его творческих возможностей, способствовать этому росту, усложняя научные задания;
- посильность заданий, утверждение у студента веры в свои силы. Отход от этого принципа неизбежно приводит к тому, что студент разочаровывается в себе и в своей работе. Поэтому следует тщательно продумывать уровень сложности самообразовательной работы для каждого студента.
Следует отметить, что необходимый уровень самообразовательной компетентности студентов возможно достигнуть только при условии рационального объединения названных технологий, их интеграции в едином учебном процессе. Основными функциям интеграции технологий самообразования
являются обеспечение преемственности формирования уровней самообразовательных знаний и умений студентов, создание условий для развития всех видов самообразовательной деятельности и самообразовательных компетенций. Интеграция технологий самообразования должна носить целенаправленный, систематический, комплексный характер. Она позволяет получить студентами более полные и глубокие знания по дисциплине, осознать профессиональную значимость приобретаемых знаний, формировать установку на непрерывное образование, творческое использование имеющейся системы знаний в освоении нового учебного материала и др.
Библиографический список
1. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Министерство образования и науки РФ. - М., 2007. http:www.umo.msu.ru.
2 Медведев, И.Ф. Принцип самообразования как методологическая основа самообразовательной компетентности / И.Ф.Медведев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. № 36(212), Серия «Образование. Педагогические науки». Вып.10. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010.
3. Тулькибаева, Н.Н. Педагогика: взаимосвязь науки и практики / Н.Н.Тулькибаева, З.М. Большакова. - Челябинск: Изд-во Челяб.гос.педун-та, 2008.
Bibliography
1. Proekt Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF. - M., 2007. http:www.umo.msu.ru.
2 Medvedev, I.F. Princip samoobrazovaniya kak metodologicheskaya osnova samoobrazovatel'noj kompetentnosti / I. F. Medvedev // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. № 36(212), Seriya “Obrazovanie. Pedago-gicheskie nauki”. Vyp.10. -Chelyabinsk: Izd-vo YuUrGU, 2010.
3. Tul'kibaeva, N.N. Pedagogika: vzaimosvyaz' nauki i praktiki [Tekst]/N. N. Tul'kibaeva, Z. M. Bol'shakova. - Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. pedun-ta, 2008.
Статья поступила в редакцию 07.06.11
УДК 373.1
Pozdnyakova N.A. MEANS OF FORMING LEVEL RESPONSIBLE TEENAGERS TO FAMILY. The article analyzes the concept of responsibility and commitment to family. We consider the relevance of the formation of responsible attitudes by teenagers to family. A brief description of the components, criteria and indicators of responsible attitude, as well as levels of its formation. This article describes the pedagogical means to enhance the responsible attitude of adolescents to family, such as the elective course, "Diary of a relationship, " electronic textbook "Parents and children, " website.
Key words: accountability, responsibility, criteria, indicators, levels of formation of responsibility, "Diary of a relationship", an electronic textbook, website.
Н.А. Позднякова, соискатель КузГПА, г. Новокузнецк, E-mail: [email protected]
СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К СЕМЬЕ
В статье анализируются понятие ответственность и ответственное отношение к семье. Рассматривается актуальность формирования ответственного отношения подростков к семье. Дается краткая характеристика компонентов, критериев и показателей ответственного отношения, а так же уровней ее сформированности. В статье описаны педагогические средства повышения уровней ответственного отношения подростков к семье, такие как элективный курс, «Дневник отношений», электронный учебник «Родители и дети», сайт.
Ключевые слова: ответственность, ответственное отношение, критерии, показатели, уровни сформированности ответственности, «Дневник отношений», электронный учебник, сайт.
Формирование ответственного отношения подростков к семье сегодня является одной из целей системы образования, от решения которой зависит благополучие их будущих семей и общества в целом. Актуальность проблемы объясняется возросшей потребностью общества в образованном и воспитанном гражданине, способном принимать ответственные решения в ситуации нравственного выбора, готового нести ответственность за собственную деятельность перед обществом и собственной семьей.
Понятие ответственность рассматривается рядом гуманитарных наук как многозначное и многоаспектное, поэтому можно выделить ряд подходов к ее пониманию.
- Ответственность как объективная зависимость между действиями личности, ее реакция на взаимодействие с окружающим миром и его последствиями. Данный аспект выделяли С.Ф. Анисимов Н.А. Головко, Р.И. Косолапов С. Левицкий,
Э. Фромм и др.
- Ответственность как внешняя форма контроля, формально возложенная на личность. Ответственным в данном случае будет человек облеченный правами и обязанностями в
руководстве делами. (Например, ответственный фактор). Этот аспект в своих работах освещали Р.С. Анисимов, Н.А. Головко, Е.М. Кнохинов, А.С. Макаренко С.И. Ожегов, Д.И. Фельдштейн.
- Социальная ответственность - совокупность социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Данный аспект рассматривают в своих работах И.С. Кон, А. В. Мудрик, Г. Тарод, С. Парсонс и другие.
- Ответственность как форма внутреннего контроля: ответственное отношение к чему-либо, ответственность как личностное качество, черта характера, составляющими которого являются чувство долга. Ответственность как личностное качество рассматривают Л.И. Борисова, А.В. Волнистова, Б.П. Тугаринов, В. Д. Хрущ, Т.Ф. Шилова и другие.
Несмотря на существенный интерес ученых к проблеме ответственности и значительность полученных результатов, проблема формирования ответственного отношения подростков к семье остается не достаточно разработанной. Поэтому актуальность темы исследования определяется противоречием между потребностью общества в ответственных по отношению к семье подростках с одной стороны, и недостаточной разработкой методического аспекта формирования ответственного отношения старших школьников к семье в условиях современного воспитательно-образовательного пространства.
Рассмотрев разные аспекты и подходы к пониманию «ответственности» мы определяем ответственность как интегральное свойство личности, выраженное в мотивах и формах поведения. На основе работ К. Муздыбаева и Ж. Пиаже, можно определить вектор развития ответственности от внешней к внутренней осознанности личности, переход от внешнего к внутреннему контролю поведения [1, с. 134].
Ответственность как качество личности проявляется повсеместно в процессе ее жизнедеятельности. Так как объективной причиной зарождения ответственности является социальная природа человека и обязательства, которые возлагает на него общество. А вот ответственное отношение к чему-либо (в нашем исследовании к семье) это ситуативное явление, реакция на определенные требования в конкретных условиях. По мнению А.Ф. Плахотного, ответственное отношение является определенным этапом в становлении ответственности как качества личности [2, с. 45]. Отношение, по мнению В.И. Мясищева является формой отражения человеком окружающей его действительности. Согласно исследованиям Б.Г. Ананьева, В. И. Мясищева не всякое отношение имеет устойчивые качества, и лишь некоторые из них при определенных условиях могут стать качеством личности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социально объективных существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в которых он живет. Система общественных отношений, в которую включен человек со времени своего рождения до смерти, формирует его субъективное отношение ко всем сторонам действительности, в том числе и ответственности к своей семье [3, с. 17]. Ответ-
ственные отношения личности — ее потребности, интересы, склонности, эмоциональные проявления — являются результатом того, как человеку удается взаимодействовать с окружающей его средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.
Поэтому понятие ответственное отношение к семье мы рассматриваем как ситуативное устойчивое качество личности, характеризующееся позитивным отношением к ответственности, семейным нормам традициям, ценностям, установкам на ответственные действия и реакцию в отношении семьи. Ответственное отношение подростков к семье можно охарактеризовать следующими признаками: чувство сопричастности к собственной семье; эмоциональная отзывчивость на чувственные переживания членов семьи; умение владеть собой, волевая сдержанность в семейной деятельности; умение анализировать и прогнозировать собственную реакцию и результаты деятельности в отношении семьи; реально оценивать взаимоотношения в семье и собственную позицию в решении семейных дел; быть активным участником жизни семьи.
На основе анализа работ Н.В. Винокуровой, Ф.И. Иващенко, В.И. Казаренкова, Т.Н. Сидоровой, Н.И. Скорбилиной, нами установлено, что готовность к ответственному отношению подростков к семье определяется степенью сформиро-ванности содержательного, эмотивного и деятельностного компонентов. Степень и уровень сформированности данных компонентов обеспечивает результативность формирования ответственного отношения учащихся к семье.
Содержательный компонент ответственного отношения старших школьников к семье включает в себя совокупность знаний, понятий, оценок, представлений об ответственности, отношении к семье, ответственном поведении, нормах и правилах семейной ответственности регламентирующих отношения в семье. Система знаний и понятий формируется на основе одобренных форм поведения человека обладающего определенной социальной ролью, предполагает наличие у человека соответствующих убеждений, представлений, оценочных суждений.
Содержательный компонент неразрывно связан с эмотив-ным, который включает в себя процесс формирования эмоционально-чувственного осознания, полученных представлений об ответственном отношении старших школьников к семье.
Деятельностный компонент ответственного отношения старших школьников к семье выражается в виде действий, направленных на осознанное проявление ответственного поведения к семье и саморефлексию, самоконтроль данного поведения.
Опираясь на компоненты ответственного отношения старших школьников к семье, мы разработали критериальнооценочный аппарат, в котором выделили следующие критерии: когнитивный, нормативно-регулятивный, мотивационный, нравственный, эмоционально-волевой, волевой, рефлективный (Таблица 1).
Таблица 1
Компоненты, критерии и показатели ответственного отношения школьников к семье
Структурный компонент Критерий Показатель
Содержательный компонент. Формирование основных знаний, представлений, мотиваций об ответственном отношении к семье. Формирование понятийного аппарата отношения к семье. 1. Когнитивный. Система общих знаний о сущности ответственного отношения к семье как качестве личности Знания об ответственности, ответственном отношении к семье, семейных взаимоотношениях и т. д. Представления об отношениях в своей семье, об уровнях ответственности перед семьей
2. Нормативно-регулятивный. Ориентация личности при выборе поступка, осознание ответственности в виде одного из способов регуляции отношений подростка к семье. Знания нормативных актов регулирующих ответственность, общепринятых норм, правил поведения по ответственному отношению к семье. Представление осознание ответственности за выбор поступка в отношении собственной семьи и осознание последствий совершенных поступков
Эмотивный компонент. Формирование эмоционально-чувственного осознания, полученных представлений об ответственном отношении к семье. Мотивационный. Включает в себя систему мотивов, определенных ценностных действий по отношению к семье Мотивы побудительные причины, повод к действию по отношению к семье.
Нравственные чувства Обеспечивает осознание собственного поведения, Категории нравственности: честность, доброта, искренность, долг перед семьей и их внешнее выражение через нравственную активность
Эмоциональный. Осознанное эмоциональное отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к собственному поведению. Ретроспективной стороной критерия является чувство вины. Эмоции. Душевные переживания за результаты деятельности, собственное поведение сопереживание чуткость. Волевые качества - настойчивость, усердие, сознательность. Волевое ответственное действие свидетельствует о полной ответственности учащихся за свои поступки.
Деятельностный компонент. Действия, направленные на осознанное проявление ответственных отношений к семье. Волевой. Подчиненность личности всем внутренним способностям и мотивам и соответствие их с целями связанными с осознанным ответственным поведением и проявление его в собственной деятельности. Включение в деятельность. Понимание необходимости держать ответ за реализацию поставленной задачи (самоконтроль).
Рефлективный Контроль и оценка собственного поведения по отношению к семье. Положительное отношение к рефлексивной и оценочной деятельности. Самооценка - оценка самого себя, собственного поведения. Самоанализ действий Умение оценить и проанализировать собственное ответственное поведение.
В итоге состав перечисленных нами критериев и показателей раскрывает сущность ответственного отношения как качества личности, которое реализуется на компонентах деятельности субъекта. Внутренняя потребность личности направленная на ответственное отношение к собственной семье, связана с отношением личности к содержанию и процессам деятельности, а так же с уровнями сформированности таких качеств, как чувство долга, дисциплинированность, исполнительность, настойчивость и др.. Только при условии полного осознания личности собственной деятельности, последовательности эмоционально-волевых усилий, наличия адекватной самооценки и самоконтроля, можно говорить о сформированном качестве ответственного отношения к семье. А соответственно и утверждать, что формирование ответственного отношения подростков к семье это последовательное развитие ее компонентов.
Руководствуясь исследованиями Н.В. Винокуровой, Ф.И. Иващенко, В.И. Казаренкова, Т.Н. Сидоровой, экспериментальным путем была выявлена неравномерность развития ответственного отношения подростков к семье, что позволило условно выделить три его уровня: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень выявлен у подростков, которые имеют представления об ответственности, ответственном отношении, прекрасно владеют материалом о взаимоотношениях личности, семьи, общества. Понимают значение ответственного отношения. Осознают уровень нормативной ответственности за совершенные поступки. Подростки данного уровня следуют ответственному поведению в силу внутренней мотивации и побуждений. Суждения об ответственном отношении к семье в данной группе учащихся находятся на уровне суждений-убеждений. Личность морально устойчива, способна к длительным волевым усилиям, эмоционально открыта. Умеет управлять и контролировать собственные эмоции. Личность способна к самостоятельному принятию ответственных решений и их критической оценке. Обладает такими качествами как честность, принципиальность, дисциплинированность. Инициативна в собственной деятельности, деятельностная сторона личности хорошо развита. Самооценка подростка адекватна реальности. На данном уровне проявляется высокий уровень сознательности принципиальности и честности личности.
Подростки со средним уровнем ответственного отношения к семье, проявляют данное качество избирательно, хотя и знают об ответственности, ответственном отношении, но не осознают необходимости в его проявлении. Понимание се-
мейного долга ограничено личными интересами, осознание нормативной ответственности, не способствует регуляции деятельности. Побудителем к ответственному поведению на данном уровне, чаще становятся внешние факторы, а не внутренняя мотивация. Нравственно-оценочные суждения находятся на лично значимом, чаще констатирующем уровне. Проявление эмоций происходит в значимых для личности случаях, волевые проявления так же ситуативны. Деятельность активно избирательная. Проявление эмоций и чувств имнульсивно в значимых для ученика ситуациях. Личность не всегда способна к правильной оценке и самооценке. В делах чаще небрежена, нуждается в побуждающих факторах. Уровень сознательности средний, принципиальность и честность проявляется в зависимости от обстоятельств в деятельности.
Школьники, у которых выявлен низкий уровень, понимают сущность ответственного отношение примитивно, суждения находятся на констатирующем уровне, мотивация слабо развита. Слабо развита способность к длительным волевым усилиям. Действия подростков этого уровня чаще эмоционально не окрашены, не обоснованы. Требования ответственности воспринимаются нередко негативно. Уровень сознательности низкий. Учащиеся допускают неверность своего слова, нарушают обязанности, принципиальность проявляют крайне редко.
Для диагностики критериев, показателей и уровней сфор-мированности ответственного отношения в ходе эксперимента использовались следующие методики: анкетирование, анализ теста Т. Штрайберга «Родитель и подросток»; опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудач»; диагностика В.Л. Марщука оценочная шкала проявления социально-полезных и нравственных качеств; диагностика Б. Басса определение нравственности личности; методика выявления самооценки; анализ решения практических задач; опросник С.Столина Образ-Я; анализ самооценки; результаты заполнения Дневников отношений подростками и их родителями.
На констатирующем этапе эксперимента проведенного в 2009-2010 учебном году среди подростков города Новокузнецка, с помощью перечисленных диагностик было выявлено, что из 380 учащихся только 30% респондентов довольны своими отношениями в семье, остальные 70 % ответили, что взаимопонимание в семье отсутствует. Из числа опрошенных 58% учащихся показали низкий уровень сформированности ответственного отношения к семье, 32% учащихся - средний уровень, 10% учащихся - высокий уровень. Данные результаты позволили утверждать о том, что молодое поколение перестает осознавать ценность семьи для общества, прекращает
понимать потребности своих семей и полностью или частично нести ответственность за собственные поступки перед родными и близкими.
Для формирования компонентов и повышения уровня ответственного отношения подростков к семье был использованы такие средства обучения как: программа элективного курса «Подросток. Семья. Общество», методическое пособие для учителя, программа воспитательной работы «Семья и подросток», электронный учебник «Родители и дети» и информационный сайт Ро7(1пуакоуа.исог.ги. Все эти средства вошли в единый учебно-методический комплекс. Цель реализации комплекса на формирующем этапе эксперимента - сформировать ответственное отношение подростков к семье через систему урочно-внеурочных занятий и дополнительных мероприятия с родителями. Вся экспериментальная деятельность на формирующем этапе реализовывалась исходя из следующих задач:
- Вооружить учащихся знаниями об ответственности, ответственном отношении к семье, семейного долга, ценностях и традициях семейной жизни и т.д.
- Сформировать положительное отношение личности к ответственному поведению в отношении семьи, добиться осознания необходимости данного поведения для общества.
- Создать условия для приобретения подростками опыта ответственного поведения в отношении семьи.
- Повысить педагогическую культуру родителей по вопросам воспитания ответственного отношения подростков.
При изучении материала элективного курса «Подросток. Семья. Общество» использовались разнообразные методы и формы работы: лекции с элементами беседы; семинары; дискуссии; круглые столы;; метод «аквариум»; беседы; наблюдение; анализ контент-сочинений, продуктов деятельности детей и т.д. Для внеклассных мероприятий по программе «Семья и подросток» использовались проектная работа; тренинги; ролевые игры; проблемные лаборатории; имитационные упражнения совместные детско-родительские круглые столы. Занятия по программам велись параллельно, что давало возможность проведения совместных родительско-детских мероприятий. В рамках воспитательно-образовательного процесса проводились совместные собрания, круглые столы и дискуссии родителей и детей для закрепления полученных знаний. Тематика совместных мероприятий:
- Родительско-детское собрание «Что мы знаем об ответственности в семье!»
- Круглый стол «Подумаем вместе «Проблемы моей семьи»».
- Родительско-детское собрание «Конфликт поколений... Как его избежать» (составление правил выхода из конфликта в семье).
- Конференция «Наши успехи в решении семейных вопросов».
В рамках эксперимента учащиеся их родители заполняли «Дневники отношений». «Дневник отношений» состоит из пяти разделов: дата (описание, когда произошло действие), событие (что произошло), реакция родителей на событие, реакция ребенка на событие, рефлексия. Заполнение «Дневников» было необходимо для выявления качественных изменений ответственности подростков проявляющейся в действиях по отношению к семье. Анализ записей в «Дневниках» (1 раз в две недели) родителями и детьми способствовал формированию критической оценки собственного поведения, навыков самоанализа и самооценки поведения в отношении семьи, формированию положительного отношения к рефлексивной и оценочной деятельности собственного поведения. В результате обсуждения записей в «Дневниках» члены семей приходили к единому мнению об отношениях между ними за определенный промежуток времени, о возможных причинах конфликтов, непонимания, безответственного отношения в семье или, наоборот, о действиях поддерживающих эмоциональнокомфортный баланс в семье. В случае затруднений при самоанализе «Дневников» участники эксперимента могли обратиться в школу к психологу или классному руководителю. Из 380 семей участвующих в эксперименте 201 семья (53%) со-
гласились вести «Дневники отношений». Около 120 семей из 201 семьи (59%) на первых этапах самоанализа «Дневников» обратились за помощью к психологу и классным руководителям, к окончанию учебного года только 15 семей регулярно работали с классными руководителями, 10 семей через электронную почту. Остальные семьи, изначально испытывающие затруднения стали самостоятельно справляться с самоанализом «Дневников».
Для стимулирования внимания и интереса к образовательному процессу по формированию ответственного отношения подростков к семье были использованы электронные средства обучения: электронный учебник и специально разработанный авторский сайт.
Электронный учебник «Родители и дети» семьи учащихся получили вначале эксперимента. Учебник состоит из следующих 8 разделов. «Аннотация» краткая характеристика пособия. «Занятия» состоящее из двух информационных блока «Дети», «Родители», с тематическими страницами «Конфликт в семье», «Тяжелое поручение как его выполнить?», «Стили общения», «Как понять своего ребенка?» и т.д. Раздел «Правила ответственности» раздел, в котором описываются правила ответственного отношения как подростков к семье, так и родителей по отношению к подросткам. «Подумай и скажи» -кроссворды, логические задания, проблемные ситуации по тематике элективного курса «Подросток. Семья. Общество». «Документы» в котором представлены полный текст Конституции РФ, выдержки из семейного кодекса, а так же несколько научных статей. «Глоссарий» содержит 1000 терминов по семейному воспитанию и отношениям в семье. «Тренинги и тесты». В разделе представлено несколько тренингов, таких как «Письмо семье», «Семейные роли» «Десять моих я» и т.д. Тематика тестов разнообразна «Ответственный ли я человек», «Ради чего вы это делаете», «Причины конфликтов в семье», «опросник родительского отношения» и другие. «Проекты» в разделе предложены программы и шаблоны проектов «Семейное древо», «Герб семьи», «История семейной реликвии», «Семейный бюллетень», которые будут реализованы родителями и детьми совместно.
Удобная система навигации и гиперссылок учебника позволяет легко перемещаться по блокам и модулям раздела и выбирать индивидуальную или коллективную траекторию обучения. Пособие обладает наглядностью видео, иллюстрациями, схемами, таблицами, графиками. Использование данного электронного пособия семьями учащихся дома и учащимися в процессе изучения элективного курса «Подросток. Семья. Общество» активизирует познавательную активность подростков и членов их семьи, увеличивает процент самостоятельной работы школьников по обозначенным проблемам. А так же способствует налаживанию отношений в семье. Например, мнение В.С Зуевой мамы ученицы 8а класса: «Разбирая задания электронного учебника, совместно с Татьяной я постепенно смогла наладить общение со своей дочерью, научилась спокойно обсуждать с ней конфликты, слушать ее подростковые проблемы. Работая над проектом «Семейный бюджет» я на примере смогла показать дочери как нашей семье нелегко в финансовом плане».
Форма общения через систему Интернет (с использованием сайта и электронной почты) с первых дней эксперимента вызывала большой интерес среди участников эксперимента. Родители и дети отметили удобство общения через Интернет объясняя это тем, что при минимальных временных затратах они могут получать максимальную информацию на интересующие их вопросы. Использованные виды работ через систему Интернет.
- дистанционное обучение родителей и подростков через информационные блоки на сайте, дистанционные психологопедагогические консультации через электронную почту в режиме on-line и off-line;
- организация Web-форумов по проблемам ответственности подростков;
- on-line опросы по тематике курса;
- оперативное информирование участников эксперимента по различным вопросам организации педагогического про-
цесса и предстоящим мероприятиям в ходе эксперимента, через «ленту новостей» сайта.
Дистанционная система проведения родительских собраний позволила решить проблему низкой посещаемости родителей школы. По мнению родителей, дистанционная форма проведения родительских собраний наиболее удобна и повышает интерес к деловому общению со всеми субъектами образовательного процесса, позволяя при этом в свободной форме высказывать свое мнение, обсуждать индивидуальные проблемные вопросы, с учителем не стесняясь родительского сообщества класса. Отзыв А.И. Скороходовой мамы ученика 6 а класса на форуме сайта по теме «Дистанционные родительские собрания»: «Мне понравилась форма дистанционного проведения родительского собрания представленная нашим классным руководителем в рамках курса по формированию ответственности подростков. В связи с плотным графиком работы я не всегда успеваю посетить школьные собрания, а здесь в удобное для себя время я смогла ознакомиться с предоставленными мне материалами по решению конфликтов с подростком, ответить на вопросы учителя и плюс поинтересоваться успеваемостью сына». В результате регулярного взаимодействия учителя и родителей через дистанционные собрания, мы отметили увеличения интереса родителей к образовательно-воспитательному процессу, активизацию участия родителей в дискуссионных вопросов на форуме сайта, образование тесных контактов с родителями, способствующих дальнейшему партнерскому сотрудничеству в рамках эксперимента.
Таким образом, в процессе формирования ответственного отношения подростков к семье для наибольшей результативности эксперимента нами использовались традиционные и инновационные средства обучения подростков и их родителей.
Результаты повторной диагностики на контрольном этапе эксперимента показали, что использование учебно-
методического комплекта в воспитательно-образовательном пространстве школы способствовали изменению уровней сформированности ответственного отношения подростков к семье. Данные, полученные в ходе контрольного исследования, позволили разделить учащихся по уровню ответственного отношения к семье на три группы: 2% учащихся - низкий уровень. Категория учащихся данного уровня по сравнению с результатами констатирующего этапа эксперимента уменьшилась на 56%. 47% учащихся - средний уровень. Увеличение данной категории на 15%. 51% учащихся - высокий уровень. Увеличение данной категории учащихся на 41%.
Для выявления результативности проведенного нами эксперимента мы проанализировали положительные и отрицательные, нулевые сдвиги по критериям сформированности ответственного отношения подростков к семье. Для этого были созданы специальные экспериментальные условия, предположительно влияющие на те или иные показатели, и сопоставлены замеры по первому и второму срезам, проведенных до и после экспериментального воздействия на одной и той же группе испытуемых. Для анализа сдвигов под влиянием экспериментальных воздействий одних и тех же показателей, измеренных у одних и тех же испытуемых до и после воздействия, при отсутствии контрольной группы мы использовали критерии знаков G и критерий Т.Вилкоксона [4, с. 215].
В результате анализа сдвигов было выявлено, что вероятность положительного влияния предлагаемой методики на измеряемые показатели составляет 0,9 или 90%. Значит, использованный нами педагогические средства оказывают значимое положительное влияние на изменение уровней сформи-рованности ответственного отношения подростков к семье.
Библиографический список
1. Муздыбаев, К. Психология ответственности / ред. В.Е. Семенова. - Л.: Наука, 1983.
2. Плахотный, А.Ф. Проблема социальной ответственности. - Харьков: Политиздат, 1981.
3. Мясищев, В.Н. Психология отношений. - М.: ЭКСМО, 1995.
4. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Русь, 2003.
Bibliography
1. Muzdybaev, K. Psihologiya otvetstvennosti / red. V. E. Semenova. - L.: Nauka, 1983.
2. Plahotnyj, A.F. Problema social'noj otvetstvennosti. - Har'kov: Politizdat, 1981.
3. Myasischev, V.N. Psihologiya otnoshenij. - M.: KSMO, 1995.
4. Sidorenko, E.V. Metody matematicheskoj obrabotki v psihologii. - SPb.: Rus', 2003.
Статья поступила в редакцию 07.06.11
УДК 378
Sannikova I.R. ABOUT IMPROVEMENT OF QUALITY OF TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES IN HIGH SCHOOL. In the work are described directions of modernization of process of speaking another language preparation of the modern expert according to new tendencies of the Russian competences education, reference points are planned for formation of a complex communicative at orientation to abilities, needs, personal qualities of trainees, are analyzed opportunities improvement of quality of teaching of foreign languages.
Кеу words: a foreign language, system lingual education, lingual communicative competence, improvement quality teaching foreign languages.
И.Р. Санникова, канд. пед.наук, преп. СурГПУ, г. Сургут, Е-mail: [email protected]
ОБ УЛУ) ШЕНИИ КА) ЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ
В работе описаны направления модернизации процесса иноязычной подготовки современного специалиста в соответствии с новыми тенденциями российского образования, намечены ориентиры на формирование комплекса коммуникативных компетенций при ориентации на способности, потребности, личностные качества обучаемых, проанализированы возможности улучшение качества преподавания иностранных языков.
Ключевые слова: иностранный язык, система иноязычного образования, иноязычная коммуникативная компетенция, улучшение качества преподавания иностранных языков.