ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО АРАБСКИХ СТРАН СЕВЕРНОЙ АФРИКИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Егоров А.Ю., д.э.н, профессор Института мировой экономики и информатизации
Фадеев А.В., к.э.н.
В статье рассмотрены состояние и современные тенденции развития топливно-энергетического комплекса стран Северной Африки, систематизированы факторы, влияющие на развитие инвестиционных процессов в арабских странах Магриба, сформулированы основополагающие цели инвестиционной политики Европейского союза в отношении стран Северной Африки. Основное внимание уделено разработке комплекса мероприятий по улучшению инвестиционного климата в странах Северной Африки, привлечению иностранных инвестиций в ТЭК арабских стран Магриба и развитию процессов интеграции в регионе.
Ключевые слова: инвестиционное сотрудничество, прямые иностранные инвестиции, интеграционные процессы, инвестиционная политика Европейского союза в отношении стран Северной Африки, инвестиционный климат арабских стран Северной Африки.
INVESTMENT COOPERATION OF ARAB COUNTRIES IN NORTH AFRICA AND THE EUROPEAN UNION IN THE FIELD OF FUEL AND ENERGY COMPLEX
Egorov A., doctor of economic sciences, professor of the Institute of world economy and informatization
Fadeev A., Ph.D.
The article describes the condition and current trends in the development of the fuel and energy complex of the North African countries, systematized factors, influencing the development of investment processes in the Arab Maghreb countries, are fundamental objectives of the investment policy of the European Union for the countries of North Africa. Focuses on the development of a set of measures to improve the investment climate in the countries of North Africa, attraction of foreign investments in the energy industry, Arab Maghreb countries and development of integration processes in the region.
Keywords: investments, foreign direct investment, integration processes, the investment policy of the European Union for the countries of North Africa, the investment climate in Arab countries of North Africa.
Будущее экономического развития стран Северной Африки в огромной степени связано с проблемой ее интеграции в мировое хозяйство. Однако было бы неправильно полагать, что только страны Северной Африки стремятся к интеграции с западноевропей-с-кими партнерами.
В условиях процесса глобализации, охватившего весь мир, международное сообщество все настойчивее прилагает усилия в целях поиска совместных шагов по противодействию новым вызовам и угрозам. Западная Европа играет заметную роль в процессе глобализации мировой экономики. В контексте реализации своей разносторонней политики на современном этапе важное место занимают отношения со странами Средиземноморья и в частности Северной Африки.
В арабских странах Магриба за последние 15 лет произошло заметное изменение отраслевой структуры экономики, наметились некоторые позитивные перемены в государственном становлении, что не могло не отразиться на объеме и уровне их отношений со своими традиционными европейскими партнерами.
Экономические преобразования 1990-х годов явились важным периодом реформ для развития инвестиционной сферы и становления сотрудничества стран Магриба и Европейского Союза в области ТЭКа и экономики в целом. С 1990-х годов в странах Североафриканского региона усиливается стремление преодолеть трудности в экономическом развитии с помощью хозяйственных реформ и, в целом, глубокой корректировки экономического курса. Развитие национальной экономики в североафриканских странах во второй половине XX века сопровождалось значительным расширением масштабов участия государства в хозяйственной жизни. В последние 20-25 лет доля государственного сектора в производстве ВВП здесь составляла в среднем 40-50%. Таким образом, государство прямо или косвенно контролировало большую часть промышленного производства, банковского дела, сектора энергетики, внешней торговли и внешнеэкономические связи в целом, инвестиции, определяло сферы и формы деятельности иностранного капитала.
Частный сектор был ослаблен многочисленными барьерами, искусственно созданными государством. Такой экономический уклад отчасти определил неразвитость межарабских экономических связей.
Возросло также участие стран Магриба в международных делах, поскольку в своей внешней политике они не ограничиваются региональными рамками, а активно подключаются к решению проблем мировой политики, в первую очередь в решении проблем энер-
гетической безопасности, а также таких, как борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия и др.
Но, тем не менее, на современном этапе североафриканские страны еще не в состоянии отказаться от помощи европейских развитых стран, и особенную стратегическую важность для арабских стран имеет то, чтобы европейские инвестиции не были основаны на кабальных для страны экономических условиях.
Топливно-энергетический комплекс - один из весомых секторов в экономике Африки. Здесь создается большая доля валовой продукции, сосредоточен большой удельный вес основных производственных фондов, занято большое количество трудоспособного населения. На поддержание и развитие производственного потенциала комплекса ежегодно используется большое количество капитальных вложений.
На развитие топливно-энергетического комплекса оказывает влияние много факторов. И в первую очередь масштабы и темпы развития производительных сил, особенно энергетических производств. В то же время топливно-энергетический комплекс существенно влияет на формирование и развитие всех отраслей народного хозяйства и его главных составляющих - промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, строительства, коммунального хозяйства и др.
Что касается стран Северной Африки, то, не смотря на то, что регион считается одним из перспективных для развития нефтяной и газовой отрасли, необходимо сказать, что не все страны данного региона обладают необходимым потенциалом для активного развития в области ТЭКа.
Среди наиболее развитых стран Северной Африки в области ТЭКа стоит выделить Алжирскую народно-демократическую республику. Роль ТЭКа в экономике Алжира представлена на рис. 1.
С конца 80-х годов страна начала осуществлять шаги по реформированию экономики, делая ставку на ее интеграцию в международную систему разделения труда. В начале 90-х годов был принят основной пакет документов, нацеленный на коренное преобразование хозяйственных механизмов, включая сферу внешнеэкономических связей. Принят декрет о порядке регулирования национальных и иностранных частных инвестиций, получивший название «Инвестиционный кодекс» и ориентированный на создание, расширение и модернизацию предприятий национальной промышленности.
Приблизительно 90% экспортируемой из Алжира нефти поступает в Западную Европу: в Италию (основной рынок), Германию и
Экспорт:
Нефть
Газ
Продукция машиностроения
Вино
Оливковое масло
Цитрусовые
Экспорт газа по направлениям:
Италия - 43% Испания - 25% Франция - 19% Бельгия - 7% Португалия - 5% Греция - 1%
Добыча нефти и газа ведется:
- Sonatrach (гос. компания Алжира)
- Cepsa (Испания)
- Agip (Италия)
- Amerada Hess (США)
Экономика Алжира
Экспорт нефти и газа:
- 39% ВВП Алжира,
I валютной выручки.
Структура запасов углеводородов Алжира:
Газ - 55% Нефть - 30% Газовый конденсат - 9% Нефтяной газ - 6%
Импорт из Европы и США:
Машины Оборудование Продовольственные товары Потребительские товары
4 НПЗ в Алжире
i г
6 Нефтяных терминалов (портов):
- Алжир -Аннаба
- Арзеу
- Беджайя
- Оран
- Скикда
+ 1 в Тунисет JIa Схирра
IIаира, тения
ивестиционного
развития:
Строительство НПЗ: 1 НПЗ в области Adrar 1 НПЗ - Аменас
- Геологоразведка новых месторождений нефти и газа.
- Развитие системы газопроводов:
Medgaz
Galsi
NIGEL
- Строительство 2 ГВт мощности.
Рис. 1. Роль топливно-энергетического комплекса в экономике Алжира
Францию. Другими значимыми для Алжира европейскими рынками являются Голландия, Испания и Великобритания.
Экспорт углеводородного сырья осуществляется через систему нефтепроводов и нефтяные терминалы средиземноморских морских портов.
Экспорт нефти осуществляется через 6 нефтяных терминалов морских портов Алжир, Аннаба, Арзеу, Беджайя, Оран и Скикда. Для экспорта нефти используется также тунисский порт Ла Схирра. Через терминал Арзеу осуществляется около 40% всего экспорта углеводородов.
Правительство Алжира, допуская иностранных инвесторов в национальную нефтегазовую промышленность, отчасти преследует интересы своей энергетической безопасности, т.е., имея европейские страны в качестве самого крупного потребителя ТЭР Алжира, в целях обеспечения энергетической безопасности страны, нельзя допустить, чтобы страны Западной Европы в один прекрасный момент отказались от Алжира как от поставщика, а поэтому Алжиру необходимо создать максимум обстоятельств, чтобы странам Западной Европы было абсолютно невыгодно менять поставщика ТЭР в лице Алжира на другого. А наличие своих активов в нефтегазовой промышленности страны-поставщика приносит Европе выгоду как потребителю, а Алжиру дает постоянство, долго-срочность отношений со странами Европы, а также возможность активно развивать инновационную деятельность в ТЭКе на финансовые средства европейских стран.
Заинтересованность в сближении европейцев с государствами Северной Африки, как на двусторонней, так и на многосторонней основе в значительной степени предопределена рядом факторов и, в первую очередь, обилием в арабских странах Северной Африки топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).
Европейский союз - один из крупнейших мировых потребителей и импортеров энергоресурсов; арабские страны Северной Африки - один из значимых производителей и поставщиков первичных ТЭР на мировой рынок. В структуре распределения природных ресурсов углеводородного сырья на долю стран Европы приходится не более 1,7% мировых запасов нефти, 3,5% запасов природного газа и 11,0% угля [1]. При этом объем европейских запасов углеводородного сырья неуклонно снижается; перспектив прироста запасов в европейском регионе нет, а конкурентная борьба за свободные ресурсы в других регионах мира усиливается.
Собственная добыча первичных ТЭР (нефти, газа и угля) в странах ЕС имеет тенденцию к сокращению и не покрывает возрастаю-
щих потребностей в энергоносителях. Текущий спрос на основные виды ТЭР стран Еврозоны обеспечивается за счет импорта по нефти - на 76%; по природному газу - на 30%.
По оценке Еврокомиссии, к 2030 г. совокупный спрос на первичные энергоносители в странах Еврозоны увеличится на 18% и составит 1229 млрд. т. нефтяного эквивалента. Зависимость Европы от импорта энергоносителей возрастет. Доля импортной составляющей в совокупном объеме потребления основных видов ТЭР странами ЕС к 2020 г. составит: по нефти - 90%; по природному газу - 60-70% [2].
В связи с этим, именно сейчас для Европейского союза наиболее перспективно инвестировать в Северо-африканский регион. Конечно, самые крупные европейские капиталовложения осуществляются и будут осуществляться далее в области добычи сырья, которое в дальнейшем идет на европейский рынок. Но польза для африканских стран от европейских инвестиций, конечно, присутствует, ведь вместе с развитием ресурсодобывающего производства, развивается и инфраструктура страны, внедряются инновационные технологии, например, строятся новейшие нефтеочистительные предприятия, транспортная сеть. Но самое главное, привлекая европейских инвесторов на долгосрочное сотрудничество, арабские страны получают стабильного потребителя своих топливно-энергетических ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает стабильное и благополучное развитие экономик данных стран.
Возрастание роли межгосударственного инвестиционного сотрудничества является одной из заметных вех современной системы международных экономических отношений, что вызвано объективной потребностью усиления глобализации на всех уровнях. Условия, сложившиеся на мировом рынке и в национальных экономиках, адекватно отражают большую заинтересованность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в увеличении объемов привлечения иностранных инвестиций.
Несмотря на существование большого количества тео-рий и концепций прямых иностранных инвестиций, правитель-ства развивающихся стран до сих пор не получили надежный инструментарий, позволяющий им прогнозировать поведение инвесторов и реципиентов инвестиций на уровне микроэконо-мических процессов и осуществлять эффективное макроэкономическое воздействие на динамику движения капитала и тех-нологий.
Сегодня представляется возможным охарактеризовать инвестиционный климат в странах Северной Африки, выделив существующие тенденции его развития, проблемы, способы стимулирова-
Инвестиционный климат стран Северной Африки
Существующие тенденции развития
Существующие проблемы
Способы стимулирования (возможные решения проблем)
Результат благоприятного влиянии ПИИ на арабские страны
1. Сильная волатильность инвестиционных потоков.
2. Укрупнение масштабов бизнеса через ТНК
3. Экспансия ТНК.
4. Слияния и поглощения.
5. Межгосударственные соглашения о защите и поощрении капиталовложении.
6. Диверсификация иностранных капиталовложений по отраслям.
7. Допуск иностранных банков в экономику стран.
Отсутствие унифицированного инвестиционного права. Мировой финансовый кризис1998 и 2008 г. Слабая прозрачность национальных систем регулирования инвестиционной деятельности. Слабые гарантии сохранения контроля инвестора над активами. Бюрократические препятствия (Процесс проведения тендеров очень долгий).
1. Низкие затраты на оплату труда.
2. Высокая квалификация рабочей силы.
3. Низкие экологические стандарты.
4. Выгодное налогообложение.
5. Введение норм государственного регулирования инвестиционных процессов.
6. Раскрытие стратегических целей принимающей инвестиции страны.
7. Предоставление концессий иностранным компаниям на разведку и разработку месторождений нефти и газа.
8. Создание законодательной и институциональной базы в части инвест, деятельности.
1. Рост вовлеченности в мировое капиталистическое хоз-во (МКХ).
2. Внедрение инновационных технологий.
3. Стимулирование экспорта.
4. Решение проблем трудовой занятости.
5. Интеграция в мировую экономику.
6. Создание зон свободной торговли.
Рис. 2. Качественные показатели существующего инвестиционного климата в странах Северной Африки
ния и планируемый эффект от привлечения иностранных инвестиций в регион (рис. 2.).
Рассмотрение проблематики проводимой ЕС политики в отношении арабских стран Северной Африки необходимо начинать именно с рассмотрения инвестиционной составляющей, так как именно от нее зависит исход и решение большинства вопросов как в политической, экономической так и в энергетической сферах.
Прежде всего, необходимо заметить, что европейская инвестиционная политика проводится в большей степени на двусторонней основе, а не в региональных масштабах, хотя все именно к этому и стремятся.
На Европейском континенте одним из наиболее крупных достижений в сфере многостороннего согласования политики в отношении иностранных инвестиций можно считать принятие Европар-ламентом в январе 1999 г. Кодекса ЕС по правилам поведения европейских компаний, осуществляющих бизнес в развивающихся странах.
Данный Кодекс, во-первых, отдает преимущество нормам регулирования, вырабатываемым правительствами на национальном и международном уровнях, перед корпоративными и профессиональными кодексами поведения. Во-вторых, предлагается создать общеевропейский свод правил, регулирующих операции европейских компаний за рубежом. В-третьих, говорится о необходимости более широкого сотрудничества с правительствами развивающихся стран и оказания им финансово-организационной помощи в совершенствовании их национального экономического законодательства, в частности за счет включения в него уже существующих международных стандартов.
Несмотря на структурные изменения и политические проблемы, сопряженные с интеграцией новых членов ЕС, складывается впечатление, что в топливно-энергетических отраслях Еврокомис-сия остается мощной движущей силой, которая, тесно взаимодействуя с Европарламентом, создает структурную и организационную основу, а также подходящие условия для построения единого конкурентного энергетиче-ского рынка. Тем не менее, беспокойство по поводу построения «чистого» рынка несколько сглаживается внедрением в этот процесс политических приоритетов, таких, например, как надежность энергоснабжения, обязательства по обслуживанию бытовых потребителей и госпредприятий, а также задачи по сокращению выбросов парниковых газов. Одна из серьезнейших проблем для Европы состоит в нахождении правильного баланса между обеспечением надежного доступа к недорогим топливно-энергетическим ресурсам, конкурентоспособностью отрас-
лей ТЭК в Европе и обязательствами стран региона по Киотскому протоколу.
Обзор состояния ТЭКа европейских стран, приведенный в диссертационной работе, подтверждает выводы о том, что страны Западной Европы являются в большей степени энергозависимыми странами, соответственно и странами, которым сегодня необходимо решать проблемы собственной энергетической безопасности, чтобы избежать энергетического, а, следовательно, и экономического кризиса. Именно поэтому Европейский союз реализуя инвестиционную политику как на двусторонней основе, так в рамках ев-рокомиссий и международных организаций активно сегодня вкладывает свои средства в развитие транспортных сетей нефте- и газопроводов, в разведку новых месторождений, в создание законодательной международной антимонопольной базы, а также в разработку инновационных стратегий и концепций более рационального использования ТЭР.
Как правило, региональные проекты имеют многофункциональную направленность и потому представляют особый интерес и значимость для стран Северной Африки. Их реализация увязывается с получением дополнительных, как правило, значительных валютных доходов, созданием необходимых базовых условий для развития национальной экономики, решением проблемы безработицы и повышением доходов населения, развитием обрабатывающей промышленности, более рациональным использованием природных ресурсов, привлечением передовых технологий и современного управленческого опыта. Огромное значение имеет ожидаемый приток иностранных инвестиций.
Действительно, без объединения усилий государств региона, местного и иностранного частного капитала, привлечения современных технологий отдельным странам крайне сложно, а во многих случаях и невозможно реализовать жизненно важные проекты развития - ведь в основном они принадлежат к малым и средним странам с невысоким уровнем экономического развития. Кроме того, экономический подъем в регионе возможен лишь при условии создания современной инфраструктуры (транссевероафриканские автомобильная и железная дороги, сеть нефте- и газопроводов, связывающих страны региона и европейские государства, морские и воздушные коммуникации), что, по оценке международных экспертов, потребует только в ближайшее десятилетие до 350 млрд. долл. инвестиций. Не менее высок уровень предполагаемых инвестиций в энергетику.
Страны Африки должны рассматриваться как важнейший источник поставок нефти и природного газа для Европы в силу их
географической близости к рынку и в силу того, что мощнейшие европейские компании, такие как Total или ENI активно участвуют в осуществлении проектов по добыче и транспортировке газа на их территории. В расширении импорта газа из Африки европейцы заинтересованы, исходя из собственной стратегии диверсификации поставок и обеспечения энергетической безопасности.
Значительные возможности по увеличению экспорта открывает для Ливии сотрудничество с итальянскими компаниями. Освоение месторождений и строительство газопровода на Сицилию даст возможность Ливии увеличить экспорт в Европу до 12 млрд. м3.
Итальянская компания ENI сегодня является одной из главных европейских компаний кто в своей стратегии делает огромную ставку на природные ресурсы Северной Африки.
Необходимо напомнить, что когда в 1986 году в Алжире вступил в силу новый закон о разведке и добыче нефтегазовых ресурсов, который предоставил иностранным компаниям привилегии и льготы для инвестиций в ТЭК, то компания ENI была первой, кто подписал соглашение с алжирской стороной о новой инвестиционной программе в нефтегазовый сектор Алжира. А уже в 1991 году было подписано второе соглашение об газовых поставках в Италию, которые теперь стали переправляться по газопроводу «ТРАНС-МЕД».
Строительство системы газопроводов «ТРАНСМЕД» началось в 1977 году и предполагало проложить около 2000 км газопровода, из которых 371 км должен был проходить по территории Туниса, 155 км пересекать Средиземное море в направлении о. Сицилия, около 600 метров по сицилийскому каналу, и далее 1470 км по территории Италии в район Болонии. Система газопроводов включает 8 газо-компрессорных станций.
На сегодняшний день в большей степени в систему «ТРАНС-МЕД» газ поступает с алжирского месторождения Хасси Р'Мель.
В мае 2005 года компания ENI и алжирская компания Sonatrach подписали соглашение о приобретении тунисской компании Trans Tunisian Pipeline Company (TTPC), которая перекачивала алжирский газ по территории Туниса. Это соглашение позволит увеличить возможные объемы перекачки нефти на 3,2 млрд кубов начиная с 1 октября 2008 года и еще на 3,3 млрд кубов в год с 2012 года.
Сегодня Алжир также модернизирует заводы по производству СПГ в Bethiou, Arzew и Skikda, которые были построены в начале 70-х годов общей производительностью около 1094 миллиарда кубических футов в год. Последующая работа над проектом увеличила выработку до 1200 миллиардов кубических футов в год. Имеется 11 действующих контрактов на поставку 911 миллиардов алжирского СПГ, причём более одной трети законтрактованного газа будет поставлено компании Gaz de France.
Другой крупный проект, который осуществляют алжирская Sonatrach и испанская Cepsa, - это строительство трубопровода Medgaz, который будет вторым каналом поступления алжирского газа в Испанию (помимо СПГ). Ожидается, что к двум компаниям присоединятся BP, Endesa, ENI, Gas de France и TotalFinaElf. Образованный консорциум будет контролировать всю производственную цепь, от добычи газа в Алжире до его распределения, а также выработку на его основе электроэнергии в Европе. Сегодня по данному проекту уже разработано ТЭО с минимальной пропускной способностью в 8 млрд м3 в год.
Возможность строительства еще одного газопровода - от алжирских месторождений в районе In Salah до острова Сардиния, затем через территорию острова Корсика в Италию - изучает итальянская электрическая компания Edison. Контракт на закупки 4 млрд м3 газа месторождений группы In Salah уже заключен, поставки начались в 2003 году. В случае реализации всех трех проектов суммарные мощности транспортировки газа в Европу по трубопроводам из Алжира и Ливии в ближайшие годы увеличатся почти вдвое.
Сегодня правительства ресурсодобывающих стран Северной Африки отчетливо видят прямую зависимость развития экономики страны от иностранных инвестиций, поэтому нет сомнений в том, что руководство стран будет продолжать предпринимать действия для улучшения инвестиционного климата, инвестиционной привлекательности и развития инвестиционных процессов в регионе.
На современном этапе для процесса сотрудничества в инвестиционной сфере, а также в области энергетической безопасности как в рамках Союза арабского Магриба, так и для процесса сближения арабских стран Северной Африки со странами ЕС на двусторонней основе характерны такие черты как: различия в политических системах, экономических структурах, неурегулированность
отдельных спорных вопросов в отношениях друг с другом, внутренняя нестабильность в ряде стран, усиление роли исламского экстремизма в регионе Северной Африки, проблема смены власти и ее влияние на ТЭК, наличие горячих точек в регионе, дезинтегра-ционные процессы внутри- и внешнеполитического характера.
Отдельной группой противоречий на пути улучшения инвестиционной привлекательности и обеспечения энергетической безопасности стран Магриба и ЕС являются проблемы двусторонних отношений между странами Магриба. Сложный путь прошли ливийско-тунисские, алжиро-ливийские отношения, однако центральное положение в этом плане занимают мароккано-алжирские отношения. Речь идет о Западносахарской проблеме, которая на сегодняшний день затрагивает не только интересы стран Магриба в области энергетической безопасности, но и в целом экономику и политику всего средиземноморского региона в той или иной степени, хотя Западная Сахара - это всего лишь на первый взгляд бывшее колониальное владение Испании (так называемая Испанская Сахара).
Что касается Союза Арабского Магриба, то здесь и в экономической области остаются значительные разногласия между его участниками. Эффективное развитие отношений предполагает определенную синхронность в развитии, чего нет в действительности. В этой связи перед каждой страной стоят разные экономические задачи, и их трудно совместить при выработке общей экономической политики Союза.
Как было сказано в докладе Союза Арабских банков, «спасение арабов в образовании единого экономического организма». Для этого необходима реализация целого комплекса мер, таких как модернизация банковского сектора, универсализация торговых и тарифных законодательств.
Кроме того, в рамках САМ для всех его участников весьма актуальной остается проблема самообеспечения продовольствием. Экономической интеграции внутри САМ препятствует и зависимость от внешних факторов. Как известно, большинство стран Магриба имеет приоритетные торговые связи с Европой. Учитывая схожесть экспортной номенклатуры товаров, участники САМ, с одной стороны, являются конкурентами в отношениях с ЕС, а с другой, - испытывают немалые трудности в развитии внутрисоюзной торговли. Из-за зависимости экономики САМ от внешних структур (МВФ, МБРР и т.д.), практически отсутствует координация экономической и финансовой политики внутри союза. Одни страны, например Тунис, Марокко, не имеют возможности проводить относительно независимую валютно-финансовую и бюджетную политику, поскольку связаны с МВФ программами структурной перестройки, другие, например Алжир, имеют весьма ограниченные условия для маневра в силу нестабильности как экономической, так и политической ситуации. Следствием всего этого является слабость торговли между странами Магриба. К этому добавляются социальная нестабильность и кризисные явления в национальных экономиках.
При рассмотрении тенден-ций притока иностранных инвестиций в арабские страны Магриба важное значение приобретает определение факторов, оказывающих значитель-ное влияние на принятие решений о размещении инвестиций. Целесообразно объединить факторы в две группы и затем попытаться проследить изменения их роли в процессе привлечения ПИИ.
Соответственно, к традиционным факторам относятся, прежде всего: численность населения, абсолютный объем ВВП, ВВП на душу населения и прирост ВВП. В эту же группу включены некоторые факторы, которые, согласно UNCTAD, рассматрива-ются как составная часть правительственных стратегий по при-влечению ПИИ и мер по интенсификации бизнеса в принимаю-щих странах. К ним относятся различные ограничения для инос-транных инвесторов по входу в проекты в национальной эконо-мике развивающихся стран, а также экономическая и политическая стабильность.
При этом следует помнить, что различные элементы стратегий привлечения иностранных инвестиций могут влиять на отдельные типы ПИИ по-разному. Например, требования по локализации производства, т.е. обязательное включение в про-изводственные процессы товаров, персонала и услуг местного происхождения, в гораздо большей степени могут препятство-вать привлечению инвестиций, ориентированных на достиже-ние эффективности, нежели ориентированных исключительно на поиск рынка.
Выбор нетрадиционных факторов привлечения инвести-ций определяется предположением о том, что разницы в изде-ржках,
Таблица 1. Факторы, определяющие инвестиционную привлекательность стран Северной Африки
Традиционные факторы, направленные на поиск новых рынков и ресурсов:
1. Абсолютный объем ВВП.
2. Численность населения.
3. Правительственные стратегии по привлечению ПИИ в экономику.
4. Принимаемые меры по интенсификации бизнеса в принимающих странах.
5. Экономическая и политическая стабильность.
6. Емкость национального рынка.
7. Ограничения для иностранных инвесторов по входу в проекты.
Нетрадиционные факторы - факторы эффективности бизнес-процессов:
1. Состояние местного финансового рынка.
2. Качество существующей инфраструктуры.
3. Особенности развития частного сектора.
4. Уровень образования рабочего населения (профессиональные навыки персонала).
5. Доступность квалифицированных кадров.
6. Фактор формирования себестоимости, в т.ч. уровень сложности налоговой системы).
7. Внешнеторговые факторы (ограничения на внешнюю торговлю).
8. Изменение доли внешней торговли в ВВП страны.
9. Степень сложности ведения бизнеса.
10. Интеллектуальные ресурсы.
Обще-экономические факторы:
1. Возможность прямого вмешательства гос-ва в процесс управления инвестиционными проектами.
2. Валютный режим.
3. Контроль сбыта.
4. Возможность репатриации капитала и прибылей.
5. Устранение таможенных барьеров на пути товаров из стран южного Средиземноморья в ЕС.
6. Дисбаланс в уровнях экономического развития государств-членов ЕС и североафриканских стран.
7. Выделенные пакеты финансовой помощи странам Северной Африки.
8. Демографический подъем в Северной Африке и демографический спад в Европе {Европе выгоднее создать новые рабочие места в Африке, чем принять поток иммигрантов).
Геополитические факторы:
1. Географическая близость регионов.
2. Наличие в Северной Африки огромных запасов топливно-энергетических ресурсов.
определяемые спецификой местных факторов производс-тва, в результате процесса глобализации стали играть возрас-тающую роль в процессе принятия инвестиционных решений.
Соответственно, к нетрадиционным факторам относят-ся основные факторы бизнес-среды, часто называемые в англоязычной научной литературе как "компле-ментарные факторы": состояние местного финансового рын-ка, особенности развития частного сектора и образования. Помимо этого, к нетрадиционным мы также относим факторы формирования себестоимости и внешнеторговые факторы.
Таким образом, традиционные факторы все еще являются ре-шаю-щими для распределения ПИИ, инвесторы при прочих равных условиях по-прежнему отдают предпочтение крупным разви--вающимся странам, к тому же лидирующим по притоку ПИИ, чем странам небольшим. А нетрадиционные факторы — комплементарные факторы и открытость к торговле — в большинстве своем об-наруживают ожидаемую взаимосвязь с ПИИ, но в общем пока не стали определяющими.
Наглядно представлены и систематизированы факторы, определяющие инвестиционную привлекательность арабских стран Северной Африки в табл. 1.
Дополнительно предлагается рассмотреть результаты проведенного анализа факторов национальной политики в отношении ПИИ (табл. 2).
Чтобы оценить степень важности тех или иных политических решений, в табл. 2 собрана классификация решений по уровню контролируемости процессов привлечения инвестиций со стороны государства. Она включает в себя промышленную политику, макроэкономическую политику и иные политические меры и факторы.
Подобный подход позволяет с некоторой степенью условности структурировать и систематизировать многочисленные различные подходы к формированию инвестиционной политики и факторов, влияющих на привлечение ПИИ.
Для успешного развития инвестиционных процессов важно найти баланс интересов стран-потребителей, входящих в ЕС, и стран
южного Средиземноморья, которые хотели бы создать свою мощную промышленную базу и которых не устраивает роль сырьевого придатка Европейского Союза. Европейские страны начали проводить новую средиземноморскую политику с начала 90-х гг., основой которой было стремление сообщества расширить объем финансовой помощи своим южным соседям и предоставить новые льготы доступа их сельскохозяйственной продукции на рынки ЕС. Акцент при разработке нового средиземноморского курса был сделан на три основных аспекта:
Во-первых, на децентрализованное сотрудничество, предполагающее привлечение как можно большего числа участников при осуществлении финансируемых ЕС проектов.
Во-вторых, приоритет при осуществлении любых проектов отдавался защите окружающей среды как главного фактора развития региона в будущем.
В-третьих, специальный пакет финансовой помощи решено было направить на структурную перестройку экономики стран Средиземноморья, но речь здесь идет скорее об адаптации структуры экономики стран Средиземноморья нуждам ЕС.
И, хотя явно видны благие цели этой перестройки - это создание новых рабочих мест, модернизация экономики, повышение роли частного сектора, развитие модели «цивилизационного» капитализма и недопущение в итоге авторитарных режимов, но нельзя считать, что сообщество руководствовалось исключительно бескорыстными целями улучшения жизни в странах Средиземноморья. Прежде всего, ЕС было вынуждено задуматься о факторах стратегической стабильности и, в первую очередь, о своей политической и энергетической безопасности.
Основные экономические цели инвестиционной и интеграционной политики ЕС на южном направлении были провозглашены в начале 90-х гг. в рамках новой средиземноморской политики. (рис.
3).
Во-первых, сохранение и расширение североафриканского рынка для товаров, поступающих из ЕС. Во-вторых, максимальное использование топливно-сырьевых ресурсов стран Северной Афри-
Таблица 2. Факторы национальной политики, оказывающие влияние на иностранные инвестиции
Экономические факторы, контролируемые
национальным правительством Другие факторы
Промышленная Макроэкономическая
политика политика
Влияние на Финансовые и Доступность и Глобальная
потенциальных фискальные условия соответствующий экономическая
иностранных Эффективность уровень интеграция и
инвесторов административных инфраструктуры и транспортные затраты
процедур и рабочей силы. Международные
регулирование прав развитость трудовых договоры и
собственности отношений соглашения (вкл.ВТО)
Продвижение, целевая Стабильные Системы страхования
работа и позитивные и рейтинги по
формирование имиджа макроэкономические политическим рискам
Развитие ключевых условия и их Близость к емким и
отраслей (агломераты перспективы динамичным рынкам
и кластеры) Приватизационные Природные ресурсы
Развитие экспорта программы Исторические связи и
Степень развитости языковой барьер
финансовых рынков и Коррупция
положений с долгами Финансовые условия в
Зарегулированность странах-донорах
торговли товарами и
услугами
Влияние на уже Налогообложение Трудовое Региональные и
присутствующих Требования по законодательство международные
иностранных производительности Торговая политика, инвестиционные
инвесторов Взаимодействие с продвижение экспорта соглашения
НИИ и создание Глобальная экономи-
Поощрение НИОКР инфраструктуры ческая интеграция
Повышение Конкурентная политика Институты
квалификации Развитие финансового гражданского
персонала рынка общества
Влияние на Поощрение развития Образование и Глобальная
местные отношений с ТНК улучшение навыков экономическая
предприятия Поощрение Мобильность рабочей интеграция
повышения силы
технологичности Конкурентная политика
производства Продвижение экспорта
Поощрение программ
развития персонала
Улучшение
управления
поставками
ки для поддержания стабильного экономического роста в странах Евросоюза и обеспечения энергетической безопасности. В-третьих, оказание поддержки рыночным реформам в государствах Арабского Магриба путем внедрения инноваций в существующий процесс торгово-экономического сотрудничества. И, наконец, содействие экспорту капитала из европейских стран в государства Северной Африки и, в конечном счете, их более глубокой интеграции в мировое рыночное хозяйство. Перед правительствами государств Северной Африки в процессе изучения инвестиционной политики Европейского союза и основных целей по развитию инвестиционных процессов в направлении Северной Африки обязательно возникнет потребность и задача выбора наиболее интересной и приемлемой для страны инвестиционной доктрины с пониманием конкретных решений, которые необходимо принять на уровне правительства.
В связи с этим предлагается схема поэтапного формирования инвестиционной доктрины для правительств арабских стран Северной Африки (рис. 4)
Сегодня Европейский союз, сделав ставку на страны Северной Африки, является так называемым драйвером процесса экономического и интеграционного развития этих стран. Ведь именно европейские инвестиции и инновации в торгово-экономическую сферу и сектор промышленности в состоянии сегодня поднять экономики этих арабских стран на должный уровень в рамках инвестиционной политики, проводимой Европейским союзом.
Исследованное состояние инвестиционного климата в странах Северной Африки пре-допределяет необходимость проведения правительствами раз-вивающихся стран взвешенной политики, направленной на до-стижение максимально возможных положительных эффектов от поступления прямых иностранных инвестиций и минимизации рисков по возникновению негативных последствий. При выработке выверенной политики по привлечению инвестиций пра-витель-ства должны учитывать две специфические особенности, при-сущие современному инвестиционному процессу. Первая осо-бен-ность — отсутствие исчерпывающей информации у стороны, принимающей инвестиции, что может привести к недостаточ-ному
Рис. 3. Приоритетные цели инвестиционной политики ЕС.
Рис 4. Схема поэтапного формирования инвестиционной доктрины арабских стран Северной Африки, предназначенной для последовательного и обоснованного принятия решений правительствами государств.
_I_
Оценка стратегических направлений формирования инвестиционных ресурсов
I ~
Формирование инвестиционной политики по основным аспектам инвестиционной
деятельности
I
Разработка организационно-экономического механизма обеспечения реализации инвестиционной стратегии
Ресурсное обеспечение Нормативно-правовое обеспечение Мониторинг инвестиций Инвестиционный контролинг
1
Оценка эффективности разработанной инвестиционной стратегии
Рис. 5. Алгоритм формирования новых инвестиционных процессов в топливно-энергетическом комплексе
Рис. 6. Комплекс мероприятий по развитию инвестиционных процессов в странах Северной Африки
притоку ПИИ или к притоку «некачественных» инвести-ций. Вторая — ошибки правительств многих стран, заключа-ющиеся в том, что они не учитывают в полной мере отличия национальных интересов от интересов инвесторов.
В связи с вышесказанным, всем заинтересованным государственным и коммерческим организациям, задействованным в разработке стратегии и тактики развития инвестиционных процессов, разработке новых механизмов стимулирования привлечения иностранных инвестиций, предлагается рассмотреть разработанный алгоритм формирования новых инвестиционных процессов в топливно-энергетическим комплексе (рис. 5)
Результаты исследования позволяют предположить, что ближайшие годы, возможно, станут свидетелями нового увеличе-ния притока прямых иностранных инвестиций в развивающи-еся страны Северной Африки. Не исключено и сохранение высокого уровня не-постоянства инвестиционных потоков в силу разразившегося в 2008 году мирового финансового кризиса.
Интеграционным процессам между странами Магриба и ЕС препятствует ряд еще нерешенных вопросов и конфликтов в Североафриканском регионе. Но направление сотрудничества с Европейским Союзом, несомненно, приведет к улучшению экономической ситуации в Магрибе, будет в дальнейшем способствовать развитию инвестиционных процессов, проникновению североафрикан-
ских товаров на европейский рынок, возможно, подтолкнет страны к урегулированию Западносахарского конфликта и окажет посредничество в борьбе с исламским экстремизмом.
C учетом существующей нестабильности в мировой экономике, мировых процессов глобализации и политических интересов отдельных стран был сформирован комплекс мероприятий по диверсификации способов транспортировки в Европу российских энергоносителей (рис. 6).
Успехи и достижения в сфере техники и технологий, благоприятный политический климат и быстрый экономический рост ряда развивающихся стран, старение населения промышленно-развитых стран, ско-рее всего, в ближайшем будущем будут стимулировать приток капитала именно в развивающиеся страны и в первую очередь в страны, обладающие природными ресурсами. Система прогнозирования инвестиционного потенциала любой стра-ны и развития инвестиционных процессов с точки зрения привлекательности для иностранных инвес-торов при этом требуют дальнейших исследований.
Литература:
1. Oil, Gas, Coal and Electricity statistics review, 4-th quarter 2005, Paris, International Energy Agency, 2005.
2. Bulletin of the European Union, 2005.