2. Голованова, Н. И. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике [Текст] / Н. И. Голованова // Педагогика. -2007. - № 10. - С. 38-47.
3. Воспитание // Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. - М.: Советская Энциклопедия, 1987. - С. 248.
4. Пронина, А. Н. Культурологический подход к построению системы воспитательной работы в технологическом лицее [Текст]: Дис. . . . канд. пед. наук / А. Н. Пронина. - Великий Новгород, 2004. - 185 с.
5. Бондаревская, Е. В.. Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовании. Учебное пособие. [Текст] / Бондаревская Е. В., Гукаленко О. В. - Тирасполь, 2000. - 83 с.
УДК 373.1
Позднякова Наталья Анатольевна
Преподаватель Филиала ГУ Кузбасского Государственного технического университета, [email protected], Новокузнецк
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТОВ К СЕМЬЕ
Pozdnyakova Natalya Anatolyevna
Lecturer Branch Kuzbass State Technical University, [email protected], Novokuznetsk
THE MODEL SYSTEM FORMING A RESPONSIBLE TEENAGERS’ RELATIONSHIP TO A FAMILY
Формирование ответственного отношения подростков к семье сегодня является одной из целей системы образования, от решения которой зависит благополучие их будущих семей и общества в целом. Актуальность проблемы объясняется возросшей потребностью общества в образованном и воспитанном гражданине, способном принимать ответственные решения в ситуации нравственного выбора, готового нести ответственность за собственную деятельность перед обществом и собственной семьей [1, с. 383].
Анализируя работы ученых и исследователей, мы пришли к заключению о многоаспектности понятия «ответственности» и выделили ряд подходов к ее пониманию:
^ Ответственность как объективная зависимость между действиями личности, ее реакция на взаимодействие с окружающим миром и его последствиями. Данный аспект выделяли С. Ф. Анисимов Н. А. Головко, Р. И. Косолапов С. Левицкий, Э. Фромм и др.
^ Ответственность как внешняя форма контроля, формально возложенная на личность. Ответственным в данном случае будет человек облеченный правами и обязанностями в руководстве делами. (Например, ответственный фактор). Этот аспект в своих работах освещали Р. С. Анисимов, Н. А. Головко, Е. М. Кнохинов, А. С. Макаренко С. И. Ожегов, Д. И. Фельдштейн.
^ Социальная ответственность - совокупность социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Данный аспект рассматривают в своих работах И. С. Кон, А. В. Мудрик, Г. Тарод, С. Парсонс и другие.
^ Ответственность как форма внутреннего контроля: ответственное отношение к чему-либо, ответственность как личностное качество, черта характера, составляющими которого являются чувство долга. Ответственность как личностное качество рассматривают Л. И. Борисова, А. В. Волни-стова, Б. П. Тугаринов, В. Д. Хрущ, Т. Ф. Шилова и другие.
Рассмотрев разные аспекты и подходы к пониманию «ответственности» мы определили собственную позицию по отношению к данному понятию, определив ответственность как интегральное свойство личности, выраженное в мотивах и формах поведения. На основе работ К. Муздыбаева и Ж. Пиаже, мы определили вектор развития ответственности от внешней к внутренней осознанности личности, переход от внешнего к внутреннему контролю поведения.
Ответственность как качество личности проявляется повсеместно в процессе ее жизнедеятельности. Так как объективной причиной зарождения ответственности является социальная природа человека и обязательства, которые возлагает на него общество. А вот ответственное отношение к чему-либо (в нашем исследовании к семье) это ситуативное явление, реакция на определенные требования в конкретных условиях.
По мнению А. Ф. Плахотного, ответственное отношение является определенным этапом в становлении ответственности как качества личности [2, с. 18]. Отношение, по мнению В. И. Мясищева является формой отражения человеком окружающей его действительности. Согласно исследованиям Б. Г. Ананьева, В. И. Мясищева не всякое отношение имеет устойчивые качества, и лишь некоторые из них при определенных условиях могут стать качеством личности.
Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социально объективных существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в которых он живет. Система общественных отношений, в которую включен человек со времени своего рождения до смерти, формирует его субъективное отношение ко всем сторонам действительности, в том числе и ответственности к своей семье [3, с. 17]. Ответственные отношения личности - ее потребности, интересы, склонности, эмоциональные проявления - являются результатом того, как че-
довеку удается взаимодействовать с окружающей его средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.
Поэтому понятие ответственное отношение к семье мы рассматриваем как ситуативное устойчивое свойство личности, характеризующееся позитивным отношением к ответственности, семейным нормам традициям, ценностям, установкам на ответственные действия и реакцию в отношении семьи.
Ответственное отношение подростков к семье можно охарактеризовать следующими признаками: чувство сопричастности к собственной семье; эмоциональная отзывчивость на чувственные переживания членов семьи; умение владеть собой, волевая сдержанность в семейной деятельности; умение анализировать и прогнозировать собственную реакцию и результаты деятельности в отношении семьи; реально оценивать взаимоотношения в семье и собственную позицию в решении семейных дел; быть активным участником жизни семьи.
С целью выявления содержания, форм и методов педагогического процесса по формированию ответственного отношения современных подростков к семье мы провели опрос, в котором принимали участие педагоги общеобразовательных школ г. Новокузнецка. Полученные данные показали, что лишь 57% учителей включают в свой план воспитательной работы материал по формированию ответственного отношения подростков к семье, проводят внеклассные беседы на тему ответственности, с периодичностью раз или два в год, иногда и в несколько лет. Остальные 43% респондентов ответили, что в их воспитательной деятельности или нет места формированию ответственного отношения подростков к семье или такая работа ведется эпизодически. Все учителя отмечают, что работа по данной проблеме весьма затруднительна вследствие недостаточности методической и дидактической литературы по данному вопросу. Причем 97% опрошенных педагогов подтвердили актуальность проблемы и необходимость создания определенной системы по формированию ответственного отношения подростков к семье. Это свидетельствует о том, что в современной педагогической практике отсутствует целенаправленный систематический подход по формированию ответственного отношения подростков к семье, хотя педагоги школ осознают необходимость работы в этом направлении.
Для решения данной проблемы мы предлагаем создать педагогическую модель формирования ответственного отношения подростков к семье. Создание которой обусловлено рядом обстоятельств:
- во-первых, модель позволяет объективно и наглядно представить процесс как систему и раскрыть ее внутреннюю структуру, отразить единство ее компонентов.
- во-вторых, разработка модели позволяет систематизировать информацию относительно ответственного отношения подростков к семье
и свести воедино различные пути, формы и методы оптимизации данного процесса.
Модель универсальна, она позволяет воспроизводить педагогический процесс значительно его, упростив и заключив в наглядную систематическую форму, отражающую оригинал [4, с. 98]. Модель формирования ответственного отношения подростков к семье состоит из трех блоков: целевой, содержательный, оценочно-рефлексивный (рисунок). Далее рассмотрим подробнее каждый из блоков и дадим им краткую характеристику.
Первый блок-целевой, представлен единством цели, задач, принципов и функций. Цель модели заключается в обеспечении реализации педагогического процесса по формированию ответственного отношения подростков к семье. Реализация цели осуществляется посредством решения следующих задач: создание практической среды для формирования ответственного отношения подростков к семье, через оптимизацию воспитательно-образовательного пространства школы; стимулирование чувственно-эмоционального осознания полученных представлений подростков об ответственном отношении к семье; развитие и сохранение оценочных суждений и самоанализа результатов ответственной деятельности по отношению семьи среди подростков; повышение компетентности родителей в вопросах ответственного отношения к семье.
Моделирование системы формирования ответственного отношения подростков к семье возможно лишь при условии всестороннего взаимодействия личностно-ориентированного принципа с другими дидактическими принципами (обратная связь, сотрудничество, саморазвитие, рефлексивности, свободы выбора).
Организация процесса формирования ответственного отношения старших школьников к семье не возможна без принципа обратной связи, который способствует регулярному контролю процесса обучения. Обратная связь предполагает наличие связей учитель-ученик, ученик-учитель, учитель-родитель, учитель-ученик-родитель. Принцип сотрудничества дополняет принцип обратной связи.
Педагогическое сотрудничество способствует созданию ситуаций успешности для учащихся и их продуктивной деятельности.
В процессе обучения школьников ответственному отношению к семье большую роль играет принцип свободы выбора. Реализация данного принципа способствует формированию осознанного выбора действий учащихся и всегда уравновешивается ответственностью за этот выбор. Учитель, реализуя данный принцип, остается на позиции наблюдателя и организатора образовательного процесса.
Принцип саморазвития предполагает создание условий, обеспечивающих раскрытие личностных и индивидуальных качеств личности самими учащимися, а так же способствует формированию самооценки и самоанализа результатов ответственной деятельности старших школьников по отношению к семье.
Принцип рефлексии в процессе формирования ответственного отношения подростков к семье требует индивидуального осмысления подростком собственной деятельности, самопознание и самооценку, следовательно, реализация данного принципа невозможна без принципа саморазвития. Реализация принципа рефлексии предполагает сформировать у учащихся представления об ответственном отношении, сопряженных с их оценкой, а так же видов деятельности ориентированных на ответственное отношение. В контексте моделирования системы принцип рефлексивности предполагает не простое понимание личности себя как субъекта ответственного отношения, но и определение того, как другие (члены семьи, друзья, учитель и т. д.) оценивают и понимают его личностные особенности.
Строгое выполнение принципов, построение деятельности в соответствии с их требованиями определяют успешность достижения заданного результата.
Функции процесса формирования ответственного отношения подростков к семье:
- нравственно-ценностная функция. Развитие адекватных нравственных качеств и ценностей подростка (доброта, честность, искренность, долг перед семьей) в системах «человек-человек», «человек- общество» (в данном случае под «обществом» мы понимаем семья);
- развивающая функция - развитие эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной стороны личности в процессе обучения ответственного отношения к семье;
- воспитывающая функция выступает частью деятельности подростка в отношении семьи и реализуется в системе самообразования и самореф-лексии ответственной деятельности;
- коммуникативная функция отражает умение подростка находить общий язык с окружающими его людьми, овладение и развитие коммуникативных технологий межличностного общения в семье, соответствующими требованиям и целям педагогической деятельности;
- прогностическая функция направлена на развитие умений прогнозировать результат собственной деятельности, осознавая уровни ответственности перед собой и семьей;
- оценочно-результативная функция направлена на отслеживание качества и самооценку подростком результатов собственной ответственной деятельности, коррекцию способов достижения учебных целей, оценку уровней сформированности объекта изучения.
Второй блок модели — содержательный. Он проявляется в организации образовательно-воспитательной среды, и адаптивности ее содержания к предъявляемым требованиям по формированию ответственного отношения к семье. А также в подборе методического, информационного и технологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.
Содержательный блок состоит из этапов формирования ответственного отношения подростков к семье: первый этап — мотивационно-содержательный, второй - эмотивно-чувственный, третий -
деятельностно-рефлексивный. Каждый этап построен в соответствии с планом: цель этапа, задачи, компоненты, виды деятельности, методы, формы обучения, самоконтроль, результат (коррекция). Этапы реализуются в системе урочно-внеурочных занятий, которые проходят по созданным нами программам: элективного курса «Подросток. Семья. Общество» и воспитательной работы «Семья и подросток».
Мотивационно-содержательный этап направлен на формирование мотивов, представлений, знаний об ответственном отношении старших школьников к семье. Этап включает формирование системы общих знаний о сущности ответственного отношения к семье, ответственности как качества личности, систему мотивов, ценностных действий по отношению к семье, нормативно-правовую базу, регулирующую семейные отношения, самоактуализацию знаний личности при выборе поступков по отношению к семье.
Основными компонентами данного модуля мы определили:
- мотивы ответственного отношения к семье;
- знания об ответственности, об ответсвенном отношении к семье, семейных взаимоотношениях, семейном долге, Семейного кодекса РФ;
- умения и навыки целеполагания и прогнозирования собственной ответственной деятельности по отношению к семье.
Процесс формирования ответственного отношения старших школьников к семье реализуется посредством решения следующих задач:
- формирование целевых установок ответственного отношения старших школьников по отношению к семье;
- формирование мотивов и ценностных установок побуждающих старших школьников к ответственному действию по отношению к собственной семьи;
- формирование знаниево-понятийного аппарата ответственного отношения старших школьников к семье.
Успех обучения на данном этапе зависит от степени внутренней направленности и активности личности подростка, степени самостоятельности и творчества, поэтому актуально использование следующих методов обучения.
Обьяснительно-иллюстротивный метод, при котором учащиеся получают знания на лекции из учебной и методической литературы. Воспринимая и осмысливая факты, оценки и выводы учащиеся остаются в рамках воспроизводящего мышления. Использование данного метода необходимо для изучения сложных тем курса таких как «Ответственное отношение понятие и сущность», «Роль общества в социализации человека», «Психологический климат семьи».
Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа и краткого инструктажа учителя учащиеся самостоятельно изучают и подбирают материал, ведут наблюдение составляют отчет. Инициатива, самостоятельность творческий поиск является основой данного метода. Использование исследовательского метода увеличивает мотивацию познавательной деятельности учащихся. Одновременно с урочной системой занятий будет проводиться и внеклассная работа по воспитательной программе «Я и моя
семья» в ходе, которой будут проводиться информационные и практические классные часы и родительские собрания.
Моделирование - метод обучения, направленный на развитие образного мышления, предполагающий построение реально существующих предметов и явлений. Моделирование используется для формирования умений целеполагания и прогнозирования ситуации. Учащийся создают модели семейных отношений, определяют действия членов семьи в тех или иных ситуациях, результаты данных действий и т. д. Данные методы используются при изучении тем «Распределение ролей в семье», «Конфликты в семье», «Домашнее хозяйство».
Метод дискуссий способствует повышению мотивации обучения, развитию коммуникативных способностей. Данный метод предполагает целенаправленный, упорядоченный обмен мнениями, позволят участникам высказать собственную позицию по проблемным вопросам и приход к общему мнению. Метод используется при рассмотрении темы «Как стать ответственным?».
На мотивационно-содержательном этапе предполагается использование следующих форм обучения: лекции с элементами беседы, семинары, дискуссии, практические работы.
Эмотивно-чувственный этап направлен на формирование эмоций, чувств, волевых и нравственных установок связанных с осознанием ответственности проявляющейся в самосознании, самовыражении деятельности личности.
Этап включает осознанное эмоциональное отношение старших школьников к факторам окружающей действительности, к собственному поведению в отношении семьи, обеспечивающий понимание последствий собственного поведения проявляющегося в поступках.
Эмоции и чувства связывают в единое целое познавательную и волевую деятельность личности. Ответственное отношение к семье выражается в таких эмоциональных состояниях старших школьников как беспокойство, озабоченность, напряженность, волнение, сомнение и так далее. Все они существенным образом связаны с волевыми установками личности: настойчивостью, усердием, сознательностью и существенным образом влияют на поведение личности по отношению в первую очередь к самому себе, а затем и к своей семье. К. Муздыбаев утверждает, что без эмоционального компонента ответственность не смогла бы существовать как чувство убеждения [5, с. 29].
Исходя из целевых ориентиров, компонентами формирования ответственного отношения старших школьников к семье на данном этапе мы выделили:
- знания нравственных ценностей и волевых качеств личности: доброта, честность, вежливость, сопереживание, настойчивость, усердие, сознательность и т. д.;
- проявление эмоционально-душевных переживаний за результаты собственной деятельности в отношении семьи;
- анализ собственного эмоционального состояния по отношению к семье;
- навыки самосознания и самовыражения.
Процесс формирования ответственного отношения старших школьников к семье в данном модуле направлен на решение следующих задач:
^ Формирование целостных, представлений о сущности нравственных, моральных ценностей семейной жизни и поведения по отношении к семье.
^ Актуализация эмоционально-волевых составляющих ответственного поведения старших школьников по отношению к семье.
^ Актуализация потребностей личности в самовыражении ответственного поведения по отношению семьи.
Решение поставленных задач реализуется посредством следующих методов. Метод имитационных упражнений. Этот метод обучения способствует включению учащихся в воспроизведение определенной жизненной ситуации посредством специально созданных условий. Данный метод направлен на получение участниками опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения включают в себя разыгрывание ролевых ситуаций направленных на решение семейных проблем. При реализации данного метода для формирования эмоциональных переживаний ответственного отношения нами используются такие формы работы как тренинги, ролевые игры с последующим их анализом. В тренинге любой навык или качество моделируется на конкретных шагах и немедленно анализируются и проверяются в учебной обстановке, максимально приближенной к действительности. Так учащиеся в процессе тренинга могут научиться гибкости общения, принятию позиции другого, эмоционального переживания ситуации, получении нового жизненного опыта. Например, тренинг «Моя роль в семье» данный тренинг предполагает обмен ролями между учениками мальчиками и девочками, дома между родителями и детьми. То есть мальчики в классе играют роль жены, а девочки роль мужа. Дома этот тренинг проводится между всеми членами семьи, т. е. отец проиграет роль матери, мать - роль отца, или ребенок роль отца, мать - ребенка и т. д. Каждый из участников кто играет роль другого, может высказывать жалобы и претензии, по окончанию тренинга, в результате возникает возможность проникнуть в мир и реакции своих близких. После тренинга происходит обсуждение действий.
Тематика ролевых игр предлагаемых учащимся разнообразна: «Ваш супруг постоянно стал задерживаться на работе» «Свекровь критикует приготовленные вами блюда», «Молодая жена не умеет готовить и не хочет убираться в доме», «Вас приглашают в один день на разные вечеринки в разные компании».
Метод работы с проблемными ситуациями. Используя данный метод, педагог в начале урока ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств сравнивая точки зрения различных подходов, показывает способы решения поставленной задачи. Учащиеся являются свидетелями и соучастниками данного поис-
ка. Использование данного метода позволяет учащимся осознано усвоить знания, эмоционально их переживая и самостоятельно использовать в новых жизненных и учебных ситуациях.
Использование проблемных ситуаций, тренингов и их своевременный анализ развивает способности учащегося к самоанализу не только собственных действий, но и анализу действий членов своей семьи. Участие в решении тренинговых задач способствует их эмоционально-чувственному осмыслению и самовыражению личности в ответственном отношении к семье.
Деятельностно-рефлексивный этап содержательного модуля предполагает формирование осознанного использования подростками накопленного опыта ответственного отношения к семье, реализация его в собственной деятельности и его оценку.
Этап предполагает наличие осознанного ответственного отношения к семье в жизненных ситуациях, свободного самовыражения в действиях и умениях ответственного поведения, самооценку и самоанализ собственного поведения. Ответственность как качество личности в данном модуле должно являться регулятором поведения в ситуациях требующих ответственного отношения к семье. Оно должно проявляться постоянно, не зависимо от требований со стороны семьи и общества.
Основными компонентами этапа ответственного отношения старших школьников к семье мы определили:
- ответственная деятельность по отношению к семье;
- рефлексивные навыки и умения (самооценка);
- навыки контрольно-оценочной деятельности собственного поведения (самоконтроль).
Процесс освоения данных критериев реализуется посредством следующих задач:
- формирование устойчивого навыка ответственной деятельности по отношению к семье;
- формирование навыков контрольно-оценочной деятельности ответственного поведения по отношению к семье;
- формирование навыков систематической рефлексии собственных действий по отношению к семье.
Большую роль для самоанализа (поведенческого и эмоционального) играют следующие формы работы: проблемные лаборатории, заполнение опросников, тестирование, ведение «Дневника отношений». «Дневник» предполагает совместное заполнение его учащимся и родителями. В нем члены семьи записывают собственный взгляд на семейные конфликты, непонимания, и недосказанности. После заполнения они совместно читают и анализируют его содержание (самостоятельно или в присутствии психолога школы). Анализ дневника отношений способствует самоанализу семейных отношений и деятельности ее членов друг к другу, формированию положительной эмоциональной сферы членов семьи и стабилизации отношений в семье.
О качестве построенной модели говорят конечные результаты. Третий блок модели - оценочно-рефлексивный разработан именно для осуществления диагностики успешности формирования ответственного отношения подростков к семье и констатирует эффективность процесса, либо необходимость осуществления его коррекции. Данный блок представлен критериями, показателями и уровнями сформированное™ ответственного отношения подростков к семье.
ЦЕЛЬ: формирование ответственного отношения подростков к семье
ЗАДАЧИ:
- создать условия практической среды для формирования ответственного отношения подростков к
семье, через оптимизацию воспитательно-образовательного пространства школы;
- стимулировать чувственно-эмоционального осознание полученных представлений подростков об
ответственном отношении к семье;
и - развить и сохранить оценочные суждения и самоанализ результатов ответственной деятельности
=5 О по отношению семьи
- повысить компетентности родителей в вопросах ответственного отношения подростков
С5 Ы ы ФУНКЦИИ: - нравственно-ценностная СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ _ ПРИНЦИПЫ: обратная связь
Я- - развивающая - воспитывающая человек-человек человек-общество _ сотрудничество саморазвитие
- коммуникативная - рефлексивности
- прогностическая - свободы выбора
- оценочно-результативная
МОДУЛИ БЛОКА
МОТИВАЦИОННО- эмотивно- ДЕЯТЕЛЫЮСТНО-
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЧУВСТВЕННЫИ РЕФЛЕКСИВНЫИ
формирование мотивов, формирование эмоций, чувств, формирование осознанного
представлений, знаний об волевых и нравственных использования подростками
ответственном отношении установок связанных с накопленного опыта
старших школьников к семье осознанием ответственности ответственного отношения к
ш проявляющейся в семье, реализация его в
>Я самосознании, собственной деятельности и его
иО X самовыражении деятельности оценку.
► л личности.
*=; м МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ:
н < объяснительно-иллюстративный, Исследовательский, Моделирование, проектная деятельность, метод
% дискуссий, имитационных упражнений, тренинги, ролевые игры, проблемный метод, ИКТ технологии
о. ы ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ:
сС о - включение школьников в практико-ориентированную деятельность, направленную на
и ответственное отношение к семье
— формирование в воспитательно-образовательном пространстве ответственной по отношению к
семье позиции подростков
- реализация сотрудничества с семьями подростков через информационную среду школы (сайг,
электронная почта)
- оценка уровня сформированное™ ответственного отношения подростков к семье
. V ОЦЕНОЧНО- РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ: содержательный эмотивный деятельностный
КРИТЕРИИ: - когнитивный - нормативнорегулятивный - направляющий - ценностномотивационный - нравственный - эмоциональный - волевой - деятельностный - деятельностнорефлективный
УРОВНИ высокий средний низкий
РЕЗУЛЬТАТ: повышение уровня сформированное™ ответственного отношения подростков к семье
Модель педагогической системы формирования ответственного отношения подростков к семье
Указанные блоки модели целостной системы формирования ответственного отношения подростков к семье нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Все они работают одновременно взаимообуславливая и взаи-модополняя друг друга.
В заключении хотелось бы отметить, что данная модель способствует формированию не навыков положительного отношения к семье, ее ценностям, традициям и членам, а направляет личность подростка на самовоспитание, самореализацию и самоконтроль данного качества. Так как целью современного образовательного пространства является развитие в личности потребности максимально учитывать в своих действиях социальную необходимость и согласованность своего личного поведения с членами семьи и общества в целом.
Библиографический список
1. Петрищев, В. И. Семья - институт социализации подрастающих поколений в Великобритании, США и Новой Зеландии [Текст] / В. И. Петрищев, Т. П. Грасс // Сибирский педагогический журнал - 2009. - № 2 - С. 383-393.
2. Плахотный, А. Ф. Проблема социальной ответственности [Текст] / А. Ф. Плахотный. - Харьков: Политиздат, 1981. - 192 с.
3. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. - М. ЭКС-МО: 1995.-356 с.
4. Советов, Б. Я. Моделирование как метод исследования и совершенствования образовательной системы [Текст] / Б. Я. Советов// Методологические ориентиры педагогических исследований. - СПб.: Речь, 2004. - С. 94—101.
5. Муздыбаев, К. Психология ответственности [Текст] / Ред. В. Е. Семенова-Л: Наука, 1983.-240 с.