10. Латынов, В.В. Психологическое воздействие: принципы, механизмы, теории // Психологическое воздействие: механизмы, стратегии,
возможности противодействия / под ред. А.Л. Журавлева и Н.Д. Павловой. - М., 2012.
11. Павлова, Н.Д. Механизмы и средства оказания субъектом дискурсивного воздействия // Психологическое воздействие: механизмы, стратегии, возможности противодействия / под ред. А.Л. Журавлева и Н.Д. Павловой. - М., 2012.
12. Дискурс в современном мире. Психологические исследования / под ред. Н.Д. Павловой и И.А. Зачесовой. - М., 2011.
Bibliography
1. Sternin, I.A. Ponyatie kommunikativnogo povedeniya i problemih ego issledovaniya // Russkoe i finskoe kommunikativnoe povedenie. -Voronezh, 2000.
2. Psikhologicheskoe vozdeyjstvie: mekhanizmih, strategii, vozmozhnosti protivodeyjstviya / pod red. A.L. Zhuravleva i N.D. Pavlovoyj. - M., 2012.
3. Docenko, E.L. Psikhologiya manipulyacii: fenomenih, mekhanizmih i zathita. - M., 1997.
4. Parshin, P.B. Rechevoe vozdeyjstvie: osnovnihe sferih i raznovidnosti // Reklamnihyj tekst. Semiotika i lingvistika. - M., 2000.
5. Sternin, I.A. Prakticheskaya ritorika. - M., 2003.
6. Chaldini, R. Psikhologiya vliyaniya. - SPb., 1999.
7. Chernyavskaya, V.E. Diskurs vlasti i vlastj diskursa. Problemih rechevogo vozdeyjstviya. - M., 2006.
8. Graber, D.A. Media Power in Politics / Doris Graber A. 4th ed. Washington, D.C.: Congressional Quarterly, 2000.
9. Dijk, T.A. van. Political Discourse and Racism: Describing Others in Western Parliaments // The Language and Politics of Exclusion: Others in discourse. Thousand, 1994.
10. Latihnov, V.V. Psikhologicheskoe vozdeyjstvie: principih, mekhanizmih, teorii // Psikhologicheskoe vozdeyjstvie: mekhanizmih, strategii, vozmozhnosti protivodeyjstviya / pod red. A.L. Zhuravleva i N.D. Pavlovoyj. - M., 2012.
11. Pavlova, N.D. Mekhanizmih i sredstva okazaniya subjhektom diskursivnogo vozdeyjstviya // Psikhologicheskoe vozdeyjstvie: mekhanizmih, strategii, vozmozhnosti protivodeyjstviya / pod red. A.L. Zhuravleva i N.D. Pavlovoyj. - M., 2012.
12. Diskurs v sovremennom mire. Psikhologicheskie issledovaniya / pod red. N.D. Pavlovoyj i I.A. Zachesovoyj. - M., 2011.
Статья поступила в редакцию 13.02.12
УДК 378.22:044
Petrov V.N. THE DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL BACHELOR TRAINING IN EDUCATION BY CORRESPONDENCE. The paper reviews peculiar features of information competence development in the system of professional bachelor training. The essence of the notion information competence is revealed, its structural components and the necessity to develop methodic support in education by correspondence on the basis of telecommunicational technologies.
Key words: information competence, professional competence, telecommunicational system of education by correspondence, professional bachelor training, independent work.
В.Н.Петров, соискатель Новгородского гос. университета имени Ярослава Мудрого,
г. Великий Новгород, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются особенности развития информационной компетентности в системе профессиональной подготовки бакалавров. Раскрыта сущность понятия информационная компетентность, ее структурные компоненты и необходимость создания методического обеспечения заочной формы обучения на основе телекоммуникационных технологий.
Ключевые слова: информационная компетентность, профессиональная компетентность, телекоммуникационная система заочного обучения, профессиональная подготовка бакалавров, самостоятельная деятельность.
Процесс информатизации общества коснулся всех сфер жизнедеятельности, и поэтому в настоящее время человеческая деятельность все более перетекает из сферы создания материальных благ в сферу обработки информации. При этом определяющим фактором успешного развития экономики, техники, науки, политики и общества в целом становится качественная профессиональная подготовка к работе в информационной среде. В этой связи подготовка бакалавров умеющих работать с информацией является одной из наиболее важных задач профессиональной школы, что, в свою очередь, обуславливает объективную потребность в модернизации российского высшего профессионального образования. Согласно передовой педагогической мысли, важнейшей задачей высшего образования является подготовка бакалавров, готовых к активным действиям по получению, усвоению, переработке и передаче разнообразной информации и способных к дальнейшему самообразованию, проектированию своей деятельности, к самостоятельным и ответственным действиям. Другими словами, выпускник бакалавриата должен быть компетентным в информационной сфере.
Одна из основных форм непрерывного образования - заочное обучение в высших учебных заведениях, получившая в последние годы широкое распространение в большинстве стран мира. Однако в России проблемы заочного образования решают-
ся недопустимо медленно. Недостаточно учитываются специфики студенческой аудитории и методов преподавания, многие педагогические инновации не затрагивают систему заочного образования, что свидетельствует о ее консерватизме. В организации процесса заочного обучения наблюдается слабая ориентация на применение новых компьютерных и телекоммуникационных технологий. В связи с этим актуальны проблемы конструирования телекоммуникационных систем заочного обучения как приоритетного направления в создании нового учебно-методического обеспечения этой формы образования. Именно эта форма обучения в системе высшего образования более других нуждается в использовании телекоммуникаций.
В настоящее время нет единого подхода к определению сущности понятия «компетентность». Наряду с этим понятием используют понятия «компетенция», «ключевые компетенции», «профессиональная компетентность», тождественность, различия, структурные компоненты которых являются сегодня одними из центральных предметов изучения в теории образования.
Многообразие подходов к определению данных терминов создает определенные проблемы для их осмысления и понимания содержания самого компетентностного подхода. В научно-исследовательской среде данные понятия либо отождествляются (Л.Н. Болотов, В.С. Леднев,
Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков), либо дифференцируются. Подробно этот вопрос рассматривается И.А. Зимней, которая выделяет основанный на компетенции подход, подчеркивающий «практическую, действенную сторону, тогда как подход, основанный на понятии «компетентность», которое включает собственно личностные (мотивация, мотивационно - волевые и др.) качества, определяется как более широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями образования [1]. Более подробную трактовку этих терминов дает Н.И. Запрудский: Компетентность - владения человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности; компетенция же
- это совокупность деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для продуктивной деятельности по отношению к ним; наперед заданное требование (норма) к образованной подготовке [2, с. 66]. Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную «характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией - значит обладать определенными возможностями, в какой-либо сфере.
На протяжении многих лет объектом исследования отечественных ученых являются вопросы профессионального становления личности и ее готовности к профессиональной деятельности. Вместо понятий «профессионализм» и «образованность» всё более используется понятие «профессиональная компетентность».
По мнению академика РАО A.M. Новикова, «профессиональная компетентность подразумевает помимо технологической подготовки (профессионализма) целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессио-нальный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту» [3, с. 24]. Это качества личности (самостоятельность, способность принимать ответственные решения; творческий подход к делу, умение доводить его до конца; умение постоянно учиться и обновлять свои знания), качества мышления (гибкость, абстрактное мышление; системное и экспериментальное мышление), коммуникативные качества (коммуникабельность, способность к сотрудничеству, умение вести диалог) и другие. Такие качества являются необходимыми для любой профессиональной деятельности и носят название ключевых компетентностей.
При оценке уровня подготовки бакалавров на первое место выходит умение студентов работать с информационными системами как хранилищами информации, снабженными процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации различных видов. Исследователи в области образования подчеркивают, что знания, умения и навыки устаревают быстрее любых других в связи с многоплановостью и быстрой изменяемостью видов деятельности. Это убедительно свидетельствует о том, что сегодня задачей образовательного учреждения является научить студентов самостоятельно приобретать необходимые знания, умения и навыки на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Для успешного формирования или развития того или иного качества у обучаемого необходимо ясное представление того, что мы хотим сформировать или развить. Другими словами, необходимо представить структуру профессиональной компетентности бакалавров. Предметом нашего интереса является развитие информационной компетентности бакалавров как составляющей профессиональной компетентности, т.к. ее связывают с владением информационными технологиями, являющимися основой профессиональной деятельности бакалавра.
Таким образом, многие исследователи (В.А. Сластёнин, В.Н. Шапалов и др.) в качестве составляющей профессиональной компетентности называют информационную компетентность или включают информационный компонент в состав других компетентностей. Это актуально в современном информационном обществе, характеризующемся господством информационных технологий, когда главными ценностями становятся знания и информация. Научно-технический прогресс, все возрастающий поток информации, автоматизация всех сфер общества требует, чтобы обучение и самообучение, овладение новыми знаниями и умениями в области информационных технологий стали постоянными составляющими профессиональной деятельности. Проблема
развития информационной компетентности бакалавров приобретает все большую актуальность в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Вопросам информационной компетентности посвящены работы А.В. Хуторского, О.А. Савельевой, О.Г. Смоляниновой, A.M. Оробинского, Д.В. Вишняковой, О.Б. Зайцевой, О.Н. Ионовой, Е.В. Шалашова и др.
Информационная компетентность, являясь ключевой в системе профессиональных компетентностей, выступает основой для становления профессионала в любой сфере деятельности, являясь важнейшей характеристикой бакалавра с высшим образованием. Ряд исследователей рассматривают информационную компетентность как одну из сторон профессиональной компетентности бакалавра. Большинство из них определяет информационную компетентность как способность личности осуществлять информационную деятельность.
По словам А.П. Тряпициной и О.Б. Акуловой, «Информационная компетентность - это универсальная компетентность, на которой базируются достижения ключевых компетентностей во всех сферах самоопределения человека ... это компетентность, которая является основой интеграции всех компетентностей, обеспечивает профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации» [4, с. 194].
А.В. Хуторской [5, с. 64] включает в информационную компетентность умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, требовать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов и информационных технологий.
Анализ определений дает возможность представить информационную компетентность как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний и практических умений (работать с информацией различных видов, используя информационные технологии), а также на основе определенного набора личностных качеств. Однако, исходя из целей нашего исследования, необходимо подчеркнуть, что информационная компетентность не сводится только к системе знаний в области информационных процессов, она являет собой их деятельное применение, т.е. включает в себя аспект активно-преобразовательного отношения к миру.
В рамках одной из частных задач нашего исследования (выделения структурных компонентов информационной компетентности бакалавра, определения их роли и места в структуре профессиональной компетентности), уточним перечень и содержание компонентов информационной компетентности, так как любая компетентность напрямую зависит от деятельности, которую она отражает. На основе анализа видов информационной деятельности бакалавра и структуры профессиональной компетентности определим компонентный состав информационной компетентности бакалавров.
Наиболее значимыми компонентами, на наш взгляд, следует считать:
1. Мотивационный компонент — внутренняя убежденность в необходимости получения новых знаний в области применения, а также возможностей информационных технологий в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности; понимание значимости этих знаний для овладения профессией.
2. Информационный — способность в соответствии с поставленными целями упорядочивать, систематизировать, структурировать информацию; представление об объектной сущности информации; понимание закономерностей и особенностей протекания информационных процессов; знание сфер применения и возможностей современных информационных технологий для решения профессиональных задач.
3. Технологический — умение выбирать и формулировать цели своей профессиональной деятельности и способность в соответствии с поставленными целями упорядочивать, систематизировать, структурировать данные; умение связывать разрозненные факты; умение принимать решения о применении того или иного программного обеспечения, информационные технологии для повышения эффективности своей профессиональной деятельности.
4. Личностный — способность брать на себя ответственность и принимать правильные решения; умение нести ответственность при работе с информацией; навыки защиты информации; психологическая готовность к использованию компьютера для совершенствования собственного труда; развитие информационно-
кибернетического мышления; развитие рефлексивных способностей: умение оценивать свою деятельность и уровень собственного развития, профессионального роста.
Информационная компетентность занимает важное место в структуре профессиональной компетентности бакалавра и имеет точки соприкосновения с ключевыми и базовыми компетенциями. Следовательно, информационная компетентность является особым видом компетентности, и ее развитие становится важной задачей профессиональной подготовки бакалавров любого направления.
Профессиональная подготовка студентов-заочников, несмотря на общность педагогических технологий и методов, применяющихся в вузовской практике, в значительной степени отличается от подготовки студентов очных форм обучения, имеет свои особенности, обусловленные системой организации учебного процесса, жизненным опытом, возрастом, мотивационными и ценностными ориентациями заочников. Более того, в последние годы объективные особенности профессиональной подготовки студентов-заочников дополняются проблематикой их индивидуальной готовности к выполнению профессиональной деятельности. В исследованиях, проведенных A.M. Новиковым, В.И. Овсянниковым и другими специалистами в области заочного образования, подчеркивается важность и необходимость заочной формы обучения как структурного компонента в системе непрерывного образования России. Целый ряд научных исследований посвящен различным подходам к совершенствованию заочной формы обучения средствами открытого образования и информационных технологий: И.И. Гурьевой, Н.Н. Быковой, Н.А. Александровой, Н.Ф. Телешевой; использование компьютеров как средств развития мышления обучающихся — в исследованиях М.Ё. Чекулае-вой, С.А. Кубышкиной; организация самостоятельной работы студентов с компьютерными моделирующими программами — в трудах И.М. Нуркаевой, Н.А. Ерошиной. Вопросами дистанционного обучения в высших учебных заведениях занимались А.А. Андреев, В.И. Солдаткин, А.В. Хуторской, Е.С. Полат и др. В исследованиях Т.Н. Шапошниковой, Н.Н. Гомулиной, С.П. Грушевского, Д.В. Иуса рассматриваются вопросы научно-методического проектирования и использования информационных и телекоммуникационных технологий, как в вузе, так и в общем образовании.
Анализ традиционных и электронных источников, ориентированных на совершенствование заочного образования, показал, что в исследованиях недостаточно рассмотрены такие проблемы, как вертикальная интеграция в этой образовательной системе (преемственность между отдельными этапами и уровнями образования), способы и средства телекоммуникационного взаимодействия студентов и преподавателей, активно-творческие методы обучения, преемственность и согласованность теоретических и экспериментальных методов освоения содержания. Также недостаточно количество исследований, посвященных проблемам применения информационных и телекоммуникационных технологий в заочном образовании.
Таким образом, анализ научных исследований и методической литературы, посвященных модернизации заочного обучения, свидетельствует о наличии противоречий между:
— уровнем развития инфокоммуникационных технологий в современном обществе и традиционной структурой заочного образовательного процесса, не использующей возможности информатизации профессиональной деятельности;
— наличием электронных ресурсов информатизации образования и устаревшими средствами методического обеспечения заочного образовательного процесса;
— возрастающей потребностью в формах обучения, обеспечивающих совмещение учебной и производственной деятельностей, и отсутствием методических систем с эффективной компьютерной поддержкой самостоятельной учебной работы;
— непрерывным увеличением объема нормативного учебного материала и отсутствием дидактических технологий с ком-
Библиографический список
пьютерной поддержкой, обеспечивающих его концентрацию, сгущение информации и оптимизацию форм контроля качества его усвоения.
Устранение указанных противоречий требует новых подходов к модернизации заочной формы учебного процесса. Одним из направлений, диверсификации развития заочного образования является конструирование его учебно-методического обеспечения с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. Реализуемая информационнокоммуникационная дистанционная образовательная технология получила название «телекоммуникационная система заочного образования».
Телекоммуникационная система заочного образования выступает как эффективный инструмент диверсификации заочного профессионального образования и внедрения современных инфокоммуникационных дидактических технологий. Телекоммуникационная система заочного образования представляет собой целостную дидактическую структуру с дистанционным управлением учебным процессом. Модульный принцип обучения предполагает разделение учебной дисциплины на логически замкнутые блоки, называемые модулями, в рамках которых проходит как изучение нового материала, так и конкретные мероприятия по проверке его усвоения. Основными информационными образовательными ресурсами, обеспечивающими каждый модуль изучаемых учебных дисциплин, являются учебно-методические комплексы. Назначение учебно-методических комплексов - обеспечение эффективной работы обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы [6].
Телекоммуникационная система заочного обучения выполняет ряд дидактических функций: информативности - представление информации в различных современных формах и видах; мультимедийности - одновременное использование различных форм представления информации и её обработки в едином объекте; дифференциации - коррекция траектории обучения студентов с учётом уровня их подготовленности; интерактивности - активное взаимодействие и оперативное получение результатов исследования студентами путём изменения параметров или условий изучаемого объекта или явления; индивидуализации - организация самоподготовки и самостоятельной работы студентов с ориентацией на их познавательные и профессиональные интересы; диагностики - проведение диагностических процедур; управления - отбор, систематизация, упорядочивание информации об учебной деятельности студентов, получение устойчивой обратной связи в процессе освоения информации и коррекции этих процессов; наглядности - различные варианты влияния на органы чувств обучаемого: наложение, перемещение, смещение, деформирование, тонирование, анимационные эффекты.
Отмеченные функции привносят особенности в организацию заочного учебного процесса: возможность разграничения и разделения процесса обучения на этапы, процедуры, операции; обеспечение прямого одновременного и косвенного отсроченного взаимодействия студентов и преподавателей при усилении роли консультативной деятельности преподавателей в межсессионный период; координацию действий студентов и оперативный доступ к учебной информации; оперативную коррекцию в управлении учебным процессом; создание условий для текущего и рубежного контроля, возможность коллективной или совместной работы студентов.
Таким образом, организация учебного процесса в системе заочного обучения на основе телекоммуникационной системы заочного образования способствует повышению качества усвоения знаний обучающимися, развитию их самостоятельности, создаёт условия для подготовки бакалавров, профессионально и информационно компетентных, способных эффективно решать многоплановые задачи учебной и профессиональной деятельности.
1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентного подхода в образовании. - М., 2004.
2. Запрудский, Н.И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя. - Минск, 2008.
3. Новиков, А.М. Профессиональное образование России. Перспективы развития. - М., 1997.
4. Модернизация общего образования: управление современной школой: книга для администратора школы / под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпициной. - СПб., 2002.
5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2.
6. Карпенко, М.П. Телеобучение. - М., 2008.
Bibliography
1. Sternin, I.A. Ponyatie kommunikativnogo povedeniya i problemih ego issledovaniya II Russkoe i finskoe kommunikativnoe povedenie. -Voronezh, 2000.
2. Psikhologicheskoe vozdeyjstvie: mekhanizmih, strategii, vozmozhnosti protivodeyjstviya I pod red. A.L. Zhuravleva i N.D. Pavlovoyj. -M., 2012.
3. Docenko, E.L. Psikhologiya manipulyacii: fenomenih, mekhanizmih i zathita. - M., 1997.
4. Parshin, P.B. Rechevoe vozdeyjstvie: osnovnihe sferih i raznovidnosti II Reklamnihyj tekst. Semiotika i lingvistika. - M., 2000.
5. Sternin, I.A. Prakticheskaya ritorika. - M., 2003.
6. Chaldini, R. Psikhologiya vliyaniya. - SPb., 1999.
7. Chernyavskaya, V.E. Diskurs vlasti i vlastj diskursa. Problemih rechevogo vozdeyjstviya. - M., 2006.
8. Graber, D.A. Media Power in Politics I Doris Graber A. 4th ed. Washington, D.C.: Congressional Quarterly, 2000.
9. Dijk, T.A. van. Political Discourse and Racism: Describing Others in Western Parliaments II The Language and Politics of Exclusion: Others in discourse. Thousand, 1994.
10. Latihnov, V.V. Psikhologicheskoe vozdeyjstvie: principih, mekhanizmih, teorii II Psikhologicheskoe vozdeyjstvie: mekhanizmih, strategii, vozmozhnosti protivodeyjstviya I pod red. A.L. Zhuravleva i N.D. Pavlovoyj. - M., 2012.
11. Pavlova, N.D. Mekhanizmih i sredstva okazaniya subjhektom diskursivnogo vozdeyjstviya II Psikhologicheskoe vozdeyjstvie: mekhanizmih, strategii, vozmozhnosti protivodeyjstviya I pod red. A.L. Zhuravleva i N.D. Pavlovoyj. - M., 2012.
12. Diskurs v sovremennom mire. Psikhologicheskie issledovaniya I pod red. N.D. Pavlovoyj i I.A. Zachesovoyj. - M., 2011.
Статья поступила в редакцию 03.03.12
УДК 378.02
Popov G.N., Petukhovа O.V ROLE OF ANTHROPOLOGY IN FORMING PROFESSIONALLY - PEDAGOGICAL CULTURE. Forming of professional-pedagogical culture occupies one of key places in preparation of teachers in our country. Questions of correlation biological and social in a man, intellectual and corporal in different times and in the different countries of the world decide variously. Truth usually is between contradictions. Self-weighted education of culture of man, recognition.
Key words: social, biological, professional-pedagogical culture.
Г.Н. Попов, канд. пед. наук, проф. каф. физ. воспитания Томского гос. педагогического университета, г. Томск; О.В. Петухова, ст. преп. каф. иностранных языков Сибирского гос. медицинского университета, г. Томск, E-mail: [email protected]
РОЛЬ АНТРОПОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Формирование профессионально-педагогической культуры занимает одно из ключевых мест в подготовке педагогов в нашей стране. Вопросы соотношения биологического и социального в человеке, интеллектуального и телесного в разные времена и в разных странах мира решаются по-разному Истина обычно находится между противоречиями. Взвешенное воспитание культуры человека, с учетом индивидуальных способностей личности входит составной частью любого педагога.
Ключевые слова: социальное, биологическое, профессионально-педагогическая культура.
«Возвращение к телу» - так была названа статья американского социолога А.Франка, посвященная анализу ситуации, которая сложилась к этому периоду в области гуманитарных исследований проблемы человеческого тела. Уже само название этого аналитического обзора не оставляет сомнений как минимум в двух обстоятельствах, резюмированных словом «возвращение»: в повышении привлекательности указанного объекта и усилении интереса к нему педагогов в 80-е гг. прошлого века.
Причины данного обстоятельства отнюдь не лежат на поверхности; они теснейшим образом связаны с особенностями социального, культурного и познавательного процессов профессионально-педагогического образования, развивавшихся на протяжении многих веков в лоне европейской цивилизации и получивших в современном мировом социокультурном пространстве соответствующее преломление и продолжение.
Возникает вопрос на данном примере, является ли тело человека феноменом, значимым для сферы педагогики и, в частности, физической культуры? Вопрос этот на первый взгляд носит характер скорее риторический, чем содержательный. Действительно, казалось бы, что более тесной связки, чем «физическая культура и тело человека», просто и существовать не может, поскольку именно через телесное начало только и возможна материализация того, что мы традиционно называем «физической культурой». При этом физическое выступает в данном словосочетании лишь как прилагательное, определение, а вот характеристика сущностного начала, того, к которому «прилагается» уточняющее определение, выражена через существительное «культура». В этом смысле можно говорить о том, что культура находит в феномене человеческого тела форму своего «осуществления».
Проблема объективации, материальных форм проявления культурных оснований является одной из тех базовых проблем, которые становятся предметом анализа применительно к любой области деятельности человека - педагогической, хозяйственной, эстетической, религиозной и т.д.
Однако ни к одной области человеческой деятельности термин “воплощение” (имея в виду проявление определенной системы культурных ценностей) не имеет такого непосредственного этимологического отношения, как в области педагогики к сфере культивирования физических качеств человека, которая превращается в этом контексте из природной материи в носителя атрибутов культуры человеческой цивилизации [1].
Одной из существенных особенностей гуманитарной парадигмы анализа является то, что наряду с поиском ответов на поставленные вопросы о содержании, структуре, функциях того или иного феномена, причинах его возникновения и закономерностях существования (что присуще и естественнонаучному исследованию) гуманитарное познание предполагает, включает в себя анализ понятий смысла, значения, ценности. Не специфика объекта, а прежде всего, специфика человеческого видения этого объекта отличает гуманитарное педагогическое познание. Начинать свое исследование, по меткому замечанию В. Библера, гуманитарий может с орудия, с поступка, с жилья, с социальной связи и др. Однако, чтобы продолжить это исследование, необходимо отнести все это к человеческой внутренней жизни, к сфере замыслов, к тому, что было накануне действий, к тому смысловому контексту, в котором данное действие совершается икак развивается. Как истинное назначение слова состоит не в процессе говорения самом по себе, а в том, что говорится, так и любое