Педагогика
УДК 37
DOI 10.21661/r-114080 Г.А. Русских
Оценка достижения планируемых результатов
Аннотация
В статье даны теоретические основы для оценки достижения планируемых результатов лицеистов учителем. Описаны функции и элементы системы оценки достижения планируемых результатов; понятия внешней и внутренней оценки; технология оценивания результатов, а также даны рекомендации по подготовке заданий диагностического характера.
I Ключевые слова: функции системы, элементы системы, диагностика, метапредметные результаты.
G.A. Russkih
Performance appraisal of expectations
Abstract
This article provides basic concepts for teachers to estimate and reach planned students' expectations, describes functions and elements of expectations; nature of external and internal estimate, technology to estimate the results, gives recommendations how to create diagnostic assignments.
I Keywords: system function, system elements, diagnostics, metasubject results.
Функции системы - (от лат. functio - исполнение, совершение) характеризует проявление ее свойств в данной совокупности отношений и представляет собой способ действия системы при взаимодействии с внешней средой.
Элементы системы - [element of a system] - часть системы, которая рассматривается без дальнейшего членения как единое целое.
Диагностика - в переводе с греческого означает «способный распознавать». В педагогике - это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты обучения и позволяющий корректировать процесс обучения.
Метапредметные результаты - обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.
В настоящее время все школы России активно работают над внедрением нового стандарта образования в практику работы основной школы. Одно из требований реализации стандарта второго поколения - оценка достижения планируемых результатов. Планируемые результаты представляют собой систему ведущих це-
левых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов основной образовательной программы, обеспечивают связь между требованиями Стандарта; образовательным процессом; системой оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы [7]. Как подготовить учителя предметника к оценке достижения планируемых результатов? Это вопрос, ответ на который интересует и методическую службу образовательного учреждения и учителей-практиков.
В нашей статье мы предлагаем обзорную лекцию на тему «Оценка достижения планируемых результатов».
Цель лекции - раскрыть основные теоретические положения изучаемой проблемы; подготовить педагогический коллектив к самостоятельной работе по освоению в практике работы нового стандарта образования.
План лекции
1. Функции системы оценки достижения планируемых результатов.
2. Элементы системы оценки достижения планируемых результатов.
3. Типология оценочных заданий.
4. Задания диагностического характера [1].
5. Технология оценивания достижений учащихся [2].
6. Соотношение внешней и внутренней оценки.
Pedagogy
Вывод.
1. Функции системы оценки достижения планируемых результатов. Система оценки достижения планируемых результатов (далее система) представляет собой один из инструментов реализации нового стандарта образования. Предполагается, что использование системы может обеспечить достижения нового качества в образовании лицеистов. Анализ содержания нового стандарта позволяет сделать вывод о том, что основными функциями системы являются: 1) развитие личностных качеств, обучающихся; 2) осуществление гуманитарных принципов обучения; 3) обеспечение эффективной «обратной связи». Важно, что реализация перечисленных функций в обучении позволяет учителю осуществлять эффективное управление процессом самостоятельной познавательной деятельности школьников. Основным механизмом реализации являются задания для самостоятельной работы обучающихся. Реализация первой и второй функции заложена в содержания задания, а реализация третьей функции обеспечивает обратную связь в процессе выполнения задания для самостоятельной работы, что позволяет учителю получить информацию о достижении лицеистами поставленной цели обучения. Полученная информация дает возможность учителю осуществить диагностику уровня обучения школьников, принять правильное методическое решение по «доучиванию» обучающихся и создать условия для достижения школьниками высоких результатов в обучении.
2. Элементы системы оценки планируемых результатов.
1) ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования. Эти результаты отражают формирование ценностно-смысловых установок, развитие познавательного интереса, учебных потребностей и способностей обучающихся. Оценка достижения этой группы планируемых результатов осуществляется в процессе использования не-персоницированной информации;
2) планируемые результаты освоения учебных междисциплинарных программ:
а) блок «Выпускник научится» - достижение планируемых результатов выносится на итоговую оценку в форме традиционной оценки или портфеля достижений в конце обучения в форме государственной итоговой аттестации (ГИА). Оцениваются достижения обучающихся с помощью заданий базового уровня (уровень исполнительской компетенции) и с помощью заданий повышенного уровня в зоне ближайшего развития большинства лицеистов. Важно, что основание для перехода на следующую ступень обучения - успешное выполнение задания базового уровня;
б) блок «Выпускник получит возможность научиться» - достижение планируемых результатов проверяется с помощью системы заданий для самостоятельной работы, существенный признак которых - расширение и углубление в понимании содержания базового учебного материала. Задания из этого блока можно исполь-
зовать при проведении итогового контроля с целью выявления у лицеистов владения более высоким уровнем результативности обучения по сравнению с базовым. Важно, что выполнение заданий для самостоятельной работы этого уровня не влияет на переход лицеистов на следующую ступень обучения. Задания этого уровня целесообразно использовать в ходе текущего и промежуточного контроля, с целью «накопительной» оценки в форме портфеля достижений и учитывать при определении итоговой оценки.
3. Типология оценочных заданий. В педагогической литературе предлагаются различные классификации оценочных заданий. Важно, что оценка достижения планируемых результатов выстраивается учителем с учетом уровневого подхода, принятого в стандарте. Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Пример оценочных заданий разного уровня:
1) задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится три варианта ответа, из которых верен только один;
2) задания с кратким ответом, к которому необходимо записать ответ, состоящий из одного или двух слов;
3) задания с кратким ответом на множественный выбор правильных ответов, в которых учащемуся предлагается выбрать все верные утверждения или объекты из числа предложенных;
4) задание с кратким ответом на соответствие элементов;
5) задание с кратким ответом на выбор верных утверждений;
6) задания с развернутым ответом, в которых необходимо привести полный ответ.
Использование определенных типов заданий зависит от особенностей содержания изученного материала и дидактической цели с задания для самостоятельной работы школьника [5, с. 45].
Авторы нового стандарта образования выделяют следующие направления, на основе которых может быть сконструирована система заданий по определению уровня достижения планируемых результатов.
1) задания по формированию универсальных учебных действий;
2) задания по формированию ИКТ-компетентности обучающихся;
3) задания по учебно-исследовательской и проектной деятельности;
4) задания по обучению стратегии смыслового чтения и работы с текстом.
Достоверность оценки достижения планируемых результатов определяется в соответствии с объективными критериями, которые и для учителя, и для учащихся являются ориентирами определения цели образовательного процесса и как следствие, определения уровня достижения планируемых результатов [4, с. 22-35].
Для подготовки учителя основной школы важно, что учителя начальной школы уже освоили основные
Педагогика
приемы обучения школьников в режиме реализации стандарта второго поколения, следовательно, у учителей основной школы есть возможность изучить опыт работы своих коллег и разработать вместе с ними эффективную систему оценки планируемых результатов.
4. Задания диагностического характера [1]. В практике работы учителя России используют особые задания диагностического характера. Так, особое значение приобретает диагностика метапредметных и личностных результатов по методике, разработанной авторским коллективом под руководством Р.Н. Бунеева
[1]. Прежде всего, данные диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты дают возможность учителю:
1) скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
2) определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;
3) увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов) [1, с. 3].
Оценка достижения планируемых результатов осуществляется в процессе проверочных и контрольных работ. Проверочные работы предназначены для проведения тематического контроля по изученной теме. Цель этих работ - получить информацию об уровне развития умений. Информация нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10-15 мин на комбинированном уроке. Контрольные работы - одна из форм итогового контроля. Цель этого вида заданий - проверить качество усвоения учебного материала, владение универсальными учебными действиями после изучения нескольких тем курса. В процессе оценивания работ учащихся важно учитывать определенные правила:
1) оценивается умение применять знания в ходе решения различных задач;
2) за каждое задание ставится отдельная отметка, затем выводится средняя отметка за выполнение всей работы;
3) проверочные задания составляются на трех уровнях успешности: базовом, повышенном, высоком.
При выполнении заданий необходимо познакомить учеников с порядком выполнения работы, например: 1) прочитайте задания и выполните все задания на базовом уровне; 2) если вы успешно справились с заданиями базового уровня, приступайте к выполнению заданий повышенного уровня, затем выполняйте задания высокого уровня.
5. Технология оценивания достижений учащихся
[2]. В работе учителей начальной школы хорошо зарекомендовала себя образовательная система «Шко-ла2100». Учителя основной школы могут применить
в практической деятельности технологию оценивания образовательных достижений учащихся (по А.А. Вахрушеву), адаптируя ее к обучению лицеистов в основной школе. Авторы технологии предлагают четко сформулированные правила оценивания учебных успехов обучающихся.
- 1-е правило. Что контролировать и оценивать? Оценивается любое успешное действие, отметка ставится только за решение полноценной задачи - умение использовать знания;
- 2-е правило. Кто оценивает? Учитель и ученик определяют оценку в диалоге, учитывая внешнюю оценку и самооценку. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку;
- 3-е правило. Когда оценивать? За каждую учебную задачу или несколько задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отметка;
- 4-е правило. Где фиксировать результат? Отметки выставляются учителем в рабочий журнал в графу того умения, которое было основным и приобреталось в ходе решения конкретной задачи;
- 5-е правило. Как учитывается желание ученика? За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, поскольку при изучении нового материала ученик имеет право на ошибку. В ходе проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, он имеет право пересдать учебный материал;
- 6-е правило. Как определяются итоговые оценка и отметка? Итоговые оценки и отметки (за триместр) ставятся за учебный модуль. Итоговая оценка - это показатель уровня достижения планируемых результатов. Отметка определяется, как среднее арифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом пересдачи [2, с. 2];
- 7-е правило. По какой шкале оценивать достижение планируемых результатов? Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности. Базовый уровень - умение выполнять простые действия в знакомой учебной ситуации. Оценка «удовлетворительно» (отметка «3»). Повышенный уровень -умение выполнять действия в измененной учебной ситуации. Оценка «хорошо» (отметка «4»). Высокий уровень - умение выполнять действия в новой учебной ситуации. Оценка «отлично» (отметка «5»). На этом уровне школьники решают сложные задачи по не изученному ранее материалу, в этой ситуации требуются самостоятельно добытые знания и самостоятельно усвоенные умения, этот уровень демонстрирует особые успехи лицеистов.
6. Соотношение внешней и внутренней оценки. В практике работы школы используется соотношение внешней и внутренней оценки. Внутренняя оценка -это оценка самой школы, выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями. Эффективность
Pedagogy
внутренней оценки зависит от того насколько выбранные средства способствуют выполнению основных функций:
1) обеспечивать обратную связь, т.е. информировать учеников об их продвижении в усвоении программы;
2) обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся, т.е. ориентировать школьников на успех, поощрять их, отмечая сильные стороны, позволять школьником продвигаться в собственном темпе.
Внешняя оценка - это оценка, которую осуществляют внешние по отношению к школе службы. Эффективность внешней оценки зависит от следующих функций: 1) функции ориентации образовательного процесса на достижение планируемых результатов по средствам уточнения содержания и критериев вну-
тренней оценки; 2) функции обратной связи, т.е. информации для управления качеством образования. В настоящее время внешняя оценка проводится в рамках следующих процедур: государственная итоговая аттестация выпускников, аттестация работников образования, аккредитация образовательных учреждений, мониторинговые исследования качества образования [3, с. 24].
Вывод.
В лекции на тему «Оценка достижения планируемых результатов» мы рассмотрели теоретические положения, которые разработаны Институтом стратегических исследований в образовании РАО под научным руководством члена-корреспондента РАО А.М. Кондакова, а также представили материалы рекомендательного характера для практической деятельности учителя.
Литература
1. Бунеев Р.Н. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 кл. / Р.Н. Бунеев и др. - М.: Баласс, 2014. - С. 48.
2. Вахрушев А.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 кл. / А.А. Вахру-шев. - М.: Баласс, 2015. - С. 48.
3. Демидова М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова. - М.: Просвещение, 2009. - С. 215.
4. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа - М.: Просвещение, 2011. - С. 342.
5. Корсакова Г.Н. Развитие научно-методического ресурса школы по осуществлению комплексного подхода к оценке достижения планируемых результатов ФГОС - Киров: ООО Типография Старая Вятка. - 2014. -С. 207.
6. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пособие для учителя. - М.: Ладога - 100, 2002. - С. 298.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2012. - С. 48.
8. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова / Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - С. 159.