УДК 37.062.2
Е.Е. ПЛОТНИКОВА,1 Н.В. БЫСТРОВА2
1 Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, г. Борисоглебск, Российская Федерация
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация. Изменение условий жизнедеятельности современного человека и инновационный менталитет личности активизировали проблемы профессионального и личностного самоопределения. Старший школьный возраст является периодом амбивалентной, первичной оптации. В данном возрасте формируются основы нравственного отношения к различным видам труда, осуществляется становление системы личностных ценностей, которые предопределяют избирательность отношения старшеклассников к разнообразным профессиям. Целью исследования стало выявление социально-педагогических условий профессиональной ориентации старшеклассников. Объект исследования - профессиональная ориентация старшеклассников. Предмет исследования -проектирование социально-педагогических условий профессиональной ориентации старшеклассников.
В статье анализируются следующие социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников школы: осуществление педагогической поддержки развития профессионального самоопределения старшеклассников; формирование
конкурентоспособности личности; включение подростков в игровую деятельность. Авторы делают акцент на том, что профориентация выступает одной из ключевых функций школы в современных условиях. Именно профориентационные мероприятия содействуют адекватному профессиональному выбору старших школьников, который определяет их дальнейший жизненный успех. Следовательно, эффективность профессиональной ориентации может быть обеспечена выявлением профессионально-образовательных выборов старшеклассников и оценкой качества получаемых профориентационных услуг. Подобные исследования необходимы для повышения качества осуществляемой школами профориентационной деятельности.
Ключевые слова: профессиональный выбор, мотивы выбора профессии, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, школа, педагогическое сопровождение.
E.E.PLOTNIKOVA,1 N.V. BYSTROVA2
1 Sts branch of the Voronezh State University, Borisoglebsk, Russian Federation
2 Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE OLD SCHOOLS
Abstract. The change in the conditions of the person's life activity and its innovative mentality intensified the problems of personal and professional self-determination. The senior school age is a period of primary, ambivalent options. At this age, the foundations of the moral attitude to different kinds of work are laid, the formation of a system of personal values that determine the selectivity of the attitude of high school students to various professions. The purpose of the study was to study the socio-pedagogical conditions for the vocational guidance of high school students. The object of research is the professional orientation of high school students. The subject of the study is the design of the socio-pedagogical conditions for the vocational guidance of high school students.
The article analyzes the following social and pedagogical conditions for the vocational guidance of high school students: the development of individual abilities of schoolchildren, the expansion of differentiated education in accordance with their inclinations and educational needs, the development of a network of specialized classes with in-depth study of various subjects, ensuring the level of secondary education meets the requirements of scientific and technological progress. The authors emphasize that vocational guidance is one of the key functions of a basic school in modern conditions. It is the activities of vocational guidance that contribute to the adequate professional choice of schoolchildren, which gives them further success in life, and the labor market - specialists of the required quality and in the required quantity. Consequently, the effectiveness of this work requires regular evaluation through interviews with high-school students aimed at identifying their vocational and educational orientations and assessing the quality of career counseling services. Such studies are necessary to improve the quality of vocational guidance work carried out by schools.
Keywords: Professional choice, motives for choosing a profession, professional self-determination, vocational guidance, school, pedagogical support.
Современная социально-экономическая ситуация, новые требования к культуре общественных отношений и труда предопределяют необходимость пересмотра основ подготовки старшеклассников к профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация выступает не только одним из приоритетных направлений развития и воспитания личности, но и осуществляет значимую социальную функцию - смягчает остроту процесса социализации подростков, корректирует соответствие профессиональных личных планов молодежи с потребностями рынка труда. На сегодняшний день подготовка старших школьников к профессиональному и жизненному самоопределению остается актуальной социально-педагогической проблемой, смещая на первый план обеспечение вариативности образовательного пространства.
В «Концепции развития образования Российской Федерации до 2020 г.» отмечается, что современное общество нуждается в нравственных, образованных, предприимчивых людях, способных в ситуации выбора самостоятельно принимать ответственные решения, быть дипломатичными, мобильными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. Право на труд, гарантированное гражданам Конституцией Российской Федерации, включает право и на свободный выбор профессии, которое, в частности, обеспечивается посредством системы профессиональной ориентации.
Цель данной статьи состоит в выявлении социально-педагогических условий профессиональной ориентации старшеклассников.
Научная новизна исследования заключаются в том, что:
- обоснован комплекс социально-педагогических условий, направленных на формирование у старшеклассников профессиональных ценностных ориентаций и умения выстраивать и корректировать жизненные планы, на становление активной жизненной позиции в выборе специальности, развитие способностей к принятию решений, ответственности и инициативе, профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
- определены противоречия процесса профессиональной ориентации старшеклассников: между общественными требованиями к сформированности у школьников профессионально значимых установок и отсутствием у них необходимого социального опыта для успешной профессиональной адаптации в изменившихся условиях; между потребностью общества в предприимчивых и деловых людях и несформированностью данных качеств у современной молодежи; между существенным повышением требований социума к экономической, интеллектуальной, правовой, технической, деловой культуре будущего специалиста и недостаточной разработанностью социально-педагогических подходов подготовки старшеклассников к выполнению будущих профессиональных функций.
Установлено, что представления старших школьников о рынке труда и профессиях в большинстве своем оторваны от действительности. Процесс принятия решений о выборе профессии у современных выпускников школ зачастую продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием собственных возможностей и способностей. Подростки ориентируются на такие профессии, которые в массовом сознании закрепились как «выгодные», «престижные», «современные». Данные положения свидетельствуют об отсутствии сформированного профессионального самоопределения у старшеклассников [16].
Основная цель образования в современной школе состоит в формировании общей культуры личности на основе освоения обязательного минимума содержания образовательных программ; в адаптации обучающихся к жизни в социуме, в создании базы для осмысленного выбора и последующего овладения профессиональными образовательными программами; в воспитании трудолюбия, гражданственности, уважения к свободам и правам человека, любви к семье, Родине, окружающей природе [9]. Следовательно, содержание школьного образования направлено, в частности, на подготовку школьников к самостоятельной жизни в обществе.
В современных теоретических исследованиях вопросов профессиональной ориентации старшеклассников все большую активность приобретают общенаучные методы познания и преобразования действительности. Проблема исследования анализируется авторами в различных аспектах: с позиции общественного развития и модернизации образования (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский и др.), социализации личности и ее рефлексии в контексте образования (В. Франкл, Э. Фромм), социальной адаптации личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн) и ее социальной зрелости (Г.М. Андреева, Д.А. Леонтьев и др.).
Профессиональное самоопределение раскрывается с двух оснований оценки социальной позиции: человек для профессии (С.Я. Батышев, В.А. Поляков, С.Н. Чистякова и др.) и профессия для человека (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, И.П. Смирнов и др.) [1;4].
Изучение современных подходов к профессиональной ориентации молодежи позволило выделить ряд направлений в исследованиях, способствующих разрешению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения:
- системный подход в профориентации старших школьников (В.Ф. Сахаров, Н.К. Степаненков);
- становление элементов духовной культуры в процессе подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии (Г.П. Шевченко);
- общественно значимая мотивация в выборе профессии (Е.М. Павлютенков);
- использование методик изучения личности старшеклассников с целью оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (Н.П. Воронин, В.Д. Шадриков);
- теоретические и методические аспекты профессионального консультирования молодежи (Е.А. Климов);
- специфика профориентации студентов в условиях высшей школы (П.А. Шавир, Н.Ш. Шадиев).
В контексте рассматриваемой темы перейдем к раскрытию социально-педагогических условий, способствующих эффективной профессиональной ориентации старшеклассников.
По мнению A.B. Мудрика, «педагогические условия создаются тогда, когда существуют предпосылки для воспитания уникальной личности, когда жизнедеятельность коллектива предоставляет личности возможности и побуждает ее к удовлетворению объективных социальных потребностей, когда совмещаются индивидуальные, групповые и массовые формы работы, когда педагог сам относится к себе как к личности» [10, с. 54].
В нашем исследовании под социально-педагогическими условиями понимаются внешние и внутренние обстоятельства, обеспечивающие развитие старшеклассников под руководством социального педагога и содействующие социальной адаптации личности в новых социально-культурных условиях.
Первым условием эффективной профессиональной ориентации старшеклассников является осуществление педагогической поддержки развития профессионального самоопределения молодежи.
Е.В. Бондаревская, подвергая анализу формирование современной личности, заметила, что педагогическая поддержка включает диагностику индивидуального воспитанности, развития, выявления личных проблем. Немаловажное значение при этом имеет дозирование помощи, основанное на понимании и знании особенностей молодежного возраста. Особую роль в данном случае играют создание условий для самореализации, ситуации успеха, повышение статуса личности, становление ее индивидуальности [2].
А.Ф. Амиров, К.Ш. Ахияров подчеркивают, что главными принципами обеспечения педагогической поддержки являются:
- «согласие ребят на поддержку и помощь;
- опора на потенциальные возможности и личные силы человека;
- вера в данные возможности;
- ориентация на способность личности преодолевать препятствия самостоятельно;
- сотрудничество, совместность, содействие, анонимность (конфиденциальность);
- безоценочность и доброжелательность;
- защита прав, человеческого достоинства, безопасность;
- исполнение принципа «Не навреди»;
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату» [7, с. 65].
P.M. Руппель также полагает, что педагогическая поддержка осуществляется в процессе воспитания практического, интеллектуального и творческого потенциала личности как базиса внутренней потребности к непрерывному самосовершенствованию [15].
Главными видами педагогической поддержки выступают:
- сосредоточение на положительном;
- ориентирование на свободный выбор;
- организация ситуаций успеха.
Педагогическая поддержка в ходе развития профессионального самоопределения старшеклассников реализуется в процессе их ознакомления с разнообразными видами труда и профессиями и оказания им помощи в избрании своей будущей специальности и профессии в соответствии с имеющимися способностями и склонностями.
Одним из путей является знакомство старшеклассников со своеобразием и характером разных специальностей и профессий. Данная задача решается, главным образом, когда молодежь знакомится с разнообразными профессиями и видами труда. К примеру, они изучают творческую деятельность и жизнь писателей, ученых, изобретателей, музыки, работников искусства, когда обретают представление о представителях физического труда и их работе, о предпринимательстве. При этом специальный акцент нужно делать на знакомстве участников с разными новыми профессиями. Результативными средствами подобной работы выступают беседы, доклады и лекции о разнообразных профессиях, экскурсии на разные предприятия, встречи с людьми разных профессий.
Педагогическая поддержка может быть направлена и на обнаружение узловых мотивов выбора профессии, степени сформированности профессионального плана личности, профессиональных и познавательных интересов личности. В ее процессе совершается уточнение профессионального плана, повышение степени ответственности и осознанности молодежи в вопросах выбора профессии.
В ходе осуществления педагогической поддержки, сосредоточенной на профессиональном самоопределении молодежи, нужно соблюдать ряд этических, организационных, профессиональных принципов, выделенных и сформулированных в работах Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова и других ученых. К главным из них относятся следующие:
- добровольность участия в профессиональной ориентации, т.е. принятие личностью независимого решения о разрешении проблемы, связанной с профессиональным самоопределением, обращении к руководителю, основанного на предварительной разъяснительной работе с ним о целесообразности, пользе ее проведения;
- конфиденциальность диагностической информации;
- активность личности в процессе профессионального самоопределения, имеющая в основе понимание и желание получать советы и выражающаяся в форме заинтересованного диалога (ответы, вопросы, комментарии, уточнения) обоих субъектов профориентационного процесса;
- профессиональная компетентность специалистов, выполняющих обследование и интерпретацию его результатов и владеющих не только технологией применения психодиагностических методик, но и опытом анализа психологической информации и навыками общения.
Наряду с вышеперечисленными принципами выделяют также: опора на формирующий воспитательный подход к руководству выбором профессии, воспитание уважения к различным видам труда, доброжелательность отношений, а также информирование молодежи о специфике разных компонентов структуры конкретной профессии (содержание, условия, средства, организация).
Вторым условием успешной профессиональной ориентации старшеклассников является формирование конкурентоспособности личности.
В современной социокультурной ситуации получение профессионального образования недостаточно, не менее значительно - стать еще конкурентоспособной, успешной личностью.
Конкурентоспособная личность - это личность, для которой свойственны способность и стремление к высокой эффективности и качеству своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности [6].
В.И. Андреевым выделены такие структурные компоненты конкурентоспособной личности, как: вера в успех своего дела, оптимизм, ответственность, глубокий интерес к делу, обязательность, креативность, социальная активность, трудолюбие, энергичность, творческий подход к делу [Ошибка! Источник ссылки не найден.].
По мнению Ю.В. Андреевой, «системообразующим фактором конкурентоспособной личности выступает целеустремленность, то есть способность отчетливо определять приоритетные цели и вырабатывать творческие стратегии ее реализации, доводить начатое дело до логического завершения, умение не пасовать перед трудностями» [18, с. 41].
Формированию подобных качеств оказывают содействие разнообразные деловые игры и тренинги с элементами соревновательности, состязательности, позволяющие создать атмосферу конкурентной борьбы и овладеть алгоритмом успешного профессионального поведения.
Непременным условием достижения конкурентоспособности личности в любой профессии и максимальной самореализации является наличие миссии - определенной профессионально-творческой идеи, которая аргументировала бы ее социальную необходимость. Именно в данном случае получается не просто достигнуть сиюминутного успеха, но и успешно решать не только личные, но и сложнейшие социально-психологические, общественные, нравственные, идеологические задачи и сохранить творческое долголетие.
Конкурентоспособная личность - это профессионал высокого класса, готовый самостоятельно принимать профессиональные решения и брать на себя ответственность. Это лидер по натуре - личность самодостаточная и независимая, способная к профессиональному риску, человек, обладающий своим взглядом на происходящее, имеющий достаточно высокий уровень критического мышления и эрудиции.
Добиться этого можно, обучая старшеклассников не просто навыкам профессии, но навыкам трезвой самооценки, четкой самоорганизации, непрерывного самообучения с ориентацией на максимальную творческую самореализацию и творческое саморазвитие.
В наибольшей степени успешной организационной формой формирования конкурентоспособной личности в социально-педагогической деятельности выступают, на наш взгляд, встречи с представителя разных профессий, мастер-классы, ключевой фигурой которых является мастер - специалист-практик, сам добившийся успеха в данной области, конкурентоспособный специалист.
Следующим значимым шагом в формировании конкурентоспособной личности становится формулирование отчетливой мотивации на обучение, на приобретение профессиональных умений и навыков. Полный анализ внутренних потребностей, осмысление желаний и стремлений, определение миссии выбранной профессии -необходимые условия для эффективного сотрудничества руководителя и молодежи в вопросе формирования профессиональной ориентации.
Экспериментальной базой исследования является МБОУ Борисоглебского городского округа СОШ №10, г. Борисоглебска Воронежской области. В исследовании принимали участие обучающиеся 11 класса: 23 человека в возрасте 15-16 лет.
Как показывают результаты опроса, многими старшеклассниками профессиональный выбор совершается под воздействием случайных факторов, как например: по совету взрослых (34%), за компанию с товарищами (5%), 59% респондентов руководствуются собственными интересами, которые, однако, не всегда отвечают их способностям. В процессе опроса было установлено, что старшие школьники делают данный социально значимый и личностно важный выбор не всегда самостоятельно, а чаще всего под влиянием взрослых, общественных стереотипов или средств массовой информации. Результаты опроса дают основания заключить, что в выборе будущей специальности старшеклассники ориентируются: на материальную выгоду (55%), престижность профессии (31%) и лишь 14% - на собственные способности и возможности.
Учитывая данные опроса, важнейшими направлениями профессиональной ориентации старшеклассников в МБОУ Борисоглебского городского округа СОШ №10 выступают:
- профессиональная информация - ознакомление школьников с состоянием рынка труда, современными видами производства, потребностями в квалифицированных кадрах, перспективами развития и содержанием рынка профессий, условиями и формами их освоения;
- профессиональная консультация - оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении посредством принятия осмысленного решения о выборе профессионального пути с учетом своих психологических особенностей и возможностей, а также потребностей социума;
- профессиональный подбор - предоставление старшеклассникам рекомендаций на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психофизиологическим особенностям;
- профессиональный отбор - установление степени профессиональной пригодности обучающегося к выбранной профессии.
Еще одним значительным условием эффективной профессиональной ориентации старшеклассников выступает, на наш взгляд, включение их в игровую деятельность.
Игра, как известно, является одним из видов человеческой деятельности и занимает особое место в процессе воспитания, обучения и развития личности. Этот вид деятельности, возникший исторически и сосредоточенный на познании окружающей действительности, заключается в воспроизведении играющими участниками действий взрослых и отношений между ними. Интеллектуальное развитие личности, ее суждения, наблюдательность и умозаключения - все напрямую зависит от игровой деятельности. Споры и вопросы, возникающие в ходе игры, способствуют углублению интереса в познании окружающего
мира, расширению кругозора. В играх, способствуя развитию познавательных интересов, руководитель помогает переходу любопытства к профессии в познание и любознательность, воспитанию выдумки, самостоятельности, развитию памяти, воображения, речи, содействует становлению личности как таковой.
Хорошая игра - динамическое явление, ее уровень продвигается и изменяется в соответствии с целями обучения, учитывая половые различия участников и особенности возраста. Тем не менее игровая деятельность выступает не самоцелью, а средством обучения. Роль игровой деятельности состоит, преимущественно, во всестороннем развитии личности, воспитании ее интересов, обнаруживающихся профессиональных интересов и наклонностей.
Исследованием проблематики игры занимались многие ученые, педагоги и психологи.
По мнению С.Л. Рубинштейна, «игра человека - порождение действительности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность» [12, с. 56]. В игре впервые проявляется и формируется потребность растущей личности влиять на мир. По мнению ученого, игра - деятельность, в которой решается противоречие между стремительным ростом запросов и потребностей личности, определяющим мотивацию ее деятельности, и узостью ее оперативных возможностей. Таким образом, СЛ. Рубинштейн подвергал рассмотрению игру в качестве способа реализации запросов и потребностей личности в пределах ее возможностей.
С позиции А.Н. Леонтьева игра является таким видом деятельности, в котором мотив находится в самом процессе. Специфическое отличие игры состоит в том, что это человеческая инстинктивная предметная деятельность, составляющая основу осознания личностью мира человеческих предметов. Мнение А.Н. Леонтьева таково, что в ходе игры человек извлекает действие, воспроизводящее познавательное и общее значение [5].
Д.Б. Эльконин подчеркивает, что психологическое содержание игры составляет моделирование социальных ситуаций и отношений. «Конкретный характер отношений между людьми, находящих свое воссоздание в игре, может быть различным. Это и отношение взаимной помощи, сотрудничества, разделение труда, внимания и заботы людей друг к другу»[13, с. 78].
По мнению С.А. Шмакова, игра вручает человеку стимул стремления вперед. В играх работает разум, подсознание и фантазия. Игры, на его взгляд, развивают честность, память, внимание, воображение, фантазию, интеллект, наблюдательность, язык, реактивность, воспитывают, трудолюбие, справедливость - все, что выступает богатством человеческой жизни. Основная задача и назначение игр, как считает С.А. Шмаков, - это развитие личности, коррекция того, что в ней проявлено и заложено, вывод человека на экспериментальное, творческое поведение [2].
С.А. Шмаков пришел к выводу, игра - это:
1) самостоятельный вид свободно развивающей деятельности участников, метод организации жизни и познания; вместе с тем игры - это упражнение и развлечения;
2) деятельность, устремленная на познание своего собственного «Я», освоение окружающего мира и создающая благоприятные условия для индивидуального самовыражения и творчества;
3) социокультурное пространство развития, позволяющее участнику осваивать социальный опыт, культуру, нормы прошлого, настоящего и будущего; процесс игры позволяет получать удовольствие, а результатом является актуализация способностей к саморазвитию индивидуальных свойств и качеств;
4) свободное общение, в котором формируются межличностные отношения и приобретается опыт взаимоотношений;
5) модель поведения, заданного определенными правилами и нормами; игровые ситуации располагают свободным выбором деятельностно-поведенческих альтернатив [14].
Итак, в искусственно построенных условиях личность проигрывает разнообразные жизненные ситуации, необходимые для ее развития, изменения ее ролей в обществе, социальных позиций, для формирования навыков и потребностей.
Рассмотрим примеры использования профориентационных игр в образовательных организациях.
1. Игра «Объявление»
Каждый участник игры в течение 5 минут должен был сочинить объявление о своих услугах: гувернерство, репетиторство, развивающая работа, консультирование, обучение и т.д., которое отражало бы профессиональную уникальность и содержало что-то такое, чего не может предложить иной специалист.
После этого в течение одной минуты объявление представлялось всем участникам, причем группа могла задавать любые вопросы по содержанию объявления, чтобы удостовериться, стоит ли действительно воспользоваться услугами этого «специалиста».
2. Игра «Самая-самая».
Участникам были предложены некоторые необычные характеристики профессий, а они по очереди должны были называть те профессии, которые, по их мнению, в большей степени подходят данной характеристике. К примеру, называлась характеристика «самая денежная профессия»: «какие профессии являются самыми-самыми денежными?». Участники сразу по очереди должны предложить свои варианты. Если у кого-то из старшеклассников появлялись сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то предлагались уточняющие вопросы. Затем называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик приводится не более 5-7.
Для более интересного проведения упражнения нами заранее были отобраны наиболее необычные характеристики профессий, которые должны бы заинтриговать участников. Например, такие как: «самая тяжелая профессия», «самая востребованная профессия», «самая творческая профессия», «самая трудная профессия», «самая рискованная профессия», «самая сладкая профессия», «самая смешная профессия», «самая детская профессия».
На наш взгляд, данная игра способствует развитию устойчивых познавательных интересов старшеклассников, демонстрирует общественную необходимость и социальную ценность профессий, дает представление об отдельных престижных видах деятельности и популярных профессиях, инициирует развитие памяти, самостоятельности, оригинальности мышления. Ребята аргументированно обосновывали свою позицию, стремились к здоровой конкуренции, состязательности, соревновательности и находчивости.
3. Игра «Приветствие».
Все участники садятся в круг и руководитель определяет следующее задание:
- «Приветствуя друг друга, вы должны дать небольшой прогноз на будущее вашему другу по группе».
- Здравствуй, Михаил, я рад тебя видеть, я думаю, что через 15 лет ты будешь работать..., так как ты ...., ты умеешь...., у тебя есть потенциал...., ты можешь..., ты проявил.... и т.д.
Бесспорно, игровая деятельность, сосредоточенная на профессиональной ориентации, обладает своей спецификой. Она дает возможность: приобрести уверенность в себе и раскрепоститься, освоить технику быстрого установления межличностного контакта, преодолеть комплекс неполноценности, овладеть приемами влияния на других людей в ходе взаимодействия с ними, усовершенствовать свой имидж, научиться вести свою линию, овладеть техниками достижения взаимопонимания с участниками, осознать преимущества различных стратегий взаимодействия и др.
В итоге игровая деятельность, направленная на профессиональную ориентацию, позволяет:
- выработать мотивы целенаправленного и осознанного выбора будущей профессии;
- сформировать активную позицию у участников по отношению к избранию будущей профессии;
- научить сопоставлять требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- анализировать свои способности и возможности;
- выработать общественно значимые мотивы предпочтения профессии;
- подготовить к профессиональному самоопределению.
Таким образом, рассмотренные социально-педагогические условия нацелены на формирование социальной адаптации личности старшеклассников с учетом современных экономических и социально-культурных факторов. Все элементы системы профессиональной ориентации молодежи взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они могут выступать в иной последовательности, но всегда эффективно действуют только вместе, в тесной взаимосвязи. Для того чтобы данная система функционировала слаженно, необходимо рационально ею управлять.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахияров К.Ш., Амиров А.Ф. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей // Педагогика. 2012. №3. С.50-54.
2. Бондаревская E. B. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 2011. №4. С. 11-14.
3. Быстрова Н.В., Перова Т.В., Плотникова Е.Е., Уханов А.Ф. Основные проблемы профориентации старшеклассников // Успехи современной науки. 2016. №11. Т.2. С. 25-28.
4. Быстрова Н.В., Плотникова Е.Е., Уханов А.Ф. Реализация антропологического подхода в условиях перехода к ФГОС общего образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки» 2016. Том 4. №2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/62PDMN216.pdf.
5. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Концептуальные основы воспитательной системы общеобразовательной школы // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. №6. С. 90-92
6. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Методическая работа в школе как фактор повышения качества образования // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2016. С.41-42.
7. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Гриценко Н.Е., Румянцева Н.А. Сущностные характеристики девиантного поведения школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №53-9. С.130-136.
8. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 2014. 183 с.
9. Леонтьев А.Н. Психология общения. М.: Изд-во Московского университета, 1997. 296 с.
10. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие. Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2011. 271 с.
11. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №7 (часть 5). С. 888-890.
12. Плотникова Е.Е. Социализация подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности // Гуманизация образования. 2015. №5. С. 62-68.
13. Плотникова Е.Е., Кравченко М.А. Концептуальные основы профессиональной ориентации старшеклассников // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: материалы II международной научно-практической конференции (очно-заочной) / ответственный редактор Е.В. Сахарова. Борисоглебск, 2016. С. 43-48.
14. Плотникова Е.Е., Наумкина А.С. Психолого-педагогические основы изучения рефлексии // Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики: материалы XI международной научно-практической конференции / ответственный редактор Л.И. Колесник. Нижневартовск, 2016. С. 267-269.
15. Плотникова Е.Е., Новокщёнова В.В. Социальная инициативность как предмет психолого-педагогического исследования // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции
развития: материалы II международной научно-практической конференции (очно-заочной) / ответственный редактор Е.В. Сахарова. Борисоглебск, 2016. С. 273-277.
16. Плотникова Е.Е., Строкова Е.Н. Социализация личности как психолого-педагогическая проблема // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 91-95.
17. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51.С. 140-146.
18. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. М.: ВАКО, 2008. 273 с.
19. Сластёнин В.А., Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога. М.: Академия, 2008. 336 с.
20. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М.: Академия, 2005. 128 с.
REFERENCES
1. Akhiyarov K.Sh., Amirov A.F. Forming value orientations for future teachers. Pedagogika. 2012. no. 3. P.50-54 (in Russian).
2. Bondarevskaya E. B. The humanistic paradigm of personal-oriented education. Pedagogika. 2011. no. 4. P. 11-14 (in Russian).
3. Bystrova N.V., Perova T.V., Plotnikova E.E., Ukhanov A.F. The main problems of career guidance for high school students. Uspekhi sovremennoy nauki. 2016. no. 11. T.2. .P. 25-28 (in Russian).
4. Bystrova N.V., Plotnikova E.E., Ukhanov A.F. Implementation of the anthropological approach in the context of transition to GEF of general education. Internet-zhurnal «Mir nauki» 2016, Tom 4, nomer 2 http://mir-nauki.com/PDF/62PDMN216.pdf (in Russian).
5. Bystrova N.V., Ukhanov A.F. Conceptual foundations of the educational system of the general education school. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2015. no. 6. P. 90-92 (in Russian).
6. Bystrova N.V., Ukhanov A.F. Methodical work in school as a factor of improving the quality of education. \nnovatsionnye podkhody k resheniyu professional'no-pedagogicheskikh problem. 2016. P.41-42 (in Russian).
7. Bystrova N.V., Ukhanov A.F., Gritsenko N.E., Rumyantseva N.A. Essential characteristics of deviant behavior of schoolchildren.Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016. no. 53-9 .P.130-136 (in Russian).
8. Klimov E.A. Kak vybrat' professiyu How to choose a profession.M. : Prosveshchenie, 2014. 183 p (in Russian).
9. Leont'ev A.N. Psikhologiya obshcheniya Psychology of communication.M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1997. 296 p (in Russian).
10. Mudrik A.V. Socialization of man: a textbook.Voronezh: Izd-vo NPO «Modek», 2011. 271 p. (in Russian).
11. Ogorodova M.V., Bystrova N.V., Ukhanov A.F. Features of the implementation of social partnership in the educational space of the school. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. 2016. no. 7 (chast' 5) P. 888-890. (in Russian).
12. Plotnikova E.E. Socialization of adolescents in the process of tourism and local lore activities. Gumanizatsiya obrazovaniya. 2015. no. 5. P. 62-68. (in Russian).
13. Plotnikova E.E., Kravchenko M.A. Conceptual framework for the vocational guidance of high school students. Psikhologiya i pedagogika: aktual'nye problemy i tendentsii razvitiya 2016. S. 43-48. (in Russian).
14. Plotnikova E.E., Naumkina A.S. Psychological and pedagogical basis for the study of reflection. Problemno-informatsionnyy podkhod k realizatsii tseley sovremennogo obrazovaniya. Nizhnevartovsk, 2016. P. 267-269. (in Russian).
15. Plotnikova E.E., Novokshchenova V.V. Social initiative as a subject of psychological and pedagogical research. Psikhologiya i pedagogika: aktual'nye problemy i tendentsii razvitiya. Borisoglebsk, 2016. P. 273-277. (in Russian).
16. Plotnikova E.E., Strokova E.N. Socialization of personality as a psychological and pedagogical problem. Sotsial'nye i tekhnicheskie servisy: problemy i puti razvitiya: N. Novgorod: Mininskiy universitet. 2015. P. 91-95. (in Russian).
17. Prokhorova M.P., Bystrova N.V., Ukhanov A.F., Sedykh D.V. Innovative activity of the teacher in the system of vocational education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016. no. 51.P. 140-146. (in Russian).
18. Pryazhnikov N.S. Vocational guidance in school: games, exercises, questionnaires: 8-11 grades, vocational schools and college.M.: VAKO, 2008. 273 p. (in Russian).
19. Slastenin V. A., Kolesnikova I. A. Teaching activities of the teacher.M.: Akademiya, 2008. 336 p. (in Russian).
20. Chistyakova S.N. Pedagogical support of self-determination of schoolchildren.M.: Akademiya, 2005. 128 P. 4. (in Russian).
© Плотникова Е.К., Быстрова Н.В., 2017
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Плотникова Екатерина Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и современных образовательных технологий Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета, г. Борисоглебск, Российская Федерация; e-mail:
plotnikova ee@,mail.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Plotnikova Catherine Evgenievna - Ph.D., assistant professor of pedagogy and modern educational technologies Borisoglebskii branch of the Voronezh State University , Borisoglebsk , Russian Federation; e-mail: plotnikova [email protected]
Быстрова Наталья Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: bystrova [email protected]
Bystrova Natalia Vasilevna - Ph.D., assistant professor of vocational education and management of educational systems, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) , Nizhny Novgorod, Russian Federation,e-mail: bystrova [email protected]