Научные сообщения
Сравнительный анализ системы управления сопредельных регионов
РФ и КНР
(на примере Амурской области и провинции Хэйлунцзян)
Н.Н. Приходько, В.А. Бабина
Статья освещает отдельные аспекты оценки управления интеграционными процессами экономических систем приграничных территорий с точки анализа диспаритетов социально-экономического развития приграничных территорий. На примере Амурской области приводится ряд факторов в рамках диспаритетов экономического развития, позволяющих оценить воздействие управления на международные интеграционные процессы
Оценка управления изменениями приграничной региональной экономической системы предполагает проведение детального анализа диспаритетов, образующихся в результате интенсификации международных интеграционных процессов и сотрудничества между приграничными территориями.
С одной стороны, сложившаяся в настоящее время структура торговли товарами и услугами между приграничными территориями Дальнего Востока и северо-восточных провинций Китая превосходно вписывается в традиционные модели интеграции, при которых разноплановость и взаимодополняемость выпускаемой продукции, поставляемой на внешние рынки разными странами, обеспечивают максимально достижимый в заданных условиях экономический эффект, так как позволяют каждой из стран реализовать свои конкурентные преимущества (Д. Рикардо, закон Хекшера - Олина).
С другой стороны, например, в теории торговой модели и мест расположения экономической активности «trade patterns and location of economic activity», разработанной нобелевским лауреатом Полом Кругманом, описывается ситуация, при которой большая часть международного торгового оборота приходится на развитые страны со сходными условиями производства. Особое место в модели занимают сравнительные преимущества, включающие климат, доступность ресурсов и поставщиков (транспортную инфраструктуру), а в качестве главного сравнительного преимущества определено развитие технологий1.
В соответствии с теорией сравнительных преимуществ, северо-восточные провинции КНР поставляют индустриальные товары в регионы Дальнего
1 Krugman P. Scale Economies, Product Differentiation, and the Pattern of Trade // American Economic Review, American Economic Association. 1980. № 70. Vol. 5. Pp. 950-959.
Востока РФ, а те поставляют в КНР природные ресурсы, для использования в производстве которых нужен массовый и дешевый труд. И чем больше разница в наборе и масштабах продукции для внешней торговли, тем больше должна быть торговля между ними. В результате происходит специализация экономических систем приграничных территорий в рамках международной торговли. Это заключение подтверждается ростом внешнеторгового оборота между Амурской областью и провинцией Хэйлунцзян (рис. 1), долей КНР в экспорте и импорте Амурской области (рис. 2, рис. 3), а также номенклатурой
400 300
I 200
а юо о
и
/3- 0,3
2,5
/ (Л
♦-53
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
год
Рис. 1. Внешнеторговый оборот Амурской области с провинцией Хэйлунцзян
□ Доля импорта ■ Доля экспорта
Рис. 2. Доля импорта из КНР и экспорта в КНР в общем объеме импорта Амурской области
100,0 90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
90
79 76
71 -
440 52
!7 0,7 1
■ 1 |
18,1 | 8,5 я 1 | 5,9
т\ 1 V 1 г 1 1 4 0,1 ■ 7 0,8 46 5
|о,1 IV ^0,1 гг
□ Древесина и изделия из нее ■ Металлы и нзда ЛИЯ из них □ Машиностроительная продукция
□ Продовольственные товары ■ Прочие
Рис. 3. Динамика структуры экспорта Амурской области в КНР
£ 60
50
40
30
ю- г
О I 1 1 1 1 1 I 1 1 1 1 1 I 1 1 1 1 1 I 1 1 1 1 1 I 1 1 1 1 1 I 1 1 1 1 1 I 1 1 1 1 1 I 1 1 1 1 1 I
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
год
42 38,, 39 1й 40
32 27 3030 30 33
22 2019 1819 19 21 20 12 19 21 20
10 1314 11 т
□ Продовольственные товары и сырье для их производства
□ Машиностроительная продукция
□ Текстиль, текстильные изделия и обувь
□ Прочие
Рж. 4. Структура импорта из КНР
внешнеэкономической деятельности, сложившейся между данными приграничными территориями (рис. 4).
Как видно из рисунков, начиная с 2004 года внешнеторговый оборот между приграничными территориями вырос фактически в 4,7 раза, что явилось результатом урегулирования вопроса о спорных участках российско-китайской границы и подписания 14 октября 2004 года «Плана действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве на 2005-2008 годы»2.
В импорте из КНР сохраняется высокий уровень диверсификации ввозимой продукции, а также расширение ввоза продукции с более высокой добавочной стоимостью. Так, доля ввоза продукции машиностроения в общем объеме импорта из КНР стабильно сохраняется на уровне 30-35%. А в 2007 году достигла 51%. Помимо основных импортируемых групп товаров доля прочих ввозимых товаров с 2000 года увеличилась в 2 раза и составляет в среднем одну пятую всего импорта из КНР 3.
Сужение номенклатуры экспорта товаров в КНР главным образом обусловлено низким уровнем и недостаточностью развития обрабатывающих производств на территории Амурской области, неосвоением имеющихся на своей территории природных ресурсов, что в результате приводит к потере существенной части налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, сокращению рабочих мест и усилению финансовых потоков из региона.
Следовательно, встает вопрос о возможности удвоения рынков за счет налаживания аналогичных производств между развивающимися странами (такими как КНР и РФ), и ухода от модели комплементарного развития в международной торговле между приграничными территориями. Результатом низкой эффективности управления социально-экономическим развитием и интеграционными процессами в условиях приграничных регионов Дальнего Востока стали растущие диспаритеты развития приграничных территорий.
2 План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2005-2008 годы): от 14 октября 2004 г. // Правовая система «Гарант».
3 Амурский статистический ежегодник. Благовещенск: Амурский облкомстат, 2008. 400 с.
Под диспаритетом развития приграничных территорий в настоящей работе понимается ситуация, при которой происходит рост различий в экономическом развитии приграничных территорий под влиянием различий в уровне эффективности управления интеграционными процессами.
Теория диспаритетов развития была разработана в рамках теории нетрадиционной безопасности вьетнамскими учеными Нгуен Суан Танг, Буй Цуанг Туан, Нгуен Хонг Сон, Дао Виет Хунг и Буй Труонг Гианг и описана в работе «Диспаритеты развития и экономическая безопасность в экономике АСЕАН»4. В основу теории диспаритетов положены индексы развития, позволяющие измерить диспаритеты развития между регионами. Авторы выделяют следующие диспаритеты развития 5:
1) диспаритет основных экономических индексов (ВРП на душу населения, диспаритет развития финансового рынка, диспаритет конкурентоспособности, общий фактор роста);
2) диспаритет инфраструктурного и технологического развития;
3) диспаритет социального развития (ИЧР, бедность и распределение доходов);
4) диспаритет институционального развития.
Анализ диспаритетов развития приобретает смысл для оценки таких экономических явлений, как внешнеэкономическая безопасность и интеграция. Проведенные исследования характера и тенденций российско-китайского экономического сотрудничества на Дальнем Востоке России позволили выделить следующие диспаритеты развития, оказывающие влияние на развитие российских приграничных территорий и позволяющие оценить эффективность управления интеграционными процессами между приграничными территориями (рис. 5):
Рис. 5. Диспаритеты экономического развития приграничных территорий
4 Nguyen Xuan Thang B. Q. T., Nguyen Hong Son, Dao Viet Hung, Bui Truong Giang. Development Gaps and economic security in ASEAN economies // Emmers R., Caballero-Anthony M., Acharaya A. Studying non-traditional security in Asia: trends and issues. London - New York: Marshal Cavendish Academic. 2006. Pp. 82-108.
5 Там же. С. 83-87.
Так, рост диспаритета конкурентоспособности Амурской области и провинции Хэйлунцзян отражает объекты, методы и результаты конкурентной борьбы данных приграничных территорий за ресурсы и рынки сбыта продукции. В результате экономика Амурской области характеризуется усилением следующих негативных тенденций:
- закрепление сырьевой ориентации экспорта в КНР, особенно это справедливо для сырьевых ресурсов, подверженных в значительной степени колебаниям мировой конъюнктуры;
- закрепление зависимости от импорта из КНР в отношении стратегически важной для удовлетворения внутреннего спроса продукции;
- деградация отраслей специализации, бюджетоформирующих отраслей и отраслей с высокой добавленной стоимостью под влиянием как внутренних, так и внешних факторов;
- потери традиционных рынков сбыта (как в Амурской области, так и в КНР) продукции, производимой на территории региона в результате роста научно-инновационного диспаритета и внешней конкуренции со стороны КНР;
- отток товарных и инвестиционных потоков за счет роста инфраструктурного диспаритета между Амурской областью и провинцией КНР;
- утрата рыночных ниш «сравнительных преимуществ» в результате диспаритета институционального плана, свидетельствующего о низкой эффективности управления.
Различия трудовых ресурсов характеризуют ситуацию количественного и качественного увеличения различий состава трудовых ресурсов приграничных территорий, а также факторов, приводящих к вытеснению с рынка труда, увеличению безработицы, росту трудовой экспансии, снижению управляемости миграционных процессов (как легальных, так и нелегальных), и включают:
- интенсификацию нелегальной трудовой миграции из КНР;
- снижение эффективности контроля над трудовыми мигрантами из КНР;
- численное и качественное снижения уровня трудовых ресурсов региона, необходимых для обеспечения функционирования экономики Амурской области в условиях расширенного воспроизводства.
Финансово-страховой диспаритет характеризует ситуацию в налоговом, банковском и страховом секторах приграничных территорий, а именно эффективность деятельности банков, налоговых и таможенных органов в рамках контроля валютных операций и российско-китайских взаиморасчетов, диспропорции в налоговой политике КНР и РФ в провинции Хэйлунцзян и Амурской области (влияющие на отток капитала и инвестиций, а также уровень взаимного инвестирования):
- бегство капитала в результате нерациональной налоговой системы в РФ;
- снижение инвестирования в основные фонды;
- отсутствие инвестиций КНР (либо их отток) в приоритетные сектора развития области в результате несовершенства банковско-страховой сферы и налоговых систем, а также осуществления политики открытости в рамках теории комплементарности развития приграничных территорий.
Рост институционального диспаритета занимает особое место в системе развития и направленности интеграционных процессов приграничного ре-
гиона, поскольку продуцирует факторы, усиливающие рост прочих диспари-тетов:
- расширение существующих и появление новых теневых секторов экономики в результате роста диспаритета правовых систем относительно внешнеэкономической деятельности и условий хозяйствования в приграничных территориях России и Китая;
- снижение эффективности деятельности институциональных структур, таких как консалтинг, органы управления, малое и среднее предпринимательство, влияющих на эффективность действия рыночных механизмов.
Следует отметить, что одним из основных факторов, усиливающих существующие диспаритеты развития, являются диспропорции территориального развития внутри страны, однако эти диспропорции в развитии Дальнего Востока носят менее выраженный характер, нежели диспаритеты в развитии приграничных регионов России и Китая.
Расширение внешнеторгового экономического сотрудничества Амурской области с провинцией Хэйлунцзян осуществляется без продуманной стратегии со стороны российских федеральных и региональных органов власти, а также без продуманной научной теории комплементарности территорий Дальнего Востока и северо-востока КНР, закрепляющей роль дальневосточных территорий как основного поставщика сырья для возрождения старопромышленных баз северо-восточных провинций Китая.
В результате такой политики основой экспорта Амурской области в КНР стали сырьевые ресурсы, а импорта — сельскохозяйственная и промышленная продукция, вследствие чего возросли угрозы внешнеэкономической безопасности, которые проявляются в усилении сырьевой зависимости, а также продовольственной зависимости в части обеспечения населения стратегически важными продуктами питания.
Доля Китая в экспорте Амурской области имеет незначительные колебания: в 2007 году она составила 54% всех экспортных поставок. Анализ деформации структуры экспорта с 2000 по 2007 год позволяет говорить об усилении зависимости области от поставок в Китай двух основных сырьевых ресурсов территории — древесины и цветных металлов6.
Рост экспортных поставок в Китай в 2007 году к уровню 2000 года по всем видам продукции в стоимостном выражении вырос на 46%, при этом доля поставок древесины и изделий из нее выросла в 4,1 раза, металлов и изделий из них сократилась в 10 раз, продукции машиностроения — в 2,3 раза. Анализ динамики и структуры экспортных поставок также свидетельствует как о снижении диверсификации структуры экспортных поставок в КНР (преобладание только двух видов экспортной продукции), так и зависимости колебаний в поставках экспортной продукции от конъюнктурных колебаний мировых цен на круглый лес и цветные металлы.
В то же время сильное увеличение доли экспорта продукции лесной отрасли в 2007-2008 гг. обусловлено изменением таможенных пошлин на вывоз круглого леса, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 75 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от
6 Амурский статистический ежегодник. Благовещенск: Амурский облкомстат, 2008. С. 438.
23 декабря 2006 г. № 795 в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных», суть которого заключается в поэтапном отказе от экспорта круглого леса (необработанной древесины) за рубеж7. В результате, не имея необходимых мощностей для деревопереработки, лесозаготовители пытаются максимизировать свою прибыль от экспорта уже заготовленного круглого леса до повышения пошлин. Снижение спроса на мировых рынках на данный вид экспортной продукции также не позволяет местным производителям инвестировать прибыли в переработку, поскольку уже на конец 2008 года многие предприятия показали отрицательный финансовый результат.
Фактически единственным реальным инвестором в данную отрасль становится государство. Без должного инвестирования либо создания благоприятных условий (точечных специальных экономических зон) развитие дерево-перерабатывающей промышленности лишь в малой степени будет отвечать стратегическим ориентирам развития Дальнего Востока. В настоящее время доля переработанной древесины в экспорте продукции Амурской области в КНР не превышает 10%.
Одновременно КНР реализует политику защиты собственных лесных ресурсов. Научным сообществом Китая также осознается необходимость инвестирования в переработку круглого леса на территории России, изменения структуры импорта лесной продукции КНР в сторону увеличения продуктов переработки до 90% в будущем при росте объемов общих поставок в 2,5 раза8. Являясь конкурентом на рынке доступа к ресурсам среди других своих азиатских соседей, Китай стремится максимизировать и сконцентрировать потоки экспорта российского леса на себя, наладить схему сотрудничества «инвестиции (средства и оборудование) и рабочая сила Китая — лесные ресурсы России». Однако такая позиция китайских органов власти не отвечает интересам экономической безопасности российских приграничных территорий.
Более 70% потребительского рынка Амурской области составляют различные товары и продукты производства КНР. Доля завезенных из КНР овощей и фруктов в 2006-2007 гг. достигла 96%, что почти в три раза превышает показатели 1995 года при 40% продуктов питания, производимых в Китае, в розничной торговле. Такое положение свидетельствует об усиливающейся продовольственной зависимости региона.
В товарной структуре импорта наблюдается увеличение поступлений по всем видам товаров. С 2000 по 2007 год стоимость импорта продовольственных товаров и сырья для их производства выросла почти в 2,6 раза, машиностроительной продукции — в 3,5 раза, текстиля и изделий из него — в 4,4 раза, что главным образом было обусловлено совершенствованием работы таможни и либерализацией ВЭД в рамках подготовки к вступлению РФ в ВТО.
7 О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 г. № 795 в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных: Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2007 г. № 75 // Правовая система Гарант.
8 ЦюйВэй (Й А5) Осуществление пяти необходимых больших прорывов в региональном сотрудничестве между Россией и Китаем (Ф'вКЙ'и'^'ШЙЯЕфМЛ^Ж) // Сборник сочинений 4-го международного форума между Китаем и Россией. Харбин
2006. С. 43.
В то же время оптимальный выбор с китайской точки зрения представляет собой сочетание обработанной земли и рынка России с китайскими рабочими руками и техникой, что подразумевает строительство на территории области баз комплексного развития сельского хозяйства на основе российско-китайской кооперации9. Экспорт сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории провинции Хэйлунцзян, является основным ориентиром внешнеторговой стратегии данной территории. В условиях вступления России в ВТО и либерализации внешнеэкономической деятельности необходимо будет найти способы защиты сельского хозяйства Амурской области, а также оптимальные способы сотрудничества с китайскими предпринимателями.
Ведущие отрасли, обеспечивающие основной объем ВРП области, — промышленность, строительство, сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля, на долю которых в 2007 году приходилось почти 79,2% произведенного ВРП. Доминирующей отраслью является транспорт, доля которого в ВРП составила в 2007 году 27,5% (26,6% — в 1999 г.). Это подтверждает то, что удельный вес отраслей, производящих услуги, выше, чем удельный вес отраслей, производящих товары.
Предварительная оценка структурной деформации экономики Амурской области получена на основе анализа потенциальных и имеющихся отраслей специализации региона. К эффективно работающим базовым отраслям региона, обеспечивающим поступление первичного дохода, формируемого на его территории, относятся лесное хозяйство, транспорт и связь. Промышленность, строительство, сельское хозяйство в настоящее время являются местными отраслями, перераспределяющими и умножающими доход базовых отраслей. Однако такой упрощенный подход не может дать полного представления о ситуации, сложившейся в области. Следовательно, необходимо проанализировать тенденции развития базовых отраслей. Так, в лесной отрасли преобладает экспорт необработанной древесины (98%). Тем не менее данная отрасль растет быстрее, чем в целом по стране. В то же время в России она не относится к медленно растущим.
Изменение с 2005 года метода подсчета статистической информации с отраслевого на подсчет по валовому выпуску отдельных видов продукции позволило вычислить коэффициенты локализации по видам продукции. Согласно расчетам по виду продукции «древесина и изделия из нее», коэффициент локализации составил 16,8. Примечательно, что ежегодно увеличивается доля поставляемых по импорту из КНР изделий из древесины.
Также возросла роль таких видов деятельности, как транспорт и связь. Это связано с тем, что данные отрасли традиционно обслуживают торговлю. Торговля (коэффициент локализации в 2008 году равнялся 0,43, в 1995 — 1,2) является быстро растущей отраслью на национальном уровне, и регион стремится к специализации в ней, хотя в регионе она развивается медленнее.
Как показывают коэффициенты локализации, промышленность, строительство и сельское хозяйство не относятся к базовым отраслям. Влияние на развитие данных отраслей оказывают сильнейшие деструктивные процессы в
9 Ларин В. Л. В тени проснувшегося дракона: российско-китайские отношения на рубеже XX-XXI веков. Владивосток: Дальнаука, 2006. 247 с.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
□ НДФЛ И Налог на прибыль □ Налог на имущество РАкцгоы
Рис. 6. Структура формирования консолидированного бюджета за счет собственных средств
данных отраслях и различного рода макроэкономические процессы. Тем не менее все эти отрасли относятся к отраслям, ориентированным на удовлетворение внутреннего рынка, и являются основными бюджетообразующими отраслями, обеспечивающими в среднем две трети поступлений по НДФЛ, 84% поступлений по налогу на прибыль, 45-50% по налогу на имущество. Налог на доходы физических лиц в части пополнения бюджета за счет собственных доходов составляет в среднем 40%, налог на прибыль — 17%, налог на имущество — 13%10 (рис. 6).
Необходимо отметить, что в 1995 году сельское хозяйство и строительство еще оставались базовыми отраслями региона. При этом структурный анализ показал, что и в настоящее время эти отрасли сохраняют за собой потенциал быть отраслями специализации региона в рамках дифференциального сдвига, поскольку растут более быстрыми темпами, чем в среднем по стране.
Так, сельское хозяйство, входящее в пятерку отраслей, формирующих ВРП Амурской области, требует осуществления грамотной инновационной политики, направленной на максимальное внедрение новаторских научных достижений. Это подтверждается и тем, что коэффициент локализации сельского хозяйства в 1995 году был равен 0,95, а доля сельского хозяйства в ВРП области составляла 17,5%. С одной стороны, особого внимания требует к себе растениеводство, поскольку более 40% пахотного клина всего Дальнего Востока находится на юге Амурской области. С другой стороны, в целях сохранения и повышения конкурентоспособности животноводства после вступления России в ВТО необходимо совершенствование существующих программ. Так, в провинции Хэйлунцзян с 2005 года, реализуется «Программа развития животноводства провинции Хэйлунцзян», согласно которой поставлена задача увеличение поголовья молочных коров до 1,5 млн голов при последующем среднегодовом росте 15,8%, производства молока, мяса и яиц соответственно 4,3 млн, 2,6 млн и 1 млн тонн при среднегодовом росте — 21,6%, 11% и 5,7%. В то же время именно скот и птица, яйца и молоко являются основными продуктами производства
0 Амурский статистический ежегодник. Благовещенск: Амурский облкомстат, 2008. 400 с.
в хозяйствах всех категорий Амурской области при среднегодовом темпе прироста 1%.
Промышленность является депрессивной отраслью региональной экономики ввиду разрыва прежних экономических связей, потери конкурентной позиции и рынков сбыта, высокой степени физического износа оборудования, технологической отсталости, сокращения научной базы и пр. Коэффициент локализации 0,7 в 2004 году, и 0,68 — в 1993 году считается довольно высоким и относит данную отрасль к потенциально импортозамещающим. Анализ динамики и структуры экспорта показывает, что вывозятся в значительном объеме черные и цветные металлы, а также машиностроительная продукция. Так, только в Китай экспортные поставки металлов и изделий из них с 1993 года выросли более чем в 19 раз. Такой скачок явился результатом действия протекционистских мер КНР в отношении продукции черной металлургии. Для Амурской области это привело к потере добавленной стоимости и к простаиванию и недозагрузке мощностей предприятий.
Доля торгового оборота Хэйлунцзян с Россией занимает 1/5 в общем объеме внешней торговли Китая и России. Хотя внешнеторговый оборот Амурской области с КНР в среднем составляет 78-82%, регион вносил небольшой вклад в общий внешнеторговый оборот по Дальнему Востоку (2-2,2 %) и еще меньший в целом по стране (до 0,08%). Сложившаяся ситуация, обусловленная отсутствием стратегии сотрудничества с КНР, позволяет китайской стороне в полной мере осуществлять стратегию внешней экспансии на товарные рынки Амурской области и обеспечивать увеличивающийся приток ресурсов на свою территорию. К основной группе риска относятся мясомолочная продукция, продукция растениеводства и машиностроения.
Диспаритет институционального характера связан с несовершенством правовой и институциональной структур управления интеграционными процессами.
Основными нарушениями внешнеэкономического законодательства являются незачисление участниками внешнеэкономической деятельности валютной выручки за экспортированный товар и необеспечение поступления импортного товара, эквивалентного по стоимости экспортированному. Широко практикуется метод заключения фиктивных экспортных контрактов. Анализ дел о нарушении таможенных правил позволяет выделить еще одну группу участников ВЭД, нарушающих валютное законодательство: это юридические лица со 100% иностранными (как правило, китайскими) инвестициями11. В большинстве случаев после осуществления экспорта товаров предприятия прекращают свою деятельность, руководители (иностранные граждане) выезжают за границу. Отсутствие имущества, средств на расчетных и валютных счетах не позволяет взыскать штрафные санкции.
Наряду с традиционными появляются новые способы совершения в обход закона экспортных операций. Так, из РФ вывозится товар в счет формирования уставного фонда совместного предприятия, созданного за границей. Валютный
11 План-проспект информационно-аналитической справки по вопросу «Основные направления национальной безопасности Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе»: Администрация Амурской области, 2002. 49 с.
контроль за такими операциями не осуществляется, поэтому они могут получить в дальнейшем более массовый характер12.
Значительный размах получили нарушения в сфере лесозаготовок. Анализ внешнеторговых сделок, связанных с реализацией лесопродукции, свидетельствует, что экспортерами указанного сырья, как правило, выступают перекупщики леса. Лес скупается у лесозаготовителей и экспортируется по ценам ниже сложившихся мировых. При этом основная масса сделок совершается на условиях предоплаты, за наличный расчет. Организованные преступные группировки, специализирующиеся на операциях с лесом, извлекают сверхприбыль в результате скупки за бесценок кругляка, вырубленного в местах промышленной заготовки, либо добытого иным незаконным способом, с последующей перепродажей сырья на экспорт.
Кроме того, распространен способ занижения контрактных цен в целях ухода от уплаты дополнительных экспортных пошлин. Разница между существующими ценами и мировой ценой по определенным видам товаров может составлять 1 млн долларов США13.
Ввиду значимого взаимовлияния развития приграничных экономических систем Амурской области и провинции Хэйлунцзян большую актуальность в области совершенствования институциональных механизмов приобретает согласование программ стратегического развития всех дальневосточных регионов и северо-востока КНР, отлаживание механизмов взаимодействия не только по комплементарной схеме развития, но и нахождения путей взаимного сотрудничества в сфере производства прогрессивной продукции для освоения рынков развитых стран.
Таким образом, складывающиеся диспаритеты развития приграничных территорий являются как базой оценки эффективности управления интеграционными процессами, так и ориентирами стратегического планирования.
12 Там же..
13 Там же..