УДК 811.124'04:82-97 М. А. Таривердиева
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой классической филологии МГЛУ; тел. 8 (499) 245-11-72
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА И НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ
Статья посвящена исследованию роли Средневековья в процессе европейского общекультурного и литературного развития. Приводится обзор научной дискуссии по данному вопросу. Осуществлена систематизация литературного и научного наследия. Выявлено историческое значение литературного Средневековья в развитии европейской цивилизации.
Ключевые слова: Античность; Средневековье; Возрождение; христианство; средневековая литература.
Tariverdieva M. A.
Ph. D. (Philology, higher doctorate degree), Professor, Head of Classical Philology Department, MSLU; tel. : 8 (499) 245-11-72
WEST-EUROPEAN LITERARY MIDDLE AGES: CHRISTIAN FAITH AND SCIENTIFIC KNOWLEDGE
The article deals with the problem of the importance of Middle Ages period in the european cultural and literary development. The survey of scientific discussion as so as the systematization of literary and scientific heritage is adduced. The importance of Middle Ages period in the progress of european civilization is ascertained.
Key words: Antiquity; Middle Ages; Renaissance; Christianity; medieval literature.
Современная гуманитарная наука, в поисках исчерпывающих трактовок и определений, всё чаще обращается к синтезу идей и методов исследования, являющихся инструментарием разных научных дисциплин, школ и течений. В частности, при изучении проблем литературного творчества исследователи используют методики и терминологию других гуманитарных отраслей - истории, философии, культурологии, лингвистики. Соединение подходов к материалу, представляющих исследовательскую практику разных гуманитарных направлений, дает новые возможности его изучения, открывает перспективу объективных выводов, позволяет пересмотреть и уточнить сформулированные ранее определения и классификации.
Поиск комплексного подхода в гуманитарных исследованиях отразился в научной дискуссии о месте и роли Античности, Средневековья и Возрождения в истории мировой культуры.
Интеллектуалы ХГУ-ХУ1 вв. оценивали свою эпоху как время культурного расцвета после «мрачных веков» Средневековья (эпитет Петрарки). Эта характеристика получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей XVII в., следующего за ним XVIII в. - века Просвещения и особенно в историографии XIX в.
Мыслители XVП-XVГП вв. П. Бейль, Вольтер подчеркивали в культуре Возрождения светский характер, антиклерикальную и антифеодальную направленность. Историографы XIX в. Ж. Миш-ле, Я. Буркхардт, Г. Фойгт писали о перевороте в мировоззрении, о разрушении духовных оков, о новом отношении человека к миру, о воскрешении и освоении античного наследия. В работах российских ученых А. Н. Веселовского и М. С. Корелина отразился характерный для российской интеллигенции второй половины XIX в. интерес к проявлению свободомыслия, к демократическим тенденциям в гуманистической идеологии, к «народному духу» в итальянском Возрождении [2, с. 7-9].
Однако в конце XIX в. французский историк Ф. Монье подверг сомнению идею принципиального отличия итальянского Возрождения от культуры Средневековья. Он утверждал, что классическая древность оставалась непререкаемым авторитетом и в Средние века, и в культурной жизни Ренессанса, достигнув высшей точки у гуманистов XV в. Немецкий исследователь Г. Тоде объяснял индивидуализм Ренессанса влиянием религиозного мистицизма и субъективизма средневековой мысли [2, с. 9-11]. В начале ХХ в. голландский историк Й. Хёйзинга также указывал на невозможность противопоставления Возрождения Средневековью. Он считал Возрождение переходным периодом от Средневековья к Новому времени. Ученый назвал этот период «осень Средневековья» [9].
Новый взгляд на Средневековье как на предтечу Возрождения получил дальнейшее развитие в трудах историков ХХ в. Одним из главных сторонников этого направления был Ч. Тринкауз. В его интерпретации Ренессанс - одна из фаз средневековой культуры. Исследователь отрицает присутствие в культуре Ренессанса светского элемента, подчеркивает приоритет христианского начала [13].
Историк П. О. Кристеллер и его последователи признавали светскую ориентацию ренессансной культуры и ее самостоятельное
историческое значение. Однако они рассматривали Ренессанс лишь как одно из идейных течений, связанных с развитием гуманитарных знаний (гуманизм - лат. humanitas - «духовная культура»), и прежде всего - филологии и риторики, а также новой системы образования [12].
Напротив, исследователь культуры эпохи Возрождения Э. Га-рэн и его единомышленники в своих трудах отстаивали концепцию принципиального различия между Средневековьем и Ренессансом. Они видели в гуманизме новое мировоззрение, охватывающее разные сферы культуры и социальной жизни. Исследовательская деятельность Э. Гарэна была посвящена разностороннему изучению проблем итальянского гуманизма, рассматриваемых в тесной связи с общим поступательным движением мировой цивилизации [3].
Близкое к школе Э. Гарэна направление в современной историографии представлено трудами Г. Барона и его школы. В работах Г. Барона акцент сделан на социальных аспектах гуманизма в Италии (Флоренция) в первые десятилетия XV в. и на кризисе в конце столетия, в период правления династии Медичи [11].
Проблема соотношения культур Античности, Средневековья и Возрождения составила предмет изучения известных российских ученых. Филолог И. Н. Голенищев-Кутузов в монографии, посвященной изучению средневековой латинской литературы Италии, привел «сквозную» периодизацию этого огромного и сложного периода: Средние века (V-XII вв.), Предренессанс и Возрождение (XIII-XVI вв.), Барокко и Просвещение (XVII-XVIII вв.) [4]. Медиевист О. А. Добиаш-Рождественская, принимая за начало Средних веков общепринятую дату, V век, в применении к культурным процессам считала возможным видеть зарождение Средних веков в IV и даже в III веке, когда на землях Европы уже ощущалась параллельная жизнь обществ, из которых одно отмирает, а другое зарождается [5]. Филолог-романист В. Ф. Шишмарев в своих трудах обращал внимание на сложный процесс сосуществования в Италии IV-VI вв., с одной стороны, античной науки, культуры, литературной традиции, а с другой - христианской веры, определившей новый этап развития европейской культуры [10].
Специалист по западноевропейской литературе Г. К. Косиков подчеркивал необходимость разграничения в научных исследованиях понятий культура и цивилизация. Термином «культура» следует
обозначать систему идеалов, норм, духовных ценностей, вырабатываемых в рамках того или иного общества; термином «цивилизация» -формы организации и упорядочения культуры посредством социальных механизмов и институтов. Цивилизация закрепляет, санкционирует и тиражирует запас знаний, верований, образцов мышления и поведения, создаваемых в культурном процессе. Согласно концепции Г. К. Косикова, западноевропейская средневековая цивилизация простирается, как минимум, до середины XVII в. Культура Ренессанса возникла и существовала в пределах средневековой цивилизации. Ренессансная культура не привела к новому типу государственности, которая оставалась средневековой. Авторитет религии также оставался неизменным на протяжении всего этого периода, что отразилось в творчестве писателей и в произведениях искусства эпохи Возрождения [7, с. 10-14].
Филолог, философ и культуролог С. С. Аверинцев отстаивал тезис о непрерывности связи между античной, средневековой и ре-нессансной культурами. Он обращал внимание на ошибочность позиции исследователей, противопоставлявших средневековую культуру античной культуре и культуре Возрождения. В качестве основания для такого противопоставления указывалось на господство сверхличного в идеологии Средневековья в противоположность рационализму и свободе личности в творчестве античных авторов и творцов эпохи Возрождения. Реакцией на эту позицию явилась возникшая в зарубежной науке первой половины ХХ в. тенденция перенесения акцента на аутентичность средневекового усвоения греко-римского наследия. С. С. Аверинцев считал обе концепции односторонними. Он также обращал внимание на невозможность буквального перенесения на литературу парадигм других областей культурного творчества (в частности, истории искусства) [1, с. 6-9].
Как видно из вышесказанного, в вопросе об этапах европейского общекультурного и литературного процесса «яблоком раздора» всегда было Средневековье. Попытка осмыслить роль этого исторического периода в литературной жизни Западной Европы составила цель и содержание настоящей работы.
Последние века существования Западной Римской империи ознаменовались распространением на ее землях христианства. Неприятие официальной властью новой религии, преследование и казни первых христиан не смогли помешать быстрому росту числа
ее приверженцев. Христианские идеи получили отражение в литературном творчестве этого периода - в первую очередь в развитии жанра апологий.
Жанр христианской апологии был известен с апостольских времен (послания Павла, Варнавы). Суровые гонения христиан в II-III вв. стимулировали распространение и развитие этой литературной формы. Особенно был богат апологиями II век, получивший в истории христианской литературы название «век апологетов». До нашего времени сохранились апологии на греческом языке - сочинения Аристида, Иустина Мученика, Татиана, Афинаго-ра, Феофила, Мелитона Сардийского, Ермы (II в.), Оригена (III в.), Евсевия, Афанасия Великого, Василия Великого (IV в.), Кирилла Александрийского (V в.); апологии на латинском языке - сочинения Минуция Феликса, Тертуллиана (II в.), Киприана, Арнобия, Лактанция (III в.) [6, с. 14-27; 73-87].
Преобладание апологий на греческом языке и их сохранность можно объяснить смещением центра культурной жизни в последние века существования Римской империи на восток, в связи с переносом столицы в Константинополь, сохранением здесь традиций античной культуры и образования, а также с распространением среди местного населения, со времен походов Александра Македонского, знания греческого языка.
Последний период существования Западной Римской империи (IV-V вв.) отмечен резким ухудшением политической ситуации (междоусобная борьба за власть, начало германских нашествий), утратами в культурной жизни, падением образовательного уровня населения, забвением греческого языка. Однако и в этих условиях литературная жизнь продолжалась (преимущественно на латинском языке). К этому периоду относится творчество как писателей-язычников (Авзоний, Клавдиан, Аммиан Марцеллин, Макробий, Марциан Капелла), так и сторонников христианства (Пруденций, Драконтий, Амвросий Медиоланский, Иероним, Августин и др.) [4, с. 29-98].
Политическая нестабильность, духовная неудовлетворенность создали благоприятную почву для распространения христианского учения, что получило отражение в развитии литературного творчества христианской направленности. Появляются новые жанры - жития святых, описания паломничеств к Святым местам, проповеди (гомилии).
С античных времен не прерывалась поэтическая традиция. Но теперь и она приобретает христианскую окраску. Наиболее известные латиноязычные христианские поэты этого времени - Амвросий Медиоланский, Пруденций, Седулий (IV в.), Драконтий, Аполлинарий Сидоний (V в.), Венанций Фортунат (VI в.).
В ^У11 вв. на землях бывшей Западной Римской империи расселяются германские племена и постепенно, в результате междоусобных войн и земельных переделов, формируются новые, германские, государства. Этот сложный процесс получил отражение в исторических трудах, авторами которых были образованные римляне, находившиеся на государственной службе при дворах германских правителей - Кассиодор, Иордан («История готов»), Григорий Турский («История франков»), Исидор Севильский («История готов, вандалов и свевов»), Павел Диакон («История лангобардов») и др.
Особое место в истории средневековой культуры принадлежит Боэцию (ок. 480-525) - ученому, оставившему после себя, несмотря на короткую жизнь (по ложному доносу он был казнен), большое и разнообразное литературное и научное наследие, которое, в самых общих чертах, можно разделить на два цикла - образовательный и философский. Первый включает сочинения по дисциплинам ква-дривиума (арифметика, музыка, геометрия, астрономия); второй -переводы с греческого и комментарий к логическим сочинениям Аристотеля «Категории», «Первая аналитика», «Вторая аналитика»; логические трактаты; комментарий к «Топике» Цицерона. Боэций намеревался перевести на латинский язык все трактаты Аристотеля и все диалоги Платона (этому намерению, по трагическим причинам, не суждено было осуществиться) [8, с. 19-72].
Невозможно переоценить вклад в дело образования Кассио-дора (484 / 490-585 / 590), основавшего на юге Италии монастырь Виварий, ставший центром научных знаний, с богатой библиотекой, в которой были представлены как священная литература, так и сочинения по философии, труды медиков, математиков, латинские и греческие грамматики, сочинения на темы педагогики и ораторского искусства [8, с. 73-144].
Исидора Севильского (ок. 570-636) называют «первым энциклопедистом Средневековья». Его «Этимологии» в 20 книгах - всеобъемлющая энциклопедия, охватывающая всю сумму сведений, известных науке того времени, а также включающая фрагменты из утраченных ныне сочинений древних авторов [8, с. 196-276].
Важный вклад в историю философской и богословской мысли принадлежит Иоанну Скоту Эриугене (IX в.) - ирландцу, жившему и творившему при дворе французского короля Карла Лысого. В центре учения Эриугены - отношение веры и разума. Его научные труды - трактаты «О предопределении», «О разделении природы»; переводы с греческого сочинений Дионисия Ареопагита («Ареопа-гитики»), Максима Исповедника («Двусмысленности»), Григория Нисского («Об устроении человека»); комментарии к сочинению Дионисия «О небесной иерархии» и к Евангелию от Иоанна; гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна [6, с. 152-168].
Отдельного рассмотрения заслуживает литература позднего («высокого») Средневековья - переходного периода к Возрождению и Новому времени. Литература этого периода демонстрирует сохранность и развитие литературной традиции, пронесенной через всё Средневековье, а также взаимопроникновение церковной и светской культур и литератур. Философские труды Ансельма Кентер-берийского (XI в.), Петра Абеляра (XII в.), Иоанна Солсберийского (XII в.), Фомы Аквинского (XIII в.); теологические сочинения Бернарда Клервоского, одного из основателей средневековой мистики (XII в.), Бонавентуры - Генерала Ордена св. Франциска (XIП в.); всеобъемлющая хроника ученого монаха - францисканца Салимбене де Адам (XШ в.) и другие произведения этого времени обнаруживают следование авторов общему принципу: стремлению к достижению двух целей - раскрытию христианского учения и поступательному движению научной мысли. Эти векторы постоянно пересекаются, что влечет за собой их взаимовлияние и взаимодействие.
Приведенный далеко не полный обзор западноевропейского средневекового литературного наследия позволяет заключить, что литературное Средневековье имеет свое «лица необщее выраженье», в котором кроется как то, что связывает его с прошлым, Античностью, так и то, в чем зреет будущее, Ренессанс. Это «двуликий Янус», сложное целое, характеризующееся чертами, свойственными переходным периодам: памятью о прошлом и устремленностью в будущее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверинцев С. С. Риторический принцип как фактор непрерывности на переходе от Античности к Средневековью и от Средневековья к Возрождению // Западноевропейская средневековая словесность. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - С. 6-9.
2. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. - М. : Высшая школа, 1977. - 254 с.
3. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения / пер. с итал. - М. : Прогресс, 1986. - 394 с.
4. Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. -М. : Наука, 1972. - 308 с.
5. Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского Средневековья. Научное наследие. - М. : Наука, 1987. - 351 с.
6. Жильсон Э. Философия в Средние века. От истоков патристики до конца XIV века / пер. с фр. - М. : Республика, 2004. - 678 с.
7. Косиков Г. К. Средние века и Ренессанс // Западноевропейская средневековая словесность. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. - С. 10-14.
8. Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего Средневековья. -М. : Наука, 1989. - 320 с.
9. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. - М. : Наука, 1988. - 540 с.
10. Шишмарев В. Ф. Латинская литература и народная поэзия Италии // История итальянской литературы и итальянского языка / Избр. статьи. -Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1972. - С. 182-207.
11. Baron H. The Crisis of the early Italian Renaissance. Civic humanism and republican liberty in the age of classicism and tyranny. - Princeton-N. Y. : Princeton University Press, 1966. - 584 p.
12. Kristeller P. O. Renaissance thought: the classic, scholastic and humanistic strains. - N. Y. : Harper & Row Publishers, 1961. - 142 p.
13. Trinkaus Ch. E. In our image and likeness. Humanity and divinity in Italian humanist thought. - Chicago : University of Chicago Press, 1970. - 985 p.