаций по совершенствованию и развитию военного образования на территории Российской Федерации и принятие действенных мер по совершенствованию и углублению содержательной части военного образования.

Достижения современной цивилизации требуют от военных специалистов таких умений и знаний, которые могут быть полно удовлетворены благодаря исключительно новым формам обучения и воспитания. Запросы современного времени указывают на острую необходимость существенных изменений в системе военного образования.

В докладе на Госсовете РФ 8 февраля 2008 г. «О стратегии развития России до 2020 года» о необходимости новых подходов к военному строительству Владимир Путин сказал: «Роль человеческого фактора здесь как никогда высока. Нам необходима, если угодно, инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня» [1].

Центральная идея, обозначенная в «Национальной доктрине образования Российской Фе-

дерации (2001 г.)», указывает на востребованность обществом формирования у молодого поколения активной профессиональной и жизненной позиции. Современная ситуация говорит о том, что сегодня необходимо: научиться выстраивать отношения межличностного порядка; вырабатывать необходимые навыки в рамках самообразования; создавать благоприятные условия для успешной самореализации личности. Вышеуказанные установки также применимы и к образовательному процессу военных вузов, в которых должны готовить офицеров-воспитателей, офицеров-педагогов, военных специалистов. Необходимость реформирования армии, сложность и острота поставленных военных задач требует от офицеров повышения ответственности за жизнь подчиненных, а от курсантов - активности, упорства, настойчивости, а также ответственности в учебе, веры в собственные силы, способности в управлении собственной жизнью, в отстаивании своих и общественных интересов. «Необходимо тщательно и скрупулезно изучить тысячелетний опыт истории России и ее армии, найти в нем отработанные веками, эффективные и необходимые нам сегодня инновационные методы и способы решения этой задачи, закрепить их в новой правовой базе и применить в государственной практике» [2]. В связи с этим актуализируется необходимость формирования субъектной (активной дея-тельностной) позиции курсанта, которая является предпосылочной базой и важным показателем как личностного, так и профессионального становления офицера - защитника Родины, офицера-педагога, такого офицера-специалиста, который способен успешно решать поставленные задачи в рамках воспитания и образования, «способного осознать проблему, четко сформулировать ее и предложить собственный путь ее решения, способных отстоять свой путь в дискуссиях и при давлении авторитетов, "звезд и погон", мнений и политической целесообразности» [3].

Необходимо отметить, что воспитательно-образовательная программа военного вуза должна обеспечить успешное формирование и становление личности курсанта. Отечественная высшая военная школа направлена на поиск оптимальных воспитательно-образовательных методик, которые смогут позволить отслеживать и учитывать особенности творческой индивидуальности, интересы и потребности каждого курсанта, его мотивацию.

Формирование субъектной позиции курсанта характеризуется широким спектром познавательных процессов в освоении и исследовании культуры и высоким уровнем когнитивной мотивации. Вместе с тем происходящие изменения в обществе и образовании оказывают существенное влияние на развитие личности, ее професси-

ональную культуру, отношение к миру в целом. Будущий специалист-выпускник высшей школы оказывается перед необходимостью осмысления современных требований, предъявляемых к нему обществом и государством. Он должен осознавать, что от уровня его интеллекта и культуры, компетентности и конкурентоспособности будет напрямую зависеть его профессиональная карьера, а значит, и возможность самореализации.

Вышеизложенное приобретает особую актуальность еще и потому, что в современных вузах обучается разнообразный контингент как по своим социальным, так и по нравственным установкам. Исследуя набор опорных ценностей человека, можно дать культурно-экспертную оценку степени зрелости курсанта как личности. Базовые ценностные ориентиры личности современная педагогическая наука рассматривает как матрицу личностного развития, которая может быть расширена, уточнена, конкретизирована в реальных процессах воспитания, обучения и самообразования. Стержневой составляющей процесса становления будущего специалиста как личности выступает его система ценностных ориента-ций, а стадиальные изменения в этой системе -важнейший показатель качества зрелости возрастного развития личности.

Академическая психология в понимании категории «субъектная позиция» включает следующие термины: позиция личности, субъектность, субъект. «Позиция личности представляет собой многоуровневый конструкт, который отражает интегративную характеристику личности и как следствие формирует определенную линию поведения в процессе деятельности человека» [4].

По мнению В. И. Слободчикова, «человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять приемы» [5].

Субъектность рассматривают «как совокупность многообразных психологических механизмов и особенностей, которые обобщенно представлены в таких реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека» [6]. Субъектность, проявляясь в способностях человека быть независимым от воздействующих на него обстоятельств, руководствуется умением сознательно ставить цели, познавать и изменять мир, влиять на процессы своей жизнедеятельности.

Субъектное развитие находится в непосредственной зависимости от психолого-педагогических и социальных условий и способно формироваться в мировоззренческую устойчивую позицию. В процессе субъект-субъектных отношений человек имеет потенциальные ресурсы духовно

расти и развиваться, в таком случае возникают оптимально благоприятные условия для развития субъектности. Субъектная позиция предстает как высшая ступень качественно нового уровня развития субъектности, что являет собой устойчивую систему отношений человека по отношению к действительности, проявляющуюся в индивидуальном поведении.

Субъектная позиция курсанта в процессе образования в военном вузе представляет собой интегративную личностную характеристику, отражающую в совокупности активно-избирательную, инициативно-ответственную, преобразовательную позицию по отношению к собственной личности, к военной службе и к учебе. Интегра-тивная характеристика как понимание позиции личности и определенной линии поведения определяет компоненты, составляющие субъективную позицию курсанта как будущего офицера в процессе образования в военном вузе. Особенности процесса образования военного вуза определяются:

- мотивационно-ценностным компонентом, включающим в себя сознательный выбор ориентиров в пользу военной профессии, осознанием учебного труда в качестве важнейшего условия по пути овладения выбранной военной профессией, отношением к самому себе как к субъекту (активному деятельностному началу);

- когнитивным компонентом, включающим в себя высокий уровень как интеллектуального, так и духовного развития курсанта, а также необходимый объем научных знаний молодого специалиста по военной профессии;

- регулятивно-деятельностным компонентом, являющим нормирование поведения курсанта в системе учебы и несения военной службы, что характеризуется свободой выбора и осознанной активностью курсанта в рамках обучения и Устава.

Учитывая специфику субъектной позиции курсанта в процессе обучения в военном вузе, можно выделить три уровня его субъектной позиции, беря во внимание тот факт, что каждый следующий уровень учитывает показатели предыдущего уровня:

- низкий уровень. Данный уровень характеризуется наличием четкой мотивированности на прохождение обучения в военном вузе, приобретением определенной суммы научных и практических знаний в рамках военной профессии, а также рефлексивности;

- средний уровень. Данный уровень характеризуется наличием всех вышеперечисленных свойств и, кроме того, осознанной самостоятельностью и активностью курсанта в учебном пространстве, умением и целеполаганием курсанта распланировать учебную деятельность невзирая

на жесткую регламентацию служебного, учебного, а также свободного времени;

- высокий уровень. Данный уровень характеризуется наличием всех вышеперечисленных свойств, плюс критическое отношение к результатам своей учебной деятельности и адекватная самооценка, мотивация саморазвития высокой инициативностью.

Одним из важнейших условий успешного становления субъектной позиции молодого офицера служит образовательный процесс, в котором реализуется принцип персонификации в комплексе с другими гуманистическими принципами.

Специфика высшего военного учебного заведения создает дополнительные сложности в процессе формирования субъектности курсанта в рамках образования. Данные сложности связывают с некой напряженностью в военно-учебном процессе, обусловленные необходимостью гармонично совмещать и обучение, и воинские обязанности. Все это ведет к ограничению свободного времени у курсантов, ибо ведущую роль составляют официальные служебные отношения, которые регламентируются Уставом Вооруженных Сил России. Относительная узость общественной сферы, в которой пребывает курсант, препятствует процессу самореализации курсантов, ограничивает социальные ситуации развития и возможность проявить себя из-за относительной закрытости военизированного образовательного учреждения, в периметре которого происходит формирование субъектной позиции молодого человека. Таким образом, перед педагогами гражданских и военных дисциплин ставится задача о создании таких условий, которые способствовали бы развитию субъектности курсантов посредством образования. Поиск оптимальных условий для решения поставленной задачи выводит педагога на возможность применения комплексного подхода, который обязывает учитывать психологические особенности субъект-ности личности и отдельные личностные качества курсанта: лидерские качества, творческую активность и познавательную самостоятельность.

Следует заметить, что в педагогической науке еще в недостаточной степени исследована тематика, посвященная выявлению таких педагогических условий, которые были бы способны в полной степени реализовать эти принципы в военном вузе. Организацию образовательного процесса в соответствии с принципами персони-фикациии как реализации гуманистических тенденций исследуют в работах В. П. Беспалько, Ш. М. Калановой, С. В. Кондратьева, Ю. Ф. Тун-гусова. Персонифицированное обучение учеными характеризуется как разновидность личност-но-развивающего воспитания и образования [7].

Категория «персонификация» в психолого-педагогическом аспекте обозначает «"олицетворение" образовательного процесса, придание ему личностной направленности, подразумевает выявление и актуализацию внутренних личностных ресурсов каждого субъекта образовательного процесса» [8]. Следует согласиться с позицией Роджерса, что процесс персонифицированного педагогического взаимодействия «подразумевает не ролевое, а межличностное взаимодействие преподавателя и обучающихся, требует отказа преподавателя от ролевых "масок" и психологических "защит"» [9]. Это значит, что выполняемая педагогом преподавательская функция должна гармонично вплетаться в его личностные отношения по отношению к курсанту. Преподавателю необходимо на должном уровне адекватно контролировать свои чувства, эмоции, переживания, личную заботу о каждом учащемся, его самочувствии, что в дальнейшем будет способствовать личностному взаимному обогащению между преподавателем и курсантом. Следовательно, принцип персонификации - это такой императив в осуществлении педагогического взаимодействия, который позволит рассмотреть данный процесс с позиции личностной обусловленности.

Персонализация - это «процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность» [10]. Это влияние способствует интеллектуальному и эмоциональному преобразованию поведения других людей. Отталкиваясь от теории персонализации, позволительно утверждать о позитивном и благотворном примере нравственной личности педагога, иными словами, речь идет о персонифицированноем педагогическом взаимодействии. Процесс межличностного взаимодействия способен взаимообогатить персонализацию преподавателя и учащегося.

Теория персонализации позволяет сформулировать и выдвинуть требования к педагогу, который стремится организовать и наладить такие взаимоотношения с курсантами, которые способствуют активизации их внутренних личностных ресурсов. А также следует рассматривать деятельность курсанта, применяя системный подход, учитывая его взаимоотношения с преподавателями и сокурсниками. В периметр внимания преподавателя должны попадать три личностных уровня обучающихся: метаиндивидный, интериндивидный, интраиндивидный: «вклады», которые принимает от тех, с кем взаимодействует, претерпевая личностные изменения; а также действенные «вклады», осуществляя преобразования эмоциональной и интеллектуальной сферы сокурсников. Преподавателю следует интересоваться жизненным опытом всех обучающихся и интере-

сами социальной направленности каждого курсанта. Условия выполнения данных требований осуществляют процесс персонализации, что в полной мере способствует взаимообогащению всех участников в процессе образования, развитию таких качеств личности обучающихся, которые способствуют как вычерчиванию их субъек-тности на уровне врожденных качеств отдельного индивида, так и развитию субъектной позиции, выводимой на качественно новый уровень субъектности.

Используя понятия «персонификация» и «пер-сонализация», следует расширить значение категории «принцип персонификации». Принцип персонификации - это основообразующий метод антропоцентрического подхода, важной стороной которого выступают межличностные взаимодействия между преподавателем и обучающимися на основе субъект-субъектного взаимодействия. Данные отношения базируются на духовном диалоге, который взаимообогащает личностное саморазвитие всех участников в образовательном процессе.

Образовательный процесс может быть выстроен более эффективно, если в системе формирования субъектной позиции курсантов высшей военной школы помимо комплекса гуманистических основ будет реализован и принцип персонификации, который рассматривается в качестве теоретической модели педагогического образования как способ реализации внутренних ресурсов личности педагогов и обучающихся. На практике принцип персонификации обусловливается особенностями образовательного процесса в военном вузе, где должны учитываться уровень субъектной позиции молодых офицеров, сочетание приказов преподавателя с разнообразными педагогическими стимулами в форме убеждений, советов и напоминаний. Также рассматривается возможность частичной передачи некоторых полномочий преподавателя младшим консультантам, курсантам, командирам.

Основу принципа персонификации составляет степень духовности участвующих в образовательном процессе, степень понимания преподавателем проблем учащегося, его чувств, желаний, степень благотворного взаимовлияния личности преподавателя и курсантов, возможный уровень духовного диалога нескольких субъектов на основе взаимообмена ценностными установками, степень актуализации внутриличност-ных ресурсов как обучающихся, так и преподавателя. Деятельность педагога, руководствуясь теоретическими основами гуманистической парадигмы, создает идеальные условия для самообразования и саморазвития всех субъектов, участвующих в образовательном процессе, где преподаватель играет роль фасилитатора: помогает,

В. Ф. Тенищева, Т. П. Аванесова. Компьютерная поддержка формирования алгоритмов.

стимулирует, облегчает учение. По мнению К. Д. Ушинского, «в такой педагогической деятельности важны компетентность, ценности, особая душевная энергия педагога как воспитателя и его гуманистическая позиция» [11]. Такая позиция состоит из нескольких установок: обучающийся как самоценность; творческая составляющая педагогической деятельности, направленная на взаимодействие субъект-субъекта, сотрудничества и диалога; на саморазвивающийся субъект как актор профессиональной деятельности.

Для активизации личностной позиции в процессе воспитания и обучения следует опираться на особенности психики обучающегося, выявляя алгоритм определенных закономерностей в ее проявлениях. Деятельность, направленная на познание неких существующих процессов и явлений действительности, характеризуется способностью индивида усваивать информацию. Способность курсанта включить в свой активный фонд содержательную часть информации, руководствоваться ею, сделав собственной духовной сущностью, -это такие задачи, решение которых выводит субъектность курсанта на новый уровень. В наше время ценностная сторона получаемых знаний и умений приобретает большое значение, а это связано с повышением запросов и требований к профессионалам в реалиях сложившейся социальной и экономической ситуации.

Примечания

1. Путин В. Доклад на Госсовете РФ 8 февраля 2008 г. О стратегии развития России до 2020 г. // Российская газета. 2008. 14 февр.

2. Там же.

3. Национальная доктрина образования Российской Федерации. М., 2001

4. Кон И. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. С. 19.

5. Слободчиков В. И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии // Развитие личности. № 2. М.: МПГУ, 2005. С. 79.

6. Всемирная энциклопедия. Философия. М.: Аст; Минск: Харвест: Современный литератор, 2001. С. 1032.

7. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк., 1989. С. 46.

8. Каланова Ш. М. Информационные технологии персонификации в системе высшего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: МПГУ, 1999. С. 16.

9. Щукина Н. В. Развитие субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. С. 78.

9. Роджерс К К науке о личности // История зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 60.

10. Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 15.

11. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 6. Педагогика. М., 1989. С. 82.

УДК 378.147

В. Ф. Тенищева, Т. П. Аванесова

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье рассматриваются особенности подготовки военного специалиста к деятельности в иноязычной среде с помощью компьютерной поддержки. Показано, что компьютерная поддержка учебной деятельности курсанта как процесс поэтапного освоения военно-профессиональных типовых задач военного специалиста приводит к интеграции коммуникативного компонента в алгоритмы оперативного принятия профессионального решения в иноязычной среде.

The article reveals peculiarities of training a military specialist for professional activities by means of computer support. This support leads to integration of the communicative component in the algorithms of operative making professional decisions in foreign language environment.

Ключевые слова: военный специалист, профессиональная деятельность, иностранный язык, алгоритмы, компьютерная поддержка.

Keywords: military specialist, professional activity, foreign language, algorithms, computer support.

В современных условиях происходит процесс глобализации международных связей, расширение разного рода контактов между военными специалистами различных государств, в которых задействованы и молодые офицеры - выпускники военных вузов, учебных военных центров и факультетов военного обучения гражданских вузов. Их профессиональная деятельность зачастую сопряжена с общением на иностранном языке. Эффективность возникающих контактов во многом зависит от того, насколько глубоко и адекватно иноязычные навыки военного специалиста интегрированы в его профессиональную компетенцию.

В связи с этим особую важность приобретает формирование иноязычного компонента стереотипов профессиональной деятельности военного специалиста, под которыми подразумевается последовательность действий, которые следует совершить при возникновении определенной ситуации. Недостаточный уровень владения иностранным языком в аварийных и экстремальных ситуациях может привести к трагическим последствиям.

© Тенищева В. Ф., Аванесова Т. П., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.