М. А. Таривердиева
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПЕДАГОГИКА: АНТИЧНАЯ И ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИИ
В статье представлен обзор наиболее значимых факторов, приведших к становлению общеевропейской культуры и школьного образования в Средние века. Рассматривается активная роль в этом процессе интеллектуалов и церковных деятелей.
Ключевые слова: средневековое образование в Европе; латынь; Каролингское возрождение; энциклопедии; деятельность интеллектуалов.
Средневековая педагогика, как любой другой вид интеллектуальной деятельности, развивалась в опоре на результаты предшествующего этапа цивилизационного развития - на античное научное и общекультурное наследие. Интеллектуалы не разделяли в своей деятельности научное творчество и преподавание: результаты их научных штудий находили применение и продолжение в обучении на всех уровнях - от программ монастырских школ до лекций в средневековых университетах.
После официального признания и распространения христианства не только на Востоке, но и в западном европейском ареале обретает поступательное развитие процесс внедрения в повседневную жизнь и в школьную практику христианских ценностей. Этот долгий путь не был застрахован от конфликтных ситуаций - так, например, в правление Юлиана Отступника (361-363) происходит возврат в общественной и частной жизни к дохристианским идеалам. Однако исторические «зигзаги» не остановили поступательного процесса, опиравшегося на духовные ценности, включавшего в свою орбиту новые территории и народы, стимулируемого объективными историческими условиями - политической нестабильностью на землях Западной Европы и потребностью разноязычного населения в обретении духовного идеала, практических знаний и психологического равновесия.
Раздел Римского государства по завещанию императора Феодосия I (395 г.) привел к формированию двух социумов.
Центр культурной жизни уже ранее сместился на восток, куда император Константин перенес столицу, выстроив для этого новый город - Константинополь. На востоке сохранялись укоренившиеся со времен завоеваний Александра Македонского культурные традиции и греческий язык. В школах изучалось литературное наследие античности: поэмы Гомера, древнегреческие трагедии, лирика эллинских поэтов. На западе междоусобная борьба за власть привела к упадку хозяйственной жизни, обрыву культурной традиции, неграмотности большинства пришлого населения. После распада Западной Римской империи, когда на западных землях расселилось множество «пришлого люда», возникла объективная необходимость его языковой ассимиляции и обучения грамоте. Задача решалась путем открытия школ при церковных приходах, где обучали чтению, письму и счету.
Сложившаяся историко-культурная и языковая ситуация -ослабление языковой нормы и литературной традиции - не могла удовлетворить образованные круги римского общества. Деятели ранней христианской Церкви, получившие еще до принятия христианства классическое образование, заняли ведущее положение в христианской среде (нередко по желанию самих граждан, видевших в них духовных наставников). Таким был путь в Церковь и последующая активная церковная жизнь Тертуллиана, Киприана, Иеронима, Аврелия Августина, других Отцов и Учителей ранней Церкви.
События У-У11 вв., времени активного расселения на западных римских землях германских племен и формирования новых, германских, государств, получили отражение в исторических трудах, авторами которых были образованные римляне, находившиеся на государственной службе при дворах германских правителей - Кассиодор, Иордан («История готов»), Григорий Турский («История франков»), Исидор Севильский («История готов, вандалов и свевов»), Павел Диакон («История лангобардов»). Особая роль в истории средневековой культуры принадлежит Боэцию (ок. 480-525) - ученому и философу, трагически погибшему по ложному доносу, но оставившему, несмотря на короткую жизнь, выдающееся научное и литературное наследие.
Обращение в христианство и служение новым духовным идеалам сочеталось у образованных римлян с пониманием
770
М. А. Таривердиева
ценности интеллектуального наследия Античности и необходимости его сохранения. Особого упоминания заслуживает просветительская деятельность Кассиодора (ок. 490 - ок. 585), оставившего государственную службу при дворе остготских правителей и посвятившего вторую половину жизни проблемам образования. В своем поместье на юге Италии Кассиодор основал монастырь, назвав его «Виварий» (Monasterium Vivariense) и превратив в центр научных знаний, с богатейшей библиотекой, включавшей, наряду с церковной литературой, сочинения светских ученых. Он организовал при монастыре школу и скрипторий, где насельники монастыря переписывали, наряду со Священным Писанием и трудами Отцов Церкви, книги по различным отраслям знаний и сочинения писателей Античности. А «первым энциклопедистом Средневековья» стал епископ Исидор Севильский (ок. 570-636), автор энциклопедии «Этимологии» в 20 книгах, охватывающей сведения, известные науке того времени, а также включающей сохранившиеся фрагменты сочинений древних авторов.
Важным шагом на пути сохранения интеллектуального наследия Античности явилась реформа, проведенная при дворе короля франков Карла Великого (годы правления 768-814), именуемая в научной традиции «Каролингское возрождение» -собрание, упорядочение и переписывание древних латинских и греческих рукописей в специально для этого организованном скриптории. Участниками реформы стали ученые, приглашенные из разных концов Европы в «дворцовую Академию» -англосакс Алкуин, выпускник Йоркской епископской школы, главный вдохновитель деятельности Академии; лангобард Павел Диакон, историк и филолог, знаток латинского и греческого языков, автор сочинения «Historia Langobardorum»; вестгот из Испании Теодульф, теолог и поэт; франк Эйнхард, автор биографии Карла Великого «Vita Karoli». Были организованы школы при епископских резиденциях для подготовки грамотного духовенства и администрации, а также при монастырях и соборах. Советником Людовика Благочестивого был ученик Алкуина Рабан Мавр - франкский теолог и писатель, который руководил школой бенедиктинсклого монастыря в Фульде, а впоследствии стал архиепископом Майнцским. При дворе франкского короля Карла Лысого жил философ, богослов и переводчик с греческого Иоанн Скот Эриугена (IX в.).
В дальнейшем в Европе складывалась и укреплялась новая система образования. В XI в. появляются муниципальные и частные школы. В XII-XIII в. возникают и активно развиваются новые образовательные центры - университеты, где расширяется круг изучаемых дисциплин и углубляется содержание традиционных trivium и quadrivium. Формируются факультеты «свободных искусств», права, медицины, теологии. Расширяется «география» университетов, охватывая многие города Европы. Но это уже - «другая история», основу которой заложила многовековая и многотрудная деятельность интеллектуалов Средневековья.
Литература
Averintsev, S. S. (ed.). 1993-1995: Christianity Khrostianstvo. Entsiklo-pedicheskiy Slovar' [Christianity. Encyclopaedia] 3 vols. Moscow: «Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya».
Аверинцев, С. С. (гл. ред.) 1993-1995: Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х тт. М.: БРЭ. Golenishchev-Kutuzov, I. N. 1972: Srednevekovaya latinskaya literatura Italii [Mediaeval Latin Literature of Italy]. Moskow: «Nauka». Голенищев-Кутузов, И. Н. 1972: Средневековая латинская литература Италии. М.: Наука. Le Goff, Zh. 2005: Tsivilizatsiya srednevekovogo Zapada [Civilization of the Mediaeval West]. Ekaterinburg: «U-Faktoriya». Ле Гофф Ж. 2005: Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург: У-Фактория. Ukolova, V. I. 1989: Antichnoe nasledie i kul'tura rannego Srednevekov'ya [Antique Heritage and Culture of the Early Middle Ages]. Moskow: «Nauka».
Уколова, В. И. 1989: Античное наследие и культура раннего Средневековья. М.: Наука. Zhil'son, E. 2004: Filosofiya v Sredniye veka [Mediaeval Philosophy]. Moscow: «Respublika».
Жильсон Э. 2004: Философия в Средние века. М.: Республика.
M. A. Tariverdieva. Mediaeval pedagogy: antique and Christian traditions.
The article presents an overview of the most significant factors that led to the development of pan-European culture and school education in the Middle Ages. The active role of intellectuals and church leaders in this process is considered. Late Antique and early medieval pedagogy was inseparable from scientific knowledge and encyclopedic synthesis, intellectuals did not share in their activities scientific creativity and teaching. The article emphasizes that it was the preservation of the ancient heritage that served as the basis for the development of university science in the era of the High and Late Middle Ages.
Keywords: mediaeval education in Europe, Latin, encyclopedias, Carolingian Renaissance, intellectuals' activity.