УДК 337.37 ББК 74.202.4 З-37
Затеева Татьяна Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования факультета педагогики, психологии и коммуникативистики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, е-mail:[email protected];
Начарова Лидия Александровна, магистрант 2 курса кафедры педагогики и методики начального образования факультета педагогики, психологии и коммуникативистики ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет», г. Краснодар, е-mail:[email protected]
СРЕДСТВА И ВИДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ПРЕДМЕТНЫХ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (рецензирована)
Представлены результаты исследования по выявлению средств оценивания достижений планируемых результатов на уроках литературного чтения в начальной школе. Рассмотрена традиционная и инновационная система оценивания. Представлены виды и средств оценивания предметных, планируемых результатов на уроках литературного чтения. Определены и структурированы методы оценивания достижений планируемых результатов на уроках литературного чтения в начальной школе.
Ключевые слова: методы, виды, средства оценивания, метод проектов, метод учебного портфолио, метод рефлексии, метод самооценки.
Zateeva Tatyana Grigoryevna, Candidate of Pedagogical Sciences, an associate professor of the Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicative Science of FSBEI HE "Kuban State University", Krasnodar, e-mail: [email protected];
Nacharova Lydia Alexandrovna, 2nd year Master student of the Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicative Science of FSBEI HE "Kuban State University", Krasnodar, e-mail: [email protected]
MEANS AND TYPES OF EVALUATING ACHIEVEMENTS OF SUBJECT PLANNED RESULTS ON LITERARY READING OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS
(reviewed)
The results of a study on the identification of means for assessing the achievements of planned results at literary reading lessons in primary school are presented. The traditional and innovative assessment system is considered. Types and means of evaluating the subject, planned results in literary reading classes are presented. Methods for assessing the achievements of planned results in literary reading classes in primary school are defined and structured.
Key words: methods, types, means of estimation, method of projects, method of
educational portfolio, method of reflection, method of self-evaluation.
В требованиях стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ начального образования оценивание занимает важное место, т.к. с помощью оценивания можно установить, что знают и понимают учащиеся в ходе урока, а также выявить их индивидуальный прогресс в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования; отслеживать эффективность реализуемой учебной программы; диагностировать использование выбранных учителем методов и средств обучения; мотивировать учащихся к активной познавательной деятельности; формирование навыков самоконтроля и самооценивания.
Однако, многие учителя испытывают затруднения в применении методов, средств и видов оценивания, в связи с этим возникает необходимость выявления теоретических основ формирования умений оценивания предметных планируемых результатов обучения младших школьников, а также поиска и обоснования таких эффективных средств и видов оценивания на уроках литературного чтения, которые способствовали бы успешному обучению учащихся.
Данное обстоятельство обуславливает необходимость в описании и структурировании средств и видов оценивания достижений предметных планируемых результатов по литературному чтению учащихся начальной школы.
Оценка достижения предметных результатов по литературному чтению ведётся в ходе текущего и тематического оценивания.
Текущий контроль проводится повседневно в виде индивидуального или фронтального опроса и реализуется на изученном материале. Осуществляется в устной (выразительное чтение текста, пересказ, декламирование стихов) и письменной форме (ответ на поставленный вопрос, описание героя, места или события).
Тематический контроль осуществляется по завершении изученной темы в устной или письменной формах. Целью тематического контроля является выявление знаний всей темы и установление связей с ранее изученными.
Педагогические средства - это инструменты, с помощью которых достигаются педагогические цели [1]. При построении урока учителю необходимо правильно подобрать комплекс необходимых педагогических средств для лучшего формирования предметных планируемых результатов.
Традиционно в учебном процессе используются материальные и идеальные средства обучения, которые связаны и дополняют друг друга.
К идеальным средствам относятся речь и деятельность учителя, произведения искусства, наглядные средства, учебные компьютерные программы, формы организации воспитательной работы. Идеальные средства связаны с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта [1].
Материальные средства служат для возбуждения интереса и внимания учащихся, помогают осуществлению практических действий и усвоению новых знаний. К ним относятся задачи, задания, упражнения, тексты, технические средства обучения и лабораторное оборудование.
По объединенной классификации С.А. Смирнова (объединенная классификация В.В. Краевского и П.И. Пидкасистого) идеальными средствами обучения на уровне всего
процесса обучения являются методы [2]. Под средствами обучения будем понимать совокупность объектов, необходимых и достаточных для усвоения содержания образования в целом.
С целью проведения текущего оценивания можно использовать метод наблюдения - процедура сбора и фиксации учителем интересующей его информации об отдельном ученике или всего класса. В оценивании данный метод используют для установления сформированности различных навыков и отслеживания индивидуального прогресса в развитии школьников. Например, для оценивания сформированности навыка чтения фиксируется увеличение прочитанных слов, умение узнавать знакомые слова и читать их беспрепятственно; выразительность и эмоциональность в процессе чтения; понимание и обсуждение прочитанного. Для фиксации результатов наблюдений можно использовать листы наблюдений, линейки достижений, условные обозначения и другие средства.
Для оценивания общих взглядов, мотивированности учащихся, восприятия и понимания учебного материала используют метод опроса, который может быть как в устной форме (свободный ответ, беседа), так и в письменной (развернутый ответ или выбор из имеющихся). Информация фиксируется в опроснике, тестах.
Для формирования самооценки учащихся важно использовать метод самонаблюдения и метод самоотчета. Самонаблюдение - объективное наблюдение за собой, своим поведением и особенностями. Самонаблюдение необходимо отличать от метода самоотчета. Если первый метод направлен на отражение сознанием явлений в самом себе, т.е. является механизмом самосознания, то второй предполагает анализ деятельности и ее результатов [3].
Игра, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен [4]. В игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для ее развития. Использование игры в качестве метода оценивания нашло применение в учебном процессе в наши дни (составление кроссвордов, ребусов, лабиринтов, викторин друг для друга с последующей взаимопроверкой и взаимооценкой).
Метод проектов имеет достаточно сложную структуру, однако адаптирован и применяется даже в начальных классах. Он может быть так же использован для тематического контроля. Важно определить этапы разработки проекта совместно с учащимися. На подготовительном этапе учитель озвучивает тему пройденного материала, например, «Авторские сказки», далее ученикам предлагается выбрать пройденную в учебнике сказку (или прочитать дома самостоятельно другую и подготовить по ней проект). Оформлением проекта могут стать подобранные учениками иллюстрации или подготовленная презентация. На защиту проектов можно пригласить в качестве экспертов учеников другого класса или родителей. Рефлексия является завершающей составной частью метода проекта. Метод проектов обеспечивает не только интеллектуальное и нравственное развитие школьников, но и способствует формированию и развитию их самостоятельности.
Таким образом, выявлены средства оценивания достижений планируемых результатов на уроках литературного чтения в начальной школе, описанные нами и представленные на рисунке 1. Все методы рассматриваются как идеальные средства на уровне всего процесса обучения (по классификации С.А. Смирнова).
Рис. 1. Средства оценивания достижений предметных планируемых результатов учащихся на уроках литературного чтения
Умелое применение разных видов и средств оценивания позволяет:
1. Учителю:
- установить, что знают и понимают учащиеся в ходе урока;
- отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования;
- учесть потребности и возможности каждого ученика;
- отслеживать эффективность реализуемой учебной программы;
- диагностировать использование выбранных учителем методов и средств обучения;
- мотивировать учащихся к активной познавательной деятельности [6];
- формировать у учеников умения самоконтроля и самооценивания;
- формировать адекватную оценку учащихся;
- информировать родителей об успеваемости их детей.
2. Учащимся:
- определять личностное развитие;
- определять то, над чем необходимо работать в дальнейшем;
- контролировать собственное обучение.
Виды оценивания могут быть различными, как со стороны учителя/учителей, так и со стороны самих учащихся.
Традиционной системой оценивания является пятибалльная система цифровых оценок. Однако в наше время эту систему принято называть четырёхбалльной, т.к.
отметка 1 «очень плохо» отменена (5 - знание в полном объёме программы; 4 - знания с небольшими отклонениями от объёма требований программы; 3 - знания, помогающие ученику работать дальше; 2 - уровень знаний, не позволяющий учащемуся продвигаться дальше). Главным преимуществом пятибалльной шкалы, как принято ее называть, является простота в использовании и привычность на протяжении многих лет (в России эта шкала принята с 19 в., исключая периода ее отмены в 1918-1935 гг.). Однако недостатками этой шкалы являются субъективность и слабая дифференцирующая способность. Возникает необходимость дополнения оценочного высказывания к выставленной оценке или замены вычитательной оценки на накопительную, внедрение многобалльных шкал.
Накопительноя оценка используется при оценке тестовых заданий и комплексных проверочных работ на метапредметной основе. Взамен положительных и отрицательных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности: 2 балла -правильно выполненное задание (повышенный уровень); 1 балл - отдельные погрешности в выполнении задания (базовый уровень); 0 баллов - неверное выполнение задания или его невыполнение (не достигнут базовый уровень).
Накопительная система должна использоваться и для итоговой аттестации учащихся. Папка достижений (portfolio «учебное портфолио») - наиболее адекватный способ для определения личностного развития учащихся, так как накапливаются не отметки за выполненные работы, а содержательная информация о каждом ученике. В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы по литературному чтению: аудиозаписи монологических и диалогических высказывании, «дневники читателя», иллюстрации, материалы самоанализа и рефлексии учеников. Портфолио, как один из видов оценивания, нацелен показать не то, чем учащийся не владеет, а, напротив, что он уже знает и умеет по предмету, его успехи и продвижение, что способствует развитию самооценки.
Рейтинг (от английского «rating») - это оценивание качества выполненной работы по заданной шкале. Рейтинг является одним из видов накопительной оценки. В школьной практике обычно используется 100-балльно-рейтинговая оценка, которая дает возможность:
- установить уровень подготовки учащегося на каждом этапе учебного процесса;
- осуществлять текущий и тематический контроль, отслеживая динамику усвоения знаний;
- получать достоверную информацию о поведении личности в процессе обучения;
- более объективно и точно оценивать знания учащихся (детализировать качество знаний);
- создать основу для дифференциации учащихся, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения.
При проверке работы учитель оценивает выполнение каждого задания рядом с маркировкой (+, -, +/-). Затем отмечает результаты выполнения заданий на оценочной (процентной) шкале. Каждый плюс - это правильно выполненное задание, плюс с минусом - недочет в задании, минус - задание выполнено неверно. Если два задания выполнены на +/-, значит, две половинки составят только одно деление. Если ученик
выполнил основную часть на 50-60 %, значит, он достиг базового уровня, если более 65 -100 % - достиг повышенного уровня. Дополнительную часть нужно выполнить на 50% и более, чтобы достичь повышенного уровня.
Большое количество информации о себе ребенок получает из оценочных суждений о нем других людей (родителей, учителей, а затем и сверстников). Многие неуспевающие дети испытывают трудности в школе не вследствие умственной отсталости, а по причине отрицательного отношения к себе. Давая оценку деятельности учащихся, учителю необходимо подобрать правильный стиль педагогического общения, базирующийся на взаимоуважении.
Ш.А. Амонашвили теоретически разработал и практически применил содержательно-оценочную основу обучения (словесную характеристику знаний в начальной школе). Оценка выражается в словесной форме, например, «Молодец», «Ты хорошо справился с заданием», «Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня», «Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок» [5]. Словесной оценкой может считаться краткая характеристика процесса учебной деятельности учащихся и результат этой деятельности, что позволяет школьникам анализировать свою работу на каждом этапе, правильно оценивать свои возможности, определять динамику результатов учебной деятельности. При отметочном обучении необходимо сопровождать выставленную оценку оценочным суждением, раскрывающем положительные и отрицательные стороны, с рекомендацией устранения ошибок.
Оценкой также может считаться мимика: улыбка, добрый или удивленный взгляд учителя. Давая словесную оценку или используя мимику как оценку, учителю необходимо помнить, что в процессе становления личности большое значение имеет не только успех в учебно-познавательной, но и принятие, помощь и сопереживание в неудачах.
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Самооценивание - это процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах [6]. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. При формировании адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок: прогностической (оценки предстоящей работы) и ретроспективной (оценки выполненной работы).
Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки расширяют самосознание и позволяют учащимся освоить сознательное управление своей учебной деятельностью, нести ответственность за результат, открыто выражать и отстаивать свое видение ситуации на основе уважительного диалога.
Взаимооценка (парное, групповое) предполагает проверку работ между учениками класса, которая позволяет учащимся закреплять изученный материал в процессе оценивания работ друг у друга и анализировать собственный прогресс. При использовании приема взаимооценивания учителю необходимо объяснить учащимся, что оценивается не сам ученик, его личные качества, а проверяемая работа. Это позволяет избежать конфликта между учениками класса. Следует обучать учащихся тому, что оценивание должно происходить на основе критериев, а не на основе эмоции. Сущность самооценивания и взаимооценивания заключается в следующем: дети могут оценить себя только тогда, когда
у них есть цели, которых они должны добиться в процессе учения, и понятные критерии оценки [6].
Таким образом, нами рассмотрены виды оценивания предметных планируемых результатов, которые можно использовать на уроках литературного чтения:
- балльный, включающий вычитательную оценку - самый распространенный вид оценивания в течение многих лет, накопительную оценку и балльно-рейтинговую оценку, которая используется при оценке тестовых заданий и комплексных проверочных работ;
- портфолио учеников начальной школы, как разновидность накопительной оценки для определения личностного развития учащихся;
- содержательную оценку: словесная, как краткая характеристика результатов учебного труда школьников в устной или письменной форме, а также внешние проявления (мимика, жест и т.п.);
- самооценка;
- взаимооценка (парная и групповая).
Представим структурированные нами данные виды и средства оценивания учащихся в таблице 1.
Таблица 1 - Средства и виды оценивания достижений предметных планируемых
результатов учащихся на уроках литературного чтения
Вид оценивания Средства оценивания
Балльный: - 2, 3, 4, 5 (пятибалльны);
- вычитательная - балл за каждый правильный ответ;
оценка; - процентная шкала (20-, 50-100-процентно-балльная шкала).
- накопительная
оценка;
- балльно-рейтинговая
Портфолио: - работы, которые показывают изменения достижений
- документационное учащегося (записи идей, черновики и законченные работы);
(рабочее) портфолио; - работы, которые показывают фазы процесса обучения
- портфолио процесса; (дневники размышления, записи идей);
- демонстрационное - лучшие завершенные работы (сертификаты, дипломы,
портфолио фотографии, видеозаписи).
Содержательный : - вербальные: положительное оценочное высказывание в
- словесная оценка беседе учителя с учеником в ходе учебного процесса для
(устная и формирования адекватной самооценки;
письменная); - вербально-письменные: положительное оценочное
- внешние проявления высказывание в письменной форме в виде краткой
(мимика, жест и т.п.) положительной характеристики, положительного качества (с рекомендациями для улучшения результата учащихся, для формирования адекватной самооценки); - невербальные: фонационные, кинетические, проксемические.
Самооценивание Листы самонаблюдения, дневник самонаблюдения, листы самооценки (оценочная лесенка), дневник успеха, карточки для рефлексии, рефлексивный дневник, рефлексивный
экран, памятки, листы самоконтроля, портфолио, критериальные оценочные шкалы, листы самоконтроля, эталоны (сопоставление с эталоном), листы мотивации, критериальные таблицы отражающие уровень, график роста.
Взаимооценивание: - парное; - групповое Критериальные оценочные шкалы, эталоны (сопоставление с эталоном), критериальные таблицы отражающие уровень, график роста, положительное оценочное высказывание в письменной/устной форме, совместно разработанная система баллов, отметок (заменителей отметок (солнышки, звездочки) для оценивания работ, портфолио.
Итак, нами определены и структурированы методы оценивания достижений планируемых результатов на уроках литературного чтения в начальной школе, рассматриваемые как идеальные средства на уровне всего процесса обучения; виды и средства оценивания для достижения качественных результатов учеников в процессе учебной деятельности. Мы считаем, что современное оценивание должно быть понятным всем участникам образовательного процесса (не только учителю, но и учащимся), многоинструментальным и психологически комфортным. Оценивание является постоянным и непрерывным процессом и подлежит развитию, поэтому рассмотренные виды и средства для оценивания достижений результатов обучения младших школьников должны в первую очередь формировать у учащихся умение «видеть» свои недочеты, находить пути их устранения и контролировать свои действия, что соответствует современным требованиям в системе школьного образования.
Литература:
1. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие. Москва: Высшее образование, 2007. 430 с.
2. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов [и др.]. Москва: Академия, 2001. 509 с.
3. Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учебное пособие. Москва: Логос, 2006. 128 с.
4. Кукушин В.С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов. 4-е изд. перераб. и доп. Ростов-на-Дону: МарТ; Феникс, 2010. 333 с. (Педагогическое образование).
5. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. Москва: Педагогика, 1984. 296 с.
6. Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И. Оценивание учебных достижении учащихся: методическое руководство. Бишкек: Билим, 2012. 80 с.
Literature:
1. Pidkasisty P.I. Pedagogy: a textbook. Moscow: Higher Education, 2007. 430p.
2. Pedagogy. Pedagogical theories, systems, technologies/ S.A.Smirnov [and others].
Moscow: Academy, 2001. 509p.
3. Davydov V.P., Obraztsov P.I., Uman A.I. Methodology and methods of psychological and pedagogical research: a textbook. Moscow: Logos, 2006. 128p.
4. Kukushin V.S. Pedagogical technologies: a textbook for students. 4th ed., rev. and add. Rostov-on-Don: MarT; Phoenix, 2010. 333 p. (Pedagogical Education).
5. Amonashvili Sh.A. Pedagogical and educational function of assessing teaching of schoolchildren: experimental and pedagogical research. Moscow: Pedagogy, 1984. 296p.
6. Shakirov R.Kh., Burkitova A.A., Dudkina O.I. Evaluation of educational achievements of students: methodological guidance. Bishkek: Bilim, 2012. 80 p.