Научная статья на тему 'Сравнительный анализ привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Ирак и Республики Беларусь'

Сравнительный анализ привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Ирак и Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
940
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и техника
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИКА / ANALYSIS / FOREIGN INVESTMENT ATTRACTION / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хальдун Ибрахим Аль-нуайми

Статья показывает, какие финансовые стимулы, налоговые и инвестиционные законы принимаются в Ираке и Беларуси для привлечения иностранных инвестиций. Анализируются причины снижения притока прямых иностранных инвестиций в этих странах. Обосновываются положительные моменты в инвестиционной политике каждой страны, способствующие увеличению объема и улучшению структуры иностранного капитала в национальных экономиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Analysis of Foreign Investment Attraction in Economics of the Republic of Iraq and the Republic of Belarus

The paper shows what financial incentives, tax and investment laws have been adopted in Iraq and Belarus for foreign investment attraction. Reasons for reduction in direct foreign investment flows in these countries have been analyzed in the paper. The paper contains justification of positive features in investment policy of every country that promote an increase of volume and improvement of foreign capital structure in national economics.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Ирак и Республики Беларусь»

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

УДК 339.9

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ ИРАК

И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Асп. АЛЬ-НУАЙМИ ХАЛЬДУН ИБРАХИМ

Белорусский национальный технический университет

В настоящее время мировая экономика характеризуется высокой конкуренцией в сфере привлечения иностранного капитала, причем как между развитыми, так и между развивающимися странами. Это связано с важной ролью иностранных инвестиций при финансировании производственных проектов, а также с возможностями передачи технологий, что способствует повышению доходов и уровня жизни, созданию новых рабочих мест, повышению квалификации и управленческого опыта, достижению конкурентных преимуществ в области экспорта и маркетинга и т. п. Международные инвестиции как экономическая категория представляют собой вложения капитала экономических субъектов (правительства, компаний, домашних хозяйств, некоммерческих организаций) одних государств в материальные, нематериальные и финансовые активы других государств для получения дохода [1, с. 7; 2, с. 57].

Основными формами осуществления иностранных инвестиций в мире являются прямые, портфельные и прочие иностранные инвестиции. В свою очередь, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются важнейшей формой вложения капитала. Особое значение они имеют в экономиках развивающихся стран, которые наиболее сильно ощутили влияние финансового кризиса: сократились источники финансирования, выросли показатели задолженности и инфляции издержек, связанные с заимствованиями из внешнего мира. Поэтому работа по привлечению прямых иностранных и стимулированию внутренних инвестиций становится

^И Наука

итехника, № 2, 2013_

важнейшим направлением пополнения источников финансирования, которые остаются доступными для этих стран.

В качестве наиболее распространенного определения ПИИ в современной литературе часто используется формулировка Всемирной торговой организации (ВТО): ПИИ - это такой вид инвестиций, при котором собственные активы размещаются в другой стране (стране-реципиенте), при условии получения (сохранения) контроля над этими активами [3, с. 16].

Считается, что ПИИ позволяют достичь гораздо больше положительных эффектов в принимающих их странах по сравнению с портфельными инвестициями, то есть:

являются источником прироста производственного капитала и капитала сферы услуг;

• привлекают передовые технологии, ноу-хау, методы ведения бизнеса;

по сравнению с займами и кредитами не увеличивают внешний долг государства;

ускоряют процесс включения экономики в мировое хозяйство, развитие эффективных интеграционных процессов, благоприятствуют использованию преимуществ международного разделения и кооперации труда, нахождению ниш в мировом хозяйстве и рынке;

способствуют созданию транснациональных компаний и финансово-промышленных групп;

ведут к совершенствованию правовой защиты и гарантий иностранных инвестиций;

совершенствуют организацию системы отбора и мониторинга (наблюдения и оценки) инвестиционных проектов;

• координируют программы сотрудничества с международными финансовыми организациями.

Указанные причины обусловливают заинтересованность национальных экономик в привлечении в первую очередь ПИИ [4, с. 393; 5, с. 39].

Значительный рост объема ПИИ наблюдался в конце 80-х гг. ХХ в., но, согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), он сосредоточился, в частности, в Соединенных Штатах и странах Европы. С начала 1980-х гг. промышленно развитые государства группы пяти (Америка, Россия, Франция, Великобритания и Китай) экспортировали 90 % и получали 80 % ПИИ, в то же время снизились потоки инвестиций в развивающиеся страны. Если в 70-е гг. прошлого века в структуре инвестиций развивающихся стран доля иностранных составляла более 30 %, то в 80-е гг. она снизилась до 25 %, а затем и до 15 % [3].

В настоящее время трудно найти государство, которое не привлекает иностранные инвестиции и не использует внешние заемные средства для развития своей экономики и достижения экономического развития. Большинство государств непрерывно совершенствуют пути привлечения иностранных инвестиций. Одними из таких стран являются Ирак и Беларусь. Несмотря на различные экономические условия хозяйствования, политика в области создания благоприятного инвестиционного климата у них во многом схожая.

Беларусь - одна из стран, которая имеет очень мало природных ископаемых, таких как нефть, природный газ или другие, и небольшую по размеру экономику открытого типа. Республику относят к группе стран со средневысоким уровнем дохода [3].

Структура экономики Беларуси характеризуется доминированием государственной собственности в производственной, энергетической, транспортной, добывающей, строительной, сельскохозяйственной и банковской сферах и незначительной долей частного сектора в дополнение к централизованному планированию и распределению [6].

Республика Беларусь - промышленное государство с развитым многоотраслевым сельским хозяйством. Основной отраслью промыш-

ленности является машиностроение и металлообработка, на долю которой приходится около 30 % валового внутреннего продукта. Структура данной отрасли разнообразна, она включает электротехническую промышленность, химическое и нефтехимическое машиностроение, станкостроение и инструментальную промышленность, приборостроение, автомобильную промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение (строительно-дорожное и коммунальное), производство шарикоподшипников, оборудование для легкой и пищевой промышленности [2]. Также важнейшей отраслью в экономике Беларуси является нефтепереработка (зависимая от поставок нефти из России) [7, с. 8], экспорт продукции которой в 2011 г. составил 41,7 % от ВВП [8, с. 32].

Руководство Беларуси пошло по пути постепенного перехода к рынку и привлечения иностранных инвестиций, при этом государство сохранило за собой мощные рычаги влияния на экономику. Приватизация крупных предприятий носила ограниченный характер. В последние годы разрабатываются и реализуются инициативы, направленные на улучшение деловой среды и развитие малого и среднего предпринимательства. Рассматриваются различные варианты проведения приватизации. Вместе с тем государственные предприятия продолжают доминировать в структуре производства и экспорта на фоне низких темпов создания новых предприятий.

В отличие от Беларуси, Республика Ирак -страна, богатая природными ресурсами. Основными полезными ископаемыми Ирака являются нефть и газ, месторождения которых протягиваются с северо-запада на юго-восток страны вдоль Месопотамского передового прогиба и относятся к нефтегазоносному бассейну Арабского залива. Ирак обладает вторыми в мире по величине запасами нефти - около 300 млрд баррелей -и имеет запасы газа около 3,2 трлн кубометров. В Сирийской пустыне промышленно значимы месторождения фосфоритов, принадлежащие Восточно-Средиземноморскому фосфоритонос-ному бассейну. Также в стране имеются месторождения серы, гипса, талька, асбеста, поваренной соли, глин, известняков, хромитов, железных, свинцово-цинковых, медных, никелевых руд и других полезных ископаемых.

Наука итехника, № 2, 2013

Ирак, по конституции, - страна с регулируемой государством капиталистической экономикой. Государство призвано напрямую контролировать добычу и экспорт нефти, большинство других ведущих отраслей промышленности, все банки и почти всю внешнюю торговлю. Экономика Ирака зависит от экспорта добывающего сектора и производства нефти, что, в свою очередь, играет основную роль в разработке и финансировании остальных секторов экономики (производство и сервис).

После американской оккупации Ирака в 2003 г. и смены режима новое правительство проводит политику перехода к открытой экономической системе и стимулирует приток иностранных инвестиций, чтобы ускорить развитие промышленности и инфраструктуры. Но иностранных инвесторов, прежде всего, ин-

тересует инвестиционный климат, особенно политическая и экономическая ситуация в стране-реципиенте, тенденции ее развития и связанные с этим перспективы получения прибыли и беспрепятственного возврата капитала, т. е. вся совокупность условий приема и функционирования иностранного капитала.

Поэтому правительство Ирака предоставило широкий спектр льгот для иностранных инвесторов и постоянно совершенствует законодательную базу и инфраструктуру, что способствует привлечению капитала. Правительство Республики Беларусь использует схожие механизмы для увеличения объемов привлекаемых инвестиций. В табл. 1 представлены наиболее важные законы и нормативные акты, финансовые и налоговые стимулы, принятые в Ираке и Беларуси для привлечения иностранных инвестиций.

Таблица 1

Меры по привлечению иностранных инвестиций, принятые правительствами Ирака и Беларуси

Ирак Беларусь

1. Создание Национальной инвестиционной комиссии (NIC). Этот орган работает, чтобы поощрять, поддерживать и контролировать инвестиции в Ирак [9]. 2. Закон об иностранных инвестициях, принятый в 2003 г., с поправками, внесенными в 2006 г., в котором закреплены льготы и гарантии, предоставляемые инвесторам: • возможность вывоза капитала, который поступает в Ирак с инвестором, и прибыли в конвертируемой валюте; • разрешение на торговлю на иракском рынке ценных бумаг; инвестиционные земли, необходимые для проекта, арендуются не более чем на 50 лет, но срок аренды может быть продлен; страхование инвестиционных проектов в любой иракской или иностранной страховой компании; • инвесторы могут открывать счета в иракских и иностранных банках в Ираке или в банках за пределами Ирака; • право на проживание и содействие въезду инвестора в Ирак и выезду его из Ирака; • не конфискация и не национализация инвестиционного проекта; сотрудникам не иракцам предоставляется возможность отправлять их заработную плату и компенсацию за пределы Ирака; • освобождение от уплаты пошлин и налогов на 10 лет с начала реализации проекта; этот срок может быть увеличен до 15 лет 1. Создание Национального агентства инвестиций и приватизации при Совете Министров Республики Беларусь. 2. Принятие Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, Декрета от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», постановления Совмина и Нацбанка Республики Беларусь № 51/2 «Об утверждении стратегии привлечения ПИИ в Республику Беларусь на период до 2015 г.», прочих нормативных актов, в соответствии с которыми инвесторам предоставляются следующие основные льготы: • освобождение от таможенных пошлин и НДС при ввозе технологического оборудования и запчастей к нему для реализации инвестпроекта; • освобождение от уплаты налога на прибыль и недвижимость при реализации собственных товаров, произведенных в сельской местности; • создание преференциальных режимов хозяйствования при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий, при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь, реализации проектов в сфере придорожного сервиса; • предоставление земли в аренду без проведения аукциона; • строительство объектов параллельно с разработкой и экспертизой проектно-сметной документации для осуществления инвестиционных проектов; • предоставление финансовых льгот и гарантий Правительства Республики Беларусь в случае использования инвестором централизованных инвестиционных ресурсов в виде кредита, если доля инвестора составляет не менее 20 % [10, с. 6]

Наука итехника, № 2, 2013

Сравнение предпринимаемых правительствами мер показывает, что в целом они идентичны: создание специализированного органа по работе с иностранными инвесторами, принятие соответствующих законов, льгот по уплате налогов и пошлин. В Ираке предпринимаемые меры по привлечению иностранного инвестора шире - в течение более длительного времени предоставляются налоговые льготы, нет ограничений по движению финансовых средств инвестора, инвестиционные проекты страхуются. Из особенностей белорусской инвестиционной политики можно отметить гарантии правительства и большое количество различных условий по применению льгот.

Указанные законы и правовые акты стимулировали приток иностранных инвестиций в данные страны, что отражено на рис. 1 .

4200 3700 3200 2700 2200 1700 1200 700 200

2006 2007 2008 2009 2010 2011 Годы

Рис. 1. Объем потоков прямых иностранных инвестиций в Ирак и Беларусь за 2005-2010 гг. [11, с. 171, 172]: —♦— Ирак; —▲--Беларусь

Колебания в потоках прямых иностранных инвестиций в Ирак и Беларусь обусловлены рядом причин. В Ираке много природных ресурсов, разнообразие инвестиционных возможностей, (правительство предоставило более 750 преференций в различных секторах), а также создано много финансовых и налоговых стимулов. Но отсутствие политической стабильности и безопасности оказывает огромное воздействие на иностранных инвесторов. Они являются наиболее важными детерминантами, с которыми сталкиваются компании при осуществлении прямых иностранных инвестиций в любой стране, будь то развитые или развивающиеся государства. В Беларуси есть политическая стабильность и безопасность, развитый промышленный сектор и значительный опыт в производстве, что

должно способствовать притоку иностранного капитала. Но существует множество факторов, сдерживающих активную инвестиционную деятельность иностранных компаний: недостаточно инвестиционных льгот, ограничения на свободу передвижения капитала из страны; экономические колебания в связи с мировым экономическим кризисом; отсутствие экономических ресурсов, таких как нефть, природный газ и т. д., а также нестабильные отношения с европейскими странами. По данным ЮНКТАД, в 2008 г. Беларусь разместилась на 95-м месте из 141 страны по показателю фактического привлечения инвестиций [12, с. 11].

Анализ происхождения ПИИ показывает, что главными инвесторами Беларуси в 2008 г. были Швейцария и Кипр - 53,3 % и 11,5 % соответственно от общего объема ПИИ. В 2009 г. наибольший объем иностранных инвестиций поступил из России - 65 %, Австрии - 10 %, Кипра - 6 %, Великобритании - 5 % и Швейцарии - 4 % от их общей суммы [13, с. 312]. В экономику Ирака также вкладывают средства компании из разных стран мира: американские, британские, российские, китайские, корейские, итальянские, немецкие, французские и др. Основными объектами вложения иностранного капитала являются нефтяная, строительная и электроэнергетическая отрасли. В 2006-2007 гг. объем арабских инвестиций в Ираке составлял 74 млрд дол. США. Это инвестиции из Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов и Египта. Растет активность турецких компаний: в настоящее время над различными проектами в Ираке работают около 270 таких предприятий. На втором месте по количеству действующих - французские компании: их насчитывается 123 [14].

Несмотря на приблизительно равные объемы и динамику иностранных инвестиций в Беларусь и Ирак, их качество разное. В Республику Беларусь преобладающая часть иностранных инвестиций поступает в виде кредитов и займов, а не прямых инвестиций. В результате наблюдается быстрый рост внешней задолженности. В Ираке большая часть иностранных инвестиций представлена ПИИ, что свидетельствует о более эффективной инвестиционной политике. Средняя сумма нового инвестиционного проекта (greenfield), реализуемого в Ираке, значительно больше, чем в Беларуси (рис. 2) [11].

■■ Наука

итехника, № 2, 2013

< а

о

< а

о

Рис. 2. Средняя стоимость новых инвестиционных проектов (greenfield) в Ираке и Беларуси

Несмотря на то что до 2009 г. количество greenfield в Республику Беларусь в 1,5-9 раз превышало иракские, это были в основном мелкие инвестиционные проекты. В Ираке осуществляемые сделки гораздо масштабнее, что свидетельствует о большей уверенности инвесторов в надежности и эффективности вложений.

В Ы В О Д

И Ирак, и Беларусь пережили серьезные изменения в социальной, экономической и прочих сферах деятельности. Для возобновления нормальной жизнедеятельности и достижения эффективности в работе народного хозяйства необходимы новые технологии, развитая инфраструктура, перспективные рынки сбыта и т. п. Поэтому в рассматриваемых странах большое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций, причем предпринимаемые правительствами меры очень схожи, но их качественные последствия различаются.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Петрушкевич, Е. Н. Прямые иностранные инвестиции в экономическом развитии стран с транзитивной экономикой / Е. Н. Петрушкевич. - Минск: Мисанта, 2011. - 399 с.

2. Бусыгин, Ю. Н. Организация и финансирование инвестиций: учеб.-метод. комплекс / Ю. Н. Бусыгин. -Минск: Изд-во МИУ, 2011. - 196 с.

3. Report of the committee on Trade-related investment measures. 2003. WTO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htt//www.wto.org/English/tratop_e.htm, свободный. Загл. с экрана. - Яз. англ.

4. Шохина, Е. И. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / Е. И. Шохина. - М.: ИД ФБК-пресс, 2002. - 408 с.

5. Подшивалеко, Г. П. Инвестиции: учеб. / Г. П. Под-шивалеко. - М.: Кнорус, 2008. - 496 с.

6. Беларусь: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D 0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D 1%81%D0%B8%D 1% 8F#cite_note-20, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.

7. Вашкевич, А. С. Иностранные инвестиции и предпринимательская деятельность в Республике Беларусь /

A. С. Вашкевич, Е. П. Самего. - Минск, 2001. - 96 с.

8. Товарная структура экспорта и импорта Республики Беларусь в 2011 г. / Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ra/indi-cators/ftrade1. php, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.

9. Новый инвестиционный Закон Ирака / Форум Иракской фондовой биржи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iraqism.com/vb/showthread.php?t=188, свободный. Загл. с экрана. - Яз. арабский.

10. Жабко, П. Важный резерв роста / П. Жабко, Ж. Комарова // Наука и инновации. - 2009. - № 9. -С. 5-7.

11. Доклад о мировых инвестициях, 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unctad.org/ en/ PublicationsLibrary/wir2012_en.pdf, свободный. Загл. с экрана. - Яз. англ.

12. Коваленко, В. С. Положительная динамика /

B. С. Коваленко, Е. Ерошевич // Наука и инновации. -2009. - № 9. - С. 11-12.

13. Барьшев, В. А. // Наука - образованию, производству, экономике: материалы 63-й регион. науч.-практич. конф. преподавателей, научных сотрудников и аспирантов. - Витебск, 16-17 марта 2011 г. - 516 с.

14. Иностранные инвестиции [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.daraddustour.com/%D8%A7% D9%84%D8%AA%D9%81%D8%A7%D8%B5%D9%8A%D 9%84/tabid/94/smid/584/ArticleID/63494/reftab/115/Default.a spx?dnnprintmode=true&mid=412&SkinSrc=%5BG%5DSkin s%2F_default%, свободный. Загл. с экрана. - Яз. арабский.

Поступила 02.05.2012

Наука итехника, № 2, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.