УДК 159:371.047 (470.23)
В. Н. Карандашев, Н. В. Головешкина
Ретроспективный анализ профессиональных предпочтений старшеклассников Ленинградской области
В статье рассматривается динамика профессиональных предпочтений старшеклассников-учащихся 9-х классов 2001 и 2011 года выпуска. Показано, что профессиональные предпочтения являются формой придания ценности определенным видам деятельности, что обусловливает важность профориентационной работы.
The article discusses the dynamics of professional preferences seniors - students 9th grade in 2001 and 2011 years. It is shown that the trade preferences are a form of adding value to certain types of activities, which makes the importance of career guidance.
Ключевые слова: профориентация, профессиональные предпочтения, факторы выбора профессии, профессиональная направленность, профессиональные интересы учащихся.
Key words: career guidance, professional preferences, factors of choice of profession, professional orientation, professional interests of students.
Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Выбор профессии является одним из важных шагов в человеческой жизни. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей - формирование в среде учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Существенным препятствием в развитии профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный,
дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в
© Карандашев В. Н., Головешкина Н. В., 2012
75
кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных спе-циалистов-профориентаторов.
О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся. Между их склонностями, способностями и требованиями к избираемой ими профессии и осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями, предпочтениями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др.
Изучением особенностей и проблем профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях занимались такие отечественные ученые, как А.К. Маркова, Г.С. Пры-гин, Е.К. Климов, Н.С. Пряжников, Т.В. Кудрявцев и другие. Зарубежные ученые П.С. Лернер, Л. Хьёлл в своих работах подчеркивали важность профориентационной работы для формирования личности подростка.
Под профессиональными предпочтениями мы понимаем субъективное избирательное отношение личности к профессии, детерминированное совокупностью социально и профессионально значимых показателей личности, определяющих ее личностный и профессиональный потенциалы, и обусловливающее профессиональный выбор субъекта
Профориентация - это не отдельные мероприятия, пусть даже полезные в определенной степени при выборе профессии, это система психолого-педагогических, социальных и медицинских мероприятий, помогающих личности выбрать профессию с учетом её желаний и возможностей, а так же с учетом потребностей общества в кадрах для данной профессии
В 2001 и в 2011-2012 гг. преподавателями и студентами ЛГУ им. А.С. Пушкина проводились исследования по изучению профессиональных предпочтений учащихся старших классов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Всего в исследовании приняло участие 180 старшеклассников - учащихся 9-х классов общеобразовательной школы.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1. Анкета выпускника.
2. 14-факторный личностный опросник Р. Кеттела (юношеский вариант).
3. Методика Л.А. Йовайши «Определение профессиональных интересов».
4. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО).
5. Методика Голланда.
6. Карта интересов А.Е. Голомштока.
Сравнивая 9 классы 2001 и 9 классы 2011 гг., можно заметить, что учащиеся 9-х классов 2001 г. (67,5 %), как и учащиеся 2011 г. (59,1 %) в большей степени направлены на получение традиционного образования, в то время как достаточно большое количество учащихся 9 классов 2011 г. хотели бы учиться в колледже (18,2 %) (для сравнения: всего лишь 1,3 % старшеклассников 2001 г. собирались учиться в колледже). В то же время учиться в ПТУ были намерены 3,29 % девятиклассников 2001 г. и никто в 2011 г. (0 %) (рис. 1).
Учиться в лицее хотят 9,1 % девятиклассников 2011 г. и почти в два раза меньше учащихся 2001 г. (3,94 %) (рис. 1).
80,00%
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
□ 2001 год
□ 2011 год
Л
учиться в учиться в учиться в учиться в учиться в учиться в школе частной лицее техникуме колледже ПТУ школе
Рис. 1. Основные установки опрошенных школьников в отношении продолжения учебы
По выбору сфер деятельности также существуют достаточно явные различия между учащимися 9-х классов 2001 и 2011 гг.
Интересы девятиклассников 2001 года наиболее были сосредоточены в сфере спорта (27,5 %) и сфере науки и образования (22,5 %), в то время как в этих же сферах хотят проявить себя лишь
13,6 % в сфере спорта и 4,5 % учащихся девятых классов 2011 г. (табл. 1).
Девятиклассников 2011 г. больше всего интересует сфера медицины (27,3 %), тогда как из девятиклассников 2001 г. в этой же сфере хотели бы работать всего 12,5 % (табл. 1).
Примерно одинаковое количество учащихся девятых классов 2001 и 2011 гг. выбрали сферу культуры и искусства (15 и 18,2 % соответственно), сферу транспорта (12,5 и 9,1 %) и социальную сферу (12,5 и 9,1 %) (табл. 1).
Интересно, что довольно большой процент учащихся 2001 г. хотели бы работать в сфере управления (12,5 %) (для сравнения: всего лишь 4,5 % старшеклассников 2011 г. выбрали эту сферу), а вот показатель по сфере Защита Отечества высок только у девятиклассников 2011 г. (9,1 %, девятиклассники 2001 г. - 2,5 %) (табл. 1).
Наименее интересной сферой деятельности для девятиклассников 2001 и 2011 гг. стала сфера сельского хозяйства (0 %) (табл. 1).
Интересен тот факт, что девятиклассники 2011 г. по сравнению с девятиклассниками 2011 г. не выбрали для себя такие сферы как сфера промышленности, сфера связи, строительства, сфера бытового обслуживания, сфера охраны правопорядка и сфера коммерции (табл. 1).
Таблица 1
Анализ наиболее интересных для опрошенных школьников
сфер деятельности
Сфера деятельности Кол-во человек (в % от числа учащихся 9-х классов 2001 г.) Кол-во человек (в % от числа учащихся 9-х классов 2011 г.)
1. Сфера науки и образования 22,5 4,5
2. Медицина 12,5 27,5
З.Сфера культуры и искусства 15 18,2
4. Сельское хозяйство
5. Промышленность 7,5
6. Транспорт 12,5 9,1
7. Связь 12,5
8.Строительство 12,5
9.Сфера бытового обслуживания 5
10. Социальная сфера 12,5 9,1
11 Защита Отечества 2,5 9,1
12. Охрана правопорядка 10
13. Спорт 27,5 13,6
14. Сфера управления 12,5 4,5
15. Коммерция 17,5
Больше половины учащихся 9-х классов 2001 г. и 9-х классов 2011 г. заявили о том, что уже выбрали свою будущую профессию (табл. 2).
С проблемой нехватки информации о существующих профессиях в 2001 г. столкнулись 10 % девятиклассников, по сравнению с ними в 2011 г. этот процент снизился примерно в два раза (4,5 %) (табл. 2).
Среди причин, по которым не смогли сделать такой выбор, учащиеся 9 классов 2001 г. наиболее часто называют следующие причины: «пока еще не задумывались над этим» и «надежда на случай», тогда как девятиклассники 2011 г. вообще не отмечают эти причины (табл. 2).
Таблица 2
Анализ причин отсутствия профессионального выбора
9 класс 2001 г. 9 класс 2011 г.
1. Выбрали профессию 52,5 % 77,3 %
2. Нет, надеюсь на случай 10 %
3. Нет, так как не задумывался над этим. 15 %
4. Нет, так как плохо знаю свои возможности. 2,5 % 4,5 %
5. Нет, так как мало знаю о профессиях 10 % 4,5 %
6. Нет, так как не знаю, как выбирать профессию
7. Нет (укажите другую причину) 7,5 % 13,6 %
Анализ факторов показал, что больше всего на выбор девятиклассников 2001 и 2011 гг. своей будущей профессии оказывают влияние родители (27,3 и 31,82 % соответственно) (рис. 2).
37,2 % опрошенных 2001 г. и 54,5 % 2011 г. указали - «другие причины (рис. 2). Среди «других причин» чаще всего называют склонности, интересы, собственный выбор, мечта детства, деньги.
24,9 % девятиклассников 2001 г. считают, что в деле решающую роль играют случайные обстоятельства, в то время, как только для 9,1 % девятиклассников 2011 г. этот фактор выполняет туже роль (рис. 2).
Для 8,1 % учащихся 2001 г. главным фактором при выборе профессии стало материальное положение и почти в два раза меньше у учащихся в 2011 г. (4,3 %) (рис. 2).
Рис. 2. Анализ факторов, обуславливающих профессиональный выбор
При анализе различий в представлениях о профессии учащихся было выявлено, что 55 % выпускников 9-х классов 2001 г. и 40,9 % -2011 г. считают, что профессия должна отвечать их интересам (табл. 3).
42,5 % выпускников 9-х классов 2001 года и 45,5 % - 2011 вполне обоснованно считают, что их будущая профессия должна дать хорошее материальное обеспечение (табл. 3).
Большая часть учащихся 9-х классов 2011 г. также считают, что их будущая профессия должна иметь приемлемые условия труда (40,9 %), даст возможность принести людям пользу (72,7 %) и даст возможность стать самостоятельным (45,5 %). В 2001 г. таких учащихся оказалось 35 %, 37,5 % и 32,5 % соответственно (табл. 3).
Наконец, стоит отметить, что примерно 54,5 % опрошенных в 2011 г. думают, что их профессия не будет романтической и, выбирая её, они не ориентировались на людей, которые имеют для них авторитет (63,6 %, 2001 г. 10 и 27,5 % соответственно) (табл. 3).
Таблица 3
Характеристика девятиклассниками своей будущей профессии
Характеристика желаемой профессии Да Скорее да Нечто среднее Скорее нет Нет
2001 г. (%) 2011 г. (%) 2001 г. (%) 2011 г. (%) 2001 г. (%) 2011 г. (%) г. 5 ^ 0( 2 2011 г. (%) 2001 г. (%) 2011 г. (%)
1. Будет романтической 15 4,5 15 0 25 13,6 25 27,3 10 54,5
2. Даст возможность стать самостоятельным 32,5 45,5 32,5 40,9 17,5 13,6 2,5 5
3. Будет творческой 15 18,2 17,5 9,1 7,5 31,8 22,5 9,1 20 27,3
4. Ее имеет авторитетный для меня человек 15 9,1 7,5 9,1 17,5 9,1 17,5 4,5 27,5 63,6
5. Даст возможность принести людям пользу 7,5 2,7 7,5 9,1 7,5 9,1 12,5 4,5 2,5 4,5
6. Будет легкой в овладении 17,5 9,1 10 13,6 32,5 31,8 22,5 22,7 7,5 18,4
7. Будет отвечать моим интересам 55 40,9 32,5 36,3 13,6 4,5
8. Будет иметь подходящие для меня условия труда 35 40,9 32,5 27,3 20 27,3 5 4,5
9. Даст хорошее материальное обеспечение 42,5 31,8 41,5 45,5 2,5 22,7
10. Будет иметь хорошие перспективы (профессиональный рост, продвижение) 40 31,8 30 27,3 12,5 27,3 2,5 4,5 4,5
11. Будет соответствовать моим способностям и уровню подготовки 45,1 27,3 22,5 40,9 20 22,7 4,5
12. Даст возможность получить образование 50 50 20 22,7 18,2 5 2,5
Из предметов, необходимых для овладения будущей профессией, девятиклассники 2001 г. чаще всего называют иностранный язык (28 %), физика (25,1 %) и русский язык (23 %) (рис. 3).
Девятиклассники 2011 г. называют те же предметы, но процентные показатели несколько иные: на первом месте - русский язык (54,5 %) на втором - иностранный язык (32 %), на третьем - химия (27,3 %), тогда как из девятиклассников 2001 г. этот предмет называли лишь 17,8 % (рис. 3).
Видны существенные различия между девятиклассниками 2001 и 2011 гг. по таким предметам как алгебра (21,2 и 9,1 %), Петербурга и Ленинградской области. Всего в исследовании приняло участие биология (10,1 и 22,7 %), физкультура (5,2 и 18,2 %) и история (5,1 и
22,7 % соответственно) (рис. 3).
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Рис. 3. Предметы, наиболее необходимые для успешного овладения
выбранными профессиями
57,5 % девятиклассников в 2001 г. и 36,4 % девятиклассников в 2011 г., хотели бы получить помощь специалиста по профессиональному консультированию. А 42,5 % девятиклассников в 2001 г. и
63,6 % в 2011 г. предпочитают делать выбор самостоятельно (рис. 4).
Рис. 4. Мнение девятиклассников 2001 и 2011 гг. о необходимости профконсультационной помощи при выборе профессии
Больше половины учащихся в 2001 году были уверены, что по их будущей профессии трудоустроиться нелегко, но можно (62,5 %).
15 % считали, что по их профессии найти работу достаточно легко.
В 2011 г. 36,3 % девятиклассников считали, что по выбранной ими профессии трудоустроиться нелегко, но при желании можно и 45,4 % считали, что трудоустроиться достаточно легко.
18,2 % опрошенных в 2011 г. ответили, что по выбранной ими специальности трудоустроиться трудно.
Сравнительный анализ результатов анкетного опроса старшеклассников с использованием критерия Фишера не выявил значимых различий.
При проведении сравнительного анализа отношения старшеклассников 2001 и 2011 гг. к различным типам профессиональной деятельности была выявлена тенденция, что учащиеся 2001 г. были наиболее склонны к предприимчивому типу профессиональной деятельности (рис. 5), что можно объяснить популярностью и престижностью видов деятельности, связанных с предпринимательством и социально-экономической обстановкой того времени. Учащиеся 2011 г. были наиболее склонны к таким типам профессиональной деятельности как артистичный, социальный и интеллектуальный (рис. 5). Это можно объяснить большим влиянием шоу-бизнеса на обычных людей, государственной политикой, общероссийской тенденцией развития сферы науки и преобразованиями в сферах медицины, образования и т. д.
Рис. 5. Наиболее предпочитаемые типы профессиональной направленности
старшеклассников 2001 и 2011 гг.
В ходе сравнительного анализа были выявлены определенные различия в отношении к различным типам деятельности девятиклассниц 2001 и 2011 г.
Девочки, обучавшиеся, в 2001 г. предпочитали профессии, относящиеся к социальному типу (рис. 6), что можно объяснить попу-
лярностью профессий данного типа в то время и их распространенностью. По сравнению с ними старшеклассницы 2011 г. более склонны к интеллектуальному, конвенциональному и артистическому типам (рис. 6). Это может быть обусловлено тем, что на девочек в настоящее время оказывает огромное влияние телевидение и реклама, сфера шоу-бизнеса, где активно пропагандируется быстрое достижение славы, получение быстрым путем материальных благ. Также девочки стремятся добиваться профессиональных успехов в сферах управления, науки и т.п., что может свидетельствовать о том, что продолжается процесс «феминимизации» общества.
35
Рис. 6. Наиболее предпочитаемые типы профессиональной направленности девочек, обучавшихся в 2001 г. и обучающихся 2011 г.
При сравнении результатов, полученных с помощью методики Дж. Голланда, у мальчиков, обучавшихся в 2001 г., наиболее предпочитаемым типом профессиональной деятельности является предпринимательский, что могло быть обусловлено социальноэкономической обстановкой того времени и престижностью профессий этого типа, а у мальчиков, обучавшихся в 2011 г., реалистичный и конвенциальный типы (рис. 7), что может быть связано с бурным развитием экономики, развитием западной системы. Возможно, это свидетельствует о нарастающей инфантильности подростков, их стремлением к четкому выполнению правил без проявления какой-либо инициативы.
Рис. 7. Наиболее предпочитаемые типы профессиональной направленности мальчиков, обучавшихся в 2001 г. и обучающихся 2011 г.
Интерес к указанным сферам со стороны молодежи 2001 и 2011 гг. может быть обусловлен тем, что данные виды деятельности позволяют достичь целей, которые наиболее соответствуют идеалам распространенных среди подростков: физическое здоровье и красота фигуры (вероятно, это имеет наибольшее значение в данном возрасте), а также государственные программы развития спорта и поддержания физического здоровья - данное явление может быть сформировано средствами массовой информации (в первую очередь, телевидением). В 2001 г. девятиклассников интересовали такие сферы, как биология, сфера обслуживания, торговля, юриспруденция - в то время профессии данных сфер были наиболее популярны и востребованы, что в основном и определяло выбор учащихся (табл. 4). В 2011 г. у старшеклассников появляется интерес к таким сферам, как сценическое искусство, музыка, что может свидетельствовать о культурно-историческом развитии страны, также о влиянии телевидения, СМИ и всей сферы шоу- бизнеса в целом (табл. 4).
Таблица 4
Сферы профессиональных интересов учащихся 9 классов 2001 и 2011 гг.
Ранг 9 класс 2001 г. 9 класс 2011 г.
1 физкультура и спорт физкультура и спорт
2 биология сценическое искусство
3 история история
4 сфера обслуживания, торговля музыка
5 военные специальности общественная деятельность
6 право, юриспруденция изобразительное искусство
7 общественная деятельность журналистика
8 медицина иностранные языки
9 авиация, морское дело литература
10 журналистика военные специальности
При сравнении профессиональных интересов у девочек, обучавшихся в 2001 и 2011 гг., можно сказать следующее: девятиклассницы, обучавшиеся в 2001 г., предпочитают сферу обслуживания и торговли, что может быть связано с социально-экономической обстановкой того времени, выходом страны из кризиса (табл. 5). В 2011 г. девочки выбирают сферы интересов, в основном связанные с искусством (сценическое искусство, изобразительное искусство, музыка) (табл. 5). Это может быть обусловлено тем, что в настоящее время у молодых людей появилось больше свободы творчества, девушки настроены на быстрый карьерный рост и на высокое материальное положение, чему поспособствовало телевидение с реалити-шоу и различными программами, где простые люди становятся популярными за короткие промежутки времени.
Таблица 5
Различия в проявлении интереса к различным сферам профессиональной деятельности девочек, обучавшихся в 2001 и 2011 гг.
Ранг 9 класс 2001 г. 9 класс 2011 г.
1 сфера обслуживания, торговля сценическое искусство
2 сценическое искусство изобразительное искусство
3 журналистика литература
4 педагогика музыка
5 легкая и пищевая промышленность журналистика
6 общественная деятельность общественная деятельность
7 история иностранные языки
8 право, юриспруденция история
9 физкультура и спорт педагогика
10 медицина право, юриспруденция
При сравнении профессиональных интересов у мальчиков, обучавшихся в 2001 и 2011 гг., наблюдается стабильность профессионального выбора (табл. 6). В 2011 г. у мальчиков появляются интересы к таким профессиональным сферам, как металлообработка, деревообработка, строительство (табл. 6), что может быть связано с быстрыми темпами развития строительства в России, а также большим материальным доходом в данных сферах.
Таблица 6
Различия в проявлении интереса к различным сферам профессиональной деятельности мальчиков, учащихся в 2001 и 2011 гг.
Ранг 9 класс 2001 г. 9 класс 2011 г.
1 физкультура и спорт физкультура и спорт
2 военные специальности военные специальности
3 техника транспорт
4 транспорт техника
5 авиация, морское дело электро- и радиотехника
6 электро- и радиотехника авиация, морское дело
7 история история
8 право, юриспруденция металлообработка
9 экономика деревообработка
10 физика строительство
Таким образом, на основании ретроспективного анализа профессиональных предпочтений старшеклассников Ленинградской области можно сделать следующие выводы:
1. Интересы девятиклассников 2001 и 2011 гг. сосредоточены на сфере физкультуры и спорта. Примерно одинаковое количество учащихся 9-х классов 2001 и 2011 гг. выбрали сферу культуры и искусства, сферу транспорта и социальную сферу. Наименее интересной сферой деятельности для девятиклассников 2001 и 2011 гг. стала сфера сельского хозяйства. Интересы девятиклассников 2001 г. были сосредоточены в сфере науки и образования, сфере управления, сфере обслуживания, торговли, права, юриспруденции. Девятиклассников 2011 г. больше всего интересует сфера сценического искусства, музыки, медицины, а также им интересна сфера защиты Отечества. При сравнении профессиональных интересов девятиклассницы, обучавшиеся в 2001 г., предпочитали сферу обслуживания и торговли. В 2011 г. девочки выбирают сферы, связанные с искусством (сценическое искусство, изобразительное искусство, музыка). При сравнении профессиональных интересов у мальчиков, обучавшихся в 2001 и 2011 гг., наблюдается стабильность в профессиональных выборах.
2. Учащиеся 9-х классов 2001 г., как и учащиеся 2011 г. в большей степени направлены на получение традиционного образования. Большое количество учащихся 9-х классов 2011 г. хотели бы учиться в колледже и лицее. В 2001 г. процент по этим показателям был намного меньше. Девятиклассники 2001 г. наиболее склонны к предприимчивому типу профессиональной деятельности. Учащиеся 2011 г. направлены на такие типы профессиональной деятельности, как артистичный, социальный и интеллектуальный. Девочки, обу-
чавшиеся в 2001 г., предпочитают типы профессий, относящиеся к социальному типу. Старшеклассницы 2011 г. более склонны к интеллектуальному, конвенциональному и артистическому типам. Мальчики, обучавшиеся в 2001 г., профессионально направлены на предпринимательский тип, а мальчики, обучавшиеся в 2011 г., - на реалистичный и конвенциальный типы.
3. Анализ факторов выбора профессии показал, что больше всего на выбор будущей профессии девятиклассников 2001 и 2011 гг. оказывают влияние родители. Также высокий процент старшеклассников 2001 и 2011 гг. указали другие причины. Среди «других причин» чаще всего называют склонности, интересы, собственный выбор, мечта детства, деньги. Девятиклассники 2001 г. считают, что в деле решающую роль играют случайные обстоятельства, в то время как для учащихся 2001 г. одним из главных факторов при выборе профессии стало материальное положение.
Профессиональные предпочтения ассоциируются с приданием большей ценности одним профессиям по сравнению с другими и в целом отражают некую динамику профессионального самоопределения старшеклассников, их профессионального выбора. Очевидно, что процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека - от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности на основании той или иной системы ценностей.
С социально-экономической точки зрения общество и сам субъект самоопределения крайне заинтересованы в том, чтобы еще в школе подростки умели правильно выбрать наиболее соответствующий им профиль обучения и, как следствие, саму профессию. Этот выбор должен отвечать потребностям общества в тех или иных специалистах, а также профессиональным предпочтениям и возможностям учащихся. Профориентация как социальное регулирование профессиональной направленности может быть эффективной только при учете интересов и индивидуально-психологических качеств каждого человека. Поэтому решение профориентационной проблемы, и особенно ее психологической составляющей, является наиважнейшем делом не только с точки зрения экономической значимости, но и в социальном плане, как утверждение гуманистической направленности развития и здоровья общества.
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург,1999. - 362 с.
2. Земечко А.И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора - М.: Просвещение, 2000.
- 274 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 400 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.
5. Пряжников Н.С.Профессиональная ориентация. - М.: Академия, 2005.
- 496 с.
6. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение.
- М., 1996. - 256 с.
7. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. - М., 1981. - 276 с.
8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996. - 473 с.