сфера человека, любые ее нарушения или отклонения могут привести к дезадаптации военнослужащего.
Алекситимия в структуре личности - это эмоциональная де-фицитарность, неспособность испытывать эмоции, недостаточная сформированность эмоционального языка как средства мышления, недифференцированность самооценки и самоотношения, недостаточность рефлексии. При анализе этих свойств психического склада личности можно заключить, что они, даже предрасполагая к психосоматическим нарушениям, не являются противо-
Библиографический список
речащими военной службе, и даже наоборот, благоприятствуют ей. Излишние эмоции, насыщенная эмоциональная жизнь в условиях воинской службы может играть повреждающую роль и затруднять адаптацию, мешать выполнению боевого задания и уменьшать надежность бойца.
Таким образом, алекситимия в структуре личности военнослужащего не оказывает негативного влияния на процесс адаптации к условиям военной службы, а даже облегчает ее, что еще раз подчеркивает роль личностных факторов и эмоциональной сферы в процессе адаптации к воинской деятельности.
1. Кристалл, Г. Интеграция и самоисцеление. Аффект, травма и алекситимия. - M., 2006.
2. Taylor, G.J. Alexithimia: Concept, measurement and implications for treatment II Am. J. Psychiat. - 1984. - Vol.141. - № 6.
3. Чухрова, M.r Алекситимия и адаптация личности I MX. Чухрова, Г.Н. Пилипенко. - Новосибирск, 2011.
4. Чухрова, M.r Психосоматическая патология на Севере I M.T Чухрова, К.А. Харина, Л.С. Хорошилова, Г.Н. Пилипенко, П.В. Хаснулин,
В.И. Хаснулин II Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2005. - № 3 (37).
5. Чухрова, M.T Трансформация личности в условиях Севера и ее связь с психосоматической патологией I M.T Чухрова, Л.С. Хорошилова II Бюлл. Сибирского отделения PАMН. - Новосибирск. - 2006. - № 4.
6. Чухрова, M.T Психоэмоциональные состояния и личностные характеристики при раке I M.r. Чухрова, Т.Г Опенко, С.В. Корепанов II Mир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1 (20).
7. Чухрова M.r. Психоэмоциональные и личностные характеристики при хронических болях в спине I M.r. Чухрова, Л.В. Джулай II Mир
науки, культуры, образования. - 2010. - № 1 (20).
8. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Mетодики и тесты: учеб. пособие. - Самара, 2004.
Bibliography
1. Kristall, G. Integraciya i samoiscelenie. Affekt, travma i aleksitimiya. - M., 2006.
2. Taylor, G.J. Alexithimia: Concept, measurement and implications for treatment // Am. J. Psychiat. - 1984. - Vol.141. - № 6.
3. Chukhrova, M.G. Aleksitimiya i adaptaciya lichnosti / M.G. Chukhrova, G.N. Pilipenko. - Novosibirsk, 2011.
4. Chukhrova, M.G. Psikhosomaticheskaya patologiya na Severe / M.G. Chukhrova, K.A. Kharina, L.S. Khoroshilova, G.N. Pilipenko, P.V. Khasnulin, V.I. Khasnulin // Sibirskiyj vestnik psikhiatrii i narkologii. - 2005. - № 3 (37).
5. Chukhrova, M.G. Transformaciya lichnosti v usloviyakh Severa i ee svyazj s psikhosomaticheskoyj patologieyj / M.G. Chukhrova, L.S.
Khoroshilova // Byull. Sibirskogo otdeleniya RAMN. - Novosibirsk. - 2006. - № 4.
6. Chukhrova, M.G. Psikhoehmocionaljnihe sostoyaniya i lichnostnihe kharakteristiki pri rake / M.G. Chukhrova, T.G. Openko, S.V. Korepanov
// Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 1 (20).
7. Chukhrova M.G. Psikhoehmocionaljnihe i lichnostnihe kharakteristiki pri khronicheskikh bolyakh v spine / M.G. Chukhrova, L.V. Dzhulayj // Mir
nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 1 (20).
8. Rayjgorodskiyj, D.Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: ucheb. posobie. - Samara, 2004.
Статья поступила в редакцию 19.03.12
УДК 159.9
Pavlova N.D., Grigoreva A.A. MANIPULATION METHODS IN MASS MEDIA DISCOURSE: COMPARATIVE ANALYSIS OF POLITICAL DEBATES, TALKS AND TALK SHOWS. Peculiarities of manipulation methods in different communication contexts are investigated in the article. Comparative analysis data is presented for manipulation methods in three types of mass media discourse - talk shows, talks and political debates. Differences in frequency of manipulation methods and sets of most popular methods are shown.
Key words: discourse, types of mass media discourse, psychological manipulation, verbal manipulation methods, content analysis.
Н.Д. Павлова, д-р психол. наук, зав. лаб. Учреждения Российской Академии наук Института психологии РАН (ИП РАН), г. Москва, E-mail: [email protected]; А.А. Григорьева, соискатель лаб. психологии речи и психолингвистики Учреждения Российской Академии наук Института психологии РАН, г. Москва, E-mail: [email protected]
СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ В МАСС-МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕЛЕДЕБАТОВ, ТЕЛЕБЕСЕД И ТОК-ШОУ
Статья обращена к изучению специфики средств оказания воздействия в различных коммуникативных контекстах. Представлены данные сравнительного анализа приемов воздействия в трех видах телевизионного дискурса - ток-шоу, теледебаты, беседы с ведущим. Выявлены различия в частоте использования приемов воздействия, а также в наборе приемов, являющихся наиболее востребованными.
Ключевые слова: дискурс, виды масс-медийного дискурса, психологическое воздействие, средства речевого воздействия, контент-анализ.
В настоящее время все большую значимость в жизни каждого человека приобретают масс-медиа. По данным статистических агентств, ежеминутно в России смотрит телевизор 2,7 миллиона человек. Каждый год возникают все новые форматы телевизионных передач и, соответственно, новые виды масс-медийного дискурса, отличающиеся по условиям коммуникации, своим «коммуникативным обстоятельствам» [1]: ток-шоу, реалити-шоу, стенд-ап шоу и др. Это многообразие, несмотря на обилие работ, во многом остается неизученным.
Изучение конкретных видов масс-медийного дискурса, получающих распространение и привлекающих многомиллионную аудиторию, приобретает особую актуальность в контексте проблемы психологического воздействия, которая с развитием новых информационных технологий и ростом медиатизации общества встает как никогда остро. Различные виды воздействия в конкретных условиях деятельности и общения анализируются в общей и социальной психологии, в педагогической психологии и психологии труда, клинической психологии и психологии разви-
тия [2]. Со своих позиций изучением средств реализации воздействия и его социальных эффектов занимаются смежные с психологией социальные и гуманитарные дисциплины - социология, политология, лингвистика. Однако, несмотря на обилие работ и богатый фактический материал, касающийся механизмов и принципов воздействия, используемых коммуникантами приемов и тактик [3-9], психолингвистический аспект темы исследован недостаточно. В этой связи особенно существенна проблема специфики средств оказания воздействия в различных коммуникативных контекстах (видах дискурса), которая привлекает все боль-
шее внимание и рассматривается как перспективная задача изучения психологического воздействия [10].
Следует отметить, что изучение дискурса и присущих ему механизмов воздействия опирается на исследовательские традиции, сформировавшиеся в разных областях науки. На развитие подходов к дискурсу оказали влияние идеи постструктурализма (М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида), этнометодологическая традиция в социологии (Г. Сакс, Э. Щеглов, Г. Джефферсон), представления символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман), исследования семантики текста (Н.И. Жинкин,
Частота использования приемов речевого воздействия в предвыборных дебатах, телебеседах и ток-шоу. Уровень значимости различий между соответствующими показателями показан в колонках,
Таблица 1
При “МЫ ВОЗД£?СТБКЯ ПрЕДрЫбО р- не двбаты Гр^азаборныЕ двбаты- М)№нт кстины* МОМЕКГ /СТУ г ы Мсмеет НС1НКЕ-' Г>уСТЬ ГОБОргт1 пусть во ррт ГуСТЬ "О 50 р*\Т -гредеыборнье дрбаты
Детализация оп кеаі- кя 0,0062 0.0001 0,0625 О.В561 0,05 В5 0.0003
ССЫ|Т№ ИЗ ОЧЄБІ'ДНЕЕ 0,0062 0.0002 0,053 0.0053 0,003В 0.647Е
КЗ зЕторктет 0.6303 0,0347 0.3725 0,0341 0.6В63
0,0404 0.В302 0,03В2 0.2003 0,0634 0.2343
Г.ркуПРОЗКЦН!!* 0,0155 0.1360 0,0313 0.В5В1 0,0341 0.1630
ГДрЗДОКСТО Е- 0,0062 0.1В03 0 0.2360 0,0043 0.8423
Дгква г р^їі к 0,0033 0.1011 0 0.0400 0,0146 0.5751
Повтора- Н£: 0,0311 0.2760 0,0174 0.0133 0,05 В5 0.1247
Бьбор н нфоома ци и 0,1335 0.5767 0,1433 0.1750 0,1073 0.3725
£оо5іц£і-н =■ пазкти вкк*/іі?тнн- ы* фактов 0,1143 0.7015 0,125 0.0350 0,078 0.170В
гзосн бн.ы к зало- 0,02В 0.0512 0,0063 0.7318 0,003В 0.1543
Бегл ие гред'оженк я 0,0342 0.7ВЗЕ 0,0382 0.1213 0,0146 0.1747
НВОДКОЗЬ а* ОСТЬС^ОБ к зи рэжз- н ? 0,0062 0.0367 0,027 В 0.061 = 0,0043 0.8423
КОНКСТТЗЦВК 0,0124 0.2713 0.0243 0.3352 0,0244 0.3017
Метзфоры и Бок из *, «К рнлликзл», чБСи^КЬЛ, "Борьба* 0,0342 0.0066 0,0035 0.3 ЗВВ 0 0.0077
МЕТЭфЭРЫ ■! Че/ОЗ ЕН ЗС ИЇЄ ТЄЧ)*, «Дом», «Родство*, «Міррастений» 0,0031 0.2645 0,0104 0.4336 0,0043 0.7471
Метэф: рн ■уі вклеїте», «Гутьл, іСтро^тгї: ьство* 0,0124 0.4340 0,0063 0.7318 0,003В 0.7786
мансі*™ зз цн і 0,0621 0.25 В6 0,0417 0.0134 0,0376 0.1347
ОбрЗЩВЫ'В КО ЦВИОЧ-ЬМуСТЭ Ю БКЗЛ" здр-зсзтз 0,02В 0.2304 0,0133 0.0743 0,03 3 0.4ВЗЗ
Обрзщзи:? кссцнз^ю^ са «ксзк з кк ю здиесзтз 0,0373 0.071В 0,0133 0.6802 0,003В 0.0561
ІІОБЗІ' ЭГТБТУ ЧК№ ГрН “И Т=/ Ы- ЫХ ТЕКСТОВЫХ фор*". 0,0124 0.05 В2 0 0.0337 0,003В 0.77В6
БЫбОрСТКАКСТНКН ТРКСТЗ 0,0342 0.31В5 0,020 В 0.0850 0,04 ЕЕ 0.4033
5НСГ рБССКБКЫ^ОТ) 53 0,0963 0.23 25 0,0634 0.7313 0,0634 0.1 В43
Эте цко ьа^ное за ража-- к* 0,0 В07 0.15В6 0,0521 0.11&І 0,0В 7В 0.7753
Бы 5ор знакалчах/ке ка ю уых о:ушатв^юслсБ 0,024В 0.В211 0,027 В 0.0165 0 0.0234
Сообьйжарроь 0,052В 0.234В 0,0764 0.4411 0,05 В5 0.77В2
ИСГОЛїЗОБЗІ-Н^ЗКаЩЗаХОІОБ 0,0033 0.1461 0,0243 0.4531 0,0146 0.5751
СОЗИ'ЗЧЄНКБІї'.СОИЛЄ’СТИОСТИ 0,0155 0.В5ВВ 0,0174 0.3 7В1 0,0233 0.2В26
И.А. Зимняя, Т. ван Дейк и др.). В этой связи обращает внимание изменение методических установок сравнительно с традиционными исследованиями психологического воздействия, в которых широко используются экспериментальные подходы. Дискурсивный подход, применяя качественные методы научного анализа, позволяет получать данные, отражающие реальность речевого общения в разных сферах жизни. При этом в фокусе исследований оказываются не общие принципы и стратегии воздействия, а конкретные речевые формы - то, что люди реально говорят, взаимодействуя друг с другом [11].
Заключенный в дискурсе потенциал воздействия раскрывается при изучении разных аспектов его организации. Механизмы и средства воздействия рассматриваются в работах, обращенных к изучению способов описания событий и фактов (Дж. Поттер, Р. Харре, П. Стернс), взаимодействия партнеров (О.С. Ис-серс, Э. Щеглов, Г. Джефферсон), транслируемых дискурсом социальных представлений и отношений (Т. ван Дейк, Р Водак), используемых метафорических моделей (А.Н. Баранов, К.И. Алексеев и др.), интенциональной базы дискурса [12]. Подчеркивается, что функцию воздействия реализует любое высказывание, к какой бы сфере коммуникативной практики оно не относилось. При этом в противоположность распространенному представлению о том, что феномен речевого воздействия связан в первую очередь с целевой установкой субъекта на управление пониманием и поведением адресата, формируется представление о принципиальной значимости в понимании дискурса непреднамеренного воздействия (Р Блакар, О.С. Иссерс, В.И. Карасик, Н.Д. Павлова). Выявляются механизмы, лежащие в основе речевого воздействия: вариативная интерпретация действительности (А.Н. Баранов), имплицитное выражение смысла (Е.И. Шейгал, Т. ван Дейк, В.В. Деменьтьев и др.), структурирование информации (Р Харре, П. Стернс, Дж. Поттер), монологизация общения (М.М. Бахтин, Е.И. Шейгал, Р. Барт). Обнаруживается многообразие средств дискурсивного воздействия, в числе которых выбор информации, детализация описания, использование перечислений, безличных предложений и пр.
В целом проведенные исследования показывают: оказание воздействия неотделимо от дискурсивной практики и оно никак не сводится к директивным речевым актам, выстраиванию рациональных доводов или использованию классических риторических приемов. Средства воздействия относятся к разным уровням организации дискурса - выбору слов, построению высказываний, композиции дискурса в целом. При этом вопрос о контекстной специфике выбора коммуникантами тех или иных приемов воздействия во многом остается открытым.
Изучение приемов оказания воздействия в разных видах масс-медийного дискурса составило цель проведенного эмпирического исследования.
Осуществлялся сравнительный анализ трех видов масс-ме-дийного дискурса: предвыборные дебаты, телебеседы и ток-шоу. Материал, относящийся к предвыборным дебатам, был представлен программами, выходившими в эфир в связи с выборами в Государственную Думу (2003, 2007 гг.) и выборами Президента РФ 2004 года. В качестве телебесед использовались диалоги программы А. Караулова «Момент истины». Ток-шоу было представлено программой «Пусть говорят» первого телевизионного канала. Выборку составили 150 передач (50 передач, относящихся к дискурсу каждого вида).
Выявление средств оказания речевого воздействия осуществлялось на основании списка, составленного по литературным источникам, с помощью контент-анализа. Математическая обработка данных проводилась с использованием Difference test из пакета Statistica 6.
Основная исследовательская гипотеза состояла в следующем: существует специфика использования приемов оказания
воздействия в разных видах дискурса, проявляющиеся в частоте их применения, а также в наборе приемов, являющихся наиболее употребительными.
Результаты исследования. Сравнительный анализ средств речевого воздействия в трех видах дискурса выявил, что чаще всего приемы воздействия реализуются в предвыборных дебатах: из всего объема полученных данных на них приходится порядка 48% случаев использования приемов, на телебеседы и ток-шоу 38% и 14% соответственно. При этом подавляющее большинство приемов употребляется как в предвыборных дебатах, так и в двух других видах дискурса.
Заметные различия выявляются, однако, в частоте употребления приемов. Как свидетельствуют данные, приведенные в таблице 1, статистические различия в использовании обнаруживают следующие приемы оказания воздействия: детализация описания, ссылки на очевидцев, выбор информации, сообщение позитивных/негативных фактов, употребление пассивного залога, безличных предложений, повторений, неоднозначных слов и выражений, метафоры «Война», эстетически привлекательных форм, экспрессивных слов, эмоционального заражения, знакомых или не знакомых слушателю слов, особого жаргона, оппозиции «свой» - «чужой».
При сопоставлении представленных данных обнаруживается, что прием детализации описания используется практически в равной степени в ток-шоу и телебеседах, но значительно реже в предвыборных дебатах, хотя именно дебаты отличает максимальная насыщенность приемами воздействия. Прием ссылки на очевидцев применяется одинаково редко в предвыборных дебатах и в ток-шоу, но значительно чаще в телебеседах. Приемы выбора информации и сообщения позитивных или негативных фактов используются в ток-шоу значительно реже, чем в теледебатах и телебеседах (хотя в ток-шоу они и являются одними из наиболее популярных).
Эти и другие приведенные в таблице данные показывают, что целый ряд приемов воздействия используется преимущественно в дискурсе определенного вида. Так, экспрессивные слова и эмоциональное заражение характерны для предвыборных дебатов, ссылки на очевидцев - для телебесед. Пассивный залог используется в предвыборных дебатах значительно чаще, чем в двух других исследованных видах дискурса. Для телебесед и предвыборных дебатов значительно более характерно использование безличных предложений, приема, который в ток-шоу практически не встречается. Употребление неоднозначных слов и выражений наиболее обычно для телебесед, в которых герой передачи периодически пытается избежать прямого и однозначного ответа на неудобный вопрос ведущего, в ток-шоу и предвыборных дебатах этот прием практически не востребуется. Военная метафора представлена фактически только в предвыборных дебатах, для которых характерно противопоставление себя и своей партии оппоненту или действующей власти и обещания «победить», «взять штурмом» и т.п.
Можно сделать вывод, что, хотя во всех видах телевизионного дискурса используются сходные приемы речевого воздействия, обнаруживаются заметные различия в частоте их применения, а также в наборе приемов, являющихся наиболее востребованными.
Мы предполагаем, что специфика употребления приемов оказания воздействия в различных видах дискурса связана со специальными характеристиками коммуникативного контекста и, соответственно, с особым кругом интенций субъектов общения, которые в нем актуализируются. Изучение интенциональной базы дискурса и установление связи между его интенциональными характеристиками и реализуемыми приемами оказания воздействия составляет задачу следующего этапа исследования.
Библиографический список
1. Стернин, И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. - Воронеж, 2000.
2. Психологическое воздействие: механизмы, стратегии, возможности противодействия / под ред. А.Л. Журавлева и Н.Д. Павловой. -
М., 2012.
3. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М., 1997.
4. Паршин, П.Б. Речевое воздействие: основные сферы и разновидности // Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. - М., 2000.
5. Стернин, И.А. Практическая риторика. - М., 2003.
6. Чалдини, Р Психология влияния. - СПб., 1999.
7. Чернявская, В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия. - М., 2006.
8. Graber, D.A. Media Power in Politics / Doris Graber A. 4th ed. Washington, D.C.: Congressional Quarterly, 2000.
9. Dijk, T.A. van. Political Discourse and Racism: Describing Others in Western Parliaments // The Language and Politics of Exclusion: Others in
discourse. Thousand, 1994.
10. Латынов, В.В. Психологическое воздействие: принципы, механизмы, теории // Психологическое воздействие: механизмы, стратегии,
возможности противодействия / под ред. А.Л. Журавлева и Н.Д. Павловой. - М., 2012.
11. Павлова, Н.Д. Механизмы и средства оказания субъектом дискурсивного воздействия // Психологическое воздействие: механизмы, стратегии, возможности противодействия / под ред. А.Л. Журавлева и Н.Д. Павловой. - М., 2012.
12. Дискурс в современном мире. Психологические исследования / под ред. Н.Д. Павловой и И.А. Зачесовой. - М., 2011.
Bibliography
1. Sternin, I.A. Ponyatie kommunikativnogo povedeniya i problemih ego issledovaniya // Russkoe i finskoe kommunikativnoe povedenie. -Voronezh, 2000.
2. Psikhologicheskoe vozdeyjstvie: mekhanizmih, strategii, vozmozhnosti protivodeyjstviya / pod red. A.L. Zhuravleva i N.D. Pavlovoyj. - M., 2012.
3. Docenko, E.L. Psikhologiya manipulyacii: fenomenih, mekhanizmih i zathita. - M., 1997.
4. Parshin, P.B. Rechevoe vozdeyjstvie: osnovnihe sferih i raznovidnosti // Reklamnihyj tekst. Semiotika i lingvistika. - M., 2000.
5. Sternin, I.A. Prakticheskaya ritorika. - M., 2003.
6. Chaldini, R. Psikhologiya vliyaniya. - SPb., 1999.
7. Chernyavskaya, V.E. Diskurs vlasti i vlastj diskursa. Problemih rechevogo vozdeyjstviya. - M., 2006.
8. Graber, D.A. Media Power in Politics / Doris Graber A. 4th ed. Washington, D.C.: Congressional Quarterly, 2000.
9. Dijk, T.A. van. Political Discourse and Racism: Describing Others in Western Parliaments // The Language and Politics of Exclusion: Others in discourse. Thousand, 1994.
10. Latihnov, V.V. Psikhologicheskoe vozdeyjstvie: principih, mekhanizmih, teorii // Psikhologicheskoe vozdeyjstvie: mekhanizmih, strategii, vozmozhnosti protivodeyjstviya / pod red. A.L. Zhuravleva i N.D. Pavlovoyj. - M., 2012.
11. Pavlova, N.D. Mekhanizmih i sredstva okazaniya subjhektom diskursivnogo vozdeyjstviya // Psikhologicheskoe vozdeyjstvie: mekhanizmih, strategii, vozmozhnosti protivodeyjstviya / pod red. A.L. Zhuravleva i N.D. Pavlovoyj. - M., 2012.
12. Diskurs v sovremennom mire. Psikhologicheskie issledovaniya / pod red. N.D. Pavlovoyj i I.A. Zachesovoyj. - M., 2011.
Статья поступила в редакцию 13.02.12
УДК 378.22:044
Petrov V.N. THE DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL BACHELOR TRAINING IN EDUCATION BY CORRESPONDENCE. The paper reviews peculiar features of information competence development in the system of professional bachelor training. The essence of the notion information competence is revealed, its structural components and the necessity to develop methodic support in education by correspondence on the basis of telecommunicational technologies.
Key words: information competence, professional competence, telecommunicational system of education by correspondence, professional bachelor training, independent work.
В.Н.Петров, соискатель Новгородского гос. университета имени Ярослава Мудрого,
г. Великий Новгород, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются особенности развития информационной компетентности в системе профессиональной подготовки бакалавров. Раскрыта сущность понятия информационная компетентность, ее структурные компоненты и необходимость создания методического обеспечения заочной формы обучения на основе телекоммуникационных технологий.
Ключевые слова: информационная компетентность, профессиональная компетентность, телекоммуникационная система заочного обучения, профессиональная подготовка бакалавров, самостоятельная деятельность.
Процесс информатизации общества коснулся всех сфер жизнедеятельности, и поэтому в настоящее время человеческая деятельность все более перетекает из сферы создания материальных благ в сферу обработки информации. При этом определяющим фактором успешного развития экономики, техники, науки, политики и общества в целом становится качественная профессиональная подготовка к работе в информационной среде. В этой связи подготовка бакалавров умеющих работать с информацией является одной из наиболее важных задач профессиональной школы, что, в свою очередь, обуславливает объективную потребность в модернизации российского высшего профессионального образования. Согласно передовой педагогической мысли, важнейшей задачей высшего образования является подготовка бакалавров, готовых к активным действиям по получению, усвоению, переработке и передаче разнообразной информации и способных к дальнейшему самообразованию, проектированию своей деятельности, к самостоятельным и ответственным действиям. Другими словами, выпускник бакалавриата должен быть компетентным в информационной сфере.
Одна из основных форм непрерывного образования - заочное обучение в высших учебных заведениях, получившая в последние годы широкое распространение в большинстве стран мира. Однако в России проблемы заочного образования решают-
ся недопустимо медленно. Недостаточно учитываются специфики студенческой аудитории и методов преподавания, многие педагогические инновации не затрагивают систему заочного образования, что свидетельствует о ее консерватизме. В организации процесса заочного обучения наблюдается слабая ориентация на применение новых компьютерных и телекоммуникационных технологий. В связи с этим актуальны проблемы конструирования телекоммуникационных систем заочного обучения как приоритетного направления в создании нового учебно-методического обеспечения этой формы образования. Именно эта форма обучения в системе высшего образования более других нуждается в использовании телекоммуникаций.
В настоящее время нет единого подхода к определению сущности понятия «компетентность». Наряду с этим понятием используют понятия «компетенция», «ключевые компетенции», «профессиональная компетентность», тождественность, различия, структурные компоненты которых являются сегодня одними из центральных предметов изучения в теории образования.
Многообразие подходов к определению данных терминов создает определенные проблемы для их осмысления и понимания содержания самого компетентностного подхода. В научно-исследовательской среде данные понятия либо отождествляются (Л.Н. Болотов, В.С. Леднев,