ношений) должен пройти профессиональную переподготовку по лингвистическому и психолого-педагогическому циклам в объеме не менее 250 часов. В противном случае он не будет соответствовать требованиям профессионального стандарта. При этом «преподаватели иностранного языка должны знать не только основы специальности, но и квалификационные требования к выпускнику-международнику по тому или иному профилю» и «учитывать требования, предъявляемые крупными работодателями» [7, с. 227].
Библиографический список
Таким образом, совершенствование системы профессиональной языковой подготовки специалистов международного профиля требует своевременного обновления Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, создания учебных материалов с использованием инновационных образовательных технологий, включая программы дистанционной поддержки учебных курсов, и специфическую подготовку педагогических кадров в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
1. Воленко О.И., Черняева Е.В. Моделирование в обучении иностранному языку как социально-профессиональный феномен. Среднее профессиональное образование. 2015; 7: 54 - 59.
2. Андреева Н.А. Особенности курса «делового английского» в рамках преподавания языка специальностью Актуальные вопросы подготовки специалистов международного профиля: смена парадигм: материалы научной конференции. (Москва, 15-16 ноября 2013 г.). В 2 ч. Ч. 1. Отв. ред. Е.В. Воевода. Москва: МГИМО-Университет, 2014: 83 - 87.
3. Воевода Е.В. Теория и практика профессиональной языковой подготовки специалистов-международников в России. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2011.
4. Вербицкий А.А., Хомякова Н.П. Принципы контекстного обучения в иноязычной подготовке юриста. Высшее образование сегодня. 2010; 2: 37 - 41.
5. Кизима А.А. О необходимости курса профессиональной языковой пропедевтики. Среднее профессиональное образование. 2014; 10: 27 - 29.
6. Ястребова Е.Б., Кравцова О.А. Инновационный потенциал обучения языку профессии (на примере английского языка). Филологические науки в МГИМО. 2017; 1 (9).
7. Тимченко М.В. Особенности подготовки преподавателя иностранных языков для вузов международного профиля. Актуальные вопросы подготовки специалистов международного профиля: смена парадигм: материалы научной конференции. (Москва, 15-16 ноября 2013 г.). В 2 ч. Ч. 1. Отв. ред. Е.В. Воевода. Москва: МГИМО-Университет, 2014: 224 - 228.
References
1. Volenko O.I., Chernyaeva E.V. Modelirovanie v obuchenii inostrannomu yazyku kak social'no-professional'nyj fenomen. Srednee professional'noe obrazovanie. 2015; 7: 54 - 59.
2. Andreeva N.A. Osobennosti kursa «delovogo anglijskogo» v ramkah prepodavaniya yazyka special'nostiyu Aktual'nye voprosy podgotovki specialistovmezhdunarodnogo profilya: smena paradigm: materialy nauchnoj konferencii. (Moskva, 15-16 noyabrya 2013 g.). V 2 ch. Ch. 1. Otv. red. E.V. Voevoda. Moskva: MGIMO-Universitet, 2014: 83 - 87.
3. Voevoda E.V. Teoriya i praktika professional'noj yazykovoj podgotovki specialistov-mezhdunarodnikov v Rossii. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.
4. Verbickij A.A., Homyakova N.P. Principy kontekstnogo obucheniya v inoyazychnoj podgotovke yurista. Vysshee obrazovanie segodnya. 2010; 2: 37 - 41.
5. Kizima A.A. O neobhodimosti kursa professional'noj yazykovoj propedevtiki. Srednee professional'noe obrazovanie. 2014; 10: 27 - 29.
6. Yastrebova E.B., Kravcova O.A. Innovacionnyj potencial obucheniya yazyku professii (na primere anglijskogo yazyka). Filologicheskie nauki v MGIMO. 2017; 1 (9).
7. Timchenko M.V. Osobennosti podgotovki prepodavatelya inostrannyh yazykov dlya vuzov mezhdunarodnogo profilya. Aktual'nye voprosy podgotovki specialistov mezhdunarodnogo profilya: smena paradigm: materialy nauchnoj konferencii. (Moskva, 15-16 noyabrya 2013 g.). V 2 ch. Ch. 1. Otv. red. E.V. Voevoda. Moskva: MGIMO-Universitet, 2014: 224 - 228.
Статья поступила в редакцию 21.11.17
УДК 371.261: 372.851
Demidovich E.A., Сand of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Branch of Omsk State Pedagogical University (Tara, Russia),
E-mail: [email protected]
INNOVATIVE APPROACHES TO ASSESSMENT OF RESULTS OF PRIMARY SCHOOL PUPILS IN MATHEMATICS. The
scientific article deals with using of innovative approaches to the assessments of teachers results of primary school pupils in mathematics. The article provides an overview of innovative methods of the assessment of teaching results in mathematics at primary school, such as forming and summary evaluation, criteria self-evaluation, map of definitions, test, portfolio, programmed approach, rating-point system of assessment of quality of knowledge. The author considers a possibility of their implementation in the educational process and gives examples of their use by a teacher in assessing of teaching results in mathematics at primary school.
Key words: innovative approaches to assessment of results, forming and summary evaluation, criterial self-evaluation, map of definitions, test, portfolio, programmed approach, rating-point system of assessment of quality of knowledge.
Е.А. Демидович, канд. пед. наук, доц., филиал государственного образовательного учреждения высшего образования
«Омский государственный педагогический университет», г. Тара, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Научная статья посвящена вопросу использования инновационных подходов оценивания результатов обучения по математике в начальной школе. В статье приводится обзор инновационных методов оценивания по математике в начальной школе, таких как: формирующее и суммативное оценивание, критериальное самооценивание, карта понятий, составление тестов, портфолио, программированный подход, рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала. Автором рассматривается возможность их реализации в учебном процессе, и приводятся примеры их использования педагогом при оценке результатов обучения по математике в начальной школе.
Ключевые слова: инновационные подходы оценивания результатов, формирующее и суммативное оценивание, критериальное самооценивание, карта понятий, тест, портфолио, программированный подход, рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала.
В последние годы оценочная деятельность в системе образования переживает глобальные изменения. Это прослеживается в изменении характера контроля, так как на сегодняшний день становится актуальной комплексная оценка учебных и внеучеб-ных достижений обучающихся, а система оценки образует основу диагностических и контролирующих процессов.
В соответствии с ФГОС новые формы, средства и методы контроля призваны обеспечить комплексную оценку образовательных результатов и должны включать оценивание предметных, метапредметных и личностных результатов обучения для оказания педагогической поддержки обучающихся [1].
Современный подход в системе контроля оценочных достижений по математике требует включения диагностических контрольных работ предметного и метапредметного характера. Сложившаяся современная ситуация в оценочной деятельности образовательного пространства на первый план выводит оценку метапредметных и личностных результатов. Это сложный комплексный процесс, который требует определения подходов к его реализации, системности, прозрачности, чтобы в школе создалось единое образовательное пространство с единообразием в понимании этого процесса [2].
Выделяют два основных подхода к оценке достижений младших школьников - это традиционный и инновационный.
К инновационным подходам оценивания в процессе обучения математике в начальной школе можно отнести следующие: формирующее и суммативное оценивание, критериальное самооценивание, карта понятий, составление тестов, портфолио, программированный подход, рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала [3].
Формирующее оценивание - оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения по математике, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь «учитель - ученик». Основной целью формирующего оценивания является мотивация обучающихся на планирование целей и путей достижения образовательного результата по математике, с целью дальнейшего обучения и воспитания [4].
Суммативное оценивание осуществляется с целью установления соответствия знаний обучающихся нормам и требованиям федеральных стандартов обучения и констатирует факт обучен-ности обучающихся по математике.
Критериальное самооценивание заключается в следующем, ребенок может самостоятельно, используя критерии оценивания, которые ему известны, представить учителю свою точку зрения относительного уровня усвоенного материала по предмету «Математика». Критериальное самооценивание можно проводить с использованием таких методик: «Светофор», «линейки Цукерма-на» и др.
Программированный контроль или метод выбора. Он заключается в том, что ученику предлагается ответить на вопросы, каждый из которых имеет несколько вариантов ответов, но только один из них является верным. Положительная сторона этого подхода состоит в том, что несколько схожих вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем детям, либо на отдельных бланках или на экране компьютера, что дает возможность в течение нескольких минут проверить их знания. Примерами использования программ программированного контроля по математике в начальной школе могут быть следующие: «Таблица умножения в мультиках 2.0» 2 класс; «Таблица деления в мультиках» 3 класс; «Математика за 10 минут в день» 1 класс; «Time Move - движение во времени» и др. Главный минус программированного контроля состоит в том, что с его помощью можно проконтролировать лишь некоторые стороны усвоения изучаемого материала. Однако всего объема и полноты знаний этот метод не позволяет выявить.
Рейтинговый метод является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность. Эта система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с формированием универсальных учебных действий и других показателей по математике, а также способствует формированию личностных качеств обучающихся начальной школы [5].
Наибольшая объективность характерна оценкам, полученным методом письменного тестирования. Если рассматривать проблему оценки знаний как способ сравнения, то двум разным ученикам следует предлагать одинаковые тесты и ограничивать время их выполнения. Один из вариантов такой проверки уже сравнительно давно используется в школах в виде экзаменаци-
онных, зачетных, поурочных (рабочих) тестов для текущей оценки знаний обучающихся. Кроме того, поурочные тесты при необходимости могут заменить экзаменационные, а вот обратная замена невозможна в силу постепенности прохождения учебного материала. Примерами таких письменных тестов по математике являются: онлайн - тесты, тесты со свободным выбором ответа; тесты, в которых требуется установить соответствие; тесты альтернативные, где необходимо определить истинность или ложность предлагаемых утверждений; тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов; тесты, ведущие к созданию различных схем, графиков и др.
Кроме того, в начальной школе может быть использована такая методика оценивания как свидетельство. Данная методика предполагает заполнение ребенком таблицы по мере прохождения материала по математике, которая позволяет выявить положительную динамику в начале прохождения определенной темы и в конце ее изучения [6].
Методом оценивания реальных достижений, правдивого, объективного контроля является портфолио. Преимущество данного метода заключается в том, что, он является многофункциональным инструментом, как оценивания, так и самооценки собственных достижений.
Так, для образовательной организации использование данного метода, во-первых, предоставляет возможность обеспечивать оценивание в ситуации, когда критерии оценки предварительно обсуждены с учащимися, и, во-вторых, позволяет ученику прогнозировать результаты, а также спроектировать виды, формы и средства собственной учебной деятельности. Обучающийся может индивидуально или сообща с педагогом выбирать, какие свидетельства достижений следует поместить в портфолио.
Вышесказанное позволяет утверждать, что портфолио для ученика становится рабочим инструментом, позволяющим эффективно контролировать, планировать и оценивать свои достижения [1]. А для педагога, портфолио является инструментом, который позволяет: во-первых, отслеживать индивидуальный прогресс ученика в течение длительного периода обучения; во-вторых, оцениванить его образовательные достижения и результаты тестирования, а также и других форм контроля; в-третьих, учитывать достижения, полученные обучающимся не только в школе, но и в широкой образовательной среде, а именно в системе дополнительного образования, на олимпиадах и конкурсах.
Сущность учебного портфолио - продемонстрировать все, на что способен обучающийся. Наличие его у ребенка позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути [7].
Карты понятий (или ментальные карты, кластеры) позволяют оценить, насколько объективно обучающиеся могут видеть «общую картину» изучаемого предмета или отдельной темы по математике. Их суть состоит в том, что основные точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от общих понятий к конкретным специальным понятиям. Процесс создания карты понятий на уроке продолжителен по времени, так чтобы карта действительно смотрелась аккуратно и понятно. Особенно остро эта проблема стоит в начальной школе. Экономии времени в таких случаях может содействовать создание шаблона определенной карты понятий для заполнения его на занятии. Шаблоны помогают младшим школьникам уяснить для себя принцип создания карты и получить в итоге структурированную памятку по теме, а так же решение задачи заполнения шаблона. Карта понятий может быть решена как минимум двумя способами:
- коллективное заполнение увеличенного в размере точного шаблона карты памяти в процессе работы на уроке. Заполнять может любой участник образовательного процесса: учитель, ученик. Возможна и работа учеников «по цепочке», здесь учитель форму работы на уроке волен выбирать в зависимости от подготовки и темперамента класса (группы учеников). Примером может служить шаблон Карты понятий по теме «Целые числа»;
- сбор Карты по «кирпичикам» - заготовкам. Например, шаблон карты понятий по теме «Семейство параллелограммов».
Существуют различные варианты организации деятельности младших школьников с картой понятий. Например, можно задать часть карты. В дополнение к ней обучающимся предоставляется список понятий, которые они должны встроить в заданную карту, в результате чего, она расширяется и обогащается. Этот вариант несколько напоминает приведенный выше пример с Картой
«Семейство параллелограммов». В заданиях повышенной сложности первоначальный фрагмент карты понятий может вообще отсутствовать, и детям предлагается лишь список понятий, из которых она должна быть построена, и главное, основной вопрос, для ответа на который строится эта карта понятий. В предельном случае может отсутствовать и список понятий, а задание состоит только из одного основного вопроса [3].
Таким образом, для того, чтобы обучение не носило формальный характер, помимо традиционных достаточно ясных количественных критериев (процент правильно решенных задач,
Библиографический список
число допущенных ошибок в диктанте) необходимо использование инновационных подходов к оцениванию результатов обучающихся, способствующих определению качества образования. Это позволяет оценить, может ли ученик применить освоенное знание в простых знакомых ситуациях, которые встречались в учебниках и на уроках, способен ли он применить знание в новой ситуации. То есть внедрение инновационных подходов позволяет формировать у обучающихся оценочное суждение, переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания.
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в новой редакции. Проект Приказа Министерства образования и науки РФ (подготовлен Минобрнауки России) 09.07.2017 ГАРАНТ.РУ Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56619639 /#ixzz4yU5HsQY5
2. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников : Новые практики формирования и оценивания: учебно-методическое пособие. Под общей ред. О.Б. Даутовой, Е.Ю. Игнатьевой. Санкт-Петербург: КАРО, 2015. (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).
3. Традиционный и инновационный подходы к оценке достижений учащихся в начальной школе. Available at: http:// studbooks.net /2028709/ pedagogika/traditsionnyy_ innovatsionnyy_podhody_otsenke_dostizheniy_uchaschihsya_nachalnoy_shkole
4. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: КАРО, 2015.
5. Сизова М.Б. Современные методы оценивания результатов обучения. Available at: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/8125-sovremennye-formy-i-metody-otsenivaniya -obrazovatelnykh-rezultatov-shkolnikov-2.html
6. Кравченко И.Н. Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации образовательного стандарта начального общего образовании. Available at: https://multiurok.ru/files/innovatsionnyi-podkhod-k-orghanizatsii-kontrol-n-1.html
7. Хасан Б.И., Эльконин Б.Д., Нежнов П.Г.. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся - новый подход к диагностике достижений. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. ФГОС второго поколения. Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. Available at: https://www.metod-kopilka.ru/postroenie_sistemy_kontrolya_i_ocenki_uchebnyh_dostizheniy_uchaschihsya _v_sootvetstvii_fgos-11858.htm
References
1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya v novoj redakcii. Proekt Prikaza Ministerstva obrazovaniya i nauki RF (podgotovlen Minobrnauki Rossii) 09.07.2017 GARANT.RU Available at: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/56619639 /#ixzz4yU5HsQY5
2. Metapredmetnye i lichnostnye obrazovatel'nye rezul'taty shkol'nikov: Novye praktiki formirovaniya i ocenivaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Pod obschej red. O.B. Dautovoj, E.Yu. Ignat'evoj. Sankt-Peterburg: KARO, 2015. (Peterburgskij vektor vnedreniya FGOS OOO).
3. Tradicionnyj i innovacionnyj podhody k ocenke dostizhenij uchaschihsya v nachal'noj shkole. Available at: http:// studbooks.net /2028709/ pedagogika/traditsionnyy_ innovatsionnyy_podhody_otsenke_dostizheniy_uchaschihsya_nachalnoy_shkole
4. Krylova O.N., Bojcova E.G. Tehnologiya formiruyuschego ocenivaniya v sovremennoj shkole: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: KARO, 2015.
5. Sizova M.B. Sovremennye metody ocenivaniya rezul'tatov obucheniya. Available at: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/8125-sovremennye-formy-i-metody-otsenivaniya -obrazovatelnykh-rezultatov-shkolnikov-2.html
6. Kravchenko I.N. Innovacionnyj podhod k organizacii kontrol'no-ocenochnoj deyatel'nosti v usloviyah realizacii obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovanii. Available at: https://multiurok.ru/files/innovatsionnyi-podkhod-k-orghanizatsii-kontrol-n-1.html
7. Hasan B.I., 'El'konin B.D., Nezhnov P.G.. Monitoring individual'nogo progressa uchaschihsya - novyj podhod k diagnostike dostizhenij. Ocenka dostizhenij planiruemyh rezul'tatov v nachal'noj shkole. FGOs vtorogo pokoleniya. Pod red. G.S. Kovalevoj, O.B. Loginovoj.
Available at: https://www.metod-kopilka.ru/postroenie_sistemy_kontrolya_i_ocenki_uchebnyh_dostizheniy_uchaschihsya_v_sootvetstvii_
fgos-11858.htm
Статья поступила в редакцию 29.11.17
УДК: 378.147
Demchenko M.O., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
DIDACTIC DESIGN IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER. The article studies problems of application of didactic design in teachers' professional activity. The paper describes a didactic design, which represents a functional component of pedagogical activities, reflecting the foresight of the future teacher in the educational process and the main stages of the design process, pedagogical/didactic systems and algorithm implementation by the teacher of the design process stimulating the transition of formation of professional competence of future teachers in the design of integrated didactic process to a qualitatively new level.
Key words: design, didactic design, didactic situation.
М.О. Демченко, аспирант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Статья посвящена изучению проблемы применения дидактического проектирования в профессиональной деятельности педагога. В работе рассматривается дидактическое проектирование, представляющее собой функциональный компонент педагогической деятельности, отражающий предвидение педагогом будущего образовательного процесса, а также основные этапы осуществления процесса проектирования педагогических/дидактических систем и алгоритм осуществления преподавателем процесса проектирования стимулирующие переход формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в проектировании целостного дидактического процесса на качественно новый уровень.
Ключевые слова: проектирование, дидактическое проектирование, дидактическая ситуация.