• 7universum.com
^UNIVERSUM:
ЛЛ ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ ТЕЛЕБЕСЕД (НА МАТЕРИАЛЕ УКРАИНСКОГО, РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ)
Шалёв Андрей Станиславович
доцент кафедры английского языка в судовой энергетике судомеханического факультета Одесской национальной морской академии,
Украина, Одесса Е-mail: lana-san. 07@mail. ru
ENERGY CHARACTERISTICS OF TALK SHOW SPEECH (BASED ON THE MATERIAL OF UKRAINIAN, RUSSIAN AND BRITISH PROGRAMMES)
Shalyov Audrey Stanislavovich
associate professor of the chair of English in Ship Energetics at Marine Engineering Faculty of Odessa National Marine Academy
Ukraine, Odessa
АННОТАЦИЯ
В данной статье представлены результаты инструментального исследования программ украинского, российского и британского телевидения, относящихся к жанру телебеседы. В работе описаны особенности телевизионного дискурса, а также предложен подробный анализ энергетических характеристик речи в исследованных видах телебесед.
ABSTRACT
In the given article the results of the instrumental research of Ukrainian, Russian and British TV programmes belonging to the talk show genre are presented. The peculiarities of television discourse are described. The detailed analysis of energy characteristics of speech in the studied types of talk shows is presented as well.
Шалёв А.С. Энергетические характеристики речи телебесед (на материале украинского, русского и английского языков) // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2013. № 2 (2) . URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/406
Ключевые слова: телебеседа, жанр, телевизионный дискурс, просодия, пиковая интенсивность.
Keywords: talk show, genre, television discourse, prosody, peak intensity.
На протяжении нескольких десятилетий зарубежные и отечественные ученые, представители разных наук: философии, политологии, психологии, социологии и журналистики, глубоко и всесторонне исследовавшие масс-медиа, говорят об исключительной роли данного социального института, ставшего сегодня ежедневной потребностью социокультурной жизни человека, обладающего возможностями воздействовать на его мировоззрение, его национальную культуру и язык [4]. Большой тематический раздел в литературе о масс-медиа посвящен исследованиям телевидения [5].
Лингвистические исследования последних десятилетий [2; 6] посвящены рассмотрению вопросов моделирования массово-коммуникационной деятельности, технологии манипулирования, стратегии воздействия средств массовой коммуникации (СМК) на массовую аудиторию. Анализу подвергается дискурс масс-медиа (как правило, дискурс печатных изданий). Однако телевизионный дискурс остается малоизученной областью. Исследования, проведенные в этом направлении, носят экспериментальный характер (например, работа Ю.В. Артемьевой [1]) или посвящены специфике незначительного числа телевизионных жанров: телеинтервью [6], игровых программ [3], теледебатов [2].
Телевизионная речь относится к публичной разновидности устной литературной речи, в которой во все возрастающей степени проявляются признаки разговорной речи (неофициальность, ситуативность, неподготовленность, непринужденность, устность, непосредственность, стереотипность, диалогичность, эмоциональность, «повседневная» тематика, персональная адресованность общения), что позволило нам определить стиль телевизионной речи (телевизионного дискурса) как публицистический с элементами разговорности [4, с. 30].
Включение в речь публичной коммуникации элементов разговорности обладает значительным экспрессивным потенциалом и производит необходимый коммуникативный эффект: способствует установлению контакта между субъектами телевизионной коммуникации, привлекает и удерживает внимание телезрителей, вызывает познавательный интерес, подталкивает к размышлению и, следовательно, к диалогу между телекоммуникатором и аудиторией.
Данные тенденции в полной мере проявились в ходе исследования 300 телебесед, транслируемых украинскими, российскими и британскими телеканалами (УТ-1, УТ-2, Интер, ОРТ, НТВ, Культура, Муз-ТВ, BBC, ITV, Discovery и др.), общей длительностью звучания более 100 часов.
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью в современной филологической литературе проблемы телебеседы, ее жанровой специфики и просодических особенностей, осмысление которых является одним из перспективных направлений в современной лингвистике.
Цель работы состоит в описании телевизионного дискурса, в определении жанра телебеседы и ее видов, а также в определении роли параметров интенсивности при выявлении различий между событийными, научно-популярными, морально-этическими и развлекательными телебеседами.
Экспериментально-фонетическому компьютерному анализу подвергались следующие характеристики интенсивности:
1. максимальные значения интенсивности структурных элементов фраз — начальных безударных, первых ударных, ядерных и заядерных слогов (дБ);
2. максимальные значения интенсивности лексико-синтаксических средств, характерных для каждого из исследованных видов телебесед.
В результате электроакустического анализа вышеуказанных параметров интенсивности были установлены определенные различия между исследованными видами телебесед.
Во всех исследуемых видах телебесед в трех языках, как в речи ведущих, так и участников, не были выявлены четкие закономерности в показателях
пиковой интенсивности начальных безударных и заядерных слогов (см. табл. 1).
Более значительные различия между видами телебесед отмечались в значениях пиковой интенсивности первых ударных и ядерных слогов.
Так, в событийных телебеседах значения пиковой интенсивности первых ударных и ядерных слогов несколько превышали соответствующие значения пиковой интенсивности в научно-популярных телебеседах, но так же, как и показания пиковой интенсивности первых ударных слогов, были значительно меньше, чем в морально-этических и развлекательных телебеседах (см. табл. 1).
Для речи ведущих и участников научно-популярных телебесед характерны немного меньшие значения пиковой интенсивности первых ударных и ядерных слогов по сравнению с аналогичными показателями событийных телебесед. От морально-этических и развлекательных телебесед научно-популярные телебеседы отличаются гораздо меньшими значениями пиковой интенсивности как первых ударных, так и ядерных слогов.
Морально-этические телебеседы четко отличаются от событийных и научно-популярных телебесед значительно большими показаниями пиковой интенсивности первых ударных и ядерных слогов. При этом значения первых ударных и ядерных слогов в морально-этических телебеседах являются максимальными по сравнению со всеми остальными исследованными видами телебесед (см. табл. 1). Данный факт свидетельствует о значимости данных показателей в дифференциации морально-этических телебесед, а также о большей степени эмоциональной насыщенности речи участников морально-этических телебесед.
Речь ведущих и участников развлекательных телебесед характеризуется несколько меньшими значениями пиковой интенсивности первых ударных и ядерных слогов по сравнению с аналогичными показателями морально-этических телебесед. При этом от событийных и научно-популярных телебесед развлекательные телебеседы отличаются намного большими значениями пиковой интенсивности как первых ударных, так и ядерных слогов.
Таблица 1.
Среднеарифметические значения пиковой интенсивности структурных элементов фраз исследованных типов украинских, российских
и британских телебесед (дБ)
= ы м Виды телебесед -=- ы Л о н Пиковая интенсивность
з я Ы = нач.б/у. 1 уд. яд. з/яд.
Событийные ведущ. 51 75 71 62
участн. 55 77 80 60
К Научно- ведущ. 46 70 66 65
И о К популярные участн. 56 72 78 69
£ СР И Морально- ведущ. 64 87 83 56
этические участн. 58 89 91 45
Развлекательные ведущ. 61 79 76 53
участн. 57 83 87 49
Событийные ведущ. 53 70 66 57
участн. 59 72 78 55
(и м Научно- ведущ. 58 67 63 54
И о « популярные участн. 61 69 76 59
К о о О Морально- ведущ. 67 82 78 53
этические участн. 63 83 89 46
Развлекательные ведущ. 64 78 73 48
участн. 70 81 85 52
Событийные ведущ. 54 67 64 55
участн. 52 70 75 50
(и м Научно- ведущ. 56 64 60 47
И о ¡3 популярные участн. 59 67 71 43
сЗ н к сР РЧ Морально- ведущ. 63 79 74 56
этические участн. 60 81 86 49
Развлекательные ведущ. 62 75 70 54
участн. 65 78 82 49
Полученные данные по значениям интенсивности согласуются с выводами, сделанными в ходе слухового анализа.
Как видно по данным, представленным в таблице 1, показания ср/пик. интенсивности первых ударных и ядерных слогов оказались значимыми характеристиками, различающими виды телебесед. Наибольшее различие по показаниям среднепиковой интенсивности первых ударных и ядерных слогов наблюдалось между научно-популярными и морально-этическими беседами. Минимальное отличие в значениях среднепиковой интенсивности первых ударных слогов было отмечено между морально-этическими и развлекательными беседами, в то время как наименьшее отличие в показаниях ядерных слогов было зафиксировано между событийными и научно-популярными телебеседами.
При этом следует отметить, что украинские телебеседы характеризуются максимальными показателями интенсивности, российские телебеседы — средними, а британские телебеседы — минимальными значениями интенсивности.
Итак, в ходе проведения электроакустического анализа была наглядно продемонстрирована роль энергетических параметров в разграничении исследуемых видов телебесед.
Список литературы:
1. Артемьева Ю.В. Акты референции в телевизионном дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Тверь, 2000. — 15 с.
2. Иванова Ю.М. Стратегии речевого воздействия в жанре предвыборных теледебатов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Волгоград, 2003. — 20 с.
3. Канчер М.А. Языковая личность телеведущего в рамках русского риторического этоса (на материале игровых программ): автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Екатеринбург, 2002. — 20 с.
4. Ларина Е.Г. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса: дис. ... канд. филол. наук. — Волгоград, 2004. — 171 с.
5. Телевизионная журналистика / Под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвик, А.Я. Юровского. — М., 2002. — 368 с.
6. Ухова Л.В. Речевые средства реализации авторского намерения в жанре телеинтервью: дис. ... канд. филол. наук. — Ярославль, 2001. — 350 с.