ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ
УДК 339.9
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ ИРАК
И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Асп. АЛЬ-НУАЙМИ ХАЛЬДУН ИБРАХИМ
Белорусский национальный технический университет
В настоящее время мировая экономика характеризуется высокой конкуренцией в сфере привлечения иностранного капитала, причем как между развитыми, так и между развивающимися странами. Это связано с важной ролью иностранных инвестиций при финансировании производственных проектов, а также с возможностями передачи технологий, что способствует повышению доходов и уровня жизни, созданию новых рабочих мест, повышению квалификации и управленческого опыта, достижению конкурентных преимуществ в области экспорта и маркетинга и т. п. Международные инвестиции как экономическая категория представляют собой вложения капитала экономических субъектов (правительства, компаний, домашних хозяйств, некоммерческих организаций) одних государств в материальные, нематериальные и финансовые активы других государств для получения дохода [1, с. 7; 2, с. 57].
Основными формами осуществления иностранных инвестиций в мире являются прямые, портфельные и прочие иностранные инвестиции. В свою очередь, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются важнейшей формой вложения капитала. Особое значение они имеют в экономиках развивающихся стран, которые наиболее сильно ощутили влияние финансового кризиса: сократились источники финансирования, выросли показатели задолженности и инфляции издержек, связанные с заимствованиями из внешнего мира. Поэтому работа по привлечению прямых иностранных и стимулированию внутренних инвестиций становится
^И Наука
итехника, № 2, 2013_
важнейшим направлением пополнения источников финансирования, которые остаются доступными для этих стран.
В качестве наиболее распространенного определения ПИИ в современной литературе часто используется формулировка Всемирной торговой организации (ВТО): ПИИ - это такой вид инвестиций, при котором собственные активы размещаются в другой стране (стране-реципиенте), при условии получения (сохранения) контроля над этими активами [3, с. 16].
Считается, что ПИИ позволяют достичь гораздо больше положительных эффектов в принимающих их странах по сравнению с портфельными инвестициями, то есть:
являются источником прироста производственного капитала и капитала сферы услуг;
• привлекают передовые технологии, ноу-хау, методы ведения бизнеса;
по сравнению с займами и кредитами не увеличивают внешний долг государства;
ускоряют процесс включения экономики в мировое хозяйство, развитие эффективных интеграционных процессов, благоприятствуют использованию преимуществ международного разделения и кооперации труда, нахождению ниш в мировом хозяйстве и рынке;
способствуют созданию транснациональных компаний и финансово-промышленных групп;
ведут к совершенствованию правовой защиты и гарантий иностранных инвестиций;
совершенствуют организацию системы отбора и мониторинга (наблюдения и оценки) инвестиционных проектов;
• координируют программы сотрудничества с международными финансовыми организациями.
Указанные причины обусловливают заинтересованность национальных экономик в привлечении в первую очередь ПИИ [4, с. 393; 5, с. 39].
Значительный рост объема ПИИ наблюдался в конце 80-х гг. ХХ в., но, согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), он сосредоточился, в частности, в Соединенных Штатах и странах Европы. С начала 1980-х гг. промышленно развитые государства группы пяти (Америка, Россия, Франция, Великобритания и Китай) экспортировали 90 % и получали 80 % ПИИ, в то же время снизились потоки инвестиций в развивающиеся страны. Если в 70-е гг. прошлого века в структуре инвестиций развивающихся стран доля иностранных составляла более 30 %, то в 80-е гг. она снизилась до 25 %, а затем и до 15 % [3].
В настоящее время трудно найти государство, которое не привлекает иностранные инвестиции и не использует внешние заемные средства для развития своей экономики и достижения экономического развития. Большинство государств непрерывно совершенствуют пути привлечения иностранных инвестиций. Одними из таких стран являются Ирак и Беларусь. Несмотря на различные экономические условия хозяйствования, политика в области создания благоприятного инвестиционного климата у них во многом схожая.
Беларусь - одна из стран, которая имеет очень мало природных ископаемых, таких как нефть, природный газ или другие, и небольшую по размеру экономику открытого типа. Республику относят к группе стран со средневысоким уровнем дохода [3].
Структура экономики Беларуси характеризуется доминированием государственной собственности в производственной, энергетической, транспортной, добывающей, строительной, сельскохозяйственной и банковской сферах и незначительной долей частного сектора в дополнение к централизованному планированию и распределению [6].
Республика Беларусь - промышленное государство с развитым многоотраслевым сельским хозяйством. Основной отраслью промыш-
ленности является машиностроение и металлообработка, на долю которой приходится около 30 % валового внутреннего продукта. Структура данной отрасли разнообразна, она включает электротехническую промышленность, химическое и нефтехимическое машиностроение, станкостроение и инструментальную промышленность, приборостроение, автомобильную промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение (строительно-дорожное и коммунальное), производство шарикоподшипников, оборудование для легкой и пищевой промышленности [2]. Также важнейшей отраслью в экономике Беларуси является нефтепереработка (зависимая от поставок нефти из России) [7, с. 8], экспорт продукции которой в 2011 г. составил 41,7 % от ВВП [8, с. 32].
Руководство Беларуси пошло по пути постепенного перехода к рынку и привлечения иностранных инвестиций, при этом государство сохранило за собой мощные рычаги влияния на экономику. Приватизация крупных предприятий носила ограниченный характер. В последние годы разрабатываются и реализуются инициативы, направленные на улучшение деловой среды и развитие малого и среднего предпринимательства. Рассматриваются различные варианты проведения приватизации. Вместе с тем государственные предприятия продолжают доминировать в структуре производства и экспорта на фоне низких темпов создания новых предприятий.
В отличие от Беларуси, Республика Ирак -страна, богатая природными ресурсами. Основными полезными ископаемыми Ирака являются нефть и газ, месторождения которых протягиваются с северо-запада на юго-восток страны вдоль Месопотамского передового прогиба и относятся к нефтегазоносному бассейну Арабского залива. Ирак обладает вторыми в мире по величине запасами нефти - около 300 млрд баррелей -и имеет запасы газа около 3,2 трлн кубометров. В Сирийской пустыне промышленно значимы месторождения фосфоритов, принадлежащие Восточно-Средиземноморскому фосфоритонос-ному бассейну. Также в стране имеются месторождения серы, гипса, талька, асбеста, поваренной соли, глин, известняков, хромитов, железных, свинцово-цинковых, медных, никелевых руд и других полезных ископаемых.
Наука итехника, № 2, 2013
Ирак, по конституции, - страна с регулируемой государством капиталистической экономикой. Государство призвано напрямую контролировать добычу и экспорт нефти, большинство других ведущих отраслей промышленности, все банки и почти всю внешнюю торговлю. Экономика Ирака зависит от экспорта добывающего сектора и производства нефти, что, в свою очередь, играет основную роль в разработке и финансировании остальных секторов экономики (производство и сервис).
После американской оккупации Ирака в 2003 г. и смены режима новое правительство проводит политику перехода к открытой экономической системе и стимулирует приток иностранных инвестиций, чтобы ускорить развитие промышленности и инфраструктуры. Но иностранных инвесторов, прежде всего, ин-
тересует инвестиционный климат, особенно политическая и экономическая ситуация в стране-реципиенте, тенденции ее развития и связанные с этим перспективы получения прибыли и беспрепятственного возврата капитала, т. е. вся совокупность условий приема и функционирования иностранного капитала.
Поэтому правительство Ирака предоставило широкий спектр льгот для иностранных инвесторов и постоянно совершенствует законодательную базу и инфраструктуру, что способствует привлечению капитала. Правительство Республики Беларусь использует схожие механизмы для увеличения объемов привлекаемых инвестиций. В табл. 1 представлены наиболее важные законы и нормативные акты, финансовые и налоговые стимулы, принятые в Ираке и Беларуси для привлечения иностранных инвестиций.
Таблица 1
Меры по привлечению иностранных инвестиций, принятые правительствами Ирака и Беларуси
Ирак Беларусь
1. Создание Национальной инвестиционной комиссии (NIC). Этот орган работает, чтобы поощрять, поддерживать и контролировать инвестиции в Ирак [9]. 2. Закон об иностранных инвестициях, принятый в 2003 г., с поправками, внесенными в 2006 г., в котором закреплены льготы и гарантии, предоставляемые инвесторам: • возможность вывоза капитала, который поступает в Ирак с инвестором, и прибыли в конвертируемой валюте; • разрешение на торговлю на иракском рынке ценных бумаг; инвестиционные земли, необходимые для проекта, арендуются не более чем на 50 лет, но срок аренды может быть продлен; страхование инвестиционных проектов в любой иракской или иностранной страховой компании; • инвесторы могут открывать счета в иракских и иностранных банках в Ираке или в банках за пределами Ирака; • право на проживание и содействие въезду инвестора в Ирак и выезду его из Ирака; • не конфискация и не национализация инвестиционного проекта; сотрудникам не иракцам предоставляется возможность отправлять их заработную плату и компенсацию за пределы Ирака; • освобождение от уплаты пошлин и налогов на 10 лет с начала реализации проекта; этот срок может быть увеличен до 15 лет 1. Создание Национального агентства инвестиций и приватизации при Совете Министров Республики Беларусь. 2. Принятие Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, Декрета от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», постановления Совмина и Нацбанка Республики Беларусь № 51/2 «Об утверждении стратегии привлечения ПИИ в Республику Беларусь на период до 2015 г.», прочих нормативных актов, в соответствии с которыми инвесторам предоставляются следующие основные льготы: • освобождение от таможенных пошлин и НДС при ввозе технологического оборудования и запчастей к нему для реализации инвестпроекта; • освобождение от уплаты налога на прибыль и недвижимость при реализации собственных товаров, произведенных в сельской местности; • создание преференциальных режимов хозяйствования при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий, при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь, реализации проектов в сфере придорожного сервиса; • предоставление земли в аренду без проведения аукциона; • строительство объектов параллельно с разработкой и экспертизой проектно-сметной документации для осуществления инвестиционных проектов; • предоставление финансовых льгот и гарантий Правительства Республики Беларусь в случае использования инвестором централизованных инвестиционных ресурсов в виде кредита, если доля инвестора составляет не менее 20 % [10, с. 6]
Наука итехника, № 2, 2013
Сравнение предпринимаемых правительствами мер показывает, что в целом они идентичны: создание специализированного органа по работе с иностранными инвесторами, принятие соответствующих законов, льгот по уплате налогов и пошлин. В Ираке предпринимаемые меры по привлечению иностранного инвестора шире - в течение более длительного времени предоставляются налоговые льготы, нет ограничений по движению финансовых средств инвестора, инвестиционные проекты страхуются. Из особенностей белорусской инвестиционной политики можно отметить гарантии правительства и большое количество различных условий по применению льгот.
Указанные законы и правовые акты стимулировали приток иностранных инвестиций в данные страны, что отражено на рис. 1 .
4200 3700 3200 2700 2200 1700 1200 700 200
2006 2007 2008 2009 2010 2011 Годы
Рис. 1. Объем потоков прямых иностранных инвестиций в Ирак и Беларусь за 2005-2010 гг. [11, с. 171, 172]: —♦— Ирак; —▲--Беларусь
Колебания в потоках прямых иностранных инвестиций в Ирак и Беларусь обусловлены рядом причин. В Ираке много природных ресурсов, разнообразие инвестиционных возможностей, (правительство предоставило более 750 преференций в различных секторах), а также создано много финансовых и налоговых стимулов. Но отсутствие политической стабильности и безопасности оказывает огромное воздействие на иностранных инвесторов. Они являются наиболее важными детерминантами, с которыми сталкиваются компании при осуществлении прямых иностранных инвестиций в любой стране, будь то развитые или развивающиеся государства. В Беларуси есть политическая стабильность и безопасность, развитый промышленный сектор и значительный опыт в производстве, что
должно способствовать притоку иностранного капитала. Но существует множество факторов, сдерживающих активную инвестиционную деятельность иностранных компаний: недостаточно инвестиционных льгот, ограничения на свободу передвижения капитала из страны; экономические колебания в связи с мировым экономическим кризисом; отсутствие экономических ресурсов, таких как нефть, природный газ и т. д., а также нестабильные отношения с европейскими странами. По данным ЮНКТАД, в 2008 г. Беларусь разместилась на 95-м месте из 141 страны по показателю фактического привлечения инвестиций [12, с. 11].
Анализ происхождения ПИИ показывает, что главными инвесторами Беларуси в 2008 г. были Швейцария и Кипр - 53,3 % и 11,5 % соответственно от общего объема ПИИ. В 2009 г. наибольший объем иностранных инвестиций поступил из России - 65 %, Австрии - 10 %, Кипра - 6 %, Великобритании - 5 % и Швейцарии - 4 % от их общей суммы [13, с. 312]. В экономику Ирака также вкладывают средства компании из разных стран мира: американские, британские, российские, китайские, корейские, итальянские, немецкие, французские и др. Основными объектами вложения иностранного капитала являются нефтяная, строительная и электроэнергетическая отрасли. В 2006-2007 гг. объем арабских инвестиций в Ираке составлял 74 млрд дол. США. Это инвестиции из Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов и Египта. Растет активность турецких компаний: в настоящее время над различными проектами в Ираке работают около 270 таких предприятий. На втором месте по количеству действующих - французские компании: их насчитывается 123 [14].
Несмотря на приблизительно равные объемы и динамику иностранных инвестиций в Беларусь и Ирак, их качество разное. В Республику Беларусь преобладающая часть иностранных инвестиций поступает в виде кредитов и займов, а не прямых инвестиций. В результате наблюдается быстрый рост внешней задолженности. В Ираке большая часть иностранных инвестиций представлена ПИИ, что свидетельствует о более эффективной инвестиционной политике. Средняя сумма нового инвестиционного проекта (greenfield), реализуемого в Ираке, значительно больше, чем в Беларуси (рис. 2) [11].
■■ Наука
итехника, № 2, 2013
< а
о
< а
о
Рис. 2. Средняя стоимость новых инвестиционных проектов (greenfield) в Ираке и Беларуси
Несмотря на то что до 2009 г. количество greenfield в Республику Беларусь в 1,5-9 раз превышало иракские, это были в основном мелкие инвестиционные проекты. В Ираке осуществляемые сделки гораздо масштабнее, что свидетельствует о большей уверенности инвесторов в надежности и эффективности вложений.
В Ы В О Д
И Ирак, и Беларусь пережили серьезные изменения в социальной, экономической и прочих сферах деятельности. Для возобновления нормальной жизнедеятельности и достижения эффективности в работе народного хозяйства необходимы новые технологии, развитая инфраструктура, перспективные рынки сбыта и т. п. Поэтому в рассматриваемых странах большое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций, причем предпринимаемые правительствами меры очень схожи, но их качественные последствия различаются.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Петрушкевич, Е. Н. Прямые иностранные инвестиции в экономическом развитии стран с транзитивной экономикой / Е. Н. Петрушкевич. - Минск: Мисанта, 2011. - 399 с.
2. Бусыгин, Ю. Н. Организация и финансирование инвестиций: учеб.-метод. комплекс / Ю. Н. Бусыгин. -Минск: Изд-во МИУ, 2011. - 196 с.
3. Report of the committee on Trade-related investment measures. 2003. WTO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htt//www.wto.org/English/tratop_e.htm, свободный. Загл. с экрана. - Яз. англ.
4. Шохина, Е. И. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / Е. И. Шохина. - М.: ИД ФБК-пресс, 2002. - 408 с.
5. Подшивалеко, Г. П. Инвестиции: учеб. / Г. П. Под-шивалеко. - М.: Кнорус, 2008. - 496 с.
6. Беларусь: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D 0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D 1%81%D0%B8%D 1% 8F#cite_note-20, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.
7. Вашкевич, А. С. Иностранные инвестиции и предпринимательская деятельность в Республике Беларусь /
A. С. Вашкевич, Е. П. Самего. - Минск, 2001. - 96 с.
8. Товарная структура экспорта и импорта Республики Беларусь в 2011 г. / Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ra/indi-cators/ftrade1. php, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.
9. Новый инвестиционный Закон Ирака / Форум Иракской фондовой биржи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iraqism.com/vb/showthread.php?t=188, свободный. Загл. с экрана. - Яз. арабский.
10. Жабко, П. Важный резерв роста / П. Жабко, Ж. Комарова // Наука и инновации. - 2009. - № 9. -С. 5-7.
11. Доклад о мировых инвестициях, 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unctad.org/ en/ PublicationsLibrary/wir2012_en.pdf, свободный. Загл. с экрана. - Яз. англ.
12. Коваленко, В. С. Положительная динамика /
B. С. Коваленко, Е. Ерошевич // Наука и инновации. -2009. - № 9. - С. 11-12.
13. Барьшев, В. А. // Наука - образованию, производству, экономике: материалы 63-й регион. науч.-практич. конф. преподавателей, научных сотрудников и аспирантов. - Витебск, 16-17 марта 2011 г. - 516 с.
14. Иностранные инвестиции [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.daraddustour.com/%D8%A7% D9%84%D8%AA%D9%81%D8%A7%D8%B5%D9%8A%D 9%84/tabid/94/smid/584/ArticleID/63494/reftab/115/Default.a spx?dnnprintmode=true&mid=412&SkinSrc=%5BG%5DSkin s%2F_default%, свободный. Загл. с экрана. - Яз. арабский.
Поступила 02.05.2012
Наука итехника, № 2, 2013