Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 1 (182). Философия. Социология. Культурология. Вып. 16. С. 173-188.
т. в. Гневашева
перспективы трудоустройства выпускников учебных заведений среднего профессионального образования (результаты социологического анализа
ожиданий студентов)
В статье приводятся первичные результаты обработки данных социологического опроса. На основе полученных результатов автор получает ответы на основные вопросы социологического исследования: насколько ожидания будущих специалистов соответствуют реальности; что формирует восприятие рынка труда у выпускников ссузов; какова роль образования, практических навыков, способов поиска работы в трудоустройстве. Социологическое исследование позволило диагностировать социальные процессы, определяющие взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг и обнаружить некоторые важные черты ситуации, сложившейся на рынке образовательных услуг и рынке труда выпускников ссузов.
Ключевые слова: институт образования, трудоустройство выпускников, рынок образовательных услуг, рынок труда.
Образование, подобно многим социальным институтам, переживает процесс модернизации, воспринимая современные вызовы и отвечая на них формированием новых практик. Концепция долгосрочного развития России до 2020 г. предполагает опережающую модернизацию образования (и, прежде всего, профессионального) как двигателя системных изменений в экономике и обществе, локомотив модернизации экономики.
Профессиональное образование всегда было одним из факторов экономической мощи государства. Его развитие направлено на выявление способов адаптации к требованиям современности и создание качественно новой профессиональной школы, способной занять как достойное место в рыночной экономике, так и удовлетворить потребности каждой личности в получении социального опыта и профессиональных знаний. Оптимизируется система управления, объемы и профили подготовки. Они более полно отвечают потребностям рынка труда и профессиональным интересам личности. Переподготовка, повышение квалификации, дистанционные и неформальные формы обучения становятся важнейшими направлениями профессионального образования многих учебных заведений.
Актуальность данного вопроса настолько высока, что участниками его обсуждения являются Правительство, бизнес-сообщество, работники профобразования, ученые, представители средств массовой информации и общественности. При этом обсуждается
весь комплекс проблем, связанных с профессиональным образованием. Национальный проект «Образование» объединил усилия государства - работодателей - учебных заведений. Одним из его главных итогов стало включение их в реализацию стратегии развития предприятий.
Реформа образования в нашей стране поставила перед системой образования новые задачи. Их значимость определяется тем, что именно здесь формируется мышление современного молодого поколения. Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, высокие требования на рынке труда к качеству труда, профессионализму работника, его социально-культурному статусу, определяют сегодня высокие требования к профессиональной подготовке специалистов1.
Одновременно молодому поколению приходится сталкиваться с такими переменами в развитии российского общества, рыночной экономики, которые сопровождаются, в частности, усилением социальной дифференциации населения, резким изменением возможностей трудоустройства, плюрализацией системы образования, серьезным перекосом в подготовке специалистов со средним специальным и высшим образованием.
Вместе с тем специалисты со средним профессиональным образованием на рынке труда сегодня должны стать более востребованными, чем выпускники высших учебных заведений. Студент среднего профессионального учебного заведения должен стать более
привлекательным для его будущего работодателя, так как квалифицированные рабочие кадры во все времена составляли основу экономики любой страны. Известно, что уже сейчас в кадровой структуре различных отраслей высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена составляют от 60 до 85 %, а в сфере услуг - более 90. Их роль как «человеческого капитала» развития и дальше будет расти. К примеру, в стратегии здравоохранения до 2020 г. предусмотрено довести соотношения врачей к среднему медицинскому персоналу от 1:2 к 1:8. Сейчас в России как никогда остро стоит вопрос о нехватке рабочих кадров на производстве. Государству стало невыгодно готовить невостребованных специалистов с высшим образованием. Об этом свидетельствует уменьшение финансирования из государственного бюджета на юридические и экономические специальности, сокращение вузами количества своих филиалов.
В системе СПО России функционирует около 3 тыс. техникумов и колледжей, в которых обучаются боле 2,5 млн студентов, работают свыше 250 тыс. преподавателей и сотрудников. Подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена осуществляется по 250 специальностям. В разных отраслях экономики работают от 60 до 80 % специалистов среднего звена, а в сфере обслуживания - 90 %.
Система УПО Челябинской области сегодня включает 77 образовательных учреждений среднего профессионального образования (обучается 60289 чел.). Обучение осуществляется по многим профессиям и специальностям по направлениям: гуманитарные и социальные науки, машиностроение, энергетика, приборостроение, связь, строительство, транспорт, информационные технологии, экономика и управление, сельское хозяйство, сфера обслуживания и др.
Это отметил в своем выступлении 11 сентября 2009 г. «Об эффективности реализации образовательных программ для профессиональной подготовки в рамках реализации программы поддержки занятости. Организация работы по трудоустройству выпускников» министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин. По его словам, в 2009 г. из учреждений среднего профессионального образования выпущено 9508 чел. Из них трудоустроено 65 % выпускников2.
Из этого следует, что армия безработных пополнилась с июня еще несколькими тысячами выпускников учреждений среднего профессионального образования, так как количество выпускников учреждений профессионального образования области значительно выше числа имеющихся вакансий.
Таким образом, проблема трудоустройства выпускников СПО пока остается одной из актуальных и сложных проблем занятости молодых специалистов. Учащийся, студент, выпускник техникума, колледжа, не имея практического опыта работы, хочет претворять в жизнь свои знания, амбиции и иметь высокооплачиваемую работу.
Статьей 37 Конституции РФ каждому гражданину предоставлено право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Провозглашено также право граждан на защиту от безработицы3. Однако, начиная с середины 90-х гг. ХХ в., довольно распространённым явлением стали ситуации, при которых полученная специальность оказывается невостребованной, а профессиональное будущее характеризуется как неопределенное.
Социологическое исследование, проведенное по анкетам в выборочной совокупности выпускников технических и экономических специальностей трех техникумов г. Коркино Челябинской области, имело основной целью исследования анализ перспектив трудоустройства выпускников. Исследование было продиктовано недостатком информации о соответствии ожиданий молодых специалистов-выпускников ссузов. С помощью метода анкетирования было опрошено 93 выпускника в возрасте до 20 лет, в т. ч. Коркинского горно-строительного техникума (КГСТ), Коркинского техникума пищевой промышленности (КТПП) и Первомайского техникум промышленных строительных материалов (ПТПСМ) по пяти специальностям: «Менеджмент» (080501); «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (140613); «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (270103); «Экономика и бухгалтерский учет» (080110); «Монтаж, наладка и эксплуатация электрического оборудования промышленных и гражданских зданий» (270116).
Таким образом, в выборку попали выпускники, имеющие техническое (49,5 %) и
экономическое (50,5 %) направление образования.
Исследование позволило выявить отношение студентов к избранной профессии. Большинство выпускников (55,9 %) ответило, что им нравится получаемая специальность. При этом процент удовлетворенных, имеющих экономическое направление образования (31,2 %), несколько выше, чем имеющих техническое направление образования (24,7 %). Примерно равно количество выпускников, которые затруднялись ответить на вопрос «Ваше отношение к избранной специальности?», - 11,8 % и 12,9 % соответственно; кому не нравится избранная специальность
- 5,4 % и 4,3 % соответственно. Количество выпускников, которые безразлично относятся к своей специальности, значительно выше у тех, которые имеют техническое направление (7,5 %), чем у тех, кто имеет экономическое направление (2,2 %).
При этом на вопрос «Каковы причины выбора Вами получаемой специальности?» и те и другие отметили в следующем процентном отношении к опрошенным: престижная работа (25,8 %); интересная работа (24,7 %); перспектива успешного трудоустройства (20,4 %); востребованность профессии на рынке труда (19,4 %); возможность реализовать свои способности ((19,4 %) и другие. Как видно из результатов анкетирования, при выборе специальности абитуриенты ориентировались на такие причины, как перспектива успешного трудоустройства, востребованность профессии на рынке труда.
Одновременно было выявлено, что большинство выпускников (81,7 %) имеют мнение о наличии сегодня проблем с трудоустройством и 62,3 % выпускников беспокоит проблема трудоустройства наряду с проблемой материального положения. При этом 31,1 % опрошенных оценивают деятельность Правительства Челябинской области по обеспечению занятости молодежи как невысокую, 33,3 % - низкую, и лишь 21,5 % оценивают ее как высокую или не совсем высокую. Однако на вопрос «С какими формами работы службы занятости Вы знакомы?» и предложенных ответах: содействие в трудоустройстве, обеспечение социальных гарантий и компенсаций, юридическая консультация, профориентация и обучение, общественные и временные работы - на первые три более 45 % опрошенных ответили - нет, а на две
последующие - да. Это может свидетельствовать, во-первых, о том, что в ссузах система содействия трудоустройству выпускников менее отлажена по сравнению с их профессиональным сопровождением; во-вторых, в ссу-зах недостаточно высокий уровень работы по информационной и методической поддержке выпускников.
Оценивания в целом ситуацию с занятостью молодежи, выпускники как экономических, так и технических специальностей определили ее как кризисную (34,4 %); тревожную (27,4 %); катастрофическую (20,4 %). 77 % опрошенных выпускников отметили наличие проблем на рынке труда у молодежи. Оценивая сегодня перспективы своего трудоустройства, 60,2 % опрошенных выпускников отметили, что довольно трудно найти хорошую работу. Из них 34,4 % - выпускники технических специальностей, и 25,8 % - экономических. При этом 7,5 % отметили, что найти работу будет практически невозможно. Из них 4,3 % - выпускники экономических специальностей, и 3,2 % - технических. Таким образом, выпускники технических специальностей более озабочены тем, что не найдут хорошей работы, а экономических - не найдут никакой. Эти результаты в какой-то степени действительно отражают ситуацию несбалансированности рынка образования и рынка труда, который в последнее время оказался переполненным бухгалтерами, экономистами, менеджерами, юристами. Это обозначил и в своем выступлении 5 мая 2009 г. на 5 съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений России его руководитель Виктор Демин как одну из наиболее острых проблем системы СПО: «перепроизводство» выпускников по одним специальностям и «недопроизводство» по другим. В качестве примера он отметил, что дефицит специалистов среднего звена, в том числе в базовых отраслях экономики, достигает 30 %4.
При этом достаточно большое количество государственных деятелей и политиков (в т. ч. Д. В. Медведев, В. В. Путин), бизнесменов, руководителей организаций и учебных учреждений и даже Патриарх Всея Руси и Московский Кирилл отмечают тот факт, что, несмотря на перепроизводство, юристов, менеджеров, экономистов одновременно не хватает. То есть на самом деле в стране не перепроизводство просто юристов и экономистов, а перепроизводство плохих юристов
и экономистов, и стране не хватает хороших специалистов, с хорошей подготовкой.
В любом случае ситуацию с перспективами трудоустройства выпускников нельзя назвать благоприятной, так как только 7,5 % опрошенных считают, что у них не будет проблем с трудоустройством. При этом на вопрос «На кого Вы рассчитывает в своем будущем трудоустройстве по избранной специальности?» можно выделить несколько категорий мнений:
- устроюсь сам (59,1 %);
- еще не знаю (18,3 %);
- расчет на родителей (15,1 %);
- расчет на родственников (12,9 %)
и самый низкий расчет на свое учебное заведение (3,2 %).
Это также может свидетельствовать о том, что в ссузах не отлажена система содействия трудоустройству выпускников. Больше работы проводится по обучению самих студентов самостоятельному поиску работы, ориентированию на рынке труда, развитию навыков для трудоустройства. Работа по содействию выпускникам в трудоустройстве, видимо, практически не ведется. Прежде всего, не развиваются такие направления содействия, как непосредственно трудоустройство, организация стажировок и практик и взаимодействие с компаниями-работодателями. Поэтому перед ссузами должна встать задача проведения ряда мероприятий по работе с выпускниками, которые помогут снизить текущую неопределенность и беспокойство. Эта работа должна проводиться в комплексе, совместно с Главным управлением по труду и занятости Челябинской области, муниципальными образованиями, Советами директоров учреждений НПО и СПО, союзами работодателей. Она должна строиться в соответствии с комплексным планом мероприятий по обеспечению занятости выпускников учреждений профессионального образования Челябинской области, утверждаемых распоряжением Правительства Челябинской области и в рамках разработанных рекомендаций по совершенствованию профессиональной подготовки и системы содействия трудоустройству выпускников.
Изучая проблему трудоустройства, было проведено социологическое исследование профессиональных предпочтений выпускников ссузов, в том числе: степень подготовленности для успешного трудоустройства; источ-
ники информации поиска работы; желаемое место работы; отраслевые предпочтения для трудоустройства; предполагаемая работа; желаемая профессия работы; желаемая студентами заработная плата; возможности студентов продолжить свое образование на платной основе и другое.
В целом результаты по этим вопросам показывают, что при трудоустройстве для молодого специалиста ключевую роль играют такие факторы: профессиональные знания в сфере предполагаемой работы; опыт работы и профессиональные навыки; умение работать с людьми. Эти результаты интересно сочетаются с распространенным мнением о том, что для молодого специалиста (выпускника) сейчас очень важен опыт работы. Действительно, опыт работы дает ему огромное преимущество по сравнению с теми кандидатами, которые его не имеют. Несомненными лидерами из желаемых специальностей стали вполне ожидаемые направления: технические и технологические, экономические и управленческие профессии и позиции. Видимо, специалисты производства, бухгалтеры, финансисты, а также управленцы различной специфики являются наиболее актуальными профессиями на сегодняшний день. Вероятно, можно сделать вывод о том, что тенденции, полученные в опросах, характерны для всего российского рынка труда в целом.
Примерно 50 % выпускников хотят работать на собственном предприятии; примерное равное количество выпускников (около 30 %) желают работать как в государственных, так и в частных организациях; как российских, так и иностранных.
Почти 90 % опрошенных выпускников хотели бы получать заработную плату более 15 тыс. р. Они существенно завышают уровень своей стоимости на рынке труда. Эти данные согласуются с общей тенденцией - выпускники и молодые специалисты зачастую не интересуются реальной статистикой зарплат для начинающих, а опираются на мнения и отзывы друзей и знакомых, а также на цифры окладов, которые есть у состоявшихся специалистов их профиля. В этой ситуации выпускникам необходимо рекомендовать вначале трудоустраиваться ради опыта, а затем уже делать ставку на денежный аспект работы.
Чуть более 50 % выпускников хотели бы продолжить свое образование, из них большая часть выпускники экономического на-
правления. Такой результат отражает ситуацию, когда по окончании среднего специального учебного заведения можно поступить в вуз для продолжения образования по выбранному профилю, причем по сокращенной программе (в частности, в рамках популярной модели непрерывного образования «школа -ссуз - вуз»). При этом 50 % из них планируют обучение за счет средств родителей и помощи родственников, а 25 % за счет собственных средств. В условиях кризиса при наличии проблем трудоустройства такой шаг является наиболее эффективным. Известно, что после кризиса наступает подъем, развивается производство, появляются новые рабочие места, ситуация на рынке труда стабилизируется и уменьшаются проблемы с трудоустройством.
Существующие проблемы трудоустройства выпускников, некоторая несбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда; перепроизводство одних специалистов и недопроизводство других, а также их качество беспокоит и руководство страны, и регионов и муниципальных образований. По утверждению руководителей отечественной системы образования, современный рынок труда испытывает серьезную потребность в квалифицированных выпускниках средних специальных учебных заведений. Кроме этого в условиях кризиса среднее профессиональное образование предпочтительнее. В этом убеждена первый заместитель министра образования Челябинской области Татьяна Григорьевна Калугина: «Сегодня многим проще и лучше поступать в среднее профессиональное образовательное учреждение. Это более простой шанс поступить в профессиональную школу. Это даст возможность быстрее получить профессиональный статус, с которого легче стартовать во взрослую жизнь. Можно пойти либо на рынок труда, либо в высшую школу. Это важно сейчас, когда напряженная ситуация на рынке труда. Выпускникам вузов сложно трудоустроиться, они остаются самыми незащищенными категориями безработных»5.
Кроме этого, она говорит о том, что следует родителям и выпускникам обратить внимание на средние специальные учебные заведения, у которых спектр образовательных услуг очень широк и практически соответствует классификатору высшего профессионального образования, кроме того, спектр новых специальностей, востребованных на рынке
труда, увеличивается в разы. Из ее слов следует, что существует сеть образовательных учреждений промышленной направленности, готовящих энергетиков, строителей, монтажников, машиностроителей (в этом числе находятся и те техникумы г. Коркино, в которых проходило социологическое анкетирование выпускников). Обучение в ссузах, по ее мнению, дает возможность для молодого человека в условиях кризиса иметь некоторые социальные гарантии, а по окончании получить востребованную специальность, в дальнейшем получить высшее образование. Ведь, как известно, для того и создана средняя школа -как стартовая площадка, чтобы прийти в высшую школу более мотивированными5.
Конечно же, вопросы трудоустройства и поиска места приложения своих творческих способностей волнуют очень многих молодых людей. Об этом свидетельствуют и результаты социологического анкетирования 93 выпускников трех учреждений образования СПО г. Коркино. Это является в какой-то степени результатом ликвидации системы государственного распределения студентов, что привело к значительным изменениям на рынке труда. В настоящее время снизился спрос на молодых специалистов, ужесточились требования к их профессиональной подготовке, практически потерялись связи между учреждениями профессионального образования (УПО) всех уровней и организациями - потребителями молодых специалистов.
Выпускники УПО, в том числе и УО СПО, в основном настроены самостоятельно решать проблемы, связанные с трудоустройством после завершения обучения, об этом свидетельствуют и результаты проведенного опроса. Некоторая неопределенность ситуации на рынке труда, отсутствие систематизированной работы по информационному обеспечению выпускников о вакансиях организаций и учреждений, переизбыток выпускников некоторых специальностей приводят к тому, что молодой специалист вынужден вставать на учёт в службе занятости или же сам ищет работу. При этом он, используя свои психологические, коммуникативные, организационные и другие способности, как бы «продает себя», зачастую скрывая от будущего работодателя информацию о желании дальнейшего обучения в вузе по заочной форме. Часто это приводит к тому, что молодой специалист вынужден устраиваться на работу не по специ-
альности и заново переучиваться, что ведет к затрате как его личных средств, так и средств работодателя.
Однако, учитывая то обстоятельство, что получение места работы сразу после окончания среднего профессионального учебного заведения (и чаще не по полученной в учебном заведении специальности) еще не снимает остроту проблемы трудоустройства молодого специалиста, необходимо продолжать заниматься его проблемами до тех пор, пока он не приобретет необходимые навыки на цивилизованном рынке труда.
Решение этой группы проблем возможно только через взаимодействие рынка труда с рынком образовательных услуг. В современных условиях необходимо решать задачи, связанные с исследованием и прогнозированием рынка труда, как в количественном, так и в качественном отношении, т. е. выходить за рамки только чисто образовательной деятельности в обычном понимании смысла этого слова.
По этой причине актуализируется роль социологических исследований, которые дают объективную информацию о состоянии проблем трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования в условиях современного российского рынка труда в целом и в условиях конкретного региона и способствуют выявлению приоритетов социальной политики и управления профессиональным образованием на всех его уровнях,
в том числе и особенно на уровне среднего профессионального образования (в техникумах, колледжах).
Примечания
1 Гневашева, Т. В. Духовно-нравственные аспекты подготовки будущего специалиста (менеджера) // Социально-экономическое развитие России в нестабильном мире : национальные, региональные и корпоративные особенности : материалы XXVI междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч. / Урал. соц.-экон. ин-т АТиСО. Челябинск, 2009. Ч. III.
2 См.: Садырин, В. Об эффективности реализации образовательных программ для профессиональной подготовки в рамках реализации программы поддержки занятости. Организация работы по трудоустройству выпускников. URL : http://www.pravmin74.ru.
3 См.: Конституция Российской Федерации. М. : Юрид. лит., 1997. 64 с.
4 См.: Доклады и презентации с V съезда
Союза директоров ССУЗ-ов России. URL : http://www. sdpk.ru/sezd-soyuza-direktorov.
html.
5 Что изменилось в среднем профессиональном образовании? Выпускники колледжей и техникумов имеют преимущества // Комсомол. правда. 2009. 27 марта. URL : http://kp.ru/daily/24267/464426.