ВЕСТН И Криолог
Тема номера
Социология образования: современные реалии
Ссузы глазами выпускников: работа vs продолжение образования
Гаспаришвили Александр Тенгизович -
кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник отдела социологии образования, Институт социологии Российской академии наук, Москва
E-mail: [email protected]
ВЕСТНИКА
\сштщта оциологии
54
Ссузы глазами выпускников: работа У5 продолжение образования
ЭО!: 10.19181/У1Б.2016.19.4.429
Аннотация. В статье анализируются учреждения по подготовке специалистов среднего звена - прежде всего, связи между социально-демографическими характеристиками выпускников ссузов и их мнениями, представлениями об избранных специальностях, мотивами выбора профессии и своего будущего жизненного пути. Статья подготовлена на основе материалов социологического исследования, посвящённого проблемам профессиональных ориентаций и планов выпускников российских ссузов, проведённого исследовательским коллективом ИС РАН под руководством Д. Л. Константиновского в 2014 г. В ходе исследования выпускники объясняли, чем обусловлен их выбор профессии, что повлияло на этот выбор, делились своими планами относительно того, чем они собираются заниматься после завершения учёбы, высказывали своё мнение о качестве полученного образования и его необходимом уровне для успеха в жизни. Судя по полученным данным, значительное большинство выпускников ссузов (70%) собираются выйти на рынок труда. Тех, кто думают продолжить образование сразу после окончания ссуза и заниматься только учёбой, относительно немного - 16%. Ещё 2% собираются всецело посвятить себя семейной жизни. Уверены в том, что будут работать по специальности, -менее половины выпускников (45%). Большая часть опрошенных в поисках работы рассчитывают прежде всего на неинституциональные ресурсы. Тех, кто собираются воспользоваться институциональными ресурсами, почти в два раза меньше. Образование, полученное в ссузе, считают достаточным для успеха в жизни менее 10% выпускников. Значительное большинство (более 70%) говорят о необходимости высшего образования. Проведённый анализ позволяет сделать заключение, что для большинства учащихся ссузов система среднего специального образования является промежуточным этапом в планируемой жизненной траектории. Закончив ссуз, они будут, как правило, самостоятельно искать работу, не будучи уверенными, смогут ли трудоустроиться по специальности. Это связано не только с проблемами рынка труда, но и с качеством подготовки будущих специалистов - 40% выпускников не находят для себя полезными знания, полученные по специальности. Поприсутствовав какое-то время на рынке труда в качестве специалистов среднего звена, многие из них поступят в вузы, получат высшее образование и попытаются построить свои судьбы в соответствии со своими представлениями об успехе в жизни.
ю
о Ключевые слова: выпускники, мотивация, образование, рынок труда,
<ч
среднее специальное образование, мнения, трудоустройство
Ю
го ^
о ^
СП
тН ^
О!
Опыт большинства передовых экономик свидетельствует, что в первую очередь благодаря труду специалистов среднего звена достигаются основные успехи в промышленности и технологии.
Относительно низкая стоимость и короткий срок обучения делают среднее специальное образование привлекательным как для отдельных граждан, так и в масштабах государства.
Сегодня перед нашей страной особенно остро стоит задача достижения успешного функционирования промышленности и развития передовых технологий. Важной составляющей решения этой задачи является подготовка квалифицированных кадров среднего звена. Ссузы должны научить молодых людей профессии, воспитать профессионалов. Опыт большинства передовых экономик свидетельствует, что в первую очередь благодаря труду специалистов среднего звена достигаются основные успехи в промышленности и технологии.
В 2013-14 гг. в Российской Федерации работало 2703 ссузов - профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования. Из них 2488 государственных и муниципальных, 215 частных [Образование в Российской Федерации... 2014]. Они равномерно распределены по субъектам РФ, причём работают как в крупных, так и в малых городах, и даже в ПГТ, что создаёт благоприятные условия для удовлетворения образовательных потребностей населения и кадровых потребностей экономики. Относительно низкая стоимость и короткий срок обучения делают среднее специальное образование привлекательным как для отдельных граждан, так и в масштабах государства [Ибрагимов 2006].
Специалисты с дипломами среднего специального образования должны сыграть важнейшую роль в модернизации экономики нашей страны, в превращении её в глобального экономического лидера.
О необходимости подготовки специалистов среднего звена постоянно говорят с трибун самого разного уровня -парламентского, правительственного, министерского. Дефицит таких специалистов в российской как инновационной, так и не претендующей на какие-либо технологические и организационные прорывы, обычной, традиционной сфере экономики был определён как особо серьёзная проблема. В Министерстве образования и науки на состоявшемся в Государственной Думе в январе 2015 г. круглом столе на тему «Совершенствование системы среднего профессионального образования» было отмечено, что, согласно данным статистики, за период с 1993 г. по настоящее время количество студентов вузов увеличилось вдвое, а количество специалистов среднего звена не изменилось [План по совершенствованию. 2015].
Что происходит с системой среднего специального образования? Готовит ли она специалистов для экономики или является ступенью подготовки молодых людей к поступлению в вузы? Становятся ли ссузы более привлекательными для молодых людей?
Попытаемся проследить, какую роль играют ссузы в современном российском обществе: готовят ли они квалифицированные кадры, которые будут обеспечивать техно-
логическое и промышленное развитие нашей страны, или они являются для молодых людей ступенью для получения более высокого уровня образования? Мы сделаем это на основе данных социологического исследования, проведённого исследовательским коллективом ИС РАН под руководством Д. Л. Константиновского в 2014 г. Опрос проводился в девяти субъектах РФ, включая Москву и Санкт-Петербург. Опрашивались студенты выпускных курсов ссузов, осваивающие основные профессиональные учебные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Всего было опрошено 600 студентов.
Обратимся к выявлению, мотивов, которыми руководствовались при поступлении в ссуз нынешние их старшекурсники (см. .. рис. .. 1).
Профессия, которую я выбрал(а), требует образования, которое здесь можно получить _ 57
Нет ответа 2
Мне нужно поскорее начать зарабатывать на жизнь 11,7
После этого учебного
----заведения легче
поступить в вуз 11,5
Это не моё решение 5,2
Хотел(а) бы поступить в вуз, Учёба даёт но пришлось отсрочку от изменить планы армии 6,3
2,2
¡5 лз О)
Рис. 1. Почему Вы решили учиться в этом учебном заведении?, %
Судя по ответам респондентов, основным мотивом выбора учебного заведения являлся интерес к профессии, которую они для себя выбрали. Этим мотивом руководствовались 57% нынешних выпускников. Среди других значимых мотивов ^ можно выделить необходимость поскорее начать зарабатывать
гН
о на жизнь (11,7%) и уверенность, что после окончания данного
.о среднего специального учебного заведения легче поступить
Ц ю в вуз (11,5%). Доля тех, кто хотели поступить в вуз, но впо-
следствии по тем или иным причинам изменили свои планы, составляет 6,3%.
■ о^ Выбор учебного заведения чаще всего обусловливается
I I выбором профессии. Рассмотрим, какими критериями руко-
^ водствовались выпускники средних специальных учебных
Ш О! заведений при выборе своей будущей специальности.
Причины выбора различных специальностей отражены в таблице ....!• Цветом выделены наиболее значимые данные - те, которые выделяются на общем фоне по каждой причине выбора.
Таблица 1
Чем Вас привлекает эта специальность или профессия?, %
Причины Сфера обслуживания и торговли Экономика, финансы и кредит, банковское дело ^-технологии и программирование Образование и просвещение Здраво-охранение и медицина Технические специальности и промышленное производство
Специальность (профессия) мне интересна 61,9 46,1 50,5 68,7 71,2 62,5
Работа по этой специальности высоко оплачивается 23,0 14,8 37,1 9,0 1,9 22,5
Специальность престижна 20,6 32,2 25,8 11,9 13,5 17,5
Смогу приносить пользу своей стране, обществу 12,7 5,2 11,3 38,8 61,5 10,0
Для этой профессии не нужны особые знания 4,8 - 4,1 3,0 1,9 -
Семейная традиция 4,0 9,6 7,2 9,0 5,8 2,5
С этой специальностью можно сделать хорошую карьеру 31,0 44,3 16,5 14,9 5,8 32,5
С этой специальностью легко устроиться на работу в нашей стране 17,5 18,3 14,4 29,9 23,1 12,5
Владея этой специальностью легче уехать на работу за рубеж 2,4 0,9 6,2 4,5 1,9 -
Совпадение моих способностей, наклонностей с характером выбранной специальности 6,3 10,4 12,4 14,9 23,1 15,0
Наиболее подходящий путь в самостоятельную жизнь 13,5 9,6 11,3 11,9 19,2 7,5
При выборе всех профессий наиболее важной является причина «Эта специальность (профессия) мне интересна», но чаще других её называли те, кто собираются связать свою жизнь со сферой образования и медицины.
Работа за рубежом привлекает очень незначительное число выпускников ссузов.
При выборе всех профессий наиболее важной является причина «Эта специальность (профессия) мне интересна», но чаще других её называли те, кто собираются связать свою жизнь со сферой образования и медицины. Доминирующие причины выбора этих двух специальностей в значительной мере совпадают - за интересом к профессии следует возможность приносить пользу своей стране, обществу. Далее по значимости следует «возможность легко устроиться на работу в нашей стране».
Выпускники, обучавшиеся по специальностям «Экономика, финансы и кредит, банковское дело», называют интерес к профессии в качестве основной причины реже других. Если среди остальных выпускников ссузов эту причину называют порядка 60-70%, то среди будущих экономистов только 46%. Экономисты в качестве основных причин выбора профессии также называли «возможность сделать хорошую карьеру» и её «престижность».
Для будущих работников сферы обслуживания и торговли «возможность сделать хорошую карьеру» также оказалась на втором месте по значимости. На третьем месте для них -«высокая оплата труда» в сфере обслуживания и торговли.
Высокая оплата труда в совокупности с престижностью в значительной мере определила выбор выпускников, которые прошли обучение в сфере 1Т-технологий и программирования.
Те, кто получал образование в сфере «технических специальностей и промышленного производства», среди мотивов своего выбора чаще других называли «возможность сделать хорошую карьеру» и «высокую оплату труда» будущей специальности.
Стоит отметить, что работа за рубежом привлекает очень незначительное число выпускников ссузов.
В целом можно выделить два наиболее распространённых оценочных профиля.
Первую группу составляют профессии, главной привлекательной стороной которых является их прибыльность, несколько ниже прибыльности оценена престижность, а общественная значимость подобных профессий получила самые низкие оценки по сравнению с этими двумя характеристиками. К этой группе относятся юристы, финансисты и экономисты, дизайнеры и модельеры, а также менеджеры.
В оценках профессий из второй группы доминирует их общественная значимость. Прибыльность данных профессий оценена значительно ниже. В эту группу попадают врачи, инженеры, конструкторы и проектировщики, учёные, преподаватели вузов, а также фермеры.
Единственной профессией, которая не попала ни в одну из двух выделенных нами групп, являются военные, оценки которых, как уже говорилось выше, были наиболее сбалансированы по всем трём показателям.
Примечательно также, что характеристика «престижность» не является доминирующей при оценке ни одной из представленных в анкете профессий.
Юноши дали более высокую оценку таким профессиям, как инженер, конструктор, проектировщик, учёный, менеджер. Девушки несколько выше оценили профессии юристов, врачей и преподавателей вузов.
Рассмотрим теперь, как зависят оценки данных профессий от социально-демографических характеристик выпускников средних специальных учебных заведений. В ходе дальнейшего анализа будут использованы только совокупные средние оценки профессий, что позволит представить информацию более компактно и наглядно.
На рис. . . 2 отражена совокупная средняя оценка профессий в зависимости от пола учащихся.
Финансист, экономист
Юрист
Инженер, конструктор, проектировщик
Дизайнер, модельер
Учёный
Врач
Преподаватель вуза
Военный
Менеджер
Фермер
8,01 8,02
6,84 6,56
■ Мужской ■ Женский
Рис. 2. Совокупная средняя оценка профессий по 10-балльной шкале.
Пол
Оценки профессий юношами и девушками в целом довольно схожи. Только относительно профессии фермера мнения юношей и девушек заметно разошлись (6,51 и 5,84 балла, соответственно). Отметим, что юноши в среднем дали более высокую оценку таким профессиям, как инженер, конструктор, проектировщик, учёный, менеджер. Девушки несколько выше оценили профессии юристов, врачей и преподавателей
вузов. Военные, дизайнеры и модельеры, а также финансисты и экономисты были оценены одинаково, вне зависимости от пола респондентов.
Следующей социально-демографической характеристикой, в рамках которой будут проанализированы оценки профессий, является материальное положение семьи выпускника. Эти данные представлены на рис. . . 3.
С ростом уровня благосостояния повышаются оценки профессии врачей, группы профессий «инженеры, конструкторы, проектировщики», а также группы профессий «финансисты-экономисты». Выпускники из самых богатых семей оценили эти профессии ниже остальных.
Финансист, экономист
Юрист
Инженер, конструктор, проектировщик
Дизайнер, модельер
Учёный
Врач
Преподаватель вуза
Военный
Менеджер
Фермер
7,87 8,02 8,01 8,12
8,08 8,14 8,05 7,97
48 6,57 6,88 6,81
6,04 6,04 6,19 5,80
■ Очень низкое и низкое ■ Среднее ■ Высокое ■ Очень высокое
Рис. 3. Совокупная средняя оценка профессий по 10-балльной шкале.
Материальное положение семьи
Напомним, что группа респондентов из семей с очень низким материальным положением в силу своей малочисленности не может быть проанализирована отдельно. Поэтому на рис.. . . 3 она объединена с группой с низким уровнем материального достатка.
С ростом уровня благосостояния повышаются оценки профессии врачей, группы профессий «инженеры, конструкторы, проектировщики», а также группы профессий «финансисты-экономисты». Примечательно, что повышение оценок последних двух групп профессий наблюдается только при сравнении выпускников с низким, средним и высоким уровнем материального положения. Группа с очень высоким материальным достатком выбивается из данной тенденции - выпускники из самых богатых семей оценили эти профессии ниже остальных. Кроме того, можно выделить две профессии, оценки которых снижаются с ростом уровня материального положения - это военнослужащие и преподаватели вузов.
Последним показателем, в связи с которым будут рассмотрены оценки профессий, является социальный статус родителей (см. . . рис. . . 4).
Финансист, экономист
Юрист
Инженер, конструктор, проектировщик
Дизайнер, модельер
Учёный
Врач
Преподаватель вуза
Военный
Менеджер
Фермер
■ ' У
я
7,45 7,80 7,94 7,60
7,53
8,29 8,15 8,28
7, 7,
7,34 7,69 7,79 7,67
7,87 8,02 8,01 8,12
7,02 7,15 7,14 7,01
■ Очень низкое и низкое ■ Среднее ■ Высокое ■ Очень высокое
Рис. 4. Совокупная средняя оценка профессий по 10-балльной шкале.
Социальный статус родителей
Согласно данным исследования, главными источниками влияния при выборе практически всех профессий являются родители, другие взрослые и знакомые, а также друзья и сверстники.
При оценке профессий в связи с социальным статусом родителей из общей тенденции выделяются дети руководителей. Средние оценки, данные этой группой по большинству профессий (за исключением врачей и учёных), являются наиболее низкими по сравнению с остальными группами. Похожая тенденция наблюдалась и в предыдущем сравнении материального положения семьи - там выделялись выпускники из семей с очень высоким уровнем материального достатка.
Возвращаясь к социальному статусу родителей, отметим, что наиболее высокие оценки по сравнению с остальными группами дали дети специалистов. Они выше остальных оценили такие профессии, как юрист, финансист, экономист; врач, преподаватель вуза, дизайнер, модельер, менеджер и фермер. Дети предпринимателей выше остальных оценили работу военных, а также инженеров, конструкторов, проектировщиков.
Информация о том, кто повлиял на выбор профессии выпускниками, представлена в таблице .2.
Таблица 2
Что или кто повлиял на Вас при выборе данной специальности (профессии)?, %
Источники Сфера обслуживания и торговли Экономика, финансы и кредит, банковское дело ^-технологии и программирование Образование и просвещение Здравоохранение и медицина Технические специальности и промышленное производство
Советы родителей, их пример 53,2 55,7 60,8 75,0 61,2 35,0
Советы, пример братьев и сестёр 14,3 13,0 12,4 17,3 11,9 10,0
Учителя школы 5,6 - 3,1 7,7 11,9 2,5
Друзья и сверстники 23,8 23,5 18,6 9,6 16,4 20,0
Жизненный опыт более взрослых знакомых 26,2 25,2 23,7 38,5 29,9 22,5
Информация из интернета и СМИ 15,1 13,9 14,4 11,5 14,9 2,5
Представители (или преподаватели) колледжа 6,3 7,0 10,3 15,4 6,0 -
Согласно данным исследования, главными источниками влияния при выборе практически всех профессий являются родители, другие взрослые и знакомые, а также друзья и сверстники. Бульший интерес представляет сравнение степени влияния этих источников при выборе профессий, относящихся к различным сферам. Здесь наблюдается сходство между теми, кто в качестве своей будущей специальности выбрал сферу образования, и теми,
кто планирует стать медицинским работником. Выпускники, обучавшиеся по этим двум специальностям, чаще других руководствовались при выборе профессии примером и советами родителей, а также жизненным опытом взрослых знакомых.
Также советы родителей чаще других назывались при выборе профессий, относящихся к сфере 1Т и программирования. Остальные выпускники (а это те, кто обучался по специальностям «обслуживание и торговля», «экономика, финансы и кредит, банковское дело», а также «технические специальности и промышленное производство») чаще других прислушивались к советам друзей и сверстников. Другие источники при выборе будущей профессии оказали на учащихся значительно меньшее влияние.
Сделав тот или иной выбор, учащиеся впоследствии могли разочароваться в его правильности. Тем не менее, как свидетельствуют данные исследования, более 65% всех выпускников по-прежнему полностью уверены в правильности своего профессионального выбора (см. .. рис. .. 5).
Рис. 5. Уверены ли Вы в том, что Ваш выбор специальности (профессии) правильный?, %
Рассмотрим, как уверенность в правильности выбора связана с избранной специальностью (см. .. таблицу .. 3).
Таблица 3
Уверены ли Вы, что Ваш выбор специальности (профессии) правильный? %
Специальность Уверены ли Вы в том, что Ваш выбор специальности (профессии) правильный?
Уверен полностью Не совсем уверен Не уверен
Сфера обслуживания и торговли 66,7 30,9 2,4
Экономика, финансы и кредит, банковское дело 52,2 40,8 7,0
1Т-технологии и программирование 69,1 22,7 8,2
Здравоохранение и медицина 75,0 19,2 5,8
Образование и просвещение 67,2 28,3 4,5
Технические специальности и промышленное производство 77,5 17,5 5,0
Больше других уверены в своём выборе те, кто обучался техническим специальностям и относящимся к сфере промышленного производства, а также те, кто решил получить профессию в сфере здравоохранения и медицины. Среди выпускников по специальностям сферы обслуживания и торговли не так много полностью уверенных в правильности выбора профессии, зато в этой группе меньше всего неуверенных в своём выборе (2,4%). Неуверенных в правильности выбора больше среди тех, чья специальность связана с 1Т-технологиями и программированием (7%) и сферой экономики, финансов и банковского дела (8,2%). Впрочем, и по данным специальностям значительное большинство выпускников уверены в своём выборе.
Если сравнить студентов, которые с самого начала рас-саматривали ссузы, в которые они поступили, как очередной этап на пути к высшему образованию, со всеми остальными категориями студентов ссузов, можно заметить, что их уверенность в правильности выбора профессии значительно ниже. Примерно 45% тех, кто уже сегодня намерены поступить в вуз, уверены в правильности выбора профессии. Скорее всего, это связано с тем, что ссуз для них - не более, чем «трамплин» в их образовательной карьере.
Окончив обучение в среднем специальном учебном заведении, выпускники сталкиваются с необходимостью нового выбора - поступить на работу, продолжить обучение, либо же постараться совмещать работу с дальнейшей учёбой (см. . . рис. . . 6).
|в >о
Ю тН
О <ч
.0
ю
го ^
о
5 СП И
Ш О!
Продолжу учиться сразу после окончания этого учебного заведения 16,3
Буду совмещать работу с учёбой 42,8
Поступлю на работу 17,5
Ещё не решил(а) 4,5
Поступлю на работу, а через некоторое время продолжу
Буду ждать учиться 9 7
призыва в ' армию 5,3
Посвящу себя семейной жизни 2,3
Рис. 6. Что Вы планируете делать после окончания этого учебного заведения?, %
Судя по данным исследования, значительное большинство выпускников ссузов (70%) собираются начать работать. Набор ресурсов, которыми пользуются выпускники ссузов, решая вопросы своего трудоустройства, достаточно широк.
Большая часть опрошенных в поисках работы рассчитывают прежде всего на неинстиуцион-ные ресурсы - 83,5%. Институциональными собираются воспользоваться почти в два раза меньше опрошенных - 49,4%.
Эти ресурсы можно объединить в две группы. К первой группе относятся институциональные - организации, мероприятия и службы, нацеленные на помощь в трудоустройстве. Это центры трудоустройства, биржи труда, встречи с работниками предприятий, которые учебные заведения проводят для своих учащихся, и др. Ко второй группе относятся неинституциональные ресурсы. Это различные неформальные сети (родственники, друзья, знакомые), самостоятельные поиски, рассылка своих резюме через интернет, и т. п.
Большая часть опрошенных в поисках работы рассчитывают прежде всего на неинстиуционные ресурсы - 83,5%. Институциональными собираются воспользоваться почти в два раза меньше опрошенных - 49,4%Ч
Рассматривая конкретные пути трудоустройства, отметим, что около четверти (24,2%) выпускников при поиске работы после окончания ссуза считают, что могут рассчитывать только на свои силы (см......рис......7). Будут самостоятельно
искать работу через интернет 19%. Рассчитывают на помощь окружающих, в первую очередь родителей, других родственников и знакомых семьи, - 18,2%.
Далее следуют те, кто при трудоустройстве планируют воспользоваться возможностями, которые предоставляет им сам ссуз: системой распределения на работу (16,2%), связями с конкретными предприятиями (12,2%), либо же в ходе организованной ссузом встречи с работниками предприятий (10,5%).
Отдельную группу составляют те выпускники, которые на момент опроса уже работали по специальности (6,5%) либо нашли работу в ходе учебной практики (16,3%).
ТЛ «-» «-»
В центры по трудоустройству, на ярмарки вакансий и биржу труда готовы обратиться только 10,5% выпускников ссузов.
Тех, кто думают продолжить образование сразу после окончания ссуза и заниматься только учёбой, относительно немного - 16,3%. Ещё 2,3% собираются всецело посвятить себя семейной жизни; 16% юношей собираются в армию и в связи с этим какое-то время не будут ни работать, ни продолжать образование (по крайней мере до тех пор, пока не отслужат).
Доля тех, кто собираются в той или иной форме, раньше или позже продолжить образование, составляет 68,8%, причём 42,8% думают о том, чтобы с самого начала трудовой деятельности совмещать учёбу с работой, а 9,7% хотят продолжить учёбу через некоторое время после того, как начнут работать. Только 17,5% выпускников считают, что завершили свои «отношения» с образованием, планируют поступить на работу.
1 Более 100%, т. к. респонденты имели возможность выбрать более 1 варианта ответа.
Для большинства выпускников ссузов среднее специальное образование является одновременно и подготовкой к выходу на рынок труда, и «трамплином» для получения более высокого уровня образования.
Могу рассчитывать только на себя
Использую интернет (буду рассылать через интернет заявки о себе, искать объявления о работе)
Рассчитываю на помощь родителей, на связи родственников, знакомых семьи
Я нашёл место работы, когда был на практике
В нашем учебном заведении есть система распределения на работу
У нашего учебного заведения есть связи с предприятиями
Обращусь в Центры по трудоустройству, ярмарки вакансий, биржу труда
В нашем учебном заведении проводят встречи с работниками предприятий
Я уже работаю и буду продолжать работать
Рассчитываю на помощь друзей, сверстников
24,2
19,0
18,2
16,3
16,2
12,2
10,5
10,5
6,5
5,8
Другое 1,0
Рис. 7. Как у Вас обстоят дела с поиском места работы после окончания учебы?, %
*Более 100%, т. к. респонденты имели возможность выбирать более 1 варианта ответа.
Таким образом, для большинства выпускников ссузов среднее специальное образование является одновременно и подготовкой к выходу на рынок труда, и «трамплином» для получения более высокого уровня образования.
Рассмотрим, существует ли связь межу намерениями продолжить образование и социальным статусом родителей выпускников (см. . . таблицу . . 4).
Можно отметить, что дети рабочих в меньшей степени, чем другие выпускники, планируют продолжить образование сразу после окончания ссуза. Среди них же самая большая доля тех, кто собираются продолжить образование, поработав некоторое время. Больше всего молодых людей, не собирающихся прерывать своё образование, среди детей специалистов и руководителей.
там же
Таблица 4
Должность родителей и планы выпускников, %
Что Вы планируете делать после окончания этого учебного заведения? Кем работают Ваши водители?
Руководители Предприниматели Специалисты* Служащие* Рабочие в промышленности или работники в сельском хозяйстве
Поступлю на работу 14,6 18,6 11,0 24,5 16,4
Продолжу учиться сразу после окончания этого учебного заведения 20,8 12,9 32,3 12,6 5,5
Буду совмещать работу с учёбой 45,8 50,0 40,9 35,2 46,4
Поступлю на работу, а через некоторое время продолжу учиться 10,4 5,7 5,5 10,7 14,5
Буду ждать призыва в армию 5,2 4,3 3,9 7,5 5,5
Посвящу себя семейной жизни - 8,6 0,8 2,5 1,8
Ещё не решил(а) 2,1 - 3,9 6,3 8,2
Другое 1,0 - - 0,6 1,8
'Работники, служебные обязанности которых предполагают наличие начального, среднего или высшего профессионального (специального) образования.
**В данном случае работники, занятые по найму нефизическим трудом, служебные обязанности которых не обязательно предусматривают наличие специального образования.
Доля выпускников ссузов среди учащихся высших учебных заведений довольно велика, например, в 2013 г. это был каждый пятый (21,4%) поступивший. Доля выпускников школ составляет 59,3% (см. .. таблицу. . 5) [Образование в Российской Федерации... 2014].
Таблица 5
Уровень образования лиц, принятых на обучение в вузы, тыс. чел.
Год поступления 2011 2012 2013
Принято всего 1207,4 1298,2 1246,5
Имеют образование
Среднее общее 711,4 765,5 739,3
Среднее профессиональное по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих 48,1 43,0 44,7
Среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена 303,7 310,3 266,9
Неполное высшее профессиональное, высшее, профессиональное 44,4 52,0 59,0
Вплоть до нынешнего года молодые люди, закончившие техникум или колледж, имели определённые преимущества при поступлении в вуз, поступая туда по отдельному конкурсу. Поступив в вуз, они могли продолжить образование по выбран-
Более 70% выпускников средних специальных учебных заведений считают наличие высшего образования необходимым для успеха в жизни.
ному профилю по сокращённой программе. Среднее профессиональное образование базового уровня сокращало срок обучения в вузе на год, повышенного уровня - на год или даже на два.
Такая система, с точки зрения руководства Мин-обрнауки, неприемлема. «С каждым годом всё больше и больше девятиклассников приходят не в десятые классы, а в систему колледжей и техникумов, - рассказал министр Дмитрий Ливанов участникам Всероссийского совещания руководителей региональных органов образования, прошедшего во Владивостоке. - Но мы это связываем не с возросшей привлекательностью этой системы, а со льготой для выпускников колледжей при поступлении в высшие учебные заведения» [Среднее специальное... 2015]. Он также объявил о возможности отмены льгот для выпускников ссузов.
Льготы пока не отменены, однако в 2015 г. правила приёма в вузы для выпускников системы среднего специального образования изменились. Отменены отдельный конкурс и сокращённая форма обучения для абитуриентов с дипломом колледжа. Теперь выпускник колледжа, желающий поступить в вуз, вместо ЕГЭ должен пройти тестирование или собеседование и участвовать в конкурсе наравне с выпускниками школ.
Нечто вроде сокращённой формы обучения всё ещё возможно для выпускников колледжей, но происходит это не «автоматически», а зависит от руководства вуза. Выпускник ссуза должен обратиться в деканат факультета с просьбой о переводе на ускоренную форму обучения, и деканат может перезачесть ему изученные в колледже дисциплины. В этом случае для студентов вуза, закончивших колледж, утверждается индивидуальный график учебного процесса, и таким образом сокращается срок обучения [Всё, что нужно знать. 2015].
Скорее всего такого рода нововведения осложнят выпускникам ссузов получение высшего образования. В связи с этим стоит отметить, что более 70% выпускников средних специальных учебных заведений считают наличие высшего
образования необходимым для успеха в жизни (см......рис......8).
Напомним, что примерно такое же количество выпускников (68,8%) планируют в дальнейшем в той или иной форме продолжить своё образование, причем 62,7% намереваются поступить в вуз.
Менее 10% выпускников ссузов считают среднее специальное образование достаточным для успеха.
Похожие данные были получены Д. Л. Констан-тиновским в исследовании «Мониторинг непрерывного образования», которое было проведено в 2005 г. [Константиновский, Вахштайн, Куракин 2013], что говорит о весьма устойчивом характере мнений и установок выпускников ссузов.
Вне зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою, наиболее привлекательной является традиционная форма российского образования - специалитет.
Высшее образование с дипломом 1
специалиста Два высших образования
Высшее образование с дипломом бакалавра
Высшее образование с дипломом магистра
Среднее специальное образование-техникум, колледж, училище
Средняя школа (11 классов)
Профессиональные курсы
Технический лицей, профессиональное училище
Неполная средняя школа (9 классов) Затрудняюсь ответить
3,4 2,0 1,8 1,5
15,4
13,9
13,3
9,7
11,1
27,9
Рис. 8. Какое образование, по Вашему мнению, необходимо сегодня для успеха в жизни?, %
Возвращаясь к информации, представленной на рис......5, отметим, что около 28% учащихся говорят о достаточности высшего образования с дипломом специалиста; ещё 15,4% считают необходимым иметь два высших образования; примерно равное количество выпускников (13-14%) выбрали ответы «высшее образование с дипломом магистра» и «высшее образование с дипломом бакалавра». Менее 10% выпускников ссузов считают достаточным для успеха иметь среднее специальное образование.
Попытаемся проследить, существует ли связь между социально-демографическими характеристиками выпускников и их мнениями о необходимости образования для успеха в жизни. Из всех характеристик, зафиксированных в анкете, чёткая связь с необходимостью образования была выявлена в связи с социальным статусом родителей. Эти данные представлены на рис. .. 9.
При анализе привлекательности различного уровня образования в соответствии с социальным статусом родителей стоит обратить внимание, что вне зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою, наиболее привлекательной является традиционная форма российского образования - специалитет. Степень магистра или бакалавра менее привлекательна.
Выходцы из семей предпринимателей имеют особое мнение - среди них самая большая группа выпускников (25%) считают, что сегодня для успеха в жизни необходимо не меньше двух высших образований.
35,4
36,5
Два высших образования
Высшее образование с дипломом магистра
Высшее образование с дипломом специалиста
Высшее образование с дипломом бакалавра
Среднее специальное образование- техникум, колледж, училище
Технический лицей, профессиональное училище
Профессиональные курсы
Средняя школа (11 классов)
Неполная средняя школа (9 классов)
■ Рабочие в промышленности или работники с/х
■ Служащие
■ Специалисты
■ Предприниматели
■ Руководители
Рис. 9. Какое образование, по Вашему мнению, необходимо сегодня для успеха в жизни? Социальный статус родителей, %
Выходцы из семей предпринимателей имеют особое мнение - среди них самая большая группа выпускников (25%) считают, что сегодня для успеха в жизни необходимо не меньше двух высших образований.
Можно отметить, что представители рабочих семей менее других могут определиться в вопросе о необходимости того или иного уровня образования - среди них число тех, кто считают, что для успеха в жизни нужно получить среднее специальное образование, иметь степень магистра, бакалавра, диплом специалиста или два высших образования, практически одинаково.
Причины, побудившие выпускников продолжить образование, представлены на рис.. . 10. В ходе исследования респонденты должны были объяснить своё желание продолжить учиться, оценивая предложенные варианты ответа по шкале: «Очень важно» - «Важно» - «Не важно». На рисунке ответы «Очень важно» и «Важно» объединены.
К внешним мотивам продолжения образования относится желание найти лучшую работу - хорошо оплачиваемую (67,5%) и престижную (66,2%).
Чтобы найти хорошо оплачиваемую работу
Чтобы получить работу, соответствующую моим интересам и склонностям.
Чтобы получить престижную работу Хочу стать компетентным работником
Чтобы легко найти работу в нашей стране
Надо получить «корочки», без этого сегодня никуда Чтобы завести необходимые знакомства, связи
Мне нравится учиться Так принято Чтобы найти работу за рубежом Чтобы сменить специальность.
Этого хотят родители
Чтобы получить отсрочку от службы в армии (только юноши)
Чтобы найти партнёра, супруга(у) За компанию с друзьями
67,5 66,8 66,2
63,3
59,8
52,5 52,3 51,3
35,5 33
42,5
Рис. 10. Почему Вы собираетесь продолжать учиться? (сумма ответов «Важно» и «Очень важно»), %
Среди мотивов, побудивших выпускников продолжить образование, присутствуют как внутренние, процессуально-содержательные мотивы, так и мотивы, обусловленные внешними факторами (экстринсивные). При этом оба вида мотивов являются актуальными.
К внешним мотивам продолжения образования относится желание найти лучшую работу - хорошо оплачиваемую (67,5%) и престижную (66,2%). Значительное число выпускников, планирующих продолжить образование, считают, что это необходимо, чтобы в дальнейшем им было легче полу-
чить работу в нашей стране (59,8%) или за рубежом (35,5%). Кроме того, среди внешних мотивов были названы необходимость получения официальных документов о наличии образования (52,5%), а также желание завести полезные знакомства и связи (52,3%). Около трети выпускников (33%) планируют продолжить обучение, чтобы сменить свою нынешнюю специальность. Продолжать учиться из-за желания своих родителей планируют около 32% молодых людей. Еще 17% будут продолжать обучение за компанию с друзьями. Около 21% в ходе дальнейшего обучения планируют найти партнёра или супруга. И, наконец, 25,5% юношей хотят получить отсрочку от армии.
Среди внутренних мотивов, обусловивших намерение выпускников продолжить образование, наиболее распространённым является желание найти работу, соответствующую своим интересам и склонностям (66,8%), а также стремление повысить свою профессиональную компетентность (63,3%). Кроме того, более половины (51,3%) выпускников, планирующих продолжить обучение, собираются сделать это потому, что им просто нравится учиться.
Подводя итоги нашего анализа, можно сделать следующее заключение: для большинства молодых людей, учащихся в ссузах, система среднего специального образования является промежуточным, «вспомогательным» этапом в планируемой жизненной траектории. Закончив ссуз, они будут самостоятельно искать работу, не возлагая особых надежд на институциональные ресурсы и не будучи вполне уверенными, найдут ли работу по специальности. Они осознают, что заработная плата, которую может им обеспечить полученный уровень образования, скорее всего не будет соответствовать их запросам, считают, что для того, чтобы иметь хорошо оплачиваемую работу и для успеха в жизни необходимо иметь высшее образование. Наиболее привлекательной для них является традиционная форма российского образования - специалитет. Так что поприсутствовав какое-то время на рынке труда в качестве специалистов среднего звена, они (кто раньше, а кто позже) поступят в вузы, получат высшее образование и попытаются построить свои судьбы скорее в соответствии со своими представлениями об успехе в жизни, чем согласуясь с потребностями экономики.
Библиографический список
Всё, что нужно знать о поступлении в вузы в 2015 году // Аргументы и факты. URL: http://www.aif.ru/dontknows/ about/vsyo_chto_nuzhno_znat_o_postuplenii_v_vuzy_v_2015_ godu [Дата посещения: 03.06.2016].
Ибрагимов Г. И. 2006. Качество среднего профессионального образования в современных условиях / / Педагогика. № 6. С. 75-81.
Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю. 2013. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М.: ЦСП. 224 с.
Образование в Российской Федерации: 2014. Статистический сборник. М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2014. 464 с.
План по совершенствованию профобразования доработают // Официальный сайт партии Единая Россия. URL: http://er.ru/news/127275/ [Дата посещения: 03.06.2016].
Среднее специальное оставят без высшего // Коммерсант. 2015. № 117. С. 5.
DOI: 10.19181/vis.2016.19.4.429
Secondary Professional Training Facilities in the Eyes of Graduates: Working Versus Further Education
Gasparishvili Alexander Tengizovitch
Candidate of philosophical sciences, associate professor, senior research fellow, Department of Sociology of Education, Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. This article analyzes institutions which prepare mid-level specialists - primarily the connection between the socio-demographic characteristics of professional training college graduates and their opinions, their outlook on their chosen specialties, their motives for choosing a profession and their future course of life. This article has been prepared based on materials from a sociological study dedicated to such issues as professional attitudes and plans of those who graduated from Russian professional training colleges; said study was conducted in 2014 by an IS RAS research team lead by D. L. Konstantinovskiy. During the study, graduates would explain what caused them to choose their profession and what influenced their choice, they would also share their plans on what they intend to do after completing their education, they would express their opinion on the quality of the education they received, as well as the level necessary for succeeding in life. Based on the acquired data, the vast majority of professional training college graduates (70%) are preparing to enter the labor market. Those who consider pursuing further education full time right after graduating from professional training college - they are relatively few at 16%. Another 2% intend to completely dedicate their time to family life. Less than half of graduates (45%) are confident that they will find a job by their profession. The majority of those surveyed rely primarily on non-institutional resources while searching for a job. Almost two times less people intend to utilize institutional resources. Less than 10% of graduates consider education received at professional training colleges to be sufficient for succeeding in life. The vast majority (over 70%) consider higher education to be essential. The conducted analysis allows us to make the following conclusion: for most professional training college graduates, the secondary professional training system is an intermediate stage in their planned life paths. After graduating from a professional training college, they usually tend to independently search for a job, while not being sure that they would find a job by their specialty. This has to do not only with issues on the labor market, but also with the training quality of future specialists - 40% of graduates do not deem the knowledge which they receive during their special training to be useful to them. After being on the labor market for a while as mid-level specialists, many of them would enroll into college in order to receive higher education and attempt to build their lives according to their idea of life success.
Keywords: students, graduates, education, career and technical education system, labor market, career and technical education system, career guidance, work opportunities, opinion.
References
Ibragimov G. I. Kachestvo srednego professional'nogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah [The Quality of Secondary Education in Modern Situation]. Pedagogika, 2006, no 6, pp. 75-81.
Konstantinovsky D. L. Real'nost' obrazovanija. Sociologicheskoe issledovanie: ot metafory k interpretacii [Education Reality. Sociological Research: from Metaphor to Interpret]. Moscow, CSP publ., 2013. 224 p.
Obrazovanie v Rossiyskoy Federacii: 2014 [Education in Russian Federation: 2014]. Moscow, NRU HSE, 2014. 464 p.
Plan po sovershenstvovaniyu profobrazovaniya dorabotayut [The Plan for Improving the Professional Education is Finalizing]. Edinaya Rossija political party Official website. URL: http://er.ru/news/127275/ [date of visit: 03.06.2016].
Srednee special'noe ostavyat bez vyschego [Secondary Professional Education will be Left without Higher]. Kommersant, 2015, no 117, p. 5.
Vsio, chto nuzhno znat' o postuplenii v vuzy v 2015 godu [All You Need to Know about the Admission to Universities in 2015]. Argumenty i Facty journal Official website. URL: http://www. aif. ru/dontknows/about / vsyo chto nuzhno znat o postuplenii v vuzy v 2015 godu [date of visit: 03.06.2016].